Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Кто должен быть в комиссии по списанию материалов?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Вопрос о том, кто входит в комиссию по списанию материальных ценностей, решается каждым предприятием самостоятельно и закрепляется приказом или распоряжением. Состав комиссии может изменяться в процессе деятельности предприятия, поэтому нецелесообразно включать в положение указание на конкретные должности членов комиссии и их количество. Достаточно формулировки: «Состав комиссии ежегодно утверждается приказом директора». При этом в положении можно прописать алгоритм определения численности и состава комиссии.
Кто входит в комиссию (состав)
При определении состава комиссии по списанию материальных ценностей значение имеют:
- разнообразие видов и наименований материальных ценностей на предприятии;
- интенсивность их использования;
- иные факторы (географическая разбросанность объектов, разветвленность управленческой структуры предприятия и т. д.).
В комиссию необходимо включать сотрудников предприятия, способных:
- оценить техническое состояние объекта списания в зависимости от сферы его применения (инженеры-теплотехники, механики, гидравлики, химики и др.);
- произвести экономическое обоснование нецелесообразности восстановления объекта или его составных частей, которые располагают информацией об остаточной стоимости объекта, степени его износа и другой необходимой учетной информацией (специалисты бухгалтерской службы, экономисты, финансисты и др.).
Для руководства комиссией назначается председатель комиссии из числа руководящего состава (заместители руководителей, главные инженеры, начальники подразделений / их заместители и др.). В комиссии участвуют также материально ответственные лица (п. 125 Методических указаний по бухучету МПЗ, утв. приказом Минфина России от 28.12.2001 № 119н, п. 77 Методических указаний по бухучету основных средств, утв. приказом Минфина России от 13.10.2003 № 91н).
Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.
Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:
- Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
- Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
- Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.
Образец приказа о создании инвентаризационных рабочих комиссий по расчетам с подотчетниками
Это еще один участок, который следует проверять, чтобы максимально оптимизировать экономическую деятельность предприятия. Необходимость обусловлена контролем целевого использования средств компании. В ходе процедуры выявляются подотчетные средства, выделенные для работы, а также наличие или отсутствие отчетов за их использование в указанные сроки.
Объектом проверки в этом случае будут:
- наличие или отсутствие кассовых чеков, если средства выдавались на приобретение материальных ценностей;
- командировочные листы, приказы и удостоверения, авансовый отчет;
- сверка данных с имеющейся бухгалтерской отчетностью.
Оформляется аналогично созданию рабочих комиссий по участкам учета. Однако в соответствующей графе будут указываться не объекты, а лица, которых необходимо проконтролировать на целевое использование авансовых средств. Проверяющие могут назначаться для проверки группы таких работников или для каждого в отдельности на усмотрение руководства. Соответственно меняется нормативная база, на основании которой будет проводиться инвентаризация.
В остальном оформление бумаг остается аналогичным.
Приказ о создании комиссии по проверке знаний по охране труда
Комиссия по охране труда (иногда называется комитетом), согласно положениям ст. 218 ТК РФ, формируется из представителей работодателя и органа. Защищающего интересы сотрудников, например, профсоюза. Комиссия по проверке знаний по охране труда – несколько другоая структура, регламентированная п. 3.4 Приложения к постановлению Минтруда РФ и Минобразования РФ от 13.01.2003 № 1/29. В отличие от первой структуры, которая создается по дорой воле работодателя, формирование этой комиссии на предприятии обязательно.
Инициируется создание такой комиссии приказом руководства предприятия. Приказ пишется по принятой в организации форме. Помимо стандартных элементов («шапка», номер приказа, дата и т.п.), в нем должны быть отражены следующие положения:
- название документа, отражающее его суть;
- ссылки на нормативные государственные документы;
- фамилии и должности назначаемых членов комиссии;
- указания об ознакомлении с приказом сотрудников;
- Лицо, осуществляющее контроль над исполнением приказа.
По каким причинам списывают ТМЦ
Акт представляет собой документ для списания с баланса ТМЦ по целому ряду обстоятельств.
Причины, по которым товары не могут быть реализованы в дальнейшем:
- порча товара;
- выход из строя;
- поломка;
- лишение свойств;
- истечение времени хранения.
