Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Когда предпринимателю реально угрожает УК РФ, а когда нет». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Следует знать, что само понятие «налоговые штрафы» не имеет к Уголовному кодексу никакого отношения. А потому причислять «штрафы» к уголовной ответственности – грубейшая ошибка и полное незнание основ юриспруденции.
Административная ответственность за налоговые правонарушения
Если по Налоговому кодексу штрафуют организацию, то по КоАП РФ наказывают ее должностных лиц. Обычно это генеральный директор юридического лица или главный бухгалтер.
Штрафы, введенные в КоАП РФ, относительно невелики (см. таблицу 3). Но административная ответственность иногда предусматривает дисквалификацию руководителя. И это зачастую намного тяжелей финансовых санкций. Ведь компания вынуждена изменять свои документы и документы, регулирующие отношения с партнерами. Также приходится корректировать записи в ЕГРЮЛ, менять распределение должностных обязанностей между менеджерами, назначать нового руководителя и т. д.
Таблица 3. Административная ответственность за основные налоговые нарушения
Нарушение |
Административная ответственность |
---|---|
Заявление о постановке на учет в инспекции не подано в нужный срок | Предупреждение или штраф, — от 500 до 1000 рублей. Если компания вела деятельность, не встав на учет, то штраф возрастет. Он составит от 2000 до 3000 рублей. Санкции обычно предъявляют руководителю. Срок, когда надо встать на учет, зависит от обстоятельств. Например, при создании обособленного подразделения есть месяц на оповещение инспекции. |
В нужный срок не сдана налоговая декларация или расчет по взносам | Предупреждение или штраф, — от 300 до 500 рублей. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Но иногда руководителя. Например, если в штате нет главного бухгалтера. Или если в должностные обязанности главбуха входит подготовка данных, но не составление и сдача налоговой отчетности. |
Непредставление сведений, нужных для налогового контроля | Штраф — от 300 до 500 рублей. Его берут не только за непредставление сведений, но и за несвоевременность их подачи, неполноту или недостоверность. Обычно штрафуют главного бухгалтера. Хотя могут наказать руководителя. |
Грубое нарушение требований к бухучету | К грубым относят нарушения, прописанные в статье 15.11 КоАП РФ. Это, в частности, искажение любого показателя бухгалтерской отчетности не менее чем на 10 процентов. Здесь штраф составляет от 5 до 10 тысяч рублей. Или от 10 до 20 тысяч рублей — при повторном нарушении. Кроме того, при повторном нарушении возможна дисквалификация должностного лица (руководителя или главного бухгалтера — в зависимости от нарушения и распределения обязанностей). Ее срок от одного года до двух лет. От любого наказания может избавить предоставление уточненной налоговой декларации и исправление ошибки до утверждения бухгалтерской отчетности. |
Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@
Интересны и приложения к Рекомендациям. Это перечень вопросов, которые задают сотрудникам организации при допросе в налоговом органе при доказывании схем. Их стоит изучить, если нужно самостоятельно подготовиться к процедуре допроса в налоговом органе.
Перечень обязательных вопросов к, подлежащих обязательному выяснению у сотрудникамов (например, ООО «1»), по выбору контрагентов, процедуре подписания договоров, учету товарно-материальных ценностей (Приложение №1 к Письму ФНС от 13.07.2017 № ЕД-4-2/13650@):
1. Когда вы приступили к исполнению обязанностей в вашей должности?
2. Ваше образование, специальность?
3. Что входит в ваши должностные обязанности?
4. Вы исполняли аналогичные обязанности ранее?
5. Где и кем вы работали до ООО «1»?
6. Кто занимается подбором поставщиков, субподрядчиков для ООО «1»?
7. Как происходит поиск контрагентов, какими источниками информации вы пользуетесь при выборе контрагентов?
8. Кто выступает инициатором заключения договора с поставщиками, от кого исходит предложение о работе с конкретным поставщиком?
9. Одобрение того или иного контрагента – это ваше единоличное решение или коллегиальное?
