Как рассчитываются пенсии в Беларуси

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как рассчитываются пенсии в Беларуси». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Первоначально социальные пенсии в Беларуси необходимы были для поддержки тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать. Например, дети-инвалиды или несовершеннолетние дети, которые потеряли родителя (потеря кормильца).

Как изменяется пенсионный возраст согласно реформе

Пенсионный возраст в Беларуси в 2017 году подвергся реформированию, до этого времени он составлял 60 лет у мужчин и 55 у женщин. После старта изменений пенсионный возраст Беларусь планирует поднять до 63 лет мужчинам и 58 лет — женщинам. Переходный период предусматривает поэтапный рост на полгода каждый год. График выхода на пенсию в РБ представлен в виде таблицы.

Год Пенсионный возраст в Белоруссии для женщин, лет Пенсионный возраст в Белоруссии для мужчин, лет
2017 55,5 60,5
2018 56 61
2019 56,5 61,5
2020 57 62
2021 57,5 62,5
2022 58 63

С сентября не работаю, вышла на пенсию. Нужно ли подавать какие-либо бумаги в собес?

— По Закону РБ «О пенсионном обеспечении», пенсионер обязан извещать орган, выплачивающий ему пенсию, об обстоятельствах, которые влекут изменение размера пенсии или прекращение её выплаты.

Таким образом, вам необходимо предоставить сведения об увольнении с работы в орган, выплачивающий пенсию.

В каких случаях назначается социальная пенсия?

— Нетрудоспособным гражданам, не получающим трудовую пенсию и (или) пенсию из других государств, назначается социальная пенсия. Мужчинам по достижении возраста 65 лет, женщинам — 60 лет. Данное условие не распространяется на детей-инвалидов, инвалидов, в том числе инвалидов с детства, детей, потерявших кормильца.

Социальные пенсии определяются из наибольшей величины бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения за два последних квартала в таких размерах: инвалидам I группы, в том числе инвалидам с детства, — 110 %; инвалидам с детства II группы — 95 %; инвалидам II группы (кроме инвалидов с детства), детям в случае потери кормильца на каждого ребёнка —
85 %; инвалидам III группы, в том числе инвалидам с детства, — 75 %; мужчинам, достигшим 65 лет, женщинам — 60 лет — 50 %; детям-инвалидам до 18 лет при первой степени утраты здоровья — 80 %, второй степени — 85 %, третьей — 95 %, четвёртой — 110 %. К слову, БПМ сейчас 258,11 рубля.

Пенсионная система в Беларуси

Пенсионную систему Белоруссия унаследовала от Советского Союза. За все время существования Беларуси эта система практически не поменялась. Она относится к солидарному типу. Трудоустроенные граждане и работодатели делают отчисления в ФСЗН (обычные граждане отчисляют 1 процент от заработной платы). Пенсионные выплаты, пособия и прочие трансферты предоставляются жителям Белоруссии из средств ФСЗН.

Внимание! Накопительного пенсионного обеспечения в стране не предусмотрено. Однако белорусы имеют право на добровольное накопление денежных средств, из которых в будущем будут делаться доплаты к пенсии. Подобную возможность предоставляют некоторые страховые фирмы.

Тонкости оформления пенсии

Назначение пенсионных выплат не производится автоматически. Белорус должен подать ходатайство в орган по труду, занятости и соцзащите граждан. Оформлять и подавать обязательные бумаги должен наниматель (для трудоустроенных белорусов) или сам заявитель.

Перечень бумаг, которые потребуются, зависит от типа пенсионного обеспечения. Общими считаются документы, которые подтверждают трудовой стаж и доходы.

Документами, которые удостоверяют личность, возраст, адрес проживания, гражданскую принадлежность считаются:

  • белорусский паспорт – для граждан Беларуси;
  • паспорт иностранного гражданина, ВНЖ – для иностранцев и апатридов;
  • свидетельство о рождении, паспорт – для детей, которые не достигли шестнадцатилетнего возраста.

К ходатайству может понадобиться приложить такие документы:

  • представление нанимателя (для трудоустроенных белорусов);
  • трудовая книжка;
  • военный билет;
  • бумаги, подтверждающие, что заявитель обучается по очной форме;
  • свидетельства о рождении детей;
  • выписка, подтверждающая, что заявитель находился в декрете в течение определенного периода;
  • выписка, подтверждающая, что заявитель получал пособие для безработных в течение определенного периода.

