Все способы оформления ДТП в России

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Все способы оформления ДТП в России». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязанности водителей вызвать сотрудников ГИБДД при совершении в ДТП прописаны в пунктах 2.6 и 2.6.1 Правил дорожного движения. Несмотря на сухой бюрократический стиль, в котором составляются нормативные акты, советуем внимательно ознакомиться с этими положениями. Ведь отклонение от правил, в том числе по незнанию, может стать источником дополнительных неприятностей.

Пошаговая инструкция оформления Европротокола в 2023 году

Вначале оба водителя совместно заполняют первые восемь пунктов бланка европротокола, внося следующую информацию:

  • В первом пункте – указать точный адрес или километр шоссе, где произошла авария.
  • Во втором – отмечается дата происшествия и время, с минутной точностью. Необходимо внимательно подойти к фиксации времени, чтобы не ошибиться, заполняя документ.
  • В третьем – сколько автомобилей было повреждено. Если их более двух, составление европротокола в 2023 году неправомерно.
  • В четвертом – отмечается, что отсутствуют раненые и погибшие, иначе придется вызывать представителей правоохранительных органов.
  • В пятом – проставляется галочка в квадрате относительно проведения медицинского освидетельствования на предмет алкогольного опьянения (в большинстве случаев – нет).
  • В шестом – пострадали ли другие машины и прочее имущество.
  • В седьмом – имеются ли очевидцы, способные подтвердить обстоятельства происшествия, с указанием фамилий, имен, отчеств, их паспортной информации.
  • В восьмом – участвовали ли в расследовании ДТП представители ГИБДД (в данном случае указывается – нет).

Далее каждый водитель отдельно заполняет свою сторону бланка. Не имеет значения, в каком порядке будут обозначены автомобили участников происшествия, это не повлияет на итоговый результат и не более чем условно. В данных пунктах указывается:

  • В девятом – информация об автомобиле, с перечислением марки, модели, номера ВИН, регистрационных сведений.
  • В десятом – паспортные данные владельца, если речь идет об организации – ее полное наименование.
  • В одиннадцатом – сведения о лице, управлявшем автомобилем, включая паспортную информацию, данные из водительского удостоверения (его номер, присвоенную категорию ТС, разрешенных к управлению, дату выдачи).
  • В двенадцатом – информацию об автостраховщике с отметкой номера полиса и даты, по которую действует документ, отдельная отметка – застраховано ли авто от повреждений.
  • В тринадцатом – на схематическом изображении автомобиля или другого ТС отмечается, на какое место пришелся удар при столкновении.
  • В четырнадцатом – перечисляются полученные дефекты и повреждения.
  • В пятнадцатом – графа «Замечания» предусматривает отметку водителя о предполагаемом виновнике аварии.
  • В шестнадцатом – из предлагаемого перечня выбираются соответствующие произошедшему обстоятельства происшествия; если ни одно из них не подходит – имеется графа «Иное».
  • В семнадцатом – схематически изображается ДТП, с указанием всех существенных деталей происшествия. О порядке оформления схемы указано ниже.
  • В восемнадцатом – оба водителя расписываются.

На втором листе бланка европротокола нумерация пунктов начинается сначала. Порядок заполнения оборота в 2023 году следующий:

  • В первом пункте отмечается, какой букве согласно европротоколу (А или В) соответствует конкретный автомобиль. Порядок распределения не важен, главное – различать участников.
  • Во втором детально излагаются обстоятельства аварии по мнению водителя, заполняющего данный экземпляр бланка.
  • В третьем – отмечается, находился за рулем непосредственно владелец ТС или доверенное лицо.
  • В четвертом – перечисляются другие автомобили, кроме указанных, если они участвовали в ДТП.
  • В пятом – наличие материального ущерба для других объектов с указанием их наименования и принадлежности (при наличии обстоятельств, относящихся к четвертому и пятому пунктам, придется вызывать представителей ГИБДД).
  • В шестом – способно ли авто перемещаться своим ходом. Если требуется буксировка, сообщается о местонахождении поврежденной автомашины.
  • В седьмом – отмечается, различается ли позиция водителей в трактовке пунктов с четырнадцатого по семнадцатый данного документа. Если присутствуют разногласия, их следует перечислить.
  • Далее указывается, когда составлялось извещение, ФИО заполнившего бланк, его личная роспись.
  • Предусмотрена графа для отметки о прилагаемой к извещению документации. Это может быть схема ДТП или данные, полученные с использованием вышеуказанных технических средств, без которых в некоторых случаях европротокол в 2023 году не будет принят к рассмотрению.

