Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Отсрочка по работе — кому дается». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Контролирующим органом любой организации является трудовая инспекция, регулярно проверяющая соответствие существующим законодательным нормам. Поэтому руководство предприятия уделяет большое внимание кадровому учету.
Какая информация из военного билета обязательно вносится в личное дело
Проверка личных дел сотрудников мужского пола, помимо необходимых документов, предполагает тщательное изучение приложенной копии военного билета, страниц, содержащих полную информацию:
- Вынесенное решение призывной комиссии.
- Внесенные сведения о прохождении службы.
- Данные об имеющихся послужных званиях, наградах гражданина, также ранениях, полученных во время исполнения служебного долга.
- Отметки, подтверждающие присутствие в запасе, либо на воинских сборах.
- Записи о постановке работающего мужчины на учет или снятии с него.
Учитывается и помечается вид «военника»: документ, выданный после окончания учебного заведения, имеющего военную кафедру, либо получение непосредственно в армии. В кадрах ведется строгий учет личных дел каждого работника.
Вопрос, волнующий многих, как устроится на работу без военного билета, вполне резонный, но на рост карьеры, хорошую должность с большим окладом, рассчитывать в этой ситуации не стоит.
Можно ли трудоустроиться без без военного билета в 2023 году
Согласно статье 65 ТК РФ, военный билет включается в перечень документов, необходимых к предоставлению при трудоустройстве. Вместе с тем работодатель не имеет права в отказе для приёма на работу граждан, которые не имеют послужного списка, но, конечно, при том условии, если другие объективные причины для не взятия в штат отсутствуют.
В реальной действительности трудовые организации неохотно берутся за дело с такими соискателями, поскольку у нанимателя в дальнейшем может возникнуть ряд проблем, о которых мы подробнее поговорим несколько позднее. Однако ни одна кадровая служба не откроет потенциальному наёмному рабочему истинную причину отказа в трудоустройстве, если на самом деле она заключается в отсутствии у него так называемого военника. И всё потому, что в сложившейся ситуации молодой человек имеет полное право подать жалобу в трудовую инспекцию с целью дальнейшего разбирательства.
Какие страницы военного билета должны быть в личном деле сотрудника
Порядок ведения кадрового учёта периодически проверяется государством с целью установления его соответствия принятым законодательством нормам. Центральный орган, контролирующий данные вопросы, – это трудовая инспекция. Именно она осуществляет проверку личных дел всех работников, в которых, кроме основного перечня документов, подшит и копия военного билета.
Данная бумага в обязательном порядке должна содержать следующую информацию:
- вердикт призывной комиссии;
- сведения о прохождении воинской службы;
- отметку о звании;
- данные о наградах;
- информацию о получении ранений;
- отметки о присутствии в запасе или на воинских сборах;
- данные о постановке на воинский учёт или же снятии с него;
- сведения, касающиеся антропометрии.
Каждый работник отдела кадров должен иметь в виду, что военные билеты при трудоустройстве бывают двух типов: те, которые получают по окончанию обучения на военных кафедрах (речь идёт о билете офицера запаса), а также те, которые выдаются в самих воинских частях. Информация располагается в них по-разному, по этой причине необходимо проявлять предельную внимательность, которая поможет избежать административного наказания за неимение документа военного учёта при трудоустройстве.
Согласно Федеральному закону №53 «О воинской обязанности и военной службе», а точнее, статьи 24, части 1, пункта «л», отсрочить призыв в армию могут граждане мужского пола, зарегистрированные по законодательству РФ о выборах, как кандидаты на замещение путём прямых выборов должностей или же членства в одном из органов (палате органов) гос. власти или в каком-либо органе местного самоуправления.
Основное условие для предоставления отсрочки по причине участия призывающегося лица в выборах — это факт регистрации призывника в кандидаты на депутатский пост в вышеуказанных органах гос. власти.
Из вышесказанного вытекает: если гражданин выдвинул собственную кандидатуру на депутатский пост, непременным условием для гарантированного получения отсрочки является наличие документов, подтверждающих факт регистрации призывника в качестве участника в выборах. Именно такие документы нужно предоставить в военкомат, чтобы отсрочка от армии по причине участия в выборах была оформлена на законном основании.
