Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Его жена хочет расстаться с ним, но он не желает разводиться с ней». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Мужчина в праве давать развод, если он дееспособен и достиг совершеннолетия. Также он должен действовать без принуждения и по собственной воле. Это главные условия для талана. Естественно, что развод по религиозным канонам могут получить только те, кто сочетался браком по законам шариата.
Условия для развода и расторжения никаха
Еще одним условием является соблюдения правил идды. Этот срок необходим для определения отцовства возможных детей.
Все мусульманские правовые школы считают, что нельзя давать развод женщине во время менструации. Нужно дождаться ее завершения и затем объявлять талак. Потом это время засчитывается в срок идда.
В исламе право развода в основном находится в руках у мужчины. Для расторжения брака ему достаточно просто сообщить об этом. Также он может поручить объявить об этом доверенному лицу. Еще один вариант – дать талан жене за денежную компенсацию. В этом случае мужчина озвучивает цифру, а женщина должна согласиться на нее.
В зависимости от обстоятельств, сопровождающих разлад в семье, могут быть некоторые особенности, связанные с распадом семейных уз в исламе.
Подходящее время для развода (талак)
Давать развод дозволено в период времени, когда женщина очистится после месячных, до начала следующего цикла. При этом нельзя вступать с ней в интимную близость.
Если после очищения мужчина имел близость с женой, а затем вознамерился дать ей развод, то ему следует дождаться начала у жены следующего цикла и момента, когда она очистится.
Доводом на это условие является хадис, в котором Нафи’ рассказывал:
«Когда Ибн `Умар, да будет доволен им Аллах, развелся со своей женой в то время, когда она была в состоянии менструации (хайд), то (его отец) ‘Умар ибн аль-Хаттаб спросил посланника Аллаха ﷺ об этом.
Тогда посланник Аллаха ﷺ сильно рассердился из-за этого и сказал ‘Умару:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا، ثُمَّ لْيُمْسِكْهَا حَتَّى تَطْهُرَ، ثُمَّ تَحِيضَ، ثُمَّ تَطْهُرَ، ثُمَّ إِنْ شَاءَ أَمْسَكَ بَعْدَ ذَلِكَ، وَإِنْ شَاءَ طَلَّقَ قَبْلَ أَنْ يَمَسَّ، فَتِلْكَ الْعِدَّةُ الَّتِي أَمَرَ اللَّهُ سُبْحَانَهُ أَنْ تُطَلَّقَ لَهَا النِّسَاءُ
«Прикажи ему [своему сыну] вернуть ее и удержать, пока она не очистится от менструации (хайд) и у неё не начнется новый цикл. А затем, после очищения, если захочет удержать ее, то пусть удержит, а если нет, то пусть разведется, прежде чем прикоснется к ней.
С этого времени и начинается установленный срок (‘идда), согласно которому Аллах, Свят Он и Велик, приказал разводиться с женами»» (Бухари 5252, Муслим 1471).
Ибн Мас’уд, да будет доволен им Аллах, сказал:
زَادَ فِيهِ بَعْضُ الرُّوَاةِ أَوْ عِنْدَ حَبَلٍ قَدْ تَبَيَّنَ، وَلَمْ أَجِدْهُ فِي الرِّوَايَاتِ الْمَحْفُوظَةِ
«Разводитесь с ними, когда они очистятся (от хайда или нифаса), не вступая с ними в половую связь (после предыдущего очищения от хайда или нифаса)» (Бейхакы 14915).
При этом важно отметить, что если муж всё-таки даст развод в период менструации, не дожидаясь очищения, или после очищения, но уже имев с женой интимную близость, то хотя это и будет неправильно, развод всё-таки будет засчитан.
