Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Российская империя: начало становления». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В 1870 г. была проведена городская реформа, которая обеспечила создание системы городского самоуправления. Создавались выборные городские думы, членов которых избирали все налогоплательщики города. Городская дума избирала исполнительную власть — городскую управу во главе с председателем.
«Если бы Александр II в условиях общественного подъема завершил ряд реформ по созданию представительной, хотя даже законодательного учреждения вслед за земской, а еще лучше — за судебной реформой, — это было бы шагом к конституционной монархии, реализовало бы идею дворянских революционеров о «революции сверху». Но на эту высоту Александр II не поднялся. Начало преобразований в 1860-х годах не достигло своего логического финиша, самодержец до «революционера сверху» не дошел. Именно это и заставило русское освободительное движение изменить надежду на «революцию сверху» на лозунг «К топору зовет Русь!». Самодержавие потеряло уникальную возможность политической модернизации страны. На повестку дня стала подготовка революции в ее классической форме».
Эпоха Александра II вошла в историю России как «эпоха великих реформ», открывающей пути построения государства парламентского типа. Реформы Александра II, были вызваны насущной необходимостью приспособить к требованиям современного государства юридические и административные институты страны, привели в которое к укреплению изначального союза между престолом и дворянами, не сделав, в отличие от реформ Петра I, никаких существенных изменений в общественных связях.
В начале XIII века Русь состояла из примерно 15 княжеств. Однако естественный ход централизации оказался перечёркнут монгольским нашествием (1237—1240). Дальнейшее объединение русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками.
В XIV веке большая часть русских земель оказалась объединена вокруг Вильны — столицы возникшего Великого княжества Литовского и Русского. В течение XIII—XV веков во владении великих литовских князей из рода Гедиминовичей оказались Городенское, Полоцкое, Витебское, Турово-Пинское, Киевское княжества, а также большая часть Черниговщины, Волынь, Подолье, Смоленщина и ряд других русских земель. Тем самым ушло в прошлое единоличное правление Рюриковичей и родовое единство Руси. Присоединение земель происходило как военным, так и мирным путём.
Конец XV — начало XVI веков стал своеобразным рубежом, после которого присоединяемые к России земли составляли с ней единое целое. Процесс присоединения остального наследства Древней Руси растянулся ещё на два столетия и к этому времени там набрали силу собственные этнические процессы.
В 1654 году к России присоединилась Левобережная Украина. Земли Правобережной Украины (без Галиции) и Белоруссии вошли в состав Российской империи в результате второго раздела Речи Посполитой в 1793 году.
«Российское царство (и в понятийном, идеологическом, и в институциональном плане) имело два источника: „царство“ (ханство) Золотой Орды и византийское православное царство (империя)».
Одним из первых, кто сформулировал новую идею царской власти московских князей, был митрополит Зосима. В сочинении «Изложение пасхалии», поданном московскому собору в 1492 г., он подчеркивал, что Москва стала новым Константинополем благодаря верности Руси Богу. Сам Бог поставил Ивана III — «нового царя Константина новому граду Константину — Москве и всей Русской земли и иным многим землям государя».Таким образом, Иван IV был первым царем, венчанным на царство. Это произошло 16 января 1547 года.
История Российской Империи оборвалась 1 сентября 1917 года по старому стилю. Именно в этот день была провозглашена Республика. Провозгласил это Керенский, который по закону не имел на это право, поэтому объявление России Республикой можно смело назвать незаконным. Полномочия для такого провозглашения были только у Учредительного Собрания. Падение Российской Империи тесно связано с историей ее последнего императора, Николая 2. Этот император обладал всеми качествами достойного человека, но имел характер нерешительный. Именно из-за этого в стране и произошли те беспорядки, которые стоили самому Николаю 2 жизни, а Российской империи – существования. Николай 2 не сумел жестко пресечь революционную и террористическую деятельность большевиков в стране. На это правда были и объективные причины. Главная из которых, первая мировая война, в которую Российская Империя была вовлечена и измотана в ней. На смену Российской Империи пришел новый тип государственного устройства страны – СССР.
Капиталистические отношения в промышленности
Либеральные реформы 1860-70-х гг. и отмена крепостного права стимулировали развитие в России капитализма. После непродолжительного спада начала 1860-х гг., вызванного необходимостью перестройки хозяйственной системы страны, начинается период устойчивого промышленного роста.
