Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Нормирование воздействия на окружающую среду на объектах 3-ей категории». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Чтобы хозяйственная деятельность на объектах III категории полностью соответствовала природоохранному законодательству, необходимо оформление целого пакета документации. Хотя воздействие на окружающую среду и признано незначительным, его необходимо подтверждать и контролировать.
Предоставляемые сведения
Данные о выполнении условий решения о предоставлении водного объекта в пользование |
Куда предоставляется
Орган государственной власти субъектов РФ, осуществляющий государственное управление в области ООС |
НПА
Региональное законодательство |
Срок сдачи
|
Кто предоставляет
Хозяйствующие субъекты, которым предоставлено право пользования водным объектом в целях забора (изъятия) водных ресурсов и (или) сброса сточных, в том числе дренажных, вод |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Предоставляемые сведения
Декларация о составе и свойствах сточных вод |
Куда предоставляется
Организация водопроводно-канализационного хозяйства |
НПА
|
Срок сдачи
до 1 ноября |
Кто предоставляет
Абоненты, среднесуточный объем сбрасываемых сточных вод которых за период с 1 июля предшествующего календарного года по 30 июня текущего календарного года в среднем составляет 30 м3 в сутки и > суммарно по всем канализационным выпускам с одного объекта |
Как предоставляется
На бумажном носителе лично или по почте письмом с объявленной ценностью с уведомлением о вручении. Возможно предоставление скан-копии отчета на электронную почту ведомства, подписанного ЭЦП |
Сведения об использовании воды предоставляются как статистическая отчётность. Форму сдают юрлица и ИП, которые:
- сбрасывают сточные воды;
- осуществляют забор воды из водных объектов в размере 50 м3 в сутки и более. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 300 м3 и более в сутки. Не относится к сельскохозяйственным объектам;
- получают воду объёмом 150 м3 и более в сутки для сельскохозяйственной деятельности;
- имеют систему оборотного водоснабжения общей мощностью 5000 м3 и более в сутки независимо от объёма забираемой воды.
Для объектов III категории негативного воздействия предусмотрено:
1. Разработка и утверждение производственного экологического контроля;
2. Отчет об организации и о результатах осуществления производственного экологического контроля;
3. Расчет нормативов допустимых выбросов /сбросов радиоактивных, высокотоксичных веществ, веществ, обладающих канцерогенными, мутагенными свойствами (веществ I, II класса опасности), при наличии таких веществ в выбросах, сбросах;
При невозможности соблюдения нормативов воздействия на окружающую среду дополнительно необходим план по снижению объема или массы временно разрешенных выбросов загрязняющих веществ, сбросов загрязняющих веществ;
4. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии источников выбросов);
5. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы);
6. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (рекультивация) (при наличии обязанности о ее представлении);
7. Представление Декларации о плате за негативное воздействие на окружающую среду;
8. Представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов.
9. Представление отчетности о выбросах вредных (загрязняющих веществ) в атмосферный воздух в уведомительном порядке (п.11 ст.15 96-ФЗ).
10. Оформление паспортов на отходы.
11. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Для объектов IV категории негативного воздействия предусмотрен список требований:
1. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (воздух) (при наличии обязанности о ее представлении);
2. Представление статистической отчетности по форме 2-ТП (отходы).
3. Оформление паспортов на отходы.
4. Ведение журнала движения отходов.
5. Предоставление сведений в кадастр отходов.
Как отчитываться в 2019 г. организациям, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, т.к. они не являются объектами НВОС? Получается, они не относятся ни к одной категории и должны иметь только журналы, кадастры, сдавать 2-ТП отходы и вносить плату НВОС?
СМСП и не СМСП (субъекты малого и среднего предпринимательства — СМСП). Нормирование в области обращения с отходами будет осуществляться на основании разделения объектов по категориям по степени негативного воздействия с 01.01.2019 г., таким образом, вне зависимости от категории эксплуатируемых объектов за 2018 год необходимо подать отчет об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов; за 2019 год представление отчета об образовании, использовании, обезвреживании, о размещении отходов предусмотрено только для организаций, осуществляющих деятельность на объектах III категории.
Для организаций, при постановке на гос. учет объектов НВОС которыми был получен отказ в постановке, предусмотрено представление отчета по форме 2-ТП «Отходы» — его сдают все организации вне зависимости от категории негативного воздействия.
