Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Смягчение ответственности за нарушения валютного законодательства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Ответственность за противоправные операции с валютой
На основании Закона от 13.07.2022 г. № 235-ФЗ существенно уменьшили величину административных штрафов, выписываемых компаниям, ИП и физлицам в связи с проведением противозаконных валютных операций. Под ними подразумевают все валютные операции, которые прямо запрещены законодательством или нарушают его требования. Незаконными операциями считаются (ч. 1 ст. 15.25 КоАП):
- купля-продажа зарубежной валюты и чеков (в т.ч. дорожных чеков), номинальная стоимость которых указывается в зарубежной валюте, минуя уполномоченные банки;
- проведение валютных операций, минуя счет в уполномоченных банках;
- проведение переводов денег без открытия счета в банке.
Ненаказуемая несвоевременность
До введения изменений российские компании-экспортеры и индивидуальные предприниматели попадали под штрафные санкции за любые, даже незначительные, нарушения сроков поступления валютной выручки на счет в уполномоченном банке.
Большинство из них происходило по вине контрагента-нерезидента. В итоге российские компании и индивидуальные предприниматели вынуждены были нести дополнительную финансовую нагрузку, вести переговоры с иностранными контрагентами, оформлять допсоглашения к контрактам на «мелкие просрочки» и представлять их в уполномоченные банки для учета.
Теперь российская организация, которая не обеспечила на свой счет в уполномоченном банке своевременное получение иностранной валюты или рублей по заключенному с иностранной компанией внешнеторговому договору, не привлекается к ответственности по ч. 4 ст. 15.25 КоАП РФ.
Изменения, вводящие ответственность
2.1. Введена ответственность за нарушения, связанные со счетами в иных иностранных организациях финансового рынка
С 2021 г. обязанность представления в налоговые органы уведомлений и отчётности распространяется на зарубежные счета (вклады) резидентов не только в банках, но и в иных организациях финансового рынка.
Рассматриваемый закон вводит ответственность за нарушение этих обязанностей, такую же, как для банковских счетов.
Законом также вводится ответственность за операции по счетам в зарубежных организациях финансового рынка, не допускаемые российским законом. Хотя Банк России разрешил без ограничений все такие операции, ФНС России напомнила, что это разрешение не относится к запрещенным операциям между резидентами и не освобождает от репатриации. За запрещённые операции между резидентами и за нарушение правил репатриации и ранее была возможна ответственность. Однако за списание средств, которые зачислены на счета в зарубежных организациях финансового рынка в рамках запрещённых операций между резидентами, становится возможен штраф по ч. 1 ст. 15.25 КоАП РФ в новой редакции.
Упомянутые выше поправки, устраняющие ответственность, если средства списаны с зарубежного счёта на российский, применяются только к счетам в зарубежных банках, распространять это освобождение на иные организации финансового рынка не стали, – и в этой ситуации изменения тоже не вполне согласованы друг с другом.
Завышенная стоимость контракта.
Вы договорились с контрагентом разбить платежи, перенести часть расходов с одной партии на другую. Другой вариант – Вы с контрагентом увеличили стоимость контракта. Результат — стоимость контракта выросла и оказалась завышенной.
Вас могут заподозрить в незаконном выводе валюты за рубеж.
Юридическое решение – полное документальное оформление и письменное обоснование коммерческих действий бизнеса. Нужно тщательно оформлять переписку, протоколы переговоров, инвойсы, спецификации. подписанными контрагентом обосновывающими повышение стоимости, а также не забыть зафиксировать все Ваши устные договоренности в дополнительных соглашениях.
Совершение сделки, фактически заменяющей договор займа или иную сделку, на совершение которой требуется разрешение специальной правительственной комиссии.
Данный пункт появился в связи с изданием мартовского Указа Президента РФ, связанного с мерами по удержанию валюты в стране. Теперь для выдачи иностранным контрагентам займов или проведения ряда иных сделок будет требоваться заключение правительственной комиссии.
Важно, чтобы совершаемая вами сделка, не подпала под мнимую с точки зрения валютного контроля. Если вашу сделку переквалифицируют, то вас могут обвинить в выводе валюты за рубеж без получения специального разрешения.
Большинство сделок, совершаемых участниками экономических отношений, уже поименовано и подробно описано в законе. Юристы ВЭД используют в работе разъяснения высших судов для национальных договоров, чтобы понимать как сейчас трактуются такие сделки.
