Что такое инкассовое поручение и когда оно составляется

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Что такое инкассовое поручение и когда оно составляется». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Особенность данной статьи заключается в том, что ответственность банка (административная, уголовная, финансово-дисциплинарная, материальная) наступает за неисполнение или задержку исполнения поручений налогоплательщиков и распоряжений налоговых органов. Хотя статья ограничивается только административной мерой наказания, пеней и штрафом, это не лишает участников налоговых отношений права потребовать возмещения ущерба, причиненного неправомерными действиями банка и повлекшими убытки, которые налогоплательщик или налоговый орган смогут доказать. Несмотря на то что за другие виновные действия банков как участников налоговых отношений не установлена ответственность, такой факт не говорит однозначно о непричастности банков к налоговым правонарушениям. Арбитражная практика показывает, что банки могут выступать как инициаторы оказания услуг налогоплательщикам по «оптимизации налогообложения» и создания условий «минимизации денежных средств на расчетных счетах». Однако сам факт оказания банками услуг по оптимизации управления финансовой деятельностью налогоплательщика и минимизации налогообложения в рамках гражданско-правового договора не является основанием признания банка виновным в совершении налогового правонарушения. Необходимо доказать факт недействительности сделки как мнимой и притворной по статье 170 ГК РФ.

Комментарий к ст. 60 НК РФ

Комментируемая статья регулирует порядок и сроки исполнения банками поручений налогоплательщика на перечисление налога.

Статья 60 НК РФ указывает на наличие у организаций, имеющих статус банков, обязанности по перечислению сумм налогов и сборов в бюджет.

Организация считается исполнившей свои обязанности по уплате сумм налога с момента предъявления в банк платежного поручения при наличии на ее счете достаточных средств для его исполнения.

Такая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Западного округа от 02.10.2009 N А42-7139/2008.

Факт исполнения организацией обязанности по уплате налога НК РФ не ставит в зависимость от дальнейшего перечисления сумм налога банком в бюджет.

КС РФ в Определении от 14.05.2002 N 108-О указал, что конституционная обязанность налогоплательщика по уплате налога должна считаться исполненной в тот момент, когда изъятие части его имущества, предназначенной для уплаты в бюджет в качестве налога, фактически произошло. Такое изъятие происходит в момент списания банком с расчетного счета налогоплательщика соответствующих средств в уплату налога. Повторное списание с добросовестного налогоплательщика не поступивших в бюджет налогов нарушает конституционные гарантии частной собственности.

Поручение исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения.

Если банк не исполняет поручение в течение одного операционного дня, следующего за днем получения поручения, он нарушает установленный срок исполнения поручения.

Неисполнение банком платежных поручений клиента в связи с отсутствием средств на корреспондентском счете влечет ответственность банка, а не налогоплательщика.

Данный вывод подтверждается судебной практикой (см. Постановление ФАС Московского округа от 04.04.2012 N А40-79531/11-99-359).

НК РФ не установлена обязанность банков заполнять указанные поручения.

Следовательно, банк при оказании услуги налогоплательщикам (налоговым агентам, плательщикам сборов) по заполнению квитанции на перечисление налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации вправе взимать комиссионное вознаграждение.

На это обратил внимание Минфин России в письме от 27.10.2010 N 03-02-07/1-497.

В Постановлении Девятого арбитражного апелляционного суда от 17.09.2012 N 09АП-25758/2012-АК отмечено, что банки обязаны исполнять поручение налогоплательщика на перечисление налога в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства; поручение налогоплательщика исполняется банком в течение одного операционного дня, следующего за днем получения такого поручения; при наличии денежных средств на счете налогоплательщика банки не вправе задерживать исполнение поручения налогоплательщика; при невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный НК РФ, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного НК РФ срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику.

Данный вывод соответствует правовой позиции КС РФ, изложенной в Постановлении от 12.10.1998 N 24-П, в соответствии с которой обязанность по уплате налоговых платежей считается исполненной с момента их списания с расчетного счета налогоплательщика при условии наличия достаточности денежных средств на этом счете. При этом правовая позиция КС РФ относительно добросовестных налогоплательщиков одновременно предполагает обязанность налоговых органов доказывать обнаружившуюся недобросовестность налогоплательщиков и банков в порядке, установленном НК РФ.