10. Есть в организации лица или отдел, которые несут ответственность за выбор того или иного контрагента? Укажите их.
11. Какая ответственность предусмотрена в вашей организации при установлении поставщика?
12. Знаком ли вам лично руководитель организации-контрагента, при каких обстоятельствах, когда вы познакомились?
13. Какие взаимоотношения (дружеские, деловые) вас объединяют?
14. Какие работы (услуги) выполняла организация-контрагент для вас, какие товары поставляла?
15. Ранее эта организация оказывала для вас подобные услуги, выполняла работы, поставляла товары?
16. Какие действия вы предпринимали для установления деловой репутации организации-контрагента?
17. Кто дает указание для подготовки проектов договоров?
18. Кто в вашей организации отвечает за подготовку проекта договора, или вы используете типовые договоры?
19. Вы лично общаетесь с предполагаемыми партнерами, на чьей территории?
20. Какие вопросы задаете при встрече, с какими документами знакомитесь?
21. В случае, если контрагент находится не в вашем городе, как вы взаимодействуете?
22. В случае необходимости у кого спрашиваете контактные данные партнера?
23. Кто согласовывает проекты договоров для последующего подписания вами?
24. В организации существуют какие-либо регламентирующие документы по документообороту?
25. Кто несет ответственность за качество поставляемых ТМЦ (ГСМ, запчасти и др.), услуг (транспортных и др.), работ (субподряд)?
26. Назовите программу, которая используется для учета ТМЦ.
27. Как у вас в компании организован документооборот с момента поступления документа от поставщика до момента принятия товаров (работ, услуг) к бухгалтерскому учету и отражения в бухгалтерской программе?
28. Кто имеет доступ к базам «1С:Бухгалтерия», «1С:Торговля», «1С:Склад»?
29. У вас попадались недобросовестные поставщики товаров (работ, услуг), какие действия вы предпринимали в подобных случаях?
30. Кто в ООО «1» отвечает за сохранность ТМЦ, кто ведет учет, какими внутренними документами происходит списание ТМЦ для своих подразделений для производства работ?
Административные и уголовные штрафы за неуплату налогов юрлицом
Ответственность в виде штрафа при неуплате налогов может понести не только само юрлицо, но и должностные лица, которые допустили нарушение. В первую очередь отвечают руководитель и главный бухгалтер. Для них предусмотрены 2 вида ответственности:
- По ст. 15.11 КоАП — за грубое нарушение правил бухучета, включая искажение данных, которое повлекло уменьшение налогов к уплате на 10% и более, штраф от 5 тыс. до 10 тыс. руб.
- По ст. 199, 199.1 УК РФ — за уклонение от уплаты налогов в крупном размере и неисполнение обязанностей налогового агента по перечислению налоговых платежей (крупный размер — более 5 млн руб. за 3 года, если эта сумма превышает 25% причитающихся платежей, либо более 15 млн руб.). При избрании в качестве меры ответственности штрафа он составит от 100 тыс. до 300 тыс. руб. Если то же деяние совершено в особо крупном размере (свыше 15 млн руб. за 3 года с превышением 50% причитающихся налогов либо свыше 45 млн руб.), штраф может составить от 200 тыс. до 500 тыс. руб.
Комментарий к Ст. 199 Уголовного кодекса
1. Большинство признаков данного состава преступления совпадает с соответствующими признаками ст. 198 УК.
2. К организациям, указанным в ст. 199 УК, относятся все перечисленные в ст. 11 Налогового кодекса РФ организации.
3. К субъектам преступления, предусмотренного ст. 199 УК, могут быть отнесены руководитель организации-налогоплательщика, главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера), в обязанности которых входит подписание отчетной документации, представляемой в налоговые органы, а равно иные лица, если они были специально уполномочены органом управления организации на совершение таких действий. Содеянное надлежит квалифицировать по п. «а» ч. 2 ст. 199 УК, если указанные лица заранее договорились о совместном совершении действий, направленных на уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации-налогоплательщика.