Так возьмут ли на работу без военного билета?
Таким образом, ситуация выглядит двояко. С одной стороны, вы обязаны предоставить в отдел кадров военный билет или приписное свидетельство, а работодатель обязан вести учет военнообязанных и отчитываться в военкомат. С другой стороны, прямого запрета в законодательстве не брать на работу человека только потому, что у него нет военного билета, тоже не предусмотрено. В результате все зависит от следующих факторов:
- Формат и масштаб компании – крупная федеральная компания, которая хотя бы на словах дорожит своей репутацией, может и не взять на работу человека без военного билета. А фирмы поменьше могут быть более лояльны – опять же, при условии, что кадровик выполнит все предписанные законом процедуры.
- Характер должности – если это линейная позиция с высокой текучкой кадров, вам могут взять и без военного билета. Кадровик выполнит все, что должен сделать по закону, а дальше или военкомат все-таки вас призовет, или вы сами уволитесь, не выдержав графика, условий работы, ее специфики, общения с клиентами и т. п. Или вас уволит сам работодатель, потому что вы не справляетесь с работой.
- Позиция работодателя – что принципиально решил по этому вопросу генеральный директор, руководитель филиала и т. д. Какая установка идет из головного офиса, что советует юридический отдел. Как сильно нужны работники на эту должность, какая у вас квалификация и опыт. Словом, тут как повезет – или не повезет.
При этом работодатель имеет право не принимать на работу человека без военного билета. Это право подтверждается в решения судов, подтверждавших законность такого отказа и не налагающего на отказавшего работодателя никаких взысканий. Короче говоря, на какую-то линейную позицию вроде продавца-консультанта или оператора контактного центра, вас, вполне возможно, и возьмут, но о карьерном росте без военного билета речи быть не может. Чем выше должность, тем больше требований к кандидату, в том числе и к его документам. Их отсутствие – потенциальная проблема для работодателя. А зачем он будет наживать себе проблему, если может принять человека с документами.
Перечень разрешенных профессий
Отсрочка от армии по работе предоставляется при:
- Работе в ОВД, государственной пожарной службе, ОУИ, в таможне. Отсрочка предоставляется на время действия заключенного контракта.
- Выдвижении призывником своей кандидатуры на пост депутата Государственной Думы Российской федерации, органов областного или местного самоуправления в соответствии с действующим законодательством РФ. Право на отсрочку предоставляется до дня оглашения официальных итогов проведенных выборов.
- Избрании депутатом Госдумы, законодательного органа одного из государственных субъектов, муниципального образования или руководителем муниципалитета. Отсрочка предоставляется в период выполнения государственных обязанностей.
- Работе в МЧС, ФСБ и учебе. Необходимым условием является наличие спецзвания.
Перенести срок призыва могут при службе и в других заведениях при наличии специализированного высшего образования и с условием поступления на работу сразу после окончания высшего учебного заведения. Отсрочка предоставляется на весь период службы в указанных органах.
Отсрочка по работе может быть предоставлена также:
- Работникам органов МВД, УИС;
- Поступившим на службу в войска Нацгвардии (наличие высшего образования и специальных знаний обязательно).
Спортсмены подлежат призыву в армию на общих основаниях.
Отсрочка от армии по работе на оборонном предприятии
Начиная с 2014 года, в Госдуме периодически представляется законопроект, касающийся отсрочки для выпускников высших учебных заведений, поступающих на работу в оборонные предприятия. Одобрительные заключения были получены от нескольких министерств, однако, важной и ключевой является позиция Минобороны. По приблизительным подсчетам принятие законопроекта позволило бы избежать службы в армии около 14 тыс. Граждан РФ.
Согласно предложенному законопроекту, студент после окончания высшего учебного заведения с отличием или после прохождения целевого обучения должен получать отсрочку на время работы не больше, чем на 4 года. Перечень предприятий, работники которых получат право на отсрочку, устанавливается правительством России. В итоге обсуждений законопроект не был принят.
