Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Изменения в главе 11 Закона «Об охране окружающей среды»». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Федеральный государственный экологический надзор организуется и осуществляется при ведении хозяйственной и (или) иной деятельности на объектах, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и включенных в перечень, утвержденный Постановлением Правительства РФ от 28.08.2015 N 903. Данным Постановлением утверждены Критерии определения объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому надзору. Ниже отобразим Критерии, определяющие объект федерального государственного экологического надзора, названные в поименованном Постановлении.
Виды экологических проверок
Экологическая проверка предприятий бывает плановой и внеплановой. Внеплановые проверки вызваны обращениями граждан или другими факторами. Плановые проверки имеют периодичность, обусловленную требованиями закона.
Помимо плановых и внеплановых проверок на федеральном уровне надзора возможны контрольные (надзорные) мероприятия на основании программы проверок (согласованной с прокуратурой).
При осуществлении государственного экологического контроля применяется система оценки и управления рисками. Предприятия (объекты НВОС) делятся на несколько категорий риска:
- Чрезвычайно высокий риск (плановые проверки 1 раз в год);
- Высокий риск (плановые проверки 1 раз в 2 года);
- Значительный риск (1 раз в 3 года);
- Средний риск (1 раз в 4 года);
- Умеренный риск (1 раз в 5 лет);
- Низкий риск.
Как часто проводится федеральный экологический надзор?
Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится объект. В соответствии с п. 18 Положения о федеральном ГЭН, утв. постановлением Правительства РФ от 08.05.2014 № 426 (далее – Положение), установлена следующая периодичность проверок:
Периодичность |
Категория риска объекта |
1 раз в год |
Чрезвычайно высокий риск |
1 раз в 2 года |
Высокий риск |
1 раз в 3 года |
Значительный риск |
1 раз в 4 года |
Средний риск |
1 раз в 5 лет |
Умеренный риск |
Плановые проверки не проводятся |
Низкий риск |
Комментарии к ст. 36 ВК РФ
В части первой комментируемой статьи не только воспроизводятся общие требования государственного экологического, природоресурсного и природоохранного контроля, предусмотренного в ст. ст. 64 — 69 ФЗ «Об охране окружающей среды» контроля и надзора, но и подчеркивается принципиальная связь водных объектов с земельными участками и иными объектами недвижимости, расположенными в границах водоохранных зон и зон специальной охраны источников питьевого водоснабжения. Привязка вод и лесов к земельным участкам, на которых они расположены, — отличительная черта новых Водного и Лесного кодексов РФ.
Смысл части второй комментируемой статьи заключается в том, что: 1) государственным контролем и надзором является как федеральный, так и региональный контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов; 2) если первый осуществляется федеральными органами исполнительной власти, то второй — органами исполнительной власти субъектов РФ; 3) из государственного контроля по ВК РФ исключаются органы местного самоуправления, отделенные от государства.
Однако, во-первых, из ст. 27 ВК РФ вытекают контрольно-надзорные полномочия органов местного самоуправления в области водных отношений, а во-вторых, население муниципальных образований вправе в различных формах, предусмотренных законодательством, участвовать в осуществлении государственного водного контроля и надзора.
Реализуя полномочия, предусмотренные в части третьей комментируемой статьи, Правительство РФ утвердило Постановление от 4 ноября 2006 г. N 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов», которым поручило МПР России утвердить перечень объектов, подлежащих государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.
Согласно утвержденному этим Постановлением Положению критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование:
а) поверхностных водных объектов, расположенных на территориях двух и более субъектов Федерации;
б) водных объектов или их частей, находящихся на землях обороны и безопасности, а также используемых для обеспечения обороны страны и безопасности государства и для обеспечения федеральных энергетических систем, федерального транспорта и иных государственных нужд;
в) внутренних морских вод;
г) территориального моря Российской Федерации;
д) особо охраняемых водных объектов либо водных объектов, являющихся особо охраняемыми природными территориями федерального значения или представляющих собой часть этих территорий;
е) водных объектов или их частей, являющихся объектами, объявленными рыбохозяйственными заповедными зонами;
ж) водных объектов, являющихся средой обитания анадромных и катадромных видов рыб;
з) трансграничных (пограничных) водных объектов;
и) водных объектов или их частей для нужд городов с численностью населения 100 тыс. человек и более, а также для нужд предприятий и других организаций, производящих забор воды или сброс сточных вод в объеме более 15 млн. куб. м в год.
Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю за использованием и охраной водных объектов.
Правительством РФ принято также Постановление от 30 декабря 2006 г. N 845 «О внесении изменений в Постановление Правительства РФ от 4 ноября 2006 г. N 640 «О критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов» .
———————————
СЗ РФ. 2006. N 45. Ст. 4713.
Пункт 2 этого Постановления изложен в следующей редакции:
«…Министерство природных ресурсов РФ на основании определенных Правительством РФ критериев отнесения объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов и региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, утверждает перечень объектов, подлежащих федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов.
3. В критериях отнесения объектов к объектам, подлежащим государственному федеральному контролю и государственному региональному контролю за использованием и охраной водных объектов, утвержденных указанным Постановлением, пункт 2 изложить в следующей редакции:
«2. Критерием отнесения объектов к объектам, подлежащим региональному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов, является использование водных объектов, полностью расположенных в пределах территории соответствующего субъекта Российской Федерации и не относящихся к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю и надзору за использованием и охраной водных объектов».
Государственный контроль над использованием и охраной водных объектов соприкасается с экологическим контролем, который, по мнению некоторых специалистов, является более общим по сравнению с природоресурсным контролем. Задачам контроля в области охраны окружающей сре��ы (экологического контроля) посвящена статья 64 Закона об охране окружающей среды. Эти задачи во многом совпадают с задачами государственного контроля и надзора над использованием и охраной водных объектов.
В статье 67 указанного Закона предусматривается также производственный контроль, в ходе которого субъекты хозяйственной и иной деятельности обязаны предоставлять сведения об организации производственного экологического контроля в органы публичной власти.
Общественный экологический контроль осуществляется общественными и иными некоммерческими объединениями в соответствии с их уставами и Федеральным законом от 19 мая 1995 года N 82-ФЗ «Об общественных объединениях» в целях реализации прав каждого на благоприятную окружающую среду.
В осуществлении экологического контроля участвуют в различных формах на основе Федерального закона 6 октября 2003 года N 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и иного российского законодательства также муниципальные образования и органы местного самоуправления (см. ст. 17 Закона о введении в действие Водного кодекса Российской Федерации и комментарий к ней).
Указанные в части пятой комментируемой статьи права государственных инспекторов являются также их полномочиями и обязанностями, за выполнение которых должностные лица несут дисциплинарную, административную ответственность. Перечисленные в комментируемой части ст. 36 ВК РФ права во многом совпадают с правами, обязанностями и ответственностью государственных инспекторов в области охраны окружающей среды, предусмотренными в частях первой и второй ст. 66 Закона об охране окружающей среды .
———————————
См.: Федеральный государственный экологический контроль: Пособие для правоприменителей / Под ред. С.А. Боголюбова. М.: Проспект, 2005.
В соответствии с частью восьмой комментируемой статьи Правительством РФ принято Постановление от 25 декабря 2006 г. N 801 «Об утверждении Положения об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных объектов». Постановлением определяется, что государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов осуществляются Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (федеральный государственный контроль и надзор) и органами исполнительной власти субъектов Федерации (региональный государственный контроль и надзор).
Росприроднадзор осуществляет непосредственно и через свои территориальные органы федеральный государственный контроль и надзор над использованием и охраной водных объектов на подлежащих федеральному государственному контролю и надзору объектах по перечню, утверждаемому МПР России в соответствии с критериями, установленными Правительством РФ.
Этапы проведения проверки
--------------------------------------------------------------------------¬
¦ Подготовка плана проверок ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Издание соответствующих приказов Росприроднадзора о проведении проверки,¦
¦ сроках и ее виде ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Предварительное уведомление территориального органа о предстоящей ¦
¦ проверке путем направления копии приказа о проведении проверки ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦ Непосредственное проведение проверки ¦
L-----------------------------------T--------------------------------------
¦/
------------------------------------+-------------------------------------¬
¦Составление акта проверки, предписания об устранении нарушения, протокола¦
¦ об административной ответственности ¦
L--------------------------------------------------------------------------
Плановые проверки проводятся в документарной или выездной форме (п. 37 Административного регламента). О проведении плановой проверки юридическое лицо уведомляется работниками Росприроднадзора не позднее чем за три рабочих дня до начала ее проведения посредством направления копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) Росприроднадзора о начале проведения плановой проверки заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом. Приказ вручается под подпись должностными лицами Росприроднадзора, проводящими проверку, руководителю, иному должностному лицу или уполномоченному представителю юридического лица одновременно с предъявлением служебных удостоверений.
