Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «График проветривания учебных помещений». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Роспотребнадзор в письме от 10 марта 2021 года № 02/3853-2020-27 установил правила профилактики новой коронавирусной инфекции. Помимо всего прочего, к ним относится периодическое проветривание помещений.
Законодательная основа в школах по Санпин.
Режим проветривания кабинетов в школе по СанПин законодательно прописан в приложении (СанПиН 2.4.2.2821-10), принятом 01.09.2011 г и отредактированном 25.12.2013 г.
По нему любое образовательное учреждение должно опираться на принятые санитарно-гигиенические правила.
В главе VI указано, какие нормы к каждому классу, кабинету в школе предъявляются.
Основные из них гласят:
- Пп. 6.6 – классы проветривают на переменах. Сквозное проветривание проводят до начало уроков и после их окончания. Рекреационные допустимо проветривать во время проведения урока. Время определяется в зависимости от климата, погоды и работы отопительной системы.
Особенности организации проветриваний
Рекомендации гласят, что процедуру нужно проводить не реже одного раза в 2 часа по 15 минут. Свежий воздух поможет избежать концентрации вируса в помещении. При возможности необходимо совершать проветривания чаще. Если предприятие работает круглосуточно, то проветривать нужно на протяжении всего этого времени. Способы могут быть разными: открытие окон, форточек, фрамуг, включение приточной вентиляции.
Для учета проведения процедур целесообразно составить специальный график. С его помощью можно будет сразу понять, когда были совершены проветривания, в какое время. Это внутренний документ организации, при проверках его требовать не будут. Он нужен лишь для выполнения предписаний Роспотребнадзора, организации сотрудников.
Документ составляют на каждый день. В течение дня после проветривания ответственный за процедуру работник, назначенный приказом руководителя, ставит свою подпись.
К сведению! Можно также разработать журнал проветриваний. По своей структуре он мало чем будет отличаться от графика.
В школах и учреждениях дополнительного образования проветривать учебные классы нужно после каждого урока. В детских садах — каждые полтора часа, во время прогулки детей, сна.
Можно ли проветривать через туалетные комнаты садика?
В целях безопасности стоянка личного транспорта на пришкольной территории запрещена, кроме специализированной техники и автомобилей, на которых привозят на обучение инвалидов, лиц с ограниченными возможностями. ТРЕБОВАНИЯ К ЕСТЕСТВЕННОМУ, ИСКУССТВЕННОМУ ОСВЕЩЕНИЮ И ИНСОЛЯЦИИ. Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению. Но, обычно этого недостаточно, а зимой створку все же нужно сделать с плотным притвором. Когда Следует Проводить Проветривание Рекреационных Помещений
Нововведения в СанПин для школ в 2022 году В учреждении полного дня для учащихся начальных классов необходимо предусмотреть отдельный спортивный зал, зал для лечебной физкультуры, спальное помещение для учащихся 1 класса и игровые помещения для всех учащихся начальных классов. Общие положения вентиляционных систем должны неукоснительно соблюдаться во всех медицинских учреждениях поликлиниках, больницах, аптеках и даже частных кабинетах. При наружной температуре ниже нуля основное помещение группы допускается проветривать только утром и вечером в течение 15 20 минут перед приходом детей и во время тихого часа либо занятий в спортзале.
Для чего нужно проветривать классы.
В застоявшемся, спертом воздухе, преобладает CO2 (углекислый газ), который негативно влияет на деятельность головного мозга.
Человек становится вялым, концентрация внимания падает.
Центральное отопление сушит воздух, при низкой влажности слизистые оболочки рта, носа пересыхают, возникает дискомфорт и создаются предпосылки к частым заболеваниям ОРВИ.
В не проветриваемом помещении увеличивается количество пылевых частиц, аллергенов, микроскопических клещей, создаются благоприятные условия для развития плесени на стенах.
Появляются неприятные запахи.
Получать знания или работать в таких условиях невозможно и запрещено по санитарно-гигиеническим правилам.
Чтобы стабилизировать температуру, влажность и концентрацию кислорода и проводят проветривание кабинета в школе по СанПин.
О соблюдении режима проветривания и влажной уборки в образовательных учреждениях
О соблюдении режима проветривания и влажной уборки в образовательных учреждениях
В зимний период года, в том числе в связи с сезонным подъемом заболеваемости гриппом и ОРВИ, особенно актуальным является вопрос соблюдения нормируемых параметров микроклимата (температуры, относительной влажности, скорости движения воздуха) в образовательных учреждениях для детей и подростков (школы, детские сады).
