Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «2.3. Требования к образуемым и изменённым земельным участкам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Участок возле частного или квартирного дома со всеми располагающимися на нем объектами может находиться в собственности одного человека. Ранее подобными вопросами интересовались немногие, но в последнее время хозяева стараются оформить документацию на владение придомовой территорией. Чтобы получить подробную информацию, нужно обратиться в органы кадастрового учета. Если участок был выкуплен или распределен до 2005 года, а именно до введения Жилищного кодекса, то оформить право собственности можно на бесплатном основании. Если таких документов не имеется у владельца, то можно самостоятельно установить границы, которые должны принадлежать хозяевам.
Что говорят законы о придомовой территории
К сожалению, ни один закон Российской Федерации не дает четкого определения термину «придомовая территория». Даже если в каких-то документах указывается, что нужно понимать под придомовой территорией, то сам стиль изложения туманный и не предоставляет человеку исчерпывающий ответ на вопрос.
Если обобщить все определения из разных источников, можно получить следующее приемлемое толкование.
Придомовая территория – это участок земли, прилегающий к домовладению или многоквартирному дому и используемый по усмотрению владельца.
Сложнее всего дать четкое определение придомовой территории частного дома. Если понимать законы буквально, то получается, что придомовая территория – это участок, необходимый для полноценного обслуживания и обеспечения инфраструктурой самого дома. Эта территория может находиться в собственности, безвозмездном использовании или в аренде. В большинстве случаев по границе этого участка устанавливается забор. Территория за забором придомовой территорией не является. Чаще всего эта земля муниципальная.
Кто может пользоваться землей за забором на законных основаниях? Тот, кто сможет доказать свое право на пользование. Например, если эта территория необходима для подъезда автомобиля.
Какие плюсы и минусы дает контроль над придомовой территорией
Становиться собственниками участка — дело добровольное. На общем собрании жильцы коллективно решают, нужны ли им дополнительные заботы или лучше оставить их на совести местных властей. Ведь, как и в любом деле, здесь есть плюсы и минусы.
Преимущества в том, что собственники контролируют, какие объекты могут быть на территории, а какие нет: кафе и винные магазины теперь без ведома жильцов в доме не откроют. Также они сами могут решать, как благоустроить территорию, какие детские и спортивные площадки поставить, установить ли шлагбаум, сколько выделить мест под парковку. Жильцы даже могут сдавать в аренду объекты и землю во дворе. То есть это своего рода инвестиция в собственное жилье — при продаже квартиры она будет оцениваться выше. А если дом признают аварийным, то при назначении компенсации жильцам выплатят не только за квартиры, но и за придомовой участок.
Нужно сформировать границы придомового участка. Для этого представители собственников обращаются в местную администрацию (а точнее, в Департамент городского имущества) с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, и о его постановке на кадастровый учет.
Следом необходимо пригласить кадастрового инженера, который подготовит межевой план территории: в нем отображаются границы земельных участков и их проектные площади. Важно при этом согласовать границы территории с собственниками соседних участков и подписать с ними акт согласования. Если в ходе работ возникнут споры, то решить их может только суд.
После того как границы участка согласованы, межевой план направляется в Росреестр и, если замечаний к его оформлению нет, его утверждают.
Что делать, если соглашение о разделе не достигнуто?
В случае, когда стороны, участвующие в разделе, не могут прийти к согласию или например, один из домовладельцев не общается с родственниками, а место его нахождения установить невозможно, то единственный выход — судебное урегулирование возникшего конфликта. Этот вариант более сложный, требует много времени и наличия определённых знаний.
Главное условие, которым будут руководствоваться судебные органы при разделе общего имущества — соблюдение всех прав каждой стороны. Пока длится судебное разбирательство, имуществу не должен быть нанесен ущерб в соответствии с ГК РФ ст. 252.
Исковое заявление необходимо оформить максимально правильно, описав все помещения, указать границы участка, которые предположительно образуются после разделения.
Главная юридическая особенность раздела жилого дома — он перестаёт быть одной единицей недвижимости и для регистрации образовавшихся новых единиц недвижимости после раздела, прежде всего, необходимо подать заявление о прекращении права собственности всех участников раздела в отношении общего владения этим домом.