В период хранения, товары теряют потребительские свойства и приходят в непригодное состояние вследствие поломки. Акт и оформляется в связи с отсутствием возможности их дальнейшего использования.
Бланк акта на списание товаров составляется по форме ТОРГ-16. Данная форма бланка ратифицирована постановлением №132 Госкомстата РФ от 25 декабря 1998 г. и используется при обнаружении в материалах дефектов или брака.
В данном документе нужно прописать весь перечень информации с характеристиками изделий:
- наименование;
- артикул;
- цена;
- количество;
- масса;
- единица измерения;
- причина списания данного товара.
Что касается регламентированного бланка документа на изъятие ТМЦ по иным аргументам, ее просто не существует. Такой акт может быть свободной формы.
Заключение комиссии по списанию основных средств
Методические указания также не обозначают необходимости наличия приказа на списание ОС. Однако унифицированная форма акта о списании ОС-4 предусматривает указание основания для составления данного акта, которым и является приказ. Кроме того, приказ, как и заключение комиссии, может быть затребован налоговыми органами для подтверждения расходов на списание ОС.
По результатам работы комиссия оформляет заключение. Заключение может быть как отдельным документом, так и частью акта на списание ОС (унифицированная форма ОС-4, например, содержит для этого специальный раздел). При этом в Методических указаниях не упоминаются требования об оформлении специального документа «Заключение комиссии». Однако для детального обоснования списания объекта иногда удобнее оформить самостоятельный документ. Образец заключения можно скачать на нашем сайте.
Создать комиссию для списания тмц
На любом предприятии независимо от формы собственности должна быть такая комиссия. Если нужно списать основные средства предприятия, то приказ составляется после проведения инвентаризации, по итогам которой уточняется список товарно-материальных ценностей, непригодных для дальнейшего использования. Чаще всего это испорченные, сломанные, устаревшие морально ценности.
- правомочность решений КСЦ при определенном кворуме (к примеру, присутствие не менее 2/3 ее членов при принятии решения о списании);
- сроки рассмотрения КСЦ представленных ей документов по подлежащему списанию имуществу;
- ситуации, когда требуется приглашение экспертов или иных специалистов для определения пригодности (степени возможного использования) имущества;
- иные важные аспекты работы КСЦ.
Списание ТМЦ требует соблюдения определенного порядка действий:
Этапы списания | Что включает в себя этап |
Этап 1: Проведение осмотра | На данном этапе происходит тщательный осмотр подлежащих списанию материальных ценностей. |
Этап 2: Проведение технической экспертизы | Если это требуется, то проводится техническая экспертиза. |
Этап 3: Составление заключения | Составляя экспертизу, комиссия должна учитывать технические показатели, неисправность в работе которых и явилась причиной ликвидации. Заключение составляет относительно ремонта, модернизации, а также ликвидации ТМЦ. Подписывают заключение все члены комиссии и руководитель организации. На основании данного заключения составляется акт списания ценностей с выведением оборудования. |
О создании постоянно действующей комиссии по списанию материальных ценностей
- оформление акта на списание матценностей и представление его на утверждение руководителю или уполномоченному лицу;
- осуществление контроля за утилизацией списанных матценностей.
- председатель (ПК);
- представитель бухгалтерской/экономической службы (ПБС);
- материально ответственное лицо (МОЛ).
К примеру, в компании с минимальным набором материальных ценностей и малым штатом комиссия может состоять из завхоза, главбуха и МОЛ. В крупных холдингах могут работать несколько комиссий по списанию материальных ценностей с различными составами.
Руководитель организации утверждает персональный состав постоянно действующих и рабочих инвентаризационных комиссий. В состав инвентаризационных комиссий включаются представители администрации, работники бухгалтерии, другие специалисты (инженеры, экономисты, техники и т.д.). В состав комиссий могут также включаться представители службы внутреннего аудита организации, а также независимых аудиторских организаций.
Необходимо иметь в виду, что отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации является основанием для признания ее результатов недействительными (п. 2.3 Приказа Минфина от 13.06.1995 № 49). Составляем приказ на комиссию по списанию Единой, обязательной к применению формы приказа о создании комиссии по списанию ГСМ, основных средств или иных ценностей не предусмотрено. Поэтому организация может разработать такую форму самостоятельно.