В результате жизнедеятельности людей в воздух помещений поступают вещества, выделяемые кожей, грязной одежной, остатками пищи; повышаются температура и влажность воздуха, возрастает концентрация углекислого газа. Если в группе, классе есть больные дети то при кашле, чихании в воздух попадают вирусы, бактерии.
В воздухе закрытых помещений всегда есть пыль, вместе с воздухом пылевые частицы попадают в дыхательные пути ребенка и механически раздражают слизистую оболочку, более нежную, чем у взрослых.
Степень качества воздуха находится в прямой зависимости от числа детей и длительности их пребывания в помещении.
В теплообмене ребенка с окружающей средой очень значимы влажность и скорость движения воздуха. Как повышенная, так и пониженная влажность отрицательно влияет на организм ребенка. Для поддержания оптимального воздушного режима в помещениях детских организаций важно регулярно удалять отработанный воздух и заменять его наружным.
Проветривание
Школа
Все помещения должны ежедневно проветриваться.
До начала занятий и после их окончания необходимо осуществлять сквозное проветривание помещений (при наличии 2-х смен обучения – после каждой смены).
Детские сады
Проветривание в групповых проводится не менее 10 минут через каждые 1,5 часа в отсутствие детей, и заканчивается за 30 минут до их прихода с прогулки или занятий. В спальнях сквозное проветривание проводится до укладывания детей.
Продолжительность сквозного проветривания определяется погодными условиями, направлением и скоростью движения ветра, эффективностью работы отопительной системы. При проветривании допускается кратковременное снижение температуры воздуха в помещении, но не более чем на 2°С.
Уроки физической культуры и занятия спортивных секций следует проводить в хорошо аэрируемых помещениях.
Не допускается сквозное проветривание помещений в присутствии детей, проветривание через туалетные комнаты.
При хорошем отоплении, эффективной работе системы вентиляции, правильной организации проветривания помещений нормативные параметры микроклимата обеспечить нетрудно. Это значит, что дети, находясь в образовательной организации в комфортных условиях, будут меньше подвержены заболеваниям, в том числе инфекционным.
Влажная уборка
Влажная уборка в образовательных учреждениях, ее кратность, качество проведения также играет большую роль в профилактике ОРВИ.
Школы
Все помещения общеобразовательной организации подлежат ежедневной влажной уборке с применением моющих средств.
Туалеты, столовые, вестибюли, рекреации подлежат влажной уборке после каждой перемены.
Уборку учебных и вспомогательных помещений проводят после окончания уроков, в отсутствие обучающихся, при открытых окнах или фрамугах.
Если общеобразовательная организация работает в две смены, уборку проводят по окончании каждой смены: моют полы, протирают места скопления пыли (подоконники, радиаторы и др.)
Уборку помещений интерната при общеобразовательной организации проводят не реже 1 раза в сутки.
Для проведения уборки и дезинфекции в общеобразовательной организации и интернате при общеобразовательной организации используют моющие и дезинфицирующие средства, разрешенные в установленном порядке к применению в детских учреждениях, соблюдая инструкции по их применению.
Дезинфицирующие растворы для мытья полов готовят перед непосредственным применением в туалетных комнатах в отсутствие обучающихся.
Дезинфицирующие и моющие средства хранят в упаковке производителя, в соответствии с инструкцией, в местах, недоступных для обучающихся.
Не реже одного раза в месяц во всех видах помещений общеобразовательной организации и интерната при общеобразовательной организации проводится генеральная уборка.
Генеральная уборка техническим персоналом (без привлечения труда обучающихся) проводится с применением разрешенных моющих и дезинфицирующих средств.
Вытяжные вентиляционные решетки ежемесячно очищают от пыли.
Детские сады
В помещениях пищеблока
ежедневно:
— мытье полов, удаление пыли и паутины, протирание радиаторов, подоконников;
еженедельно
— мытье стен с применением моющих средств, осветительной арматуры, очистка стекол от пыли и копоти.
один раз в месяц
— генеральная уборка с последующей дезинфекцией всех помещений, оборудования и инвентаря.
Все помещения детского сада убираются влажным способом с применением моющих средств не менее 2 раз в день при открытых фрамугах или окнах с обязательной уборкой мест скопления пыли (полов у плинтусов и под мебелью, подоконников, радиаторов и т.п.) и часто загрязняющихся поверхностей (ручки дверей, шкафов, выключатели, жесткая мебель и др.).