Стаж для выхода на пенсию

В 2016 году возрастная пенсия в Белоруссии будет начисляться тем, кто по достижении соответствующего возраста имеет трудовой стаж не менее чем 15 лет и 6 месяцев. А вот с 2017 года этот показатель также будет неуклонно расти на 6 месяцев ежегодно. К 2025 году минимальный стаж для получения пенсионных выплат в Белоруссии достигнет 20 лет. Если все вышесказанное немного систематизировать, то это будет выглядеть так:

Читайте также:  Пенсии военным пенсионерам в 2023 году: последние новости
Год Возраст (мужчины), лет Возраст (женщины), лет Минимальный стаж работы, лет
2017 60,5 55,5 16
2018 61 56 16,5
2019 61,5 56,5 17
2020 62 57 17,5
2021 62,5 57,5 18
2022 63 58 18,5
2023 63 58 19
2024 63 58 19,5
2025 63 58 20

Если нужный трудовой стаж заработать не удалось, то выплаты будут производиться при наличии хотя бы 10 лет трудовой деятельности. Начисляться такая пенсия будет с учетом фактически отработанного времени. При этом она не может быть ниже половины минимальной пенсии по возрасту.

Кто может получать пенсию?

Согласно закону «О пенсионном обеспечении» классическую пенсию по возрасту с Беларуси могут получить:

  • Люди, которые работали и платили взносы в ФСЗН (ежемесячно – 35% от заработной платы, из которых 34% перечисляет работодатель и 1% сам работник)
  • Люди, которые вышли из трудоспособного возраста (сейчас – 62 года для мужчин и 57 лет для женщин)
  • Мужчины, которые отработали 25 лет, и женщины, которые работали в течение 20 лет

Важно! Если гражданин не выполнил хотя бы одно из перечисленных условий, то он не имеет права на полноценную пенсию по возрасту. Вместо нее государство назначает социальную пенсию, которая не зависит от средней зарплаты и устанавливается на базе бюджета прожиточного минимума. Размер социальной пенсии значительно ниже пенсии по возрасту.

Если человек работал на вредных предприятиях или имел особые условия труда, то он имеет право на досрочную пенсию в Беларуси.

Предусмотрено две категории выплат – это трудовые пенсии в Беларуси и социальные. Первые полагаются в следующих ситуациях:

  1. При достижении возраста выхода на пенсию в Беларуси, который предусмотрен законодательством.
  2. По инвалидности. Пособие получают при наличии профессионального заболевания или по причине травмирования на производстве. Также выплаты предусмотрены и при серьезных заболеваниях, не связанных с рабочей деятельностью.
  3. При потере кормильца. Пособие выплачивается нетрудоспособным членам семьи, в которой нет кормильца.
  4. За выслугу лет получают пособие граждане, трудящиеся в условиях, ведущих к преждевременной потере профессиональной трудоспособности.

Предусмотрены и определенные социальные выплаты для тех, кто не может рассчитывать на трудовое пособие. К данной категории относятся люди, имеющие разную степень инвалидности и лица без минимального социального стажа.

Покупка страхового стажа

Вопрос. Можно ли купить пенсионный стаж в Беларуси.

Ответ. Нет. Но например в России и на Украине такая возможность имеется, эти государства таким образом решают проблему «пенсионной ловушки» года гражданину до стажа для трудовой пенсии не хватает нескольких лет. В России стоимость одного года стажа рассчитывается исходя из суммы взносов в пенсионный фонд за 12 месяцев из минимальной зарплаты на начало года в котором покупается стаж. В 2020 году стоимость года трудового стажа в России составила 500 долларов, это немного учитывая разницу между трудовой и социальной пенсиями. Купить можно не более половины стажа, в 2020 году это 5,5 лет необходимый стаж 11 лет. В РБ разово купить стаж нет возможности.

В 2017 году государственные служащие в республике Беларусь могут покидать свой пост и получать льготную пенсию:

  • в 50 лет — женщины;
  • в 55 — мужчины.

До момента достижения общеустановленного для всех обычных граждан пенсионного возраста (55 и 60 лет соответственно), они смогут получать только половину назначенных выплат. Такое ограничение не распространяется только на имеющим инвалидность 1 и 2 группы служащих.

Данную категорию работающих граждан также затронет постепенное поднятие пенсионного возраста — со второй части 2022 года они будут получать льготные выплаты:

  • с 53 лет — женщины;
  • с 58 — мужчины,

а полную сумму они смогут получать лишь по достижению:

  • мужчинами — 63 годов;
  • женщинами — 58.

Нетрудоспособные граждане республики Беларусь не имеют прав на получение трудовой пенсии, им начисляются только льготные выплаты.

Законодательная основа гарантии прав граждан на пенсионное обеспечение

В России приняты правовые нормы, дающие определенные гарантии прав иностранным гражданам, въезжающим в нашу страну с мечтой осесть в нашем государстве на постоянной основе. Тем не менее, сложности все равно существуют, и они продолжают отравлять жизнь людей.
Право на пенсионное обеспечение граждан, прибывших на жительство в Россию из бывших республик СССР, за исключением беженцев и вынужденных переселенцев, осуществляется по месту их жительства на территории России.