Увеличивается количество предприятий, использовавших вольнонаёмный труд, возрастает протяжённость железных дорог, которые соединили разные хозяйственные районы и стимулировали интенсификацию торговых отношений. Центром сети железных дорог была Москва. Большое значение имело открытие железнодорожного сообщения между Москвой и Нижним Новгородом (1862 г.). Благодаря этому была установлена связь центральных губерний и заграничных рынков с Нижегородской ярмаркой и портами на Волге, которая продолжала оставаться ключевой транспортной магистралью России.
Москву и южные хлебородные губернии соединила ветка, построенная в 1869 г. (Москва — Рязань — Воронеж). В связи с этим большие перспективы открывало рязанское направление, так как оно позволяло продолжить железнодорожные пути через Самару к Уралу. Таким образом, железная дорога достигла Сибири, и в 1891 г. приступили к строительству Транссибирской магистрали. К 1894 г. общая протяжённость российских железных дорог составляла почти 28 тыс. вёрст.
Все эти изменения способствовали накоплению капиталов и развитию капиталистических отношений в промышленности. К 1880-м гг. был завершён промышленный переворот, сформировались основные экономические районы (Московский, Петербургский, Уральский, Южный). В 1860-90-х гг. объём промышленного производства в России вырос в семь раз. Наиболее мощным считался Московский район. Он опирался на развитую сеть кустарных промышленных предприятий, расположенных в центральных губерниях (Московской, Владимирской, Костромской, Ярославской, Тверской).
Москва почти сравнялась с Санкт-Петербургом по количеству населения (согласно переписи 1897 г. — 601 тыс. человек), постепенно обретая черты промышленно-капиталистического города. Источником формирования рабочего класса крупных городов преимущественно было крестьянство, приходившее на заработки.
Широко привлекались иностранные капиталовложения. Инвесторов из стран Западной Европы привлекала дешёвая рабочая сила, богатая аграрно-сырьевая база, что создавало предпосылки быстрой окупаемости производства и получения высоких прибылей. Большая часть иностранных вливаний поступала в каменноугольную, металлургическую и машиностроительную отрасли.
Весомые успехи были в текстильной промышленности, которая сохраняла роль ведущей отрасли производства. В 1861-1881 гг. в России наблюдался двукратный рост потребления хлопчатобумажных тканей на душу населения. Это объясняется вытеснением льняных тканей, изготовленных в домашних условиях.
С середины 70-х гг. XIX в. одним из важнейших центров горной и металлургической промышленности становится Донецкий бассейн. Быстро увеличиваются объёмы нефтедобычи в Баку, который к началу XX в. приобретает статус одного из центров мировой нефтяной промышленности. На территории Прибалтики и в Санкт- Петербурге открывается ряд машиностроительных предприятий.
Отечественное машиностроение пореформенного периода ещё не производило достаточно паровозов и вагонов для удовлетворения нужд стремительно разраставшейся железнодорожной сети. Подвижной состав закупали за рубежом. Но меры, предпринятые правительством в плане поддержки русского машиностроения, привели к тому, что уже с конца 1870-х гг. по железным дорогам стали ходить в основном отечественные составы.
Экономика России постепенно интегрировалась в мировое хозяйство. Это имело не только положительные, но и отрицательные последствия. Так, в 1873 г. Россия оказалась впервые затронута мировым промышленным кризисом.
Развитие промышленного капитализма в России имело ряд особенностей. Наряду с машинным сохранялось и мелкотоварное, мануфактурное производство. Наблюдались диспропорции в территориальном размещении промышленных предприятий (развитые северо-западный, центральный и южный районы и малоосвоенные Средняя Азия, Сибирь). Неравномерно были развиты и отрасли. Лёгкая промышленность (текстильная, пищевая) всё ещё опережала тяжёлую промышленность и машиностроение. Рост промышленного производства стимулировал процессы урбанизации.
Капиталистические отношения в сельском хозяйстве
В сельское хозяйство капиталистические отношения проникали медленнее, чем в промышленность. Оно продолжало развиваться экстенсивным путём за счёт расширения посевных площадей. Развитие села тормозило наличие крестьянских общин, помещичьей собственности на землю (77 % от общего объёма пахотных земель), что затрудняло возможность выделения сельской буржуазии, ориентированной на рыночное товарное производство, и сохраняло высокий уровень напряжённости во взаимоотношениях крестьян и помещиков.