Проверка соблюдения кредитной организацией статей 60, 76, 86 НК РФ путем проведения выездной налоговой проверки законодательством о налогах и сборах не предусмотрена. Такая проверка может осуществляться другими методами, определенными законодательством.

Указанная позиция отражена в Постановлении Президиума ВАС РФ от 21.12.2010 N 11515/10.

Абзацем четвертым пункта 2 статьи 855 ГК РФ прямо предусмотрено, что при недостаточности денежных средств на счете для удовлетворения всех предъявленных к нему требований в третью очередь производится списание денежных средств по поручениям налоговых органов только в счет уплаты налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.

Списание денежных средств по платежным документам, не указанным в первой — четвертой очередях, осуществляется на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ в пятую очередь.

Поскольку исполнение поручений налоговых органов на перечисление в соответствии с Кодексом пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации не предусмотрено в первую — четвертую очереди, такие поручения на основании пункта 2 статьи 855 ГК РФ исполняются в пятую очередь.

Такая позиция приведена в письме Минфина России от 03.09.2014 N 03-02-07/1/44097.

Очередность списания средств

Вот отличия инкассового поручения и платежного требования: для осуществления платежа по платежному требованию должник его согласовывает или дает акцепт на оплату. Если он согласен оплатить требование-поручение, ставится подпись уполномоченного лица и печать и происходит оплата за счет денег на расчетном счете. Если не согласен, платежное требование возвращается кредитору со всеми документами. А исполнение ИП происходит без согласия плательщика.

Ответим, имеет ли приоритет инкассовое поручение, — да, но в определенных случаях: если оно связано с алиментами по исполнительному документу или с возмещением вреда жизни и здоровью. По иным ситуациям списание происходит в порядке очередности. Первыми исполняют приоритетные требования и те, которые поступили по сроку раньше, затем — все остальные документы.

При невозможности исполнения поручения налогоплательщика в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, или поручения налогового органа в срок, установленный настоящим Кодексом, в связи с отсутствием (недостаточностью) денежных средств (драгоценных металлов) на счете налогоплательщика или на корреспондентском счете банка, открытом в учреждении Центрального банка Российской Федерации, банк обязан в течение дня, следующего за днем истечения установленного настоящим Кодексом срока исполнения поручения, сообщить о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика в налоговый орган по месту нахождения банка и налогоплательщику, а о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогового органа — в налоговый орган, который направил это поручение, и в налоговый орган по месту нахождения банка (его обособленного подразделения). (В редакции федеральных законов от 23.07.2013 № 248-ФЗ; от 27.11.2017 № 343-ФЗ)

Читайте также:  Дачников переводят на новые счётчики. Особенности установки в частном секторе

Форма и форматы сообщения банка о неисполнении (частичном исполнении) поручения налогоплательщика или поручения налогового органа и порядок его передачи в электронной форме устанавливаются Центральным банком Российской Федерации по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов. (Абзац введен — Федеральный закон от 02.11.2013 № 306-ФЗ)

(Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ)

Правила, установленные настоящей статьей, также применяются при исполнении банком поручений местных администраций, организаций федеральной почтовой связи и многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг на перечисление в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств, принятых от физических лиц — налогоплательщиков (налоговых агентов, плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов). (Пункт введен — Федеральный закон от 27.07.2006 № 137-ФЗ; в редакции федеральных законов от 03.07.2016 № 243-ФЗ; от 29.07.2018 № 232-ФЗ)

Непредставление налоговым органам сведений о финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков

Объектом данного правонарушения является установленный порядок управления в сфере налоговых правоотношений.

Объективная сторона данного правонарушения заключается в непредставлении банками по мотивированному запросу налогового органа справок по операциям и счетам организаций или граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в срок.

