Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок прекращения гражданства РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Указом Президента Российской Федерации №1325 даётся подробное описание правил, в согласии с которыми производится отказ от государственной принадлежности, то есть гражданства. Это действие может быть выполнено двумя способами: обычным либо упрощённым. Отдельно рассматривается вопрос об аннулировании решения о выдаче гражданства. По сути, последнее является принудительным лишением статуса гражданин России и осуществляется исключительно по решению суда.
Процедура лишения гражданства
У каждой из схем есть собственные нюансы, поэтому кратко рассмотрим каждую из них.
Общая схема
Общим порядком в добровольной форме лишаются гражданства россияне, которые на постоянной основе живут в территориальных пределах России. Для того, чтобы лишиться государственной принадлежности, заявителю нужно написать заявление с указанием:
-
мотивов своего решения;
-
информации о себе, куда входят данные о трудовой деятельности, образовании, автобиографии и т. д.
В форме приложения №4 к Указу №1325 допускается внесение собственных несовершеннолетних детей, если подразумевается, что дети также хотят сменить гражданство. Также в отдельном поле вносятся данные про второго родителя (при наличии такового): занимаемая государственная должность, адрес, Ф.И.О.
По общей схеме решение принимается в течение 12-ти месяцев.
Упрощённая схема
Упрощённая схема присуща эмигрантам, уже наладившим тесные контакты в той стране, куда они окончательно решили переехать на ПМЖ. Таких по состоянию на 2020-й год было около 99% из всех прошедших в том году процедуру отказа. По такой схеме решаются вопросы следующих категорий лиц:
-
лица, которые уже окончательно перебрались в иную страну и снялись с регистрационного учёта в РФ;
-
лица не достигшие совершеннолетия, чей родитель (хотя бы один либо единственный) является иностранцем.
Основания отмены решений по вопросам гражданства РФ
Основания для отмены гражданства Российской Федерации наступают, если человек совершил действия, направленные против конституционного строя страны. У данного человека изымают паспорт, а также одновременно прекращается любая политическая, либо экономическая связь с государством.
Прекращение гражданства Российской Федерации подразумевает выезд гражданина из страны, либо его административное выдворение из России (депортация). Его могут осуществить после отбытия в России уголовного наказания за совершенные преступления.
Исходя из текущего законодательства России лишение гражданства происходит, если гражданин:
- Был обвинен в шпионаже,
- Участвовал в незаконных военных действиях,
- Занимался экстремисткой или террористической деятельностью,
- Вёл преступную деятельность на уровне государства,
- Занимался действиями, попадающими под определение «измена Родине»,
- Занимался нелегальной деятельностью, направленной против суверенитета государства.
Отмена гражданства должна быть основана на одном из подтвержденных фактов невыполнения гражданином законодательства РФ. Так государство имеет возможность обезопасить себя от лиц, наносящих ему любой урон и нарушающих суверенитет.
Что делать при принудительном лишении гражданства
Лишение паспорта и последующая депортация может быть проведена только по решению суда. Ни одна другая инстанция – президент, государственная дума, глава МВД — не может личным указом или распоряжением аннулировать права и обязанности гражданина.
Решение суда может быть обжаловано в вышестоящей инстанции. Есть два направления судебной защиты — заявление об ошибке самого ГУВМ или предыдущего суда в процессе рассмотрения дела. Для защиты понадобится опытный адвокат, масса времени и терпения.
Важно! Даже суд не может лишить гражданских прав бессрочно или без права на восстановление. Чтобы восстановить российский паспорт, соискателю нужно подать документы в отделение ГУВМ с нуля, заодно указав причины лишения ранее и действия, которые нарушитель предпринял для исправления ситуации.
Чтобы избежать даже самой возможности лишения, при подаче документов необходимо предоставлять максимально полную и точную информацию, а также избегать ошибок в оформлении.
Лишение обладателя российского паспорта гражданства является исключительной ситуацией. Событие может произойти только с мигрантом, получившим гражданство по запросу — родившиеся в России никаким образом не могут быть лишены гражданских прав, для этого в законе нет необходимых механизмов.
Добровольный выход из гражданства осуществляется только при подаче ходатайства. При этом миграционная служба может приостановить процесс, если другие страны не спешат брать эмигранта под свое крыло.
