Правовые последствия привлечения к административной и уголовной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правовые последствия привлечения к административной и уголовной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Части 1 — 1.3 ст. 28.1 КоАП РФ содержат закрытый перечень поводов для возбуждения дела об административном правонарушении. Одним из них, например, является непосредственное обнаружение должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы об административных правонарушениях, достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения.

Как вопрос регулируется на законодательном уровне?

Все действия, нарушающие законодательные положения, предусматривают соответствующее наказание. В кодексах и федеральных законопроектах описано четкое разделение деяний на две крупных группы:

  1. Административные – правонарушения, описанные в административном кодексе. Обычно здесь речь идет о мелких проступках, которые законом запрещены, но опасных последствий для общества не имеют. В качестве наказания предусматривается штраф или другой вариант.
  2. Уголовные – здесь речь уже идет о преступных деяниях, которые имеют тяжкие последствия, вплоть до летального исхода. Виновное лицо привлекается к уголовной ответственности, а наказание может заключаться в виде исправительных работ или заключения на конкретный период.

Срок давности длящегося правонарушения

Из общего правила о начале срока давности с момента совершения правонарушения есть одно исключение – если нарушение имеет длящийся характер, то срок начинает исчисляться со дня его обнаружения проверяющими органами. В КоАП РФ нет четкого определения длящегося правонарушения, поэтому суды каждый раз сами оценивают, является ли нарушение таковым. И надо сказать, рядовые суды часто квалифицируют нарушение трудовых прав как длящееся. Но практика Верховного Суда РФ показывает, что большинство нарушений в сфере трудового права на самом деле длящимися не являются.

Наиболее острые споры о характере нарушения были по поводу несвоевременной выплаты заработной платы. В 2004 г. Верховный Суд РФ обратил внимание, что при рассмотрении иска работника о взыскании начисленной, но не выплаченной заработной платы надлежит учитывать, что срок на обращение в суд не может быть пропущен, т.к. нарушение носит длящийся характер и обязанность работодателя по своевременной и в полном объеме выплате работнику зарплаты,…

Социальная роль административной ответственности

Невозможно переоценить социальную роль административной ответственности, так как она является чрезвычайно важной прежде всего потому, что возникает как правовое последствие недопустимой и ненадлежащей реализации отдельными гражданами и юридическими лицами своих прав и свобод, а также обязанностей в обществе Она включает не только ретроспективную ответственность (как следствие правонарушения), но и такой позитивный аспект, как определенный внутреннее состояние человека, его отношение к порученному делу, общества, своим поведением.

Подводя итог вышесказанному, можно дать следующее (в известной мере условное) определение административная ответственность — это комплекс мер ответственности, представляющих в совокупности разновидность юридической ответственности, проявляется в применении уполномоченным кругом органов или должностных лиц в соответствии с действующим законодательством административных взысканий к лицам (физическим и юридическим лицам), совершившим административное правонарушение; такая ответственность имеет свою специфическую структуру (основания ответственности, субъекты отношений, возникающих в связи с её реализацией, условия её применения), а также предусмотренные в правовом порядке меры ответственности, т.е. административные взыскания за совершение такого рода противоправного деяния.

Кого можно привлечь к административной ответственности?

К административной ответственности можно привлечь юрлицо, физлицо и должностное лицо, все зависит от состава правонарушения.

Особых вопросов по юрлицам и должностным не должно возникать, поскольку, если имеется состав, то указанные категории лиц подлежат привлечению к ответственности.

Наиболее интересен вопрос о возрасте привлечении к административке физлиц:

Самый первый вопрос который может возникнуть — это с какого возраста привлекают к административной ответственности? Для ответа на указанный вопрос обратимся к ст. 2.3. КоАП РФ, в которой указано на то, что физлицо может быть привлечено к административке, если достигло 16 лет.

В КоАП РФ не выделены какие-либо специальные статьи для несовершеннолетних, получается, что несовершеннолетний может быть привлечен по всем статьям КоАП РФ как физлицо. Кроме того, физлицо при достижении 16 лет может быть признано полностью дееспособным в порядке эмансипации.

Составов правонарушений по КоАП РФ для физлиц достаточно много, можно привлечь к административке за нарушение в области охраны собственности, на транспорте, в области дорожного движения, в области воинского учета и др.

