Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «С 1 января 2021 года – новые правила перевозки такси: что изменилось». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Такая ответственная задача требует от водителя высокого уровня профессионализма, внимательности и стрессоустойчивости. Важно четко понимать, соответствует ли рабочее место всем требованиям законодательства. Кроме того, высокому уровню безопасности должны соответствовать и транспортные средства, задействованные на городских, пригородных или междугородних маршрутах. Именно поэтому требования к пассажирским автобусам также заранее регулируются действующими правилами и нормативами.
Основные требования к автобусам
В салоне должна быть представлена определенная информация:
- наименование и контакты контролирующего госоргана;
- правила пользования транспортом;
- ФИО водителя и кондуктора;
- указатели расположения кнопок экстренной остановки, аварийных выходов и огнетушителей;
- наименование и контакты перевозчика.
При необходимости: номера мест для сидения, а также таблички для пассажиров с детьми или людей с ограниченными возможностями.
Транспортные средства, согласно требованиям к автобусам для перевозки, должен иметь исправную отопительную систему, рабочие дверные и оконные механизмы, тахограф, а также исправное освещение салона и рабочие динамики для голосовых сообщений. Перед наступлением зимы необходимо менять шины, проверять эффективность отопительной системы, герметичность окон, аварийных люков и всех дверей. Также заранее следует проводить капитальный ремонт.
Марка, мощность, конструкция и тип ТС должны соответствовать главной цели, которая заключается в осуществлении пассажирских перевозок. Кроме того, габаритные и весовые параметры транспортного средства должны обеспечивать его свободное передвижение по дорогам РФ.
Выход в рейс невозможен без определенного пакета документов:
- путевой лист;
- техпаспорт пассажирского автобуса;
- лицензия на осуществление пассажирских перевозок;
- диагностическая карта ТО;
- удостоверение категории D;
- свидетельство о регистрации ТС;
- полис ОСАГО;
- справка о прохождении водителем медкомиссии.
Вахтовые перевозки автобусом
Необходимо, чтобы вахтовый транспорт имел достаточно места для размещения багажа и инструментов, а также располагал складными лестницами для удобства высадки и посадки. Кроме того, модели такого автотранспорта должны справляться с преодолением труднодоступных участков дорог и иметь возможность установки профессионального оборудования.
Такой метод применяется для разных задач:
- перевозка людей от места проживания к месту работы (в свободное время транспортное средство может быть использовано для служебных поездок);
- доставка на объекты рабочих смен.
Особенности закупки автобусов для перевозки детей.
В случае закупки новых автобусов казенные и бюджетные учреждения (при закупке за счет субсидий, предоставляемых из бюджета) обязаны руководствоваться Законом № 4-ФЗ, автономные учреждения – Законом № 23-ФЗ.
Как правило, закупки автобусов осуществляются на конкурентной основе путем проведения торгов. Поскольку стоимость новых автобусов, используемых для перевозки детей, довольно высока (примерная минимальная стоимость составляет 1 00 00 руб.), их закупка у единственного поставщика на основании пп. 4, 5 п. 1 ст. 93 Закона № 4-ФЗ (распространяется на закупки на сумму до 100 00 до 400 00 руб.) невозможна.
По Закону № 23-ФЗ перечень закупок у единственного поставщика фиксируется в положении о закупках. Таким образом, в данном случае возможность закупки автобусов у единственного поставщика зависит от включения таких закупок в упомянутый перечень.
При закупке автобусов важно учитывать Постановление Правительства РФ от 14.07.2014 № 56, устанавливающее запрет на допуск отдельных видов товаров машиностроения, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Такой запрет введен в целях защиты внутреннего рынка РФ, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей. Согласно указанному постановлению под запрет подпадают в том числе автобусы и прочие автотранспортные пассажирские средства с числом мест для сидения не менее 10.
Таким образом, при закупке названных транспортных средств учреждениям следует ориентироваться на российских товаропроизводителей.
Применение в городских автобусах
Городской автобус – пассажирский общественный транспорт, который перемещается на небольшие расстояния по установленному маршруту в пределах города. Служит для перевозки 8 и более пассажиров.
Требования установить тахографы на городские автобусы прописаны в Постановлении Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. № 1998. Согласно нормативному документу, все автобусы, которые относятся к категориям М2 и М3, должны обязательно оснащаться приборами контроля.
К установке подлежат тахографы с блоками СКЗИ, произведенные в РФ. Например, модели:
- ШТРИХ-ТахоRUS;
- Меркурий ТА-001;
- DTCO 3283;
- АТОЛ Drive 5;
- EFAS V2 RUS и другие.
Что делать водителю, если автоинспектор назначает штраф за лишнего пассажира?
При общении с сотрудником полиции водителю следует быть корректным и стремиться разобраться в ситуации. Если он осознает, что допустил нарушение, следует спокойно оформить бумаги, а затем уплатить штраф за перевозку лишнего пассажира. При уверенности, что незаконны как раз действия инспектора ДПС, гражданин может воспользоваться правом на осуществление аудио- и видеосъемки. Затем следует записать свои замечания в протоколе по делу об Административном правонарушении, который будет составлен в случае спора.