Ст. 5 173-ФЗ декларирует пять принципов валютного регулирования и валютного контроля:
- экономические меры в области валютного регулирования являются приоритетными;
- неоправданное вмешательство государства в валютные операции должно быть исключено;
- единство внешней и внутренней валютной политики государства;
- единство системы валютного регулирования и валютного контроля;
- обеспечение защиты прав интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.
Валютный контроль осуществляется как для юридических лиц, так и для физических лиц. Основные цели и функции валютного контроля:
- обеспечение соблюдения требований законодательства при проведении операций с валютами и ценными бумагами, экспортных операций, импортных операций, открытии банковских счетов;
- проверка международных контрактов на соответствие требований нормативных актов;
- выявление и пресечение противозаконных операций.
Методы валютного контроля регламентирует ст. 23 173-ФЗ:
- проведение проверок соблюдения резидентами и нерезидентами норм валютного законодательства;
- проведение проверок полноты и достоверности учёта и отчётности по валютным операциям;
- запрос, получение и анализ документов и сведений, связанных с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов, срок предоставления документов по запросам органов и агентов валютного контроля – от 7-ми рабочих дней со дня подачи запроса;
- выдача предписаний об устранении выявленных нарушений;
- применение установленных законодательством мер ответственности за нарушение валютного законодательства.
Кто осуществляет валютный контроль в Российской Федерации
Согласно положениям ч. 1 ст. 22 173-РФ валютный контроль осуществляют:
- Правительство РФ;
- органы валютного контроля;
- агенты валютного контроля.
Органами валютного контроля в РФ являются (ч. 2 ст. 22):
- Банк России;
- подразделения валютного контроля таможни;
- подразделения валютного контроля налоговой службы.
Ч. 3 ст. 22 определяет уполномоченные банки как агенты валютного контроля, также в их число включены профессиональные участники рынка ценных бумаг и государственная корпорация развития «ВЭБ.РФ».
В соответствии с положениями ч. 6 ст. 22:
- Правительство РФ координирует деятельность органов налогового контроля таможни и налоговой службы, а также их взаимодействие с Банком России (ч. 6 ст. 22);
- Банк России взаимодействует с другими органами валютного контроля, координирует взаимодействие агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией.
Функции органов валютного контроля:
- в функции Банка России при осуществлении валютного контроля входит контроль за осуществлением валютных операций кредитными и некредитными финансовыми организациями (ч. 4 ст. 22);
- органы и агенты валютного контроля осуществляют контроль за валютными операциями других субъектов, резидентов и нерезидентов РФ (ч. 5 ст. 22).
Снижение штрафов за валютные нарушения
Снижение штрафов для участников ВЭД действует с 24 июля 2022 года.
Поправки, внесенные в КоАП РФ, предусматривают:
- уменьшение в 3 раза размера штрафа за незаконные валютные операции резидентов – с 75 – 100 % до 20 – 40 % от суммы незаконной операции либо суммы денежных средств, переведенных с нарушением установленного порядка.
Под незаконными валютными операциями понимаются, в том числе, купля — продажа инвалюты минуя уполномоченные банки, перевод денежных средств без открытия банковского счета с использованием электронных средств платежа через иностранных поставщиков платежных услуг в случаях, не предусмотренных законодательством;
- снижение в 2 раза снижен штрафа за невозврат экспортной выручки по внешнеторговым договорам, расчеты по которым ведутся в рублях – с 3 – 10 % до 3 – 5 %.
Исключение установлено для договоров на экспорт древесины и лесоматериалов. Для них размер санкций остался прежним – 3 — 10 %.
Уголовная ответственность за нарушение валютного законодательства
Уголовная ответственность установлена за такое валютное преступление как невозвращение из-за границы средств в иностранной валюте. Ответственность наступает по статье 193 Уголовного кодекса Российской Федерации к должностным лицам за нарушение репатриации на сумму не менее 5 млн руб.
Согласно статье 193 УК РФ невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк Российской Федерации, наказывается лишением свободы на срок до 3 лет. При этом крупным размером признается сумма невозвращенных средств в иностранной валюте, превышающая 5 миллионов рублей.
Согласно пункту 1 статьи 14 УК РФ валютное преступление — это виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК РФ под угрозой наказания.
Валютное преступление — это преступление средней тяжести со всеми вытекающими отсюда уголовно-правовыми последствиями (рецидив, освобождение от ответственности, освобождение от наказания и прочее), поскольку удовлетворяет условиям признания его таковым в части 3 статьи 15 УК РФ, где преступлениями средней тяжести признаются умышленные и неосторожные деяния, за совершение которых максимальное наказание, предусмотренное УК РФ, не превышает пяти лет лишения свободы.
