Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Какие виды обязательных работ назначаются в качестве административного наказания». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Административное наказание может быть назначено в пределах, установленных санкцией соответствующей правовой нормы; за одно административное правонарушение может быть применено основное либо основное и дополнительное наказания. При совершении нескольких административных правонарушений административное наказание назначается за каждое из них в соответствии со ст. 4.4 КоАП.

В каком случае назначаются

Исполнение наказания в виде обязательных работ в рамках КоАП несколько отличается от исполнения данного вида работ в уголовном правовом понимании. Отличие заключается, прежде всего, в сроках.

Наказание может назначаться в пределах от 20 до 200 часов. Такое наказание, впрочем, как и любое другое, может быть назначено только судьей. Назначается данная мера ответственности при совершении деяния, предусмотренного кодексом об административных правонарушениях.

Отбывание наказания в виде обязательных работ происходит в месте, независимом от основной работы человека. Выбор места исполнения входит в компетенцию органа местного самоуправления. Утверждается то или иное место уголовной исполнительной инспекцией.

Внимание! Работодатель, у которого работает правонарушитель, не имеет права никоим образом препятствовать исполнению этого вида наказания. В это входит невозможность назначения дополнительных часов работы, вызов в выходные и праздничные дни и др.

Что касается осуществления трудовой деятельности гражданина в рамках этого наказания, то привлекать его к труду в выходные и праздничные дни нельзя. Однако он может ходатайствовать в письменном виде о том, что готов трудиться в эти дни для ускорения выработки нормы, установленной судом.

Если наказание назначается несовершеннолетнему, то при выполнении им работ, необходимо руководствоваться нормами трудового законодательства. Несовершеннолетних нельзя привлекать к труду ночью. Если ОР препятствуют учебной деятельности, они также не могут быть применены.

Как правило, ОР назначаются несовершеннолетним очень редко. Это происходит тогда, когда иной вид наказания применен быть попросту не может. Разумеется, что при осуществлении трудовой деятельности несовершеннолетним нужно учитывать его психофизические особенности, состояние здоровья и др.

Особенности исполнения

Нюансы исполнения обязательных работ закреплены в статье 32.13 КоАП РФ. Речь идет о следующих правилах:

  1. Состав работ утверждается муниципальным актом.
  2. Осужденный должен работать ежедневно. При наличии основной работы, он приступает к исполнению наказания по ее завершении.
  3. Если гражданин официально трудоустроен, то норма отработки в рабочие дни составляет до двух часов, а в выходные – до четырех часов.
  4. Учет отработанного времени и контроль качества выполнения работ ведется сотрудниками ФССП.

Гражданин может быть приговорен к ведению трудовой деятельности в соответствии с квалификацией. Осужденный вправе отказаться от выполнения работ, требующих специальных знаний. Подобные действия не будут считаться уклонением. Получив отказ, приставы обязаны подобрать для гражданина другую работу.

Осужденные отбывают наказание по такому алгоритму:

  • получив судебное распоряжение, сотрудник ФССП должен возбудить исполнительное производство (в документе указывается место проведения работ, и сроки их начала);
  • постановление о возбуждении исполнительного производства направляют в ту организацию, в которой будет работать осужденный;
  • гражданин ежедневно посещает место работы;
  • по факту отработки срока организация направляет уведомление сотрудникам ФССП.

Виды правоограничения обусловленных обязательными работами

Обязательные работы заключаются в выполнении нарушителем — физическим лицом в свободное от основной работы, службы или учебы время общественно полезных работ.

Обязательные работы назначаются при совершении нарушений законодательства о собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях в случаях, установленных ч. 1-6 ст. 20.2 (нарушение порядка организации либо проведения собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования), а также при совершении нарушений общественного порядка, предусмотренных ст. 20.22 (организация массового одновременного пребывания или передвижения граждан в общественных местах, повлекшее нарушение общественного порядка) и ст. 20.18 КоАП (блокирование транспортных коммуникаций).

Обязательные работы назначаются судьями районных судов на срок от 20 до 200 часов и отбываются не более четырех часов в день.

Обязательные работы – вид наказания, предусмотренный статьей 49 УК РФ и статьей 3.13 КоАП РФ. Назначается только в виде основной меры пресечения осужденного вместо штрафа или в качестве смягченного наказания. Суть меры заключается в отработке определенного судом времени в свободные от основного трудоустройства часы. Отличительные признаки обязательных работ:

  • назначаются только официально занятым гражданам: студентам, ученикам, работникам;
  • направлены на принесение пользы общественности;
  • осужденный не получает зарплату, а все денежные средства за его труд направляются в государственный бюджет;
  • принудительный характер;
  • отсутствие права выбора вида работ и места их осуществления.
Читайте также:  Надбавка за выслугу лет военнослужащим в 2023 году

Основной целью подобного наказания является воспитательный характер. Обязательные работы далеко не престижны, к тому же выполнять их приходится по месту жительства, где осужденного могут увидеть друзья, коллеги, соседи. Эта мера усиливает эффективность морального воздействия на нарушителя.

