Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Срок повторного предъявления исполнительного листа». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
Как узнать об исполнительном производстве? А о его прекращении?
В Федеральном законе указано, что приставы обязаны самостоятельно сообщать должникам о том, что по их делу открыто исполнительное производство. Кроме того, вас должны уведомлять о всех процедурах в его рамках, а также их окончании. Для уведомления отправляют заказное письмо по месту регистрации или жительства. Сообщения получают как должник, так и кредитор, который подал заявление в суд.
Однако чаще всего возникают проблемы: не всегда письма доходят до адресатов, у кого-то из сторон мог смениться адрес ли была длительная командировка. Чтобы избежать неприятных последствий в виде, например, истечения срока исковой давности, следует самостоятельно проверять информацию на государственных ресурсах или через приставов, которые занимаются делом.
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
Порядок прекращения исполнительного производства
- Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
- Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
- Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.
ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.
Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.
- Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
- В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
- В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.
Образец заявления судебному приставу о прекращении исполнительного производства
В Кировский районный отдел ФССП России
по городу Екатеринбургу Свердловской области
Вызскатель:
Б.
Должники:
Ходатайство
о прекращении исполнительного производства
В Вашем производстве находится исполнительные производства по исполнению решения Кировского районного суда по делу № по иску Б. к П. о выселении.
В силу пункта 4 части 2 статьи 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в случае отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ.
Прекращение или окончание исполнительного производства — разница
После прекращение исполнительного производства судебным приставом исполнительный документ остается в материалах дела и не может быть повторно предъявлен к исполнению. При окончании эту бумагу возвращают взыскателю.
Прекращение исполнительного производства судом или приставом означает, что по данному исполнительному листу производство больше не будет возбуждено. При этом окончание процедуры не препятствует повторной подаче документа к исполнению.
Пример
Если в процессе работы пристав понимает, что у должника нет имущества и официального заработка, он выносит постановление об окончании исполнительного производства за невозможностью взыскания. Документы возвращают взыскателю. Он может подать их вновь.
Если исполнительное производство прекращено, возобновить его не получится.
Прекращение исполнительного производства
Второй формой завершения исполнительного производства является его прекращение. Законом установлены основания прекращения исполнительного производства и его правовые последствия. Основания прекращения указанного производства таковы, что исполнительный документ невозможно исполнить ни сейчас, ни позже.
Прекращение исполнительного производства может быть произведено судом и судебным приставом-исполнителем.
Часть 1 ст. 43 ФЗ «Об исполнительном производстве» предусматривает основания прекращения исполнительного производства судом в следующих случаях:
- 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим, если установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Данное основание прекращения взаимосвязано с аналогичным основанием приостановления исполнительного производства в случае возможности правопреемства (и. 1 ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве»). Для прекращения исполнительного производства по рассматриваемому основанию требуется наличие совокупности фактов: 1) смерть взыскателя-гражданина (должника-гражданина), объявление его умершим или признание безвестно отсутствующим. Смерть гражданина подтверждается копией свидетельства о смерти. Два других правовых состояния (объявление гражданина умершим или признание его безвестно отсутствующим) должны быть подтверждены вступившим в законную силу судебным решением; 2) установленные судебным актом, актом другого органа или должностного лица требования или обязанности не могут перейти к правопреемнику и не могут быть реализованы доверительным управляющим, назначенным органом опеки и попечительства. Это означает, что характер правоотношений не предполагает наличие правопреемника. К такого рода отношениям относятся личные неимущественные отношения. Не исключено, что до прекращения исполнительного производства производство по нему может быть приостановлено для определения правопреемника — например, до определения наследников умершего. При этом ввиду отсутствия наследников правопреемство не может быть произведено [1] ;
- 2) утрата возможности исполнения исполнительного документа, обязывающего должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий). По данного рода делам не предусмотрена возможность изменения способа исполнения, поэтому утрата возможности исполнения приводит к прекращению исполнительного производства;
- 3) отказ взыскателя от получения вещи, изъятой у должника при исполнении исполнительного документа, содержащего требование
- 0 передаче вещи взыскателю. Данное положение следует толковать в совокупности со ст. 88 Закона «Об исполнительном производстве» — при присуждении взыскателю имущества, указанного в исполнительном документе, судебный пристав-исполнитель изымает его у должника и передает взыскателю по акту приема- передачи. Если взыскатель отказался от получения вещи, указанной в исполнительном документе, то судебный пристав составляет об этом акт, возвращает указанную вещь должнику и обращается в суд с заявлением о прекращении исполнительного производства в отношении данной вещи;
- 4) в иных случаях, когда федеральным законом предусмотрено прекращение исполнительного производства.
