Тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Тарифные преференции развивающимся и наименее развитым странам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Учитывая, что в развитых странах были разные экономические модели, разная структура промышленности и разные товары, которые такая страна хотела бы защитить от конкуренции, было неудобно создавать единую систему преференций. Поэтому была создана система национальных преференциальных схем, основанных на общих целях и принципах. В частности, все эти схемы предоставляли развивающимся странам равные возможности для развития экспорта. Совокупность норм, регулирующих предоставление развивающимся странам тарифных преференций со стороны развитых стран, получила наименование генеральной (всеобщей) системы преференций (англ. Generalized system of preferences — GSP). Суть GSP состояла в уменьшении или отмене тарифных ставок на определенные виды товаров, произведенных в развивающихся странах и ввозимых развивающимися странами на территорию развитых стран.

Формы и виды преференций

Льготы предоставляются в форме:

1.Полное освобождение от уплаты пошлины

2.Возврат ранее уплаченной пошлины

3.Квоты на льготный провоз товаров

Преференциальная зона – это форма межгосударственной интеграции с обоюдным снижением или полной отменой пошлин на-импортируемые товары для ряда государств.

Преференциальный режим – льготные условия в схеме ведения внешнеэкономических связей между двумя государствами.

Преференциальная пошлина – схема, при которой существует перечень стран, которые имеют право на ввоз в конкретную страну определённых строго оговорённых товаров по сниженным пошлинам, либо вообще без уплаты таможенных сборов.

Как мы знаем, по этим принципам в мире сложилось несколько таможенным союзов, в частности, наиболее крупнейший из них — Европейское сообщество, объединяющее 12 государств.

Преференциальные товары — государственными структурами определяется перечень ввозимых товаров со льготными таможенными пошлинами.

Сокращённые ставки по ввозимым товарам носят также названия «недискриминационных».
В конечном итоге, целью таможенных союзов является создание условий для свободного движения товаров, услуг и капитала.

В экономической практике встречается понятие преференциального голосования. Оно позволяет проводить выборы с использованием только одного тура и исключает возможность перебаллотировки. Схема чрезвычайно проста: в избирательном бюллетене необходимо указывать свои предпочтения (то есть, преференции), указав порядковый номер кандидата по принципу: кто наиболее достоин занять данную выборную должность отмечается цифрой 1, кто окажется на втором месте среди предложенных претендентов -2, и так далее расставляются цифры по всем предложенным кандидатурам.

Для того чтобы развитие экономической составляющей государство было успешным, важно сформировать эффективную систему налогового обложения. Для достижения этой цели нужно задуматься о многих нюансах. Налоговые преференции является неотъемлемой частью данной системы. Они служат механизмом для понижения нагрузок на разные категории лиц. Для этого следует выделить важнейший момент. Многие люди воспринимают налоговые льготы и преференции как одно и то же. Но это заблуждение.

Когда используют льготу, ее всегда контролируют, осуществляя над ней надзор. Это выполняют налоговые органы. Их нужно декларировать в отчетах, в то время как налоговые преференции не отображаются в документах. Они нужны для влияния на экономические процессы. Они стимулируют его, а порой и замедляют. Например, существуют налоговые преференции для малого бизнеса, чтобы развивать инновации и инвестиции в различных сферах экономики. Нередко они нацелены на то, чтобы решить вопросы социальной сферы.

Нужно воспринимать их как возможность для налогоплательщиков для уменьшения налоговой базы. Например, порой на процедуры на экспорт выделяют налоги в 0 % на добавленную стоимость. Чтобы освоить этот момент, нужно ознакомиться со ст. 217 НК РФ, также прочитать ст. 171. Там отмечается, что 0 % является обязательной практикой.

Налогоплательщики не обладают правом на выбор – применять данный механизм или от него отказаться. 0 % без исключений. Такое положение рассматривают в качестве преференции.

Согласно формулировке Баландина, налоговые преференции являются выделением отдельных преимуществ от властей для категорий налогоплательщиков. Это выражается в форме понижения обязательных платежных сумм.

Главный фактор, который повысит инновационную активность, – действенность вмешательства в налоговую сферу официальных органов. Присутствуют 2 масштабные тенденции, которые ведут к повышению внимания к действенности преференций. По тем же причинам много внимание уделяется затратам на стимулирование инноваций.