Влажная уборка:
Спальные — после ночного и дневного сна,
Групповые — после каждого приема пищи.
Ковры ежедневно пылесосят и чистят влажной щеткой или выбивают на специально отведенных для этого площадках хозяйственной зоны, затем чистят влажной щеткой.
Санитарно-техническое оборудование ежедневно обеззараживается независимо от эпидемиологической ситуации.
Генеральная уборка всех помещений и оборудования проводится один раз в месяц с применением моющих и дезинфекционных средств.
Окна снаружи и изнутри моются по мере загрязнения, но не реже 2-х раз в год (весной и осенью).
При выполнении всех вышеуказанных мероприятий вероятность заболеваний ОРВИ среди детей резко снижается.
График проветривания — необязательный документ, который при проверке контролирующие органы не запрашивают. Но все же лучше его составить.
График наглядно показывает периодичность проветривания и тем самым дисциплинирует персонал. Кроме того, его наличие говорит о внимательном и ответственном отношении руководства предприятия к своим сотрудникам, а также о соблюдении предписаний Роспотребнадзора по профилактике распространения COVID-19.
Документ готовит ответственное лицо, назначенное приказом руководителя, с учетом требований соответствующих СанПин и рекомендаций Роспотребнадзора. Форма графика законом не установлена, поэтому он может быть любым, удобным работодателю. Однако в нем должно быть видно — когда, где и какое время проветривалось помещение. Желательно указать и каким способом — через форточки, фрамуги и т. д. Ответственное лицо должно проставить свою подпись после каждой процедуры.
Искусственная вентиляция
Школьные кабинеты обустраивают системами искусственной вентиляции. С её помощью можно изменять влажность воздуха и температуру в помещении. Правда, такие механические системы в организациях используют крайне редко.
Чтобы создать необходимый микроклимат, в проекте вентиляции используют приточные системы. В них приток воздуха осуществляется сквозь решётку, с её помощью происходит и защита воздуховода от осадков. Затем воздух проходит очистку от мусора и пыли через фильтр и поступает в классы.
Калорифер и вентилятор — неотъемлемые части данной системы. С их помощью можно увеличить либо понизить температуру воздуха. Вытяжная вентиляция очищает воздух от СО2.
Как приточные, так и выводные системы вентиляции снижают потребность в постоянном проветривании, потому что они обеспечивают вспомогательное движение потоков воздуха.
Духота в помещении: краткосрочные и долгосрочные последствия
Однако мало кто помнит, что из-за малоподвижного образа жизни (который уже сам по себе вреден) большую часть времени мы дышим “отработанным” воздухом, насыщенным углекислым газом и другими продуктами дыхания. Простой пример: Если помещение не проветривается весь день, то вечером уровень CO2 в нем в 20 раз превышает норму. Очевидно, что полноценный ночной отдых в такой ситуации невозможен, а занятия на беговой дорожке или велотренажере принесут только вред, а не пользу.
Что происходит в организме, когда вы долгое время дышите воздухом для сжигания? В случае передозировки углекислого газа в крови, CO2 начинает замещать кислород в красных кровяных тельцах. Частота дыхания увеличивается. Дефицит О2 снижает скорость окислительных процессов, и токсины начинают накапливаться в крови ускоренными темпами.
Такие эксперименты над собой приводят к закономерному результату – снижению продуктивности, головным болям, вялости, заторможенности и психической депрессии.
В долгосрочной перспективе длительное пребывание в закрытом, плохо проветриваемом помещении – прямой путь к хроническим заболеваниям.
Вирус может передаваться воздушно-капельным путем. Когда человек кашляет или говорит, выделяются частицы диаметром до 5 микрометров. Они остаются в воздухе в течение нескольких часов и могут передаваться на большие расстояния под действием атмосферных потоков.
Параметры коронавируса достигают 160 нанометров. Лабораторные испытания показали, что он может оставаться в воздухе до 3 часов и на предметах до трех дней.
Он помогает снизить вероятность наличия болезнетворных частиц в воздухе за счет отвода воздушных масс через фильтры кондиционеров и вентиляции. Обычное открывание окон и дверей также работает, но не так эффективно.
Однако проветривание любым способом предотвратит оседание большего количества частиц коронавируса на поверхностях мебели и оборудования. В целом, существует повышенный риск заболевания в закрытых помещениях, которые не проветриваются регулярно.