В эти годы серьёзной проблемой для русской деревни стал мощный демографический взрыв. В его основе лежало несколько причин: во-первых, земская медицина способствовала сокращению младенческой и детской смертности, во-вторых, продолжала расти рождаемость. Этот процесс имел неоднозначные последствия. Если в губерниях Нечерноземья, где крестьяне часто уходили за дополнительным заработком в города, увеличение количества рабочих рук облегчало жизнь, то в Чернозёмной полосе ситуация только ухудшилась. Из-за отсутствия крупных городов и промышленных предприятий идти на заработки крестьянам было некуда. Переселению в Сибирь мешали власти, обеспокоенные тем, что у помещиков не будет достаточного количества рабочих рук. В результате за 1861-1891 гг. в европейской части России средняя величина наделов сократилась в два раза, а в губерниях Черноземья даже больше. Это приводило к повсеместному обезземеливанию крестьян.
Из положительных черт следует отметить заметное увеличение товарности сельского хозяйства, формирование региональной специализации (товарный хлеб выращивали в Черноземье и Новороссии, мясомолочную продукцию производили в северных и северо-восточных губерниях, Центральный район специализировался на картофеле, льне и других технических культурах). Экспорт зерна из России к 1881 г. превысил 200 млн пудов, что в три раза превышало показатели 1861 г. Не в последнюю очередь это стало возможным благодаря динамичному расширению железнодорожной сети, позволявшей наладить вывоз хлеба к портам. Россия закрепила за собой статус лидера мирового экспорта зерновых.
Среди помещичьих хозяйств преобладали отработочные, капиталистические и смешанные. В отработочных хозяйствах крестьяне обрабатывали земли помещиков собственным инвентарём, что было обусловлено их малоземельем. Отработочная система отличалась низкой продуктивностью и была распространена в Центральночернозёмном районе и на Поволжье. Суть капиталистической системы состояла в вольном найме крестьян, которые обрабатывали земли помещиков их инвентарём. Такой подход благоприятствовал скорейшему внедрению технических новшеств и повышал товарность подобных хозяйств. Они преобладали на Правобережной Украине, в Западной Белоруссии, Прибалтике.
К концу XIX в. завершилось складывание всероссийского сельскохозяйственного рынка. Южные области Украины, чернозёмные районы центра страны и Поволжья поставляли на рынок зерновые культуры, северо-западные губернии развивали молочное скотоводство, а юго-восточные — мясное.
«НЕ УДАРИТЬ В ГРЯЗЬ ЛИЦОМ…»
С различной долей успеха дело Петра продолжили его наследники и, главным образом, Екатерина Великая, усилиями которой Россия упрочила своё положение в кругу европейских держав и стала влиятельным участником мировой политики. Со временем западное влияние становилось всё более ощутимым. И не только потому, что французский язык «отделил» господ от простого люда, а влияние западной культуры проникло в повседневность общества. Главное — это перенесение на русскую почву идей великой французской философии, подарившей XVIII столетию почётный «титул» «века Просвещения». В результате одни россияне нашли в западноевропейском устройстве образцы для подражания, другие же обрели зримого врага, нацеленного, по их мнению, на разрушение устоев русской жизни. Основная масса дворянства оставалась приверженной идеалам старины, но со временем тенденция усматривать на Западе образцы реформирования становилась всё более очевидной.
Екатерина II переписывалась с Вольтером иДидро. Последний собственноручно скопировал свои основные произведения, затем с почтением отослал их «Северной Семирамиде» и даже несколько месяцев по приглашению императрицы прожил в Санкт-Петербурге. В 1767 году для выработки нового свода законов (Соборное уложение 1649 года царя Алексея Михайловича безнадёжно устарело) была созвана Уложенная комиссия. По образцу Земских соборов XVII века члены комиссии избирались от различных сословий, а не назначались властью. Екатерина в своём «Наказе» Уложенной комиссии старалась «не ударить в грязь лицом» и предстать перед всем миром «философом на троне». «Наказ», по сути, оказался компиляцией представлений просветителей об устройстве государства, почерпнутых Екатериной, главным образом, из сочинения Монтескьё «О духе законов», названного ею «молитвенником монархов со здравым смыслом».