Предметом проведения документарной проверки являются (п. 40 Административного регламента):
- сведения, содержащиеся в документах юридического лица, устанавливающих его организационно-правовую форму, права и обязанности, имеющиеся в распоряжении органа государственного контроля (надзора);
- документы, используемые при осуществлении его деятельности и связанные с исполнением им обязательных требований, исполнением предписаний и постановлений Росприроднадзора или его территориального органа;
- учредительные и регистрационные документы юридического лица;
- документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего интересы юридического лица;
- акты предыдущих проверок;
- материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях.
В случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных документах либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росприроднадзора (его территориального органа) документах, информация об этом направляется юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю с требованием представить в течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росприроднадзор (его территориальный орган) установит признаки нарушения обязательных требований, должностные лица Росприроднадзора (территориального органа) вправе провести выездную проверку.
Обучение в области охраны окружающей среды
Природоохранные требования предусматривают два вида обязательной подготовки в области охраны окружающей среды, которыми должны обладать отдельные категории специалистов и работников, занятых на объекте, оказывающем НВОС:
- подготовка в области экологической безопасности руководителей предприятий и специалистов, ответственных за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду (ст. 7 ФЗ «Об охране окружающей среды»);
- профессиональная подготовка в области обращения с отходами I-IV классов опасности лиц, допущенных к обращению с отходами (накоплению, сбору, транспортированию, обезвреживанию, обработке, утилизации, размещению отходов I-IV классов опасности) (ст. 15 Федерального закона от 10 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»).
Оба вида подготовки могут осуществлять в форме дополнительного профессионального образования по программам повышения квалификации.
При этом для прохождения подготовки, профессиональной подготовки необходимо обратиться в организацию дополнительного профессионального образования, профессиональную образовательную организацию или образовательную организацию высшего образования, осуществляющие подготовку по программам повышения квалификации в области охраны окружающей среды и экологической безопасности или в области обращения с отходами I-IV классов опасности и имеющих соответствующие лицензии на осуществление образовательной деятельности.
Менее часто требуются дополнительные «подзаконные» акты на уровне федеральных исполнительных органов, субъектов России, и в некоторых случаях даже муниципальных органов. Исходя из описанного выше, Закон об отходах производства и потребления напрямую предусматривает принятие восьми постановлений Правительства России, которые более конкретно описывают отдельно взятые процедуры. Гидрометеорологическая служба, которой коснулся Закон, регулируется семи постановлениями.
Постановления Правительства РФ на сегодняшний день представляют собой самую крупную группу правовых актов федерального уровня, которые исчисляются сотнями. В то же время, каждое из этих постановлений было принято исходя из того или другого закона.
Существуют и ненормативные законодательные акты, которые регламентируют конкретные вопросы, одним из которых является, например, Федеральный закон от 20.11.1999 № 198-Ф3 «Об участках недр, право пользованиями которыми может быть предоставлено на условиях раздела продукции». Уже к августу 2006 года 17 похожих законодательных актов вступили в свою силу. Среди ненормативных законодательных актов можно выделить и законы, которые ратифицируют акты международного права.
Таким примером может служить Федеральный закон от 4 ноября 2004 г. N 128-ФЗ О ратификации Киотского протокола к Рамочной конвенции Организации Объединенных Наций об изменении климата.
В этой сфере существуют и независимые акты, принятые Президентом РФ. Учитывая, что они были приняты лично главой страны, они имеют более самостоятельный характер, однако, в экологическом праве их число не очень большое. Подобным примером можно выделить Указ Президента РФ «О проведении в Российской Федерации Года охраны окружающей среды» от 31 мая 2013 года. После подписания указа, 2013 стал годом охраны окружающей среды, а соответствующие учреждения были обязаны планировать, подготовить, и осуществить мероприятия, связанные с поддержанием положительной экологической обстановки в стране.
Среди многочисленных актов, пристальное внимание следует уделять тем, которые так или иначе затрагивают интересы физических и юридических лиц. После Указа Президента РФ от 23.05.1996 № 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти», где от них необходима регистрация в Министерстве юстиции РФ и публикации в РГ. Необходимость принятия подобных законодательных актов либо предусматривается самими законами, либо предусматривается в связи с постановлениями Правительства РФ.