Первая тенденция проявляется в росте вклада инноваций в повышение конкурентоспособности государств. Характерной чертой здесь является то, что официальные органы понимают важность повышения уровни поддержки.

Вторая тенденция заключается в усложнении научных исследований. Ресурсы ограничены, произошло ужесточение требований к их действенности.

В Российской Федерации эти два направления выражаются в налоговой документации с программами. Их нацеленность поменялась. Изначально она стимулировала экономический рост для достижения действенности преференций, включая предприятия, которые занимаются инновациями.

Официально принято разделять преференции по субъектно-объектной направленности:

  • государство/государство – такой вариант довольно распространен и реализуется через организацию объединений, внутри которых действуют особые таможенные пошлины и другие льготы;
  • государство/госструктура – обычно такие преференции имеют форму целевых денежных дотаций за хорошую работу;
  • государство/граждане – востребованный вид, который позволяет инвалидам, малообеспеченным и другим категориям населения пользоваться особыми правами (бесплатный проезд в транспорте, компенсация проезда для отдыха и обратно);
  • государство/бизнес – малое и среднее предпринимательство выступает во всех странах основой развития экономики, поэтому представители данного сегмента получают возможность пользоваться специальными налоговыми режимами, льготные кредитами и другими преференциями;
  • бизнес/бизнесу – более редкая категория, реализующаяся чаще всего при условии заинтересованности более развитого предприятия в сотрудничестве с менее развитым;
  • предприниматель/клиент – преференции возникают на базе долгосрочного сотрудничества и в 90% случаев выражаются в виде скидки.
Читайте также:  Уголовное право, исполнение наказания

Процедура согласования с антимонопольным органом предоставления преференции

Она определена ст. 20 Закона о конкуренции и Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению заявлений о даче согласия на предоставление государственной или муниципальной преференции, утвержденным Приказом ФАС РФ от 16 декабря 2009 г. N 841 (далее — Приказ ФАС РФ N 841).

Но их положения, как правило, не распространяются на случаи государственной поддержки хозяйствующих субъектов, которые не являются преференцией (ч. 4 ст. 19 Закона о конкуренции). Также не требуется согласия антимонопольного органа, если преференция предоставляется хозяйствующему субъекту в силу подп. 1 — 4 ч. 3 ст. 19 Закона о конкуренции, хотя некоторые из этих положений вызывают вопросы.

Так, если согласно первому из них законом субъекта РФ и нормативным актом органа местного самоуправления, не предназначенным для регулирования бюджетных связей, предусмотрено предоставление преференций, то для этого необходимо получить предварительное согласие антимонопольного органа, что влечет вопреки принципу разделения властей осуществление контроля со стороны антимонопольного органа за органами законодательной власти . Разрешение коллизии видится в закреплении права предоставления преференций на уровне этих субъектов за их исполнительными органами.

Преференции как форма проявления правовых стимулов

Иногда заказчики, хорошо знающие, преференция – что это такое, применяют ее с целью снизить собственные затраты. Воспользовавшись возможностью льгот, они могут потребовать уменьшить цену на продукцию клиента, которому это невыгодно. Такое часто происходит на аукционах. Для отказа от преференций клиенту необходимо подавать жалобу председателю аукциона.

Опираясь на нормы статьи 20 вышеуказанного закона, нельзя не сказать о том, что исполнительная власть на федеральном уровне, а также государственная власть либо органы местного самоуправления, решившие представить налоговые послабления соответствующего уровня, должны подать в антимонопольный комитет обращение с согласием по установленной форме, приложив к нему:

  1. Проект акта, где будут обозначены цель и размер послабления, если оно будет представлено посредством передачи имущества.
  2. Список видов деятельности, которые осуществляет субъект хозяйствования, являющийся кандидатом на получение поддержки от государства, на протяжении 2 лет до момента подачи заявления вместе с копиями документов, доказывающих право на выполнение данных видов деятельности.
  3. Наименование видов и объемов товаров, производимых либо реализуемых данным конкретным субъектом хозяйствования на протяжении последних двух лет, с обозначением кодов видов этой продукции.
  4. Форма №1 финансовой отчетности кандидата на последнюю отчетную дату.
  5. Список лиц, являющихся частью группы хозяйствующего субъекта, в отношении которого существует намерение оказать поддержку на государственном либо муниципальном уровне.
  6. Нотариально заверенные копии документов юридического лица.