В современной историографии «Наказ» считается манифестом «просвещённого абсолютизма». Екатерина II, очевидно, даже не задумывалась об ограничении самодержавной власти. Она утверждала, что только самодержавие «может действовать сходно с пространством столь великого государства» и «всякое другое правление не только было бы для России вредно, но и в конец разорительно». Это утверждение императрицы находилось в явном противоречии с идеей Монтескьё о том, что «обширные пространства государства способствуют возникновению деспотизма».
Совершенно очевидно, что императрица не последовала советам французского философа, оставив без изменения самодержавный принцип государственного устройства. Иное дело крепостное право. В документе ничего не говорится о необходимости его отмены, но, как известно, «Наказ» в первоначальном виде до нас не дошёл. Тот документ, который мы сегодня имеем, — результат компромисса. А. Б. Каменский уверен, что в первоначальной редакции Екатерина II предложила способ постепенной ликвидации крепостного права — объявление свободными крестьян при продаже земли одним помещиком другому4Каменский А.Б. «Под сению Екатерины»… Санкт-Петербург, 1992. С. 165–174. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке (опыт целостного анализа). Москва, 2001.. Так что, вероятно, государыня в принципе осознавала необходимость освобождения крепостных, и лишь понимание того, что такой шаг помещики не поддержат, заставило её согласиться на удаление этого положения из «Наказа».
Но даже революция во Франции, пошатнувшая представления императрицы о благодетельности новых идей, не привела её к полному разочарованию в Просвещении5Каменский А.Б. «Под сению Екатерины»… Санкт-Петербург, 1992. С. 165–174. Каменский А.Б. От Петра I до Павла I: реформы в России в XVIII веке (опыт целостного анализа). Москва, 2001.. Яркое свидетельство тому — выбор воспитателя (швейцарца Лагарпа, республиканца по убеждениям) для своего любимого внука, великого князя Александра Павловича.
- • Конец XVII — первая половина XVIII в.
- • Вторая половина XVIII — начало XIX в.
- • 1820-е — середина 1850-х гг. XIX в.
- • Вторая половина XIX — начало XX в.
История Российской империи представляет собой длительный период трансформации традиционного общества, обладающего всем набором черт феодальной эпохи, в государство, в котором экономические, политические, социальные и культурные процессы переходят в стадию прогрессивного развития. Каждая сфера жизни государства и общества характеризуется особыми, неповторимыми очертаниями, свойственными именно этому времени. Как и в другие эпохи, они определяются взаимоотношением двух сторон исторической жизни народа:
- а) Россия в целом следует в русле общеевропейских тенденций социального развития;
- б) каждая из этих тенденций воплощается в России особым, только ей присущим образом.
В 1699 году Петр I решил создать профессиональную армию на регулярной основе. И в 1705 году ввел рекрутскую повинность: крестьянские дворы выставляли на пожизненную военную службу солдат-рекрутов, одного человека из 20, 25 или 50 дворов. Ядром армии стали лейб-гвардии Преображенский и Семеновский полки.
Для солдат придумали единую форму: пехота носила зеленые кафтаны и черные шляпы, кавалерия — синие кафтаны и черные шляпы. В 1711 году организовали при каждой воинской части оркестры. В 1716-м утвердили права и обязанности служащих – «Устав воинский сухопутный». По нему вводились воинская присяга и наказания за преступления, вплоть до смертной казни. Хотя была и система поощрений: в 1698 году Петр I учредил первую высшую награду в российской истории – орден Андрея Первозванного, а после каждого крупного сражения офицерам и солдатам вручали памятные золотые и серебряные медали.
Легенды и мифы о Петре Великом
- Петра I подменили.
Как только Петр зачастил с поездками в Немецкую слободу, по Москве поползли слухи, что императора подменили. Причем те, кто их распространял, разделились на два лагеря. Первые утверждали, что его отцом якобы является Франц Лефорт (хотя между ними всего 16 лет разницы) – «уж больно хорошо дружат». Вторые считали, что Петра подменили еще в колыбели. Якобы его мать, Наталья Нарышкина, на самом деле родила дочь, но, боясь недовольства Алексея Михайловича, заменила девочку на мальчишку из Немецкой слободы.
