Порядок избрания Президента РФ

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок избрания Президента РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Например, не стоит забывать, что существует так называемый ценз оседлости. Это что-то вроде очередного ограничения для граждан, желающих баллотироваться в президенты. И действует оно в отношении длительности проживания гражданина. Довольно серьезный момент, который способен доставить массу неудобств некоторым кандидатам. Хотя на практике казусы с оседлостью почти не возникают.

Президент с точки зрения российского законодательства

Права, полномочия и обязанности Президента РФ закреплены, в первую очередь, в положениях Главы 4 Конституции РФ. В основном же документе также излагаются и главные требования к претендентам на должность Президента. Кроме этого, указывается и механизм, в соответствии с которым проводятся выборы – тайное всенародное голосование дееспособных граждан. Однако Конституция регулирует лишь самые основные требования к кандидатам в Президенты РФ, к каковым относится:

  • Возраст кандидата. Статья 81 Конституции предусматривает, что избран в качестве Президента может быть лишь кандидат, достигший 35-летнего возраста. При этом достичь 35-летнего возраста необходимо к моменту регистрации в качестве кандидата, а не к моменту всенародного голосования или вступления в должность.
  • Гражданство. К участию в выборах Президента Российской Федерации допускаются лишь лица, являющиеся полноправными гражданами РФ.
  • Срок гражданства. Кандидаты должны не просто иметь российское гражданство, но и находиться в нём в течение не менее чем 10 лет до момента голосования.
  • Правовой статус. Не может подавать свою кандидатуру на участие в выборах лицо, каковое уже занимало президентское кресло на протяжении предыдущих двух сроков президентского правления подряд.

Более подробно действующие нормативы, касающиеся порядка регистрации кандидатов в Президенты РФ, а также проведения таковых выборов и требований, предъявляемых к кандидатам, соответственно положениям статьи 81 Конституции определяются соответствующим Федеральным законом. Таковым является ФЗ №19 от 10.01.2003. Данный закон регулярно обновляется и дополняется нормативами с целью обеспечения эффективной защиты национальной безопасности и независимости Российской Федерации в целом и Президента в частности.

Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

Постановка цели, выбор направления

Тот, кто вознамерился стать президентом, должен четко наметить цели и осознать пути, какими они могут воплотиться в жизнь. Глава государства обязан действовать во благо народа. От того, в каком направлении будет двигаться страна, какие меры для этого будут предприняты, зависит рост и укрепление государства, благосостояние его граждан.

Важно! «Не навреди», – одно из важнейших правил в работе президента.

Президент должен стать настоящим лидером, сильным духом и с твердым внутренним стержнем. Только за сильным достойным вожаком идет народ. Мало иметь представление о функционировании экономики, промышленной и других сфер, быть подкованными юридически и обладать выдающимся умом. Потребуется умение принимать решения, не рассуждать о необходимости роста зарплат, пенсий и снижении налогов, а реализовывать свои начинания на практике. Придется выработать план действий, подразумевающий укрепление государства, строго его придерживаться, ни в коем случае не останавливаясь на достигнутом.

Отличия в системах президентства разных стран

Функции и полномочия первого лица государства, его конституционно-правовой статус в разных странах может заметно отличаться. Мировая конституционная практика знает основные виды республик:

Характеристики/виды Президентские Парламентские Смешанного типа
Кто избирает Население страны Парламент или специальная коллегия Население
Какую роль исполняет Глава исполнительной власти, высшее должностное лицо с ведущей ролью в госуправлении. Формирует правительство Глава государства, осуществляющий в основном представительские функции Глава государства

Формирует правительство, контролируемое парламентом. Обладает правом роспуска парламента.

В каких странах принята США, РФ, многие страны Латинской Америки и Африки Италия, ФРГ, Индия Литва, Португалия, Франция,
Читайте также:  Новые правила работы с больничными листами

Особым статусом отличается президент Ирана. Он, как все органы власти страны и должностные лица подчиняется аятолле, высшему религиозному иерарху.

Статья 81. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть.

1. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть лет гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

2. Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 25 лет, не имеющий и не имевший ранее гражданства иностранного государства либо вида на жительство или иного документа, подтверждающего право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства. Требование к кандидату на должность Президента Российской Федерации об отсутствии у него гражданства иностранного государства не распространяется на граждан Российской Федерации, ранее имевших гражданство государства, которое было принято или часть которого была принята в Российскую Федерацию в соответствии с федеральным конституционным законом, и постоянно проживавших на территории принятого в Российскую Федерацию государства или территории принятой в Российскую Федерацию части государства. Президенту Российской Федерации в порядке, установленном федеральным законом, запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации.

3. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков.

3.1. Положение части 3 статьи 81 Конституции Российской Федерации, ограничивающее число сроков, в течение которых одно и то же лицо может занимать должность Президента Российской Федерации, применяется к лицу, занимавшему и (или) занимающему должность Президента Российской Федерации, без учета числа сроков, в течение которых оно занимало и (или) занимает эту должность на момент вступления в силу поправки к Конституции Российской Федерации, вносящей соответствующее ограничение, и не исключает для него возможность занимать должность Президента Российской Федерации в течение сроков, допустимых указанным положением.

4. Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

Сбор подписей в поддержку кандидатов, списков кандидатов

Необходимо остановиться подробнее на процедуре сбора подписей избирателей, поскольку несоблюдение законных требований может повлечь для кандидатов отказ в регистрации.

Во-первых, ФЗ «Об основных гарантиях…» устанавливает необходимое минимальное и максимальное число подписей в подписных листах. При их сборе в едином избирательном округе необходимо 0,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории избирательного округа; в одномандатных и многомандатных избирательных округах – 0,5 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, указанного в схеме одномандатных избирательных округов, но не может составлять менее 10 подписей.

На выборах депутатов законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ количество подписей составляет 3 % от числа избирателей, зарегистрированных на территории соответствующего избирательного округа, но не может составлять менее 60 подписей для многомандатного округа.

Подписные листы изготавливаться за счет средств избирательного фонда кандидата или партии. На выборах в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации подписи могут собираться со дня оплаты изготовления подписных листов. На выборах в органы местного самоуправления – со дня, следующего за днем уведомления комиссии о выдвижении кандидата.

Кандидат либо политическая партия имеют право заключать с лицом, достигшим 18 лет и не лишенным дееспособности, соответствующий договор о сборе подписей, оплата труда по которому осуществляется только из средств избирательного фонда кандидата или избирательного объединения.

Подписи могут собираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом в том избирательном округе, в котором выдвинут кандидат, список кандидатов.

Избиратель ставит в подписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывают свои фамилию, имя, отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования – дополнительно число и месяц рождения), адрес места жительства, серию, номер паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Данные об избирателе могут вноситься по просьбе избирателя лицом, осуществляющим сбор подписей, при этом подпись и дату ее внесения избиратель ставит собственноручно. Данные вносятся только рукописным способом. использование карандашей не допускается.

За одного и того же кандидата избиратель может поставить подпись один раз. Однако это не исключает возможности поддержать им выдвижение нескольких кандидатов.

Участие органов государственной власти, органов местного самоуправления, органов управления организаций независимо от формы собственности, учреждений, членов избирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей, равно как и принуждение избирателей в процессе сбора подписей и их вознаграждение за внесение подписи, не допускается. Сбор подписей на рабочих местах, в процессе и в местах выдачи заработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, а также при оказании благотворительной помощи запрещается.

Читайте также:  Обращение взыскания на имущество супруга должника

Подписи, собранные с нарушением требований избирательного законодательства, являются недействительными.

Подписи, проставленные одним лицом от имени другого лица, являются недостоверными.

Каждый подписной лист должен быть заверен подписью уполномоченного представителя избирательного объединения, кандидата путем внесения подписи и даты ее внесения, а также лица, осуществлявшего сбор подписей путем собственноручного указания своей фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства, серии, номера и даты выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименования или кода выдавшего его органа, а также ставит свою подпись и дату ее внесения.

Выдвижение и регистрация кандидатов на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации

Каждый субъект РФ в заданных пределах самостоятельно определяет число лиц, необходимое для поддержки кандидата.

