Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Евросоюз 2022: Список всех стран, входящих в ЕС (+карта и история)». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Идея создания Европейского союза возникла на фоне ужасающих последствий Второй мировой войны. Чтобы избежать повторения подобных событий и максимально связать страны друг с другом в экономическом плане в 1950 году министр иностранных дел Франции Роберт Шуман предложил объединить угольную и сталелитейную промышленность Европы.
Совокупное население государств–членов ЕС превышает 510 млн человек. Ранее исключительно экономический союз за годы своего существования превратился в мощное политическое объединение, совместно решающее проблемы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и многое другое. Фундаментальные принципы Евросоюза основаны на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, в том числе рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав и достоинства человека. Функционирование Евросоюза обеспечивают 7 главных учреждений:
-
Европейский парламент.
-
Европейский совет.
-
Европейская комиссия.
-
Совет Европейского союза.
-
Суд Европейского союза.
-
Европейская счетная палата.
-
Европейский центральный банк.
Общая численность населения стран-членов ЕС превышает 510 миллионов человек. То, что раньше было чисто экономическим союзом, с годами превратилось в мощный политический альянс, решающий вопросы безопасности, миграции, изменения климата, здравоохранения, образования и другие. Основополагающие принципы ЕС базируются на едином внутреннем рынке, обеспечивающем свободное перемещение товаров, услуг, денег и людей, включая рабочую силу.
Основные ценности ЕС включают верховенство закона, свободу, демократию, равенство, уважение прав человека и человеческого достоинства. Функционирование ЕС обеспечивается 7 основными институтами:
- Европейский парламент.
- Европейский совет.
- Европейская комиссия.
- Совет Европейского Союза.
- Суд Европейского Союза.
- Европейский суд аудиторов.
- Европейский центральный банк.
Несмотря на номинальную независимость каждого члена ЕС и коллективное принятие решений, отдельные страны доминируют в союзе. К 2021 году, например, 4 страны — Германия, Франция, Италия и Великобритания — внесли более половины общего бюджета ЕС. Для сравнения, совокупная доля стран Балтии — Литвы, Латвии и Эстонии — составила менее 1 процента. После Brexit ситуация начинает меняться.
Многие государства-члены ЕС получают значительные средства из общего бюджета на поддержание экономики и социальное развитие, которые намного превышают их первоначальные взносы. Таким образом, они теряют часть своего суверенитета и возможность влиять на важные решения в рамках Европейского Союза. На протяжении многих лет Германия была политическим и экономическим лидером ЕС.
Политические инициативы и развитие ЕС
Первоначальное сообщество ЕОУС функционировало за счет делегирования части полномочий надгосударственному образованию, где заседали представители стран-участниц:
- члены парламентов;
- национальные министры;
- судебные органы.
Однако интересы тяжелой промышленности, завязанной на уголь со сталью, не могли оставаться в центре внимания на протяжении длительного времени. В свете этого подписание Римского договора обретало особое значение, поскольку:
- ЕЭС фокусировался на формировании единого европейского рынка и глобальной экономической интеграции;
- Евратом ставил приоритетом энергетическую безопасность.
Этот этап можно смело называть формированием фундамента европейской экономической базы, за счет которой впоследствии все больше стран захотели стать частью большой европейской семьи.
Стоит отметить, что идеи полноценного слияния в «надгосударство» появились в 1965 году и начали воплощаться в 1967-м. Если ранее ЕОУС, ЕЭС и Евратом действовали более-менее независимо, теперь их встречи проходили в одних и тех же зданиях и под надзором единых органов:
- Совета – коллегии министров стран-участниц;
- Еврокомиссии – исполнительного органа, формирующего общее законодательство.
Создание общих политических органов изменило восприятие европейского рынка. Отныне речь шла не о «диком капитализме» с желанием нажиться за счет сделок, а о добрососедском партнерстве, в равной степени поднимающем экономику каждой стороны.