Иные служащие организации-налогоплательщика (организации — плательщика сборов), оформляющие, например, первичные документы бухгалтерского учета, могут быть при наличии к тому оснований привлечены к уголовной ответственности по соответствующей части ст. 199 УК как пособники данного преступления, умышленно содействовавшие его совершению.
Размер штрафа определяется на основании норм, содержащихся в ст.69 и 122 НК РФ. Для организаций ответственность за неуплату налоговых сборов прежде всего выражается в начислении пени за каждый день просрочки. Уплата начисленных пени не освобождает юридическое лицо от погашения основной суммы финансового обязательства перед налоговой инспекцией.
Ответственность для организаций наступает с учетом характерных особенностей:
- в случае выявления сведений, свидетельствующих о занижении налоговой базы, организации грозит штраф, размер которого может составлять 20% от общей суммы налога;
- если будет обнаружено, что юридическое лицо умышленно занижало налоговую базу или производило неправильный расчет, с целью уменьшения суммы налогового сбора, то ответственность наступает в виде 40% штрафа.
Аналогичная схема применения штрафных санкций предусматривается и для лиц, зарегистрированных в качестве ИП.
Налоговая ответственность
В соответствии со статьей 120 НК РФ за грубое нарушение правил учета доходов и расходов ИП несет ответственность в виде штрафа (10 000 рублей в первый раз; 30 000 рублей во второй; 20% от суммы налога, подлежащего уплате в государственный бюджет, при занижении налоговой базы, но не менее 40 000 рублей). Под грубым нарушением правил учета следует понимать полное отсутствие документов первичного учета (акты выполненных работ, товарно-транспортные и транспортные накладные, ордера, счет-фактуры и т.д.), ненадлежащее ведение налогового бухгалтерского учета, искажение данных в указанных учетах и т.д.
Обратите внимание — физические лица также несут ответственность за неуплату налогов. В случае неуплаты налогов на сумму свыше 3 тысяч рублей и сроком просрочки свыше 6 месяцев, налоговая служба вправе обратиться в суд с требованием принудительного изъятия долга. Ответственность за неуплату налогов физическим лицом предусмотрена статьей 198 УК РФ
По ст.122 НК РФ ответственность наступает за полную или частичную неуплату налогов и сборов в результате занижения налоговой базы, неправильное исчисление и другие нарушения. Санкция предполагает уплату штрафа в 20% от суммы недоплаты либо же 40% в случае, когда установлено, что действия совершены умышленно.
Ст.123 НК грозит такой ответственностью ИП за неуплату налогов на доходы физлиц в отношении своих работников, как денежный штраф в размере 20% от суммы недоплаты.
Какие ещё виды ответственности предусмотрены за неуплату налога на имущество
Административное наказание за неуплату налогов. Касается должностных лиц организаций и помимо штрафа подразумевает запрет на занятие конкретной должности, обязательные работы, арест.
Однако, последние две санкции распространяются и на граждан, которое дополнительно могут быть привлечены ещё и к принудительным работам.
Административный вид наказания назначается за неуплату налога в небольшом размере.
Уголовная ответственность. Предусмотрена за неуплату налогов в крупном и особо крупном размерах. Наступает, когда задолженность граждан по налогам в течение трёх финансовых лет составляет 2 700 000 руб. (крупный размер) и 13 500 000 руб. (особо крупный размер) ст. 198 УК РФ , а организаций 15 млн руб., и 45 млн руб. соответственно ст.199 УК РФ.
Как показывает практика, зачастую стремятся наказать именно за уклонение от уплаты налогов (сборов и страховых взносов) (ст. 199 УК РФ). Фигурантами дела в этом случае становятся руководители, главные бухгалтеры компаний и иные лица, которые принимали участие в преступлении (давали советы, указания и пр.) (п. 7 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64). Так что, не исключено привлечение к ответственности собственников компании, контролирующих компанию лиц (бенефициаров). Сейчас налоговые и правоохранительные органы весьма успешно определяют лиц, фактически владеющих и управляющих бизнесом, поэтому зачастую «номиналы» и оффшорные структуры не мешают определить «нужное лицо» и привлечь его к уголовной ответственности.