Федерация инженеров рекомендует, по возможности, обеспечить круглосуточную вентиляцию с пониженной скоростью движения воздуха. Если это невозможно, следует обеспечить вентиляцию в течение 15 минут до начала рабочего дня, во время перерывов и смены персонала. Пространство не должно вызывать переохлаждения или холода. Воздух вентилируется только с одной стороны, наружу.
Не рекомендуется использовать системы рециркуляции и местные устройства, а также любые приточные системы, чтобы не допустить повторного попадания вирусов, которые были удалены путем оседания на стенках вентиляционной системы. Такое оборудование должно включаться только при закрытых рециркуляционных заслонках, особенно во время эпидемий.
В вентилируемых туалетных комнатах во время проветривания окна должны быть закрыты, чтобы избежать обратного потока воздуха.
Вытяжные системы в туалетах должны работать круглосуточно, так как постоянное увлажнение воздуха во время смыва в туалете способствует образованию капель влаги в воздухе, которые распространяют вирус. По этой же причине смывать следует при закрытой заслонке унитаза.
У вируса также есть порог выживаемости. Коронавирус погибает при высокой влажности около 80% и температуре выше 30°C, но человек не может работать в таких условиях.
Какие бывают проветриватели на пластиковые окна
Вентиляционные механизмы различаются по типу конструкции, способу регулирования, установке и другим критериям. Они изготавливаются из металла, дерева или пластика. Четкого разделения на типы не существует.
Существуют различные типы оконных проветривателей:
Тип механизма | Конструктивные особенности |
Армирование | Подача воздуха через щель в раме. Самый низкий воздушный поток (5 м3/ч), но доступный по цене, с высокой звукоизоляцией. Мы рекомендуем 2 единицы на окно. |
Слот | Пользуются большим спросом у потребителей: широкий выбор моделей. Высокая производительность (от 20 м3/ч), пыле- и звукоизоляция, компактные размеры. Устанавливается в изоляционный зазор между створкой и рамой. Двойные блочные рамы требуют фрезеровки. |
Автоматический | Дополнен датчиком влажности воздуха в помещении, который регулирует открытие и закрытие диффузора. |
Руководство | Воздухозаборник регулируется вручную |
Встраиваемые | Механизм оснащен открывающимся клапаном. Он имеет повышенную производительность по воздуху (до 100 м3/ч) по сравнению с встраиваемым типом. Для установки по всей ширине стеклопакета. Может быть установлен на производстве или в доме со сменным стеклопакетом. |
Поверхностный монтаж | Аналогичен принципу узкого остекления. Самая высокая проницаемость, но нет звукоизоляции. Должны быть удалены из окна. В основном используется в технических помещениях |
Ручка с воздухозаборным клапаном | Устанавливается на место обычной ручки. Оснащены фильтрующими картриджами |
Акустика | Встроенная мембрана изолирует внешние звуки, поддерживая диапазон 30 – 40 дБ |
Также предлагаются амортизаторы дождя и ветра.
График и нормы проветривания помещения в детском саду
Если задать вопрос администрации или сотрудникам дошкольного учреждения: назовите наиболее эффективное проветривание, нормы которого регламентированы санитарным контролем и соответствующими организациями, можно получить разные ответы. Это зависит от индивидуального планирования и составления графика проветривания в детском саду, ведь в расчет принимаются технические характеристики и архитектурные особенности здания, возраст учеников в группе и сезонность проведения процедур.
Посещение дошкольных учебных (ДУ) заведений способствует социализации ребенка, укреплению навыков общения и взаимодействия со сверстниками, взрослыми воспитателями или другими сотрудниками специализированных заведений. Для поддержания необходимых норм гигиены руководством детского сада разрабатывается и утверждается график проветривания, что регламентировано общепринятыми санитарными правилами.
Основные требования к вентиляционным приборам в дошкольном заведении
Длительность проветривания зависит от температуры наружного воздуха, направления ветра, эффективности отопительной системы. Проветривание проводят в отсутствие детей и заканчивают за 30 мин. до их прихода с прогулки или занятий.
Люди на протяжении жизненного цикла постоянно находятся в социальном обществе. Это происходит в замкнутых пространствах, таких как детский сад, школьный класс, рабочие кабинеты. Общность людей приводит к тому, что рано или поздно свежего воздуха в помещении практически не остается. Всё заменяется на углекислый газ.
