Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздел 13 ПДД РФ. Проезд перекрестков». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для проезда по примыкающим путям автомобилист ещё до того, как окажется на перекрёстке, должен определить его вид. Перед тем, как выехать на разветвление, владелец авто должен уступить тем, у кого есть преимущество. Оказавшись на пересечении, автомобилист должен следовать в нужном направлении, уступая дорогу идущему человеку и другому транспорту.
Проезд перекрестка с круговым движением
Круговые перекрестки обозначаются знаком «Пересечение с круговым движением». Ехать по такой дороге можно исключительно против часовой стрелки.
Водитель, въезжающий на круговой перекресток, должен уступить дорогу тем транспортным средствам, которые выезжают с круга. Это правило должно снизить количество заторов на дорогах с круговым движением.
Перед въездом необходимо включать правый поворотник. Уже на кольце поворотник надо выключить. Въезжать на перекресток с круговым движением можно с любой полосы. Но если вы въезжаете с правой полосы, то должны попасть также в правую. Если с левой, соответственно, в левую. Если перед перекрестком одна полоса, а на круге — две, то въезжать надо в правую, а затем перестраиваться при необходимости. При перестроении нужно включить левый поворотник.
Выезжать с кольца можно только с правой стороны. Здесь уже обязательно включить правый указатель поворота.
Правила пересечения регулируемых перекрестков
Приближаясь к пересечению двух и более дорог, определяем тип перекрестка: регулируемый или нерегулируемый. От этого зависит порядок наших последующих действий на дороге. Регулируемым считается тот перекресток, на котором есть светофор или работает сотрудник ГИБДД в качестве регулировщика. Для таких перекрестков в ПДД существуют правила их проезда:
- Работающий трехцветный светофор отменяет действующие знаки «Главная дорога» и «Уступите дорогу».
- Двигаться можно только на зеленый (разрешающий) сигнал. Соблюдать при движении рядность, а соответствующую полосу занимать заранее.
- При загорании разрешающего сигнала светофора, следует уступить дорогу всем ТС и пешеходам, завершающим свой маневр на перекрестке.
- У светофора с дополнительной секцией со стрелкой движение разрешается только в направлении, указываемом стрелкой и при ее включении.
- Зеленая стрелка включается одновременно с красным сигналом. Это означает, что проезд в этом направлении разрешается, но при этом потребуется уступить дорогу всем ТС, движущимся в других направлениях.
- Действия регулировщика обладают самым высоким приоритетом, даже если они противоречат дорожной разметке и сигналу светофора.
Общие правила проезда перекрестков по ПДД
- Всегда пропускайте пешеходов и велосипедистов, пересекающих ту дорогу, на которую вы намерены совершать поворот. Это правило работает вне зависимости от того, регулируется ли перекресток или нет. Штрафы за то, что вы не пропустили пешехода, составляют на данный момент 1500 рублей.
- Запрещается выезжать на перекресток, если на проезжей части перед ним образовался затор. Нарушение этого правила приведет к тому, что вы не только присоединитесь к пробке, но и перегородите дорогу машинам, движущимся через перекресток слева или справа. В результате вместо одного затора получаются три, и резко возрастает риск аварии или конфликта на дороге.
Штраф за поворот из неправильной полосы
Нарушение правил безопасного движения на дорогах приводит к привлечению ответственности водителей в соответствии с положениями КоАП РФ. Например, поворот со второго ряда предусматривает штраф от одной до полутора тысяч рублей, а санкция закреплена частью второй статьи 12.16 Кодекса.
Ниже представленная таблица дает возможность ознакомиться с размерами штрафов за совершение автомобилистами конкретных правонарушений:
Статья | Часть | Нарушение | Санкции, руб. |
12.3 | 1-2 | Порядок пересечения перекрестков , поворотов направо , движения прямо и налево , не уступая преимущественному для проезда транспорту. | 1 000 |
12.4 | 1-3 | Поворот не с той полосы, игнорирование информирования поворотником о маневре, а также движение задним ходом на участках, где это запрещено . | Предупреждение или взыскание 500 |
12.5 | 1-2 | Использование для проезда велосипедных и пешеходных дорожек, не пропуск крупногабаритными автомобилями попутно следующий транспорт на малой скорости | 1 000 — 2 000 |
12.15 | 1 | Наказание за использование для проезда обочин или «вклинивание» в пешеходную или транспортную колонну | 1500 |
12.16 | 1-3 | Невыполнение требований знаков и разметки, пересечение сплошной ограничивающей линии. Неправильный выбор ряда для совершения маневра на светофоре и при работающей информирующей стрелке , выявленных камерой автоматизированной съемки или визуально. Повторное совершение правонарушения. | Предупреждение, взыскание от 500 – 5 000, лишение прав до одного года |
Совет! Штрафы за поворот не с той полосы или другие подобные нарушения рекомендуют оплатить сразу после получения. В противном случае водителя ожидает усиление не только финансового, но и правового давления.