На данный момент суды руководствуются постановлением ВС РФ 13-летней давности (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 28.12.2006 № 64), согласно которому способами уклонения от уплаты налогов (сборов) могут быть:
-
Действия в виде умышленного включения в налоговую декларацию или иные документы, представление которых в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным, заведомо ложных сведений.
-
Бездействия, выражающееся в умышленном непредставлении налоговой декларации или иных документов.
Какая уголовная ответственность за неуплату налогов есть для ИП и юридических лиц?
Основное деяние, за которое предусмотрена уголовная ответственность – то есть, сам факт неуплаты налогов, – для физических лиц-предпринимателей и для юридических лиц не отличается: и в том, и в другом случае предполагается, что требуемые платежи в бюджет не были внесены вовремя. Кроме того, уголовная ответственность наступает только с определённой суммы, которая превышает крупный размер. Однако здесь уже есть первое отличие по привлечению ИП и юридических лиц: для физических лиц уголовная ответственность начинается с суммы неуплаты налогов 900 тысяч рублей (обычно учитывается период в 3 года), а для компаний пороговая сумма наступления уголовного преследования составляет 5 млн рублей за тот же срок.
Кроме пороговой суммы, головное дело может быть возбуждено, если налогоплательщик игнорирует необходимость уплаты налогов два отчетных периода подряд – то есть, два месяца, квартала и т. д., в зависимости от формы налогообложения. Этом случае, если предупреждения и требования налоговой инспекции остаются без внимания, сведения передают в правоохранительные органы.
Различаются и конкретные санкции, которые применяются к физическим и юридическим лицам:
- уголовная ответственность за неуплату налогов для ИП регулируется ст. 198 УК РФ и предусматривает следующие виды наказания: штраф в размере 100-500 тысяч рублей (в зависимости от суммы неуплаты) или в размере заработной платы за 3 года, принудительные исправительные работы на срок до 3 лет или лишение свободы на аналогичный период. Стоит отметить, что если индивидуальный предприниматель нарушил данную статью уголовного кодекса впервые, и при этом полностью погасил задолженность перед бюджетом, а также пени, связанные с просрочкой выплаты, он освобождается от уголовной ответственности;
- уголовная ответственность для юридических лиц более строгая, и предусматривает, согласно ст. 199 УК РФ, следующие санкции: штраф до 1 млн рублей или в размере заработной платы виновных лиц за 3 года, принудительные работы на срок до 5 лет или лишение свободы на срок до 6 лет. Кроме того, у виновных может быть конфисковано их имущество, если оно было получено вследствие нарушения законодательства, а также им может быт наложен запрет занимать те или иные руководящие должности на срок до 5 лет. Строгость наказания возрастает, если ущерб, который был нанесен государственному бюджету, превышает особо крупный размер (15 млн рублей за 3 года), если обвиняемые действовали в составе организованной группы и по предварительному сговору, если они уже ранее привлекались к уголовной ответственности по схожим статьям и т. д.
Нужно также упомянуть о некоторых особенностях уголовного преследования за неуплату налогов. Так, к ответственности могут привлечь только в том случае, если будет доказаны именно факты уклонения, то есть, умышленной неуплаты или недоплаты предусмотренных законодательством сборов. Если же налоги не платились или платились не в полном объеме по ошибке, по закону к уголовной ответственности привлечь нельзя, ограничиваются административной (штрафы). Еще один нюанс: уголовное дело возбуждается не против юридического лица как такового, а против конкретных лиц, виновных в уклонении от налогов – генерального директора, главного бухгалтера и т. д. Именно их в конечном итоге и привлекают к ответственности, если вина будет доказана. При этом следствие должно установить, что именно это лицо (или лица) умышленно не платили налоги в бюджет, чем нанесли ущерб государству.
Что говорит о неуплате налогов УК РФ?