На это указывает понимание сподвижника, которое мы берем из хадиса со слов Мухаммада ибн Сирина, который рассказал, что Юнус ибн Джубайр сказал:
سَأَلْتُ ابْنَ عُمَرَ عَنْ رَجُلٍ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَقَالَ: هَلْ تَعْرِفُ عَبْدَ اللَّهِ بْنَ عُمَرَ ؟ فَإِنَّهُ طَلَّقَ امْرَأَتَهُ وَهِىَ حَائِضٌ فَسَأَلَ عُمَرُ النَّبِىَّ -صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّم- فَأَمَرَهُ أَنْ يُرَاجِعَهَا. قَالَ: قُلْتُ: فَيُعْتَدُّ بِتِلْكَ التَّطْلِيقَةِ ؟ قَالَ: فَمَهْ أَرَأَيْتَ إِنْ عَجَزَ وَاسْتَحْمَقَ؟
«(Однажды) я спросил Ибн ‘Умара о мужчине, который развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и он сказал:
«Ты знаешь ‘Абдуллу ибн ‘Умара? Поистине, (как-то) он развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ и он велел ему вернуть её»».
(Юнус ибн Джубайр) сказал: «Я спросил: «А этот развод был засчитан?» (Ибн ‘Умар) ответил: «Скажи мне, а что с того, если он и не был засчитан, раз он проявил слабость и глупость?!»» (Муслим 1471, Тирмизи 1175, Ибн Маджах 2022, Табарани в «аль-Му’джам аль-Аусат» 2505).
Муж также имеет право разводиться с беременной женой на любом из этапов беременности, на что указывает другая версия хадиса.
Передают со слов Салима, сообщившего со слов своего отца (Ибн ‘Умара,) да будет доволен ими обоими Аллах, о том, что он [Ибн ‘Умар] развёлся со своей женой в то время, когда у неё были месячные, и (когда) ‘Умар спросил (об этом) пророка ﷺ он сказал:
مُرْهُ فَلْيُرَاجِعْهَا ثُمَّ لْيُطَلِّقْهَا طَاهِرًا أَوْ حَامِلاً
«Вели ему, пусть вернет её, а затем разведётся, когда она отчистится или будет беременной»
(Ахмад 2/26, 58, 61, 81 и 130, Абу Дауд 2181, Тирмизи 1176, Дарими 2263, «Сахих ан-Насаи» 3397).
Если мужчина заключил никах с женщиной, но решил развестись с ней ещё до того, как у них случилось интимная близость, то он тоже не обязан ждать наступления периода очищения.
Присутствие свидетелей при разводе или возврате жены
Аллах говорит в Кур’ане:
فَإِذَا بَلَغْنَ أَجَلَهُنَّ فَأَمْسِكُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ أَوْ فَارِقُوهُنَّ بِمَعْرُوفٍ وَأَشْهِدُواْ ذَوَىْ عَدْلٍ مِّنكُمْ وَأَقِيمُواْ ٱلشَّهَٰدَةَ لِلَّهِ
«Когда установленный для них срок истечёт, оставьте их у себя по справедливости или же отпустите по справедливости. Призовите свидетелями двух справедливых мужей из вас и [если вы свидетельствуете], то свидетельствуйте ради Аллаха» (65:2)
Наличие свидетелей при разводе или возврате жены является желательным и позволяет избежать лишних споров и недопонимания.
Известен асар от сподвижника, в котором передаётся побуждение приглашать в такие моменты свидетелей.
عن عمران بن حصين -رضي الله عنهما- أنه سُئِلَ عن الرجل يُطلِّق امرأته، ثم يَقَعُ بها، ولم يُشْهِدْ على طلاقها، ولا على رَجْعَتِهَا، فقال: «طَلَّقْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، وَرَاجَعْتَ لِغَيْرِ سُنَّةٍ، أَشْهِدْ على طلاقها، وعلى رَجْعَتِهَا، ولا تَعُدْ»
Так передается от Мутаррифа ибн Абдуллаха, что ‘Имрана ибн Хусайна, да будет доволен Аллах им и его отцом, однажды спросили о человеке, который дал развод своей жене, а потом вступил в половые отношения с ней и не брал свидетелей ни когда давал ей развод, ни когда возвращал её. Он сказал:
«Ты дал развод не по Сунне и вернул жену не по Сунне. Бери свидетелей, когда даёшь развод и когда возвращаешь. И не поступай так больше!» (Абу Дауд 2186).