Согласно статье 8 УК РФ к уголовной ответственности можно привлечь руководителя юридического лица только при наличии в его деянии — действии или бездействии, состава преступления, сформулированного в статье УК РФ.
Рассмотрим подробнее характеристики состава валютного преступления по статье 193 УК РФ.
Субъект преступления — это конкретный преступник. Субъектом валютного преступления является руководитель организации, не возвративший из-за границы иностранную валюту.
Субъективной стороной валютного преступления выступает прямой умысел, поскольку субъект:
1) сознавал, что не возвращает иностранную валюту;
2) желал этого.
В данном случае, используемые в уголовном праве другие признаки субъективной стороны — мотивы и цели невозвращения иностранной валюты значения не имеют и могут выступать только лишь в качестве смягчающих или отягчающих обстоятельств при рассмотрении уголовного дела по существу.
Объектом валютного преступления являются общественные отношения в сфере валютного регулирования и валютного контроля. Данные отношения возникают между уполномоченным банком и юридическим лицом и связаны с возвращением валютных ценностей на территорию Российской Федерации.
Объективную сторону валютного преступления составляет невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк. Понятие «крупный размер» расшифровано в примечании к статье 193 УК РФ. На практике эта сумма, достаточно незначительна, поскольку речь идет о сумме рядовой сделки между организацией и ее иностранным партнером.
Уголовная ответственность за нарушения валютного законодательства
Согласно положениям ст. 19 Закона № 173-ФЗ при осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны представлять уполномоченным банкам информацию:
1) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках получения от нерезидентов на свои счета в уполномоченных банках иностранной валюты и (или) валюты РФ за исполнение обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи нерезидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;
2) об ожидаемых в соответствии с условиями договоров (контрактов) максимальных сроках исполнения нерезидентами обязательств по указанным договорам (контрактам) путем передачи резидентам товаров, выполнения для них работ, оказания им услуг, передачи им информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них, в счет осуществленных резидентами авансовых платежей.
При осуществлении внешнеторговой деятельности резиденты обязаны в сроки, предусмотренные внешнеторговыми договорами (контрактами), обеспечить:
1) получение от нерезидентов на свои банковские счета в уполномоченных банках иностранной валюты или валюты РФ, причитающейся в соответствии с условиями указанных договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них;
2) возврат в Российскую Федерацию денежных средств, уплаченных нерезидентам за неввезенные в Российскую Федерацию (неполученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них.
В случае уклонения от исполнения обязанностей по репатриации денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ наступает уголовная ответственность, предусмотренная ст. 193 УК РФ. Эта статья сформулирована в новой редакции Федеральным законом от 27.05.2013 № 134-ФЭ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» (далее — Закон № 134-ФЭ): «Нарушение требований валютного законодательства РФ о зачислении денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, причитающихся резиденту в соответствии с условиями внешнеторговых договоров (контрактов) за переданные нерезидентам товары, выполненные для них работы, оказанные им услуги, переданные им информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них, а равно нарушение требований валютного законодательства РФ о возврате в Российскую Федерацию на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ, в установленном порядке, денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ в крупном размере, уплаченных одному или нескольким нерезидентам за не ввезенные на территорию РФ (не полученные на территории РФ) товары, невыполненные работы, неоказанные услуги, непереданные информацию и результаты интеллектуальной деятельности, в том числе исключительные права на них».
Таким образом, резидент обязан обеспечить возврат денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ от одного или нескольких нерезидентов на счета резидента в уполномоченном банке или на счета резидента в банках, расположенных за пределами территории РФ.
Следует помнить, что срок возврата денежных средств устанавливается отдельно для каждого внешнеторгового договора (контракта), в связи с чем неисполнение обязательств по каждому внешнеторговому договору (контракту) следует расценивать как самостоятельное, оконченное правонарушение.
Таким образом, в измененной ст. 193 УК РФ установлена ответственность за неисполнение обязанности репатриации не только иностранной валюты (как было ранее), но и рублей; кроме того, к уголовной ответственности могут быть привлечены теперь не только руководители организаций, но и иные лица, от которых зависело исполнение обязанности репатриации; максимальный срок лишения свободы повышен до 5 лет.
Кроме того, в УК РФ введена новая ст. 193.1 «Совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте Российской Федерации на счета нерезидентов с использованием подложных документов».
Статья 193.1 УК РФ предусматривает ответственность за совершение валютных операций по переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на счета нерезидентов с использованием подложных документов. Эта статья — новелла российского уголовного права. Она введена законом «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части противодействия незаконным финансовым операциям» 2013 г.
