Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Защита прав должника, взыскателя и иных лиц в исковом порядке». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Люди, которым не раз приходилось быть свидетелями судебных споров, считают, что полномочия государственных органов превышены. Поэтому многих интересует вопрос: куда можно пожаловаться при нарушении прав?
Куда можно подать заявление на судебного исполнителя?
Существует несколько инстанций, в которые вы можете подать жалобу на судебного исполнителя. Это зависит от того, какое правонарушение было совершено и кто является правонарушителем. Если человек столкнулся с фактом ненадлежащей работы должностного лица, он может обратиться в следующие инстанции:
- Старший судебный пристав. В случае неудовлетворенности качеством исполнения служебных обязанностей конкретным работником, необходимо обратиться к его непосредственному начальнику, главному судебному приставу. В претензии необходимо детально изложить, что конкретно вас не устроило в работе исполнителя и какие права он нарушил в процессе производства. При наличии доказательства нарушений их нужно приложить к заявлению.
- Документы можно отправить заказным путем или отнести в канцелярию. Старший пристав рассмотрит жалобу в течение 10 дней. Больший эффект будет достигнут, если жалоба будет подана региональному руководителю службы или будет опубликована на официальном сайте ФССП. В этом случае дело будет находиться под контролем высшего руководства до полного завершения производства.
- Через Интернет. Через Интернет. Каждый при необходимостиможет оформить претензию вИнтернете. На официальном сайте ФССПвы найдетеобразец заявления на действия должностного лица в электронном виде. После заполнения рекомендуется распечатать документ и оставить несколько копий для себя. Когда придет ответ, его также стоит сохранить.
- Региональное Управление ССП. Если по какой-либо причине ваша жалоба не была рассмотрена, ее стоит отправить в вышестоящие инстанции. Управление возьмет под свой контроль проверку всех заявленных нарушений и когда старший судебный пристав завершит разбирательство, заявителю будет отправлено письмо с принятыми мерами.
- Прокуратура. Направление жалобы на судебного пристава-исполнителя в прокуратуру должно обязательно предшествовать рассмотрение жалобы по данному вопросу старшим судебным приставом. Лишь, сославшись на ранее принятое решение старшего судебного пристава по данному вопросу и не соглашаясь с ним, заявитель может рассчитывать на личное рассмотрение жалобы прокурором в любое время, после произошедшего нарушения.
Помимо основной информации, к жалобе нужно приложить копию обращения в Управление ССП.
На основании жалобы заявителя в срок не более 1 месяца должна быть проведена служебная проверка по факту нарушения прав гражданина в результате бездействия исполнителя. По итогу в отношении недобросовестного сотрудника принимаются карательные меры, а требования заявителя выполняются. Результаты проверки вам отправят в ответном письме. Большая часть поданных претензий удовлетворятся полностью или частично.
- Суд. Обратиться за признанием незаконности действий исполнителя можно в местный суд. Решение выносится менее чем за 10 дней, и чаще всего заявление податчика удовлетворяется. Затраты в ходе ведения делаССП берет на себя.
Иногда против судебных исполнителей выдвигаются обвинения в суде. Если заявителем является юридическое лицо, вы можете обратиться только в арбитражный суд.
У пострадавшей стороны есть 10 дней, чтобы своевременно подать иск. Однако бывают случаи, когда вовремя подать заявления на действия пристава не представляется возможным. В таком случае при составлении претензии нужно указать уважительные причины задержки и попросить рассмотреть дело. К уважительным причинам относятся:
- Серьезная болезнь. Необходимо подтверждение врача. Легкая форма ОРВИ не является удовлетворительной причиной.
- Деловая поездка. Необходимы заверенные документы с места работы.
- Адресат не был уведомлен по каким-либо причинам о проведении заседания по рассмотрению дела.
Когда нужно подать заявление, чтобы его рассмотрели?
Претензия на судебного работника должна быть подана в соответствующее государственное учреждение в течение 10 дней. Началом отсчета срока считается дата получения информации о нарушении. По окончании обозначенного срока заявление не будет принята. Однако срок может быть продлен, если человек не подал заявление вовремя по уважительной причине.