Конечно, эти слухи не имеют с реальностью ничего общего и появились они только из-за того, что Петр действительно тесно общался с обитателями слободы.
- Петр I был протестантом.
Современники Петра I считали его безбожником, протестантом, а кто-то и вовсе Антихристом. Но основной причиной таких слухов стала, конечно же, проведенная императором церковная реформа – он упразднил должность патриарха, и высшим церковным органом в 1721 году стала Духовная коллегия, или Святейший Синод. Да, Петр не вел крайне религиозный образ жизни, но сохранилось множество доказательств того, что он был все-таки глубоко верующим человеком.
Государственный строй. Учреждение Государственной думы
Поражение в русско-японской войне 1904—1905 гг., крайнее обострение социально-политического кризиса в стране и революционные события 9 января 1905 г. способствовали тому, что император Николай II вынужден был в феврале 1905 г. объявить о намерении начать преобразования органов государственной власти и управления.
6 августа 1905 г. были опубликованы: «Манифест об учреждении Государственной думы»; «Учреждение Государственной думы» и «Положение о выборах в Государственную думу». Согласно этим правовым актам, подготовленным комиссией во главе с министром внутренних дел А. Г. Булыгиным, Государственная дума являлась законосовещательным органом, избиравшимся на 5-летний срок на основе неравного и непрямого избирательного права. Кроме того, вводились соответствующие сословные и цензовые ограничения. Так, например, избирательных прав были лишены: лица, не достигшие 25 лет; женщины; военнослужащие срочной службы; учащиеся; кочевые народы и др.
В избирательном законе предполагалось формирование трех курий избирателей: 1) курия уездных землевладельцев; 2) курия городских избирателей; 3) курия крестьян. Причем для первых двух курий был определен достаточно высокий имущественный ценз, а для третьей курий устанавливался сословный принцип.
17 октября 1905 г. был издан Манифест «Об усовершенствовании государственного порядка», в котором предусматривалось: 1) предоставить российским подданным неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний и союзов; 2) установить избирательные права категориям населения, не получившим их по избирательному закону от 6 августа 1905 г.; 3) расширить законодательные полномочия Государственной думы и предоставить ей право контроля за деятельностью исполнительных органов власти.
19 октября 1905 г. император утвердил Манифест «О мерах к укреплению единства и деятельности министерств и главных управлений», в котором предлагалось реформировать Совет министров, являвшийся до этого совещательным органом при императоре. Теперь в России учреждался высший исполнительный орган во главе с председателем, которому было предоставлено право не только координировать, но и контролировать деятельность министерств и руководителей ведомств и учреждений.
Председателя Совета министров и министров назначал и отправлял в отставку непосредственно император. Его права в данной сфере не были ограничены парламентским большинством или другими обстоятельствами.
Кроме того, сохранив обширные полномочия в сфере государственной обороны, внутренней и внешней политики, император имел право вносить на рассмотрение Совета министров практически любые вопросы и добивался через председателя Совета министров и непосредственно через министров их реализации.
11 декабря 1905 г. был издан Указ «Об изменении Положения о выборах в Государственную думу», в соответствии с которым сохранилась куриальная система выборов, основанная на цензовом и сословном принципах. Оставались прежними и основные ограничения, установленные законом от 6 августа 1905 г. Однако в связи с предоставлением достаточно ограниченных избирательных прав рабочим была образована 4-я курия — курия рабочих. Кроме того, был существенно расширен круг избирателей по 2-й городской курии. Были также установлены нормы представительства для каждой курии. Так, для 1-й землевладельческой курии она составляла 1 выборщик на 2 тыс. населения, для 2-й городской курии — 1 выборщик на 4 тыс. человек, для 3-й крестьянской курии — 1 выборщик на 30 тыс. сельских жителей, для 4-й рабочей курии — 1 выборщик на 90 тыс. рабочих.
Участие в выборах по 1-й курии могли принимать только лица, имевшие земельную собственность (от 100 до 650 десятин), или обладавшие недвижимым имуществом стоимостью свыше 15 тыс. руб.