Как при добровольном, так и при принудительном лишении связи человека с государством следует знать некоторые нюансы. К таковым относятся:
- законодательные акты Российской Федерации запрещают отчуждение подданства в случае отсутствия гражданства другой страны;
- для прекращения правовой связи в органы государственной власти необходимо предоставить серьёзные основания, но в случае принудительного лишения гражданства вся информация будет предоставлена в суд компетентными службами;
- выход из подданства иностранного гражданина влечёт за собой наложение временного запрета на получение им прав и обязанностей россиянина;
- восстановить российское гражданство вполне возможно, но сделать это очень сложно, а потому не обойтись без помощи квалифицированного юриста и материальных затрат.
Законодательство предусматривает возможность прекращения гражданства Российской Федерации. Основанием для этого является либо добровольное желание человека, либо принудительное отчуждение прав и обязательств гражданина в судебном порядке за предоставление ложных сведений. Но в связи с увеличением количества людей, вовлечённых в экстремистскую деятельность, рассматривается законопроект об отчуждении подданства за терроризм.
Вот мы и подобрались к статье 22 Закона «О гражданстве РФ», о которой упоминали ранее. Ею закреплены основания, по которым может быть отменено решение госорганов. Тем, кто добросовестно выполняет все требования законодательства, не о чем беспокоиться, а вот их антагонистам стоит напрячься. У государства нет задачи усложнить жизнь законопослушным гражданам, его прямая обязанность – найти и обезвредить злоумышленников.
Итак, отмена решений по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется в случаях:
- если заявитель отказывается принести Присягу;
- если будет выявлено, что заявитель предоставил заведомо ложные сведения или подложные документы (факт предоставления таких сведений или документов устанавливается судом).
Если человек подавал , но планировал заниматься деятельностью, угрожающей безопасности РФ, решение о приеме в гражданство РФ будет отменено по причине предоставления заведомо ложной информации.
К предоставлению ложных сведений также приравнивается подготовка/совершение целого ряда преступлений, если они каким-то образом связаны с терроризмом:
- непосредственно теракт (статья 205 УК РФ);
- содействие терроризму (статья 205.1 УК РФ);
- публичные призывы к терроризму посредством СМИ и интернет-ресурсов (часть вторая статьи 205.2 УК РФ);
- прохождение обучения (статья 205.3 УК РФ);
- организация террористической группировки/сообщества (статья 205.4 УК РФ) и участие в ней;
- координация деятельности террористической организации и участие в ней (статья 205.5 УК РФ);
- захват заложника (статья 206 УК РФ);
- организация незаконного вооруженного формирования и участие в нем (статья 208 УК РФ);
- угон водного, воздушного или железнодорожного транспорта (статья 211 УК РФ);
- диверсия (статья 281 УК РФ);
- организация экстремистского сообщества, (статья 282.1 УК РФ);
- организация или финансирования экстремистской деятельности (статьи 282.2-282.3 УК РФ);
- международный теракт (статья 361 УК РФ);
- посягательство на жизнь общественного/государственного деятеля (статья 277 УК РФ);
- насильственный захват / удержание власти (статья 278 УК РФ);
- вооруженный мятеж (статья 279 УК РФ);
- нападение на лиц или учреждения, которые находятся под международной защитой (статья 360 УК РФ).
Часто ходатайство о вступлении в российское гражданство подается всеми членами семьи одновременно. Если будет выявлено, что кто-то из них предоставил ложные сведения, аннулирование гражданства РФ грозит только тому, кто совершил такой обман.
Причины выхода из гражданства
Подаются документы обычно в представительство РФ в той стране, где приобретается новая гражданственность. Дожидаться ответа необязательно, поскольку занять процесс может не меньше года. Решение принимается лично президентом, а до этого дело проходит через множество инстанций. Для получения гражданства страны своего нового места жительства достаточно просто предоставить копию поданного заявления.
В целом основания прекращения гражданства РФ можно представить так:
- выход из нынешнего гражданства:
- лишение его;
- оптация;
- случаи, когда дети следуют гражданской принадлежности родителей, опекунов, усыновителей.
Как видно из списка, не всегда инициатива в этом вопросе исходит от самого заявителя. В некоторых случаях он может лишиться своего статуса в принудительном порядке.