Состав комиссии руководитель должен утвердить самостоятельно. В комиссию по списанию ТМЦ желательно включить бухгалтера (гл. бухгалтера), руководителя, материально ответственных лиц и иных специалистов.
Принять решение о списании основного средства можно после того, как ликвидационная комиссия проведет ряд мероприятий.
[2]
Состав комиссии может включать материально-ответственных лиц, работников склада, работников бухгалтерии, представителей руководства и иных лиц. Список лиц перечисляется в приказе руководителя.
Определение отдельных объектов, относящихся к материальным ценностям, которые в полной или частичной мере потеряли свои первоначальные свойства.
Природные ресурсы представлены главным образом суглинистыми почвами. Так же преобладают черноземные, темно–каштановые , светло–каштановые почвы.
В этот документ можно включить алгоритм расчета состава и количества членов комиссии, а также иные организационные моменты (как часто проводятся заседания комиссии, в какой срок акты на списание передаются руководству на утверждение и др.).
Профессиональная деятельность работников, ответственных за списание материалов, разделена на несколько этапов.
Приказ также может содержать регламент работы КСЦ, если алгоритм действий членов КСЦ при осуществлении ими своих функций не описан в ином локальном акте (например, в Положении о работе КСЦ).
Отбором материальных ценностей занимается специальная комиссия, которую назначает директор приказом. Образец приказа о создании комиссии по списанию материальных ценностей можно скачать внизу статьи.
Оформление приказа, устанавливающего состав и определяющего иные аспекты работы комиссии по списанию материальных ценностей (КСЦ), является одним из элементов многошаговой процедуры по списанию имущества фирмы. Данная процедура включает следующее:
- выявление материальных объектов, частично или полностью утративших потребительские свойства, в том числе в результате физического или морального износа, гибели или уничтожения и по иным причинам;
- признание имущества непригодным для дальнейшего использования в деятельности фирмы;
- оформление необходимых документов.
Алгоритм списания МПЗ по новому стандарту “Запасы” (ФСБУ 5/2019) рассмотрен в КонсультантПлюс. Получите пробный доступ, переходите в Готовое решение и узнаете, что нужно изменить в этой процедуре из-за издания нового бухстандарта.
Приказ о КСЦ необходим для решения целого ряда организационных вопросов:
- определения количественного и структурного состава специалистов фирмы для формирования КСЦ;
- установление временных рамок работы КСЦ;
- детализация полномочий, ответственности и регламента работы членов КСЦ.
Приказ о КСЦ должен быть сформулирован таким образом, чтобы в результате работы комиссии была достигнута основная цель ее создания — принятие решения о списании имущества фирмы.
Приказ также может содержать регламент работы КСЦ, если алгоритм действий членов КСЦ при осуществлении ими своих функций не описан в ином локальном акте (например, в Положении о работе КСЦ).
Такой регламент в виде отдельного положения, в частности, может содержать детальное описание работы КСЦ, в том числе при:
- проведении осмотра подлежащего списанию имущества;
- изучении информации о свойствах и характеристиках этого имущества, содержащейся в технической, учетной и иной документации;
- вынесении заключения о возможности и (или) целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества (в том числе о возможности восстановления или дальнейшего использования отдельных элементов: узлов, деталей, конструкций – подлежащего списанию имущества).
О том, как работает комиссия, когда речь идет о списании основного средства, читайте в статье «Документальное оформление списания основных средств».
На нашем форуме можно обсудить любой сложный для вас момент, возникший в ходе ведения учета товарно-материальных ценностей. Например, здесь можно узнать, как правильно списать непригодный для продажи товар.
Положением также необходимо предусмотреть следующее:
- правомочность решений КСЦ при определенном кворуме (к примеру, присутствие не менее 2/3 ее членов при принятии решения о списании);
- сроки рассмотрения КСЦ представленных ей документов по подлежащему списанию имуществу;
- ситуации, когда требуется приглашение экспертов или иных специалистов для определения пригодности (степени возможного использования) имущества;
- иные важные аспекты работы КСЦ.
