Изменения при исчислении налогов, взносов и отчислений с 01.01.2023 года

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения при исчислении налогов, взносов и отчислений с 01.01.2023 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев 1 декабря 2022 года подписал закон «О республиканском бюджете на 2023-2025 годы», согласно которому с 1 января 2023 года минимальная заработная плата (МЗП) составит 70 000 тенге. Это увеличение на 10 000 тенге по сравнению с предыдущим годом.

Как изменится для казахстанцев МРП и МЗП в 2023 году

В предстоящем году месячный расчетный показатель (МРП) вырастет примерно на 8% и поднимется до 3 450 тенге. Это значительное повышение по сравнению с показателем января 2022 года в 3 063 тенге.

Минимальная зарплата 70 000 тенге
Минимальный расчетный показатель 3 450 тенге
Минимальная базовая пенсия 24 341 тенге
Минимальный размер пенсии 53 076 тенге
Величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат 40 567 тенге

— 3-х уровневая пенсия в Казахстане

В Казахстане пенсия складывается из 3-х уровней:

1. уровеньбазовый. Базовая пенсия — эта часть выплачивается из государственного бюджета. Базовая пенсия зависит от трудового стажа.

2. уровень — обязательный. Пенсии из солидарной системы и ЕНПФ (Единого накопительного пенсионного фонда) за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

— 1) Солидарная пенсия выплачивается из республиканского бюджета при наличии трудового стажа не менее 6 месяцев, выработанного по состоянию на 1 января 1998 года. Именно с этого периода начался переход к накопительной пенсионной системе, предусматривающей перечисление обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ всеми работающими.

— 2) выплаты из ЕНПФ за счёт пенсионных накоплений работников.

3. уровень — добровольный. Это выплаты за счёт добровольных пенсионных взносов.

Обязательный уровень пенсии в Казахстане состоит из 2-х частей.

1) Солидарная часть — эта часть пенсии выплачивается из солидарной системы (республиканский бюджет) и единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.

Эта часть пенсии полагается не всем. Если у вас есть хотя бы 6 месяцев трудового стажа до 1 января 1998 года – вы будете получать трудовую пенсию. Ее размер составляет 60% от среднего дохода в месяц за любые 3 года подряд независимо от перерывов в работе с 1 января 1998 года.

Со временем эта пенсия перестанет существовать из-за смены поколений. Произойдет это примерно к 2043 году, когда все у кого есть стаж работы до 1998 года выйдут на пенсию.

2) Выплаты из ЕНПФ. Это пенсионные выплаты из Единого накопительного пенсионного фонда за счет обязательных пенсионных взносов, обязательных профессиональных пенсионных взносов.
Кстати, пенсионные выплаты из ЕНПФ можно начать получать и раньше, не дожидаясь наступления пенсионного возраста. Выплаты из ЕНПФ можно уже получать при достаточности пенсионных накоплений для обеспечения выплаты не ниже размера минимальной пенсии, мужчины по достижении 55 лет и женщины – 52 года путем заключения договора пенсионного аннуитета.
Пенсионные выплаты из ЕНПФ с 1 января 2018 года осуществляются по графику ежемесячно и определяется как одна двенадцатая годовой суммы пенсионных выплат, исчисленной в соответствии с Методикой осуществления расчета размера пенсионных выплат, а также установления минимального размера ежемесячной пенсионной выплаты из ЕНПФ не менее 70 процентов от прожиточного минимума, установленного на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

Отчисления на обязательное медицинское страхование (ОСМС) – 1,5%

Размер отчислений ОСМС – 1,5% от расходов работодателя, выплачиваемых работнику в виде доходов, за исключением доходов, с которых не уплачиваются отчисления ОСМС согласно п. 4. ст.29. Закона РК Об обязательном социальном медицинском страховании.

  • Ежемесячный объект, принимаемый для исчисления отчислений, не должен превышать 10-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете. Т.е на 2019 год — 425 000 тенге.

Как рассчитать социальный налог в РК в 2021 году

Статья 29. Статус фонда

Фонд является некоммерческой организацией в форме акционерного общества, учредителем и единственным акционером которого является государство.

Статья 30. Требования, предъявляемые к руководящим работникам фонда

1. Руководящими работниками фонда признаются первый руководитель исполнительного органа и его заместители, главный бухгалтер.

2. К руководящим работникам фонда устанавливаются следующие требования:

1) для первого руководителя исполнительного органа и его заместителей:

образование – высшее профессиональное (юридическое, финансово-экономическое);

не менее пяти лет стажа работы на руководящих должностях, непосредственно связанных с профессиональной деятельностью на рынке ценных бумаг и в организациях, осуществляющих деятельность на финансовом рынке, либо наличие не менее шести лет стажа работы на руководящих должностях в сфере социальной защиты населения;

2) для главного бухгалтера:

образование – высшее профессиональное (финансовое, экономическое);

не менее пяти лет стажа финансово-бухгалтерской работы, в том числе не менее пяти лет на руководящих должностях.

3. Руководящим работником фонда не может быть избрано (назначено) лицо:

1) не имеющее высшего профессионального образования и минимально необходимого стажа работы в сферах деятельности, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи;

2) не имеющее безупречной деловой репутации.