Что рекомендуется размещать в учебных секциях (блоках) для обучающихся 1-4 классов во вновь строящихся зданиях ОУ?
Система проветривания подбирается в зависимости от времени года. От данного параметра напрямую зависит длительность и качество воздухообмена. в СанПиН упоминается два вида для проветривания:
- Сквозное. В данном случае открываются все доступные окна и тем самым осуществляется максимальная циркуляция воздушных масс за короткий промежуток времени.
- Угловое(одностороннее). Данный тип используется преимущественно в теплый сезон.
- Через шахту систем вентиляции. Это самый распространенный вид непрерывного воздухообмена, который усиливается при открывании окон или приточных устройств.
Требования к естественному освещению
-
В
учебных помещениях следует проектировать
левостороннее естественное освещение.
При двустороннем освещении, которое
проектируется при глубине учебных
помещений более 6 м, обязательно
устройство правостороннего подсвета,
высота которого должна быть не менее
2,2 м от потолка. При этом не следует
допускать направления основного
светового потока впереди и сзади от
учащихся. -
В
учебно-производственных мастерских,
актовых и спортивных залах также может
применяться двустороннее боковое
естественное освещение и комбинированное
(верхнее и боковое).
-В
учебных помещениях при одностороннем
боковом естественном освещении
коэффициент естественной освещенности
(КЕО) должен быть 1,5% на расстоянии 1 м от
стены, противоположной световым проемам.
-Неравномерность
естественного освещения помещений,
предназначенных для занятий учащихся,
не должна превышать 3:1.
-Ориентация
окон учебных помещений должна быть на
южные, юго-восточные и восточные стороны
горизонта. На северные стороны горизонта
могут быть ориентированы окна кабинетов
черчения, рисования, а также помещения
кухни, ориентация кабинетов вычислительной
техники – на север, северо- восток.
Естественная вентиляция помещения школы
К такому роду проветривания, как естественная вентиляция школы, относится вентилирование без непосредственного изменения характеристик окружающей среды (температуры, влажности, давления). Ее осуществление происходит в несколько способов:
- через поры материала наружных ограждений (стен) здания;
- через отверстия и зазоры между составляющими конструкциями здания;
- через дверные проемы и воздухопроницаемые оконные рамы;
- через форточки и фрамуги.
Естественная вентиляция первого типа (через стены) напрямую зависит от их материала. Наиболее воздухопроницаемыми считаются стены из кирпича и соснового дерева. Однако воздухопроницаемость достаточно просто снизить при помощи внутренней отделки помещения (покраска, оклейка обоями).
Через зазоры между строительными конструкциями, двери и оконные рамы также поступают воздушные потоки из внешней среды, однако они не значительны. Таким образом, основным источником естественной вентиляции становятся форточки и фрамуги.
Основные причины движения воздушных потоков – сила ветра и разница температур в здании и за его пределами. Чем сильнее ветер и больше разница температур, тем лучше проходит проветривание. Если ветра нет, а разница температур внутреннего и наружного воздуха незначительна, движение воздуха будет проходить исключительно за счёт диффузии. В таком случае интенсивность диффузии прямо пропорциональна площади форточек и времени проветривания.
Согласно стандартам, в учебных заведениях для поддержания микроклимата общая площадь форточек должна составлять не менее 2% от площади полов. Среднестатистически площадь форточек в классе составляет около одного метра квадратного. То есть в классе с тремя окнами, как минимум два из них должны иметь площадь форточки по полметра квадратных.
При проектировании системы вентиляции ( в которую входит и естественная вентиляция) обычно форточки устанавливают в верхней трети окна.
Форточка должна отворяться как минимум на 45°, при чем наружная створка должна свободно откидываться наружу вверх, а внутренняя – внутрь вниз. При неправильной установке могут возникнуть проблемы с циркуляцией воздуха и нарушение микроклимата.
Вместо форточек устанавливают так же фрамуги, которые при проверке имеют ряд преимуществ перед форточками:
- Температура внутреннего и внешнего воздуха значительно отличается, что способствует движению воздуха.
- Высшая теплоизоляция, позволяющая сохранять тепло в помещении больший отрезок времени.
- Возможность не закрывать фрамуги даже, когда дети находятся в классе.
- Зимой и поздней осенью школьные классы проветриваются исключительно при отсутствии детей. Так как циркуляция воздуха при низкой температуре может стать причиной простуды учащихся.