Законодательством установлено, что раздел жилого дома должен осуществляться в строгом соответствии с размерами долевой собственности сторон. Иногда это сделать технически невозможно, то это правило можно изменить, например, предоставив компенсацию в виде денежных средств за часть того имущества, тому владельцу, чьи права при производстве раздела будут ущемлены.
Конкретные варианты раздела частного дома всегда определяются в соответствии с проведённой технико-строительной экспертизой. При этом имеются определённые условия делимости, при котором каждая часть дома должна иметь:
- отдельный вход и являться изолированной;
- естественный источник дневного света;
- отопительную систему;
- систему водоснабжения и водоотведения;
- газопровод, вентиляцию и т.д.
КС РФ признал не соответствующими Конституции РФ часть 3 статьи 16 ФЗ 189 в той мере, в какой она препятствует собственнику помещения в многоквартирном доме, не уполномоченному на то общим собранием собственников помещений в данном доме, обратиться с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
«…Предусмотрев в части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации», что в случае если земельный участок, на котором расположен многоквартирный дом, не был сформирован до 1 марта 2005 года, любое уполномоченное общим собранием собственников помещений в этом доме лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании такого земельного участка, федеральный законодатель преследовал цель обеспечить предоставление собственникам помещений в многоквартирном доме права собственности на общее имущество в этом доме, включая земельный участок, предусмотренного частью 1 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Между тем в силу различий в статусе жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме и обусловленных этим различий интересов собственников соответствующих помещений, при том, что все они фактически пользуются земельным участком, на котором расположен такой дом, принятие общим собранием решения становится практически невозможным. В рамках действующего правового регулирования это означает, сохранение на неопределенное время различного правового режима земельных участков под такими домами и нарушение одного из основных принципов земельного законодательства, единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Кроме того, собственники помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, земельный участок под которым не сформирован, не несут связанное с использованием земельного участка налоговое бремя, хотя, как показывает правоприменительная практика, в некоторых случаях собственники нежилых помещений вынуждены уплачивать арендную плату за пользование этим земельным участком.
Следовательно, вытекающая из части 3 статьи 16 Федерального закона «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» зависимость формирования земельного участка под многоквартирным домом (и, следовательно, перехода его в общую долевую собственность) от решения, принимаемого общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме, ведет к нарушению защищаемых статьями 35 и 36 Конституции Российской Федерации прав собственников, а также к искажению принципа всеобщности и равенства налогообложения (статьи 19 (часть 1) и 57 Конституции Российской Федерации, статья 3 Налогового кодекса Российской Федерации)».
По мнению Конституционного суда, «… Признание конкретного земельного участка, не имеющего, как правило, естественных границ, объектом гражданских прав, равно как и объектом налогообложения невозможно без точного определения его границ в соответствии с федеральными законами, как того требует статья 11.1 Земельного кодекса Российской Федерации во взаимосвязи со статьями 11 и 389 Налогового кодекса Российской Федерации.
Именно поэтому федеральный законодатель обусловил переход земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом и иные входящие в его состав объекты недвижимого имущества, в общую долевую собственность собственников помещений в таком доме необходимостью формирования данного земельного участка по правилам земельного законодательства и законодательства о градостроительной деятельности, возложив его осуществление на органы государственной власти или органы местного самоуправления».
С момента выхода указанного постановления КС РФ до внесения в федеральное законодательство необходимых изменений собственники помещений в многоквартирных домах, земельные участки под которыми не сформированы, вправе в индивидуальном порядке обращаться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлениями о формировании этих земельных участков. Такие заявления будут являться основанием для осуществления соответствующим органом публичной власти формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета. «…Обращение любого собственника помещений (как жилых, так и нежилых) в многоквартирном доме, в том числе не уполномоченного на то общим собранием собственников помещений в этом доме, в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен данный многоквартирный дом, должно рассматриваться как основание для формирования земельного участка и проведения его государственного кадастрового учета, что не отменяет необходимость формирования и проведения кадастрового учета земельных участков в разумный срок самими органами публичной власти, на которые возложена соответствующая функция».