Норма о привлечении правонарушителя к обязательным работам появилась в КоАП РФ с 2012 года. Данная мера воздействия назначается в качестве основной санкции и характеризуется следующими особенностями:

  • дела, связанные с назначением работ, может рассматривать только суд – иные уполномоченные ведомства не имеют полномочий по установлению такой санкции;
  • обязательный характер работ подразумевает их выполнение под контролем сотрудников ФССП, которые ведут учет правонарушителей и условия исполнения наказания;
  • состав работ, которые будет выполнять нарушитель, утверждается муниципальными властями по согласованию со службой ФССП;
  • работы обязательного характера выполняются за пределами рабочего дня по месту официального трудоустройства нарушителя;
  • вне зависимости от характера выполняемых работ, гражданин не получит денежного вознаграждения – это правило прямо указано в ст. 32.13 КоАП РФ.

Практика применения указанного вида санкций сложилась только в последние годы. В частности, были сформированы требования к выполнению работ, требующим специальных навыков и познаний, установлены ограничения по максимальной продолжительности отработки в пределах рабочего дня и недели.

Правовая природа административных наказаний

Наказания занимают особое место в системе мер административного принуждения, поскольку применяются только к лицам, совершившим административное правонарушение. Наказывая, государство принуждает правонарушителя к законопослушному поведению, так как сущность наказания состоит в лишении или ограничении определенных субъективных прав, что означает принудительное причинение ему ущемлений морального, физического или имущественного характера. Это полностью соответствует требованиям ст. 29 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой каждый член общества может быть подвергнут ограничениям, установленным законом, с целью обеспечения должного признания и уважения прав и свобод других и удовлетворения справедливых требований морали, общественного порядка и общего благосостояния.

Административное наказание выражает отрицательную оценку государством совершенного правонарушения. Карательная сущность наказания состоит в предусмотренных КоАП РФ ограничениях прав и свобод физического или юридического лица. Это может быть связано, например, с материальными потерями при применении штрафа, конфискации, при ограничении свободы личности (аресте) или с иными неблагоприятными последствиями. Кара – сущность, а не цель наказания.

Виды административных наказаний

Административные наказания представляют собой целостную систему карательных санкций, которая характеризуется общностью природы, оснований и целей их применения, возможностью взаимозаменяемости. Исчерпывающий перечень административных наказаний закреплен в ст. 3.2 КоАП РФ. К их числу относится предупреждение, административный штраф, конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, административный арест, административное выдворение за пределы РФ иностранного гражданина или лица без гражданства, дисквалификация, административное приостановление деятельности, обязательные работы и административный запрет на посещение мест проведения официальных спортивных соревнований в дни их проведения. Иные меры административного принуждения в качестве наказаний рассматриваться не могут.

Административные наказания выражаются обычно в моральном или материальном воздействии на правонарушителя. Некоторые из них сочетают в себе одновременно как моральное, так и материальное воздействие, а также временное ограничение прав нарушителя(например, дисквалификация, лишение специального права).

В законе предусмотрены как основные, так и дополнительные административные наказания. За одно правонарушение может быть назначено либо основное наказание, либо основное и дополнительное. Предупреждение, административный штраф, лишение специального права, предоставленного физическому лицу, кроме права управления транспортным средством, административный арест, дисквалификация, административное приостановление деятельности и обязательные работы могут применяться только в качестве основных административных наказаний. Другие наказания могут применяться как в качестве основных, так и в качестве дополнительных. Лишение права управления транспортным средством применяется в качестве дополнительного наказания за совершение административных правонарушений, предусмотренных ч.1 ст. 11.7.1, ч. 1и 2 ст. 12.8, ч. 1 ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

Предупреждение – мера морального характера, выраженная в официальном порицании правонарушителя, применяется за малозначительные проступки. Предупреждение применяется в случае совершения правонарушения впервые и при отсутствии причиненного вреда жизненно важным интересам граждан, окружающей природе, объектам культурного наследия, безопасности государства, а также имущественного ущерба.

В отдельных случаях предупреждение может быть назначено вместо штрафа физическим и юридическим лицам, которые являются субъектами малого и среднего предпринимательства.

В качестве меры наказания предупреждение выступает лишь в случае, если оно вынесено в письменной форме.

Штраф как мера административного наказания представляет собой денежное взыскание, налагаемое на лицо, совершившее административное правонарушение. Его особенностью является воздействие на материальные интересы нарушителя посредством взыскания с него в доход государства определенной суммы денежных средств.

Читайте также:  Список документов при страховом случае

Как проходит исполнение наказания?

