Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прекращение исполнительного производства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Для начала давайте разберемся, какой документ дает начало для открытия исполнительного производства. Их большое множество, все они перечислены в статье 12 вышеуказанного закона: судебные приказы исполнительные листы, акты государственных органов, постановления должностных лиц, нотариальные соглашения по алиментам, постановления самого пристава. Нет большого смысла заострять на них внимание. Однако Вы должны иметь представление об общих началах.
Порядок прекращения исполнительного производства
- Подача заявления. Для прекращения производства в судебном порядке в случаях, установленных законом, необходимо подготовить и подать заявление в суд. С соответствующим заявлением может обратиться сторона производства или сам пристав.
- Рассмотрение обращения. После получения судом заявления о прекращении производства, оно должно быть рассмотрено в течение 10 дней. Стороны и пристав вправе участвовать в разрешении соответствующего вопроса судом; о дате рассмотрения они должны быть уведомлены судом.
- Решение суда. По результатам рассмотрения заявления суд вынесет определение, прекратив производство, если к этому будут иметься основания, либо отказав в прекращении производства.
ВАЖНО: вынесенное судом определение может быть обжаловано.
Пристав вправе прекратить производство по определенным в законе основаниям.
- Судебный пристав может самостоятельно прекратить производство либо на основании заявления, например, взыскателя.
- В течение 3-х дней после получения заявления пристав должен прекратить производство по исполнительному документу, путем вынесения соответствующего постановления. При этом указанное постановление должно быть утверждено страшим судебным приставом или его замом.
- В случае получения приставом судебного акта о прекращении производства, пристав обязан его исполнить немедленно после получения.
Возвращение исполнительного документа
Документ может быть возвращён взыскателю в следующих случаях:
- По заявлению взыскателя;
- Когда не удаётся исполнить указанный документ, обязывающий совершить конкретные действия или, наоборот, обязывающий отказаться от их совершения должника, но возможность — это сделать остаётся;
- Когда нельзя установить местонахождение должника, принадлежащего ему имущества или получить информацию о наличии у него ценностей, денежных средств на счетах в банках и других организациях;
- Если у должника нет имущества, и это подтверждено неудачными попытками судебного пристава это имущество отыскать;
- Когда взыскатель сам отказался оставить себе имущества должника, которое не удалось реализовать принудительно;
- Когда взыскатель сам своими действиями не даёт исполнить необходимые действия;
- Когда должник, не оплативший штраф за административное правонарушение, является иностранцем или лицом без гражданства и официально выдворен за пределы РФ.
Прекращение или окончание исполнительного производства — разница
После прекращение исполнительного производства судебным приставом исполнительный документ остается в материалах дела и не может быть повторно предъявлен к исполнению. При окончании эту бумагу возвращают взыскателю.
Прекращение исполнительного производства судом или приставом означает, что по данному исполнительному листу производство больше не будет возбуждено. При этом окончание процедуры не препятствует повторной подаче документа к исполнению.
Пример
Если в процессе работы пристав понимает, что у должника нет имущества и официального заработка, он выносит постановление об окончании исполнительного производства за невозможностью взыскания. Документы возвращают взыскателю. Он может подать их вновь.
Если исполнительное производство прекращено, возобновить его не получится.
Заявление о прекращении исполнительного производства должно быть передано приставу в течение одного рабочего дня. У него же 3 дня на рассмотрение заявления. Затем пристав выносит постановление о прекращении исполнительного производства или об отказе в удовлетворении требований. Бумагу утверждает старший судебный пристав.
Пристав примет решение в течение 3 дней.
В суде заявление рассматривается в 10-дневный срок. Он либо удовлетворит вашу просьбу, либо вынесет отказ. Исход дела зависит от того, какие причины приведены в заявлении, насколько грамотно они обоснованы, приложены ли подтверждающие документы.
Суд рассматривает заявление о прекращении исполнительного производства 10 дней.
Какие последствия остановки исполнительного производства?
В постановлении об остановке исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения направляются взыскателю, должнику, в суд, а также в организации, исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Вопросы уплаты госпошлины
Статьей 112 Закона № 229-ФЗ (в отличие от ранее действовавшего Закона № 119-ФЗ) предусмотрено право должника обратиться в суд с иском об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, об уменьшении его размера или освобождении от его взыскания.
При применении данной нормы, помимо вопросов, касающихся процессуальных моментов, порядка и сроков рассмотрения подобных заявлений, возник вопрос об оплате их госпошлиной. Указание в части 6 статьи 112 Закона № 229-ФЗ на возможность обращения должника в суд именно с иском по поводу указанных выше требований предусматривает, по общему правилу рассмотрения дел в порядке искового производства, уплату госпошлины.
Вместе с тем отношения по взысканию исполнительского сбора (в том числе и по его уменьшению) носят публично-правовой характер, поскольку исполнительский сбор по своей природе является штрафной санкцией, налагаемой в порядке осуществления административно-юрисдикционных полномочий государства в связи с несоблюдением его законных требований.