Принудительное лишение
Единственный случай, когда гражданин может утратить индигенат Российского государства не по собственной воле, – это лишение его таковой в принудительном порядке. Само собой, что для этого также понадобятся довольно весомые основания.
Чаще всего это происходит по причине предоставления заведомо ложных сведений в анкетных данных при подаче заявления на приобретение российского гражданства. Не меньшим аргументом будет и включение в пакет бумаг поддельных справок и сертификатов. Обе эти причины имеют одно неизбежное следствие – аннулирование дарованной гражданственности.
В каких еще случаях может произойти лишение гражданства РФ? Обычно это связано с какой-либо деятельностью гражданина, которая несет угрозу безопасности страны и ее населению.
Не стоит, однако, забывать, что данная процедура никак не сказывается на семье человека, подпавшего под санкции. Его жена и дети могут и далее пребывать в своем российском гражданском статусе.
Ситуация с оптацией может возникнуть, когда территория, на которой проживет заявитель, меняет свою государственную принадлежность. В таком случае ее жители должны сделать выбор – остаться или переехать в другой регион, чтобы не потерять свой прежний статус. Дети же до 18 лет следуют гражданству своих родителей, но в возрасте от 14 до 18 лет уже только со своего письменного согласия.
Прием в российское гражданство может происходить в общем или упрощенном порядке. Разница между ними состоит в следующих характеристиках:
- Основания получения гражданства.
- Условия получения гражданства.
- Сроки рассмотрения заявлений от граждан (со дня принятия заявления до принятия решения о предоставлении гражданства).
- Лицо, принимающее решение о предоставлении гражданства: в общем порядке – это Президент, в упрощенном – руководитель территориального подразделения МВД.
Квоты на приобретение гражданства РФ не установлены. Законодательство не предусматривает приобретение гражданства в преимущественном порядке по признакам национальной, социальной, расовой, языковой и религиозной принадлежностей.
В ст. 37 62-ФЗ указан день приобретения российского гражданства:
- это день рождения ребенка;
- день усыновления ребенка;
- день принесения присяги гражданина РФ.
После принятия уполномоченным органом по делам о гражданстве соответствующего заявления гражданство может быть прекращено.
Гражданство детей в ситуации изменения гражданства родителей (или же попечителей, опекунов)
Гражданство ребенка при непосредственном приобретении либо же прекращении российского гражданства одним либо сразу обоими его родителями сохраняется неизменным или же меняется согласно Закону о гражданстве. Для приобретения либо же прекращения российского гражданства ребенком, достигшим возраста от четырнадцати до восемнадцати лет, обязательно требуется его прямое согласие. Российское гражданство ребенка не может прекратиться, если в результате данного действия он в итоге станет лицом без гражданства. Гражданство детей при изменении гражданства родителей, которые были ранее лишены родительских прав, остается строго неизменным. В случае изменения гражданства такового ребенка не нужно согласие родителей, которые были ранее лишены родительских прав.
Ребенок изменяет гражданство, то есть получает новое, в таких случаях, как:
- При приобретении либо же прекращении российского гражданства его родителей.
- При приобретении либо же прекращении российского гражданства одним из его родителей.
Согласно двадцать четвертой статье Закона ребенок приобретает российское гражданство в том случае, если оба его родителя либо же его единственный родитель приобретают таковое гражданство. Получается, что российское гражданство ребенка прекращается в том случае, когда прекращается российское гражданство обоих либо единственного его родителя, но при обязательном условии, что данный ребенок в результате не станет лицом без гражданства.
В соответствии со статьей двадцать пять Закона в том случае, если один из родителей, имеющий другое гражданство, получит российское гражданство, ребенок, который живет на российской территории, может получить российское гражданство по заявлению того родителя, который таковое гражданство приобретает. Такой же порядок установлен в случае, когда один из родителей, имеющий другое гражданство, приобретает российское гражданство, а второй родитель является лицом не имеющим гражданства.
Выход из гражданства Российской Федерации
Основным способом прекращения российского гражданства является выход из гражданства. Согласно ст. 19 Федерального закона «О гражданстве Российской Федерации» выход из гражданства:
- 1) лица, проживающего на территории РФ, осуществляется на основании добровольного волеизъявления в общем порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 названного Закона;
- 2) лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, предусмотренных ст. 20 указанного Закона;
- 3) ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.