Объективная сторона данного преступления выражена в следующих действиях: совершение валютных операций п�� переводу денежных средств в иностранной валюте или валюте РФ на банковские счета одного или нескольких нерезидентов с представлением кредитной организации, обладающей полномочиями агента валютного контроля, документов, связанных с проведением таких операций и содержащих заведомо недостоверные сведения об основаниях, целях и назначении перевода.
При решении вопроса о возможной квалификации деяний и по ст. 193,193.1 УК РФ, и по ст. 173 УК РФ необходимо учитывать, что объективная сторона лжепредпринимательства заключается в создании коммерческой организации без намерения осуществлять предпринимательскую или банковскую деятельность, имеющем целью получение кредитов, освобождение от налогов, извлечение иной имущественной выгоды или прикрытие запрещенной деятельности, причинившем крупный ущерб гражданам, организациям или государству. Следовательно, совершение даже разовых реальных хозяйственных операций такой организацией исключает квалификацию деяния по ст. 173 УК РФ. Вместе с тем схема перевода денег за пределы РФ посредством фиктивных фирм может использоваться при легализации (отмывании) денежных средств, полученных преступным путем (как самими представителями такой «фирмы», так и иными лицами), что требует наряду с проверочными мероприятиями по контролю за соблюдением резидентами требований закона, проводимыми подразделениями валютного контроля таможенных органов, привлечения к работе подразделений, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность.
Следует отметить, что незаконный перевод денежных средств за границу при отсутствии реальной внешнеэкономической деятельности с использованием фиктивных документов не образует состава контрабанды, поскольку отсутствует незаконное физическое перемещение товаров через таможенную границу.
По общему правилу, по делам о преступлениях, предусмотренных ст. 193, 193.1 УК РФ, предварительное следствие производится следователями органов внутренних дел РФ (ст. 151 УПК РФ).
Однако по ст. 193, 193.1 УК РФ расследование может производиться также сотрудниками органа, выявившего эти преступления.
Зачастую признаки деяния по ст. 193, 193.1 УК РФ выявляются органами ФТС России. При наличии признаков преступления по ст. 193, 193.1 УК РФ органы ФТС России вправе возбудить уголовное дело и в течение десяти суток произвести неотложные следственные действия (ст. 157 УПК РФ).
Какие выводы были сделаны судом (ответственность за нарушение валютного законодательства)
В ходе судебного разбирательства и при вынесении решения Арбитражным судом судья обратил внимание на следующие моменты:
- Чтобы привлечь налогоплательщика к ответственности по статье 15.25 КоАП РФ, необходимо соблюсти одно важное условие — ИФНС РФ должна доказать, что резидент (в нашем случае таковым является ОАО «Тихоокеанское Управление Промысловой Разведки и Научно-Исследовательского Флота») допускал противоправное поведение, вследствие чего невозможно было получить товары или вернуть уплаченные деньги. Мало подтвердить тот факт, что резидент не выполнил обязанности по возврату средств, которые были ранее уплачены в качестве аванса нерезиденту за услуги, которые в итоге не были им оказаны. В противном случае, для налогоплательщика не может наступить ответственность за нарушение валютного законодательства по упомянутой выше статье Кодекса об административных правонарушениях.
- В рассматриваемом нами случае резидент (заказчик) не совершал противоправных действий, препятствующих возврату денег или получению товаров. Представитель ИФНС РФ не представил суду каких-либо документальных доказательств на этот счет.
- Тот факт, что срок действия договора (прописанный в тексте самого контракта) между заказчиком и иностранной компанией истек, еще не означает, что оговоренные обязательства не были исполнены сторонами. Вывод ИФНС о том, что исполнитель не ремонтировал морское судно до момента прекращения договора, не обоснован.
- Согласно указаниям п. 3 ст. 425 ГК РФ, окончание срока действия контракта безусловно не влечет прекращение обязательств заказчика и исполнителя по договору (если только такое условие не оговорено в тексте самого договора). К тому же, ОАО представило суду дополнительное соглашение к договору с иностранной организацией, предусматривающее продление срока действия договора.
- Поскольку ОАО и иностранная компания, являющиеся сторонами договора подряда, исполнили свои обязательства друг перед другом в полном объеме, оснований для возврата аванса заказчику не имеется. Истец подтвердил тот факт, что деловой партнер исполнил свои обязательства, представив суду подписанный сторонами акт выполненных работ (с пунктами о полной оплате ремонтных работ, об отсутствии претензий у сторон договора). Обязательства действительно были исполнены уже по окончании срока действия договора, но это не имеет правового значения.