Вместе с этим, нет прямых указаний от пророка на обязательность присутствия свидетелей. Пророк ﷺ сам давал развод без свидетелей, а также не выяснял их наличие, когда слышал о том, что развелся кто-то из сподвижников.
Поэтому, нет сомнения, что даже в их отсутствие талак будет действительным.
Как мусульманская религия подходит к вопросу развода
Есть лишь два условия для счастливой семейной жизни – это уважение и любовь, но оба эти чувства должны быть взаимными. Не будет счастливой та семья, в которой каждый супруг будет все время отстаивать свою точку зрения и не будет уважать мнение другого, и такую семью не спасет и рождение ребенка. Всевышний Аллах создал человека не только с чувством любви, но и с другими сильными чувствами, среди которых и негативные, такие как ненависть. Всего один шаг отделяет любовь от ненависти — так говорят не зря. Человек в семейной жизни может обнаружить совершенно неожиданные качества – агрессивность, грубость, нетерпимость. Все эти особенности, которые имеет человеческая природа, Всевышний Аллах знал, когда возлагал на человека обязанности в вопросах брака. Предписания Ислама и Шариата в вопросах развода также учитывают такие особенности, которые имеют люди.
Когда многоженство нежелательно по Исламу
Если мусульманин не может справедливо и поровну обеспечить будущих жен материальными благами – жильем, одеждой, мебелью, пищей, то такому мужчине нежелательно иметь несколько жен. Мусульманин обязан, беря вторую супругу, предоставить ей отдельное жилье, если она не согласилась сама жить под одной крышей с первой женой супруга. Жилье, которое обеспечивает мусульманин для своих жен, должно быть одинаковым по своему комфорту и не быть лучшим для одной супруги и худшим для другой.
Запрещена полигамия для тех мужчин, которые материально не обеспечены настолько, чтобы содержать несколько жен, которые физически слабы, или для тех, кто сам осознает, что не сможет выполнить все перечисленные в Шариате требования для многоженства и относится справедливо ко всем своим женам.
Семейственность в Исламе — ЭТО ДОГОВОР (ОБЕТ) МЕЖДУ ДВУМЯ ЛЮДЬМИ ПЕРЕД БОГОМ, который каждый их них вправе расторгнуть, если есть на это веские причины.
Живите с женами в соответствии с общепринятыми морально нравственными нормами.
Развод возможен в две ступени,
После чего вы продолжайте вместе жить благопристойно
Иль отпустите от себя с благодеяньем.
Вам не дозволено брать из того,
Чем вы ее (во время брака) одарили,
Разве что оба вы таите опасенья,
Что не сумеете блюсти пределы,
Которые для вас Аллах установил.
И если вы, (кто призван рассудить их),
Боитесь тоже, что они не соблюдут
Пределов, установленных Аллахом,
Не будет в том греха. (2:229)
Лексическое значение развода это «хиллюль акди» т.е. развязать завязанное, каноническое значение «талак» — это разрыв брачных уз определенными словами. Слово «талак» использовалось еще во времена до ислама.
Первое: развод бывает обязательным.
В шариате есть такое понятие как «ильъ», когда муж дает клятву, что не будет вступать с женой в половую близость всю жизнь или более 4 мес. допустим, муж говорит:»я не буду вступать с тобой в половые отношения более 5 мес.». в этом случае, по истечении 5 мес., если жена потребует у мужа вступить с ней в половую близость, а муж это требование не удовлетворит, то он обязан дать ей развод. Если же он не дает ей развод, имам говорит ему: «Или ты вступишь в половые отношения со своей женой, или я даю ей развод».