Согласно ст. 198–199 УК, о наступлении уголовной ответственности можно вести речь в случае, когда совершенные лицом деяния были направлены на уклонение от обязательств по уплате налогов/сборов (как полностью, так и частично), если размер недоплаты превышает 10% от общей суммы налога/сбора, подлежащей уплате.
Для назначения наказания физ. лицу в случае его уклонения от уплаты налога размер недоплаченной суммы в крупном размере должен превышать 10% от всей суммы начисленного налога за прошлые 3 года и составлять более 600 тыс. руб. (или 1,8 млн руб. вне зависимости от периода и пропорций).
Особо крупной считается сумма в размере не менее 20% от общего размера начисленного налога за 3 предшествующих года и составляющая не менее 3 млн рублей (либо сумма, превышающая 9 млн рублей вне зависимости от пропорций и периода).
Если же говорить о суммах налогов, неуплаченных юр. лицами, то уполномоченные должностные лица признаются виновными в совершении преступления (уклонении от уплаты налогов в крупном размере), когда сумма недоплаты превышает 10% общей суммы налога, начисленного организации за 3 финансовых года, и составляет более 2 млн руб. (либо более 6 млн рублей вне зависимости от пропорции и периода).
Особо крупной в этом случае считается сумма неуплаченного налога, превышающая 20% от общего размера налога, начисленного за 3 предшествующих финансовых года, и составляющая не менее 10 млн рублей. Также к особо крупным относится недоплаченный налог в размере не менее чем 30 млн рублей, вне зависимости от периода и пропорций.
Уголовная ответственность за неуплату налогов ИП
Ответственность по нормам УК РФ для физлиц предусмотрена, если их неуплата по налогам, сборам и страхвзносам будет крупной или особо крупной (ст. 198 УК РФ).
Размер задолженности, когда наступает уголовная ответственность за неуплату налогов ИП, или физлицом:
- крупная – доля неуплаты выше 10% от общей суммы платежей «к уплате» за 3 года подряд, составляющей более 900 тыс. руб., либо неуплаченная в срок сумма превышает 2 млн 700 тыс. руб.,
- особо крупная — доля неуплаты выше 20% от общей суммы платежей к уплате за 3 года подряд, составляющей более 4 млн 500 тыс. руб., либо, когда неуплата превысила 13 млн 500 тыс. руб.
Санкции для физлиц установлены ст. 198 УК РФ:
Вид наказания для физлиц |
Размер наказания за неуплату |
|
в крупном размере |
в особо крупном размере |
|
Штраф за неуплату налогов |
100 тыс. — 300 тыс. руб., или равный доходу за 1-2 года |
200 тыс. – 500 тыс. руб., или равный доходу за 1,5-3 года |
Принудительные работы |
до 1 года |
до 3 лет |
Арест |
до 6 месяцев |
— |
Лишение свободы |
до 1 года |
до 3 лет |
Уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов
Уголовный кодекс Российской Федерации (УК РФ) предусматривает составы преступления, когда ответственность наступает в зависимости от вины для руководителя и/или главного бухгалтера.
Так, руководитель и/или главный бухгалтер могут быть привлечены к ответственности за уклонение организации от уплаты налогов и (или) сборов (ст. 199 УК РФ).
Уголовным кодексом РФ установлена уголовная ответственность за уклонение от уплаты налогов и сборов с организаций, совершенное в крупном или особо крупном размере, в виде значительных штрафов (до 500 000 руб.), лишения свободы (до шести лет), лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет (статья 199 Уголовного кодекса РФ).
В соответствии со статьей 199 Уголовного кодекса РФ крупным размером признается сумма налогов и (или) сборов, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пяти миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 25 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая пятнадцать миллионов рублей.
А особо крупным размером считается сумма, рассчитанная за три финансовых года подряд, и составляющая более пятнадцати миллионов рублей, при условии, что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 50 процентов подлежащих уплате сумм налогов и (или) сборов, либо превышающая сорок пять миллионов рублей.
Разъяснения судам по поводу привлечения к уголовной ответственности за налоговые преступления даны в постановлении Пленума ВС РФ от 28 декабря 2006 г. № 64.