Безупречной деловой репутацией является наличие фактов, подтверждающих профессионализм, добросовестность, отсутствие неснятой или непогашенной судимости, в том числе отсутствие вступившего в законную силу решения суда о применении уголовного наказания в виде лишения права занимать должность руководящего работника финансовой организации, банковского и (или) страхового холдинга и являться крупным участником (крупным акционером) финансовой организации пожизненно;

3) ранее являвшееся первым руководителем, заместителем первого руководителя, главным бухгалтером юридического лица, которое было признано банкротом или подвергнуто санации, консервации, принудительной ликвидации в период нахождения данного лица в должности первого руководителя, заместителя первого руководителя, главного бухгалтера данного юридического лица;

4) совершившее коррупционное преступление либо привлекавшееся в течение трех лет до даты избрания (назначения) к ответственности за совершение коррупционного правонарушения.

Статья 31. Деятельность фонда

Фонд осуществляет свою деятельность за счет комиссионного вознаграждения фонда.

Величина комиссионного вознаграждения может меняться не более двух раз в год.

Комиссионное вознаграждение фонда взимается от поступивших социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, инвестиционного дохода в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Собственные средства фонда формируются и состоят из уставного капитала фонда, комиссионного вознаграждения.

Фонд осуществляет следующие виды деятельности:

1) ведение учета социальных отчислений, пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, возвратов излишне (ошибочно) уплаченных социальных отчислений и (или) пени за несвоевременную и (или) неполную уплату социальных отчислений, а также инвестиционного дохода;

2) ведение учета социальных выплат и возвратов излишне зачисленных (выплаченных) сумм социальных выплат;

3) создание и развитие информационной системы в сфере обязательного социального страхования.

В части, не урегулированной настоящим Законом, к деятельности фонда применяется законодательство Республики Казахстан об акционерных обществах.

Статья 32. Права и обязанности фонда

1. Фонд имеет право:

1) осуществлять аккумулирование социальных отчислений;

2) заниматься деятельностью, связанной с ценными бумагами и другими финансовыми инструментами, в порядке, установленном настоящим Законом;

Статья 37. Разрешение споров

Все споры, возникающие между фондом, Государственной корпорацией, государственными органами, физическими и юридическими лицами по исполнению настоящего Закона, разрешаются в соответствии с законодательством Республики Казахстан.

Статья 38. Ответственность за нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании

Нарушение законодательства Республики Казахстан об обязательном социальном страховании влечет ответственность, установленную законами Республики Казахстан.

Статья 39. Переходные положения

1. Размер социальной выплаты на случай утраты трудоспособности, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и утраты трудоспособности, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

2. Размер социальной выплаты на случай потери кормильца, определенный до введения в действие настоящего Закона, с учетом ежегодного повышения, включая повышение с 1 января 2020 года, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и количества иждивенцев, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и количес��ва иждивенцев, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

3. Размер социальной выплаты на случай потери работы, определенный до введения в действие настоящего Закона, подлежит перерасчету путем деления на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, учтенные при назначении размера социальной выплаты, и умножения на коэффициенты стажа участия и замещения дохода, предусмотренные в соответствии с настоящим Законом.

При этом продолжительность социальной выплаты на случай потери работы устанавливается в соответствии с пунктом 3 статьи 22 настоящего Закона.

Ставка отчислений на ОСМС вырастет в 2022 году

  • Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
  • В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
  • Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
  • Казахстан
  • налоги
  • налоговые изменения
  • ИПН
  • МЗП

Помимо того, что налог социального характера начисляется непосредственно на предприятие, граждане, совершающие трудовую деятельность, обязаны также выплачивать различные социальные отчисления со своих доходов.

Социальные отчисления дают право гражданам, их выплачивающим на социальные выплаты. Это своего рода страховка от государства, фонд в который собираются средства со всех, а затем распределяются между теми, кто в них нуждается — социально незащищёнными слоями населения (плательщиками социальных отчислений).

Размер социальных выплат — 5% от МЗП. В этом объёме платят участники ОСС и самостоятельно занятых лиц.

  • 2009
  • 2010
  • 2011
  • 2012
  • 2013
  • 2014
  • 2015
  • 2016
  • 2017
  • 2018
  • 2019
  • 2020
  • 2021
  • Январь
  • Февраль
  • Март
  • Апрель
  • Май
  • Июнь
  • Июль
  • Август
  • Сентябрь
  • Октябрь
  • Ноябрь
  • Декабрь

В Декларацию вносятся следующие сведения:

  • данные для исчисления индивидуального подоходного налога и социального налога;
  • информация об обязательных пенсионных взносах, необходимая для их исчисления, удержания и перечисления;
  • о начислении и перечислении сумм социальных отчислений в Государственный фонд социального страхования и взносов на обязательное социальное медицинское страхование.
Читайте также:  Можно спиливать деревья на своем участке?

Поможем собрать и сформировать отчетность в 1С. Звоните!

Приказом от 20 декабря 2020 года №1214 внесены изменения в действующий Приказ №39 от 20 января 2020 года «Об утверждении форм налоговой отчетности и правил их составления».

Данные по корректировке до 2021 года отражались исключительно в суммовых выражениях, сейчас требуется расшифровка корректировок и налоговых вычетов для физических лиц. Внесенные изменения привели форму в соответствие со следующими нормативно-правовыми актами:

  • Налоговый кодекс;
  • Закон РК «О пенсионном обеспечении»;
  • Закон «Об обязательном социальном медицинском страховании».