Хотя обозначенным иском (в данном случае об уменьшении размера исполнительского сбора) напрямую не ставится вопрос о внесении каких-либо изменений в постановление судебного пристава исполнителя, суд опосредованно изменяет его, принимая решение об уменьшении размера исполнительского сбора.
Заявления об оспаривании решений и действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя в силу статьи 329 АПК РФ государственной пошлиной не облагаются. Статьи 333.19, 333.21 Налогового кодекса Российской Федерации также не содержат положений, устанавливающих размер государственной пошлины при обращении в суд с названными заявлениями.
В основном, как показала практика рассмотрения дел данной категории, должник при обращении в суд с соответствующим иском госпошлину не уплачивает.
Куда подать заявление
Заявление о прекращении исполнительного производства подается либо в суд, либо судебному приставу-исполнителю – в зависимости от того, какое из оснований для прекращения наступило (см выше в статье).
К судебному приставу может обратиться с заявлением любая из сторон, у которой появились сведения о появлении оснований для прекращения.
Заявление в суд может подать взыскатель, должник или сам судебный пристав-исполнитель. Если исполнительный лист был выдан арбитражным судом, то и прекращение исполнительного производства по нему будет осуществлять арбитражный суд. В других случаях с заявлением о прекращении необходимо обращаться в суд общей юрисдикции.
Если же исполнительный документ был выдан другим органом, за прекращением исполнительного производства нужно обратиться в арбитражный суд, если исполнение производится в отношении юридического лица или индивидуального предпринимателя. Если же нет, необходимо обратиться в суд общей юрисдикции.
Заявление о прекращении не облагается государственной пошлиной.
Пристав окончил исполнительное производство невозможностью взыскания
Далее самая распространенной ситуации — приставы не взыскали задолженность возвратив исполнительный документ взыскателю с формулировкой невозможности взыскания. Несомненно должнику это на руку, долг фактически некуда не денется, но господа в погонах на некоторое время отстанут. А вот заявителю фактически ничего не остается кроме как смериться или обжаловать постановление. Не секрет, что система органов принудительного исполнения работает довольно слабо. Посмотрите официальную статистику, более половины всех вынесенных решений не исполняются.
Приставы не утруждая себя, оканчивают исполнительные производства невозможностью взыскания долга. В моей практике встречался случай, когда пристав окончил производство с невозможностью исполнения, собственность отсутствовала, а счета были пустые, позже выяснилось — по счетам проходили деньги, около миллиона рублей. Постановление об окончании было отменено и должностное лицо было наказано. Но не всегда удается доказать вину пристава. Пункт 2 и 3 статьи 46 пожалуй самое распространенное основание, которое применяют исполнители чтобы не взыскивать долг.
Как пристав оканчивает исполнительное производство?
После появления оснований для окончания или прекращения ИП пристав должен вынести постановление. Чтобы ускорить процесс, можете направить в ФССП заявление об окончании производства и приложить к нему квитанцию об оплате долга или расписку о передаче денег взыскателю.
Заявление будет зарегистрировано и передано приставу в 3-дневный срок. На подготовку ответа по вашему заявлению у должностного лица службы есть 30 дней. Обязательно получите постановление об окончании ИП, в котором будет указано о прекращении в отношении вас всех исполнительских действий, снятии арестов и ограничений. Практика показывает, что в будущем такие меры предосторожности сберегут вам кучу нервов. К сожалению, ситуации, когда пристав окончил производство, но при этом не снял арест, например, с автомобиля, встречаются сплошь и рядом. Как правило, гражданин узнает об этом, когда после продажи машины к нему заявляется возмущенный покупатель, которому в ГИБДД отказали в перерегистрации.
Отличие окончания исполнительного производства от прекращения
Окончание производства по делу о взыскании долга является завершением производства, обусловленное осуществлением предписаний исполнительного документа и имеет следующие характерные признаки:
- окончание является исключительной прерогативой пристава-исполнителя;
- процедура допускается в тех случаях, которые предусмотрены законом.
Перечень оснований, по которым осуществляется окончания производства по делу о взыскании, является исчерпывающим. Выделяется три основных направления:
- окончание производства в связи с фактическим исполнением документа – пункты 1,2 части 1 статьи 47 ФЗ об исполнительном производстве;
- возвращение исполнительного листа в соответствии со статьей 46, пунктами 3-4 части 1 статьи 47 ФЗ:
- по заявлению взыскателя;
- когда нет возможности установить местонахождение должника и его имущества либо получить сведения о наличии принадлежащих ему денежных средств и ценностей, за исключением случаев, когда закон предусматривает розыск должника и его имущества;
- когда невозможно исполнить обязывающий должника совершить действия или воздержаться от действий, исполнительный документ, возможность исполнения которого не утрачена;
- если должник не имеет имущества, на которое можно обратить взыскание, и все принятые приставом меры по отысканию его имущества оказались безрезультативными;
- в случае, если взыскатель отказался оставить за собой имущество должника, которое не было реализовано в принудительном порядке;
- когда взыскатель своими действиями препятствует исполнению документа;
- если должник, не уплативший административный штраф, является гражданином другого государства или лицом без гражданства и на основании судебного решения выдворен за пределы РФ;
- окончание производства по основаниям, предусмотренным пунктами 6-9 части 1 статьи 47 Закона об исполнительном производстве:
- при признании должника банкротом и направлении исполнительного документа арбитражному управляющему;
- при ликвидации должника-организации и направления исполнительного листа в ликвидационную комиссию;
- при направлении копии исполнительного листа в организацию для удержания периодических платежей;
- при истечении срока давности исполнения судебного акта или акта другого органа по делу об административном правонарушении, независимо от факта исполнения этого документа.