Период рассмотрения жалобы на судебного исполнителя не должен превышать 10 дней. По истечении срока государственный орган должен сообщить результат в письменном виде. Официальное лицо, занимающееся рассмотрением заявления, может признать претензию обоснованной и пресечь допущенные нарушения исполнителя или отказать в выполнении просьб заявителя.
Заявка, поданная через Интернет, рассматривается 30 дней. В эти же сроки осуществляется и прокурорская проверка.
Что будет после подачи жалобы?
Бывают случаи, когда судебный исполнитель уходит, не добившись прогресса. Тогда вы должны сами защищать свои права и отстаивать свои интересы, обратившись в вышестоящие инстанции.
Порядок действий судебного исполнителя может различаться в зависимости от государственного органа, в который обратилось лицо с заявлением.
- Суд. Суд может помочь восстановить нарушенные права. После получения жалобы суд созывает слушание. На этой встрече стороны высказывают свои мнения. На основании полученных данных государственный орган принимает решение.
- Управление ССП. Если человек уверен, что исполнитель судебного решения нарушил его права, необходимо начать восстановление справедливости с обращения в вышестоящие инстанции. Для этого вам необходимо посетить отделение ССП. Там же вы можете получить образец жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя.
- Если жалоба на судебных приставов подана в прокуратуру, образец можно получить во время визита в отделение государственного органа. Процедура расследования обстоятельств инцидента длится 30 дней. В течение этого времени он тщательно изучает все нюансы дела. Орган власти может:
-
Вынести предупреждение.
-
Предъявить свои требования в ходе судебного разбирательства.
-
Аннулировать решение, принятое подрядчиком.
Комментарий к ст. 329 АПК РФ
1. ФЗИП устанавливает два порядка оспаривания действий судебного пристава-исполнителя: административный (в порядке подчиненности) и судебный. Согласно ст. 121 ФЗИП постановления судебного пристава-исполнителя и других должностных лиц службы судебных приставов, включая главного судебного пристава РФ, их действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и интересы нарушены такими действиями (бездействием), в порядке подчиненности и оспорены в суде. Административный порядок обжалования постановлений и действий (бездействия) должностных лиц службы судебных приставов урегулирован в гл. 18 ФЗИП.
При этом установленный ФЗИП порядок предварительного внесудебного обжалования действий судебного пристава-исполнителя путем подачи жалобы не препятствует обращению с этой же жалобой в суд .
———————————
Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. В.В. Яркова. М.: Норма, 2009. С. 616 (автор главы — Т.В. Ширяева).
2. Стадия исполнительного производства входит в систему как гражданского, так и арбитражного процесса. Поэтому сфера исполнительного производства одновременно относится к ведению судов общей юрисдикции и арбитражных судов, в связи с чем возникают вопросы разграничения подведомственности между указанными судами. Здесь действуют как общие правила подведомственности, определенные в ст. 22 ГПК и § 1 гл. 4 АПК, так и специальные нормы ст. 128 ФЗИП.
В частности, согласно ст. 128 ФЗИП постановления должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) по исполнению исполнительного документа могут быть оспорены в арбитражном суде либо суде общей юрисдикции, в районе деятельности которого указанное лицо исполняет свои обязанности.
Заявление об оспаривании постановления должностного лица службы судебных приставов, его действий (бездействия) подается в арбитражный суд в случаях:
1) исполнения исполнительного документа, выданного арбитражным судом;
2) исполнения требований, содержащихся в исполнительных документах, указанных в п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 12 ФЗИП, в отношении организации или гражданина, осуществляющего предпринимательскую деятельность без образования юридического лица;
3) исполнения постановления судебного пристава-исполнителя, вынесенного в соответствии с ч. 6 ст. 30 ФЗИП, если должником являются организация или гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и исполнительное производство возбуждено в связи с его предпринимательской деятельностью;
4) в иных случаях, установленных арбитражным процессуальным законодательством РФ.
В остальных случаях заявление подается в суд общей юрисдикции.
В отношении одного и того же должника может быть возбуждено сразу несколько исполнительных производств по нескольким исполнительным документам, выданным арбитражным судом, судами общей юрисдикции, а также иными органами. В этом случае возникает вопрос: какому суду подведомственны заявления об оспаривании действий судебного пристава-исполнителя, совершаемых им в рамках такого сводного исполнительного производства, например арест имущества должника, совершенный в интересах всех взыскателей по всем исполнительным документам? Полагаем, что в подобном случае следует исходить из ч. 4 ст. 22 ГПК, согласно которой при обращении в суд с заявлением, содержащим несколько связанных между собой требований, из которых одни подведомственны суду общей юрисдикции, другие — арбитражному суду, если разделение требований невозможно, дело подлежит рассмотрению и разрешению в суде общей юрисдикции. Поэтому такие заявления должны быть подведомственны судам общей юрисдикции.