Перечисление ИПН, взносов на обязательное социальное медицинское страхование и обязательных взносов зависит от размера уплаченных налогов, а социальный налог имеет прямую зависимость с исчисленными социальными отчислениями.

Исключены все строки и графы, которые предполагают отражение пенсионных взносов работодателя, начисленных согласно с законодательством РК. Это изменение объясняется смещением сроков введения в действия 25-1 статьи Закона «О пенсионном обеспечении» до 1 января 2023 года, согласно которой работодатели обязаны исчислять и перечислять обязательные пенсионные взносы работодателя.

В форме появились новые строки, предназначенные для отражения взносов на обязательное социальное медицинское страхование в свою пользу за каждый месяц отчетного квартала и итоговой суммы за квартал индивидуальными предпринимателями:

  • 00.012 I;
  • 00.012 II;
  • 00.012 III;
  • 00.012 IV.

В этот список не вошли специальные налоговые режимы для хозяйств – фермерских и крестьянских, а также на основе патента и упрощенной декларации.

Добро пожаловать на портал Ирис!

Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

  • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
  • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

Первый микрокредит без переплат!

Сумма: до 130 000 тенге.

  • Как избавиться от долгов

  • Карты рассрочки – в чем выгода

  • Как научиться экономить и вести семейный бюджет

  • Страхование имущества

  • Как лучше платить – карточкой или наличными

  • Как начать инвестировать? Виды инвестиций, их достоинства и недостатки

  • 5 способов оплатить коммунальные платежи, не выходя из дома

  • Ипотека по программе «7-20-25»

  • Лизинг в Казахстане: виды, особенности, преимущества, отличие от кредита

  • Налог на добавленную стоимость: плательщики, ставка, расчет и возврат

  • Подоходный налог в Казахстане: что такое и как рассчитать?

  • Штрафы ГАИ за нарушение ПДД в Казахстане: проверка, оплата

  • Сколько стоит сделать паспорт в Казахстане?

  • Водительские права в Казахстане: получение, замена, лишение

  • Пенсия в Казахстане: расчет, виды, пенсионный возраст

  • Арендное жилье с последующим выкупом: как и кто может получить

  • Налог на имущество физических и юридических лиц

  • Земельный налог РК: ставки, расчет, порядок и сроки уплаты, льготы

  • Виды страхования в Казахстане: ОСАГО, КАСКО, страхование жизни и медицинская страховка

  • Пособия и льготы многодетным семьям в Казахстане

  • Индивидуальное предпринимательство: открытие, проверка, закрытие ИП в Казахстане

  • Как быстрее и выгоднее продать квартиру самостоятельно

  • Как защититься от коллекторов в Казахстане

  • Как получить квартиру от государства в Казахстане

  • Порядок выплаты пенсионных накоплений в Казахстане

  • Налог на транспорт РК: ставки, расчет, льготы, сроки уплаты

  • Кредитная история: как узнать и очистить плохую?

  • Банковская гарантия в РК: виды, условия выдачи

    Социальный налог (СН) – это налог, который платит работодатель за работников из собственных средств в бюджет государства.

    Надо сразу уяснить, что социальный налог и социальные отчисления – это разные вещи.

    Социальные отчисления – это вычеты из зарплаты (ЗП) в Государственный фонд социального страхования (ГФСС). В отличие от социального налога, который идёт общей суммой в государственный бюджет, социальные отчисления поступают на счёт каждому человеку отдельно. Затем, когда конкретному лицу понадобится пособие, в госкорпорации «Правительство для граждан» проверят, какие суммы перечислялись на счёт человека, обратившегося за пособием, и проведут необходимые расчёты для назначения выплат.

    В Законе РК «Об обязательном социальном страховании» определены пять случаев назначения пособий: по беременности и родам, по уходу за ребёнком по достижении им возраста одного года, по потере работы, по потере кормильца и по утрате трудоустройства.

    Социальный налог в Казахстане взимается с 1 января 1999 года.

    Социальный налог в Казахстане обязаны за своих сотрудников отчислять работодатели из собственных средств (сумма не вычитается из вашей заработной платы). К ним относятся:

    1. юридические лица (резиденты и нерезиденты РК);
    2. индивидуальные предприниматели, кроме тех, которые работают по патенту;

    Сумма налога для юрлиц (пункт №1) определяется по формуле, за основу в которой берётся зарплата (ЗП) работника. Наименьшая сумма, от которой необходимо отталкиваться, равна 1 МЗП (в 2019 году это 42 500 тенге).

    По пункту №2 социальный налог работодатель уплачивает в размер�� 1 МРП (в 2019 году – 2525 тенге) за каждого штатного сотрудника и 2 МРП за себя.

    Плательщиками социального налога не являются:

    1. Предприятия, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями зрения, слуха, речи, опорно-двигательного аппарата.
    2. Фермерские и крестьянские хозяйства, работающие в рамках специального налогового режима (СНР).
    3. ИП, работающие на основе патента.

    Соцналогом не облагаются доходы, указанные в статье 341 Налогового кодекса РК «Корректировка дохода». Это выплаты за счёт средств государственных и международных грантов; премии; стипендии; пенсионные отчисления; взносы по медстраховке (с 2020 года); алименты; вознаграждения по депозитам и ценным бумагам, дивиденды.