Порядок проведения валютных операций физлицами
Физлица вправе покупать и продавать иностранную валюту исключительно в головных офисах, подразделениях, филиалах и операционных офисах банковских организаций. Ранее существовали специальные пункты обмена валюты, но они были упразднены несколько лет назад. Физлица обязаны заполнять заявления при проведении обменных операций, в котором указывают свои паспортные данные.
Важно! При проведении операции по обмену валюты на более чем 40 тыс. рублей, то банк кроме паспортных данных вправе запросить также дополнительную информацию. Данные требования предусмотрены законом о противодействии терроризму, согласно которого Росфинмониторингом отслеживаются сделки на сумму более 600 тыс. рублей.
У банка есть право сообщить о совершаемой сделке независимо от ее суммы, в том случае если она кажется ему подозрительной. И в проведении этой сделки банк вправе отказать.
При исполнении условий договора на предоставление беспроцентного займа, заключенного с ZODIPOLJS LIMITED, компания не предоставила в уполномоченный банк заявление о переоформлении паспорта сделки, документы и информацию, которые необходимы для переоформления паспорта сделки, в срок, установленный п.8.4 Инструкции Банка РФ от 04.06.2012 г. №138-И «О порядке представления резидентами и нерезидентами уполномоченным банкам документов и информации, связанных с проведением валютных операций, порядке оформления паспортов сделок, а также порядке учета уполномоченными банками валютных операций и контроля за их проведением», а именно не позднее 29.01.2016 г. (пятница).
Компания просрочила указанный срок и, соответственно, была привлечена административным органом к ответственности.
Ответственность на основании Указа Президента РФ от 14.06.1992 N 629 «О частичном изменении порядка обязательной продажи части валютной выручки и взимания экспортных пошлин»
В соответствии с п.8 названного Указа валютная выручка от экспорта или реализации за иностранную валюту на территории РФ товаров (работ, услуг) подлежит обязательному зачислению на счета в уполномоченных банках на ее территории, если иное не разрешено ЦБ РФ.
За нарушение указанного порядка этим же пунктом предусмотрена ответственность юридических лиц в виде штрафа в размере всей сокрытой выручки, налагаемого органами Министерства по налогам и сборам РФ и органами валютного контроля.
Таким образом, для применения ответственности по Указу N 629 необходимы следующие условия, доказать наличие которых обязаны контролирующие органы:
- наличие валютной выручки, т.е. договор должен предусматривать оплату товаров (работ, услуг) иностранной валютой. Если договор не предусматривает оплату или предусматривает оплату, но не в валюте, то ответственность в соответствии с Указом применяться не может;
- факт получения валютной выручки. Для привлечения лица к ответственности необходимо доказать, что валютная выручка была им получена; если выручка не получена, то и зачислить ее нельзя (Постановление Президиума ВАС РФ от 13.07.1999 N 8272/98);
- факт незачисления валютной выручки, т.е. непоступление инвалюты в установленный срок. Зачисление должно быть осуществлено не позднее 30 дней с момента совершения платежа в пользу резидента (п.7 Письма Госбанка СССР от 24.05.1991 N 352 «Основные положения о регулировании валютных операций на территории СССР»).
Другими словами, необходимы факты, подтверждающие, что резидент, который мог бы распорядиться валютной выручкой надлежащим образом (зачислить ее), этого не сделал.
Следует обратить внимание, что формулировка «взыскание всей сокрытой выручки» не означает, что ответственность в соответствии с Указом N 629 не применяется в случае, если выручка хотя и не была зачислена на счет, но и не сокрыта (отражена в учете и отчетности) (Постановления Президиума ВАС РФ от 11.03.1997 N 3045/95 и от 30.11.1995 N 5330/95). Ответственность установлена за сам факт нарушения и не ставится в зависимость от наличия или отсутствия в этом умысла (сокрытия валютной выручки).
О видах банковского валютного контроля
Существует несколько разновидностей валютного контроля в банке:
- Предварительный. Включает в себя все то, что происходит до непосредственного проведения валютных операций. Например, это может быть сбор и подготовка документов. Некоторые финансовые организации могут предварительно обсуждать проект соглашения с иностранным контрагентом, предоставляя ему рекомендации от представителей отдела валютного контроля. При этом, для физлиц предварительный валютный контроль отсутствует.
- Текущий. Происходит на этапе отправки или получения перевода. В ходе текущего контроля банк проводит проверку документов. При обнаружении несоответствий, операция может быть отклонена.
- Последующий. Происходит по завершении сделки, на этапе, когда банк подает отчет в контролирующие органы.