3. При определении подведомственности не утратило значение разъяснение, содержащееся в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 09.12.2002 N 12 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие АПК РФ», согласно которому в соответствии с ч. 1 ст. 329 АПК решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных АПК и другими ФЗ.
Согласно ч. 1 ст. 27, п. 2 ст. 29 и ч. 1 ст. 197 АПК арбитражному суду подведомственны дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, в том числе судебных приставов-исполнителей. Эти дела рассматриваются в порядке административного судопроизводства. Арбитражным судам подведомственны дела об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов арбитражных судов, а также исполнительных документов иных органов, если заявителем являются организация или индивидуальный предприниматель, кроме тех случаев, когда оспариваются решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя, связанные с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Заявления по спорам, возникающим из гражданских правоотношений, в том числе спорам об освобождении имущества от ареста или исключении его из описи, подлежат рассмотрению в порядке искового производства.
4. Основные практические вопросы обжалования действий судебного пристава-исполнителя сводятся к следующим.
Объект оспаривания. В соответствии со ст. 329 АПК и ст. 121 ФЗИП объектом оспаривания являются пос��ановления главного судебного пристава РФ, главного судебного пристава субъекта РФ, старшего судебного пристава, их заместителей, судебного пристава-исполнителя, их действия (бездействие), равно как и отказ в совершении действий. При этом не имеет значения, каким распорядительным документом оформлены действия судебного пристава-исполнителя: постановлением, в том числе утвержденным старшим судебным приставом, либо актом, либо резолюцией на заявлении заинтересованного лица, либо письмом, либо в иной форме.
Порядок подачи и рассмотрения заявлений. Заявления на действия судебного пристава-исполнителя рассматриваются по общим правилам искового производства с учетом особенностей, установленных в гл. 24 АПК для дел, возникающих из публично-правовых отношений. Ведь здесь следует исходить из организационного положения системы исполнительного производства. Поскольку система исполнения носит полностью самостоятельный характер и суды в отношении судебных приставов-исполнителей не осуществляют каких-либо организационных полномочий, то арбитражные суды должны рассматривать заявления на действия судебных приставов-исполнителей в таком же порядке, как и заявления на действия других государственных органов и должностных лиц.
Согласно ч. 4 ст. 198 АПК заявление может быть подано в арбитражный суд в течение 3 месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено ФЗ. Однако согласно ст. 122 ФЗИП жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) подается в течение десяти дней со дня вынесения судебным приставом-исполнителем или иным должностным лицом постановления, совершения действий, установления факта его бездействия либо отказа в отводе. Лицом, не извещенным о времени и месте совершения действий, жалоба подается в течение десяти дней со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о вынесении постановления, совершении действий (бездействии).
Таким образом, в данном случае применяется указанный сокращенный 10-дневный срок подачи заявления в арбитражный суд.
В судебной практике возникал вопрос о правовой природе указанного срока — имеет ли он процессуальное либо материально-правовое значение, можно ли его рассматривать как пресекательный срок? Полагаем, что данный срок носит процессуально-процедурное значение как установленный законодательством об исполнительном производстве. Поэтому его нельзя рассматривать как пресекательный, в связи с чем заявитель при подаче жалобы в суд вправе ходатайствовать о его восстановлении в случае пропуска.
Формы защиты прав в исполнительном производстве
Под формой защиты прав в исполнительном производстве понимается деятельность различных органов, организаций, должностных лиц, иных лиц, направленная на защиту нарушенного права или охраняемого законом интереса в сфере исполнительного производства.
Действующее законодательство предусматривает различные варианты защиты нарушенного права или охраняемого законом интереса — от самозащиты (ст. 11 ГК) до судебной защиты (ст. 46 Конституции РФ). Д.М. Чечот отмечал, что многообразие форм защиты прав обусловлено объективными причинами, хотя в становлении системы форм, практике применения отдельных форм защиты играет большую роль и субъективный фактор, который определяется экономическими, политическими или идеологическими обстоятельствами. Ярким примером действия субъективных факторов являются несудебные формы защиты.