Чаще всего преференцию рассматривают как необходимую составляющую таможенно-тарифной политики. До Первой мировой войны эта политика применялась странами-метрополиями в отношении своих колоний с целью ограбления последних. Для недопущения на внутренний рынок третьих стран, что могло позволять державам-сателлитам или колониям продавать свои сырье и товары по более выгодным ценам. Другими словами, преференция — это не только льготы и предпочтения, но и сдерживающая узда, обеспечивающая диктат со стороны крупных мировых держав. На тот момент это были Англия, Франция, Германия и Бельгия, страны, имеющие большое количество колоний.

В наше время, при существовании большого количества экономических содружеств, представить себе перемещение товаров без системы льгот или таможенных скидок просто невозможно. Все эти действия по созданию выгодных условий с целью дальнейшего развития государств носят название «предоставление преференций». Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, очень хорошо демонстрирует выгоду от применения льготных пошлин и тарифов.

Вовсе не удивительно, что с таким количеством синонимов и дополнительных значений, термин “преференция” применяется в огромном количестве сфер жизни человека. Термин крайне широко используется в различных сферах экономики и политологии, в социологической науке и в иных сферах, а особенно применимо слово преференция в сфере таможенных отношений между различными государствами.

Главный фактор, который повысит инновационную активность, – действенность вмешательства в налоговую сферу официальных органов. Присутствуют 2 масштабные тенденции, которые ведут к повышению внимания к действенности преференций. По тем же причинам много внимание уделяется затратам на стимулирование инноваций.

Первая тенденция проявляется в росте вклада инноваций в повышение конкурентоспособности государств. Характерной чертой здесь является то, что официальные органы понимают важность повышения уровни поддержки.

Вторая тенденция заключается в усложнении научных исследований. Ресурсы ограничены, произошло ужесточение требований к их действенности.

В Российской Федерации эти два направления выражаются в налоговой документации с программами. Их нацеленность поменялась. Изначально она стимулировала экономический рост для достижения действенности преференций, включая предприятия, которые занимаются инновациями.

Спорные вопросы применения тарифных преференций

На практике, возникают вопросы, связанные с отказом таможенных органов в предоставлении декларантам таможенных преференций, по причине возникновения у таможенного органа сомнений в подлинности сертификата. Как правило, такие сомнения возникают в связи с не соответствием, по мнению таможенного органа подписи или печати в сертификате имеющимся в таможне образцам. Как результат, принятие решения об отказе в предоставлении таможенной преференции.
Однако в соответствии с п.5 ст. 61 Таможенного кодекса Таможенного союза, в случаях, если у таможенного органа возникли какие либо сомнения по поводу подлинности представленных Сертификатов, то он при проведении таможенного контроля вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру.

В таких случаях, имеет смысл декларанту самостоятельно, в период проведения таможенным органом проверки, сделать запрос в уполномоченный орган страны, выдавший сертификат с просьбой подтвердить подлинность сертификата. После получения официального ответа, его следует предоставить в таможенный орган.

В случае отказа в предоставлении тарифной преференции, декларант имеет право обжаловать действия таможенного органа в арбитражный суд, при этом в силу части 5 статьи 200 АПК РФ обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые совершили действия (бездействие).

Кто и кому может предоставить преференцию

Рассмотрим простой Пример из жизни. Миша решил подарить Наташе новую ручку вместо Васи. Значение, что преференция в этом случае было бы неправильно подарить одну Наташе. Но это поверхностно.