Согласно п. 2 ст. 86 НК РФ банки обязаны выдавать налоговым органам справки по операциям и счетам организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, в течение пяти дней после мотивированного запроса налогового органа. Следовательно, срок выдачи таких справок составляет пять дней. Данный срок начинает течь с момента получения банком соответствующего запроса налогового органа.

Необходимо отметить, что составы налоговых правонарушений, предусмотренных в п. 1 и 2 ст. 135.1 НК РФ, являются идентичными. Разница заключается лишь в том, что ч. 1 указанной статьи отсылает к п. 2 для определения признаков состава преступления. Однако таковые в п. 2 не указаны. Налицо пробел в законодательстве. Поэтому, по мнению ряда авторов, до внесения соответствующих изменений в указанную статью налоговые органы не вправе применять п. 2 ст. 135.1 НК РФ.

Субъектом данного правонарушения является банк.

Субъективная сторона — это совершение данного правонарушения по неосторожности или умышленно.

Поговорим об инкассовых поручениях налоговых органов

Инкассовое поручение налогового органа не может быть принято к исполнению банком до окончания срока добровольного погашения выявленной задолженности. Для добровольного погашения выявленной задолженности налоговые инспектора в адрес налогоплательщика предварительно направляют требование об уплате налога.

Согласно п. 1 ст. 70НК РФ Требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено в соответствии с НК РФ. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, не превышает у физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем, 500 рублей, у организации или индивидуального предпринимателя — 3 000 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи 70 НК РФ.

Согласно ст. 69 НК РФ требование об уплате налога должно быть исполнено в течение восьми дней с даты получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом требовании. Если же в течение 8 дней недоимка не уплачена, налоговые инспектора в срок до 2 месяцев со дня истечения срока требования взыскивают недоимку со счёта посредством инкассовых поручений. Одновременно с этим, налоговая Вам направит решение о приостановлении операций по счетам налогоплательщика. Если на р/счете не окажется требуемой суммы, счета заблокируют и будут снимать средства по мере их поступления.

Если недоимка не будет погашена в течение 1 года после даты, указанной для исполнения требования об уплате недоимки, налоговые инспектора обратятся к судебным приставам о взыскании недоимки за счет имущества.

Этапы проведения операции по инкассо по товарным операциям:

  • Между поставщиком и покупателем заключается договор на поставку товаров и оказание услуг, в котором оговаривается форма расчетов.
  • Выполняются обязательства по договору: поставляется товар, оказываются услуги.
  • Получатель формирует инкассовое поручение и передает его в свой банк на исполнение. Кредитная организация осуществляет проверку документов.
  • Обслуживающий банк передает поручение в банк плательщика.
  • В свою очередь банк плательщика передает документ владельцу счета, который должен дать согласие на операцию (при наличии условия акцепта).
  • Деньги со счета плательщика переводятся получателю.

При выставлении инкассовых поручений налоговыми или судебными органами, согласия плательщика не требуется. Банк обязан перевести деньги или оприходовать документ в картотеку, если на счете отсутствуют денежные средства.

Пошаговые этапы заполнения

Документ формируется в 5-и экземплярах, при использовании законодательно установленной формы:

  • 1-й – подписывается для сотрудников банка;
  • 2-й предназначен для пересылки почтой при требовании объяснения факта неуплаты;
  • 3-й для отправки оригинала коносамента;
  • 4-й содержит подписи уполномоченных лиц и печати, он сохраняется вместе с прочими необходимыми документами в банке-ремитенте;
  • 5-й отдается клиенту в день предоставления документации в банк.

Важно: в случае бесспорного поручения указывается ссылка на законодательные акты.

Также поручение содержит инструкции по подробному его применению и исчислению суммы:

  • Период и подробности оплаты;
  • Предъявление претензий в случае невыплаты суммы;
  • Варианты использования частных платежей;
  • Каким образом произойдет оплата комиссий;
  • Особенности инкассаций процентов.