Суд выносит определение о прекращении исполнительного производства, подлежащее немедленному исполнению.
Является ли основанием для прекращения исполнительного производства внесение в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении юридического лица (взыскателя или должника) в связи с ликвидацией?
Исключение должника-организации из ЕГРЮЛ по решению регистрирующего органа на основании ст. 21.1 Федерального закона от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» согласно и. 7 ч. 2 ст. 43 Закона об исполнительном производстве влечет за собой прекращение исполнительного производства.
Если у ликвидированного должника-организации осталось нереализованное имущество, за счет которого можно удовлетворить требования кредиторов, то взыскатель, не получивший исполнения по исполнительному документу, иное заинтересованное лицо или уполномоченный государственный орган вправе обратиться в суд с заявлением о назначении процедуры распределения обнаруженного имущества среди лиц, имеющих на это право, в соответствии с и. 5.2 ст. 64 FK РФ (и. 39 постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. № 50 О применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства).
Исполнительное производство прекращается судебным приставом-исполнителем в следующих случаях:
- 1) принятие судом акта о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа. Например, это может быть отмена определения суда об обеспечении иска;
- 2) принятие судом отказа взыскателя от взыскания. В силу действующего в исполнительном производстве принципа диспозитивности взыскатель вправе как предъявить исполнительный документ к исполнению, так и отказаться от взыскания. Однако такой отказ должен быть принят судом. Ни ЕПК РФ, ни АПК РФ не содержат специальных норм, регулирующих отказ от взыскания. Но поскольку отказ от взыскания по своему характеру является распорядительным действием, то могут применятьс�� соответствующие нормы — ч. 2 ст. 39 ЕПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ. В силу названных норм суд не принимает отказа от взыскания, если таким отказом нарушается закон или права других лиц;
- 3) утверждение судом мирового соглашения между взыскателем и должником. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии гражданского и арбитражного процесса, в том числе в ходе исполнительного производства. Заключение мирового соглашения относится к распорядительным действиям сторон (ч. 2 ст. 39 ГПК РФ, ч. 5 ст. 49 АПК РФ). Суд не утверждает мировое соглашение, если оно нарушает закон или права других лиц;
- 4) отмена судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;
- 5) отмена или признание недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено производство;
- 6) прекращение по основаниям и в порядке, которые установлены федеральным законом, исполнения судебного акта, акта другого органа или должностного лица по делу об административном правонарушении судом, другим органом или должностным лицом, выдавшими исполнительный документ;
- 7) если исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка.
Практически действия судебного пристава-исполнителя по прекращению исполнительного производства опосредованы вынесением судебного акта. Судебный пристав-исполнитель, рассмотрев обстоятельства, установив вступление в законную силу судебных актов, подтверждающих наличие перечисленных выше обстоятельств, выносит постановление о прекращении исполнительного производства или об отказе в прекращении.
В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. Данное последствие логично связано с сущностью прекращения исполнительного производства как завершения исполнительного производства без возможности его возобновления.
При этом если в процессе исполнения исполнительного документа полностью или частично не исполнены постановления о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем, то одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом- исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа. Данное положение не распространяется на прекращение исполнительного производства по следующим основаниям:
- 1) отмены судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ (и. 4 ч. 2 ст. 43);
- 2) отмены или признания недействительным исполнительного документа, на основании которого возбуждено исполнительное производство (и. 5 ч. 2 ст. 43 «Об исполнительном производстве»).
Интервью: изменились правила исполнительного производства – ilex
Изменения, внесенные в Закон об исполнительном производстве, вступают в силу 15.07.2021. Об основных новшествах рассказывает заместитель начальника главного управления принудительного исполнения — начальник управления правового обеспечения Минюста Людмила Михайловна Макаренко.
Чем обусловлена корректировка законодательства об исполнительном производстве? Каковы ее предпосылки, цели, ожидания от изменений?
Применение на практике положений Закона об исполнительном производстве и иных смежных актов законодательства выявило проблемные вопросы, требующие изменения нормативного регулирования определенных правоотношений.