Когда водителю грозит уголовная ответственность?

Водителю будет грозить уголовная ответственность только в том случае, если он причинил вред пострадавшему в аварии тяжелого уровня, либо даже по причине столкновения, наезда произошла смерть. Тогда начинается рассмотрение дела в рамках уголовного производства. Сначала проводятся мероприятия, которые призваны доказать вину водителя, если она была доказана, то заводится уголовное дело. Степень наказания зависит от нескольких факторов, к ним можно отнести:

  • Умышленное было преступление или нет;
  • В каком состоянии был водитель машины;

  • Где произошла авария;

  • Сколько пострадавших.

Как оформить ДТП с вызовом ГИБДД

Обязательное участие сотрудников Госавтоинспекции предусматривается, когда:

  • Есть пострадавшие в аварии;
  • Участвующие в происшествии лица не могут достигнут согласия в обстоятельствах произошедшего и не могут определить виновную сторону.

Если отсутствуют пострадавшие, но есть разногласия нужно придерживаться следующего порядка действий:

  1. Осуществить полную остановку транспорта.
  2. Включить соответствующий сигнал.
  3. Расставить знаки аварийной остановки и не касаться предметов, имеющих отношение к ДТП (куски металла, пластика, стекол и прочее). Расстояние между знаком и ТС должно составлять не менее 15 метров в населенном пункте, а вне его – 30.
  4. Произвести фото- или видеосъемку места происшествия (автомобили и их расположение по отношению друг к другу, повреждения осколки, части машин и т.д.)
  5. Освободить проезжую дорогу, если авария мешает проезду авто, но только после съемки ДТП.
  6. Вызвать сотрудников Госавтоинспекции.
  7. Поискать свидетелей произошедшего и собрать их данные.
  8. Подготовить необходимую документацию, включая полис ОСАГО, удостоверение водителя, свидетельство о регистрации ТС.
  9. Оказывать содействие инспекторам ГИБДД, в частности, предоставлять объяснения, уточнять детали, помочь составить схематичный набросок аварийной ситуации.
  10. Получить пакет документ, необходимый для оформления страховой выплаты для потерпевшего, либо при существовании КАСКО.

Когда водители смогут произвести оформление аварии без привлечения инспекторов ГАИ при наличии разногласий между ними

В соответствии с вступающими в силу изменениями в ФЗ «Об ОСАГО» с 01.06.2018г. появляется возможность оформлять дорожные происшествия по Европротоколу, когда причинен вред имуществу в размере, не меньшем чем 100 тыс. рублей, даже при отсутствии договоренности между сторонами столкновения. Но при этом стоит учитывать, что:

  1. В ДТП никто не пострадал.
  2. Сведения об аварии должны быть зафиксированы участвующими в процедуре лицами и переданы в информационную базу системы соответствующего страхования, которая создана:
  • С применением средств экспертного контроля, обеспечивающих передачу готовящейся в некорректируемом виде информации, которая основана на использовании сигналов ГЛОНАСС в РФ, позволяющей однозначно определить факт дорожного происшествия и координаты расположения автомобилей в момент ДТП;
  • С использованием программ, совместимых с информационной системой идентифицирующей и аутентифицирующей в инфраструктурном порядке, обеспечивающей взаимодействие таких систем и технологическую взаимосвязь, которые могут применяться при оказании услуг различного уровня. При этом такое обеспечение должно соответствовать требованиям, определяемымм профобъединением страховых организаций с одобрения Банка России и предусматривающего фотосъемку транспорта и его повреждений на месте происшествия.

Что делать сразу после ДТП?

ПДД различны для аварий без жертв и с ними. Для первого варианта возможна простая процедура оформления без вызова инспекторов — оформление европротокола. Документ оформляется в трех экземплярах: два — для участников ДТП и один — сотрудникам полиции. Участники происшествия могут не уведомлять полицию об аварии (п.2.6.1 ПДД РФ). Для этого им необходимо написать расписки об отсутствии претензий к другой стороне. Во втором случае вызываются сотрудники ГИБДД. Общие правила для аварии:

  • немедленно остановиться, не учиняя препятствий для других автомобилей;
  • узнать есть ли травмы у других;
  • осмотреть транспорт;
  • включить аварийку и выставить специальный предупреждающий знак;
  • зарегистрировать подробности и последствия автомобильного столкновения.

Вызов аварийного комиссара без вызова ДПС

Аварком исследует участок ДТП, фиксирует дефекты машин, детали аварии, снимает копии водительских документов, опрашивает очевидцев, собирает их контакты, оценивает стоимость ущерба и составляет отчет специалиста о ДТП — документ, подтверждающий повреждения транспорта и причины их получения. Помогает автомобилистам оформить расписку, объяснительную и заявление начальнику ГИБДД округа, в котором произошла авария.