Правила проезда регулируемых перекрёстков
Порядок осуществления движения на дорогах предусматривает вариации перекрёстков, которые могут встретиться автолюбителю. Это автоматически требует и формирования отдельных групп предписаний, указывающих, как и где можно проехать подобные участки, не создавая при этом опасных условий для других людей.
Следует помнить, что предписания, действующие для перекрёстков с непосредственным регулированием, будут отличаться по сравнению с теми, что координируют движение на нерегулируемых участках дороги. Условно требования к проезду перекрёстков, которые относят к регулируемым частям дороги, можно разделить на две отдельные категории.
К первой группе относят следующее:
- если светофор работает в стандартном режиме (красный – жёлтый – зелёный), то обозначенный приоритет, встречающиеся на дороге, теряют силу;
- начинать манёвр можно только при подаче соответствующий указания, соблюдая при этом полосу движение;
- требуется уступить дорогу автолюбителям, которые уже завершают манёвр на перекрёстке, а также пешеходам, в то числе при подаче разрешительного указания светофора;
- при наличии дополнительных указателей, обозначающих сторону для движения, двигаться в нужную сторону можно, только если такой указатель включён;
- при работе дополнительной секции и запрещающего сигнала, двигаться можно только по направлению горящей стрелки, но при условии уступки переезда автомобилю, который перемещается с другой стороны;
- если указания регулировщика противоречат указаниям светофора, действовать следует так, как указывает уполномоченное лицо, распоряжения такового обязательны и обладают высшим приоритетом.
Запланированное движение, предполагающее под собой именно поворот налево, считается достаточно простым, но для безошибочного его исполнения следует знать некоторые правила. Грамотное управление машиной даёт возможность избежать аварии, штрафов и иных разногласий с сотрудниками ГИБДД. К основным правилам можно отнести следующие советы:
- перед поворотом или разворотом стоит занять нужную полосу (крайнюю левую);
- транспортное средство должно располагаться так, чтобы не выезжать на встречную трассу;
- крупногабаритный автомобиль может частично отступить от вышеуказанных правил, если не создаёт опасности для других участников.
Перед тем, как совершать поворот налево непременно надо внимательно изучить все знаки, расположенные на дороге, чтобы убедиться в отсутствии каких-либо запретов. Среди таких знаков выделяют:
- Нельзя поворачивать налево, но допустимо выполнить осторожный разворот вдоль правой стороны – 3.18.2.
- Указание, в каком именно направлении разрешено движение, могут запрещать повороты или разворот – 1-12,14.
- Демонстрирует, что открыт лишь путь направо, поэтому при повороте в другом направлении попадёшь на встречку – 7.
- Подтверждают наличие полосы, специально предназначенной для маршрутного транспорта – 11-5.14.
- Выделяют отдельные зоны, где специально допускается повторять абсолютно любые манёвры – 3.1-2.
Тщательно изучив часто встречаемые правила и знаки, с помощью которых разрешено и запрещено поворачивать налево, любой автолюбитель сумеет осуществлять данный процесс максимально быстро и безопасно.
Пример из уголовного права
Возьмем кражу (воровство) и т.д) – тайное хищение имущества Общая норма:
Статья 158. Кража
1. Кража, то есть тайное хищение чужого имущества, — наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.
Введем в нее некоторые дополнительные условия. Что будет, если будет например 2 сговорившихся вора? А что будет если они проникли в помещение?
В этом случае общая норма (пункт 1 статьи 158) отменяется, и вступает в силу норма специальная (пункт 2 статьи 158)
2. Кража, совершенная:
- а) группой лиц по предварительному сговору;
- б) с незаконным проникновением в помещение либо иное хранилище;
- в) с причинением значительного ущерба гражданину;
- г) из одежды, сумки или другой ручной клади, находившихся при потерпевшем,
—
наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
А что будет если мы введем другое условие?
Например для конкретных вещей. Украли не магнитофон-телевизор, а пистолет:
В этом случае вся статья 158 отменяется и применяется совсем иная статья
Статья 226. Хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств
- Хищение либо вымогательство огнестрельного оружия, комплектующих деталей к нему, боеприпасов, взрывчатых веществ или взрывных устройств —
наказываются лишением свободы на срок от трех до семи лет.
А что если мы украли например автомобиль, да еще и намеревались на нем просто покататься и бросить (смешно, правда? Но такой ход уголовным кодексом предусмотрен).
В этом случае общая норма (статья 158) отменяется и применяется совсем иная норма (статья 166)
Статья 166. Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения
- Неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (угон)
—
наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до пяти лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до пяти лет.