Также при наличии соответствующей обязанности организации должны осуществлять паспортизацию отходов, а также вносить плату за НВОС и представлять декларацию о плате за НВОС за следующие его виды:
1. выбросы загрязняющих веществ в атмосферный воздух стационарными источниками;
2. сбросы загрязняющих веществ в водные объекты;
3. хранение, захоронение отходов производства и потребления (размещение отходов).
Плата за негативное воздействие на окружающую среду при размещении твердых коммунальных отходов за 2016 и 2017 годы не исчисляется и не взимается (Федеральный закон от 29.12.2014 № 458-ФЗ).
В чем преимущества календаря
Календарь отчетности существенно облегчает работу бухгалтеров, кадровиков и других специалистов организации. Очевидные преимущества:
- все отчеты со сроками сдачи собраны в одном месте;
- в календаре отмечены даты основных платежей в бюджет;
- учтены все переносы из-за праздников и выходных, по решению правительства и региональных властей;
- в календарь встроены удобные фильтры для детализации пользовательских запросов;
- дни отчетности выделены ярким цветом, а в самом календаре определены периоды сдачи отчетов.
Базовое законодательство
Документы по экологии на предприятии составляются в соответствии с требованиями Федеральных законов:
- «Об охране окружающей среды» от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ;
- «Об отходах производства и потребления» от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ;
- «Об охране атмосферного воздуха» от 4 мая 1999 г. № 96-ФЗ.
Обратите внимание, что с 1 января 2022 г. вступает в силу Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 № 1496, в соответствии с которым начнут действовать новые:
- Правила учета в области обращения с отходами;
- Порядок предоставления отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов;
- Требования к объектам захоронения и утилизации отходов;
- Правила лицензирования деятельности по обращению с отходами I–II и III–V классов опасности.
Соответственно изменится и перечень документов предприятия по экологии.
Паспортизация отходов I-IV классов опасности
Требуется единоразовая регистрация в Росприроднадзоре, далее паспорта бессрочны.
Разработка и согласование паспортов отходов — одна из самых часто встречаемых услуг в области экологического консалтинга. Несмотря на то, что наличие на предприятии паспортов ВСЕХ образующихся отходов (без привязки к их объемам) является обязательным по закону, будем честными — эти паспорта в реальности бесполезны и не выполняют ту функцию, которую на них возлагали. Изначально они использовались при транспортировке отходов — водитель должен был знать что он везет и какие есть правила перевозки конкретного отхода. Специальные службы в случае аварии транспортного средства, должны были быстро понять по паспорту отхода как его деактивировать и минимизировать экологический ущерб. Теперь же все, кто образуют отходы I-IV класса, обязаны иметь соответствующие паспорта и своевременно регистрировать их в Росприроднадзоре.
Как составить программу производственного экологического контроля
ПЭК представляет собой совокупность мер, цель которых в предотвращении, обнаружении и сокращении числа нарушений в сфере охраны окружающей среды. Процедура возлагается на экологическую службу (или отдельного работника) бюджетной организации и преследует целью мониторинг исполнения в процессе хозяйственной и другой деятельности планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию и восстановлению природных ресурсов, соблюдению требований качества.
Контролируются как все компании, которые загрязняют атмосферу, воду или почву, так и природные объекты и зоны хранения отходов (ФЗ № 7 «О защите окружающей среды»).
Существуют такие объекты ПЭК, как:
- системы, предусмотренные для очистки отходящих газов;
- передвижные и стационарные объекты выброса вредных веществ в окружающую атмосферу;
- системы для очистки использованных вод;
- источники загрязняющих веществ, которые выбрасываются в канализационную систему, в водные объекты и т.д.;
- цеха, участки и иные источники формирования отходов производства;
- склады и иные места для хранения материалов, сырья и готовой продукции;
- почвы, а так же воды, которые были загрязнены по вине предприятия;
- зоны, попадающие под санитарную защиту.
Пример производственного экологического контроля 2022 года и образец соответствующей программы вы найдете в конце статьи.