В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей. Если такое положение фирмой не разработано, необходимые аспекты работы КСЦ отражаются в приказе.
О том, какую роль играет комиссия в процедуре списания малоценного имущества, читайте в материале «Акт на списание малоценных и быстроизнашивающихся предметов».
Напомним, что при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества проведение инвентаризации является обязательным (п. 22 Приказа Минфина от 28.12.2001 № 119н, п. 27 Приказа Минфина от 29.07.1998 № 34н).
Порядок создания комиссии по вводу ОС в эксплуатацию
Комиссия формируется на основании отдельного приказа. Издает его руководитель организации. В приказе требуется раскрыть состав комиссии. В частности, нужно персонализировать этих представителей:
- Председатель.
- Секретарь.
- Прочие участники комиссии.
Сколько людей нужно включить в состав комиссии? Зависит это от следующих факторов:
- Организационная структура компании.
- Численность штата сотрудников.
- Наличие удаленных подразделений.
- Объем ОС.
Деятельностью комиссии руководит председатель. Он наделяется следующими обязанностями:
- Общее руководство.
- Подписание протоколов.
- Распределение обязанностей между участниками комиссии.
- Организация коллегиального обсуждения.
Секретарь ответственен за документацию деятельности комиссии.
К СВЕДЕНИЮ! Не рекомендуется назначать председателем комиссии руководителя организации. Кроме того, ответственностью за составление акта рекомендуется наделить одного сотрудника, а за утверждение – другого. Все эти меры помогут избежать проблем при проверке.
Как правильно создать приказ о создании комиссии
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Среди основных целей, которые ставятся:
- подготовка и обеспечение проведения в назначенную дату;
- проверка правильности выведения результатов;
- выявление обоснованности предложенных зачетов по пересортице;
- вынесение предложений о порядке урегулирования недостач;
- контроль правильности информации;
- если выявлены нарушения в ходе процесса, инициация повторного осмотра.
Кроме основных целей и задач, те, кто входит в комиссию по инвентаризации, должны быть осведомлены и о других обязанностях, входящих в компетенцию проверяющих:
- инициатива о внеплановых ревизиях, в случае необходимости ложится на членов постоянной группы;
- принятие мер по обеспечению сохранности и целостности активов, также их зона ответственности;
- инструктаж работников.
Среди требований следует выделять:
- получение документации, необходимой для контроля, в том числе последних расходных и приходных бумаг;
- обеспечение точности и всей полноты внесенных данных в описи;
- проверка на наличие неточностей и ошибок перед завершением процедуры.
Перед началом работ комиссия должны выяснить, есть ли на предприятиях сигнализация или помещения под охраной, проконтролировать расположение всех сейфов и других шкафов для ценностей, узнать соответствует ли хранение материальных активов соответствующим постановлениям и законодательству.
При проведении описей обязательно вносить данные в полной мере, не допуская ошибок, опечаток или любых неточностей. В том числе следует проверить это при завершении. Также важно присутствовать на всех этапах, участвовать в подготовке итогового отчета и поставить подпись в соответствующей графе результата проверки.
Процесс проверки имущества и обязательства компании относится к бухгалтерскому учету на производстве. Поэтому основные положения о проведении содержатся в соответствующем законодательном акте ч. 3 ст. 11 Закона от 06.12.2011 № 402. В нем указаны сроки, периодичность, что должно входить в процедуру.
Есть еще несколько постановлений, в которых прописываются законодательные нормы:
- Положение Минфин от 29.07.1998 № 34н.
- Методические указания по инвентаризации, Министерство Финансов от 13.06.1995 №49.
- Ст. 21 Закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ.
Основные положения о том, как, когда и кем нужно проводить, содержатся в Методичке № 49. Однако игнорировать и другие постановления нельзя, прописанное в любом законе выполняется неукоснительно.
Для начала процедуры потребуется письменное распоряжение руководителя компании. Он указывает дату, а также вторым документом утверждает работников, которые будут проводить проверку.
Бумага должна соответствовать установленной форме N ИНВ-22 согласно Постановлению Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В ней указать, кроме основной инициативы, причины, а также нормативную базу, регламентирующую этот процесс.