Основания для отмены исполнительного производства
Прекратить судебное производство можно по решению суда или судебного пристава. Согласно статье 43 закона от 02.10.2007 №229-ФЗ суд может прекратить производство в следующих ситуациях:
- Взыскатель признан умершим или без вести отсутствующим, при этом правопреемник не назначен;
- Требование суда нельзя исполнить в текущих условиях. Например, суд постановил снести незаконно возведенную постройку, но по результатам экспертизы ее снос повышает вероятность оползневых процессов. В такой ситуации ответчик должен обратиться в суд с заявлением о прекращении дела;
- Взыскатель отказывается от получения изъятого у должника предмета.
Судебный пристав вправе прекратить производство, если суд:
- принял акт о прекращении выданного им исполнительного документа;
- принял отказ взыскателя от взыскания;
- утвердил мировое соглашение о примирении сторон;
- отменил судебный акт, на основании которого выдан исполнительный документ.
Последствия прекращения исполнительного производства
В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. В исполнительном документе судебный пристав-исполнитель делает отметку о полном исполнении требования исполнительного документа или указывает часть, в которой это требование исполнено.
Копии постановления судебного пристава-исполнителя о прекращении исполнительного производства, об отмене мер принудительного исполнения, направляются взыскателю, должнику, в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, а также в органы (лицам), исполняющие постановления об установлении для должника ограничений, в трехдневный срок со дня вынесения постановления о прекращении исполнительного производства.
Исполнительный документ, по которому исполнительное производство прекращено, остается в материалах прекращенного исполнительного производства и не может быть повторно предъявлен к исполнению.
Стадии исполнительного производства:
Исполнительное производство как процессуально-процедурная деятельность включает три стадии: первая стадия – возбуждение исполнительного производства и подготовка к осуществлению принудительного исполнения, вторая – осуществление принудительного исполнения и третья – завершение исполнительного производства. На каждой из стадий исполнительного производства решаются свои специфические задачи.
1) Первая стадия: стадия возбуждения исполнительного производства и подготовки к осуществлению принудительного исполнения. Здесь решаются вопросы возможности принятия исполнительного документа к исполнению, возможности добровольного исполнения, принимаются меры к розыску должника и его имущества, к его аресту для последующего обращения взыскания.
2) Вторая стадия: стадия осуществления принудительного исполнения. Здесь совершаются исполнительные действия, связанные с практическим обращением взыскания на имущество и средства должника, обеспечивается совершение действий, к которым обязан по судебному акту должник.
3)Третья стадия: стадия завершения исполнительного производства. Здесь разрешаются вопросы о прекращении или об окончании исполнительного производства либо возвращении исполнительного документа взыскателю.
Раccмотрим все стадии более подробно:
Возбуждение исполнительного производства.
Возбуждение исполнительного производства — первый этап процесса исполнения исполнительного документа. На этом этапе судебный пристав-исполнитель, получив исполнительный документ, должен установить наличие или отсутствие оснований для возбуждения исполнительного производства, после чего принять решение о возбуждении исполнительного производства или об отказе в возбуждении исполнительного производства. До возбуждения исполнительного производства никакие исполнительные действия совершены быть не могут. Данное правило вытекает из того, что совершение исполнительных действий сопряжено с возможностью применения к должнику мер государственно-властного принуждения в виде мер принудительного исполнения, существенно ущемляющих и ограничивающих его имущественные права. Возбуждению исполнительного производства предшествует фактическое предъявление исполнительного документа к взысканию. На данном этапе судебный пристав-исполнитель принимает заявление и исполнительный документ от взыскателя, или от суда, или иного органа, выдавшего исполнительный документ. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений.
Однако само по себе фактическое принятие судебным приставом-исполнителем исполнительного документа еще не означает последующего возбуждения исполнительного производства. В соответствии со ст. 31 Федерального закона «Об исполнительном производстве» судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:
- исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;
- исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;
- документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению, и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Федерального закона «Об исполнительном производстве»;
- не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;
- исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов.
Дополнительные сведения
Как таковой срок прекращения исполнительного производства не предусмотрен в законе. Нормативные акты устанавливают только причины, по которым оно может быть окончено. При отмене решения уполномоченного органа, в соответствии с которым был оформлен исполнительный лист, производство должно быть прекращено. Однако бывают случаи, когда принимается новое решение о частичном либо полном отказе в иске. Уполномоченная инстанция может вынести определение о прекращении непосредственно производства по делу или оставить заявление без рассмотрения. В таких ситуациях необходимо решить вопрос о повороте реализации решения. Документ, в соответствии с которым прекращено исполнительное производство, прикрепляется к материалам дела и не может быть повторно предъявлен.