Чтобы вызвать независимого аваркома, можно обратиться в любую специализированную компанию. Позаботьтесь об этом заранее и всегда держите при себе контактный номер аваркома. Оплату услуг независимого специалиста вы совершаете самостоятельно. Однако, перечень его услуг шире, чем у комиссара вашей страховой службы — от оформления аварии до доставки вас домой и психологической помощи. При этом комиссар отстаивает ваши интересы. Вызов комиссара оправдан, если вы теряетесь в стрессовых ситуациях. Специалист оформит происшествие вместо вас. Полезными услуги аваркома будут также, если вы подозреваете второго участника ДТП в мошенничестве. Обычно специалист легко может вычислить подобные аферы.

Неоплачиваемый вызов комиссара возможен, если вы приобрели расширенную версию ОСАГО или КАСКО. Внимательно изучите свое страховое соглашение: указано ли там, что аварком оказывает услугу бесплатно в рамках полиса или его работа оплачивается отдельно. Некоторые страховки содержат пункт о том, что компенсация за аварию возможна, только если на место происшествия был вызван комиссар. Другие агенты при поступлении заявки самостоятельно решают, необходим ли вам вызов аваркома. Комиссар от страховой организации защищает ее интересы и способствует уменьшению предполагаемой суммы выплаты.

Внимательно изучите заявление специалиста об аварии. Уточняйте подробности дела, спорные формулировки, дополнительные комментарии специалиста. Страховые агенты при определении компенсации будут опираться на отчет комиссара, сверять его с информацией ДПС и медработников.

Что такое бесконтактное ДТП?

Дорожно-транспортное происшествие из категории бесконтактное имеет ряд особенностей. Под определение бесконтактной дорожной аварии попадают такие ситуации, когда один из участников ДТП создает помеху для совершения движения другому. И результатом такой помехи становится еще одна авария с участием третьей стороны и нанесением ей морального, материального, физического вреда. При этом третье лицо с водителем, первоначально создавшим помеху для движения, не имеет никаких прямых контактов.

Читайте также:  Ходатайство об истребовании доказательств

В качестве примера можно назвать распространенный случай бесконтактного ДТП. Водитель автотранспортного средства совершает движение по своей полосе расположенной на главной дороге. Один из участников движения на проезжей части находящийся максимально близко к первому водителю совершает маневр поворота, налево не предупреждая заранее, об этом других участников движения на дороге.

В результате этого водитель чтобы избежать столкновения выводит свое транспортное средство на встречную полосу или же совершает резкий поворот вправо, где и происходит столкновение с другой машиной или же столбом освещения, деревом, ограждением и любым другим объектом. Итогом этого становится в лучшем случае нанесение вреда транспортному средству.

Если мы разъехались, а второй водитель вернулся и вызвал ГИБДД?

Неприятная ситуация, которая может сделать потерпевшего – виновным.

А происходит буквально следующее:

ДТП на дороге, в числе участников – два автомобиля. Например, вы едете на автомобиле с соблюдением ПДД, но тут вам в бок въезжает другое транспортное средство. К вашему облегчению, второй водитель от своей вины не отказывается. И даже предлагает решить конфликт в частном порядке – выплатив ущерб «живыми» деньгами. Естественно, вы соглашаетесь, не звоните в ГИБДД и не оформляете европротокол. А зачем? Получив деньги, вы спокойно уезжаете с места ДТП. Другой водитель тоже отправляется восвояси. Вот только через пару минут он возвращается на место происшествия и как ни в чём не бывало вызывает ГИБДД. Попутно виновник аварии «рисует» автоинспекторам свою версию произошедшего, якобы он ни в чём не виноват. Что думать сотрудникам ДПС? Они отмечают факт ДТП, видят одного водителя на месте происшествия, а другой (то есть вы) отсутствует. Затем следует составление протокола и передача дела в суд.

Скорее всего, в данной ситуации у вас заберут права по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. А настоящий виновник аварии обратится в страховую и получит возмещение ущерба по ОСАГО. Далее ваш страховщик оплатит ремонт, а затем выставит оплаченную сумму отдельным счетом уже к вам – в порядке регрессного требования. Ведь вы скрылись с места ДТП, хотя и не должны были.