Что такое инкассовое поручение

Инкассовое поручение – это документ, который позволяет без согласия плательщика списывать денежные средства с принадлежащих ему счетов. Таким образом, инкассовое — это расчетный документ, на основания которого происходит платеж без акцептирования владельца счета. Посмотрим, как выглядит инкассовое поручение.

Срочная новость от ЦБ РФ: банкам запретили принимать платежные поручения с такими словами в назначении платежа>>>. Подробности читайте в журнале «Российский налоговый курьер».

Инкассовое поручение очень напоминает обычное платежное поручение в банк. Оно оформляется на бланке формы 0401071 (приказ Минфина от 12.11.13 № 107н).

Правомерен ли отказ ИФНС в отзыве инкассового поручения?

Цитата (Положение о правилах осуществления перевода денежных средств (утв. ЦБ РФ 19.06.2012 N 383-П)):Глава 2. Процедуры приема к исполнению, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения Отзыв распоряжения осуществляется до наступления безотзывности перевода денежных средств. Отзыв распоряжения, переданного в целях осуществления перевода денежных средств по банковскому счету, осуществляется на основании заявления об отзыве в электронном виде или на бумажном носителе, представленного отправителем распоряжения в банк. Составление заявления об отзыве и процедуры его приема к исполнению осуществляются банком в порядке, аналогичном порядку, предусмотренному для заявления об акцепте (отказе от акцепта) плательщика подпунктом 2.9.2 пункта 2.9 настоящего Положения. Банк не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления заявления об отзыве, направляет отправителю распоряжения уведомление в электронном виде или на бумажном носителе об отзыве с указанием даты, возможности (невозможности в связи с наступлением безотзывности перевода денежных средств) отзыва распоряжения и проставлением на распоряжении на бумажном носителе штампа банка и подписи уполномоченного лица банка. Заявление об отзыве служит основанием для возврата (аннулирования) банком распоряжения. Отзыв распоряжения получателя средств, предъявленного в банк плательщика через банк получателя средств, осуществляется через банк получателя средств. Банк получателя средств осуществляет отзыв распоряжения получателя средств путем направления в банк плательщика заявления об отзыве, составленного на основании заявления об отзыве получателя средств в электронном виде или заявления получателя средств на бумажном носителе, с проставлением даты поступления заявления получателя средств, штампа банка получателя средств и подписи уполномоченного лица банка получателя средств. Отзыв распоряжения, переданного с использованием электронного средства платежа, осуществляется клиентом посредством отмены операции с использованием электронного средства платежа.

Читайте также:  Госпошлина за регистрацию права собственности: как и сколько платить

Законодательная база Российской Федерации

действует Редакция от 11.02.2010

Подробная информация

Наименование документ РАСПОРЯЖЕНИЕ Правления ПФ РФ от 11.02.2010 N 33р «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВЗЫСКАНИЮ НЕДОИМКИ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ, А ТАКЖЕ ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ЗА СЧЕТ ДЕНЕЖНЫХ СРЕДСТВ, НАХОДЯЩИХСЯ НА СЧЕТАХ ПЛАТЕЛЬЩИКА СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ — ОРГАНИЗАЦИИ ИЛИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЯ В БАНКАХ»
Вид документа методические рекомендации, распоряжение
Принявший орган пф рф
Номер документа 33р
Дата принятия 01.01.1970
Дата редакции 11.02.2010
Дата регистрации в Минюсте 01.01.1970
Статус действует
Публикация
  • На момент включения в базу документ опубликован не был
Навигатор Примечания

Инкассовые поручения налоговых органов

Наиболее часто компании и ИП сталкиваются с инкассовыми поручениями налоговиков. В случае несвоевременной оплаты налогов и финансовых санкций (пени, штрафов), ИФНС выставляет должнику требование на уплату с указанием суммы и даты — до какого числа оно должно быть исполнено. Если налогоплательщик не оплатил вовремя или не оспорил законность требования (п.3 ст.46 НК):

не позднее 2 месяцев по окончании отведенного для уплаты срока выносится решение о взыскании денежных средств;

если прошло более 2 месяцев с даты, указанной в требовании, решение о взыскании принять уже нельзя, но инспекция вправе в течение полугода обратиться в суд.