Однако на формальном и общепринятом уровне выделяют следующие типы. преференций:

  1. Государство – государству Объединение государств в содружества – обычная практика. Страны-члены таких Содружества обычно предоставляют друг другу пониженные тарифы и повышенные квоты (что это такое?) на импорт и экспорт товаров. Это преференции. Хороший практический пример из этой категории – страны ЕС. Например, Германия может свободно торговать с Францией и Чехией, не уплачивая дополнительных налогов. Или ЕврАзЭС, СНГ, Асеан.
  2. Государство – внутренней структуре Сразу с примера: министерство внутренних дел в определённой стране показывает прогрессирующие показатели раскрытия преступлений, а министерство здравоохранения, наоборот, не справляется со своей задачей. Понятно, что при следующем распределении бюджетных средств министерство внутренних дел получит преференцию в виде повышенных выплат/ремонта здания/сниженной налоговой ставки.
  3. Государство – населению Другой пример – взаимодействие государства и населения. Обычно преференции распространяются на определённые группы людей или на конкретных граждан, принёсших особенно большую пользу стране. Например, пенсионеры, инвалиды и дети дошкольного возраста бесплатно пользуются общественным транспортом. Или ипотеку (что это?) по льготным ставкам выдают для молодых семей. Из той же серии: мат капитал (что это?), декретный отпуск и т.п.
  4. Государство – предпринимателю В странах с развитой экономикой государство активно поддерживает малый и средний бизнес. В связи с этим определённым предпринимателям выделяются преференции: пониженные налоговые ставки, пониженные таможенные пошлины и государственные займы под низкий процент.
  5. Предприниматель – предпринимателю Здесь ситуация аналогична с государствами, только разворачивается в меньшем масштабе. Например, фирма-производитель рыбных консервов, может предоставить своему партнёру – фирме-производителю жестяных банок преференцию и уплачивать в бюджет часть налогов вместо неё.

Бизнес для клиента? Клиент — бизнесмен.

Опять же, лучше всего посмотреть на это с практической точки зрения: Частный производитель деревянной мебели сотрудничает со столярным предприятием в течение десяти лет. Руководитель предприятия предоставляет клиенту преференцию в виде десятипроцентной скидки.

В то же время производитель мебели делает все наоборот. преференцию, Предоставить мебель по льготной цене всем сотрудникам магазина.

Преференциальные правовые режимы в России

Помимо избыточности видов преференциальных режимов, бессистемного законодательного регулирования, терминологических расхождений, важнейшей проблемой является нерешенность вопроса о возможности комбинирования преференций при осуществлении инвестором деятельности одновременно в рамках нескольких режимов. Например, отсутствие территориальной привязки деятельности международных компаний, зарегистрированных в специальных административных районах, позволяет таким компаниям, с одной стороны, получать преференции, установленные для конкретной территории района, а с другой, осуществлять деятельность на всей территории России, в то время как установление режима предполагает нацеленность на развитие той территории, на которой он действует.

Эти и иные препятствия приводят к снижению финансовой заинтересованности инвесторов в реализации инвестиционных проектов и в целом позволяют говорить о неэффективности действующего регулирования. Между тем в мировой практике именно такие режимы являются результативным инструментом стимулирования развития экономики отдельных регионов и государства в целом.

В рамках круглого стола ведущие российские и зарубежные эксперты, представители органов государственной власти и заинтересованного бизнеса обсудят проблемы, связанные с установлением специальных правовых режимов для отдельных участников оборота, для выработки подходов к реформированию действующего регулирования в целях решения выявленных проблем, опираясь на лучшие международные практики.

СУТЬ ТАРИФНЫХ ПРЕФЕРЕНЦИЙ

Суть тарифных преференций заключается в том, что развитые страны предоставляют товарам развивающихся и наименее развитых стран более выгодное, с точки зрения конкуренции, положение на внутренних рынках по сравнению с отечественными и иными товарами, происходящими из развитых стран.

Читайте также:  Что такое деньги. Виды и функции денег

Решение о создании благоприятных условий по вхождению развивающихся и наименее развитых стран в мировую торговлю было принято на конференции ООН по товарам и торговле (ЮНКТАД) в 1968 году. В том же году была утверждена форма декларации-сертификата о происхождении товара (форма А), который применяется для удостоверения происхождения товаров и дает право для получения товарами, происходящими из развивающихся и наименее развитых стран тарифных преференций.

Список наименее развитых стран утверждается ООН, список развивающихся стран утверждает всемирный банк в соответствии с рядом критериев.

Для получения товарами, происходящими из стран СНГ режима свободной торговли в таможенные органы обязательно предоставляется оригинал сертификата по форме СТ-1, который разработан по аналогии с сертификатом по форме А.