Всего через десять лет произошло дополнительное облегчение торговых взаимодействий. Создание в 1978-м общей валютной системы упростило торговлю между странами – отпала необходимость полагаться на доллар в качестве универсальной единицы обмена, а сами операции осуществлялись намного быстрее.
Создание Европейского союза
Идея об образовании организации возникла после окончания Второй мировой. Для предотвращения таких ситуаций в будущем министр иностранных дел Франции в 1950 году предложил соединить сталелитейную и угольную европейскую промышленность.
В 1951 году 6 стран – Люксембург, Нидерланды, Бельгия, Италия, Германия и Франция – после подписания Парижского соглашения, образовали, крупное объединение стали и угля. Быстрое развитие торговли в 1957 году привело к формированию крупного сообщества Европы.
Настоящий ЕС был создан 1 ноября 1993 года на основе Маастрихтского соглашения, что стало причиной возникновения евро. Далее в соглашения Европейского союза вносились корректировки на основе договоров, заключенных в Амстердаме, Ницце и Лиссабоне.
Главными целями при создании Европейского союза были названы способствование миру и улучшение благосостояния европейских народов. Затем были озвучены задачи, способствующие реализации основной цели, которые состоят в следующем:
- Создание в Европе свободного и безопасного пространства без внутренних границ и обеспечение граждан, проживающих на территории ЕС, правами и свободами в рамках Европейского союза;
- Создание внутреннего рынка с целью обеспечения эффективного ведения торговли внутри Европы со свободной и честной конкуренцией;
- Достижение сбалансированного роста экономики и стабильности ценообразования, учитывая социальные нужды и благосостояние людей;
- Развитие науки, техники, образования, чтобы обеспечить государства-члены ЕС квалифицированной рабочей силой и высокотехнологичным производством;
- Профилактика социальной отстраненности, избавление от бедности, содействие равноправию, в том числе меньшинств. Соблюдение прав детей и пожилого населения;
- Уважение к национальным и общеевропейским культурам, сплочение стран и народов, ответственность членов ЕС друг за друга;
- Содействие миру во всем мире, обеспечение безопасности людей, разумное использование природных ресурсов и улучшение экологической обстановки на планете в соответствии с Уставом ООН и международных правил.
Население и площадь стран
Главнейшим великаном по всем критериям среди Европейских стран является Россия.
Площадь ее приблизительно равна 17 млн квадратных метров, что практически равно площади Южной Америки, а население около 146 млн.
Однако вхождении России в состав Европы считают спорным, ведь большая ее часть расположена на территории Азии, и только около 22 % — на территории Европы.
Следующей в списке крупнейших по территории стран Европы стоит упомянуть Украину. Она занимает по площади почти 604 тысячи квадратных метров.
Население Украины составляет около 42 млн. людей.
Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия, Норвегия, Польша и Италия представляют список 10 крупнейших Европейских стран. Однако по количеству жителей этих стран после России стоит Германия, количество жителей которой составляет около 81 млн человек.
Население Франции по количеству стоит на третьем месте. В ее пределах насчитывается около 66 млн людей.
Государства-основатели Европейского Союза
После Второй мировой войны интеграция Европы рассматривалась как единственное решение проблемы крайнего национализма, который почти уничтожил континент.
Это включало создание нескольких европейских ассоциаций до основания Европейского Союза, включая Совет Европы и Международное европейское движение.
В 1957 году шесть стран подписали Римский договор, который вступил в силу в 1958 году и фактически создал Европейское экономическое сообщество (ЕЭС):
- Франция,
- Италия,
- Западная Германия,
- Нидерланды,
- Бельгия,
- Люксембург.
В 1967 году Договор о слиянии был подписан теми же шестью странами, которые объединили три сообщества: Европейский экономический совет (ЕЭС), Европейское сообщество по атомной энергии (Евратом) и Европейское сообщество угля и стали (ЕОУС) под единой совокупность институтов, вместе именуемых Европейскими сообществами.