Для того, чтобы состоялся развод, в Исламе достаточно только слов мужчины, поэтому муж мусульманин должен следить за тем, что он говорит, поскольку слова, которые положат конец семейной жизни, могут быть как прямыми, так и иносказательными – к разводу могут привести слова, сказанные случайно, в гневе.
Муж-мусульманин может давать развод жене всего два раза, после каждого раза он должен прерывать с ней интимные отношения, талак данный три раза с коротким промежутком времени или даваемый в течении всей супружеской жизни является окончательным. Наличие свидетелей при даче развода не нужны.
У каждого народа – своя традиция и культура, и если у мусульманских народов произнесение слов «Я развелся с тобой» означают развод, то у некоторых других мусульманских народностей могут стать сигналом к завершению семейной жизни даже такие слова, как «Иди, куда хочешь, ты свободна!». И если у семейной пары действительно было намерение прекратить свои супружеские отношения, то эти слова сделают развод действительным. Также могут стать свидетельством состоявшегося развода объявление об этом, сделанное мужем жене по телефону или посредством интернета.
В Коране сказано:
«Если между супругами произойдет ссора и вы боитесь разрыва, то призовите судью из своих родственников и судью из ее родственников, которые желают примирить их, и тогда Аллах поможет достичь им доброго решения для супружеской пары: для продолжения мирной супружеской жизни или мирного, доброго разрыва» (Сура Ан-Ниса 4:35)
Брак и возможный развод привлекают больше людей, чем двое супругов. Это затрагивает детей, родителей и целые семьи. Прежде чем принять решение о разводе, справедливо будет привлекать семейных старейшин к попытке примирения. Члены семьи знают каждую из сторон лично, в том числе их сильные и слабые стороны. Если они подходят к задаче искренне и ответственно, то могут помочь парам решить свои проблемы.
Некоторые пары не хотят привлекать членов семьи к своим трудностям. Однако должен учитываться тот факт, что развод будет сказываться как на их взаимоотношениях с внуками, племянницами, племянниками и т. д., так и на обязанностях остальных родственников, с которыми им придется столкнуться, помогая каждому супругу строить независимую жизнь. Таким образом, семья, так или иначе, будет участвовать в этом процессе.
Базовая структура налоговой политики
Налоговым законодательством не приводится строгая структура учетной политики предприятия в сфере налогов. Каждой организации дается возможность сформировать собственный вариант, который будет учитывать пожелания руководства и индивидуальные особенности системы управленческого и бухгалтерского контроля. Главное, чтобы созданные планы действий компании не противоречили принципам налогового законодательства.
В базовом варианте налоговая политика может содержать два раздела:
- Общий блок.
- Правила формирования и оптимизации налоговой базы.
В общей части указываются сведения о:
- лицах, ответственных за ведение учета;
- принципах учета в сфере налогов;
- установленных сроках представления сводных данных для их анализа, в том числе обособленными подразделениями (при их наличии).
ИЗБИЕНИЕ ЗАПРЕЩЕНО ШАРИАТОМ!
Жена – это божий дар, который вручен на хранение мужчине: за нее он несет ответственность, за что и будет с него спрошено.
Пророк (С) сказал: «Как вы смеете, после того как избили жену, заключать ее в свои объятия?»[115].
Избивание жены противоречит и шариату, и этикету, и нравственности.
Так, например, согласно положениям шариата, жена не обязана работать по дому, следить за чистотой и готовить, хотя женщины сами делают это охотно и не предъявляют никаких претензий по этому поводу и не требуют оплаты своего труда. Уже за это мужчина должен ценить, благодарить и поощрять свою супругу. Но если она не выполнила какую-то работу по хозяйству, то муж не имеет права укорять, а тем более наказывать ее.
