Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Экологический сбор: Сумма и штрафы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае, если побочные продукты все же будут признаны отходами производства, то предприятию необходимо будет уплатить в отношении них плату за НВОС. Следует иметь в виду, что к ставке при расчете платежа в отношении продукта, признанного отходами, применяется дополнительный коэффициент 52. Так будет сказано в ст. 16.3 Закона № 7-ФЗ в редакции, вступающей в силу с 1 марта 2023 года.
Куда и когда сдавать отчеты по экологическому сбору
Сроки сдачи всех отчетов по экологическому сбору представлены в таблице:
Срок | Что нужно сделать |
---|---|
До 1 апреля 2021 года | Сдать декларацию о количестве выпущенных товаров |
До 1 апреля 2021 года | Сдать отчет о выполнении нормативов утилизации |
До 15 апреля 2021 года | Сдать суммы экологического сбора и уплатить эко-сбор в бюджет |
Что будет, если не заплатить или не отчитаться
Если не заплатить экологический сбор, Росприроднадзор пришлёт требование о добровольном погашении задолженности. У должника будет 15 календарных дней, чтобы её погасить. Не заплатит – долг взыщут через суд.
За неуплату в срок плательщика могут оштрафовать по ст. 8.41.1 КоАП РФ:
- должностных лиц организаций — от 5 000 руб. до 7 000 руб.;
- ИП — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 250 000 руб.;
- организацию — трёхкратный размер неуплаченной суммы экосбора, но не менее 500 000 руб.
За несдачу или пропуск сроков сдачи расчёта экологического сбора ответственности пока нет. За опоздание или несдачу отчётности о выполнении нормативов и декларации о выпущенных товарах и упаковки установлены штрафы по ст. 8.5.1 КоАП РФ:
- для должностных лиц — от 3 000 до 6 000 руб;
- для ИП — от 50 000. до 70 000 руб;
- для юрлиц — от 70 000 до 150 000 руб.
Можно ли не платить экосбор
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Календарь эколога 2022
Отчёт | Срок сдачи |
---|---|
I квартал | |
Журнал движения отходов по итогам календарного года, по состоянию на 1 января года, следующего за учётным. | До 10.01.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 4 квартал 2020 года | До 10.01.2022 |
Сведения о выполнении условий пользования недрами | До 20.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (водхоз) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (воздух) | До 24.01.2022 |
Отчёт по форме 2-ТП (отходы) | До 01.02.2022 |
Внесение платы за НВОС | До 01.03.2022 |
Предоставление декларации НВОС | До 10.03.2022 |
Отчёт по формам 6.1, 6.2, 6.3 – «Сведения, полученные в результате наблюдений за водными объектами» | До 15.03.2022 |
Отчёт по программе ПЭК | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов — для объектов III категории | До 25.03.2022 |
Экологическая отчётность о выбросах вредных веществ в атмосферный воздух — для объектов III категории | 1 раз в год. Срок сдачи отчёта не определён законодательством. |
II квартал | |
Декларация о количестве выпущенных товаров | До 01.04.2022 |
Отчёт о выполнении нормативов утилизации | До 01.04.2022 |
Технический отчёт «О неизменности производственного процесса используемого сырья и об обращении с отходами» | До 01.04.2022 |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 1 квартал 2022 г. | До 15.04.2022 |
Журнал движения отходов за 1 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.04.2022 |
Расчёт и оплата экологического сбора | До 15.04.2022 |
Расчёт платы НВОС за 1 квартал 2022 года | До 20.04.2022 |
III квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 2 квартал 2022 г. | До 15.07.2022 |
Журнал движения отходов за 2 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.07.2022 |
Расчёт платы НВОС за 2 квартал 2022 года | До 20.07.2022 |
IV квартал | |
Отчёт по формам 1, 3.2, 3.3 – за 3 квартал 2022 года | До 17.10.2022 |
Журнал движения отходов за 3 квартал (приказ №1028 от 08.12.2020г.) | До 25.10.2022 |
Расчёт платы НВОС за 3 квартал 2022 года | До 21.10.2022 |
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
IV. Распределение ЕНП
Отраженные по единому налоговому счету суммы налоговый орган самостоятельно засчитывает в счет исполнения плательщиком обязанностей по уплате конкретных налогов, страховых взносов в следующей последовательности, установленной п. 8 ст. 45 НК РФ:
- недоимка – начиная с наиболее раннего момента ее выявления;
- налоги, авансовые платежи, сборы, страховые взносы – с момента возникновения обязанности по их уплате;
- пени;
- проценты;
- штрафы.