Претенденты на вступление в ЕС
Желающих пополнить ряды Европейского союза достаточно много. Но официальными кандидатами могут считаться не более пяти из всех возможных претендентов. Как о готовых к вступлению можно говорить о Турции, Сербии, Черногории, Македонии, Албании. Еще два государства рассматриваются как потенциальные ассоциированные члены ЕС – Косово, Босния и Герцеговина.
Государством, чьи перспективы попасть в Евросоюз оцениваются, как наилучшие, называют Турцию. Она уже более 20 лет ведет переговоры с ЕС о вступлении. А ассоциированным членом является с 1964 года. История попыток Турции попасть в состав союза полна противоречий.
У страны много сторонников внутри организации. Они считают, что Турция усилит позиции ЕС в регионе. Конечно, есть и противники, но несмотря на это, возможно уже скоро Турция будет обозначаться на картах как часть Европейского союза.
Македония, Сербия, Черногория всего пару десятков лет назад были частями одной страны – Югославии. Они образовались как самостоятельные государства совсем недавно. Поэтому процесс присоединения к странам ЕС ведут довольно короткое время.
На объединение с Сербией сам ЕС тратит огромные деньги и большие усилия, но позиция этой страны по ряду политических вопросов заставляет сомневаться, что присоединение возможно в ближайшем будущем. Гораздо ближе к вступлению находится сейчас Черногория. Македония же из-за политической нестабильности может и вовсе оказаться «за бортом».
Евро – официальная валюта Европейского союза. Она имеет хождение в девятнадцати странах. Три государства, являясь членами Евросоюза, все равно продолжают использовать собственную валюту. Зато Андорре, Черногории, Ватикану, Монако совершенно не мешает еще одна валюта, и евро там используется как официальное платежное средство.
Контролем над выпуском, курсом евро занимается Европейский центральный банк. Другая его задача – определение финансово-экономической политики объединения. Впервые выпустив на валютный рынок свои новые деньги в 1999 году, банк Евросоюза обеспечил им долгую жизнь и большую популярность. Сегодня евро – о дна из мировых резервных валют, данный статус она получила благодаря Дойче Банку, расположенному в Берлине, и высокому статусу немецкой марки, фактическим наследником которой она стала.
В 28 странах-участницах Евросоюза на площади около 4,5 миллионов квадратных километров численность жителей составляет более 500 миллионов человек. Самыми крупными по населению государствами являются Германия – 81 миллион человек, а также Франция – 65 миллионов человек. Национальный состав Европы не менялся веками. Различные нации, живущие бок о бок, давно «притерлись» друг к другу, и знают все о привычках и этнических особенностях своих соседей. Плотность населения в Европе очень высока.
Другой проблемой Европы является высокий средний возраст населения. С каждым годом уменьшается процент трудоспособных европейцев и увеличивается количество иждивенцев.
Казалось бы, беженцы могут помочь, заняв свободные рабочие места, но большинство из них живет на пособия, которые достаточно велики, чтобы не возникала необходимость работать. Многие даже не пытаются выучить язык или получить гражданство приютившей их страны. Пока не выработаны действенные механизмы решения этих демографических проблем.
Бывшие участники европейского союза
В 2016 году Великобритания провела референдум, в котором приняли участие 30 миллионов человек. В мире он известен как Brexit. Явка жителей 71.8%. По результатам голосования 51,9% населения выступил за выход из состава ЕС. Жители Англии и Уэльса в основном хотели покинуть союз, тогда как граждане Северной Ирландии и Шотландии желали остаться в организации.
На основании 50 статьи Лиссабонского договора страна-участница вправе покинуть Европейский союз. Статья регламентирует правила выхода из Евросоюза. Согласование условий отделения территории может длиться до 2 лет. Официальный старт начат был в марте 2019 года. Окончательное решение вступило в силу в ночь на 1 февраля 2020 года. Таким образом, Великобритания лишилась права голоса в принятии законов, но до конца 2020 года оставалась в составе единого экономического пространства.