Ислам разрешает наказывать мужчине свою жену только в двух случаях:
1) По законам шариата, муж имеет право наслаждаться половой близостью с женой, и она, в свою очередь, обязана повиноваться ему в этом и отдаваться ему полностью. Но если она будет отказывать, мужчина должен постараться выяснить причину и вызвать ее любовь и желание к себе. Он может сводить ее куда-то или подарить ей подарок, в общем, сделать что-то, чтобы согреть ее душу. Но если все-таки и после этого она безосновательно и упорно продолжит отказывать ему и выразит свое намерение и дальше не подчиняться, то он может прибегнуть к мерам наказания, соблюдая при этом их последовательность.
В отношении же случаев, когда надо наказывать жену, в Коране сказано: «Мужчины являются попечителями женщин, потому что Аллах дал одним из них преимущество перед другими и потому что они расходуют из своего имущества. Праведные женщины покорны и хранят то, что положено хранить, в отсутствие мужей, благодаря заботе Аллаха. А тех женщин, непокорности которых вы опасаетесь, увещевайте, избегайте на супружеском ложе и побивайте. Если же они станут покорны вам, то не ищите пути против них. Воистину, Аллах – Возвышенный, Большой»[116].
Как видно из Корана, разрешено наказывать жену только тогда, когда она безосновательно противится половой близости, и при этом наказания должны производиться последовательно:
сначала – наставление;
потом – отдаление ее от постели (надо отметить, что и здесь есть определенные нормы, на которые мужчина обязан обратить внимание);
и последнее – битье. При этой самой крайней мере, к которой вынужден обратиться мужчина, воспитывая свою упрямую жену, также должны быть соблюдены следующие правила:
· Цель битья – воспитание, а не возмездие;
· Допустимо ударить рукой или тонким прутиком (как сказано в хадисах, это может быть мисвак*);
· Бить по голове, по лицу, глазам и животу запрещено;
· Бить надо так, чтобы это не породило еще больше злобы и ненависти и не привело впоследствии к еще большему неповиновению;
· Надо помнить, что супруг намерен продолжать с нею свою супружескую жизнь и пользоваться ее любовью и лаской.
2) Жена обязана брать у своего мужа разрешение, чтобы выйти из дома; если же она покинет пределы дома без согласия супруга, то следует считать ее грешницей.
В этом отношении Пророк (С) сказал: «Каждую женщину, которая без разрешения своего мужа выходит из дома, проклинают ангелы на небесах и все, что встречается не ее пути, пока она не вернется к себе домой»[117].
Как уже было сказано выше, мужчина имеет право разрешать или запрещать своей жене выходить из дома, но опять-таки напомним, что в этом надо быть разумным и умеренным. Лучше позволять жене посещать места, разрешенные шариатом. Это право дано мужчине не для того, чтобы он проявлял свою власть и силу, не для того, чтобы угнетать жену, а для того, чтобы он смог оградить ее от греха, запрещая ходить туда, куда запрещает шариат. Ведь излишняя строгость не только бесполезна, но и вредна, ибо угрожает любви и искренности, убивает доверие, способствует уклонению от истинного пути мусульманина. Если мужчина уверен, что место, куда направляется его супруга, опасно или там собирается сомнительное общество, что может принести ей вред, то он, как покровитель и хранитель своей семьи, оберегая ее, должен запретить это и препятствовать жене идти туда, а она должна подчиниться своему мужу.
Во всяком случае, если женщина ослушается своего мужа и выйдет без его разрешения из дома, то супруг имеет право наказать ее. Но при этом следует помнить, что и здесь есть условия, при которых жена все-таки может покинуть дом без разрешения своего мужа:
1) Она может выходить из дома, чтобы получать необходимые религиозные знания;
2) Она может поехать в Хадж, если у нее есть на то средства и возможность;
3) Она может выйти из дома, чтобы отдать долги (если есть необходимость для этого самой выходить из дома).
Будет ли действителен талак, данный в шутку?
Бытует мнение, что, если развод дан с серьезными намерениями, тогда он будет действителен, а иначе — нет. Например, мужчина сказал формулу развода, чтобы припугнуть жену, или сказал слова развода в шутку и т. д. Такое мнение неправильно и ошибочно. Одно лишь произнесение слов талака в адрес своей жены в здравом рассудке (с намерением развода или без него) прекратит действительность брака.