Одним из примеров может считаться приказ Гокомэкологии России от 16 мая 200 года №372 «Об утверждении Положения об оценке воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду в Российской Федерации», а также приказ Минсельхоза России 29.11.2018 «Об Общественном совете при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации» (вместе с «Положением об Общественном совете при Министерстве сельского хозяйства Российской Федерации».
Правовой режим особо охраняемых природных территорий
Основными видами особо охраняемых природных территорий являются:
Государственные природные заповедники
Государственные природные заказники
Национальные и природные парки
Памятники природы
Дендрологические парки и ботанические сады
Лечебно-оздоровительные местности и курорты
Данные виды территорий предусмотрены в законе «Об особо охраняемых природных территориях».
По решению Правительства РФ, исполнительных органов субъектов, органов местного самоуправления могут создаваться и иные виды охраняемых территорий, например зеленые зоны, городские леса, природные ландшафты.
Особо охраняемые природные территории могут создаваться на федеральном, региональном или местном уровнях:
1. Только на федеральном уровне могут создаваться государственные природные заповедники и национальные парки.
2. Только на региональном уровне могут создаваться природные парки.
3. На федеральном или региональном уровне создаются государственные природные заказники, памятники природы, дендрологические парки или ботанические сады.
4. На федеральном, региональном, муниципальном создаются лечебные оздоровительные местности или курорты.
Особо охраняемые природные территории рассматриваются в двух аспектах:
1. Как объект экологического права, включающий в себя уникальные природные комплексы или объекты
2. Субъект экологического права — некоммерческая организация, создаваемая в форме охранного эколого-просветительского рекреационного учреждения.
Государственные природные заповедники — это природоохранная, научно исследовательское или эколого-просветительское учреждение, на его территории не допускаются любые виды хозяйственной деятельности, за исключением тех, которые обеспечивают его функционирование.
Национальные парки обеспечивают охрану уникальных природных объектов и комплексов, экологический туризм и отдых населения.
Территория национальных парков дифференцирована и может включать следующие зоны:
1. Заповедная зона, на которой выделяются участки, полностью исключающие вмешательство человека в природный процесс.
2. Особо охраняемая зона, на которой осуществляется регулируемого туризма.
3. Рекреационная зона (палатки, лагеря, стоянки, объекты туристского сервиса)
Государственный экологический надзор представляет собой деятельность специальных органов. Она направлена на проверку выполнения предписаний законодательства в сфере охраны природы. Рассмотрим далее подробно, как осуществляется государственный экологический надзор.
Он выполняется в соответствии с действующими нормативными документами, утвержденными Правительством. В качестве уполномоченной организации выступает Ростехнадзор. В его компетенцию, в числе прочего, входит инспектирование строительства. Указанный орган проводит проверку деятельности всех ядерных и прочих объектов, получающих либо использующих источники ионизирующего излучения. Кроме этого, инспекция отвечает за соблюдение международных норм по обращению с радиоактивными и ядерными материалами. В рамках своей деятельности Ростехнадзор проверяет выполнение правил использования атомной энергии.
Государственный экологический надзор
Государственный экологический надзор является фундаментальным инструментом контроля за соблюдением законодательства в области охраны окружающей среды.
В соответствии со статьей 65 Федерального закона «Об охране окружающей среды», государственный экологический надзор — это деятельность уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений требований в области охраны окружающей среды посредством организации и проведения проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, принятия предусмотренных законодательством РФ мер по пресечению и (или) устранению последствий выявленных нарушений, а также деятельность уполномоченных органов государственной власти по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния соблюдения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Регионалы или федералы? Куда подавать экологическую отчётность?
С 01.07.2021 вступил в силу Федеральный закон от 31.07.2020 № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации»[1], причем уже с изменениями от 11.06.2021[2], которые вступили в силу с этой же даты. Так, на момент вступления в силу Федерального закона № 248-ФЗ в нем уже были утратившие силу положения, измененные формулировки, переизданные статьи или их части, однако не имеет смысла проводить сравнительный анализ «до» и «после»:
• между редакцией, никогда не вступавшей в силу;
• и редакцией, вступившей в силу с изменениями,
особенно в части изучения контрольных (надзорных) мероприятий (далее — КНМ) и контрольных (надзорных) действий (далее — КНД), осуществляемых в рамках государственного экологического контроля (надзора).
Федеральный закон № 248-ФЗ не отменяет действие Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля»[3].