В 1985 году, обретя независимость, союз покинула Гренландия, которая присоединилась автоматически в 1973 году за счет Дании. Фарерские острова, обладая большой политической свободой, не вступили в ЕС, несмотря на членство Дании.
(European Council) образован в 1974, а с 1986 его статус был официально закреплен в Едином европейском акте. В его состав входят главы государств и правительств стран-членов ЕС, а также председатель Европейской комиссии. По регламенту, Европейский совет заседает дважды в год, а фактически – четыре раза в год (по две встречи на каждое полугодовое председательство страны-члена). В ходе этих встреч обсуждаются общая ситуация и важнейшие политические проблемы Союза, а также состояние мировой экономики и международных отношений, определяются приоритетные направления деятельности, принимаются программы и решения стратегического характера. В случае необходимости созываются также внеплановые заседания, посвященные, как правило, одному крупному вопросу, требующему принятия политического решения. Заседания происходят под председательством главы или премьер-министра того государства, которое в данное полугодие председательствует в Совете. Итоги дискуссий и принятые решения доводятся до всеобщего сведения в виде соответствующих политических заключений председательствующей стороны (Presidency conclusions). Формально, это политический документ, который в последующем трансформируется в правовые акты и решения, принимаемые соответствующими институтами ЕС.
Совет ЕС (Совет министров) — (Council) — высший законодательный орган ЕС.
– Функции. Совет обладает правом принятия решений, обеспечивает координацию общей экономической политики государств-членов, осуществляет общее руководство бюджетом (совместно с Парламентом), заключает международные соглашения. Состоит из представителей государств-членов ЕС в ранге министров национальных правительств. Фактически существует более 25 различных отраслевых Советов.
– Организационная структура. Подготовка сессий Совета осуществляется в Брюсселе Комитетом постоянных представителей государств – КОРЕПЕР (COREPER) в составе глав национальных делегаций при Сообществе. КОРЕПЕР проводит предварительное обсуждение вопросов, выносимых на Совет, что обеспечивает непрерывность функционирования последнего. Генеральный секретариат, также работающий в Брюсселе, готовит решения Совета и следит за их выполнением.
Европейский парламент
Европейский парламент (European Parliament) – консультативно-законодательный орган ЕС, состоит из представителей государств-членов, избираемых прямым голосованием в этих странах.
– Функции. Осуществляет функции консультаций и контроля; утверждает бюджет и заключает межгосударственные соглашения; одобряет или вносит поправки в принимаемые правовые акты и бюджет ЕС.
– Полномочия в области контроля. Комиссия подотчетна Парламенту. Парламент может принимать санкции в отношении Комиссии, например, вынести ей вотум недоверия, заставить ее уйти в отставку. К примеру, такая ситуация сложилась в 1999, когда в результате расследования был опубликован доклад, посвященный злоупотреблениям служебным положением некоторых членов Европейской комиссии Жака Сантера. Это привело к коллективной отставке и назначению нового состава Комиссии под руководством Романо Проди.
Парламенту отведена ведущая роль при назначении председателя и членов Комиссии. Парламент контролирует деятельность Совета посредством рассмотрения программ и отчетов председательствующего в Совете государства-члена.
– Законодательные полномочия. Римский договор 1957 отводил Парламенту исключительно консультативную роль. С течением времени его полномочия были значительно расширены. Современный процесс законотворчества в ЕС предусматривает участие Европарламента в законодательном процессе через обязательные процедуры взаимодействия Комиссии и Совета с Парламентом. Существуют три основные процедуры: консультации, совместное принятие решений, выражение согласия.
– Полномочия в области бюджета. Процедура принятия бюджета, предусматривающая два чтения в Парламенте, позволяет ему вносить поправки в разработанный Советом проект. В исключительных случаях Парламент, если его мнение не было принято в расчет, может отклонить бюджет в целом. Он дает заключение о деятельности Комиссии, связанные с выполнением бюджета (на основе выводов Палаты аудиторов).