Первые практические применения преференций

Чаще всего преференцию рассматривают как необходимую составляющую таможенно-тарифной политики. До Первой мировой войны эта политика применялась странами-метрополиями в отношении своих колоний с целью ограбления последних. Для недопущения на внутренний рынок третьих стран, что могло позволять державам-сателлитам или колониям продавать свои сырье и товары по более выгодным ценам. Другими словами, преференция — это не только льготы и предпочтения, но и сдерживающая узда, обеспечивающая диктат со стороны крупных мировых держав. На тот момент это были Англия, Франция, Германия и Бельгия, страны, имеющие большое количество колоний.

В наше время, при существовании большого количества экономических содружеств, представить себе перемещение товаров без системы льгот или таможенных скидок просто невозможно. Все эти действия по созданию выгодных условий с целью дальнейшего развития государств носят название «предоставление преференций». Таможенный союз, созданный в 2010 году между Белоруссией, Казахстаном и Россией, очень хорошо демонстрирует выгоду от применения льготных пошлин и тарифов.

Понятие и сущность тарифной льготы, виды

Введение

В условиях развивающихся рыночных отношений государству необходимо уделять большое внимание регулированию внешнеторговой деятельности. Причины тому очевидны: благосостояние государства, в частности проживающих в нем граждан, всецело зависит не только от внутреннего состояния экономики, но и от степени развития и благополучия внешнеэкономических связей государства и занимаемого им в лучшем случае не последнего места на мировом рынке.

Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, широко используемое во всем мире, в условиях рыночного хозяйства представляет собой систему мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, призванных совершенствовать внешнеэкономическую деятельность в интересах национальной экономики, осуществляемых уполномоченными на то органами государственной власти и направленных на достижение намеченных целей.

В условиях становления рыночных механизмов в экономике России при осуществлении государственного управления важное значение приобретают правовые, а также экономические методы, базирующиеся на таможенном законодательстве, обеспечивающие стабильность внешнеторговых отношений и эффективность решения текущих социально-экономических задач. Особое место в механизме государственного регулирования внешнеторговых отношений на современном этапе ускорения интеграционных процессов в мировой экономике занимают правовые льготы в области таможенного дела. С помощью данного инструмента в одних случаях законодатель заинтересовывает субъекта внешней торговли в законопослушном поведении, в других — поощряет ввоз (вывоз) определенных категорий товаров, благоприятно влияющих на развитие экономики страны, в третьих — стремится к реализации принципов международного права, в том числе режима наибольшего благоприятствования, в четвертых — поддерживает лиц, нуждающихся в получении преимуществ при перемещении товаров через таможенную границу.

В настоящее время увеличивается значимость развития партнерских взаимоотношений с участниками внешнеэкономической деятельности, непосредственно способствующие ее росту. Различные льготы по уплате таможенных платежей повышают активность участников внешнеторговой деятельности и, таким образом, играют исключительно позитивную роль в решении данной задачи.

Цель курсовой работы — рассмотреть и проанализировать тарифные льготы в механизме государственного регулирования внешнеэкономической деятельности.

Для реализации намеченной цели необходимо решение следующих задач:

1) Изучить и проанализировать нормативно-правовую и специальную литературу по теме исследования;

2) Дать понятие и характеристику тарифных льгот;

3) Рассмотреть порядок предоставления и правовое регулирование таможенных льгот по действующему законодательству РФ;

Охарактеризовать виды тарифных льгот.

В качестве объекта настоящего исследования выступают общественные отношения, возникающие в процессе установления и применения тарифных льгот в области таможенного дела.

Предметом исследования являются: законодательные положения таможенного, финансового права, которые определяют порядок предоставления тарифных льгот, а также судебная практика в данной области.

Применение тарифных преференций

В соответствии с п. 2 ст. 35 ФЗ РФ «О таможенном тарифе» Все тарифные льготы могут предоставляться только по решению Правительства Российской Федерации в виде освобождения от уплаты таможенной пошлины или снижения ставки таможенной пошлины в отношении:
1) вывозимых из Российской Федерации товаров в составе комплектных поставок для сооружения объектов инвестиционного сотрудничества за рубежом в соответствии с международными договорами Российской Федерации;

2) вывозимых из Российской Федерации товаров в пределах объемов поставок на экспорт для федеральных государственных нужд, определяемых в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд.


Похожие записи:

Добавить комментарий