Предполагается, что Федеральный закон № 294-ФЗ утратит силу только с 01.01.2025 — это предусмотрено Федеральным законом № 170-ФЗ, который также строго разграничил применение двух законов — № 248-ФЗ и № 294-ФЗ — между собой, и с 01.07.2021 организация и осуществление госэконадзора (как федерального, так и регионального) должны проводиться с применением положений Федерального закона № 248-ФЗ.
Обратите внимание
Забывать про Федеральный закон № 294-ФЗ не следует, т.к. 2021 г. является переходным периодом и «раскалывает» госэконадзор на две части:
1) проверки по Федеральному закону № 294-ФЗ;
2) КНМ по Федеральному закону № 248-ФЗ.
Основания для применения Федерального закона № 294-ФЗ и НПА, принятых в его развитие, при осуществлении госэконадзора (несмотря на уже действующий Федеральный закон № 248-ФЗ):
• пункт 8 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
8. Организация, проведение и оформление результатов проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля, не завершенных на день вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляются в соответствии с положениями нормативных правовых актов, действовавших на дату начала этих проверок, иных мероприятий государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Следовательно, если проверка:
• начата до 01.07.2021 в соответствии с Федеральным законом № 294-ФЗ и НПА, принятыми в его развитие;
• должна завершиться с 01.07.2021 и позже,
она будет завершаться в соответствии с положениями того законодательства и тех НПА, которые действовали на момент начала такой проверки (в части ее организации, проведения и оформления результатов);
• пункт 4 ст. 98 Федерального закона № 248-ФЗ:
4. Положения о видах регионального государственного контроля (надзора), положения о видах муниципального контроля подлежат утверждению до 1 января 2022 года. До утверждения указанных положений о видах контроля, но не позднее 1 января 2022 года применяется Федеральный закон от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ […] и принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты.
Рассмотрим данное положение на примере Московской области.
На момент написания статьи региональный госэконадзор в Московской области осуществляется в соответствии с Порядками, утвержденными Постановлением Правительства Московской области от 18.10.2018 № 763/37.
Данные Порядки не приведены в соответствие с положениями Федерального закона № 248-ФЗ, наоборот, в них содержатся ссылки исключительно на положения Федерального закона № 294-ФЗ. Это допустимо только до конца 2021 г. В этот период Правительство Московской области обязано внести изменения в данный региональный НПА или переиздать его.
Даже если этого не произойдет, с 01.01.2022 организация и осуществление регионального госэконадзора должны будут проводиться в соответствии с положениями Федерального закона № 248-ФЗ без исключений.
- Права и обязанности при проведении проверок. Обзор нового Регламента Росприроднадзора
- Федеральный закон № 248-ФЗ: новые положения государственного надзора. Что изменится для предприятий?
- Экологические споры идут в госуслуги
Виды экологических проверок на предприятии
Порядок проведения проверок по экологии на предприятиях определяется Федеральным законом «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» от 08.08.2001 № 134-ФЗ. В соответствие с законом все экологические проверки можно разделить на две группы – плановые и внеплановые. Каждый вид имеет свои особенности:
-
Плановые проверки.
Такие проверки проводятся с периодичностью, определенной действующим законодательством Российской Федерации, но не чаще одного раза в два года. Чем больший вред предприятие наносит экологии, тем чаще проводятся плановые проверки. Важно отметить, что перед проведением плановой экологической проверки, надзорные службы обязаны уведомить природ пользователя о предстоящем визите минимум за 10 дней. -
Внеплановые проверки.
Проверки, без соблюдения временных промежутков, указанных в законе, могут проводиться при наличии объективных оснований. Таковыми считаются выявленные при проведении плановых проверок нарушения и выдача предписаний об их устранении. Также внеплановые проверки могут быть мотивированы возникновением угрозы нанесения непоправимого вреда природе и здоровью человека. Однако чаще всего внеплановые проверки проводятся при поступлении обращений (жалоб) от частных лиц, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц, о том, что на предприятии нарушается природоохранное законодательство.
Любая проверка может проводиться только при наличии документа, дающего соответствующее основание экологическому контролю. Таким документом считается распоряжение или приказ органа экологического контроля. В нем должны быть четко указаны цели, задачи, предмет проверки и правовые основания для ее проведения. Заверенная печатью копия распоряжения должна быть передана лицам, уполномоченным заниматься экологическими вопросами на предприятии.