Если на момент распределения суммы ЕНП недостаточно для покрытия всех налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов с совпадающими сроками их уплаты, распределение производится в соответствии с приведенной последовательностью пропорционально суммам налоговых обязательств (п. 10 ст. 45 НК РФ).
Приведенная схема уплаты и распределения применяется к большинству платежей, предусмотренных НК РФ, но есть и исключения (см. п. 1 ст. 58 НК РФ). Вне состава ЕНП уплачиваются и учитываются налоговыми органами:
- госпошлина (за исключением госпошлины, в отношении уплаты которой судом выдан исполнительный документ),
- авансовые платежи по НДФЛ, вносимые иностранными гражданами, осуществляющими трудовую деятельность по найму в Российской Федерации на основании патента.
Данные платежи не входят в совокупную обязанность и не учитываются на едином налоговом счете (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Могут уплачиваться не в составе ЕНП (на усмотрение плательщика):
- налог на профессиональный доход,
- сборы за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов.
Штрафы за неуплату экологического сбора
Росприроднадзор серьезно занимается выявлением и пресечением нижеперечисленных нарушений. В случае неуплаты экосбора, организация будет привлечена к административной ответственности по ст. 8.41.1 КоАП РФ и штрафу: для юридических лиц в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 500 000 рублей.
За непредставление или несвоевременное представление отчета проверяющие органы наложат на организацию Штраф в размере 70 000 – 150 000 рублей.
За представление отчетности в неполном объеме, либо отчетности с неверной информацией, штраф будет наложен в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, но не менее 250 000 рублей.
Административная ответственность и штрафы за несвоевременную подачу и оплату
В 2019 году, Федеральным законом от 17.06.2019 N 141-ФЗ, внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях РФ. Указаны конкретные штрафы за правонарушения, связанные с нарушениями сроков подачи отчетности и внесению обязательных платежей.
Статья 8.5.1. КоАП РФ предусматривает штрафы за:
-
Непредставление или несвоевременное представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год.
на юридических лиц — от 70 000 до 150 000 рублей - Представление отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования товаров или деклараций о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, упаковки товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, в неполном объеме либо отчетности, содержащей недостоверные сведения.
на юридических лиц — в двукратном размере суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 250 000 рублей
Статья 8.41.1. КоАП РФ предусматривает штрафы за:
-
Неуплату в установленные сроки сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
на юридических лиц — в трехкратном размере неуплаченной суммы сбора по каждой группе товаров, группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, но не менее 500 000 рублей.
Мнение специалиста Павла Склянчука
Для учета платежеспособности населения при установке тарифов можно использовать данные о стоимости потребительской корзины, об уровне средней зарплаты — такая статистика есть для каждого региона. Об этом заявил эксперт Павел Склянчук.
«По данным Росстата, за чертой бедности живут 20 миллионов человек, а субсидии по ЖКХ получают всего лишь четыре миллиона человек. Нужно выработать новую методологию, которая позволит охватить адресными мерами поддержки кратко большее количество людей», — говорит специалист.
Специалист говорит, что совершенствование механизма установки коммунальных тарифов — это сложный процесс, любая ошибка может привести к серьезным социально-экономическим последствиям. При этом важно держать баланс между экономически обоснованными тарифами и благосостоянием граждан.