Сроки хранения документов по экологии в организации
- Постоянному хранению подлежат:
- планы мероприятий по охране окружающей среды;
- экологический паспорт объекта;
- экологическое страховое свидетельство (до замены новым);
- годовые статистические отчеты (квартальные хранятся 5 лет);
- заключения государственной экологической экспертизы на проекты зданий и сооружений с учетом экологической и радиационной безопасности;
- схемы, планы, паспорта очистных сооружений и стоков;
- разрешения на выброс загрязняющих веществ;
- годовые отчеты по выполнению планов по охране окружающей среды;
- предельно допустимые нормы на выброс загрязняющих веществ;
- акты проверки предприятий на соблюдение требований природоохранного законодательства;
- паспорта опасных отходов и документы на ввоз и перемещение их по территории РФ;
- технический отчет о неизменности производственного процесса, используемого сырья и об образующихся отходах.
В соответствии с ФККО пищевые отходы входят в блок 7, который включает большой перечень отходов, в том числе коммунальных. Выделяется отдельная группа, к которой принадлежат несортированные отходы, образующиеся на предприятиях общественного питания. Пищевые отходы от населения входят в состав ТКО и относятся к группе отходов от жилищ. Обращение с данными отходами по СанПиН как части коммунальных отходов регулируется санитарным законодательством в области обращения с ТКО.
Дополнительные требования применяются к пищевым отходам от лечебных учреждений. Они могут относиться к медицинским отходам трех классов: А, Б и В. Их сбор ведется отдельно либо в многоразовых емкостях, либо в одноразовых пакетах, которые размещаются в столовых, помещениях блоков питания. Пищевые отходы класса А, а также пищевые отходы класса Б и В после проведения мероприятий по обеззараживанию могут быть вывезены на захоронение, упакованные в одноразовые пакеты. Накопление ведется на территории учреждения в многоразовых закрытых контейнерах с графиком вывоза не реже 1 раза в неделю при использовании холодильного оборудования, и ежедневно, если оно отсутствует.
Важный и сложный момент
— это выявить все источники выброса загрязняющих веществ в атмосферный воздух (провести инвентаризацию источников), как минимум те, на которые точно обратят внимание проверяющие органы (чтоб не получать штрафы).
Второй важный момент
— решить требуется ли Вам привлечение аккредитованной лаборатории по проведению исследований промышленных выбросов в атмосферу (так как это требует затрат времени и средств), либо можно использовать утвержденные методики, используемые при расчете выбросов загрязняющих веществ от различных видов производств.
Если вы хотите самостоятельно разработать проект ПДВ
, то переходите на инструкцию по ссылке Проект ПДВ — сделай сам.
По всем вопросам, в том числе, если Вам требуется помощь или Вы хотите заказать проект ПДВ
пишите нам — наши Контакты.
От деятельности каждой организации вне зависимости от величины образуются отходы производства и потребления. По закону
для каждого отхода должны быть разработаны и согласованы паспорта отходов, также предприятие должно разрабатывать ПНООЛР, либо ежегодно сдавать отчетность СМСП (отчетность по отходам для малого и среднего предпринимательства).
Перечень отменённых документов № 1 – акты Правительства
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 540 “О мерах по регулированию экспорта геологической информации о недрах”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 августа 1992 г. № 545 “Об утверждении Порядка разработки и утверждения экологических нормативов выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую природную среду, лимитов использования природных ресурсов, размещения отходов”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 11 июня 1996 г. № 698 “Об утверждении Положения о порядке проведения государственной экологической экспертизы”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 1996 г. № 823 “О порядке государственного учета, пополнения, хранения, приобретения, продажи, пересылки, вывоза за пределы Российской Федерации и ввоза на ее территорию зоологических коллекций”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183 “О нормативах выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на него”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 августа 2001 г. № 643 “Об утверждении перечня видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 ноября 2002 г. № 847 “О порядке ограничения, приостановления или прекращения выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух и вредных физических воздействий на атмосферный воздух”.
- Пункт 2 изменений, которые вносятся в решения Правительства Российской Федерации по вопросам охраны и использования объектов животного мира, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 апреля 2003 г. № 240 “О внесении изменений в некоторые решения Правительства Российской Федерации по вопросам охраны и использования объектов животного мира”.
- Пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам охраны и использования объектов животного мира, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 декабря 2004 г. № 774 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам охраны и использования объектов животного мира”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2007 г. № 229 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 10 марта 2009 г. № 223 “О лимитах (предельных объемах) и квотах забора (изъятия) водных ресурсов из водного объекта и сброса сточных вод”.