Для избирателей 2-й курии устанавливался также соответствующий имущественный ценз. Для избирателей 3-й и 4-й курий предусматривалась достаточно сложная многоступенчатая система выборов. Тем не менее право участвовать в выборах было предоставлено только рабочим мужского пола фабрик и заводов, предприятий горнозаводской промышленности и железнодорожных мастерских, насчитывавших от 50 до 1000 человек. Они могли избрать лишь одного уполномоченного.
Другие промышленные предприятия были лишены права участвовать в избирательном процессе.
Государственная дума избиралась на 5 лет. Однако император имел право специальным указом распустить ее и назначить выборы в Государственную думу нового созыва. К тому же, определение продолжительности сессий и перерывов в заседаниях Государственной думы было также отнесено к компетенции императора.
Государственная дума состояла из общего собрания, канцелярии, отделов и комиссий. На общих собраниях рассматривались все важнейшие вопросы, обсуждались и принимались решения по представленным законопроектам. Общее собрание избирало из своего состава председателя, двух его заместителей, отделы и комиссии. Государственная дума функционировала с 27 апреля 1906 г. по 25 февраля 1917 г. в составе четырех созывов: 1) 27 апреля — 8 июля 1906 г.; 2) 20 февраля — 3 июня 1907 г.; 3) 1 декабря 1907 г.— 9 июня 1912 г.; 4) 15 ноября 1912 г.— 25 февраля 1917 г.
В связи с учреждением Государственной думы возникла необходимость сбалансировать ее несколько расширенные законосовещательные функции. Для этого необходимо было преобразовать Государственный совет, располагавший совещательными полномочиями при императоре, в верхнюю палату первого российского парламента.
20 февраля 1906 г. император утвердил Указ «О переустройстве учреждения Государственного совета». Если до этого члены Государственного совета назначались монархом, то теперь в его состав входили члены по назначению и члены по выборам. При этом первая часть Госсовета подразделялась на членов, которые не обязаны были присутствовать на его заседаниях (великие князья, представители высшей аристократии, высшие государственные и военные чиновники), и членов, обязанных присутствовать на заседаниях Государственного совета, участвовать в работе его департаментов и комиссий. Число членов по назначению должно было соответствовать численности членов по выборам. Выборная часть Государственного совета составляла 98 человек. Они избирались на 9 лет. Однако предусматривалась их ротация: через три года одна треть избранных членов должна была уступить место вновь избранным членам.
Избирались члены Государственного совета следующим образом: от дворянских губернских обществ — 18 человек; от крупных организаций промышленников и торговцев — 12 человек; от духовенства — 6 человек; от академии наук и университетов — 6 человек; от каждого губернского земского собрания — 1 человек; от землевладельцев Царства Польского — 6 человек; от сейма Великого княжества Финляндского — 2 человека и т.д. Государственный совет состоял из общего собрания, департаментов, особых присутствий и комиссий, а также Государственной канцелярии.
Император назначал председателя и вице-председателя Государственного совета. Государственный совет, имевший в сфере законодательства такие же полномочия, как и Государственная дума, получил дополнительное преимущество, заключавшееся в том, что без его одобрения ни один проект закона не мог быть передан императору на утверждение. Кроме того, после обсуждения законопроекта в Государственном совете представить его на утверждение императору имел право только председатель Государственного совета. Таким образом, превращение Государственного совета в верхнюю палату парламента способствовало значительному ограничению компетенции Государственной думы.
Денежные реформы 1922-1924 годов
Одним из самых бурных этапов развития денежной системы России были 20-е годы ХХ столетия. В этот период денежное обращение в нашей стране, так же как и в других странах — участницах первой мировой войны (кроме США), было дезорганизовано. В целях его нормализации правительства этих стран провели денежные реформы. Формы и методы проведения денежных реформ в нашей стране определялись предшествовавшими им изменениями в экономическом и политическом положении страны.
Одним из основных изменений было прекращение в годы первой мировой войны во всех воюющих странах (кроме США, где золотые монеты находились в обращении на протяжении почти 15 лет после подписания в 1919 г. Версальского мирного договора) размена банкнот на золото и вывоз его за границу. Но это еще не было окончанием эпохи золотого стандарта. После завершения войны золото было только вытеснено из обращения в крупный оптовый и международный оборот. В результате послевоенных денежных реформ в двух европейских странах — Великобритании и Франции — был установлен золотослитковый стандарт: банкноты обменивались на золотые слитки весом до 12,5 килограмма. В остальных странах прямой размен на золото не был восстановлен. Около трех десятков стран, в том числе 16 западноевропейских, перешли к золотодевизному стандарту. Эта форма организации денежно-валютных отношений предусматривала обмен кредитных денег на девизы в валютах стран золотослиткового стандарта, а затем на золото.