Оценка возможности оформления ДТП без пострадавших самостоятельно

Итак, произошла авария. Пострадавших нет. Всем причастным водителям следует:

  1. Совместно осмотреть место ДТП и оценить:
  • какому именно имуществу был причинен вред: автомобилям, багажу, грузу, объектам дорожной инфраструктуры (ограждениям, дорожным знакам, светофорам), прочему имуществу (зданиям, сооружениям и т. д.);
  • какова примерная величина ущерба транспорту в рублях.
  1. Установить, имеются ли разногласия относительно инцидента.

Если разногласия имеются, без участия полиции не обойтись. Порядок действий в этом случае такой:

  • записываются контакты очевидцев;
  • об инциденте сообщается полиции, после чего последняя дает указания о месте, куда необходимо прибыть для оформления документов;
  • самостоятельно осуществляется фото- и/или видеосъемка места аварии (о правилах осуществления расскажем далее);
  • составляется схема ДТП (желательно, но не обязательно);
  • транспортные средства убираются с проезжей части, если из-за них затруднено движение (за невыполнение этого требования ПДД предусмотрен штраф);
  • водители направляются к месту оформления ДТП, указанному полицией.

При отсутствии спора по обстоятельствам и повреждениям водители определяют, какой вариант из 3 названных ранее им выбрать:

  • не оформлять ДТП,
  • воспользоваться европротоколом;
  • обратиться в полицию.

Как оформляется ДТП по европротоколу без ГИБДД (порядок действий)

Порядок оформления ДТП без участия сотрудников ГИБДД предусматривает, что нужно выполнить следующие действия:

  1. Собрать Ф. И. О. и контакты очевидцев (при их согласии). Это необязательно, но сможет облегчить впоследствии отстаивание своей позиции, если что-то пойдет не так.
  2. В течение часа после инцидента осуществить фото- и/или видеофиксацию места аварии. Сделать нужно как обзорные, так и детальные снимки, причем каждое авто нужно снять со всех ракурсов. Обязательно должны быть видны:
  • номера автомобилей (в случае их отсутствия — VIN-коды);
  • все повреждения;
  • следы происшествия (следы торможения, обломки и т. д.);
  • положение автомобилей относительно друг друга и неподвижных объектов (светофоров, знаков, островков безопасности, ограждений, разметки, сооружений);
  • номера автомобилей очевидцев (если таковые имеются).
  1. Убрать автомобили с проезжей части, если они мешают проезду другого транспорта.
  2. Проверить друг у друга документы: полисы ОСАГО и их действительность (это можно сделать на сайте РСА), водительские удостоверения, документы на авто, паспорта.
  3. Заполнить бланки извещений о ДТП.

Платных парковок станет больше

Профильные рекомендации для муниципалитетов по организации парковок разработали в Минтрансе в конце 2022 года. В новом сезоне местные власти различных регионов уже планируют воспользоваться предложенными в документе методами.

Как говорится в документе, для автомобилистов, которым нужно парковать свои машины на долгое время, начиная от одного дня, рекомендуется строить внеуличные автостоянки и гаражи, одновременно сокращая количество парковочных мест на внутриквартальных территориях и улично-дорожной сети.

В Минтрансе также указали: если спрос на парковку на определенных улицах превышает 85% от фактического количества стояночных мест, там стоит организовать платную стоянку, за исключением территорий, где есть социально-значимые объекты. Это могут быть, например, медицинские учреждения или школы.

Если в ДТП нет пострадавших

Актуальным вопросом является, что делать при дтп когда авария никому не навредила. Тогда все стороны, которым пришлось попасть в аварию, должны сообщить ГИБДД, чтобы оформить ДТП. Сотрудники могут выехать на место, попросить пойти к посту ДПС, находящемуся поблизости. Если отделение полиции ближе, можно обратиться туда.

Читайте также:  Как законно отказать в приеме на работу

Также можно заняться оформлением ДТП самостоятельно. Составленный документ нужно зарегистрировать на посту ДПС или в полиции. Но подобный шаг будет уместным, если между людьми, которые попали в ДТП, нет разногласий. Например, они сошлись в вопросе оформления обстоятельств дела, причин и т.п. Кроме того, имеются причины, мешающие оформить дело с использованием европротокола. Например, у одного или нескольких участников отсутствует ОСАГО или нет бланка извещения об аварии.

Также можно заняться оформлением ДТП согласно европротоколу. Этот путь используется, если столкновение произошло только с одной машиной и другие участники дорожного движения не пострадали. Также важно чтобы все участники имели ОСАГО.

ДТП можно вообще не оформлять. Участники дела попросту разъезжаются, решив конфликт между собой. Если решаете вопрос компенсации вреда на месте, стороны должны оставить расписки.