В случае наличия в субъекте РФ избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов и городских округов или избранных на муниципальных выборах глав внутригородских муниципальных образований, их число должно составлять от 5 до 10 процентов от общего числа указанных глав и депутатов муниципального уровня. Точное количество, необходимое для поддержки кандидата, также определяется законодательством субъекта РФ.

Лицо, обладающее правом поддержки, проставляет подпись только за одного кандидата. Подпись должна сопровождаться указанием даты и времени ее проставления, а также должна быть нотариально заверена. Ее отзыв невозможен.

В случае нарушения требования Закона о поддержке только одного кандидата, действительной считается подпись, проставленная по дате ранее остальных.

Дискуссионным является положение ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» об особенностях поддержки кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта РФ в случае ее выборности (п. 3 ст. 18), получившего название «муниципальный фильтр». Его суть заключается в том, что согласно требованиям Закона кандидат должен быть поддержан депутатами представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта РФ. Законодатель определил, что поддержка выражается в проставлении подписи в поддержку кандидата. Необходимое количество подписей может составлять от 5 до 10 процентов от общего числа указанных депутатов и числа избранных на муниципальных выборах и действующих глав муниципальных образований.

Подготовка и проведение выборов

Для того, чтобы подготовить и провести выборы Президента России создают избирательные комиссии: Центральную, региональные, территориальные и участковые.

Решения вышестоящих избирательных комиссий должны выполняться нижестоящими комиссиями. В ходе своей работы они сообщают избирателям:

  • о порядке и сроках реализации избирательных действий;
  • о зарегистрированных кандидатах;
  • о политических партиях, от которых выдвинуты кандидаты;
  • о том, как проходит избирательная кампания.

Голосование по выборам Президента России проходит на избирательных участках, которые образуются согласно требованиям избирательного законодательства. На каждом участке участковые комиссии составляют списки избирателей. Их форма установлена Центризбиркомом РФ.

Учреждение поста Президента РФ

На территории РСФСР, предшественницы Российской Федерации, пост Президента был введен на основании общенародного референдума, проведенного 17 марта 1991 г. Первоначально, после референдума, срок полномочий был определен на 5 лет с правом занимать этот пост не более двух сроков подряд. Однако, при принятии Конституции РФ в 1993 г. срок полномочий Президента был сокращен до 4-х лет. С 2008 г. срок снова был увеличен уже до шести лет.

На основании референдума 2020 г. в Конституцию были внесены ряд поправок, предусматривающих, в том числе, возможность избираться Президентом неограниченное количество раз. Также полномочия Президента РФ были значительно расширены, а Председателя Правительства — сужены.

Самовыдвижение кандидатов в Президенты

Гражданин, который самостоятельно желает выдвинуться кандидатом в Президенты, сначала должен организовать инициативную группу избирателей в количестве не меньше 500 человек. Все они должны подписаться под ходатайством о поддержке кандидата. Самому кандидату нужно подписать соответствующее заявление о желании баллотироваться. С даты официального опубликования решения о назначении выборов Президента у кандидата есть 20 дней на представление данных документов в Центральную избирательную комиссию РФ. Не позднее, чем через 5 дней после приема бумаг, Центральная избирательная комиссия РФ должна зарегистрировать группу избирателей и ее уполномоченных представителей. После чего уполномоченные представители получают регистрационные свидетельства или решение об отказе в их регистрации.

Статья 81. Президент Российской Федерации избирается сроком на шесть…

Но и это еще не все. Какие требования к кандидату в президенты РФ выдвигаются, помимо возрастного ценза и оседлости? Ведь не может быть так мало особенностей! Должность главы государства крайне ответственна, а значит, потенциальные руководители отбираются с особым вниманием.

Читайте также:  Удержание из заработной платы по исполнительному листу

Действительно, на всем этом не заканчиваются требования. Следующий пункт, который придется учитывать, если вы хотите баллотироваться в президенты — это ваше гражданство. Согласно современным законам, только гражданин Российской Федерации может быть кандидатом на пост главы государства. Иностранные граждане не имеют такой возможности. И лица без гражданства в том числе. Иначе говоря, только россиянин имеет право на участие в выборах в качестве непосредственного участника. В принципе, очевидный факт, который, как правило, вовсе упоминать не стоит — все и так понятно.