Многие считают, что развод — это грех и ни в коем случае нельзя произносить эти слова. Так ли это?
Это тоже не так. Развод — это нежелательное действие, однако при наличии уважительной причины развод (талак) не является грехом, а в некоторых случаях он может оказаться единственным выходом из трудного положения. Конечно, без причины дать талак — это причинить вред своей семье и жене. Положительные и отрицательные стороны развода нужно понимать правильно. Для принятия правильного решения лучше всего обращаться к знающим людям (алимам).
Развод при наличии детей
– Если жена беременна, может ли муж заявить о разводе?
– Может. Только в этом случае трехмесячный срок «гыйдда» будет продолжаться до рождения ребенка. Женщина не может выйти замуж, пока не родит. Пока жена беременна, муж обязан обеспечивать ее.
Конечно, за это время он может вернуть жену. Но после рождения ребенка считается, что «испытательный» срок завершен. Мужчина обеспечивает женщину и после рождения ребенка, дает деньги на все расходы ребенка. По шариату жена может просить у мужа деньги за то, что она этого ребенка кормит грудью. По шариату она не обязана его кормить. Она может привести ребенка к мужу и сказать – на, забирай, найди кормилицу, это твой ребенок, я уже не твоя жена.
– Если в семье были и другие дети, с кем они остаются?
– Обычно ребенок остается с матерью до того момента, как он начнет сам ухаживать за собой. У отца прав на ребенка больше. Для того чтобы растить ребенка, нужны деньги, его надо куда-то водить, защищать. Поэтому у отца больше права оставить его у себя. Казый может вынести решение оставить ребенка с матерью до достижения им 3 – 5 лет. Когда ребенок достигает возраста, когда он сам может себя обслуживать, то его возвращают отцу.
Если мать повторно выходит замуж, то ребенка тут же забирают у нее и отдают отцу. То есть ребенок не будет жить с новым мужем матери.
Всегда проще обвинить в наступившем кризисе семейных отношений своего супруга. Вспомнить все его промахи и прегрешения, снова разозлиться и просто не думать о том, что в любой размолвке всегда виноваты оба. Но ради Аллаха нужно постараться успокоиться и попросить прощения. Даже если вы правы, даже если супруг сам во всем виноват. Поймите, просьба о прощении – это не унижение! Это возможность дать понять любимому человеку, что он вам дороже каких-то принципов и глупых разногласий.
Отказ признать свою вину – это путь, на который вас толкает шайтан. Он обманывает женщин и шепчет им: «Нет! Не подходи к нему, пусть извиняется сам!». Он настраивает мужчин против супруг и говорит: «Ты же мужчина, ты не должен извиняться!».
А потом настает момент, когда Иблис настраивает вас против Аллаха, утверждая, что вам незачем просить прощения у Всевышнего и не за что каяться перед Ним.
Остановите это – смиритесь и попросите прощения у близких и родных людей, а затем совершите тауба и просите у Аллаха простить ваши грехи и уберечь вас от мыслей о разводе.
Чего должна избегать женщина,разведенная с возвратом или разведенная окончательно ?
С именем Аллаха Милостивого, Милосердного
Хвала Аллаху – Господу миров, мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, членам его семьи и всем его сподвижникам!
А затем:
Вопрос: Я только что развелась со своим мужем и хотела бы знать свои права на время трех месяцев идды. Значит ли это, что мне нельзя разговаривать с мужчинами даже по интернету и можно ли, чтобы за мной приехали друзья моих родителей и забрали меня домой?