    Отказаться от уплаты этого налога компания не может. За неперечисление или неполное перечисление социального налога грозят пени и штрафы. Пеня на не уплаченную в срок сумму налогов и платежей в бюджет начисляется согласно статье 117 Налогового кодекса РК. Штраф составляет 20% от неудержанной суммы налогов для частных нотариусов, частных судебных исполнителей, адвокатов, субъектов малого предпринимательства и некоммерческих организаций, 30% для субъектов среднего предпринимательства и 50% для субъектов крупного предпринимательства.

    От уплаты соцналога может отказаться ИП, но только в случае отсутствия доходов в текущем месяце.

    Ставка социального налога для юридических лиц в Казахстане в 2019 году составляет 9,5%. В 2025 году она будет повышена до 11%. Рассмотрим начисление социального налога за одного сотрудника, получающего, например, зарплату в 100 000 тенге в организации с общеустановленным режимом налогообложения.

    1. В налогооблагаемую сумму не входит обязательный пенсионный взнос (ОПВ). Поэтому из оклада вычитаем пенсионные взносы: 100 000 – 10% (10 000) = 90 000 тенге.
    2. Рассчитываем сумму социального налога по ставке 9,5%: 90 000 х 0,095 = 8 550 тенге.
    3. По законодательству, социальный налог снижается на сумму социальных отчислений. Социальные отчисления составляют 3,5%: 90 000 х 0,035 = 3 150.
    4. Из суммы рассчитанного социального налога отнимаем социальные отчисления и получаем сумму соцналога к уплате: 8 550 – 3 150 = 5 400 тенге.

    По упрощённому режиму соцналог складывается следующим образом: из 1,5% дохода вычитаются соцотчисления работников ТОО, включая его директора. Это делается один раз в полгода.

    Для АО и организаций других форм собственности применяются правила, которым подчиняется ТОО.

    Расчёт также производится в зависимости от выбранного налогового режима. При этом сумма социального налога (СН) уменьшается на сумму социальных отчислений (СО). Чтобы установить размер соцналога для владельца ИП по общеустановленному режиму, надо от 2 МРП отнять сумму соцотчислений. Чтобы сделать то же самое по каждому работнику ИП, надо эти отчисления отнимать уже от 1 МРП.

    По упрощённому режиму соцналог вычисляется так: 1,5% от дохода минус соцотчисления работников и самого владельца ИП за полгода.

    Для ИП и ТОО по общеустановленному режиму социальный налог рассчитывается ежемесячно: до 25 числа, следующего за отчётным периодом. Например, соцналог за май 2019 года должен быть уплачен не позднее 25 июня 2019 года.

    Для ИП и ТОО по упрощёнке один раз в полгода: за первое полугодие – до 15 августа, за второе полугодие – до 15 февраля следующего года. Уплачивается по форме 910 (образец можно скачать на сайте Комитета госдоходов Минфина РК).

    Социальный налог уплачивается по месту регистрации налогоплательщика (вашего работодателя).

    • доходов, указанных в пункте 2 статьи 319 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • доходов, указанных в пункте 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), за исключением доходов, указанных в подпунктах 10), 12) и 13) пункта 1 статьи 341 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • доходов, указанных в подпункте 10) статьи 654 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    • выплат за счет средств грантов (кроме выплат в виде оплаты труда работникам и оплаты работ (услуг) физическим лицам по договорам гражданско-правового характера);

    • компенсационных выплат при расторжении трудового договора в случаях прекращения деятельности работодателя — физического лица либо ликвидации работодателя — юридического лица, сокращения численности или штата работников в размерах, установленных законодательством Республики Казахстан.

    • сегодня
    • неделя
    • месяц

    Иностранные работники

    С 2023 года придется уплачивать единый тариф страховых взносов, в том числе в ФОМС России, с заработной платы по трудовым договорам и вознаграждений по договорам ГПХ постоянно проживающим на территории РФ высококвалифицированным специалистам и временно пребывающим иностранным гражданам. Сейчас же, напомним, взносы на обязательное медицинское страхование за иностранных сотрудников работодатели не платят.

    Данное изменение позволит иностранным гражданам получать медицинскую помощь по ОМС, но только через три года. К тому же в связи с изменениями работодатели больше не будут обязаны требовать представления полиса ДМС и указывать его реквизиты в трудовом договоре.

    Пределы по налогам, взносам и отчислениям в 2021 году

    Кратко — это работники, ИП, частнопрактикующие, в том числе иностранцы и лица без гражданства с ПМЖ в Казахстане, плательщики ЕСП — ст. 8 закона.
    Статья 7 закона об обязательном социальном страховании. Лица, подлежащие обязательному социальному страхованию

    Обязательному социальному страхованию подлежат:

    1) работники, а также лица, имеющие иную оплачиваемую работу (избранные, назначенные или утвержденные);

    2) индивидуальные предприниматели, в том числе главы крестьянских или фермерских хозяйств;

    3) лица, занимающиеся частной практикой;

    Подпункт 4 действует до 1 января 2024 года

    4) физические лица, являющиеся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс);

    5) иностранцы и лица без гражданства, а также оралманы, постоянно проживающие на территории Республики Казахстан и осуществляющие деятельность, приносящую доход на территории Республики Казахстан.