Согласно законодательству РФ, действующему в 2018 году, работа в ОПК (оборонно – промышленный комплекс) не является основанием для отсрочки.
Возможности безбилетников. Куда можно устроиться без военника?
Тем, кто мечтал посвятить себя чисто мужскому делу – охранять, защищать, спасать и помогать, придется пересмотреть свои предпочтения. Необходимо предъявлять военный билет при приеме на работу такого типа.
Без военного билета из списка желаемых профессий можно сразу исключить службы и ведомства, где необходим армейский опыт. Это МЧС, ГИБДД, МВД, таможня, охрана.
Наличие военного билета это своего рода подтверждение физического и психологического здоровья человека. Любой работодатель стремится укомплектовать штат адекватными и стрессоустойчивыми людьми, поэтому имея на руках военник, можно смело пробовать трудоустроиться в любой сфере деятельности. Отслуживших охотнее принимают на работу в отличие от кандидатов, которые по каким-то причинам не могут предоставить документ воинского учета.
Санкции для работодателя
Отсутствие действующего военника является законным основанием работодателя для отказа в официальном трудоустройстве, что предусмотрено в статье 65 ТК. Это влечет за собой наложение штрафа в размере от трех до десяти минимальных зарплат, уровень которых устанавливается законодательной властью. Также в данной статье оговорено, что работодатель не имеет права не взять на работу человека безосновательно. Эта мера исключает возможность ущемления массовых и религиозных меньшинств.
Поэтому если не берут на работу без объяснения причины, гражданин имеет право обратиться с жалобой в соответствующие структуры. Человек может известить сотрудника отдела кадров о том, куда он намерен обратиться.
Работодатель может принять на работу человека без военника, при написании им расписки, согласно которой он обязан предоставить военный билет или копию всех необходимых страниц в оговоренный срок.
Как рассматривают заявление?
Рассматривать заявление о замене военной службы на альтернативную гражданскую будет призывная комиссия – коллегиальный орган, состоящий из представителей разных органов власти. На заседание комиссии призывника вызывают повесткой.
Молодому человеку нужно будет устно объяснить, в чем заключается суть его убеждений, противоречащих службе в армии. Поэтому стоит заранее подготовить план выступления, чтобы донести до членов комиссии свою мысль. Перед призывником не стоит задача убедить комиссию в правильности своих убеждений – нужно лишь стройно продемонстрировать собственные взгляды и быть готовым ответить на вопросы. Он может пригласить на заседание знакомых или родственников, которые будут готовы подтвердить достоверность его доводов, и попросить их заслушать.
По результатам заседания призывная комиссия вынесет решение о замене военной службы на альтернативную гражданскую. Если молодому человеку отказали в удовлетворении его просьбы, он вправе оспорить это решение в судебном порядке. Пока решение суда не вступит в законную силу, его не смогут призвать в армию.
Служить поближе к дому, если есть дети или пожилые родители
Как это работает. Закон не дает возможности выбирать, где служить. Отправить могут и в удаленную воинскую часть, если государству там нужны военные. Но все-таки призывников распределяют не как получится, а по правилам. Некоторые из этих правил могут пригодиться, чтобы служить ближе к дому.
По закону призывника должны отправить служить рядом с местом его жительства, если:
Если у призывника двое детей или родители болеют так, что за ними нужно постоянно ухаживать, а кроме призывника делать это некому, его вообще не должны забирать служить. Это основания для отсрочки, от которой нельзя отказаться.
Чтобы служить направили рядом с местом жительства, нужно заранее сообщить военкомату о том, что есть такие обстоятельства. Для этого понадобятся документы, подтверждающие родство, — обычно это свидетельство о рождении или об установлении отцовства. Возраст родителей подтвердят копии их паспортов, а болезнь — справки от врача. Могут попросить и другие документы. В законе эти правила четко не прописаны, уточняйте в своем военкомате.
Все это не гарантирует, что призывника отправят служить именно в ближайшую воинскую часть. В законе есть оговорки: направлять туда призывников с детьми или пожилыми родителями нужно «по возможности» и «в пределах установленных норм призыва». Но все-таки это дополнительная законная возможность как-то повлиять на свое место службы.