Права юридических лиц и ИП при проведении проверки
Кроме обязанности соблюдать природоохранное законодательство, проверяемый природопользователь имеет ряд прав, нарушение которых может привести к обжалованию результатов проведенной проверки. Руководитель предприятия имеет право:
- непосредственно присутствовать при проведении проверки и давать свои комментарии и разъяснения по сути выявленных нарушений;
- получать всю необходимую информацию относительно порядка проведения контроля и действий госинспектора на предприятии;
- быть ознакомленным с результатами проверки и в случае несогласия не подписать акт о результатах;
- обжаловать действия (бездействие) должностных лиц органов экологического контроля в административном или судебном порядке.
Сотрудники готовы профессионально представлять интересы частных предпринимателей и руководителей крупных предприятий при проведении экологических проверок. Также, при возникновении спорных ситуаций и несогласии с решением контролирующих органов, мы обжалуем их выводы в суде и добьемся соблюдения всех законных прав доверителя.
Система экологического менеджмента
Система экологического менеджмента (СЭМ) – лучший инструмент для того, чтобы помочь предприятию решить проблемы в сфере экологии и развиваться далее по пути экологически чистого производства. Система Экологического менеджмента подчиняется требованиям серии стандартов ISO 14000.
Внедрение СЭМ на предприятии предусматривает выработку экологической политики, целей и задач, идентификацию экологических аспектов, разработку необходимых внутренних стандартов и иных документов.
Главное, что необходимо сделать – изменить подход производственного предприятия к охране окружающей среды. Для того, чтобы предприятие было признано соответствующим требованиям международных и российских стандартов в области СЭМ, необходимо пройти сертификацию.
Именно на данном этапе проводится внешний экологический аудит сертифицирующей организацией. С помощью аудиторов проводится обследование и подготовка к сертификации по СЭМ, в дальнейшем производится периодический повторный аудит для подтверждения сертификата и определения дальнейших путей развития.
Аудиторы помогают предприятию в разработке политики, целей и задач, экологической программы, составлении стандартов и инструкций. В дальнейшем предприятие налаживает внутренние аудиты, проводимые сотрудниками предприятия, например, экологами.
Для проведения внутренних аудитов необходимо специальное обучение сотрудников основам системы экологического менеджмента. Аудиторы проводят тщательные обследования всех подразделений предприятия, знакомятся с внутренней документацией, технологиями производства, характеристиками сырья и продукции, по результатам аудита выявляются несоответствия критериям.
Смысл внутренних аудитов – не только проверка и наказание, но и попытка перестроить понимание своей работы каждого сотрудника предприятия, внедрить экологические ценности и осознание экологических последствий своего труда.
Экологический аудит как часть СЭМ или как способ проверить предприятие на соответствие закону – это инструмент будущего, прогрессивный способ ответственного управления производством, который в дальнейшем, надеемся, будет развиваться, вытесняя систему наказания и контроля.
Комментарии к ст. 23.29 КОАП РФ
1. В соответствии с Федеральным законом «Об охране окружающей среды» Правительство РФ приняло Постановление от 27 января 2009 г. N 53 «Об осуществлении государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля)» и утвердило Правила осуществления государственного контроля в области охраны окружающей среды (государственного экологического контроля). В данном документе определены следующие виды государственного экологического контроля: контроль за охраной атмосферного воздуха, за деятельностью в области обращения с отходами (за исключением радиоактивных отходов); контроль и надзор за использованием водных объектов; за геологическим изучением, рациональным использованием и охраной недр; земельный контроль; контроль в области охраны, воспроизводства и использования объектов животного мира и среды их обитания; контроль в области организации и функционирования особо охраняемых природных ресурсов, во внутренних морских водах РФ и в территориальном море РФ, в исключительной экономической зоне РФ, на континентальном шельфе РФ; лесной контроль и контроль в области охраны озера Байкал.
2. Административно-юрисдикционные полномочия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере перечисленных выше видов государственного экологического контроля закреплены в статьях 23.20 — 23.27, в комментируемой статье и в некоторых других статьях КоАП РФ.
3. Согласно п. 4 упомянутых выше Правил государственный экологический контроль осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и органами, уполномоченными высшими исполнительными органами государственной власти соответствующих субъектов РФ на осуществление экологического контроля.