Восстановить срок для уплаты автоштрафа со скидкой

Как это работает. Иногда письма из ГИБДД с сообщениями о штрафах запаздывают. Чтобы не лишать людей скидки на уплату автоштрафа, в законе предусмотрели возможность продлевать льготный срок. Получив письмо, проверьте, прошло 20 дней со дня вынесения постановления или нет. Если уже прошло, подавайте ходатайство о восстановлении срока для уплаты штрафа со скидкой.

Ходатайство надо отправить инспектору ГИБДД или судье, который наложил штраф. Для отправки ходатайства можете воспользоваться шаблоном. Результаты рассмотрения ходатайства тоже пришлют письмом.

Читайте также:  Какие льготы положены чернобыльцам в России

Чтобы не волноваться о сроках уплаты штрафа со скидкой, их можно проверять онлайн. Сервисы для этого есть, например, у Тинькофф-банка, на госуслугах и на сайте ГИБДД.

Отменить штраф, если не совершали нарушение или невиновны

Как это работает. Если вам назначили штраф, а вы считаете, что это вопиющая несправедливость, — обжалуйте и просите отменить. Ответственность может наступить, только если есть нарушение закона и человек виновен в совершенном.

Представим, что мужчину оштрафовали за мелкую кражу — пачки макарон в гипермаркете. Есть ситуации, когда он не должен платить штраф. Например:

Любой штраф можно обжаловать, на это есть 10 дней. Они отсчитываются с даты получения постановления по делу. Если письмо с постановлением идет по почте, это время продлевает срок для обжалования.

Жалобу можно подать в суд, вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу. Подробнее написано в КоАП РФ. Например, если штраф назначил инспектор какого-нибудь органа, адресовать жалобу можно начальнику этого органа или в районный суд.

Должностное лицо или ведомство должно рассмотреть жалобу за 10 дней. Суд — за 2 месяца. С одной стороны, в суде дольше ждать результата, с другой — штраф можно дольше не платить. Так что для кого-то это законный вариант отсрочить уплату штрафа. Срок для уплаты в этом случае начнет отсчитываться с даты вынесения решения по жалобе. Оно вступает в силу сразу. Если, конечно, штраф не отменят в процессе обжалования.

Основания для обжалования могут быть разные. Вы можете составить жалобу самостоятельно — вот шаблон. Но если штраф существенный или ситуация сложная, лучше обратиться за помощью к профессиональному юристу.

Какие органы рассматривают?

Строгое определение перечня лиц и ведомств, уполномоченных за открытие и ведение дел об административном правонарушении, позволяет обеспечить максимальную эффективность производства. Так, законодательством определены следующие органы и должностные лица:

  1. Судьи. Носят ведущую роль в рассмотрении дел, касающихся посягательства на: гражданские права, здоровье, благополучие население, имущество третьих лиц, финансовую систему и систему налогообложения РФ и региона, административный и общественный порядок и т.п. Их деятельность по таким случаям характеризуется как значительная гарантия прав привлекаемых к ответственности граждан.
  2. Органы внутренних дел. Ответственны в первую очередь за вынесение решения по правонарушениям, связанным с: приобретением и хранением наркотических веществ в небольших объемах, их употреблении без назначения врача; реализацией действий, направленных на нарушение безопасности движения железнодорожного, водного транспорта; незаконным сбытом продукции, продажа которой запрещена на территории РФ; нелегальными операциями с иностранной валютой; мелким хулиганством.
  3. Инспекция по правонарушениям в трудовой и социальной сфере. Данная структура в первую очередь обеспечивает интересы трудоустроенных лиц.
  4. Комиссия по защите прав несовершеннолетних. Формируется местными властями для рассмотрения дел, связанных с правонарушениями, которые совершены несовершеннолетними лицами. Также принимаются к учету бездействия законных представителей детей, не выполняющих родительских обязанности.
  5. Государственные ведомства, ответственные за реализацию контрольно-надзорных функций и полномочий. Структуры данной направленности очень разнообразны и зачастую изменяются, что существенно снижает возможность обеспечения реального и строгого контроля за легальностью их деятельности.

К примеру, в данную категорию входят: служба по обеспечению государственной монополии на спиртосодержащую продукцию, миграционные и пограничные ведомства, инспекция по торговле, структуры по охране и использованию недр и т.п. – на данный момент полный перечень состоит из более чем 50 подразделений государственного аппарата.

Понятие и основные черты административной ответственности

Одним из средств правовой защиты установленных в нашем государстве отношений является юридическая ответственность.