- Пункты 18 и 21 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2009 г. № 351 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 435 “О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 13 января 2010 г. № 1 “О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Пункт 9 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 февраля 2011 г. № 78 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросу осуществления отдельных полномочий Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и Федеральной службой по экологическому, технологическому и атомному надзору”.
- Пункт 22 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2012 г. № 882 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам деятельности Министерства здравоохранения Российской Федерации”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 6 сентября 2012 г. № 884 “Об установлении охранных зон для гидроэнергетических объектов”.
- Пункт 8 изменений, которые вносятся в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам государственного контроля (надзора), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 июня 2013 г. № 476 “О вопросах государственного контроля (надзора) и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 16 августа 2013 г. № 712 “О порядке проведения паспортизации отходов I – IV классов опасности”.
- Пункт 10 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации по вопросам аквакультуры (рыбоводства), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 25 февраля 2014 г. № 141 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам аквакультуры (рыбоводства)”.
- Пост��новление Правительства Российской Федерации от 28 февраля 2014 г. № 159 “О внесении изменения в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2014 г. № 1189 “Об организации предупреждения и ликвидации разливов нефти и нефтепродуктов на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море и прилежащей зоне Российской Федерации”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2015 г. № 186 “О внесении изменений в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 сентября 2015 г. № 1029 “Об утверждении критериев отнесения объектов, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду, к объектам I, II, III и IV категорий”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 3 октября 2015 г. № 1062 “О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1342 “Об утверждении Правил представления производителями и импортерами товаров, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, отчетности о выполнении нормативов утилизации отходов от использования таких товаров”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. № 50 “Об особенностях подготовки, согласования и утверждения технических проектов разработки месторождений полезных ископаемых и иной проектной документации на выполнение работ, связанных с пользованием участками недр, расположенными на территориях Республики Крым и г. Севастополя”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 30 января 2016 г. № 51 “О лицензиях на пользование недрами (за исключением участков недр федерального значения и участков недр местного значения) в отношении участков недр, расположенных на территориях Республики Крым и г. Севастополя, право пользования которыми предоставлено на основании специальных разрешений (лицензий), выданных государственными и иными официальными органами Украины, государственными и иными официальными органами Автономной Республики Крым, государственными и иными официальными органами г. Севастополя до дня вступления в силу Федерального конституционного закона “О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов – Республики Крым и города федерального значения Севастополя”.
- Пункт 5 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17 мая 2016 г. № 444 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
- Пункт 2 изменений, которые вносятся в постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и постановление Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 183, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2017 г. № 841 “О внесении изменений в постановления Правительства Российской Федерации от 2 марта 2000 г. № 182 и от 2 марта 2000 г. № 183”.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2970-р.
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2017 г. № 2971-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 26 марта 2018 г. № 328 “О внесении изменения в перечень видов деятельности, запрещенных в центральной экологической зоне Байкальской природной территории”.
- Пункты 2 и 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных распоряжением Правительства Российской Федерации от 16 июня 2018 г. № 1203-р.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 17 октября 2018 г. № 1238 “О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2015 г. № 1342”.
- Постановление Правительства Российской Федерации от 28 декабря 2018 г. № 1709 “О внесении изменений в Положение о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I – IV классов опасности”.
- Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 марта 2019 г. № 268 “О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации”.
- Абзац третий пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 14 апреля 2020 г. № 1019-р и пункт 2 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных указанным распоряжением.
Итого: 38 документов.
На сегодняшний день никаких штрафов за нарушение требований экологических знаков не предусмотрено. Тем не менее, согласно статье 12.16 КоАП, штрафами облагаются нарушения требований некоторых знаков, которые идут в связке с экологическими. В частности:
- 500 рублей штрафа полагается нарушителям во всех регионах, кроме Москвы и Санкт-Петербурга, за проезд на грузовиках под запрещающие это делать знаки;
- за несоблюдение тех же правил, запрещающих въезд грузовых автомобилей, в Москве и Санкт-Петербурге полагается штраф в 5000 рублей;
- от 1000 до 1500 рублей штрафа придется заплатить за проезд налево, если вместе с табличкой об экологических классах висит знак, не разрешающий этого.
Таким же образом, начиная с 1 июля 2021 года, будут облагаться штрафами владельцы автомобилей, для которых не указан экологический класс.