В Российской империи законодательство не предусматривало выход из подданства. Оно допускало переход в другое подданство, который мог быть осуществлен только с разрешения императора. Самовольное покидание родины, а также самовольное пребывание за границей свыше установленного пятилетнего срока, самовольный переход в иностранное подданство рассматривались как преступление, влекущее за собой лишение всех прав состояния и вечное изгнание из пределов империи. Самовольное возвращение в Россию влекло за собой ссылку в Сибирь на поселение. Исключение делалось только при браке с иностранцем. Российская подданная, вышедшая замуж за иностранца, автоматически переходила в иностранное гражданство (подданство).
Выход из гражданства в качестве основания прекращения гражданства в период до создания Союза ССР в России не допускался. Исключение составляли случаи, связанные со вступлением в брак. С 20 декабря 1917 г. согласно ст. 103 Кодекса законов об актах гражданского состояния жена следовала гражданству мужа и наоборот, в случае согласия, выраженного при заключении брака брачующимися сторонами .
Положение о союзном гражданстве 1924 г. содержало общее правило, регламентирующее выход из советского гражданства (ст. 13). Он допускался лишь с разрешения ЦИК союзных республик или ЦИК СССР.
Закон о гражданстве СССР 1938 г. установил (ст. 4), что выход из гражданства СССР разрешается Президиумом Верховного Совета СССР. Таким образом, союзные республики были лишены этим законом права решать вопрос о выходе из гражданства. Закон уже не предусматривал случаи выхода из советского гражданства в зависимости от местонахождения ходатайствующего лица.
Порядок выхода из гражданства некоторых категорий советских граждан регламентировался рядом указов Президиума Верховного Совета СССР.
Согласно Закону о гражданстве 1978 г. (ст. 17) выход из гражданства СССР разрешался Президиумом Верховного Совета СССР.
В выходе из гражданства СССР могло быть отказано, если лицо, ходатайствующее о выходе, имело неисполненные обязательства перед государством или имущественные обязанности, с которыми связаны имущественные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций.
Говоря о неисполненных обязательствах, законодатель имел в виду такие установленные законом обязательства, как, например, обязанность молодого специалиста, окончившего высшее учебное заведение, проработать три года в соответствии с направлением по распределению специалистов, алиментные обязательства, обязательства перед жилищно-строительным кооперативом, колхозом, непогашенную банковскую ссуду и т.п .
Выход из гражданства СССР не допускался, если лицо, ходатайствующее о выходе, было привлечено в качестве обвиняемого либо в отношении его имелся вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению, или если выход лица из гражданства СССР противоречил интересам государственной безопасности СССР.
Принятие Закона о гражданстве 1978 г. способствовало разрешению конфликтных ситуаций, препятствовавших людям устроить свою личную жизнь. Вместе с тем это никак не отразилось на вопросе, связанном с запрещением на выезд из СССР в Израиль лицам еврейской национальности, служившим источником постоянной напряженности в отношениях СССР со многими государствами.
Закон о гражданстве 1990 г. (ст. 21) воспроизвел положения, касавшиеся вопроса выхода из гражданства СССР, содержавшиеся в Законе 1978 г., внеся в них некоторые редакционные изменения. Кроме того, из прежнего закона было исключено положение о том, что выход из гражданства СССР разрешается Президиумом Верховного Совета ССР.
Законом о гражданстве Российской Федерации 1991 г. (ч. 1 ст. 23) предусматривались два способа выхода из гражданства: общий- по ходатайству гражданина и упрощенный- в порядке регистрации, которым могли воспользоваться лица, заявившие о намерении выйти из гражданства Российской Федерации, у которых хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имели иное гражданство либо если они выехали на постоянное жительство в другое государство .
В Российской империи утрата подданства являлась единственным основанием прекращения подданства. Помимо упоминавшейся ранее утраты подданства в связи с переходом лица в иностранное подданство российское законодательство предусматривало также утрату подданства и в случае выхода русской подданной замуж за иностранца. Однако в случае вдовства или расторжения брака она имела право возвратиться в русское подданство, представив местному губернатору свидетельство о прекращении ее брака с иностранцем (ст. 1026 т. IX).
Советское законодательство вкладывало в понятие «утрата гражданства» на разных этапах своего развития различный смысл. Довольно длительное время под утратой гражданства понимались любые случаи его прекращения. Однако в последующем под утратой гражданства стало пониматься лишь такое его прекращение, которое не зависело от воли гражданина и осуществлялось по инициативе государства в соответствии с основаниями, предусмотренными законодательством .