Ну, а федеральному законодателю рекомендовано Конституционным судом РФ следующее: «…с учетом правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, выраженных в настоящем Постановлении, — внести в жилищное законодательство изменения, направленные, как на уточнение порядка рассмотрения заявления о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в случае если с таким заявлением обращается собственник жилого или нежилого помещения в этом доме, не уполномоченный на то решением общего собрания, так и на регулирование соответствующих действий органов публичной власти, в том числе в части определения предельных сроков их совершения».
С вопросом о законности ст.36 ЖК РФ и ст.16 ФЗ 189 внесена ясность рассмотренным Постановлением КС РФ. Но сам порядок оформления и согласования границ придомовой территории при МКД, конкретно не прописан в жилищном законодательстве, что не всегда позволяет определить ее размер и оформить право собственности на земельный участок придомовой территории собственникам МКД. Провозглашенное в статье 36 ЖК РФ право собственников помещений на придомовую территорию не конкретизировано более подробно в ЖК и других законах и не всегда реализуемо на практике.
В судебном заседании выяснилось, что собственники помещений МКД на внеочередном общем собрании решили предоставить организации во временное пользование часть земельного участка под размещение торгового павильона «Продукты».
Арендодатели — собственники помещений МКД, заключили с ответчиком договор аренды части земельного участка и передали его Обществу по акту приёма-передачи.
Контрольное управление администрации г. Сургута выдало УК предостережение, в котором указало, что недопустимо нарушать обязательные требования и необходимо принять меры для освобождения земельного участка.
УК потребовала от Общества демонтировать спорный объект. Однако ответчик магазин с придомовой территории не убрал. Поэтому УК была вынуждена обратиться в суд.
Как приватизировать придомовую территорию?
Процесс оформления зависит от некоторых нюансов. Может быть три типа ситуаций относительно этой территории:
- дом введён в эксплуатацию до принятия Жилищного Кодекса, и при этом участок вокруг него сформирован.
- Дом принят до этого времени, но участок не сформирован.
- Здание построено после 2005 года. Жилищный Кодекс вступил в силу с 1 марта 2005 года.
В первом случае процедура достаточно простая. Нужно провести собрание собственников, посвящённое этому вопросу. Созвать его имеет право любой владелец квартиры в этом доме. Чтобы решение имело законную силу, надо, чтобы участвовало такое количество собственников, у которого более половины голосов. Голоса считаются пропорционально доле в общей собственности, т. е. площади квартир. Собрание проводит председатель. Решение принимается большинством голосов. В процессе оформляются такие документы, как:
- лист регистрации собственников (или их представителей);
- протокол общего собрания; и т. п.
Если большинство согласно, выбирается представитель. Им в органы местного самоуправления или исполнительной власти направляется заявление с просьбой о приватизации. В нём необходимо указать:
- куда оно подаётся (название органа).
- От кого (ФИО, адрес проживания, можно указать и контактный телефон).
- Адрес и кадастровый номер квартиры.
- Просьбу предоставить в собственность участок, на котором располагается здание.
- Список приложений.
- Дату.
Заявления составляется в двух экземплярах. Один из них остаётся у собственников (их представителей), на нём нужно поставить отметку о приёме. При отказе в приватизации с ним можно будет обращаться в суд. Потребуется приложить такие документы: паспорт; технический план участка (можно получить в БТИ); кадастровый план участка; решение общего собрания; план многоквартирного дома. В течение двух недель после этого должно быть принято решение. О нём письменно извещается заявитель.
Во второй ситуации предварительно придётся определить границы территории. Для этого проводится процедура межевания. Для её проведения придётся пригласить кадастрового инженера. О том, сколько метров от дома и забора считается придомовая территория многоквартирного дома, как определяется размер и площадь, читайте здесь. Эта услуга платная, обойдётся примерно в 15 – 35 тысяч рублей (стоимость зависит от размера и «изломанности» территории, а также от региона и расценок конкретной компании). Затем участок ставится на кадастровый учёт в «Росреестре». И только после этого можно заниматься оформлением в собственность.