Читайте также:  Задерживают пенсию по потере кормильца. Что делать?

С целью урегулирования сложностей, возникающих у граждан в сфере пенсионного обеспечения, государства — участники СНГ заключили «Соглашение о гарантиях прав граждан государств — участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», заключенное 13 марта 1992 года правительствами Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, Молдавии, России, Таджикистана, Туркмении, Узбекистана и Украины. Это соглашение не подписали республики Азербайджан и Грузия.

«Соглашение» по своей сути является всего лишь рамочным документом, в котором установлены основные принципы пенсионного обеспечения граждан. Главным постулатом достигнутого Соглашения стало утверждение, что пенсионное обеспечение граждан, проживающих в странах СНГ, и членов их семей должно осуществляться по законодательству того государства, на территорию которого они пребывают.
Каждое государство непосредственно отвечает за пенсионное обеспечение своих граждан.

В дополнении к «Соглашению» между Правительством РФ и правительствами некоторых бывших союзных республик СССР (Беларусь, Грузия, Латвия, Литва, Молдова, Эстония) заключены отдельные двусторонние соглашения в области гарантии прав граждан.

Гражданам, приехавшим в Россию на ПМЖ из союзных республик бывшего СССР, с которыми не заключено двухстороннее соглашение о пенсионном обеспечении, пенсия назначается на основании российского законодательства, при этом периоды работы на территории других государств после 13.03.1992 года в трудовом стаже не учитываются.

Действие «Соглашения о гарантиях прав граждан…» от 13.03.1992 года распространяется на трудовой стаж выработанный в период существования СССР.
В соответствии пункта 2 статьи 6 «Соглашения…» гражданам государств — участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу настоящего Соглашения.

Как осуществляется пенсионное обеспечение граждан прибывших из Белоруссии

Для граждан, прибывающих в РФ из Республики Беларусь, как Союзного с Россией государства, предоставлены исключительные возможности получения вида на жительство без предварительного получения Разрешения на временное проживание в РФ. Они могут обращаться за видом на жительство сразу после постановки на миграционный учет по месту нового пребывания в России, а срок получения вида на жительство сокращен для них до трех месяцев.
Назначение пенсии гражданам, прибывшим из Белоруссии, осуществляется в соответствии Договора между РФ и РБ «О сотрудничестве в области социального обеспечения» от 24.01.2006 года.
Этот договор основан на принципе пропорциональности. Пенсия гражданам назначается и выплачивается с учетом трудового стажа наработанного гражданином на территории соответствующей стороны этого договора.

При исчислении страхового стажа производится суммирование стажа выработанного гражданином на территориях обеих государств. Причем подсчет и подтверждение стажа производится по пенсионному законодательству того государства, в котором приобретен соответствующий стаж.
Граждане, по своему желанию, могут подать заявление о назначении и выплате им пенсии в соответствии того пенсионного законодательства, гражданами которого они являются. В таком случае положения Договора от 24.01.2006 года не будут применяться.

Договором установлен следующий порядок назначения и выплаты пенсии по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет (статья 23 Договора):

★ за периоды трудовой деятельности на территории бывшего СССР, имевшие место до 13.03.1992 года, пенсию назначает и выплачивает то государство, на территории которого постоянно проживает гражданин, обратившийся за назначением пенсии;
★ за работу граждан, в период после 13.03.1992 года, на территориях РФ и РБ, каждое государство в отдельности исчисляет и выплачивает гражданам пенсию, в соответствии страхового стажа, приобретенного гражданами на его территории. То есть Россия будет отвечать только за стаж, который гражданин приобрел на её территории, а Беларусь за стаж, приобретённый у неё.

Периоды работы после 13.03.1992 года, имевшие место на территории третьих государств, не засчитываются ни в страховой, ни в общий трудовой стаж.

Я ипэшник, ремесленник, самозанятый. Как мне посчитают пенсию?

Для большинства белорусов, работающих по найму, система взносов в Фонд соцзащиты выглядит так: 1% удерживается из их зарплаты, еще 34% добавляет наниматель (из них 28% идут на пенсионное страхование, 6% — на социальное обеспечение). Но те, кто работает на себя, должны думать о своих взносах сами. Поэтому здесь все зависит от того, как вы платите взносы в Фонд соцзащиты.

Для индивидуальных предпринимателей, нотариусов и адвокатов существует минимальный размер страховых взносов. Это 35% минимальной зарплаты по стране. Например, если ипэшник проработал весь прошлый год без перерывов, ему достаточно перечислить в Фонд соцзащиты 1281 рубль. Меньше — нельзя, больше — можно.