Инкассовые поручения налоговых органов в банк поступают обычно в течение суток с момента вынесения решения о взыскании, и денежные суммы списываются в бесспорном порядке. О решении взыскать платежи ИФНС должна уведомить налогоплательщика в течение 6 дней.

Помимо инкассового поручения налоговики обычно направляют в банк и решение о приостановлении операций по счету на такую же сумму. Кроме того, при наличии таких ограничений банки не имеют права открывать новый расчетный счет налогоплательщику. Даже если оплата прошла сразу – отмена приостановления может затянуться.

В случае отсутствия достаточных средств на счете, ИФНС (и внебюджетные фонды) посылают судебным приставам решение о взыскании причитающейся суммы за счет имущества должника (ст. 47 НК РФ). Неисполнение в течение 5 дней постановления судебного пристава влечет взыскание еще и исполнительского сбора – 7% от взыскания, но не менее 1000 рублей с ИП и не менее 10000 рублей с организации (ст.112 закона № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» от 02.10.2007).

В каких случаях налоговая выставляет инкассовое поручение

При налоговой проверке, инспекторами была выявлена задолженность по НДС и налогу на прибыль. По данной задолженности налоговики выставили требование об уплате. В добровольном порядке организация данное требование не исполнила, поэтому налоговая вынесла решение о принудительном взыскании недоимки по налогам за счет средств компании. Для этого они направили в банк, в котором у организации открыт счет, инкассовое поручение (46 НК РФ).

Невозможность удовлетворения требования налоговой, как правило, связана с недостаточным количеством денежных средств у компании. Поэтому, если на ее расчетном счете средств для погашения долга будет недостаточно, то контролирующие органы вправе направить взыскание уже на имущество компании. Для того, чтобы у них появилась такая возможность, выполняться должны следующие условия:

  • предварительно налогоплательщику налоговыми инспекторами было направлено требование об уплате налога;
  • в установленный в требовании срок налогоплательщиком не был уплачен налог;
  • инспекторами было вынесено решение о взыскании задолженности по налогу за счет средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика (в срок, равный 60 дням после истечения срока исполнения требования по уплате задолженности по налогу);
  • на расчетном счете налогоплательщика достаточной суммы денежных средств для погашения задолженности по налогу нет;
  • информации о расчетных счетах налогоплательщика у налогового органа нет.

Налоговые инспекторы направляют инкассовое поручение в банк, в котором у компании открыт счет. По всем остальным счетам (если у компании есть также иные счета в других банках) налоговики вправе принять решение о приостановлении операций (76 НК РФ). Такое решение они принимают, если по предоставленной банком информации, на данных счетах недостаточно денежных средств для погашения недоимки по налогам.

Важно! Если на том счете в банке, в который налоговики направили инкассовое поручение, а также на прочих счетах налогоплательщика денежных средств для погашения задолженности недостаточно, то контролеры принимают решение о том, чтобы взыскать долг за счет имущества организации.

В каких случаях налоговая выставляет инкассовое поручение

При налоговой проверке, инспекторами была выявлена задолженность по НДС и налогу на прибыль. По данной задолженности налоговики выставили требование об уплате. В добровольном порядке организация данное требование не исполнила, поэтому налоговая вынесла решение о принудительном взыскании недоимки по налогам за счет средств компании. Для этого они направили в банк, в котором у организации открыт счет, инкассовое поручение (46 НК РФ).

Невозможность удовлетворения требования налоговой, как правило, связана с недостаточным количеством денежных средств у компании. Поэтому, если на ее расчетном счете средств для погашения долга будет недостаточно, то контролирующие органы вправе направить взыскание уже на имущество компании. Для того, чтобы у них появилась такая возможность, выполняться должны следующие условия:

  • предварительно налогоплательщику налоговыми инспекторами было направлено требование об уплате налога;
  • в установленный в требовании срок налогоплательщиком не был уплачен налог;
  • инспекторами было вынесено решение о взыскании задолженности по налогу за счет средств, находящихся на расчетных счетах налогоплательщика (в срок, равный 60 дням после истечения срока исполнения требования по уплате задолженности по налогу);
  • на расчетном счете налогоплательщика достаточной суммы денежных средств для погашения задолженности по налогу нет;
  • информации о расчетных счетах налогоплательщика у налогового органа нет.