Цель принятия Закона от 06.01.2021 N 90-З «Об изменении законов по вопросам исполнительного производства» (далее — Закон) — совершенствование законодательства об исполнительном производстве и повышение эффективности деятельности ОПИ.
Закон внес изменения не только в Закон об исполнительном производстве, но и в другие законы и кодексы, в частности в Закон о судебных исполнителях, ГПК, ХПК, ТК.
Некоторые включенные в Закон положения довольно прогрессивны. Они позволят повысить качество, оперативность и реальность исполнения требований исполнительных документов. Отдельные положения разработчики проекта предложили с учетом практики применения в иностранных государствах.
- Закон предусматривает как концептуальные изменения порядка исполнения, так и незначительные, в том числе уточняющие отдельные нормы законодательства. Как видится, реализация предусмотренных в Законе норм позволит:
- — сократить количество находящихся на исполнении исполнительных документов, в том числе в случае отсрочки и (или) рассрочки исполнения, заключения взыскателем и должником мирового или медиативного соглашения;
- — повысить результативность реализации имущества, что приведет к росту показателя исполнения требований исполнительных документов;
- — увеличить количество заключаемых должниками и взыскателями мировых и медиативных соглашений, что приведет к исключению применения к должникам мер принудительного характера;
- — повысить контроль судебного исполнителя за исполнением исполнительных документов при их направлении по месту получения должником зарплаты и приравненных к ней доходов;
- — повысить образовательный уровень судебных исполнителей и, как следствие, качество выполняемых ими обязанностей.
Появился новый вид исполнительных документов — решение налоговых органов. Что это значит для должника по налогам?
С 15.07.2021 судебные исполнители смогут возбуждать исполнительное производство на основании решений налоговых органов о взыскании налогов, сборов (пошлин), а также иных обязательных платежей в республиканский и местные бюджеты.
Такое изменение вовсе не свидетельствует о перераспределении функций между налоговыми органами и ОПИ. Просто налоговый орган сможет направить вышеназванные исполнительные документы судебному исполнителю.
Если с должника нечего взять, кроме зарплаты или пенсии, пристав вводит ежемесячное удержание с дохода в счет долга.
По закону нельзя удерживать больше 50%, и только для долгов по алиментам или возмещению вреда жизни или здоровью, допустимая доля удержания повышается до 70%.
Поэтому с должника, у которого из заработка или пенсии уже удерживается максимальный процент, взыскать другие долги невозможно (если только это не ипотека — тогда продают квартиру).
Например: у должника удерживают из зарплаты по 70% на выплату алиментов детям. До тех пор, пока этот долг не будет закрыт (а это, как правило, не скоро — пока ребенку не исполнится 18 лет), остальным его кредиторам придется ждать своей очереди.
Основания для закрытия производства
Исполнительные документы существуют для обеспечения судебных исков (как правило, в интересах кредиторов). В случае добровольного неисполнения решения суда установлены жесткие законодательные нормы: в определенный момент времени в игру вступают судебные приставы.
ФССП возбуждает дела не только для истребования денежных обязательств, но и для восстановления имущественных прав на недвижимость, в процессе исковых разбирательств или для возврата собственности. Исполнительное производство инициируется на основании судебного решения, судебного приказа и нотариальной надписи.
Закрыть производство можно по вердикту либо суда, либо судебного пристава. Сотрудник ФССП принимает решение самостоятельно или по заявлениям сторон, а суд прекращает производство на основании заявлений (одной из сторон или того же пристава).
Форма заявления установлена Приказом ФССП.
Заявление о приостановлении исполнительного производства
Если заявление подается судебному приставу, оно должно содержать указанные ниже данные:
Шапка заявления:
- наименование и адрес отдела судебных приставов;
- сведения о должнике и взыскателе (ФИО/наименование и адрес);
- номер исполнительного производства.
Суть заявления, в котором необходимо указать:
- номер дела и номер исполнительного листа;
- наименование иска, по которому был выдан ИЛ;
- причины (одна из указанных в ст. 40, на пункт необходимо сделать ссылку), по которым исполнительное производство должно быть приостановлено.
Приложения к заявлению должны содержать доказательства, по которым исполнительное производство невозможно в данный момент. В конце необходимо поставить дату и подпись заявителя с расшифровкой.
Заявление, подаваемое в суд, должно содержать аналогичные сведения, за исключением того, что в шапке указываются:
- наименование суда;
- данные о должнике, взыскателе и судебном приставе-исполнителе, ведущем дело.