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них. Различают ответственность позитивную (перспективную) и негативную (ретроспективную). Первая предполагает осознание того, что именно и для чего делается, каковы могут быть последствия этой деятельности. Ее можно рассматривать как внутренний регулятор поведения, теснейшим образом связанный с долгом, обязанностью, как ответственность за будущее. Негативная ответственность понимается как отрицательная оценка содеянного, как реакция общества, государства на нарушение его интересов. Она выражается в применении санкций за нарушение определенных правил. Ретроспективный подход к ответственности является преобладающим.

Состав административного правонарушения

Правовая природа административного правонарушения раскрывается не только через юридические признаки. Также необходимо раскрыть определение понятия состава административного правонарушения. Это обусловлено тем, что в конкретном деянии при наличии всех рассмотренных выше признаков может отсутствовать состав правонарушения, что является одним из оснований для освобождения лица от административной ответственности.

Понимание состава административного правонарушения имеет важное практическое значение, поскольку способствует правильной квалификации деяния уполномоченными органами и должностными лицами, эффективному применению административных наказаний, отграничению административных правонарушений от других противоправных деяний. Поэтому юридические признаки административного правонарушения, характеризующие его как некую теоретическую конструкцию, следует отличать от элементов (признаков) его состава, которые отражают реальное проявление противоправного деяния.

Любое правонарушение имеет свой состав. Под составом административного проступка обычно понимается совокупность установленных правом элементов, при наличии которых конкретное общественно вредное деяние признается административным правонарушением. Административное правонарушение имеет сложный юридический состав, который включает в себя ряд взаимосвязанных признаков, характеризующих объект действий, их внешнее проявление, субъект действий и его психическое отношение к совершаемым действиям.

Состав проступка рассматривается юридической наукой как совокупность четырех элементов: объекта, объективной стороны, субъекта и субъективной стороны. Указанный набор элементов обязателен, отсутствие хотя бы одного из них не позволяет признать деяние административным правонарушением.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения, которые регулируются различными отраслями права и охраняются административными санкциями. Это общее понятие названного объекта.

Читайте также:  Порядок привлечения работника к дисциплинарной ответственности

Кроме общего, являющегося единым для всех административных правонарушений, выделяют также родовой и непосредственный объекты. Родовым объектом проступков признается однородная группа отношений: права граждан, здоровье населения, собственность, общественный порядок, установленный порядок управления и т. д. Именно родовой объект лежит в основе построения Особенной части Кодекса РФ об административных правонарушениях.

Например, в гл. 5 сконцентрированы проступки, посягающие на права граждан, в гл. 14 – проступки, связанные с осуществлением предпринимательской деятельности.

Непосредственный объект представляет собой конкретное общественное отношение, которому причинен вред в результате совершения определенного правонарушения.

Объективная сторона представляет собой совокупность признаков, характеризующих внешнюю сторону административного правонарушения, последствия, время, место и иные обстоятельства его совершения. Именно по объективной стороне определяется противоправный характер деяния; она лежит в основе разграничения административных правонарушений и сходных с ними преступлений. При этом для состава административного правонарушения в отдельных случаях, предусмотренных законом, не требуется наличия всех указанных признаков.

Обязательным элементом объективной стороны является деяние (действие или бездействие), а не мысли, желания и иные проявления психической деятельности. Противоправное поведение может выражаться в единовременных действиях (выбрасывание какого-либо предмета на спортивную арену) или продолжаться в течение некоторого времени (пребывание в пьяном виде в общественных местах). Но и в том и в другом случае деяние образует единый акт правонарушения. В связи с этим следует различать длящиеся и продолжаемые проступки. Длящимся признается деяние, сопряженное с последующим длительным невыполнением правовой обязанности (например, обязанности зарегистрироваться). Длящийся проступок продолжается до тех пор, пока обязанность не будет выполнена. Некоторые из них продолжаются даже после применения к виновным мер наказания.

Продолжаемое правонарушение состоит из ряда тождественных неправомерных действий, объединенных единым умыслом и в своей совокупности образующих единый проступок. Конечным моментом подобного правонарушения является прекращение противоправной деятельности добровольно или в результате привлечения лица к административной ответственности.

По особенностям конструкции объективной стороны различаются материальные и формальные составы административных правонарушений. Формальными считаются проступки, объективную сторону которых образует только противоправное действие или бездействие вне зависимости от наступления вредных последствий. Таковыми являются большинство административных правонарушений, т. е. ответственность за их совершение наступает независимо от того, возникли или нет непосредственные материальные последствия в результате проступка. Достаточно самого факта нарушения определенных правил, к которым относятся, например, несвоевременная перерегистрация оружия (ст. 20.11 КоАП РФ), нарушение правил продажи отдельн��х видов товаров (ст. 14.15 КоАП РФ) и многие другие.