Постановление N 64 впервые дало официальное разъяснение объективной стороны налоговых преступлений исходя из положений ст. 198 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица» и ст. 199 «Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации» УК РФ.
Согласно разъяснениям Постановления N 64 уклонением от уплаты налогов и (или) сборов, влекущим уголовную ответственность, являются действия, осуществленные с целью неуплаты налогов и (или) сборов, приводящие к полному или частичному не поступлению налогов и сборов в бюджетную систему Российской Федерации.
При этом уголовная ответственность может наступить, только если применялись способы, указанные в УК РФ, а именно:
умышленное непредставление налоговой отчетности, представление которой закреплено законодательством Российской Федерации о налогах и сборах является обязательным;
умышленное включение в налоговую отчетность заведомо ложных сведений.
Способами уклонения от уплаты налогов и сборов в крупном или особо крупном размере считаются как умышленные действия (включение в налоговую декларацию и иные документы заведомо ложных сведений), так и умышленное бездействие (непредставление необходимых документов).
С 7 декабря 2011 года поводом для возбуждения уголовного дела по статьям 198 – 199.2 УК РФ могло стать только вступившее в силу Решение налогового органа о привлечении налогоплательщика (налогового агента) к ответственности за совершение налогового правонарушения, сумма недоимки по которому достаточна для возбуждения уголовного дела. При этом материалы проверок, послужившие основанием для вынесения такого решения, налоговый орган должен был направлять в Следственный комитет только в случае, если налогоплательщик (налоговый агент) не уплатил доначисленные по решению налоги и сборы более двух месяцев с даты истечения срока по соответствующему требованию.(п. 3 ст.32 НК РФ)
Но такой порядок просуществовал недолго. С конца 2014 года поводом для возбуждения уголовных дел о налоговых преступлениях могут стать уже не только материалы, полученные из налоговых органов выше указанным путем, но и заявление о преступлении, сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из различных источников (в том числе из средств массовой информации), постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании, а также явка с повинной.
Что в итоге? Для принятия решения, возбуждать уголовное дело или нет, следователю нет прямой надобности дожидаться результатов проверок налоговых органов, в его компетенции определить наличие признаков налогового преступления и ущерб от его совершения самостоятельно, в частности, исходя из данных оперативно-розыскных мероприятий (ОРМ), проведенных сотрудниками полиции.(согласно Решению Верховного Суда РФ от 26.03.2008 № ГКПИ08-334 и Приказу МВД России от 29.06.2005 № 511 правоохранительные органы сами обладают аппаратом, позволяющим провести налоговую экспертизу)
И это полбеды. Отсутствие привязки возбуждения уголовного дела по налоговым преступлениям к вступившему в силу решению налогового органа по результатам соответствующей проверки позволяет возбуждать уголовные дела, проводить следственные мероприятия и привлекать к уголовной ответственности за налоговые преступления до 10-летней давности, теперь это не ограничено сроками выездных налоговых проверок, глубина которых не превышает трех лет, предшествующих году, в котором проверка начата. Отсутствие такой связи существенно усложняет, если не исключает, и ранее имевшуюся возможность избежать уголовного преследования путем уплаты сумм недоимки, пеней и штрафов по решению налогового органа. Например, в ситуации, когда налоговая проверка не была открыта, а сумму недоимки предъявляет следователь, налогоплательщик такой возможности лишается. Оспаривать предъявленную сумму придется в суде общей юрисдикции в рамках уголовного дела.