    Лица, достигшие возраста, предусмотренного пунктом 1 статьи 11 Закона Республики Казахстан «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», не подлежат обязательному социальному страхованию.

    [свернуть]

    Ставка социальных отчислений — 3.5% с дохода работника (зарплаты).

    • Максимальный размер объекта исчисления — 7 МЗП.
    • Минимальный размер объекта исчисления — 1 МЗП.

    Упрощенно, это значит, что если зарплата минус ОПВ больше 7 МЗП, то СО рассчитываются как с 7 МЗП.

    Если зарплата минус ОПВ меньше 1 МЗП, то СО рассчитываются как с 1 МЗП.

    Статья 14 Закона «об обязательном социальном страховании РК» (дальше — «закона»). Ставка социальных отчислений

    Статья 14. Ставка социальных отчислений
    1. Социальные отчисления, подлежащие уплате плательщиками в фонд за участников системы обязательного социального страхования и (или) в свою пользу, устанавливаются в размере 3,5 процента от объекта исчисления социальных отчислений, с 1 января 2025 года — 5 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

    Пункт 2 действует до 1 января 2024 года

    2. Для физических лиц, являющихся плательщиками единого совокупного платежа в соответствии со статьей 774 Кодекса Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет» (Налоговый кодекс), размер социальных отчислений, уплачиваемых ими в свою пользу, составляет 20 процентов от объекта исчисления социальных отчислений.

    [свернуть] Пункт 5 статьи 15 закона. Объект исчисления социальных отчислений

    5. Ежемесячный объект исчисления социальных отчислений от одного плательщика не должен превышать 7-кратный минимальный размер заработной платы, установленный на соответствующий финансовый год законом о республиканском бюджете.

    Действие части второй пункта 5 приостановлено до 1 января 2024 года.
    В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, уплачиваются исходя из минимального размера заработной платы.

    В период приостановления действует в редакции пункта 4 статьи 39:
    3) части второй пункта 5 статьи 15 настоящего Закона, установив, что в период приостановления данная часть действует в следующей редакции:

    «В случае если объект исчисления социальных отчислений за календарный месяц менее минимального размера заработной платы, установленного законом о республиканском бюджете и действующего на 1 января соответствующего финансового года, то социальные отчисления исчисляются, перечисляются исходя из минимального размера заработной платы, за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 настоящей статьи.»;

    [свернуть]

    Простыми словами —

    • минимальный размер социальных отчислений 3.5% от 1 МЗП (в 2021 году: 42500 * 0.035 = 1488 тг),
    • а максимальный 3.5% от 7 МЗП (в 2021 году: 42500 * 7 * 0.035 = 10413 тг)

    Упрощенная формула расчета СО = (зарплата — ОПВ) * 0.035
    ОПВ (обязательный пенсионный взнос) = зарплата * 0.1

    Основные исключения из этой формулы — расчет СО с объекта исчисления (зарплата — ОПВ) в размере 1 МЗП и меньше, а также расчет СО с объекта исчислений в размере 7 МЗП и больше.

    • Размер СО с 1 МЗП и меньше = 1 МЗП * 0.035 = 1488 тенге
    • Размер СО с 7 МЗП и больше = 7 МЗП * 0.035 = 10413 тг

    Иными словами, минимальный и максимальный размер СО в 2021 году — соответственно 1488 до 10413 тг.

    Для обычных читателей подойдет и формула выше, но если хотите влезть в дебри, то ниже — формула и подробности для утонченных ценителей законов и кодексов.

    Социальные отчисления = (доход, выплаченный работнику — пункт 2 ст. 319 НК РК кроме подпунктов 3) 4) — пункт 1 статьи 341 НК РК, кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — подпункт 1) пункта 3 ст. 484 НК РК ) * 0.035

    При расчете социальных отчислений не применяется корректировка в размере 90% по ИПН Пункт 5 главы 2. Порядок исчисления социальных отчислений. Постановление «Об утверждении Правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

    5. Социальные отчисления в Фонд не уплачиваются с доходов, установленных:

    1) пунктом 2 статьи 319 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 3), 4) пункта 2 статьи 319 Налогового кодекса;

    Примечание РЦПИ!
    Абзац первый подпункта 2) предусмотрен в редакции постановления Правительства РК от 08.05.2019 № 263 (вводится в действие с 01.01.2029).
    2) пунктом 1 статьи 341 Налогового кодекса, за исключением доходов, указанных в подпунктах 9), 10), 12), 14), абзаце шестом подпункта 22), подпунктах 26), 32) и 53) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

    При исчислении социальных отчислений не применяются корректировки к облагаемому доходу работника, указанные в подпункте 52) пункта 1 статьи 341 Налогового кодекса.

    3) подпунктом 1) пункта 3 статьи 484 Налогового кодекса.

    [свернуть]

    Для лучшего понимания и структурирования информации — социальные отчисления не уплачиваются с этих доходов:

    • пункт 2 ст. 319 НК РК (годовой доход физического лица), кроме подпунктов 3), 4) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6091
    • пункт 1 статьи 341 НК РК (корректировка дохода), кроме подпунктов 9), 10), 12), 14), абзаца шестого подпункта 22), подпунктов 26), 32), 53) — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z6436
    • подпункта 1) пункта 3 ст. 484 НК РК — http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1700000120#z8740
    • При расчете СО корректировка 90% по ИПН не применяется.