Ответ: Хвала Аллаху
Во-первых: женщина не имеет права давать развод своему мужу. Только муж может давать развод. Слова из Корана, повествующие о вопросах и положениях развода, адресованы мужьям, а не женам. Всевышний Аллах говорит:«Если в ы развелись с вашими женами и они выждали положенный им срок, то либо удержите их на разумных условиях, либо отпустите их на разумных условиях»(Корова 2:231)
«На вас не бу греха, детесли вы разведетесь с женами, не коснувшись их и не установив для них обязательное вознаграждение (приданое)» (Корова 2:236)
«О те, которые уверовали! Если вы вступаете в брак с верующими женщинами, а затем объявляете им развод до того, как вы коснулись их, то они не обязаны перед вами выжидать срок» (Сонмы 33:49)
«О Пророк! Когда вы даете женам развод, то разводитесь в течение установленного срока, ведите счет этому сроку и бойтесь Аллаха, вашего Господа» (Развод 65:1)
Передается, что Ибн Аббас (да будет Аллах доволен ими обоими) сказал: «Посланник Аллаха (мир ему и благословение Аллаха) сказал: «Поистине, развод принадлежит тому, кто взял за ногу (т.е. мужу, который имеет право вступать в интимную близость с женой). Ибн Маджа, 2081; шейх аль-Альбани назвал хадис хорошим в «Ирва аль- Галиль», 7/108.
Когда муж оставляет жену, а она взамен дает ему деньги, то это называется хула. Подразумевается, что жена освобождается от мужа, возвращая ему махр или то, что он попросит, а затем он оставляет ее, если хочет. Это аннулирование брака, но не развод (таляк). В этом случае идда женщины составляет один менструальный цикл.
Об этом подробно рассказано в ответе на вопрос №14569
Если супруги расстались посредством хулы, то они незамедлительно становятся немахрамами друг для друга. Им запрещено оставаться наедине и возвращение жены возможно только посредством нового брачного контракта и махра.
Когда проходит один менструальный цикл или женщина рожает ребенка, если она была беременна во время развода, то идда заканчивается и ей снова дозволено выходить замуж, соблюдая шариатские условия, а именно: наличие опекуна и двух свидетелей.
Но если муж развел жену первым или вторым разводом, то ей не разрешено покидать свой дом во время идды, а мужу запрещено выгонять жену из дома, пока не закончится ее срок выжидания и они станут немахрамами друг для друга. Мудрость в том, что совместное проживание может побудить мужа вернуть жену, что всячески поощряется Исламом. Всевышний говорит:«Не выгоняйте их из их домов, и пусть они не выходят из них, если только они не совершат явную мерзость. Таковы ограничения Аллаха. Кто преступает ограничения Аллаха, тот поступает несправедливо по отношению к себе. Ты не знаешь, что Аллах, возможно, после этого решит иначе» (Развод 65:1)
Во время идды жене не нужно покрываться перед мужем, она может украшаться для него, разговаривать и оставаться с ним наедине. Но муж не имеет права на интимную близость с женой пока он не вернет ее или не совершит интимную близость с намерением вернуть ее обратно.
Если муж развел жену в последний третий раз, или он развел ее в первый или второй раз и ее идда закончилась, то они становятся немахрамами друг другу и ему запрещено оставаться с ней наедине, прикасаться к ней и смотреть на нее.
См. подробнее ответ на вопрос №36548
Следует отметить, что идда женщины после развода мужем составляет три менструальных цикла, а не три месяца. Для женщин, у которых нет менструации, идда длится три месяца.
В-третьих: женщине непозволительно проводить время и разговаривать с мужчинами немахрам. Доказательства и фетвы ученых на этот счет приведены в ответе на вопрос №34841
Основываясь на вышесказанном, женщине не запрещено использовать украшения, парфюмерию, драгоценности и т.п., которые запрещены женщине во время идды после смерти мужа. Если женщина разведена с возвратом, то ей запрещено уезжать из дома мужа. Времяпрепровождение и разговоры с чужими мужчинами запрещены всегда.
И Аллах знает лучше.
Шейх Мухаммад Салих аль-Мунаджжид
И в заключении, хвала Аллаху – Господу миров!