Не служил в армии? Не годен к госслужбе
НАША СПРАВКА
Требования заявителя (Парламент Чеченской Республики): Признать запрет на допуск к госслужбе граждан, не прошедших военную службу без законных на то оснований, противоречащим Конституции РФ, так как он нарушает принципы свободы труда и равного доступа к государственной службе.
Суд решил: Сам по себе данный запрет не противоречит Конституции РФ. Однако его бессрочный характер не отвечает конституционным требованиям разумности, справедливости и соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод, а потому не соответствует Конституции РФ. В связи с этим федеральному законодателю надлежит установить сроки действия этого запрета.
КС РФ по запросу заявителя проверил конституционность п. 1 ст. 3 Закона (далее – оспариваемое положение), расширяющего перечень связанных с госслужбой ограничений (ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», далее – закон о госслужбе). Согласно внесенному им изменению гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на госслужбе, в случае если призывная комиссия признала его не прошедшим военную службу без законных на то оснований.
Заявитель считает, что оспариваемое положение нарушает конституционные принципы равенства граждан (ч. 2 ст. 6 Конституции РФ), соразмерности возможных ограничений конституционных прав и свобод (ч. 2 и ч. 3 ст. 55 Конституции РФ), ограничивает право на равный доступ к госслужбе (ч. 4 ст. 32 Конституции РФ), а также право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37 Конституции РФ). Кроме того, по мнению заявителя, оспариваемое положение необоснованно ухудшает положение лиц, поступивших на госслужбу до его вступления в законную силу.
Заявитель также подчеркнул, что в ряде случаев пройти службу по призыву невозможно в силу объективных причин. Он напомнил, что с начала 90-х годов и до 2012 года на территории Чеченской Республики призыв не проводился вообще, а в настоящее время от этого региона призывается лишь небольшое количество молодых людей (в этом году планируется призвать около 500 человек). Получается, что многие граждане не проходят армейскую подготовку в силу не зависящих от них обстоятельств, а не потому что уклоняются от службы по призыву. Однако госслужащими они стать не могут.
Еще один спорный момент, на который указали члены Парламента Чеченской Республики в своем заявлении, – бессрочность запрета на допуск уклонистов к госслужбе. Они подчеркнули, что уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы является преступлением (ст. 328 УК РФ), за совершение которого виновный может быть лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью – на срок от года до пяти лет в качестве основного вида наказания и от шести месяцев до трех лет в качестве дополнительного (ст. 47 УК РФ). Таким образом, даже в УК РФ, устанавливающем наказания за наиболее серьезные общественно опасные деяния, определены конкретные сроки действия такого запрета. Получается, что оспариваемая норма противоречит УК РФ и поэтому подлежит пересмотру.
КС РФ уже неоднократно отмечал, что деятельность госслужащих осуществляется в публичных интересах, поэтому они наделены особым правовым статусом. Федеральный законодатель может устанавливать специальные правила поступления на госслужбу и ее прохождения, а также предъявлять к госслужащим и поступающим на службу лицам специальные требования, причем речь идет не только о деловых, но и о морально-нравственных качествах (Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2013 г. № 6-П, Определение КС РФ от 1 июля 1998 г. № 84-О, Определение КС РФ от 1 декабря 1999 г. № 219-О, Определение КС РФ от 3 октября 2002 г. № 233-О, Определение КС РФ от 20 октября 2005 г. № 378-О, Определение КС РФ от 22 октября 2008 г. № 538-О-О). Такие ограничения не ущемляют права граждан, в случае если являются формально определенными, четкими и не допускают расширительного толкования. Кроме того, они не должны иметь обратной силы (Постановление КС РФ от 15 июля 1999 г. № 11-П, Постановление КС РФ от 27 мая 2008 г. № 8-П, Постановление КС РФ от 30 июня 2011 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 18 июля 2013 г. № 19-П, Постановление КС РФ от 21 марта 2014 г. № 7-П).