    Расчет налогов и платежей с ЗП в 2021 году

    Налоги – основной источник доходов государства и одна из важнейших составляющих его нормального существования. О налоге на транспорт, земельном налоге и о налоге на имущество мы говорили раннее. Сегодня же будем говорить о социальном налоге.

    Социальный налог – это налог, имеющий отношение к субъектам, занимающимся предпринимательской деятельностью. Это налог, который платится работодателем (предприятием) за своих сотрудников.

    Юридические лица и индивидуальные предприниматели, работающие по общеустановленному налоговому режиму обязаны уплатить социальный налог до 25 числа месяца, следующего за отчетным. То есть, соцналог за август необходимо уплатить до 25 сентября. Уплата социального налога производится на ежемесячной основе.

    Организации, работающие по упрощенке обязаны рассчитываться один раз в полгода: до 15 августа – за первое полугодие и до 15 февраля – за второе полугодие.

    За несвоевременную или неполную уплату, а также за уклонение от уплаты социального налога предусмотрена ответственность и санкции (пени и штрафы).

    Некоторые могут подумать, что социальный налог и социальные отчисления – это одно и тоже. Но это не так. Не стоит путать эти два понятия. Чем же они отличаются?

    Средства с социального налога идут напрямую в государственный бюджет.

    Средства же из социальных отчислений поступают в Государственный фонд социального страхования (ГФСС) на счет каждого конкретного человека. И если наступит случай, предусмотренный Законами РК, человек может рассчитывать на выплаты из этого фонда.

    Согласно налоговому кодексу не все организации являются плательщиками социального налога. К числу таких относятся:

    • специализированные организации, созданные для трудоустройства лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха или речи
    • работающие в рамках специального налогового режима фермерские и крестьянские хозяйства, а также индивидуальные предприниматели, работающие на основе патента

    На сколько вырастут пенсии, пособия и кому увеличат зарплату в 2022 году

    В концепции модернизации пенсионной системы до 2030 года также предполагается предоставить казахстанцам право «отложенного выхода на пенсию». Сегодня трудовой стаж рассчитывается до момента достижения человеком пенсионного возраста (для мужчин — 63 года, для женщин — 60 лет). При переходе на новую систему предлагается, чтобы этот стаж не ограничивался возрастом выхода на пенсию.

    «Если человек не обратился за пенсией и продолжает работать после достижения пенсионного возраста, скажем, проработал еще два года, то размер его минимальной гарантированной пенсии должен увеличиться на четыре процента — по два процента за каждый год сверх того, что он проработал, достигнув пенсионного возраста», — рассказала Виктория Шегай.

    Еще одно направление модернизации — введение пятипроцентных обязательных пенсионных взносов в ЕНПФ работникам за счет средств работодателей с 2023 года.

    Виктория Шегай отметила, что это изменение предусматривалось еще с 2018 года, однако отложилось до 2020 года из-за роста нагрузки на фонд оплаты труда для работодателя в связи с введением обязательного социального медицинского страхования. В 2020 году введение пятипроцентных взносов отложили на 2023 год из-за экономических последствий COVID-19.

    «Фактически введение пятипроцентных взносов работодателя завершает формирование в Казахстане многоуровневой сбалансированной пенсионной системы, которая основывается не только на ответственности государства и работника за обеспечение пенсионного будущего казахстанцев, но и на ответственности самого работодателя. Это, в принципе, и есть повсеместная международная практика», — подчеркнула она.

    В качестве сравнения директор департамента Минтруда привела пример России, где взнос работодателя в пенсионную систему соцстрахования сегодня составляет 22 процента.

    Пенсионные аннуитеты заключаются между вкладчиком ЕНПФ и страховой организацией. Это значит, что, заключив договор пенсионного аннуитета и передав компании по страхованию жизни определенную сумму своих пенсионных накоплений, граждане получают право на ежемесячные аннуитетные пенсионные выплаты.

    По словам Шегай, если ранее размер аннуитетной пенсионной выплаты устанавливался не ниже размера минимальной пенсии (около 43 тысяч тенге на сегодняшний день), то сегодня размер минимальной аннуитетной выплаты снижен до 70 процентов к величине прожиточного минимума (около 24 тысяч тенге на сегодняшний день).

    «Что это нововведение привнесло в жизнь казахстанцев? Во-первых, пенсионный аннуитет стал более доступным, за счет того, что этот договор можно заключать с 45-летнего возраста. При этом выплата может начать осуществляться с 55 лет. Размер страховой премии, которую выплачивает человек из своих пенсионных накоплений в страховую компанию, стал более доступным. Если раньше размер страховой премии для мужчины 55 лет составлял порядка 13 миллионов тенге, то сегодня он составляет от 7 до 7,7 миллиона тенге», — заявила директор департамента Минтруда.

    • Бизнес на пределе – эксперт об отмене моратория на налоговые проверки
    • В Казахстане могут ввести свой углеродный налог
    • Кто кормит бюджет: 343 крупных налогоплательщика страны
    • Казахстан
    • налоги
    • налоговые изменения
    • ИПН
    • МЗП

    Пенсии 2,3 млн казахстанцев вырастут с 2022 года

    Разработан проект закона «О республиканском бюджете на 2022 – 2024 годы», сообщает zakon.kz.