Обязательные общественные работы являются таким же уголовным наказанием, как и лишение свободы. Поэтому осужденный не может ни уклониться от него, ни отказаться от его выполнения, если не желает усугубить свое положение и получить реальный срок лишения свободы.

Контролирует исполнение общественных работ уголовно-исполнительная инспекция, за которой числится осужденный. Как правило, она находится по его месту жительства.

Исполнение наказания начинается с момента передачи копии судебного приговора или постановления о привлечении осужденного к обязательным работам в инспекцию. Документ должен быть передан в течение 15 суток.

Основные функции, которые выполняет уголовно-исполнительная инспекция после получения судебного приговора:

  1. Ведение учета осужденных лиц, приговоренных к выполнению общественно полезных работ;
  2. Разъяснение и проведение специальных бесед с осужденными по порядку и исполнению наказания;
  3. Определение перечня объектов и мест работы, на которые может быть отправлен осужденным. Проводится совместно с органами местного самоуправления;
  4. Контролирование исполнение наказания осужденными и отработка ими рабочего времени;
  5. Учет отработанных осужденным часов и ведение общего учета.

Дополнительный контроль исполнения наказания осуществляет администрация организация, где проводятся общественные обязательные работы: учет отработанного времени, выполнение всех данных осужденному заданий, уведомление инспекции о прохождении «отработки». Так же при уклонении осужденного от обязательных работ администрация обязана сразу сообщать сотрудникам уголовно-исполнительной инспекции.

В свою очередь осужденный обязан выполнять все данные ему указания, а также:

  • Соблюдать внутренний распорядок учреждения, в котором он проходит обязательные работы;
  • Добросовестно выполнять все поручения и не провоцировать конфликты и скандалы на работе;
  • Приходить на работу вовремя, а также отработать все установленные законом часы работы;
  • Своевременно уведомлять уголовно-исполнительную инспекцию по следующим вопросам:
      О смене постоянного места жительства;
  • О необходимости ухода за малолетними детьми;
  • О тяжелом заболевании и лечение в больницах.

Несмотря на категоричность правил исполнения наказания, можно отменить обязательные работы по ходатайству об освобождении от них, поданного в суд. Подать заявление могут следующие осужденные:

  1. Признанные инвалидом 1 группы;
  2. При возникновении тяжелого заболевания, при котором осужденный не в состоянии трудиться;
  3. При наступлении беременности у женщин и планируемому рождению ребенка и дальнейшему уходу за ним до его 3-летия.

Отпуск, полученный по основному месту работы осужденного, не может приостановить исполнение наказания и освободить его от обязательных работ на время отдыха.

Исправительные работы как вид уголовного наказания, особенности их применения и изменения

В данном контексте исправительная работа не ограничивает личную свободу и общение, не изолирует правонарушителя от социума и привычной для него среды.

Влияние всех факторов в комплексе на псих тип человека, оказываемое сильным психологическим воздействием, позволяет исправляться, пересматривать собственные, даже весьма устоявшиеся взгляды на социальное окружение, сообщество и собственно на самое себя. В подавляющем большинстве случаев отбывание срока ИР назначается непосредственно по месту основной работы, где провинившегося все знают.

Условия применения ужесточенных мер воздействия при нарушении отбывания наказания или злостном уклонении от его исполнения одинаковы для всех без исключения категорий правонарушителей. Уклоняющимся от наказания, по законодательству квалифицируется гражданин, совершивший следующие проступки: Главные признаки исправительных работ как вида уголовных наказаний следующие.

  1. Максимально суд назначает до двух лет исправительных работ. Для не достигших совершеннолетия он уменьшен на половину, то есть составляет не более чем 365 календарных дней, то есть один год.
  2. Минимальные рамки не различаются у взрослых и подростков. Срок отбывания исправительной работы для всех – не менее 61 календарного дня.

Виды административных наказаний

В настоящее время КоАП РФ установлены девять видов административных наказаний. За совершение административных правонарушений могут устанавливаться и применяться следующие административные наказания:

  • предупреждение;
  • административный штраф;
  • возмездное изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения;
  • лишение специального права, предоставленного физическому лицу;
  • административный арест;
  • административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина либо лица без гражданства;
  • дисквалификация;
  • административное приостановление деятельности.

Виды административных наказаний

За совершение различных административных правонарушений Кодекс разрешает использовать 10 видов взысканий, которые подразделяются на основные и дополнительные административные наказания. Они могут применяться к виновному как вместе, так и отдельно.

Взыскание за совершенное административное правонарушение должно предупреждать повторные проступки, как со стороны виновного в нарушении лица, так и других субъектов согласно ст.3.1 КоАП. При этом наказание не должно причинить физические страдания или унижать достоинство гражданина, или нанести вред деловой репутации юридического лица.