Материальными принято называть правонарушения, объективную сторону которых образуют как противоправное деяние, так и наступившие последствия. К числу таких проступков можно отнести нарушение пешеходом правил дорожного движения, повлекшее создание помех в движении транспортных средств (ст. 12.30 КоАП РФ), мелкое хищение чужого имущества (ст. 7.27 КоАП РФ) и др. Для выявления состава материального правонарушения необходимо также установить причинную связь между деянием и наступившими последствиями. При отсутствии такой связи ответственность за материальные административные правонарушения не наступает.

Довольно часто в состав объективной стороны законодатель включает дополнительные квалифицирующие признаки: место, время и способ совершения проступка. Указанные обстоятельства могут иметь двоякое значение. Иногда они выступают в качестве обязательных признаков конкретного проступка, поскольку на них указывают диспозиции правовой нормы. Так, для квалификации проступка по ст. 20.20 КоАП РФ необходимо установить, что лицо, находясь в пьяном виде, оскорбляющем человеческое достоинство или общественную нравственность, было обнаружено на улице или в ином общественном месте. В других случаях место, время и способ совершения являются показателем общественной вредности проступка. Например, для характеристики действий как мелкого хулиганства важное значение имеет то, что данные действия совершаются, как правило, публично, в присутствии других граждан.

Признаком объективной стороны некоторых административных правонарушений является время. В ст. 5.10 КоАП РФ говорится о проведении предвыборной агитации в период, когда такая агитация запрещена, а ч. 1 ст. 20.25 КоАП РФ предусматривает ответственность за неуплату административного штрафа в срок, установленный законом. Здесь время является обязательным признаком состава правонарушения.

Способ совершения административного правонарушения представляет собой определенный порядок, последовательность действий и приемов, применяемых правонарушителем. Если способ совершения отражен в статье КоАП РФ, то он влияет на правовую оценку содеянного. Так, способ является конструктивным признаком состава такого правонарушения, как обман потребителей (ст. 14.7 КоАП РФ), который может быть совершен путем обмеривания, обвешивания, обсчета, введения в заблуждение относительно потребительских свойств товара. Точно также ст. 14.8 КоАП РФ содержит исчерпывающий перечень наказуемых способов нарушения иных прав потребителя.

Что такое штраф и можно ли его не платить

Штрафы за административные нарушения являются наиболее распространенной формой расплаты за содеянное. Они могут устанавливаться для граждан, юридических или должностных лиц. Размеры штрафов регулируются КоАП.

Административный штраф аннулируется, если его не оплатили на протяжении двух лет с момента того, как постановление вступает в силу. Такой момент наступает по истечении срока для обжалования постановления.

Если штраф просрочен, он передается в исполнительную службу. После этого срок в два года больше не распространяется на штраф, и он становится бессрочным. Если и этот штраф не будет уплачен, на него будет наложен еще один штраф в двукратном размере. Также могут быть назначены исправительные работы или даже административный арест.

Особенности административной ответственности

Этот вопрос тоже является очень важным и необходимым для тех людей, которые не хотят попасть в неприятную историю. Так как виды административных правонарушений и административной ответственности вы уже знаете, нужно еще разобраться в их особенностях, которых достаточно много:

  1. Субъектом представленного проступка может быть только то лицо, которое осознавало свои действия на момент их совершения, то есть считается вменяемым.
  2. Основным документом, который дает право привлечь нарушителя к ответу, считается протокол. Он составляется немедленно на месте осуществления проступка.
  3. Если человек, который не придерживается общественных правил, еще не достиг 16 лет, он все равно отвечает за свои деяния так же, как и взрослый. При этом дело может рассматриваться как в присутствии его родителей, так и без них. Особенно если они были оповещены, но по уважительной причине не смогли посетить заседание.
  4. Согласно статье 3.3 части 2 «Виды административных правонарушений», задержание или арест являются максимальной мерой наказания и могут применяться только в исключительных случаях.
  5. Все дела, связанные с таким видом проступков, рассматриваются по месту жительства лица.
  6. Извещение о том, что будет идти слушание по делу, передаются при помощи повестки или других средств связи.
  7. В статье 3.3 «Виды административных правонарушений» говорится, что все типы наказаний могут применяться как в форме основных, так и дополнительных мер.
  8. Постановление по делу не может быть вынесено позже, чем через 2 месяца после совершения злодеяния.
  9. Обжаловать принятое решение можно в течение 10 суток после его вынесения. Заявление следует подавать в районный суд.
  10. Если нарушителю назначен штраф, то он должен уплатить его в определенный срок. Естественно, это следует сделать добровольно. В противном случае, если он не будет уплачен в течение 70 дней, средства будут удержаны принудительно.
  11. Исполнение судебного постановления производится сразу же после того, как оно вступит в законную силу.
  12. Все виды административных правонарушений и административной ответственности не влекут за собой какой-либо судимости.
Читайте также:  Сколько дней положен отпуск несовершеннолетним работникам