Может ли в акте на списание материалов стоять подпись одного директора?
Также при формировании комиссионного состава нужно учитывать заинтересованность отдельных служащих. Матответственные сотрудники заинтересованы в том, чтобы в результате не было выявлено серьезных нарушений или недостач. Поэтому их нельзя включать в список, но они обязательно должны присутствовать в ходе процесса и наблюдать за тем, чтобы штат ответственно относился к своим обязанностям, не пропуская важных мелочей и деталей. Это регламентируется п. 2.3, 2.8 Методических указаний, утв. Приказом Минфина от 13.06.1995 N 49. Если такие работники будут входить в комиссию, ее результаты могут быть оспорены в судебном порядке.
Среди основных целей, которые ставятся:
- подготовка и обеспечение проведения в назначенную дату;
- проверка правильности выведения результатов;
- выявление обоснованности предложенных зачетов по пересортице;
- вынесение предложений о порядке урегулирования недостач;
- контроль правильности информации;
- если выявлены нарушения в ходе процесса, инициация повторного осмотра.
Кроме основных целей и задач, те, кто входит в комиссию по инвентаризации, должны быть осведомлены и о других обязанностях, входящих в компетенцию проверяющих:
- инициатива о внеплановых ревизиях, в случае необходимости ложится на членов постоянной группы;
- принятие мер по обеспечению сохранности и целостности активов, также их зона ответственности;
- инструктаж работников.
Среди требований следует выделять:
- получение документации, необходимой для контроля, в том числе последних расходных и приходных бумаг;
- обеспечение точности и всей полноты внесенных данных в описи;
- проверка на наличие неточностей и ошибок перед завершением процедуры.
Перед началом работ комиссия должны выяснить, есть ли на предприятиях сигнализация или помещения под охраной, проконтролировать расположение всех сейфов и других шкафов для ценностей, узнать соответствует ли хранение материальных активов соответствующим постановлениям и законодательству.
При проведении описей обязательно вносить данные в полной мере, не допуская ошибок, опечаток или любых неточностей. В том числе следует проверить это при завершении. Также важно присутствовать на всех этапах, участвовать в подготовке итогового отчета и поставить подпись в соответствующей графе результата проверки.
Здесь особого регламента в законодательстве не предусмотрено. Члены могут быть неизменными или назначаться каждый раз, заменяя отдельных сотрудников или всех сразу. Поэтому руководитель вправе самостоятельно принять решение о том, будут ли назначенные работники постоянно нести ответственность по инвентаризации или всякий раз назначаться по мере необходимости. Соответствующее право прописано в п. 2.2 Методических указаний, Приказом Минфина от 13.06.1995 N49.
Для начала процедуры потребуется письменное распоряжение руководителя компании. Он указывает дату, а также вторым документом утверждает работников, которые будут проводить проверку.
Бумага должна соответствовать установленной форме N ИНВ-22 согласно Постановлению Госкомстата России от 18.08.1998 N 88. В ней указать, кроме основной инициативы, причины, а также нормативную базу, регламентирующую этот процесс.
По законодательным нормам сотрудники, которые внесены в документ, не должны быть материально ответственными лицами. Однако фирмам с небольшим штатом очень трудно бывает выполнить это требование. Особенно когда численность рабочих до 10-20 человек. И на каждом участке минимум 2 проверяющих. Есть небольшое отступление, специально для таких случаев.
Каждую зону проверки контролируют представители служб, не несущих ответственность именно за нее, но они обязательно должны присутствовать. Например, начальник производства не может проверить свой участок, но вполне допустимо его участие в комиссии для контроля расчетов с покупателями.
Создание различного рода комиссий – явление в организациях довольно частое. Формируются они по самым разным поводам: для оценки какого-либо имущества, для инвентаризации материально-технической базы, для списания основных средств, для экспертной оценки чего-либо, для аттестации работников и т.д.
В состав комиссии могут включаться любые работники предприятия, обладающие необходимым образованием, квалификацией, знаниями и навыками для решения тех или иных вопросов. Как правило, это специалисты достаточно высокого уровня, позволяющего решить поставленные перед ними задачи.