Если лицо совершило одновременно несколько административных нарушений, наказание назначают по каждому из них. В случае, когда правонарушение попадает под действие нескольких статей КоАП, суд выбирает одно наиболее строгое взыскание.

Читайте также:  Возврат процентов по ипотеке в 2022 году

В Государственную Думу внесен законопроект, который добавляет новое наказание за неуплату административного штрафа — обязательные работы. Нарушителю, отказавшемуся расплатиться, предложат сделать что-нибудь полезное для общества в личное время. Скажем, покрасить городской забор. Или подмести двор. Список хороших дел будет утвержден дополнительно.

Массовой «клиентурой» для сбора административных штрафов как раз являются водители. Даже казалось бы безгрешный автомобилист нет-нет да и попадется на какой-нибудь мелочи. В конце концов все мы люди, все превышаем, хотя бы иногда.

Если предложение пройдет, у водителей появится возможность искупить трудом дорожную вину. При этом, в любом случае автомобилистам в будущем не стоит предлагать инспекторам хрестоматийное, мол, «давай договоримся на месте».

К примеру, полы на посту помыть или стекла на патрульной машине почистить. Нет, все не то. Сначала человеку все-таки выпишут штраф. Или — отправят его дело в суд.

Дальше у нарушителя будет месяц, чтобы расплатиться: именно столько времени дает закон на выплату административного штрафа. Работа — подождет. Но если государство денег от человека так и не дождется, его накажут за неуплату.

Назначать такое наказание должен, естественно, суд. Проект предлагает ввести до 50 часов обязательных работ за просрочку штрафа. Трудиться придется вечерами: по два часа. В неделю должно набежать не менее 12 часов отработки.

Если человек хочет отбыть трудовую повинность быстрей, с его согласия «трудодень» могут продлить до 4 часов. Фронт работ должны нарезать местные власти, а контролировать трудящихся нарушителей будут судебные приставы.

Назначение административного наказания

Общие правила назначения административного наказания:

  • Административное наказание назначается в пределах, установленных законом, предусматривающим ответственность за конкретное правонарушение;
  • При назначении административного наказания учитываются характер совершенного правонарушения, личность виновного, его имущественно положение, обстоятельства смягчающие и отягчающие административную ответственность;
  • Назначение административного наказания не освобождает лицо от исполнения обязанности, за неисполнение которой административное наказание было назначено;
  • Никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

Ответственность за уклонение

В случае злостного уклонения осужденным от работ инспекция направляет в суд представление о замене наказания на более суровое.

Злостное уклонение подразумевает:

  1. Не выход на обязательные работы более двух раз в течение месяца без уважительной причины.
  2. Систематическое (более 2 раз) нарушение трудовой дисциплины.
  3. Если осужденный скрывается с целью уклонения от работ.

Наказание за злостное уклонение осуществляется следующим образом:

  • день ограничения свободы за день работ;
  • день ареста за два дня обязательной работы;
  • день лишения свободы за три дня работ.

Можно ли как-то избежать отрабатывания обязательных работ?

В отличие от обязательных работ исправительные работы известны уголовному законодательству советского периода с самого начала его существования.

Вначале они именовались принудительными работами, позже — исправительно-трудовыми (УК 1926 г.) и, наконец, исправительными работами без лишения свободы (ст.

27 УК 1960 г.). Это наказание является одним из наиболее распространенных на практике после лишения свободы.

В УК 1996 г. оно именуется исправительными работами.

Основное правоограничение в них — удержание из всех видов заработка ежемесячно определенной части, которую указывает суд в приговоре и которая не может выходить за установленные законом пределы, — от 5 до 20%. При производстве удержаний учитывается также и натуральная часть заработной платы осужденного.

В ходе исполнения приговора суд вправе снизить размер удержаний в случае ухудшения материального положения осужденного.

Как реализуется наказание? Обязательные работы подразумевают почасовое исполнение, определяемое судом. За преступление осужденному назначается от 60 до 480 часов, за административное правонарушение – от 20 до 200 часов. Во время отбывания наказания должны быть соблюдены обязательные условия.

  • В рабочие и учебные дни осужденный может работать не более 2 часов (по добровольному решению не более 4 часов).
  • В выходные и праздничные дни время работ не должно превышать 4 часов.
  • За неделю отрабатывается не менее 12 часов.
  • Период отпусков и учебных каникул никак не влияет на продолжительность работ.

Для несовершеннолетних правонарушителей предусмотрены немного другие порядки. Так, общий срок наказания может составлять 40–160 часов, а исполнение ежедневных принудительных обязанностей зависит от возраста:

  • 14–15 лет – не более двух часов;
  • 15–16 лет – до трех часов;
  • от 16 лет – не больше четырех часов в день.

Количество ежедневных часов может быть уменьшено в случае существенных причин и только по решению пристава.


Похожие записи:

Добавить комментарий