    В частности, предусматривается, что с 1 января 2022 года будет установлено:

    — минимальный размер заработной платы – 60 000 тенге;
    — минимальный размер государственной базовой пенсионной выплаты – 19 450 тенге;
    — минимальный размер пенсии – 46 302 тенге;
    — месячный расчетный показатель для исчисления пособий и иных социальных выплат, а также применения штрафных санкций, налогов и других платежей – 3 063 тенге;
    — величина прожиточного минимума для исчисления размеров базовых социальных выплат – 36 018 тенге.

    «Целью принятия указанного проекта закона является повышение размера минимальной заработной платы с текущих 42 500 до 60 000 тенге», — говорится в пояснительной записке главы правительства.
    Документ размещен на сайте «Открытые НПА» для публичного обсуждения до 6 октября.

    Иллюстративное фото Константина Шелкова

    Количество показов: 1517

    Возврат к списку

    Социальный налог, по сути, представляет собой уникальный вид налогообложения для предпринимателей. Его обязаны платить работодатели за своих сотрудников. Всё это они делают исходя из собственного дохода, и на 2021 год его уплата является обязательной для юридических лиц, адвокатов, частных судей, исполнителей и индивидуальных и индивидуальных предпринимателей.

    СН, вопреки мнению о том, что это не так, на самом деле не оказывает влияния на заработную плату. Эта сумма выплачивается работодателем. Она влияет на доход индивидуального предпринимателя, но это опять же идёт речь не о зарплате, потому что в этом случае человек платит за себя.

    На текущий момент ставка и расчет соцналога для ИП является постоянной величиной и она равна девяти с половиной процентов. Однако с первого числа 2025 года её размер будет увеличен до 11%.

    Важно помнить, что данное требование не имеет отношения к ИП, которые используют СНР, потому что для них разработана своя формула расчётов, ведь они не являются юридическими лицами и делают стандартные отчисления, который равен одному расчётному показателю за сотрудников, и двум – за себя, то есть ставки налогов и социальных платежей здесь могут быть другими.

    Интересным фактом также является то, что если индивидуальный предприниматель не получает доходов, то он освобождается от уплаты социального налога. Тоже самое могут сделать и другие категории налогоплательщиков, но они должны приостановить предоставление налоговых отчётов в НДС.

    Все жители Казахстана, которые обязаны платить социальный налог, делать это должны до 25-го числа. Здесь правила стандартные, имеется ввиду от числа того месяца, который следует за отчётным. К примеру за август придётся платить в сентябре и так далее. Оплата производится ежемесячно.

    Однако организации, которые используют упрощенную систему налогообложения, обязаны платить раз в полгода – до 15 августа за первую половину года, и до 15 февраля – за второе.

    Естественно, несвоевременная оплата влечёт за собой штраф.

    Какие налоги платит ИП по упрощенке в Казахстане в 2022 году / NUR.KZ

    Согласно статье 419 НК РФ, плательщиками социальных взносов являются лица-страхователи. То есть те, кто осуществляет выплаты и иные вознаграждения: организации, индивидуальные предприниматели и физические лица.

    Социальные сборы включают в себя:

    • пенсионное страхование;
    • социальное страхование на случай болезни или материнства;
    • медицинское страхование;
    • налог на травматизм.

    До 2017 года администрированием каждого вида отчислений занимались Фонды. Однако теперь всеми ими заведует ФНС. Исключение составили лишь сборы на травматизм, которые остались в ведении ФСС. Тарифы на период с 2017 по 2020 год установлены в статье 426 НК РФ. Какие размеры имеют отчисления на социальные нужды, ставка которых в сумме составляет 30 %, удобнее всего представить в таблице.

    Вид взноса ОПС, % ВНИм (ОСС), % ОМС, %
    Если предельная величина базы не превышает лимит 1 021 000 руб. — для ОПС, 815 000 руб. — для ОСС 22 2,9 5,1
    Если сумма базы превышает предельную величину для ОПС 10 5,1

    Отметим, что выплаты сверх предельной базы не облагаются взносами на ВНиМ. Размер отчислений на травматизм, которые, как мы помним, необходимо перечислять в ФСС, зависит от основного вида деятельности компании. Его необходимо подтверждать ежегодного, в зависимости от этого ставка отчислений будет от 0,2 до 8,5 %.

    Как изменился расчет заработной платы в 2021 году?

    Социальные отчисления перечисляются ежемесячно, как за работника, так и для ИП в свою пользу (за себя).

    За 1-й месяц, не позже 15 числа 2-го месяца, за 2-й месяц, не позже 15 числа 3-го месяца и т.д.

    Пункт 7 главы 3 постановления «Об утверждении правил и сроков исчисления и перечисления социальных отчислений»

    7. Социальные отчисления в фонд уплачиваются плательщиком ежемесячно путем осуществления платежей через банковский счет государственной корпорации не позднее 25 числа месяца, следующего за отчетным, с указанием месяца, за который уплачиваются социальные отчисления, если иное не установлено настоящим пунктом, в безналичном порядке со своих банковских счетов с приложением списков участников системы обязательного социального страхования, за которых производятся социальные отчисления.

    [свернуть]

    Данные о суммах уплаченных социальных отчислений отображаются в

    • форме 200, каждый квартал;
    • исключение — ИП на упрощенке, которые указывают эти данные в форме 910 (как за себя, так и за работника);
    • а также ИП по патенту — в форме 911 (за себя, работников у него быть не может).