Основания приостановления должны быть только те, которые перечислены в ст. 39 ФЗ № 229 (в заявлении должна быть ссылка на пункт из данной статьи).
Возвращение исполнительного документа.
В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона «Об исполнительном производстве» исполнительный документ, по которому взыскание не производилось или произведено частично, возвращается взыскателю. Возвращение исполнительного документа взыскателю представляет собой аналог оставления заявления без рассмотрения в гражданском или арбитражном судопроизводстве.
В отличие от прекращения исполнительного производства, возвращение исполнительного документа взыскателю не влечет за собой невозможности возобновления исполнительного производства и не препятствует для нового предъявления указанного документа к исполнению в пределах сроков, исчисляемых в соответствии со ст. 14 Федерального закона «Об исполнительном производстве». Здесь имеются в виду случаи наличия требования о возврате исполнительного документа со стороны самого инициатора исполнительного производства — взыскателя, что в полной мере соответствует принципу диспозитивности. Такой возврат возможен в случае, когда взыскатель по каким-либо причинам не желает в данный момент заниматься взысканием с должника. Если же взыскатель отказывается от самого права на взыскание, то в таком случае исполнительное производство прекращается на основании п. 2 ч. 2 ст. 43 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если невозможно исполнить обязывающий должника совершить определенные действия (воздержаться от совершения определенных действий) исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена (п. 2 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).
Если невозможно установить местонахождение должника, его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и иных ценностей, находящихся на счетах, во вкладах или на хранении в банках или иных кредитных организациях, за исключением случаев, когда Законом об исполнительном производстве предусмотрен розыск должника или его имущества (п. 3 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда изменились место жительства гражданина, юридический адрес организации, указанные в судебных актах и исполнительных документах, а установить новые не представляется возможным. В том случае, если объявлен розыск в порядке ст. 65 Федерального закона «Об исполнительном производстве», то на период розыска должника-гражданина или розыска ребенка возможно приостановление исполнительного производства в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 40 Федерального закона «Об исполнительном производстве».
Если у должника отсутствуют имущество или доходы, на которые может быть обращено взыскание, и принятые судебным приставом-исполнителем все допустимые законом меры по отысканию его имущества или доходов оказались безрезультатными (п. 4 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи невозможности фактического исполнения исполнительного документа, в основном о взыскании денежных средств, когда у должника отсутствуют как денежные средства, так и имущество, которое можно реализовать с целью передачи вырученных средств взыскателю.
Если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, не реализованное при исполнении исполнительного документа (п. 5 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). В соответствии со ст. 87 Федерального закона «Об исполнительном производстве» и ст. 350 ГК РФ взыскатель при определенных в указанных нормативных положениях юридических условиях вправе оставить за собой в собственности не проданное с публичных торгов имущество должника в погашение задолженности по исполнительному документу. Однако решение вопроса об оставлении за собой непроданного имущества должника является правом, а не обязанностью взыскателя. Поэтому взыскателю в случае отказа в оставлении за собой имущества должника возвращается исполнительный документ.
Если взыскатель своими действиями (бездействием) препятствует исполнению исполнительного документа (п. 6 ч. 1 ст. 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»). Здесь имеются в виду случаи, когда исполнение невозможно без участия самого взыскателя, а он препятствует реализации исполнительного документа. Например, при исполнении исполнительного документа об участии отдельно проживающего родителя в воспитании ребенка взыскатель не является для совершения данного исполнительного действия, в случае если он ранее заявил ходатайство о принудительном исполнении данного судебного решения.
Заявление о прекращении исполнительного производства судебному приставу
К судебному приставу с таким заявлением заинтересованное лицо обращается, если (часть 2 ст. 43 Закона):
- суд вынес решение о прекращении исполнения выданного им исполнительного документа;
- суд принял отказ взыскателя от взыскания;
- между взыскателем и должником утверждено мировое соглашение;
- отменен судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ;
- отменен или признан недействительным исполнительный документ, на основании которого возбуждено исполнительное производство;
- прекращения исполнения судебного акта;
- внесения записи об исключении юридического лица (взыскателя-организации или должника-организации) из единого государственного реестра юридических лиц;
- алиментные обязательства подлежат прекращению (ст. 120 Семейного кодекса РФ)
- задолженность признана безнадежной к взысканию и т.п.