Когда потребуется извещение

Необходимость, а также особенности составления и передачи страховщику европротокола определяются ФЗ № 40 «О страховании владельцев ТС» и «Правилами обязательного страхования владельцев ТС».

Извещение о ДТП необходимо заполнять во всех случаях, независимо от того, участвует ли в оформлении ГИБДД или нет – это упростит процедуру получения выплаты от страховой. Стоит отметить, что в некоторых случаях водители могут обойтись без помощи дорожного инспектора. В ст. 11.1 ФЗ № 40 приведены следующие обстоятельства, при которых ДТП можно зафиксировать без подключения ГИБДД, а именно:

  • если в аварии нанесён ущерб только транспортным средствам и (или) их прицепам;
  • только при оформлении ДТП, произошедшего по причине столкновения двух транспортных средств;
  • никто из водителей, пассажиров или пешеходов не травмирован в результате происшествия;
  • оба водителя имеют общий взгляд на причины столкновения и сходятся во мнении в вопросе, кто из них является виновным в ДТП;
  • оба водителя имеют действующий полис ОСАГО.

После заполнения и подписания этого важного документа обеими сторонами, оба экземпляра извещения о ДТП направляются в страховые компании, где застрахованы каждый из участников ДТП, в течение 5 дней. Потерпевший должен приложить к своему экземпляру заявление о прямом возмещении ущерба.

Разрешение конфликта без участия сотрудников ГИБДД.

Однако есть возможность обойтись без вызова дорожной полиции. В Федеральном законе «Об ОСАГО» существует такое понятие, как «европротокол». В законе перечислено ряд условий, при которых потерпевший получит свои страховые выплаты без участия ГИБДД. Так что, если в аварии участвовало только две машины, не было причинения вреда здоровью, у обоих участников ДТП на руках действующие полисы ОСАГО, не было дополнительных повреждений и сумма ущерба составляет менее 25000 рублей, то можно самостоятельно оформить информацию об аварии для страховой компании.

См. также: Особенности составления европротокола

Но, правда, такое решение проблемы у нас пока широко не распространено. Виновник аварии зачастую согласен возместить нанесенный ущерб без каких-либо оформлений документов, расплатившись с пострадавшей стороной на месте.

Конечно, такое решение проблемы выгодно обеим сторонам. Не надо тратить время и здоровье на различные разбирательства, как между собой, так и страховой компанией. Кроме того, страховые выплаты не всегда могут покрыть расходы на восстановление машины, поэтому пострадавшая сторона сама готова пойти на разрешение конфликта без участия ГИБДД и страховой компании, если нанесенный ущерб незначителен.

Расписка – главная гарантия от недобропорядочных водителей.

Но если у и потерпевшей стороны, и у виновника аварии нет претензий друг к другу по поводу суммы ущерба, то, казалось бы, можно было бы и разойтись. Виновник аварии избавился от проблем связанных с увеличением стоимости страховки ОСАГО на следующий год, ведь в случае аварии страховая компания увеличит коэффициент за аварийность. Пострадавший избавился от ежедневных хождений по различным инстанциям. Конфликт разрешен.

Но все же, если не оформить хотя бы расписку о передаче денег пострадавшему лицу, то в случае недобропорядочности одной сторон, другой грозят большие проблемы. Бывали случаи, когда виновник аварии расплачивается на месте с пострадавшим, дожидается, когда последний уедет и вызывает дорожную полицию. И все, пострадавшее лицо становится виновником аварии, который к тому же еще и скрылся с места происшествия. В итоге виновник ДТП не только возвращает свои деньги, но и наказывает пострадавшего за то, что тот оказался «в ненужное время и в ненужном месте».

Кроме того, если расписка будет подтверждена подписями свидетелей, то шанс попасть в такую передрягу сведётся к нулю.

Есть ли шанс у виновника аварии вернуть деньги, добровольно заплаченные пострадавшему, взыскав их со страховой компании.

Виновник аварии в добровольном порядке возместил пострадавшему затраты на ремонт машины. Закон этого не запрещает. Но виновник ДТП тоже понес определенные финансовые затраты. Он возместил ущерб, а также потратился на ремонт своей машины. И если человек оказался в такой ситуации впервые, то начинает задумываться о том, а нельзя ли вернуть затраченные деньги, взыскав со страховой компании?

В данном случае любая страховая компания откажется возмещать понесенные затраты. Ведь если страховой случай не был оформлен должным образом и в сроки оговоренные договором, не о каких возмещениях не может быть и речи.


Похожие записи:

Добавить комментарий