Особенности порядка возбуждения уголовных дел по налоговым преступлениям:
При поступлении сообщения о налоговом преступлении от органов дознания (от полицейских проводивших ОРМ), следователь в соответствии с УПК РФ обязан не позднее трех суток с момента поступления такого сообщения направить в налоговый орган (региональное управление ФНС РФ) копию этого сообщения с приложением соответствующих документов и предварительного расчета предполагаемой суммы недоимки по налогам и (или) сборам. Налоговый орган в течение 15 суток с момента получения материалов, должен рассмотреть их и направить в ответ следователю:
— заключение о нарушении законодательства;
— или информацию о том, что указанные в сообщении обстоятельства были предметом проверки, о результатах такой проверки;
— или информацию об открытой проверке в отношении интересующего следователя налогоплательщика, по которой еще нет решения;
— или, в случае, если указанные в сообщении о преступлении обстоятельства не были предметом исследования при проведении налоговой проверки, информацию об отсутствии сведений о нарушении налогового законодательства.
Получив заключение (информацию) от налогового органа, следователь должен принять процессуальное решение:
— о возбуждении уголовного дела в порядке;
— или об отказе в возбуждении уголовного дела;
— или о передаче сообщения по подследственности(ст. 151 УПК РФ), а по уголовным делам частного обвинения — в суд.
Такое решение должно быть принято не позднее 30 суток со дня поступления сообщения о преступлении, и уголовное дело о налоговых преступлениях, может быть возбуждено следователем до получения из налогового органа какой-либо информации, просто при наличии у него «повода и достаточных данных, указывающих на признаки преступления». Новые положения УПК РФ не предусматривают никаких обязательных проверок со стороны налогового органа правильности расчета ущерба или оснований привлечения к ответственности по существу, налоговый орган просто выдает информационные справки Следователю (в прямом смысле).
Т.е. вся переписка между следователем и налоговым органом фактически представляет собой ни к чему не обзывающую их формальность. Причем эта формальность предусмотрена только для случаев поступления сообщений о преступлениях из органов дознания, направление каких-либо материалов в налоговые органы при получении сообщений непосредственно следственным органом или от прокурора не предусмотрено.
В таких условиях не стоит ожидать, что увеличение количества возбуждаемых уголовных дел по налоговым составам будет происходить за счет улучшения качества выявления и расследования злоупотреблений, а не за счет широты оснований для возбуждения дел.
Инициировани�� возбуждения уголовных дел со стороны налоговых органов:
Налоговые органы по-прежнему обязаны направлять свои вступившие в силу Решения о привлечении к ответственности в Следственный комитет, сумма налоговой недоимки по которым установлена в достаточном размере для возбуждения уголовного дела, и она не уплачена налогоплательщиком в течении двух месяцев с даты истечения срока уплаты по соответствующему требованию.
Но с учетом озвученных поправок в УПК, налоговый орган теперь не ограничен этой обязанностью, он может предоставить в следственные органы и данные, например, лишь о предполагаемом налоговом правонарушении, содержащем признаки преступления, собранные на этапе предпроверочного анализа или в ходе прочей текущей аналитической и контрольной работы.
Налоговые органы стали активно пользоваться тем, что их вступившее в силу решение теперь не единственный документ, который может послужить поводом для возбуждения уголовного дела.
После принятия Определения ВС РФ от 27.01.2015 №81-КГ14-19, у налоговых органов появился один серьезный инструмент для взыскания недоимок непосредственно с контролирующих организацию физических лиц в рамках уголовного судопроизводства. Ранее суды не признавали возможность взыскания ущерба с физического лица, признанного виновным в совершении уголовного преступления, выразившегося в неуплате организацией, которую он контролировал, установленных налогов и сборов в крупном или особо крупном размере. Данная позиция была основана на том, что юридическое лицо является самостоятельным субъектом, отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом, поэтому неуплата налога, допущенная со стороны юридического лица, не может квалифицироваться как ущерб, причиненный государству действиями ее руководителя и (или) учредителя.
Верховный суд решительно поменял эту практику своим Определением, указав в нем, что
ответственным за возмещение ущерба Российской Федерации в виде неуплаченных организацией налогов, в том числе неправомерного возмещения из бюджета НДС, может быть признано физическое лицо, привлеченное к уголовной ответственности за данное правонарушение.