Можно ли не платить экосбор
Есть несколько способов легального освобождения от уплаты этого сбора:
- Не платят этот взнос экспортеры. Но только в отношении тех товаров, которые отправлены на экспорт. За тот объем, который продается на территории Российской Федерации, сбор уплачивается по тем же правилам, что и для других плательщиков.
- Не облагаются экологическим сбором и производители полуфабрикатов, упаковки. Их продукция используется в процессе производства других предприятий, которые в свою очередь и уплачивают налог на этот объем. Работает тот же принцип, как и при уплате других налогов, например, НДС. Кто реализует продукцию конечному покупателю, тот и платит экосбор.
- Законодательство освобождает от уплаты экосбора предприятие, если оно выполнило норматив переработки или уничтожения образовавшихся из-за ее деятельности отходов. Это стимулирует к организации сбора и переработки отходов своими силами.
Некоторое время Росприроднадзор относил к плательщикам экосбора офисные здания, как объекты IV категории опасности для экологии. Но в последних разъяснениях они были исключены из перечня облагаемых этим налогом.
Куда назначать уплату экологического сбора?
Уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации:
- плательщиками, являющимися производителями товаров, — на счет территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе по месту государственной регистрации плательщика;
- плательщиками, являющимися импортерами товаров, — на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе,
- плательщиками, которые одновременно являются производителем товаров и импортером товаров, уплата экологического сбора осуществляется путем перечисления денежных средств в валюте Российской Федерации на счет Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в Федеральном казначействе.
Ставка и утилизационные нормативы 2021
Поскольку групп товаров много, мы подготовили сводную таблицу, где представлены одновременно и ставки, и нормативы утилизации на 2018–2020 годы. Сведения основаны на Распоряжении Правительства РФ от 28.12.2017 №2971-р в ред. от 16.06.2018 и на Постановлении Правительства РФ от 09.04.2016 №284 в ред. от 31.10.2018.
Номер группы | Наименование группы товаров | Норматив утилизационный, % | Ставка сбора, руб. за 1 тонну | ||
2018 | 2019 | 2020 | |||
1 | Изделия текстильные готовые (кроме одежды) | 0 | 5 | 10 | 16 304 |
2 | Ковры и ковровые изделия | 0 | 5 | 10 | 16 304 |
3 | Спецодежда | 0 | 5 | 10 | 11 791 |
4 | Одежда верхняя прочая | 0 | 5 | 10 | 11 791 |
5 | Белье нательное | 0 | 5 | 10 | 11 791 |
6 | Одежда прочая и аксессуары | 0 | 5 | 10 | 11 791 |
7 | Предметы одежды трикотажные и вязаные прочие | 0 | 5 | 10 | 11 791 |
8 | Изделия деревянные строительные и столярные прочие | 5 | 10 | 15 | 3066 |
9 | Тара деревянная | 10 | 15 | 20 | 3066 |
10 | Бумага и картон гофрированные, тара из гофрированной бумаги и картона | 25 | 35 | 45 | 2378 |
11 | Мешки и сумки бумажные | 10 | 15 | 20 | 2378 |
12 | Тара, упаковка бумажная и картонная прочая | 10 | 15 | 20 | 2378 |
13 | Изделия хозяйственные из бумаги или картона | 10 | 15 | 20 | 2378 |
14 | Принадлежности канцелярские бумажные | 10 | 15 | 20 | 2378 |
15 | Бобины, катушки, шпули из бумаги и картона | 0 | 5 | 10 | 2378 |
16 | Издательская продукция печатная | 10 | 15 | 20 | 2378 |
17 | Нефтепродукты | 15 | 20 | 25 | 3431 |
18 | Шины, покрышки и камеры резиновые | 20 | 25 | 30 | 7109 |
19 | Трубы, трубки, шланги, ленты конвейерные, бельтинг из вулканизированной резины | 0 | 5 | 10 | 8965 |
20 | Изделия из резины прочие | 20 | 25 | 30 | 8965 |