Отдельного внимания требуют избиратели. Они играют для выборов важную роль. И к ним, как ни странно, тоже выдвигаются определенные требования для участия. К счастью, их значительно меньше, чем у кандидатов на пост главы государства. Какие действуют ограничения, согласно закону «О выборах Президента РФ»?

Для начала — это то, что участвовать в процессе имеет право только совершеннолетний гражданин России. Такой человек может прийти и отдать свой голос в пользу того или иного кандидата в назначенный день. Правда, немаловажным моментом является то, что избиратель еще и дееспособным признан должен быть. То есть адекватным. Недееспособные граждане участвовать в выборах даже в качестве избирателей не могут.

Обратите внимание на еще одну небольшую особенность. Гражданин России, пришедший на выборы, имеет только один голос. И отдать его можно лишь в пользу одного кандидата на пост главы государства. Такой подход гарантирует равную и законную борьбу в процессе выборов. Поэтому избирателям стоит хорошенько подумать, прежде чем отдавать свой голос тому или иному участнику.

Что меняется в избирательном законодательстве

Как только ЦИК одобрил кандидатуру, можно начинать предвыборную агитацию, несмотря на то, что возможности кандидата немного ограничены.

Не вправе агитировать за претендентов на президентский пост:

  • государственные и муниципальные органы власти и служащие, исключая самих кандидатов;
  • международные организации и общественные движения, иностранные граждане;
  • воинские части и организации;
  • благотворительные и религиозные организации, а также их члены и участники религиозных организаций при совершении обрядов и церемоний;
  • представители СМИ при осуществлении профессиональной деятельности;

Важно! На телевидении, радио и в печати ваши призывы смогут появиться только за 28 дней до голосования.

Кандидаты спешат представить собственные программные заявления, в которых обычно указывают основные направления своей деятельности на высоком посту и способы достижения этих целей. Они вывешивают тексты (или тезисы) программ на своих сайтах, ездят по российским регионам, встречаются с избирателями, лично разъясняя свою позицию. Их задача – продемонстрировать своим избирателям, что их настроения и запросы хорошо известны, что те же проблемы беспокоят и будущего президента, что предлагаемая программа намечает конкретные шаги по их решению. От того, как это удастся претенденту, прямо зависит, как много россиян окажут ему доверие и отдадут за него свои голоса.

Тот, кого поддержит более половины россиян, пришедших на избирательные участки, считается победившим.

Функции и полномочия первого лица государства, его конституционно-правовой статус в разных странах может заметно отличаться. Мировая конституционная практика знает основные виды республик:

Характеристики/виды Президентские Парламентские Смешанного типа
Кто избирает Население страны Парламент или специальная коллегия Население
Какую роль исполняет Глава исполнительной власти, высшее должностное лицо с ведущей ролью в госуправлении. Формирует правительство Глава государства, осуществляющий в основном представительские функции Глава государства

Формирует правительство, контролируемое парламентом. Обладает правом роспуска парламента.

В каких странах принята США, РФ, многие страны Латинской Америки и Африки Италия, ФРГ, Индия Литва, Португалия, Франция,

Особым статусом отличается президент Ирана. Он, как все органы власти страны и должностные лица подчиняется аятолле, высшему религиозному иерарху.

В каких случаях ЦИК откажет в регистрации кандидата?

ЦИК отказывает в регистрации или отменяет решение о регистрации кандидата в случае, если:

  • кандидат нарушил правила выдвижения, не представил необходимые документы для регистрации;
  • органы государственных доходов выявили, что сведения о доходах и имуществе в представленных декларациях являются недостоверными;
  • кандидат не соответствует требованиям, предъявляемым к нему Конституцией и законом «О выборах»;
  • в предвыборной кампании кандидат использует своё должностное или служебное положение;
  • кандидат проводит предвыборную агитацию до окончания срока регистрации кандидатов, в день выборов либо предшествующий ему день;
  • суд установил факт распространения кандидатом и (или) его доверенными лицами ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого кандидата, подрывающих его деловую репутацию;
  • суд установил факты подкупа кандидатом и его доверенными лицами избирателей;


Похожие записи:

Добавить комментарий