Поворот исполнения исполнительных документов
Поворот исполнения судебного постановления является самостоятельным способом защиты прав сторон, направленным на восстановление нарушенных субъективных прав путем приведения сторон в первоначальное положение, в котором они находились до исполнения отмененного судебного акта.
Необходимость существования такого способа защиты обусловлена тем, что возвращение каждой стороне всего того, что было передано (взыскано) при исполнении судебного постановления, отмененного в дальнейшем, является безусловным критерием окончательного восстановления нарушенных субъективных прав.
По сути, поворот исполнения направлен на устранение неблагоприятных правовых последствий неправильного, незаконного и (или) необоснованного судебного постановления, приведенного полностью или частично в исполнение.
Как справедливо отметил Конституционный Суд РФ, правомочие суда осуществить поворот исполнения решения суда для устранения последствий вынесения судом неправильного судебного решения и закрепление обязанности судов первой, апелляционной, кассационной и надзорной инстанций рассмотреть вопрос о повороте исполнения решения суда направлены на установление дополнительных гарантий защиты прав стороны по делу вследствие предъявления к нему необоснованного требования.
Указанный способ защиты не может быть заменен иными способами защиты, предусмотренными нормами материального права. Например, поскольку взыскателем исполненное получено на основании судебного постановления, хотя и отмененного в дальнейшем, т.е. в рамках исполнительских правоотношений, а не гражданско-правовых обязательств, то исключается возвращение взыскателем полученного от должника во исполнение первоначального итогового (окончательного) судебного постановления имущества и (или) денежных средств путем предъявления иска о взыскании неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК).
Именно поэтому, в отличие от других способов защиты, механизм поворота исполнения применяется не в отдельном судопроизводстве, а в рамках того же судопроизводства (гражданского, арбитражного или административного дела), в котором производилось первоначальное исполнение судебного акта.
Такой механизм позволяет своевременно и в более короткие сроки (в рамках одного дела) восстановить нарушенные судебным постановлением права и охраняемые законом интересы лица, в отношении которого принят отмененный судебный акт, которым на данное лицо возложены определенные обязанности (по передаче имущества или взысканию денежных сумм).
При этом поворот исполнения производится либо непосредственно при новом рассмотрении дела, либо после нового рассмотрения дела.
Поворот исполнения судебного постановления является самостоятельным процессуальным институтом, представляющим собой систему норм процессуального права, регулирующих процессуальные действия и процессуальные правоотношения, возникающие между судом (арбитражным судом) и другими лицами, участвующими в деле, в связи с приведением сторон в первоначальное положение, имеющимся во всех отраслях процессуального права (ст. ст. 443 — 445 ГПК, ст. ст. 325 — 326 АПК, ст. ст. 361 — 362 КАС).
Следует отметить, что для гражданского судопроизводства прежде всего, а также для арбитражного судопроизводства указанный процессуальный институт является традиционным и мало подвергшимся совершенствованию, трансформации при реформировании процессуального законодательства, что вызывает сожаление большинства авторов, занимающихся этим вопросом.
Таким образом, по смыслу процессуальных норм, поворот исполнения понимается как система юридических действий, совершаемых с целью возвращения сторон в прежнее положение, существовавшее до вынесения судебного акта и его исполнения.
Сравнительно-правовой анализ норм ГПК, АПК и КАС, регламентирующих поворот исполнения, показывает наличие некоторых различий в регулировании данного вопроса, которые некоторые авторы признают принципиальными.
Так, если ГПК указывает на поворот исполнения исключительно «решения суда», то АПК и КАС используют более общую терминологию, применяя родовое понятие «судебный акт».
С другой стороны, если ГПК и КАС в качестве основания для применения поворота исполнения указывают приведение судебного постановления в исполнение, то АПК наряду с приведением судебного акта в исполнение допускает применение данного института и в случае, когда судебный акт не приведен в исполнение.
Более того, если ГПК предусматривает случаи недопустимости поворота исполнения, то АПК и КАС таких исключений не закрепляют.
В то же время и ГПК, и АПК, и КАС одинаково регулируют вопросы процессуального порядка рассмотрения и разрешения вопроса о повороте исполнения.