Даже в случае, если дом будет разделен, а также будут иметь место все условия, располагающие для выделения долей из находящегося под ним земельного участка, все же стоит учитывать ограничения, установленные законом возможности раздела земли:
- новообразованный участок делает невозможным использование возведенных на нем строений;
- вновь созданные наделы являются причиной нарушения границ с соседними участками, невозможности постройки на них иных объектов недвижимости, а также других нарушений земельного законодательства;
- границы указанных наделов пересекаются с территориями лесничеств;
- отсутствие обособленных въездов и выездов с территории вновь созданных участков, если это может ограничить в правах собственников соседних земельных наделов.
- наличие обременений или отягощений, запрещающих использование созданного участка по своему разрешительному назначению;
- нарушение минимальных величин земельного участка, которые устанавливаются муниципалитетом.
Заявите о правах на участок
Закон предусматривает три способа для определения площади придомовых участков: первый – для новостроек, второй и третий – для домов, построенных уже давно. В первом варианте МКД проходит обязательную процедуру кадастрового учета, во время которой устанавливаются размер и границы придомовой территории, и только после этого дом сдают в эксплуатацию. Формирование земельного участка проводит застройщик, соответственно и стоимость работ включается в стоимость приобретаемого жилья. Если близлежащая к дому территория переходит жильцам в общую долевую собственность бесплатно (для старых многоквартирных домов, введенных в эксплуатацию в советское время, до появления Жилищного кодекса (1.03.2005), то используют два других варианта: когда территория уже находится на кадастровом учете и другой, когда земля не зарегистрирована. Здесь есть некоторые нюансы относительно участков, которые состоят на государственном учете в кадастре.
Как установить границы?
В большинстве новостроек границы определяются до передачи собственникам, которые получают выписку из ЕГРН. В ней содержатся сведения о праве собственности на определенную нежилую недвижимость или квартиру с указанием размера доли.
В старых постройках не всегда определяется придомовая территория. Сначала устанавливают границ, для чего проводят общее собрание. Подготавливается проект межевания, который делится на следующие этапы:
- Выбирается ответственный за организацию определения границ. Выбранный представитель подаст заявку в установленные органы и подаст акт с другими документами в Росреестр.
- Прикладываются документы, подтверждающие основные характеристики дома. Указываются данные о том, были ли ранее проведены мероприятия по межеванию.
- Проводится процедура межевания специалистами для определения границ и площади с предоставлением акта.
- Оформляется собственность в равных долях, после чего каждый может получить выписку.
Особенное право собственности
Жилищный кодекс и другие федеральные законы (см. Приложение) говорят нам о том, что собственникам помещений в многоквартирном доме на правах общей долевой собственности принадлежит общее имущество, в которое включается в том числе и земельный участок, на котором стоит дом.
Это право (на придомовую территорию) чрезвычайно специфично, потому что основанием его возникновения является прямое указание закона, а не сделка. Но, с другой стороны, таким же основанием можно считать и документ, удостоверяющий факт приобретения жилых помещений в многоквартирном доме. Поскольку право общей долевой собственности лишено самостоятельной оборотоспособности (возможности купли/продажи), оно всегда соответствует праву собственности на помещение в многоквартирном доме. Выделение доли этой общей собственности или выплата денежной компенсации за нее невозможны.
Третий, и весьма важный, момент в данном виде собственности таков: размер придомового участка определяется нормативными актами, а не соглашением собственников. Законодательством определяются три варианта определения площади владений (один – для новостроек, два других – для существующих домов).
В первом случае многоквартирный дом сдается в эксплуатацию только после прохождения обязательного государственного кадастрового учета, то есть при установлении размера и границ земельного участка, на котором он расположен.
В случае когда жильцам в общую долевую собственность бесплатно переходит придомовая территория дома, построенного до введения в действие Жилищного кодекса (до 01.03.2005 года), то порядок перехода определен ст. 16 189-ФЗ «О введении в действие ЖК РФ» от 29.12.2004 года.
Закон предусматривает два варианта перехода: когда участок уже прошел кадастровый учет, и иное.