В некоторых случаях к участию в комиссии могут привлекаться и сторонние эксперты, например, если дело касается какого-то высокотехнологичного оборудования, техники, специфических объектов и т.д.
Для того, чтобы комиссия работала «без сучка без задоринки» среди ее членов выбирается председатель, который несет ответственность за проведение всех необходимых мероприятий, а также составление сопутствующей им документации. Иногда, при особой надобности назначается еще и секретарь комиссии.
В любом случае, каждый специалист, включенный в комиссию должен быть упомянут в соответствующем приказе руководителя.
Период деятельности той или иной комиссии определяется теми задачами, которые перед ней стоят, и регламентируются в распоряжении руководителя организации. Практика показывает, что, как правило, этот срок не превышает одного месяца.
По истечении этого периода комиссия обязана предоставить директору фирмы или лицу, уполномоченному действовать от его имени, результаты своей работы.
Как правило, непосредственное составление приказов на предприятиях входит в обязанности кого-либо из «низовых» сотрудников, имеющих определенные навыки в создании такого рода бумаг. Обычно это:
- юрист;
- кадровик;
- секретарь организации.
Но, вне зависимости от того, на ком лежит исполнение данной задачи, документ должен быть завизирован директором компании, поскольку без его подписи он не приобретёт законной силы.
Некоторые руководители организаций ошибочно полагают, что составление письменного приказа о создании комиссии не обязательно – достаточно обойтись устным распоряжением.
Пренебрежение к данному документу чревато тем, что действия, выполненные членами комиссии, могут быть признаны незаконными (например, в случае проверки надзорными органами – налоговой службой или трудовой инспекцией, в зависимости от того, какую функцию выполняла комиссия).
Поэтому важно не только составить приказ, но и проконтролировать его выполнение на всех этапах.
Без исключения каждый приказ должен иметь основание и обоснование. В данном случае, под основанием понимается ссылка на тот документ, который послужил толчком к написанию распоряжения, а под обоснованием – причина для его формирования.
В качестве основания для составления приказа о создании комиссии можно назвать норму законодательства, регулирующую создание комиссии по тем или иным направления деятельности юридических лиц, а в качестве обоснования назвать какие-либо объективные обстоятельства.
Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.
Необходимость списания материальных запасов и ценностей с баланса предприятия обусловлена следующими причинами:
- завершение установленных сроков годности;
- значительный естественный износ материалов, не позволяющий применять их в работе и не поддающийся ремонту;
- потеря рабочих свойств активов вследствие влияния природных и техногенных факторов (высокие или низкие температуры, свет солнца и т.д.);
- невозможность дальнейшего использования имущества фирмы как следствие действий сотрудников предприятия;
- необходимость поддержания особых условий для сохранения имущества, несущих убытки активам предприятия.
Процедура списания производится как по утвержденному руководителем графику, так и внепланово, когда основаниями для нее стала потеря ценностей (или рабочих свойств) после воздействия сторонних факторов.
Классификация информационной продукции
Таким образом, списание ТМЦ проводится при наличии соответствующего основания, которым может являться любой документ, подтверждающий изношенность или устаревание имущества. С этой целью руководитель компании формирует комиссию для проведения инвентаризации, а также подтверждения того факта, что объект является неликвидным. Кроме того, основанием для ликвидации ТМЦ также может явиться продажа оборудования (обмен). В этом случае можно обойтись и без приказа, но создать комиссию придется в любом случае, так как потребуется остаточной стоимости оборудования.
Необходимость списания материальных запасов и ценностей с баланса предприятия обусловлена следующими причинами:
- завершение установленных сроков годности;
- значительный естественный износ материалов, не позволяющий применять их в работе и не поддающийся ремонту;
- потеря рабочих свойств активов вследствие влияния природных и техногенных факторов (высокие или низкие температуры, свет солнца и т.д.);
- невозможность дальнейшего использования имущества фирмы как следствие действий сотрудников предприятия;
- необходимость поддержания особых условий для сохранения имущества, несущих убытки активам предприятия.