– Состав. После приема в Союз новых стран-членов, он насчитывает 732 депутата. Число представителей, избираемых в каждом государстве-члене, должно соответствовать числу голосов каждой страны в органах ЕС (см. табл. 2).
С 1979 парламент избирается прямым голосованием. Срок полномочий депутатов составляет пять лет. Последние выборы состоялись в июне 2004.
– Место и время проведения сессий. Ежемесячные пленарные сессии проходят в Страсбурге, дополнительные сессии и заседания комиссий – в Брюсселе. Генеральный секретариат работает в Люксембурге.
– Организационная структура. В Европарламенте представлены как европейские партии, так и парламентские фракции, представляющие собою политические альянсы менее крупных партий. В политическом спектре Евросоюза выделяются два крыла: «Правые» – христианко-демократические партии, консерваторы, либералы и националисты и «Левые» — социалисты, объединенные левые и «зеленые». По итогам выборов июня 2004 больше всего мест в парламенте получила Европейская народная партия. На втором месте – Партия европейских социалистов, на третьем – Альянс либералов и демократов за Европу, на четвертом – фракция «зеленых» Европейский свободный альянс. Всего представлены 7 крупных политических фракций с преобладанием правоцентристов.
Деятельность Парламента осуществляется под руководством Бюро, состоящего из председателя и 14 вице-председателей, избираемых на два с половиной года. Повестки дня сессий определяет Конференция председателей. Помимо пленарных заседаний депутаты работают в 20 комиссиях, ведающих отдельными направлениями деятельности ЕС. Межпарламентские делегации поддерживают связи с национальными парламентами всего мира.
Процессы принятия решений в ЕС.
Законотворческий процесс в ЕС проходит три этапа: внесение предложения, его обсуждение и принятие решения. Право законодательной инициативы принадлежит Комиссии. Именно она готовит проекты решений.
Для разных категорий законодательных и нормативных актов предусмотрены различный порядок принятия решений и, соответственно, различные процедуры взаимодействия между Комиссий, Советом и Парламентом.
Амстердамский договор закрепил четыре основные процедуры.
Процедура согласия парламента, т.е. одобрения или наложения вето на единогласно принимаемый Советом акт, применяется при решениях о приеме в ЕС новых государств-членов, определении задач и полномочий Европейского центрального банка (ЕЦБ), при заключении международных договоров и др.
Но есть случаи, например, при пересмотре цен на сельскохозяйственную продукцию, где единогласно принимаемое Советом решение не требует парламентского согласия. Тогда прибегают к процедуре консультации. При этом роль Парламента ограничивается принятием рекомендаций по законопроекту, которые Совет может проигнорировать.
По основной массе вопросов, которые Совет решает квалифицированным большинством, применяется процедура совместного решения Совета и Парламента. Она распространена на вопросы, касающиеся свободы передвижения рабочей силы и услуг, занятости, защиты прав потребителей, трансъевропейских транспортных и энергетических сетей, образования, культуры, здравоохранения, охраны окружающей среды, общих принципов контроля за указанными вопросами. Суть данной процедуры, предусматривающей два парламентских чтения по законопроекту, сводится к тому, что Парламент имеет возможность окончательно отвергнуть абсолютным большинством голосов решение, сформулированное в Совете. Принять парламентские поправки к законопроекту Совет может, голосуя квалифицированным большинством (для принятия поправок, не получивших одобрения Комиссии, требуется единогласное решение). При отсутствии должного числа голосов в Совете в пользу парламентской поправки она не принимается.
Гораздо реже применяется процедура сотрудничества Совета с Парламентом. Она сохранена только для ряда вопросов, относящихся к функционированию Экономического и валютного союза. Как и процедура совместного решения, процедура сотрудничества предусматривает два парламентских чтения по законопроекту. В этом случае вето Парламента может быть преодолено единогласным решением Совета. Действуя единогласно, члены Совета могут отклонить как и поправки к законопроекту, сделанные в Парламенте, так и одобренные Комиссией. Но так как единогласие в Совете зачастую недостижимо, ему фактически проще принять парламентские поправки, чем настаивать на собственном варианте законопроекта.