Представляется, что приведенные разночтения могут быть разрешены в том числе судами на основании применения аналогии процессуального закона и аналогии процессуального права (ч. 4 ст. 1 ГПК, ч. 5 ст. 3 АПК, ч. 4 ст. 2 КАС), о чем свидетельствует и судебная практика.
В целом же концепция (идея, смысл) поворота исполнения едина для гражданского, арбитражного и административного судопроизводства.
Какие действия подлежат обжалованию
Административный иск на судебного пристава-исполнителя может быть подан с целью обжалования вынесенного постановления либо при совершении должностным лицом действий, которые нарушают права, либо при бездействии исполнителя. На практике чаще всего иски подаются в следующих случаях:
- если пристав не ознакомил и не вручил акт о наложении ареста на имущество;
- провел незаконное списание денежных средств с банковского счета;
- истребовал документы от лица, которое не является участником разбирательства;
- временно ограничил право выезда за пределы страны;
- необоснованно наложил запрет на регистрационные действия, связанные с недвижимым имуществом.
Срок обжалования постановления судебного пристава в суде
При решении вопроса о подаче административного искового заявления для обжаловании действий пристава в суде заявителю следует учитывать предусмотренные законодательством процессуальные сроки для данного обжалования.
В данном случае данный срок установлен в 10 дней, однако в законодательстве отражено, что данный срок начинает течь с момента, когда лицо о знало о нарушении прав, а не с момента принятия оспариваемого решения.
Более того, законодателем предусмотрена возможность восстановления пропущенного процессуального срока с помощью подачи соответствующего ходатайства, в котором отражаются уважительные причины для пропуска, отраженного выше процессуального срока.
Обжалование действий пристава в судебном порядке
Ранее при обжаловании действий, или бездействий судебного пристава в судебном порядке, мы руководствовались статье 441 Гражданско-Процессуального Кодекса РФ, так как именно эта статья регулировала вопросы обжалования действий или бездействий судебного пристава в судебном порядке.
На данный момент, мы не пользуемся гражданско-процессуальным законодательством, так как статья 441 претерпела значительные изменения. На данный момент, часть первая статьи 441 ГПК РФ, звучит в редакции Федерального Закона 425, от 30 декабря 2015 года, и ее смысл заключается в том, что постановление судебного пристава исполнителя, старшего судебного пристава, главного судебного пристава, их действия, или бездействия, могут быть оспорены, взыскателем, должником, или иными лицами чьи права были нарушены, в порядке, установленном административным законодательством.
Порядок обжалования установлен Кодексом об административном судопроизводстве.
В федеральном законе «Об исполнительном производстве», есть статья 121, где сказано, что постановления судебных приставов исполнителей, старших приставов, главных приставов, их действия и бездействия, могут быть оспорены в судебном порядке.
Обратите внимание, не обжалованы, а оспорены, так как в суде, мы оспариваем.
Можно обжаловать или через арбитражный суд, или в соответствии с главой 20, Кодекса об административном судопроизводстве, в судах общей юрисдикции.
Поэтому, чтобы обжаловать действия судебного пристава, можно обращаться в зависимости от ситуации, или в арбитражный суд, или в суд общей юрисдикции (городской, или районный).
Есть статья 360 КАС РФ, где сказано, что обжалование действий судебного пристава, производится в порядке главы 22 КАС РФ.
Статья 218 КАС РФ, говорит, что для обжалования действий, или бездействий судебного пристава, можно обращаться в суд на прямую, то есть у заявителя есть выбор, обращаться с жалобой в порядке подчиненности, или сразу оспорить нарушение в суде. Здесь не нужно соблюдать никаких досудебных урегулирований, и, если есть нарушение, можно сразу идти в суд и через суд уже производить обжалование.
На основании статьи 219 КАС РФ, есть разные сроки для обжалования и нас интересует только пункт 3 данной статьи, где и указаны сроки, для обжалования действий судебных приставов. Срок в части 3, статьи 219 КАС РФ, установлен в течение 10 дней, с момента, когда должник, взыскатель, или иное заинтересованное лицо узнало о нарушении своих прав.