Есть ли ответственность на неуплату налога на прибыль
Для рядовых граждан получение прибыли заключается в извлечении доходов – трудовая или предпринимательская деятельность, передача собственных имущественных активов во временное возмездное пользование (аренда), получение процентов от займов, продажа имущественных ценностей и объектов. Практически каждый вид дохода подлежит налогообложению в виде НДФЛ. В частности, законодательные акты регламентируют следующие возникновение налоговых обязательств по НДФЛ для следующих направлений деятельности:
- получение денежного вознаграждения за работу по трудовому контракту или гражданско-правовому договору – в этом случае с каждой полученной суммы в бюджет должно удерживаться 13% (при расчете суммы налоговых обязательств используется система налоговых вычетов, которая существенно снижает размер выплат);
- любые виды доходов от деятельности предпринимательского характера (как правило, уплата налога происходит при регистрации субъекта в качестве ИП в соответствие с выбранным режимом налогообложения);
- получение регулярных выплат по различным видам ценных бумаг (дивиденды, проценты и т.д.);
- реализация недвижимых объектов (налоговые обязательства не возникают, если гражданин владел объектов более трех лет);
- получение выигрышей в лотерее, на ставках, и т.д.
- иные формы доходных поступлений.
Если субъект официально трудоустроен, обязанность по расчету, удержанию и перечислению НДФЛ закон возлагает на администрацию предприятия. В этом случае, любое нарушение сроков перечисления средств в бюджет повлечет наказание не для гражданина, а для должностных лиц организации. В иных случаях обязанность рассчитать и перечислить налог в бюджет возложена на самого гражданина:
- при ведении предпринимательской деятельности исполнение налоговых обязательств происходит путем заполнения декларационных бланков – на основании декларации гражданин указывает все источники доходов и суммы поступлений, после чего рассчитывает сумму НДФЛ;
- при продаже недвижимого имущества оформляет декларационная форма 3-НДФЛ – в большинстве случаев продавец сможет получить возврат налога на основании этого документа (при владении объектом более трех лет декларировать полученный доход не нужно);
- при получении иных видов поступлений, подлежащих налогообложению, также заполняется форма 3-НДФЛ по итогам календарного года.
У физических лиц, то есть у нас с вами это — подоходный налог.
Это основной вид налога, который должны платить физические лица со всех видов дохода, полученного за год.
Налоговая ставка для граждан, годовой доход которых не превышает 512 тыс. руб., составляет 13%. Т.е., у кого доходы выше – обязаны заплатить 23%.
Если вы являетесь наемным работником, то подоходный налог за вас перечислит в соответствующие органы работодатель. Во всех остальных случаях (продажа автомобиля, недвижимости, сдача квартиры в аренду) бремя уплаты налога на свой доход ложится на вас.
В срок до 1 апреля следующего за отчетным года необходимо заполнить и передать в налоговый орган по месту жительства декларацию о доходах и до 1 декабря оплатить начисленную сумму налога.
Если вы приняли решение не делиться полученным доходом с государством, то должны быть готовы к тому, что для этого случая у государства имеются меры реагирования:
- Вы решили не подавать декларацию о доходе — за это полагается штраф в размере 5% от суммы налога, подлежащего уплате со дня, установленного для предоставления декларации. Если такая просрочка будет более чем 180 дней, штраф вырастет до 30%, а со 181 дня будет рассчитываться уже 10% от суммы налогов, подлежащей уплате, за каждый полный или неполный месяц просрочки. Следует помнить, что сведения о том, что вы продали квартиру, земельный участок, машину поступают в налоговую инспекцию от органов, которые участвовали в оформлении вашей сделки (нотариус, органы гос. регистрации, ГИБДД).
- За уплату налогов не в срок будет начислена пеня, которая рассчитывается путем умножения суммы долга по налогу на количество дней просрочки и на 1/300 ставки рефинансирования.
- Штраф за нарушение срока оплаты налога – а это 20% от неуплаченной суммы налога. Кроме того налоговая инспекция будет выяснять умышленно ли вы уклоняетесь от уплаты налога или нет. Если будут получены доказательства умышленного уклонения, то размер штрафа увеличится до 40%.