Процедура списания производится как по утвержденному руководителем графику, так и внепланово, когда основаниями для нее стала потеря ценностей (или рабочих свойств) после воздействия сторонних факторов.
д. как правило не менее трех членов.. КТС — 3 члена от нанимателя и 3 члена от профсоюза…в комиссию по списанию ТМЦ в обязательном порядке включается бухгалтер ведущий основные средства..
Списание материальных ценностей
В компетенцию комиссии входит:
осмотр объекта основных средств, подлежащего списанию с использованием необходимой технической документации, а также данных бухгалтерского учета, установление целесообразности (пригодности) дальнейшего использования объекта основных средств, возможности и эффективности его восстановления;
установление причин списания объекта основных средств (физический и моральный износ, нарушение условий эксплуатации, аварии, стихийные бедствия и иные чрезвычайные ситуации, длительное неиспользование объекта для производства продукции, выполнения работ и услуг либо для управленческих нужд и др.);
Запись о причине списания может выглядеть, например, так: «Сервер не справляется с возросшей нагрузкой вследствие морального износа. Модернизации не подлежит». Или: «Автомобиль дальнейшей эксплуатации не подлежит вследствие своего физического износа. Капитальный ремонт нецелесообразен». Это позволит избежать лишних вопросов при проверке. Если спор возникнет, грамотное обоснование причины списания будет весомым аргументом для судей (см., например, постановление ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2004 № А05-3112/04-12).
Основные аспекты составления приказа о комиссии по списанию материальных ценностей (цели, формирование состава, оформление протокола и др.)
Оформление приказа, устанавливающего состав и определяющего иные аспекты работы комиссии по списанию материальных ценностей (КСЦ), является одним из элементов многошаговой процедуры по списанию имущества фирмы. Данная процедура включает следующее:
- выявление материальных объектов, частично или полностью утративших потребительские свойства, в том числе в результате физического или морального износа, гибели или уничтожения и по иным причинам;
- признание имущества непригодным для дальнейшего использования в деятельности фирмы;
- оформление необходимых документов.
Приказ о КСЦ необходим для решения целого ряда организационных вопросов:
- определения количественного и структурного состава специалистов фирмы для формирования КСЦ;
- установление временных рамок работы КСЦ;
- детализация полномочий, ответственности и регламента работы членов КСЦ.
Приказ о КСЦ должен быть сформулирован таким образом, чтобы в результате работы комиссии была достигнута основная цель ее создания — принятие решения о списании имущества фирмы.
Приказ также может содержать регламент работы КСЦ, если алгоритм действий членов КСЦ при осуществлении ими своих функций не описан в ином локальном акте (например, в Положении о работе КСЦ).
Такой регламент в виде отдельного положения, в частности, может содержать детальное описание работы КСЦ, в том числе при:
- проведении осмотра подлежащего списанию имущества;
- изучении информации о свойствах и характеристиках этого имущества, содержащейся в технической, учетной и иной документации;
- вынесении заключения о возможности и (или) целесообразности (пригодности) дальнейшего использования имущества (в том числе о возможности восстановления или дальнейшего использования отдельных элементов: узлов, деталей, конструкций – подлежащего списанию имущества).
О том, как работает комиссия, когда речь идет о списании основного средства, читайте в статье «Документальное оформление списания основных средств».
На нашем форуме можно обсудить любой сложный для вас момент, возникший в ходе ведения учета товарно-материальных ценностей. Например, здесь можно узнать, как правильно списать непригодный для продажи товар.
Положением также необходимо предусмотреть следующее:
- правомочность решений КСЦ при определенном кворуме (к примеру, присутствие не менее 2/3 ее членов при принятии решения о списании);
- сроки рассмотрения КСЦ представленных ей документов по подлежащему списанию имуществу;
- ситуации, когда требуется приглашение экспертов или иных специалистов для определения пригодности (степени возможного использования) имущества;
- иные важные аспекты работы КСЦ.
В положении может также определяться срок, в течение которого КСЦ представляет на рассмотрение руководителю фирмы документ, содержащий выводы комиссии о дальнейшей судьбе тех или иных материальных ценностей. Если такое положение фирмой не разработано, необходимые аспекты работы КСЦ отражаются в приказе.