Наиболее радикальными послевоенные реформы были в Германии и СССР. Причины радикализма были разными. Если в Германии дезорганизация кредитно-финансовой системы была следствием поражения, которое она потерпела в войне, то в СССР развал экономической и финансовой систем стал результатом не только мировой войны, но и революции, смены социально-экономического строя и гражданской войны.
Нормализация денежного обращения в СССР была достигнута благодаря осуществлению трех денежных реформ, две из которых были проведены в форме деноминации. В результате реформ 1922—1924 гг. изменились не только параметры денежного обращения, но и тип денежной системы. По сути, в СССР была введена золотодевизная форма золотого стандарта.
Проведение реформ 1922—1924 гг. во многом определили условия, которые сложились к началу преобразования денежной системы. Военные расходы России с начала первой мировой войны до Февральской революции составили 28 035 млн. рублей. Денежная масса в обращении к 1 марта 1917 г. увеличилась в 4 с лишним раза по сравнению с довоенным уровнем. Интенсивная работа печатного станка и одновременное сокращение производства и переориентация его на выполнение военных расходов вызвали быстрый рост цен. В 1915 г. он составил всего 30%, в 1916 г. достиг 100%. В результате к февралю 1917 г. рубль на внутреннем рынке обесценился почти в 4 раза. Таким образом, накануне Февральской революции денежное обращение было в достаточной степени дезорганизовано.
Придя к власти, бывшие лидеры IV Государственной думы, казалось бы, имели возможность осуществить то эффективное управление страной, к которому они в течение двух лет призывали царский Совет министров. Однако, столкнувшись с теми же экономическими трудностями, что и бывший высший исполнительный орган, Временное правительство оказалось так же не в состоянии с ними справиться.
Продолжавшаяся война поглощала все больше средств. В 1917 г. дефицит госбюджета достиг 22 568 млн. рублей. Способы его покрытия были традиционными: увеличение налогов, внутренние и внешние займы, эмиссия бумажных денег. За период с марта по ноябрь 1917 г. Временному правительству за счет налогов удалось получить 1158,3 млн. рублей. Выпущенный им “Займ свободы” дал 3700 млн. рублей. Этих средств хватило только на покрытие обычных расходных статей госбюджета. Военные же расходы, составившие за 1917 г. 2256 млн. руб., были покрыты за счет эмиссии бумажных денег.
За восемь месяцев Временное правительство выпустило в обращение примерно такое же количество денежных знаков, какое было эмитировано за два с половиной года войны. Эмиссия кредитных билетов за этот период составила 6412,4 млн. руб., разменных марок — 95,8 млн. руб. и разменных казначейских знаков — 38,9 млн. рублей. Такие значительные объемы эмиссии привели к ускорению обесценения денег, что вынудило правительство прибегнуть к выпуску кредитных билетов крупного достоинства — 250 и 1000 рублей (так называемые “думские деньги”). С августа началась эмиссия казначейских знаков достоинством в 20 и 40 рублей, прозванных “керенками”. Из-за спешки, в которой правительство их выпускало, “керенки” поступали в обращение неразрезанными напечатанными листами, каждый из которых содержал до 40 денежных знаков.
Несмотря на значительную эмиссию, наводнившую страну огромной массой кредитных билетов и “керенками”, денег в обращении все время не хватало. Рост цен и, следовательно, увеличение денежного выражения товарной массы, тезаврация крупных купюр состоятельными слоями города и особенно деревни, вызывали недостаток денег в обращении и диспропорции в купюрном составе денежной массы.