Налоговые инспекторы направляют инкассовое поручение в банк, в котором у компании открыт счет. По всем остальным счетам (если у компании есть также иные счета в других банках) налоговики вправе принять решение о приостановлении операций (76 НК РФ). Такое решение они принимают, если по предоставленной банком информации, на данных счетах недостаточно денежных средств для погашения недоимки по налогам.

Комментарий к Ст. 446 ГПК РФ

1. Перечень имущества, на которое не может быть обращено взыскание (изложенный в ст. 446), в настоящее время следует применять с учетом:

1) указаний Конституционного Суда РФ о том, что каждый имеет право на жилище и не может быть его лишен, что лишение жилплощади приводит к дискриминации в жилищных правах отдельных категорий граждан и в силу этого нарушает гарантируемый государством принцип равенства и свобод человека и гражданина (Постановление от 23.06.1995 N 8-П). См. также определение КС от 04.12.2003 N 456-о;

Читайте также:  Электронная подпись и МЧД в 2023 году: изменения и возможности

2) Перечня имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда (Приложение N 1 к Уголовно-исполнительному кодексу РФ, в настоящее время (после 16.12.2003) это приложение утратило силу). Дело в том, что этот Перечень и перечень, изложенный в ст. 446, не совпадают. Это нужно помнить при рассмотрении судом дел связанных с реабилитацией.

Конфискации не подлежали следующие имущество и предметы, принадлежащие осужденному на правах частной собственности или являющиеся его долей в общей собственности:

а) жилой дом, квартира или отдельные их части, если осужденный и его семья постоянно в них проживают (не более одного дома или одной квартиры на семью);

б) земельные участки, на которых расположены не подлежащие конфискации дом и хозяйственные постройки, а также земельные участки, необходимые для ведения сельского или подсобного хозяйства.

в) хозяйственные постройки и домашний скот в количестве, необходимом для удовлетворения минимальных потребностей семьи, осужденного, основным занятием которого является сельское хозяйство, а также корм для скота;

г) семена, необходимые для очередного посева сельскохозяйственных культур.

д) предметы домашней обстановки, утвари, одежды:

— одежда, обувь, белье, постельные принадлежности, кухонная и столовая утварь, находящиеся в употреблении;

— мебель, минимально необходимая для осужденного и членов его семьи;

— все детские принадлежности.

е) продукты питания в количестве, необходимом для осужденного, основным занятием которого является сельское хозяйство, и его семьи до нового урожая, а у остальных осужденных — продукты питания и деньги на общую сумму, равную трем минимальным размерам оплаты труда на осужденного и каждого из членов его семьи.

ж) топливо, предназначенное для приготовления пищи и отопления жилого помещения семьи осужденного;

з) инвентарь (в том числе сельскохозяйственная техника), а также пособия и книги, необходимые для продолжения профессиональных занятий осужденного и членов его семьи, за исключением случаев, когда осужденный приговором суда лишен права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью либо когда инвентарь использовался им для совершения преступления;

и) транспортные средства, специально предназначенные для передвижения инвалидов;

к) международные и иные призы, которыми награжден осужденный.

Указанные выше предметы могут быть конфискованы, если они обнаружены в количестве, явно превышающем потребности осужденного и его семьи, либо изготовлены из драгоценных металлов, являются предметами роскоши или имеют историческую или художественную ценность.

3) ст. 24 ГК РФ, в которой указано, что «перечень имущества граждан, на которое не может быть обращено взыскание, устанавливается гражданским процессуальным законодательством».

В связи с тем, что перечень, изложенный в ст. 446, не совпадал с Перечнем имущества, не подлежащего конфискации по приговору суда, для целей ГПК следует исходить из норм ст. 446.