А теперь самое интересное, касающееся момента возникновения прав на участок, в отношении которого проведен государственный кадастровый учет, даже если участок сформирован до введения в действие ЖК РФ. Права на него не требуют никаких особых распоряжений для перехода в собственность жильцов. Дело в том, что согласно п. 2 ст. 8 ГК РФ, права на имущество, подлежащие государственной регистрации, возникают с момента их регистрации, если иное не установлено законом. Наш случай – то самое «иное», установленное законом. Право собственности на земельный участок возникает вне зависимости от момента государственной регистрации права общей долевой собственности на него с 01.03.2005 года.
Но, несмотря на данный момент, жильцам в реальной жизни надо посетить Федеральную регистрационную службу и зарегистрировать данное право общей долевой собственности на земельный участок за собственниками помещений многоквартирного дома. Эта регистрация будет не правоустанавливающей, а правоподтверждающей, и все права и обязанности собственника по отношению к участку собственник приобретет независимо от регистрации. Такой точки зрения придерживался ФАС Московского округа, признав незаконным отказ регистрационной службы в регистрации права общей долевой собственности на придомовой участок.
Второй случай, более частый: если земельный участок не сформирован (и на него нет документов кадастрового учета) до введения в действие ЖК РФ, то уполномоченное собранием дома лицо, на основании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома, вправе обратиться в органы государственной власти или местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.
Для бесплатного перехода в общую долевую собственность такого земельного участка необходимо соблюсти общий (заявительный) порядок его формирования и оформления. То есть:
— принять решение о формировании участка и проведении его кадастрового учета,
— обратиться в компетентные органы с заявлением о передаче участка из государственной или муниципальной собственности в общую долевую собственность собственников помещений,
— подать документы на государственную регистрацию права общей долевой собственности на земельный участок.
Но федеральное законодательство – не единственное, что надо знать собственникам домов. Есть еще и местные правила и законы. Что же происходит в реальности в столице России – Москве?
В теории, если собственники хотят сформировать земельный участок, а их многоквартирный дом расположен в квартале, границы которого не размежеваны и в ближайшее время в плане межевания не стоят, собственникам предлагается провести межевание за свой счет.
На практике при определении размера участка проявляется нежелание властей бесплатно передавать его в собственность граждан (особенно в Москве, где каждый метр может быть выгодно использован для точечной застройки). Решение этого вопроса оставлено на усмотрение суда.
Одни судьи полагают, что участок должен выделяться только в рамках «пятна застройки»; другие опираются на Положение о порядке установления границ землепользований в застройке городов и других поселений. В этом положении указано, что в пределы земельного участка включаются все объекты, входящие в состав недвижимого имущества. Третьи считают, что в каждом случае требуется проведение землеустроительной экспертизы.
К сожалению, ЖК РФ не содержит особых положений о порядке определения размера земельного участка под многоквартирным домом.
Местные власти не способствуют формированию участков и процессу их оформления. Это связано с увеличением кадастровой стоимости земли, путаницей с определением границ участков и их назначения, нечетким определением возможности местных властей по определению публичного сервитута, с точкой зрения, что придомовую территорию составляет только полоса земли на 1 метр от стен дома.
Впрочем, есть часть 4 ст. 43 Градостроительного кодекса (ГрК РФ), в которой указано, что размеры должны определяться с учетом фактического землепользования и градостроительных нормативов и правил, действовавших в период застройки территорий. За период до вступления в силу Жилищного кодекса РФ были приняты Постановление Правительства Российской Федерации от 26.09.1997 №1223 «Об утверждении Положения об определении размеров и установлении границ земельных участков в кондоминиумах», Свод правил по проектированию и строительству СП 30101-98, Методические указания по расчету нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Основные их принципы состоят в следующем: если земельный участок еще не был отведен, то границы определяются в зависимости от этажности дома и от СНиПов, действовавших в период строительства; если же земельный участок уже был отведен, то его границы не подлежат пересмотру. Постановление №1223 уточняет, что размеры земельных участков для создания кондоминиумов на территориях существующей застройки, а также на вновь осваиваемых территориях определяются в соответствии с градостроительной документацией, градостроительными нормативами и методикой расчета нормативных размеров земельных участков в кондоминиумах.
Нормативный размер земельного участка, передаваемого в общую долевую собственность домовладельцев бесплатно, определяется в зависимости от площади участка, занятого непосредственно жилыми зданиями и иными объектами недвижимости, входящими в состав кондоминиума, а также прилегающими к ним территориями, необходимыми для обеспечения их функционирования.