В советский период наиболее распространенным основанием прекращения гражданства по инициативе государства было его лишение, которое являлось обязательным атрибутом советского законодательства о гражданстве, что предоставляло властям свободу чинить незаконные репрессии.
Первым актом советской власти, посвященным этому вопросу, было постановление ВЦИК 1918 г., предусмат��ивавшее лишение советского гражданства лиц, самовольно покинувших ряды Красной Армии до истечения шестимесячного срока после их добровольного вступления в нее .
Положение о союзном гражданстве 1924 г. признавало утратившими гражданство Союза ССР лиц, которые были лишены гражданства согласно законодательным актам союзных республик, изданным до 6июля 1923 г., или которые его лишались на основании законодательства Союза ССР (п. «а» ст. 12). Таким образом, декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. сохранил в полной мере свою юридическую силу.
Положение предусматривало также возможность лишения гражданства по приговору суда. Эта норма соответствовала Основным началам уголовного законодательства СССР от 31 октября 1924 г., которые рассматривали лишение советского гражданства по приговору суда как одну из мер уголовного наказания .
В дальнейшем был принят целый перечень актов по вопросам лишения гражданства.
На основании действовавшего в СССР законодательства Президиум Верховного Совета СССР в 60-70-е годы лишил целый ряд лиц советского гражданства и выслал их с территории СССР. Именно такого рода позорные действия были предприняты в отношении всемирно известного писателя А.И. Солженицына, супругов Ростроповичей и многих других.
Закон о гражданстве СССР 1978 г. определил, что лишение гражданства СССР может иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР, если лицо совершило действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР (ст. 18). Такая формулировка открывала простор для произвола государственных органов и должностных лиц в оценке поведения граждан .
Указ Президиума Верховного Совета СССР от 15 июня 1979 г. «О порядке введения в действие Закона СССР «О гражданстве СССР» предусматривал, что лицо, лишенное гражданства СССР, может быть выдворено из пределов СССР.
Особой мягкостью отличались формулировки последнего союзного Закона о гражданстве 1990 г., касавшиеся лишения гражданства СССР. В нем указывалось, что лишение гражданства СССР может иметь место лишь в отношении лица, проживающего за границей. Таким образом, исключалось лишение гражданства с одновременным выдворением из СССР .
Таким образом, не будучи изначально институтом тоталитаризма, институт лишения гражданства был настолько дискредитирован советскими властями, использовавшими его в целях политической борьбы и для расправы с инакомыслящими, что дальнейшее его применение в российском постсоветском законодательстве стало просто невозможным. Поэтому в Законе о гражданстве 1991 г. впервые в отечественной истории было зафиксировано правило о том, что гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства (п. 2 ст. 1). С 1993 г. это правило стало конституционной нормой.
Согласно статьи 28 ФЗ о гражданстве полномочными органами, ведающими делами о гражданстве Российской Федерации, являются:
— Президент Российской Федерации;
— федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы (в соответствии с п.1 Положения о Федеральной миграционной службе, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 19 июля 2004 г. N 928 (в ред. от 11.03.2012 г. N 291) Федеральная миграционная служба (ФМС России) является федеральным органом исполнительной власти, реализующим государственную политику в сфере миграции и осуществляющим правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции);
— федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, и дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации, находящиеся за пределами Российской Федерации (в соответствии с п.1 Положения о Министерстве иностранных дел Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11.07.2004 N 865 (ред. от 09.07.2010) Министерство иностранных дел Российской Федерации (МИД России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации).
Каждый из указанных выше органов имеет полномочия в сфере прекращения гражданства Российской Федерации.
Так, в соответствии со ст. 29. ФЗ о гражданстве Президент Российской Федерации относительно прекращения гражданства Российской Федерации решает вопросы:
— выхода из гражданства Российской Федерации в общем порядке в соответствии с частью первой статьи 19 и частью первой статьи 26 Федерального закона;
— отмены решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона.
Кроме того, Президент Российской Федерации утверждает положение о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие полномочных органов, ведающих делами о гражданстве Российской Федерации, в связи с исполнением Федерального закона о гражданстве, издает указы по вопросам гражданства Российской Федерации.