Конкретное распределение некоторых надзорно-контрольных функций в области отдельных видов экологического контроля определено в утвержденных Постановлением Правительства РФ Положении об осуществлении государственного лесного контроля и надзора, Положении об осуществлении государственного контроля и надзора за использованием и охраной водных ресурсов, Положении о государственном земельном контроле, Положении о государственном контроле за геологическим изучением, рациональным использованием и охране недр и в ряде других нормативных правовых актов Правительства РФ.
Перечень объектов, подлежащих государственному экологическому контролю, утвержден Постановлением Правительства РФ от 31 марта 2009 г. N 285.
4. Постановлением Правительства РФ от 25 сентября 2008 г. N 716 определен Перечень должностных лиц Росприроднадзора и его территориальных органов (федеральных государственных инспекторов), осуществляющих федеральный экологический контроль. Этот перечень совпадает с перечнем государственных инспекторов по охране природы, установленным в п. п. 1 — 6 ч. 2 комментируемой статьи. Перечень государственных инспекторов по охране природы, осуществляющих государственный экологический контроль, установлен п. п. 7 — 11 ч. 2 данной статьи.
Экозащитная техника и технологии
Экозащитная техника и технологии направлены на максимальное снижение антропогенной нагрузки на окружающую среду путем сокращения количества отходов, комплексной переработки природных ресурсов и использования методов биотехнологии.
Биотехнологиипредставляют собой совокупность методов и приемов получения полезных для человека продуктов, явлений и эффектов с помощью микроорганизмов. Общим подходом для них являются искусственное создание условий для биогеохимических процессов на Земле в виде характерных биореакторов, реализующихся с большими скоростями, оставаясь совместимыми по своим продуктам с окружающей природной средой.
Биотехнология переработки твердых отходов позволяет утилизировать биогаз, снизить энергетический дефицит и в значительной степени уменьшить количество соединений, способствующих парниковому эффекту. Общим подходом к биотехнологии утилизации отходов с энергетическими целями является их анаэробная деструкция (т.е. разложение без доступа воздуха). При проведении такого процесса образуется биогаз, состоящий из 65% метана, 30% углекислого газа, остальное – водород, сероводород и аммиак. Средняя теплота сгорания биогаза 22-24 МДж/м. Возможными путями его утилизации являются: использование в котельных для обогрева, получение электроэнергии посредством газогенераторных установок; сжижение и использование в качестве автомобильного топлива или бытового балонного газа.
Биотехнологии защиты атмосферы создаются с целью удаления из воздуха дурно пахнущих загрязняющих веществ (меркаптаны, масляная кислота, тиофенол и др.). Очистка атмосферного воздуха осуществляется путем его пропускания через сухие или мокрые биореакторы, содержащие сорбирующий материал.
Очень важным направлением является создание биотехнологий, позволяющих рекультивировать почвы на территориях, загрязненных тяжелыми металлами, нефтью и нефтепродуктами.
Биологическая очистка природных и сточных вод в настоящее время является достаточно изученным и широко применяемым методом, значение и роль которого со временем будет только возрастать в связи с требованиями экологичности и экономичности современных видов производств.
ПРОИЗВОДСТЕННЫЙ КОНТРОЛЬ В ОБЛАСТИ ОБРАЩЕНИЯ С ОТХОДАМИ ПРОИЗВОДСТВА
Производственный контроль в области обращения с отходами производства и потребления включает в себя:
- проверку порядка и правил обращения с отходами;
- анализ существующего производства, с целью выявления возможностей и способов уменьшения количества и степени опасности образующихся отходов;
- учет образовавшихся, использованных, обезвреженных, переданных другим лицам, а также размещенных отходов;
- составление и утверждение паспортов опасных отходов;
- определение массы размещаемых отходов в соответствии с выданными разрешениями;
- мониторинг состояния окружающей среды в местах хранения (накопления) отходов;
- проверку выполнения планов мероприятий по внедрению малоотходных технологических процессов, технологий использования и обезвреживания отходов, достижению лимитов размещения отходов.
- проверку наличия согласованных с территориальными природоохранными органами нормативных документов, регламентирующих образование и размещение отходов производства и потребления:
- проекта нормативов образования и лимитов размещения отходов производства и потребления;
- лимитов на размещение отходов;
- договоров на сдачу цветных металлов, отработанных аккумуляторов, на утилизацию ртутьсодержащих ламп с организациями, имеющими соответствующие лицензии;
- документов (акты, журналы, отчеты, накладные), подтверждающих движение отходов – образование, хранение, утилизацию, или передачу сторонним организациям.