2. «Взыскание по исполнительным документам» (упомянутое в ст. 446) — следует отличать от конфискации. При этом необходимо учитывать правила:

1) ст. 243 ГК РФ, предусматривающей, в частности, что в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления (однако после 16.12.2003 такой вид наказания из УК был практически исключен) или иного правонарушения. Тем не менее после 01.07.07 за совершение преступлений, перечисленных в ст. 104.1 УК — конфискация может быть применена (с учетом положений ст. 104.2-104.3 УК);

2) ст. 3.7 КоАП, устанавливающей, что конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения есть принудительное безвозмездное изъятие в собственность государства вещей, не изъятых из оборота.

Конфискация имущества устанавливается за серьезные административные правонарушения, чаще всего совершенные из корыстных побуждений, и может быть назначена судом только в случаях, предусмотренных соответствующими статьями КоАП.

3. Федеральный закон, устанавливающий перечень имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание по исполнительным документам, в настоящее время не принят. В связи с этим необходимо руководствоваться:

1) нормами ст. 69-78 Закона об исполнительном производстве, устанавливающими, в частности, что:

взыскания по исполнительным документам обращаются в первую очередь на наличные денежные средства должника, а затем — на денежные средства, находящиеся на счетах, во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных учреждениях. О порядке взыскания денежных средств организаций см. ниже;

если у должника отсутствуют средства в рублях, то взыскание обращается на иностранную валюту. Взыскание обращается в том объеме и размере, которые необходимы для исполнительных документов, с учетом исполнительского сбора и расходов по совершению исполнительных действий в соответствии с Законом об исполнительном производстве);

взыскание может быть обращено и на ценные бумаги, и на имущественные права, и на имущество должника, находящееся у третьих лиц, и на исключительные права должника на результаты интеллектуальной собственности, и на дебиторскую задолженность;

2) особыми правилами взыскания налога, сбора, а также пени за счет денежных средств должника организации. Они состоят в том, что лишь при недостаточности или отсутствии денежных средств на счетах налогоплательщика (налогового счета) организации (или отсутствии информации о

таких счетах) налоговый орган вправе взыскать недоимку по налогу (сбору, пени) за счет наличных денежных средств (см. подробнее: Гуев А.Н. Постатейный комментарий к НК РФ. Т. 1. М.: Экзамен, 2005);

3) нормами ст. 48-123 ГК (о том, что под «организациями», указанными в ч. 2 ст. 446, понимаются организации любых организационно-правовых форм, в т.ч. и некоммерческие.

4. Систематическое толкование ст. 446 и ряда норм действующего Закона об исполнительном производстве и НК позволяет (методом исключения!) определить как виды имущества организаций, на которое не может быть обращено взыскание, так и виды имущества, на которое может быть обращено взыскание, а также порядок и очередность обращения взыскания такого имущества. При этом необходимо, в частности, руководствоваться:

1) нормами ст. 69-79 Закона об исполнительном производстве, устанавливающими следующий порядок обращения взыскания на денежные средства в рублях должника-организации:

а) наличные денежные средства в рублях и иностранной валюте, хранящиеся в сейфах кассы должника-организации и находящиеся в изолированном помещении этой кассы или иных помещениях должника-организации, подлежат изъятию незамедлительно по их обнаружении.

Общие правила взыскания налога, сбора, пени

Правила взыскания налога, установленные НК, в полной мере распространяются на взыскание сборов и пени.

Правила взыскания налога, сбора или пени с налогоплательщика без каких-либо исключений применяются и в отношении налогового агента.

Процедура взыскания налога различается в зависимости от того, является налогоплательщик (налоговый агент) юридическим или физическим лицом. Взыскание налога производится (абз. 5 п. 1 ст. 45; ст. 60 НК):

с организаций (в том числе банковских организаций, перечисляющих налоговый платеж) в бесспорном порядке, если иное не предусмотрено НК;

с физического лица — в судебном порядке.

В случае пропуска срока для взыскания налога с организации в бесспорном порядке взыскание производится в судебном порядке.


Похожие записи:

Добавить комментарий