ФМС России и его территориальные органы в области прекращения гражданства Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
— принимают от лиц, проживающих на территории Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
— проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
— направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 Федерального закона, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
— исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих на территории Российской Федерации;
— рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частью третьей статьи 19 Федерального закона о гражданстве;
— ведут учет лиц, в отношении которых ФМС России, или ее территориальным органом приняты решения об изменении гражданства;
— осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона о гражданстве (ст. 30).
МИД России в области прекращения гражданства Российской Федерации осуществляют следующие полномочия:
— принимают от лиц, проживающих за пределами Российской Федерации, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации;
— проверяют факты и представленные для обоснования заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации документы и в случае необходимости запрашивают дополнительные сведения в соответствующих государственных органах;
— направляют Президенту Российской Федерации в случаях, предусмотренных частью первой статьи 29 Федерального закона о гражданстве, заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, представленные для их обоснования документы и иные материалы, а также заключения на данные заявления, документы и материалы;
— исполняют принятые Президентом Российской Федерации решения по вопросам гражданства Российской Федерации в отношении лиц, проживающих за пределами Российской Федерации;
— рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими за пределами Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии с частями второй и третьей статьи 19 Федерального закона о гражданстве;
— ведут учет лиц, в отношении которых дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями Российской Федерации, находящимися за пределами Российской Федерации, принят�� решения об изменении гражданства;
— осуществляют отмену решений по вопросам гражданства Российской Федерации в соответствии со статьей 23 Федерального закона о гражданстве (ст.31).
Таким образом, в Российской Федерации создана целостная система государственных органов, наделенных полномочиями принятия решений и осуществления иных необходимых действий в сфере прекращения гражданства Российской Федерации. При этом, полномочиями на принятие решений о прекращении гражданства РФ в общем порядке наделен Президент РФ, а ФМС России и МИД России принимают решения в упрощенном порядке.
Причины для отказа в прекращении гражданства РФ
Отказ в прекращении государственной принадлежности к РФ в случае:
— если к отказу от гражданства РФ приложены недействительные документы;
— если имеется задолженность перед налоговым органом;
— у заявителя имеется задолженность перед службой судебных приставов;
— при наличии финансовых обязательства, наложенных судебным органом;
— заявитель, который желает выйти из подданства РФ, имеет непогашенную судимость;
— если заявитель имеет ограничение на пересечение границы РФ.
В данных случаях на заявителя будет наложен запрет на лишение гражданства Российской Федерации. После устранения причин, являющимися основанием для отказа в лишении гражданства РФ, можно повторно обратиться с заявлением.
Это второе распространенное основание приобретения гражданства РФ. Порядок и условия устанавливаются в 13-й статье ФЗ № 62.
Согласно норме, с заявлением могут обратиться субъекты, достигшие совершеннолетия, обладающие дееспособностью, если они:
- Непрерывно в течение пяти лет живут в России. Непрерывным считается период, если в течение года лицо покидало территорию страны не больше чем на 90 дней.
- Соблюдают Конституцию и законодательство.
- Обратились в консульство с заявлением об отказе от имеющегося подданства. Из этого требования, однако, есть исключения. Отказ не требуется в случаях, прямо установленных в федеральном законодательстве или международном соглашении, или если он невозможен в силу обстоятельств, не зависящих от субъекта.
- Владеют государственным языком РФ.
В предусмотренных законом случаях пятилетний срок может быть сокращен до года.
Основания для прекращения гражданства
Все принятые на данный момент основания для прекращения гражданства регулируются специальными законодательными актами. Здесь же оговорены особенности данной процедуры.
Сразу стоит отметить, что наличия одного желания для прекращения мало. Потребуется подготовить определенные документы и потратить время на ожидание официального решения. Среди главных причин прекращения российского гражданства можно выделить следующие:
- Добровольное желание. Не имеет значения, где проживает и прописан заявитель – в России или в ином государстве.
- Оптация – выбор между двумя гражданствами. В подобной ситуации основанием будет изменение границ государства. Если определенный город, ранее относящийся к одной стране, переходит к иному государству, живущие имеют право на официальном уровне отказаться от ранее установленного статуса.
- Смена гражданского статуса у не достигших совершеннолетия детей и недееспособных, если по этому пути идут их родители или опекуны.