Основные спорные моменты при оформлении прав на придомовую территорию
— Правоспособность представителей ТСЖ зависит от проведения общего собрания собственников жилья. Именно на общем собрании необходимо принимать наиболее важные решения. В числе этих решений – решение о начале процедуры оформления придомовой территории. Однако ТСЖ должно быть и зарегистрировано в установленном порядке как юридическое лицо.
— Формирование придомовых участков, определенных до вступления в силу Жилищного кодекса, осуществляется на основании градостроительной документации и включает в себя участки под прилегающими к многоквартирному дому строениями.
— Право собственности на придомовый участок приобретается независимо от государственной регистрации, только на основании решения государственного или муниципального органа, осуществляющего распоряжение земельным участком, на котором находится многоквартирный дом.
— Указанная придомовая территория предоставляется бесплатно.
Возможность отстоять свои права и границы участка наиболее актуальна именно в Москве, с ее активной строительной деятельностью.
Сейчас формируются два пути взаимодействия ТСЖ и администрации. Первый путь – формализация и обезличение процесса по схеме «одного окна». В данном случае предполагается, что риск коррупции будет сведен к минимуму, а гражданам будет намного удобнее. Второй вариант предполагает более личную работу чиновников и граждан, как это предусмотрено в ряде районов Подмосковья.
Но есть два пункта, обязательных при любом варианте оформления взаимодействия сторон. Об этих пунктах много говорят, но не всегда вспоминают при написании нормативных актов.
Во-первых, необходимость учета мнения граждан – либо в виде поданного пакета документов, либо в виде диалога в совместной комиссии.
Во-вторых, экономическая заинтересованность местных органов власти в оформлении земельных участков.
На данный момент предполагается, что передача земли ТСЖ обеспечит пополнение местных бюджетов за счет земельного налога. Однако на практике более выгодными оказываются финансовые вливания (в том числе и в виде взяток) от строительных фирм, занимающих спорные участки.
Еще хотелось бы заметить, что в любом случае инициаторов оформления права общей долевой собственности на придомовой участок ждет суд, потому что, как показывает практика, компетентные органы или чинят препятствия или банально бездействуют. Законные же правообладатели вынуждены в этом случае ввязываться в долгосрочный процесс оформления и защиты своего права, неся как временные, так и финансовые затраты.
Статью для «Собственника» подготовил Илья Богданов, старший юрист Tenzor Consulting Group.
По обыкновенной логике эта территория обязана быть собственностью жителей выстроенного на ней здания, так как придомовая земля с ее палисадниками, скамейками и спортивными площадками первоначально предполагалась для развлечения людей, живущих в доме. В статье 16 Федерального закона по Жилищному Кодексу №-189, обозначено:
- Территория вокруг дома, на которой выстроен многоэтажный жилой дом и другие входящие в число этого здания объекты и конструкции, которые связаны с территорией и созданы до вступления в действие закона и в касательстве которого проведен правительственный расценочный учет, передается свободно в единое (коллективное) долевое имущество владельцев квартир.
- Участок, на котором размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в его структуру объекты и конструкции, которые связаны с территорией являются совокупной (коллективной, общей) долевое имущество владельцев (правообладателей) квартир.
- Если территория, на которой размещено многоквартирное жилое здание и другие входящие в структуру подобного строения объекты и конструкции, которые связаны с территорией, не создана до внедрения в действие ЖК, то каждый владелец имеет право прибегнуть с соответствующим заявлением в органы общегосударственной власти либо регионального управления с просьбой о создании земельной зоны.
В чьей собственности земля под многоквартирным домом
- проводится сбор жильцов дома, на повестку выносится вопрос о проведении процедуры по регистрации земли в собственность;
- подписывается протокол, в котором отражается итог принятого решения;
- в местный орган власти подается заявление с прошением перевести землю под многоквартирным домом в общее долевое владение;
- предоставляется заявление в местное самоуправление с просьбой о формировании участка;
- после проведения работ по устройству земли, утверждается проект границ участка;
- проводится формирование участка.
- В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
- Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.