В данном случае, чтобы статья 158 превратилась в статью 166 требуется наличие двух условий:
- Необходимо неправомерно завладеть автомобилем (а не какой-либо иной вещью)
- Должна отсутствовать цель хищения (то есть обращения имущества в личную собственность)
Что говорят ПДД о правилах разворота
В своде правил дорожного движение пункт № 8 посвящен описанию правильного разворота. Общие правила для водителей, предотвращающие возникновения ДТП:
- Перед совершением такого маневра нужно подать сигнал с помощью светового указателя с той стороны, в которую поворачивает машина. При отсутствии такой возможности дать сигнал нужно рукой, согнув ее в локте под прямым углом.
- Сигнал нельзя подавать в момент поворота: это нужно сделать заранее, и завершить сразу же после его выполнения.
- Поворачивая налево или направо, водителю нужно занять крайнее положение на дороге. Это не относится только к тем случаям, когда нужно повернуть, въезжая на перекресток.
Движение по главной дороге или на зеленый свет
При движении по главной дороге или на разрешающий сигнал светофора и наличии встречного транспорта левый поворот должен совершаться по определенным правилам:
- Первым делом нужно выехать ближе к центру* перекрестка, не доезжая 1,5–2 метров до его центра. Такой маневр необходим для того, чтобы, во-первых, сократить время самого поворота (обычно у водителей уходит от 4 до 6 секунд на маневр), во-вторых, это дает некоторое преимущество при завершении маневра (ПДД 13.7). *(центр перекрестка – это пересечение осей пересекаемых дорог).
- Затем необходимо пропустить весь встречный транспорт, который движется прямо или направо. Собственное движение нужно начинать, только убедившись, что Ваш маневр будет безопасен и с прямыми колесами машина легче трогается, нет сопротивления вывернутых колес.
- Как только встречный автомобиль миновал Вас слева, необходимо в движении выкрутить руль в поворот и завершить маневр. Практические курсы повышения мастерства вождения в Москве преподают именно такой способ поворота налево. Он считается наиболее безопасным и удобным: так во время движения шансы на то, что автомобиль заглохнет, становятся минимальными.
Перед выполнением маневра необходимо убедиться в том, что на Вашем пути нет пешеходов, переходящих дорогу. Их присутствие может препятствовать завершению поворота и создать сложности для проезда подъехавшего встречного транспорта.
В чем же заключается опасность закручивания руля в сторону поворота до начала движения? Если в Вас случайно, по какой-либо причине врежется автомобиль сзади, то это станет следствием выталкивания Вашего автомобиля на встречную полосу и возможного лобового столкновения. Инструкторы нашей школы безопасного и контраварийного вождения рекомендуют каждые две секунды поднимать глаза в зеркало заднего вида, чтобы иметь возможность предотвратить, казалось бы, неминуемое столкновение.
Все существующие перекрестки разделяются на:
- Регулируемый перекресток – оснащен светофорами (в том числе и с дополнительными секциями). Также к такому типу относятся перекрестки, где движением транспорта управляет регулировщик.
- Перекресток равнозначных дорог без регулирования – соответственно, здесь движение ТС не управляется с помощью светофора и регулировщика.
- Перекресток неравнозначных дорог без регулирования – аналогично тому, что выше, но дороги делятся на главную и второстепенную, они обе обозначены соответствующими знаками приоритета.
По своей «конструкции» они могут делиться на следующие виды:
- Т-образный перекресток – одна дорога примыкает слева или справа к другой. К таким перекресткам не относятся выезд с прилегающей территории жилого дома, промышленного предприятия или иного объекта. Правила проезда Т-образного перекрестка зависят от типа перекрестка: регулируемый или неругулируемый.
- Крестообразный перекресток – самый распространенный тип, когда одна дорога пересекается другой, причем на одном уровне.
- Круговой перекресток, где несколько дорог соединяются с общим «кольцом». Въезжая на него, автомобиль снижает скорость и движется против часовой стрелки и делает съезд на нужной ему дороге.
- Многосторонние перекрестки – перекрестки, не относящиеся к предыдущим типам. Обычно соединяют большое количество дорог между собой и являются местами с интенсивным движением, где следует проявлять большую осторожность.
Правила проезда Т-образного перекрестка
В заключение стоит отметить, что любой велосипедист должен самостоятельно нести ответственность за свои действия. Чтобы не попасть в ДТП и не создавать помеху другим транспортным средствам, велосипедистам запрещено при повороте налево выезжать на встречку.
Т-образное пересечение полос считается неравнозначным в том случае, если перед ним установлен знак. Перекресток с таким знаком обязательно имеет главную и второстепенную дорогу. Любой водитель знает, что автомобили, которые передвигаются по второстепенной дороге, обязаны предоставить преимущество тем участникам движения, которые движутся по главному направлению. Как и в случае с равнозначным перекрестком, водители, которые выбирают поворот налево, в обязательном порядке должны предоставить приоритет всем транспортным средствам, которые едут по встречной полосе прямо.