    Сроки сдачи налоговой отчетности для ИП на упрощенке, ИП по патенту смотрите по соответствующим ссылкам.

    Все остальные сдают форму 200 ежеквартально:

    • за 1 квартал 2020 года — до 15 мая 2020 года;
    • за 2 квартал 2020 года — до 15 августа 2020 года;
    • за 3 квартал 2020 года — до 15 ноября 2020 года;
    • за 4 квартал 2020 года — до 15 февраля 2021 года.

    Рассмотрим на нескольких примерах как в 2021 году необходимо производить расчет заработной платы работнику в «стандартных» случаях.

    Пример (доход 100 000 тенге)

    Выполним расчет заработной платы работника за 2021 год

    Доход работника Никифоровой И. И. в январе 2021 года составил 100 000 тенге.

    Работник имеет право на вычет по ОПВ, вычет по ВОСМС и вычет в размере 1 МЗП – 42 500 тенге.

    Расчет ОПВ

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 50 МЗП (2 125 000 тенге).

    100 000 * 10% = 10 000 тенге

    Расчет ВОСМС

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

    100 000 * 2% = 2 000 тенге.

    Расчет ИПН

    Min предела по доходам работника нет. Max предела по доходам работника нет.

    100 000 — 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) – 42 500 = 45 500 тенге;

    45 500 * 10% = 4 550 тенге.

    Расчет СО

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предел — 7 МЗП (297 500 тенге).

    100 000 – 10 000 (ОПВ) = 90 000;

    90 000 * 3,5% = 3 150 тенге.

    Расчет СН

    Min предел — 1 МЗП (42 500 тенге). Max предела по доходам работника нет.

    100 000 – 10 000 (ОПВ) – 2 000 (ВОСМС) = 88 000 тенге;

    88 000 * 9,5% = 8 360 тенге;

    8 360 – 3 150 (СО) = 5 210 тенге

    Расчет ООСМС

    Min предела по доходам работника нет. Max предел — 10 МЗП (425 000 тенге).

    100 000 * 2% = 2 000 тенге.

    Показатель

    2020 год

    2021 год

    ОПВ

    100 000 * 10%

    10 000 тенге

    100 000 * 10%

    10 000 тенге

    ИПН

    (100 000 – 10 000 – 42 500) * 10%

    4 750 тенге

    (100 000 – 10 000 – 2 00 – 42 500) * 10%

    4 550 тенге

    СО

    (100 000 – 10 000) * 3,5%

    3 150 тенге

    (100 000 – 10 000) * 3,5%

    3 150 тенге

    СН

    100 000 – 10 000 – 1 000 = 89 000 * 9,5% = 8 455 – 3 150 (СО)

    5 305 тенге

    100 000 – 10 000 – 2 000 = 88 000 * 9,5% = 8 360 – 3 150 (СО)

    5 210 тенге

    ООСМС

    100 000 * 2%

    2 000 тенге

    100 000 * 2%

    2 000 тенге

    ВОСМС

    100 000 * 1%

    1 000 тенге

    100 000 * 2%

    2 000 тенге

    За счет работодателя

    10 455 тенге

    10 360 тенге

    За счет работника

    15 750 тенге

    16 550 тенге

    Сумма «на руки»

    84 250 тенге

    83 450 тенге

    С начала 2018 года, а точнее с января, налоговая ставка стабильна — 9,5%. В 2021 году эта цифра не изменилась.

    Однако правительство страны уже запланировало повышение. Случится это в 2025 году: с первого дня нового года процент увеличится с 9,5% до 11% (статья 485).

    Пенсии, пособия и декретные выплаты в 2021 году: всё, что нужно знать

    Опубликованно: 28.01.2021 в 17:17 С наступлением 2021 года в законодательстве РК в части исчисления и удержания налогов и социальных платежей с доходов работников были внесены некоторые изменения, поправки, нововведения. С наступлением 2021 года в законодательстве РК в части исчисления и удержания налогов и социальных платежей с доходов работников были внесены некоторые изменения, поправки, нововведения.

    В связи с увеличением размера минимальной заработной платы на 2021 год до 42500 тенге Министерством труда и социальной защиты населения были внесены изменения в Налоговый кодекс РК, в Законы РК «О пенсионном обеспечении», «Об обязательном социальном страховании», «Об обязательном социальном медицинском страховании» в части определения максимального порога для исчисления социальных платежей и налогов, так называемый, переход определения максимального порога с минимальной заработной платы на минимальный расчетный показатель.

    Социальный налог — это термин, который применяется в Казахстане и некоторых других странах.

    Данный вид налогообложения имеет отношение к субъектам, совершающим хозяйственную деятельность на территории РК.

    В январе 2021 года в законодательную базу касательно социального налога были внесены изменения.Пересмотрены налоговые ставки, что должны взять во внимание сотрудники компаний и предприятий, занимающиеся ежемесячным отчислением средств в государственные фонды.

    По состоянию на 2021 год социальный налог (СН) государство обязывает перечислять из своих доходов следующих субъектов государства:

    • Юридических лиц.
    • Частных нотариусов.
    • Профессиональных медиаторов.
    • Адвокатов.
    • Частных судебных исполнителей.
    • Индивидуальных предпринимателей.


    Похожие записи:

Добавить комментарий