Есть ошибочное мнение, что если подать жалобу в порядке подчиненности, то срок ее рассмотрения составляет 10 дней и пока эти 10 дней идут, то уйдет срок для обращения в суд. Это ошибочное мнение и здесь скажу, что срок на обращение в суд, начнет идти с момента, когда вы получите ответ по жалобе в порядке подчиненности. Пристав по результатам рассмотрения жалобы в порядке подчиненности, выносит постановление, и если мы не согласны с вынесенным постановлением, то в дальнейшем мы и будем его обжаловать в суде, только нужно успеть подать жалобу в суд до истечения 10 дней, с момента вынесения постановления на жалобу в порядке подчиненности.
В суд подается административное исковое заявление. Форма заявление установлена в статье 125 КАС РФ, там подробно расписаны все требования к исковому заявлению.
Ниже мы приложим несколько образцом, чтобы вы могли выбрать подходящее и воспользоваться им.
Рассмотрение жалобы прокуратурой
Если предпочитает гражданин обращаться с заявлением в прокуратуру, то разбирательство реализуется в последующих действиях:
- передается в прокуратуру правильно составленная жалоба;
- она рассматривается в течение 30 дней;
- изучаются все документы, имеющие отношение к конкретному делу;
- выявляется факт незаконных действий или бездействия со стороны конкретного пристава;
- если обнаруживается, что действительно были нарушены права или интересы заявителя, то привлекается исполнитель к ответственности;
- дополнительно сотрудник прокуратуры может вносить представления, отменять решения пристава, требовать от него выполнения конкретных действий или объявлять предостережения;
- устраняются прокурором нарушения.
Не имеют права судебные приставы-исполнители не удовлетворять требования прокурора. О результатах принятых мер сообщает пристав прокуратуре. На основании полученной информации составляется письменный ответ на заявление. Поэтому за счет обращения в эту организацию можно ожидать, что в течение месяца будут выполнены многочисленные действия, обеспечивающие защиту прав заявителя.
Комментарий к Ст. 329 Арбитражного процессуального кодекса РФ
1. Статья 329 Кодекса содержит положения о мерах защиты прав и законных интересов взыскателя, должника и других лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, нарушенных судебным приставом-исполнителем.
Возможность обжалования действий судебного пристава-исполнителя в связи с исполнением им судебного акта арбитражного суда предусмотрена ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве». Однако в соответствии с этой статьей обжаловать действия судебного пристава-исполнителя могли только взыскатель и должник, хотя на практике довольно часты случаи, когда решениями и действиями судебного пристава-исполнителя нарушаются права и других лиц, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, и предусмотрен судебный порядок оспаривания таких действий.
Так, в соответствии с ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель вправе потребовать от организаций и граждан совершения определенных действий, связанных с исполнением судебных актов и актов других органов (ст. 4, 87). Оспорить такие требования судебного пристава-исполнителя, а также применение штрафных санкций приставом-исполнителем возможно в судебном порядке. При этом ст. 329 АПК РФ допускает возможность оспаривания этих действий в арбитражный суд, если они нарушают права лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности либо препятствуют ее осуществлению.
При этом следует иметь в виду, что ст. 329 Кодекса в отличие от ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает возможность обращения в арбитражный суд не только в связи с исполнением судебным приставом-исполнителем судебных актов арбитражных судов. В производстве судебного пристава-исполнителя могут находиться на исполнении и акты других органов, уполномоченных выносить акты, подлежащие принудительному исполнению, во внесудебном порядке (ст. 1, 7, 9 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Однако ст. 90 указанного Закона ограничивала возможность обжалования в арбитражный суд действий судебного пристава-исполнителя только случаями исполнения судебных актов арбитражных судов. В соответствии со ст. 29, 197, 198 и 329 АПК РФ организации и граждане, осуществляющие предпринимательскую и иную экономическую деятельность, могут теперь оспорить в арбитражный суд действия судебного пристава-исполнителя, осуществляемые им при исполнении актов других органов, за исключением случаев, связанных с исполнением исполнительного документа, выданного судом общей юрисдикции.
Поэтому в п. 20 Постановления Пленума ВАС РФ от 9 декабря 2002 г. N 11 обращается внимание на необходимость применения ст. 90 ФЗ «Об исполнительном производстве» с учетом положений АПК РФ.
Образец Жалобы на бездействие судебного пристава-исполнителя, как написать +пример
Часто возникают ситуации, когда должник или взыскатель не согласны с действиями судебного пристава.