21 | Изделия пластмассовые упаковочные | 10 | 15 | 20 | 3844 |
22 | Изделия пластмассовые строительные | 5 | 10 | 15 | 4701 |
23 | Блоки дверные и оконные, пороги для дверей, ставни, жалюзи и аналогичные изделия пластмассовые | 0 | 5 | 10 | 4701 |
24 | Изделия пластмассовые прочие | 5 | 10 | 15 | 4156 |
25 | Стекло листовое гнутое и обработанное | 15 | 20 | 25 | 2858 |
26 | Зеркала стеклянные | 0 | 5 | 10 | 2858 |
27 | Изделия из стекла изолирующие многослойные | 5 | 10 | 15 | 2858 |
28 | Стекло полое | 15 | 20 | 25 | 2564 |
29 | Бочки и аналогичные емкости из черных металлов | 15 | 20 | 30 | 2423 |
30 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из черных металлов | 15 | 20 | 30 | 2423 |
31 | Тара металлическая легкая, укупорочные средства из алюминия | 10 | 15 | 20 | 2423 |
32 | Компьютеры и периферийное оборудование, офисное оборудование | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
33 | Мониторы, приемники телевизионные | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
34 | Оборудование коммуникационное | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
35 | Техника бытовая электронная | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
36 | Приборы оптические и фотографическое оборудование | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
37 | Элементы первичные и батареи первичных элементов | 0 | 10 | 20 | 33 476 |
38 | Аккумуляторы свинцовые | 15 | 18 | 20 | 2025 |
39 | Батареи аккумуляторные | 15 | 18 | 20 | 33 476 |
40 | Провода и кабели электронные и электрические прочие | 0 | 5 | 10 | 2423 |
41 | Оборудование электрическое осветительное | 5 | 10 | 15 | 9956 |
42 | Приборы бытовые электрические | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
43 | Приборы бытовые неэлектрические | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
44 | Инструменты ручные с механизированным приводом | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
45 | Оборудование промышленное холодильное и вентиляционное | 5 | 10 | 15 | 26 469 |
46 | Фильтры для двигателей внутреннего сгорания | 5 | 10 | 15 | 3037 |
47 | Упаковка металлическая из стали | 15 | 20 | 30 | 2423 |
48 | Упаковка металлическая из алюминия | 10 | 15 | 20 | 2423 |
49 | Упаковка полимерная | 10 | 15 | 20 | 3844 |
50 | Упаковка из гофрированного картона | 25 | 35 | 45 | 2378 |
51 | Упаковка из бумаги и негофрированного картона | 10 | 15 | 20 | 2378 |
52 | Упаковка стеклянная | 15 | 20 | 25 | 2564 |
53 | Упаковка деревянная и пробковая | 10 | 15 | 20 | 3066 |
54 | Упаковка из текстильных материалов | 0 | 5 | 10 | 16 304 |
Как уменьшить экологический сбор
Для предприятий производителей или импортеров товаров сумма экологического сбора может оказаться весьма ощутимой, гораздо превышающей плату за негативное воздействие на окружающую среду. Это связано с тем, что ставки экологического сбора на порядок выше ставок платы за размещение аналогичных отходов.
Способов снижения суммы экологического сбора не так много:
- Производить упаковку из вторичного сырья.
- Использовать возвратную тару.
- Показывать максимально возможную утилизацию согласно имеющимся подтверждающим документам. Перевыполненные нормативы утилизации в предыдущем году идут в зачет текущего года.
- Организовать самостоятельную утилизацию путем:
- организации собственных объектов по сбору, обработке и утилизации отходов от использования товаров;
- заключения договоров с организациями, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров;
- создания ассоциации производителей и импортеров товаров.