Самозанятые (те, кто работает без регистрации ИП — например, ремесленники, фотографы, репетиторы, уборщики и так далее) могут платить взносы по желанию и только на пенсионное страхование. Если такое желание есть, то взносы не могут быть меньше 29% минимальной зарплаты по стране.

Читайте также:  Пленум ВС разъяснит порядок банкротства граждан

Тем, кто работает на себя, нужно помнить о том, что размер страховых взносов влияет на будущую пенсию. Если вы платите взносы от минимальной зарплаты по стране, это заметно скажется на вашем пенсионном коэффициенте и уменьшит будущую пенсию. А самозанятые, решившие не платить страховые взносы, должны учитывать, что этот период работы вообще не будет учитываться в страховом стаже. В итоге можно не только получить маленькую пенсию, но и вовсе остаться без нее, если страхового стажа не хватит.

Для оформления пенсии белорусам необходимо собрать следующие документы:

  • национальный паспорт. Если он не на русском языке, необходим постраничный нотариально заверенный перевод паспорта;
  • вид на жительство с отметкой о регистрации;
  • выписка из лицевого счета в системе СПС;
  • СНИЛС;
  • трудовая книжка;
  • справка, подтверждающая смену фамилии, имени и т.д. при наличии изменений;
  • справка, подтверждающая инвалидность человека, если человек хочет получить пенсию по инвалидности;
  • справка о наличии несовершеннолетних иждивенцев;
  • заявление о социальных выплатах, оно подается за 3 месяца до наступления права на выплаты

С этим пакетом документов необходимо обратиться в Пенсионный фонд по месту жительства или в отделение МФЦ по месту жительства. Подать документы можно самостоятельно, по почте, через интернет-портал Госуслуги или через официального представителя, у которого есть нотариально заверенная доверенность. Документы рассматриваются минимум 10 рабочих дней максимум три месяца. При отказе от начисления пенсии, можно пойти в суд и обжаловать этот отказ.

Учитывает ли Пенсионный фонд России стаж в странах СНГ

После распада СССР в 1991 году порядок начисления пенсий значительно усложнился. Каждая теперь уже независимая страна создала свое пенсионное законодательство.

Чтобы бывшие соотечественники могли без проблем перемещаться между странами и оформлять пенсию в стране проживания, 13 марта 1992 года было заключено Соглашение о гарантиях в области пенсионного обеспечения. Участниками Соглашения стали почти все страны бывшего СССР – за исключением Грузии, Азербайджана, Эстонии, Литвы и Латвии.

Соглашение подписали Правительства Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана и Украины. При этом представитель Молдовы тоже подписал соглашение, но с оговоркой, что Соглашение регулируется двусторонними соглашениями.

Основная суть Соглашения – пенсию выплачивает та страна, в которой проживает пенсионер, вне зависимости от того, в какой стране он заработал стаж. Между странами при этом не проводятся взаимные расчеты.

Соглашение касается всех пенсионеров и видов пенсий, за исключением назначения пенсий военнослужащим стран-участников соглашения. То есть, получать можно пенсию того вида, который есть в стране проживания.

Общие правила назначения пенсий гражданам стран, которые подписали Соглашение, включают следующие:

  • пенсия оформляется по месту жительства;
  • для назначения пенсий учитывается трудовой стаж, в том числе льготный, заработанный в любой стране из подписавших Соглашение;
  • размер пенсий рассчитывается, исходя из заработка в периоды работы. Если работа приходится на период, когда в стране уже введена национальная валюта, сумма заработка пересчитывается по курсу на момент назначения пенсии.
    Эта норма фактически нивелирует заработанные пенсионные права граждан. В большинстве постсоветских стран с 1992 года (подписания Соглашения) были периоды с гиперинфляцией, так что к моменту оформления пенсии заработок сильно обесценился.
  • при переезде в другую страну пенсию человек оформляет уже по новому месту жительства;
  • справки, которые нужны для подтверждения стажа и зарплаты, принимаются без всяких процедур легализации.

Таким образом, при переезде в другую страну в пределах СНГ граждане имеют право оформлять пенсию в той стране, где они проживают фактически.

Что касается лет, за которые учитывается стаж иностранных граждан в России, выделим такие периоды:

  • по 1 декабря 1991 года – стаж засчитывается как советский согласно законодательству РФ;
  • с 1 декабря 1991 по 31 декабря 2001 года – стаж засчитывается с учетом Соглашения и других двусторонних договоров между странами;
  • с 1 января 2002 года – стаж засчитывается только при условии уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд России.

С Молдовой у России действует новое соглашение – с 4 декабря 1995 года. С Грузией соглашение действует с 2002 года. Оба эти соглашения предполагают, что советский стаж учитывается по законам РФ, а стаж после 1991 года – по законам этих стран. Аналогичная ситуация действует и в отношении Литвы с 2001 года.


Похожие записи:

Добавить комментарий