Действующим законодательством предусмотрено два основных способа, с помощью которых можно оспорить действия или бездействия судебного пристава-исполнителя. Это можно сделать путем подачи жалобы непосредственному начальнику судебного пристава т.е в порядке подчиненности (ст.
123 ФЗ «Об исполнительном производстве), или подать жалобу на постановления судебного пристава, его действия в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции, смотря где указанное лицо исполняет свои обязанности. Обжаловать можно действия пристава, например, вынесение постановления, нарушающего права.
Обжаловать можно бездействие, то есть если пристав не предпринимает каких-то действий, которые обязан предпринять по закону.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) следует подать в течение десяти дней после совершения действия судебным приставом-исполнителем, т.е. когда установлен факт его бездействия.
При этом если должника не поставили в известность о том, когда приставом будут проводиться определенные действия, должник имеет право обжаловать их в течение десяти дней с момента, когда о них узнали
В этом случае необходимо доказать, что срок для обжалования не пропущен. Таким доказательством может быть почтовое уведомление, где указана дата получения адресатом письма или иной документ с отметкой о времени получения.
Что бы составить заявление в арбитражный суд об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя нужно использовать положения главы 24 АПК РФ, ст.4, ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве».
- фамилия, имя, отчество должностного лица, постановление, отказ в совершении действий которого обжалуются;
- фамилию, имя, отчество гражданина или наименование организации, подаюших заявление, их место жительства или место пребывания или местонахождение организации;
- основания, по которым обжалуется постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие), отказ в совершении действий;
- требования гражданина или организации, подавших жалобу.
- перечень прилагаемых документов.
В результате рассмотрения дела суд может удовлетворить заявленные требования, а может отказать этим требованиям.
Подача жалобы в порядке подчиненности
Все жалобы, направляемые на принятые судебными исполнителями постановления, если только они не утверждены старшим судебным исполнителем, а также на другие действия (бездействие) представителей исполнительной службы направляются в адрес старшего пристава, который является руководителем исполнителя-виновника.
Все жалобы, направляемые на оформленные судебными исполнителями постановления, утвержденные старшим приставом, постановления последнего или его зама, а также на иные их действия (бездействие) передаются напрямую главному приставу конкретного субъекта РФ, поскольку именно в его подчинении старший пристав-исполнитель.
Любые жалобы, направляемые на зам. главного пристава РФ, главного пристава конкретного субъекта РФ (заместителя) – в частности, на принятые ими постановления, иные действия (бездействие) направляются в адрес главного пристава РФ.
Жалобу на принятое одним из должностных лиц службы приставов постановление, другие действия (бездействие) направляют в адрес вышестоящего по должности лица в службе или же через непосредственного виновника – должностное лицо службы, которое «неправомерно» вынесло постановление, выполнило незаконные действия (бездействовало).
Запомните! При получении должностными лицами службы приставов жалобы на принятое ими постановление, проведенное исполнительное действие (бездействие), они передают его для рассмотрения вышестоящему по должности лицу в службе. На передачу жалобы у приставов есть три дня с момента ее получения.
Если должностное лицо в службе приставов, которому передали жалобу на принятое исполнителем постановление, на проведенное действие (бездействие) не уполномочено рассматривать ее, закон обязывает его направить документ другому должностному лицу службы, ранг которого предоставляет ему право рассматривать такого рода документы. О факте такой передачи жалобы пристав уведомляет заявителя в письменном виде.
У лица, подавшего жалобу, есть право отзыва документа до момента, пока по нему не будет принято окончательное решение.
Порядок оспаривания постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействия)
Постановление, принятое должностным лицом ССП, правомерность любых его действий (бездействия), выполненных в рамках исполнительного производства, подлежат оспариванию через арбитражный суд (или суд общей юрисдикции) по территориальности – в зависимости от района, где работает сотрудник службы.