Вот и все. Теперь вы знаете, что такое административное правонарушение, понятие, состав, виды взысканий и другие сведения по этой теме. Несмотря на то, что судимости такие проступки за собой не влекут, все-таки не стоит их совершать. Будьте законопослушными гражданами. Удачи!

Кто имеет право присуждать степень наказания и устанавливает сроки?

Взыскание производится на основании решения, принятого районной администрацией по месту прописки и проживания виновного лица. Данное решение принимается комиссионно, в комиссию входят уполномоченные должностные лица, перечень которых утверждается главой местного муниципалитета.

Рассмотрение вопроса о взыскании с правонарушителя происходит на плановом заседании административной комиссии.

Секретарь заседания зачитывает представленные к слушанию материалы о совершённом правонарушении.

Перед членами комиссии стоит задача – определить правомерность вменения взыскания на основании фактов, установленных представленной доказательной базой.

Материал по правонарушению может быть представлен уполномоченной комиссии со стороны:

  • пострадавшего от побоев лица;
  • отделением полиции;
  • районным судом.

В первом случае жертва собирает доказательства совершения правонарушения самостоятельно, во втором случае полицейские собирают материал и передают в административную комиссию при условии, что прецедент по критериям не подходит под нормы уголовного законодательства.

Как добиться заведения дела на правонарушителя: пошаговая инструкция

Чтобы гарантий для привлечения к ответственности было существенно больше, нужно вызвать полицейский патруль уже в то время, когда жертве нападения становится очевидно, что нападения не избежать. Если этого не удалось сделать – можно кричать о помощи и просить прохожих вызвать полицию. Приехавшие полицейские предотвратят драку и составят протокол о факте нанесения побоев.

Впоследствии, на основании составленного протокола, участковый полицейский и следователь соберут материалы дела. Они же дадут направление на судебно-медицинскую экспертизу для освидетельствования наличия полученных травм и мелких следов доказательства драки.

Для административной ответственности достаточно материалов, констатирующих факт нанесения ударов. Наказание следует за причинение боли и унижение личности, а не за наступившие последствия.

Если полицейские не прибыли на место происшествия или вызов дежурного патруля не состоялся по объективным причинам, нужно пойти в полицейский участок самостоятельно. Обращаться требуется в участок по месту происшествия.

Принципы административной ответственности юрлиц

В соответствии со ст. 2.10 КоАП РФ:

  1. Юридическое лицо привлекается к административной ответственности только в случаях прямо предусмотренных КоАП РФ или региональным законом об административных правонарушениях.
  2. Если санкция какой-либо административной статьи предусматривает наказание для юридических лиц, значит, юридическое лицо может быть привлечено к ответственности по этой статьей за соответствующее правонарушение.
  3. Если административная статья предусматривает ответственность исключительно для физических лиц, то юридическое лицо не подлежит ответственности по этой статье.
  4. Если административная статья прямо не определяет, что ответственности подлежат только физические или только юридические лица, то такая норма применяется к любым субъектам.
  5. Административная ответственность юридического лица может переходить на другое юридическое лицо. Такое возможно после слияния, преобразования, разделения или выделения:
  • после слияния или преобразования ответственность переходит к новой организации, образованной после реорганизации;
  • после разделения или выделения административная ответственность переходит к юридическому лицу, получившему права и обязанности в части сделок и активов, которые были связаны с совершенным правонарушением.
  1. Если юридическое лицо совершило правонарушение, действуя в качестве единоличного исполнительного органа (руководителя) другого юридического лица, оно подлежит ответственности именно как юридическое лицо.

Административное правонарушение юридического лица – это, как правило, нарушение установленных правил ведения экономической, предпринимательской деятельности, нарушение антимонопольного, налогового, таможенного, экологического, транспортного законодательства, а также законодательства, регулирующего рынок ценных бумаг. Но только этими сферами правонарушения не ограничиваются.


Похожие записи:

Добавить комментарий