В ходе обсуждения проекта в ряде случаев Совет обращается за дополнительной консультацией в Экономический и социальный комитет и Комитет регионов.
Окончательное решение по большинству нормативных актов принимает Совет. Согласно Договору о ЕС, решения в Совете принимаются большинством голосов, однако на практике распространено голосование квалифицированным большинством. В последнем случае государства-члены имеют следующий вес: Германия, Франция, Италия, Великобритания – по 10 голосов, Испания – 8, Бельгия, Греция, Нидерланды, Португалия – по 5, Австрия, Швеция – по 4, Ирландия, Дания, Финляндия – по 3, Люксембург – 2. Итого – 87 голосов. Акты считаются принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 62 голоса «за».
Согласно Ниццской редакции Договора о ЕС, с 1 января 2005 при принятии решений голоса государств-членов в Совете будут иметь иной вес: Германия, Франция, Италия и Великобритания получат по 29 голосов, Испания – 27, Нидерланды – 13, Бельгия, Греция, Португалия – по 12, Австрия, Швеция – по 10, Дания, Ирландия, Финляндия – по 7, Люксембург – 4. Итого – 237 голосов. Акты будут считаться принятыми квалифицированным большинством при условии, что они собрали по крайней мере 169 голоса «за».
Когда число государств-членов ЕС достигнет 27 для принятия решения квалифицированным большинством потребуется 258 голосов «за» (вес голоса государств-членов в этом случае см. табл. 2).
Ниццский договор вводит в практику голосования в ЕС принцип двойного большинства, который позволяет сохранить за странами «большой четверки» (Франция, ФРГ, Великобритания, Италия) контроль над процессом принятия решений в расширяющемся на Восток Союзе. Он заключается в том, что в дополнение к перечисленным выше условиям голоса «за» должны представлять те государства-члены, суммарное население которых составляет по крайней мере 62% от общей численности населения ЕС.
Таблица 2. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ МЕСТ И ГОЛОСОВ ГОСУДАРСТВ В ОРГАНАХ ЕС после расширения до 25 членов в 2004 | ||||
Страна | Совет | Европейский парламент | Экономический и социальный комитет | Комитет регионов |
Голоса | Число мест | Число мест | Число мест | |
Германия | 29 | 99 | 24 | 24 |
Великобритания | 29 | 72 | 24 | 24 |
Франция | 29 | 72 | 24 | 24 |
Италия | 29 | 72 | 24 | 24 |
Испания | 27 | 50 | 21 | 21 |
Польша | 27 | 50 | 21 | 21 |
Нидерланды | 13 | 25 | 12 | 12 |
Греция | 12 | 22 | 12 | 12 |
Республика Чехия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Бельгия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Венгрия | 12 | 20 | 12 | 12 |
Португалия | 12 | 22 | 12 | 12 |
Швеция | 10 | 18 | 12 | 12 |
Австрия | 10 | 17 | 12 | 12 |
Словакия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Дания | 7 | 13 | 9 | 9 |
Финляндия | 7 | 13 | 9 | 9 |
Ирландия | 7 | 12 | 9 | 9 |
Литва | 7 | 12 | 9 | 9 |
Латвия | 4 | 8 | 7 | 7 |
Словения | 4 | 7 | 7 | 7 |
Эстония | 4 | 6 | 7 | 7 |
Кипр | 4 | 6 | 6 | 6 |
Люксембург | 4 | 6 | 6 | 6 |
Мальта | 3 | 5 | 5 | 5 |
Всего | 345 | 732 | 344 | 344 |
Источник: European Union Treaty of Nice. Luxembourgh, 2001. P. 84–87.