Оспаривание постановления исполнителя ССП, правомерности совершенных им действий (бездействия) происходит по заявлению заинтересованного лица при таких условиях:
- если действие (бездействие) совершено по исполнительному листу, который оформлен в арбитражном суде,
- при выполнении требований, которые обозначены в исполнительных документах, определенных пунктами 5, 6 ч. 1 ст. 12 действующего ФЗ по отношению к организации или физическому лицу, которое занимается предпринимательской деятельностью, не образовывая юр. лица,
- при выполнении судебным исполнителем постановления, которое оформлено согласно ч. 6 ст. 30 действующего ФЗ, если в качестве должника выступает организация, или физ. лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью, не создавая юр. лица, если производство изначально заведено по факту проведения такой деятельности,
- при других обстоятельствах, определенных нормами действующего арбитражно-процессуального законодательства РФ.
Если случай не определен частью 2 статьи, заявление направляют в адрес суда общей юрисдикции.
Важно! Суд организовывает рассмотрение принятого заявления в течение 10 дней с соблюдением правил, прописанных в процессуальном законодательстве РФ, и учитывая особенности, предусмотренные действующим ФЗ.
Пояснительная записка к Заявлению об оспаривании действий (бездействий) судебного пристава-исполнителя.
Часто возникают ситуации, когда должник или взыскатель не согласны с действиями судебного пристава.
Действующим законодательством предусмотрено два основных способа, с помощью которых можно оспорить действия или бездействия судебного пристава-исполнителя. Это можно сделать путем подачи жалобы непосредственному начальнику судебного пристава т.е в порядке подчиненности (ст.123 ФЗ «Об исполнительном производстве), или подать жалобу на постановления судебного пристава, его действия в арбитражный суд или в суд общей юрисдикции, смотря где указанное лицо исполняет свои обязанности. Обжаловать можно действия пристава, например, вынесение постановления, нарушающего права. Обжаловать можно бездействие, то есть если пристав не предпринимает каких-то действий, которые обязан предпринять по закону.
Жалоба на постановление должностного лица службы судебных приставов, его действия (бездействие) следует подать в течение десяти дней после совершения действия судебным приставом-исполнителем, т.е. когда установлен факт его бездействия.
При этом если должника не поставили в известность о том, когда приставом будут проводиться определенные действия, должник имеет право обжаловать их в течение десяти дней с момента, когда о них узнали
В этом случае необходимо доказать, что срок для обжалования не пропущен. Таким доказательством может быть почтовое уведомление, где указана дата получения адресатом письма или иной документ с отметкой о времени получения.
Что бы составить заявление в арбитражный суд об обжаловании действий судебного пристава-исполнителя нужно использовать положения главы 24 АПК РФ, ст.4, ст. 68 ФЗ «Об исполнительном производстве».
Жалоба на бездействие судебного пристава
Задачами исполнительного производства согласно ст. 2 Федерального закона от 02.10.2007 N 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» являются правильное и своевременное исполнение судебных актов, актов других органов и должностных лиц, а в предусмотренных законодательством Российской Федерации случаях исполнение иных документов в целях защиты нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан и организаций.
Доверие к судебной системе невозможно без эффективного механизма исполнения судебных решений, в противном случае лицо, чьи права были нарушены, несмотря на положительное решение суда, может так и не добиться его исполнения в реальности. Исполнение судебных актов может осуществляться как с привлечением судебного пристава-исполнителя, так и без него в некоторых случаях.
Например, если вы получили решение суда о взыскании с юридического лица денежной суммы, то вам, конечно, проще в соответствии со ст. 8 Федерального закона «Об исполнительном производстве» предъявить исполнительный лист непосредственно в банк, где у должника имеется открытый счет. А если вы не знаете, в каком банке открыт счет, то вы на основании нотариально заверенной копии исполнительного листа, можете по месту регистрации юридического лица узнать об открытых счетах компании.
Но бывают случаи, когда без обращения к судебному приставу, не обойтись. Например, если ваш должник — физическое лицо, и вы не знаете его банковских счетов, вам потребуется обратиться к приставу для розыска счетов, или если вам необходимо арестовать какое-то имущество (не денежные средства), то также потребуется обращаться к приставу.
Недовольство в связи с неэффективной работой судебных приставов-исполнителей стало уже привычным. Обжаловать действия или бездействие приставов можно в соответствии со ст. 19 Федерального закона от 21.07.1997 N 118-ФЗ (ред. от 08.03.2015) «О судебных приставах» в административном порядке, т. е. в порядке подчиненности, или в судебном порядке. При том обращение с жалобой к вышестоящему должностному лицу не является препятствием для обращения в суд.