Защита Отечества – конституционно закрепленная обязанность каждого гражданина России (ч. 1 ст. 59 Конституции РФ), которая может быть реализована посредством несения военной службы, напомнил КС РФ. Основной формой последней является военная служба по призыву (ст. 2 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»; далее – закон о военной службе). Призыву, напомним, подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, за исключением освобожденных от исполнения воинской обязанности или призыва на военную службу. В некоторых случаях мужчинам предоставляется отсрочка от призыва на военную службу, а кто-то призыву и вовсе не подлежит (п. 2 ст. 22 закона о военной службе).
КС РФ подчеркнул, что отношение гражданина к обязанности пройти военную службу характеризует его как способную или, напротив, неспособную к ответственному осуществлению публичной деятельности личность и поэтому может рассматриваться как особое репутационное требование, предъявляемое к лицам, которые претендуют на занятие должности госслужащего (абз. 1 п. 3.2 Постановления). Доступ к госслужбе лиц, не служивших в армии без законных на то оснований, снижает не только престиж военной службы, но и авторитет самой госслужбы. Запрет такого доступа не противоречит Конституции РФ, поскольку преследует конституционно значимую цель сохранения и надлежащего функционирования публичного правопорядка, отметил Суд.
Заключение о том, что гражданин не прошел военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, выносит призывная комиссия при зачислении его в запас (п. 1.1. ст. 28 закона о военной службе). Стоит отметить, что данное положение вступило в силу только с 1 января текущего года. Поэтому в отношении тех, кто не служил без законных на то оснований, но был зачислен в запас до 1 января 2014 года, такое заключение выноситься не может. Соответственно, не может распространяться на них и ограничение, установленное оспариваемым положением. В то же время уклонисты, которые поступили на госслужбу до указанной даты, но еще не достигли возраста 27 лет, должны будут оставить занимаемые ими должности. В противном случае они получали бы необоснованные преимущества при реализации права на равный доступ к госслужбе по сравнению с теми, кто только претендует на замещение должностей госслужбы, считает КС РФ (абз. 3 п. 4 Постановления).
Важно отметить, что призывная комиссия может вынести заключение о признании гражданина не прошедшим военную службу без законных на то оснований вне зависимости от того, привлекался ли он к ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету (ст. 21.5 КоАП РФ) или уклонение от призыва на военную службу (ч. 1 ст. 328 УК РФ). Более того, в законодательстве не закреплена обязанность призывной комиссии ни по установлению факта привлечения гражданина к такой ответственности, ни по оценке фактических обстоятельств, вследствие которых он не прошел военную службу.
Тем не менее, заключение призывной комиссии может быть обжаловано в суде в порядке, установленном гл. 25 ГПК РФ. Суд обязан исследовать по существу фактические обстоятельства и не вправе ограничиваться установлением формальных условий применения нормы, поскольку иное приводило бы к ограничению права граждан на судебную защиту (см., например, Постановление КС РФ от 6 июня 1995 г. № 7-П, Постановление КС РФ от 28 октября 1999 г. № 14-П, Постановление КС РФ от 14 июля 2003 г. № 12-П, Постановление КС РФ от 12 июля 2007 г. № 10-П). Таким образом, причины, в силу которых гражданин не прошел военную службу, все же подлежат исследованию, следовательно установленный оспариваемым положением запрет сам по себе не противоречит Конституции РФ, считает КС РФ.
Работа в органах правопорядка имеет множество преимуществ и поэтому привлекательна для молодых людей. Однако отбор претендентов осуществляется по строгим критериям, один из которых — обязательная служба в армии. Но и здесь можно найти выход, отслужив на АГС, получив отсрочку из-за обучения на очной форме или отработав до 5 лет в ППС.
Перед трудоустройством каждый кандидат обязан пройти многоступенчатое психологическое тестирование, в ходе которого устанавливается уровень стрессоустойчивости, адекватность реакции на раздражители, психическую зрелость. Дополнительным исследованием станет прохождение полиграфа.
Кандидату нужно заручиться поддержкой действующего сотрудника полиции, чей стаж в структуре превышает 3 года, а также взять характеристику участкового с подписями нескольких соседей, подтвердивших отсутствие жалоб на соискателя.