Денежная реформа 1993 года
С переходом к рыночной экономике в основу экономической программы правительства России с 1992 г. заложена концепция количественной теории денег. Этим и объясняется та легкость, с которой пошло правительство России на либерализацию цен в 1992 г., не создав для этого соответствующих условий. Кроме того, в этот период времени на состояние денежной системы России в определенной мере стали сказываться процессы, связанные с распадом СССР. С января 1992 г. во всех государствах бывшего СССР начал формироваться острейший дефицит денежных знаков для обслуживания денежного оборота. Едва начав выходить из кризиса наличности, вызванного спонтанным принятием в январе 1991г. Кабинетом Министров СССР решения об изъятии из обращения денежных купюр достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 г., банки столкнулись с последствиями перехода Российской Федерации к политике либерализации цен. Это потребовало единовременного многократного увеличения денежной массы в обращении. С Госбанком СССР указанное решение правительства Российской Федерации не прорабатывалось и не согласовывалось, соответствующая денежная масса в нужное время не была изготовлена, что сразу же привело к дефициту наличных денег в России, а затем — во всех республиках бывшего Союза.
Кризис с денежной наличностью совпал по времени с платежным кризисом вследствие осуществления жесткой денежно-кредитной политики в России, а вслед за ней и в других государствах бывшего Союза. Немаловажное значение имело и падение уровня дисциплины в межбанковских отношениях при осуществлении межбанковских расчетов. Появление стремительно развивающейся сети коммерческих банков повлекло за собой прекращение функционирования надежно контролировавшей межбанковские расчеты системы учета межфилиальных оборотов (МФО). Ненадежность системы безналичных расчетов порождала стремление применять расчеты наличными, что усугубляло дефицит денежной наличности, усложняло решение проблем неплатежей.
Повышение субординации и дисциплины — споры среди воевод на счет поместных правил (кто будет главным во время похода) необходимо было устранить, определить порядок прохождения воинской службы, и нормы предоставления дворянами воинов в зависимости от их земельного надела. Также требовалось внести ясность в структуру войска
Развитие артиллерии — без пушек взятие крепостей превращалось в многомесячную осаду, поэтому каждому из пехотных полков необходима была полковая артиллерия
Выборные пехотные полки — создание первых регулярных войск должно было положить основу будущей профессиональной армии и разнообразить функционал текущих боевых соединений, расширяя круг доступных для решения тактических задач.
Новая глава Российской истории
Неожиданная смерть Александра в декабре 1825 года привела страну к кризису, предоставившему возможность революционерам захватить власть в стране и превратить Империю в конституционную монархию. 26 декабря декабристы организовали восстание, которое было легко подавленно силами правительства. И хотя, декабристы потерпели неудачу, их идеи стали источником вдохновения для последующих революционеров России. Николай I пришел к власти в 1825 году и ввел жесткую диктатуру. Его тайная полиция контролировала все: прессу, образовательные учреждения, церковь. Угнетению подвергались национальные меньшинства, в отношении которых проводилась насильственная русификация.
Такая политика позволяла не только ассимилировать вновь присоединенные в ходе войны субъекты. Она порождала большое количество споров среди интеллигенции. Культурное общество разделилось на два лагеря: западников и славянофилов. Западники были атеистами, почитали Петра Великого как зачинателя необходимых перемен и желали разрушить всю политическую систему, выстроив новую, по европейскому образцу. В свою очередь славянофилы были верующими, стремились вернуться к допетровской России, сохранив монархию. И хотя эти разговоры велись только в кругу элит, впоследствии они повлияли на формирование идей в обществе.
В конце XIX – начале ХХ века в России наблюдался расцвет культуры. Во всех областях науки и культуры Россия отметилась выдающимися достижениями. В результате чего Россия установила стандарты классического искусства и научные достижения, которые используются по сей день.
Никто из русских правителей до тех пор не сделал столько государственных преобразований, сколько Петр I. Во многом фундаментом реформ стали начинания его отца – Алексея Михайловича, который так же, как и Петр стремился привести Русь к цивилизованному уровню государственного развития, на котором находились ключевые державы Западной Европы.
Историки обычно разделяют преобразования Петра (по времени и по характерным особенностям) на два этапа – реформы до середины Северной войны (около 1715 года) и реформы после.
Первый этап был более спонтанным и имел непродуманный характер. Во многом это объяснялось молодостью Петра и обстоятельствами Северной войны, когда нужно было срочно предпринимать что-либо, иначе шведы выиграют. О реформах Петра можно говорить бесконечно, но мы рассмотрим их все кратко, распределив согласно сферам общественно-политической жизни.