Водитель вправе вовсе отказаться ставить свою подпись в протоколе, но тогда в присутствии понятых об этом ставится отметка, и на дальнейшую процедуру отказ никак не влияет. Если было вынесено постановление, гражданин также может его обжаловать.
Требования при международных перевозках
Если требования к автобусам для перевозки пассажиров внутри города и за его пределами различаются незначительно, то международные перевозки имеют существенные отличия. Это обусловлено необходимостью пересечения государственной границы. Транспортное средство в этом случае должно соответствовать повышенным требованиям по обеспечению комфорта и безопасности людей.
Все документы, необходимые для осуществления поездки, должны иметь актуальный срок действия. Их необходимо заранее оформить надлежащим образом в соответствующих государственных и иных учреждениях, уполномоченных выдавать такие справки.
К водителям предъявляются те же требования, что и при внутригородских и междугородних поездках. В дополнение к ним требуется знание нюансов процедуры пересечения таможни, правил высадки пассажиров для прохождения проверки с участием собак, заполнения таможенной документации и т. д.
К транспорту дальнего следования применяются усиленные технические требования. Это обусловлено большой длительностью поездки.
Требования к водителю
Чтобы автопутешествие прошло максимально безопасно и без осложнений, водитель автобуса должен соответствовать следующим требованиям:
- Стаж категории D.
- Работа водителем не менее 1 года из последних 2 лет (ранее требования были жестче: нужно было иметь 12 из последних 13 месяцев).
- Отсутствие неоплаченных штрафов. Причем не только за ПДД, но и в целом. Отсутствие постановлений о лишении прав или административных нарушений в области дорожного движения в течение года до начала работы в сфере организованной перевозки детей.
Требования к документации
С 2021 года больше не нужно брать с собой в дорогу большой пакет документов. Из требований к документации исключен, например, список набора пищевых продуктов и порядок посадки в автобус. Теперь у водителя должны при себе быть:
- Оригинал договора фрахтования (прежде разрешалась копия).
- Маршрут поездки с остановками, местами приема пищи и пунктом назначения.
- Список пассажиров — дети в нем перечисляются вместе со взрослыми и медработником, если он есть.
- Уведомление об организованной перевозке детей.
- Копия уведомления об отрицательном решении по результатам рассмотрения заявки на сопровождение автобусов автомобилем Госавтоинспекции (при принятии такого решения).
Междугородние автоперевозки. Безопасность
В сегменте пассажирских перевозок автобус – один из самых популярных видов общественного транспорта.
Правила перевозки пассажиров в автобусах регулируются нормативными документами, начиная от правил дорожного движения до законов РФ о перевозках и, прежде всего, следующими нормативными актами:
– Правилами перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 № 112;
– Правилами обеспечения безопасности перевозок пассажиров и грузов автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом и перечня мероприятий по подготовке работников юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, к безопасной работе и транспортных средств к безопасной эксплуатации, утвержденными Приказом министерства транспорта РФ от 15.01.2014 № 7;
– Техническим регламентом Таможенного союза ТР ТС 018/2011 «О безопасности колесных транспортных средств» утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 № 877.
Междугородние перевозки людей должны полностью соответствовать нормативам и правилам перевозки автобусами и должны быть безопасные и комфортные.
Требования к автобусу
Для того чтобы автобус был допущен к эксплуатации по перевозке пассажиров, он должен соответствовать следующим требованиям:
- пребывать в собственности перевозчика или другом законном владении, как того требует часть 2 статьи 34.1. ФЗ № 220,
- согласно пункту 29 Правил, на лобовом стекле, на заднем окне и правой стороне кузова автобуса в обязательном порядке должен быть размещен указатель маршрута, который можно прочитать на определенном расстоянии,
- на указателе, который размещается на лобовом стекле, должно содержаться название как пункта отправления, так и пункта назначения,
- на указателе, который располагается на правой стороне кузова, обязательно указывается название начального пункта, основные промежуточные пункты остановок, конечный пункт назначения,
- согласно пункту 31 Правил, указатель, размещенный на лобовом стекле, должен быть не выше 14 см,
- согласно пункту 36 Правил, на ветровом стекле или по правой стороне кузова автобуса размещается краткая или полная информация о перевозчике.
Важно! В салоне автобуса, как предусмотрено пунктом 37 Правил, должна размещаться следующая информация:
- полное наименование, адрес места нахождения, контактные номера телефонов перевозчика,
- фамилия, имя, отчество водителя и кондуктора. Если водителей несколько, сведения указываются о каждом, кто управляет транспортным средством,
- название, адрес нахождения, контактные телефоны государственного органа, который осуществляет контроль за данным маршрутом перевозки,
- в доступном для пассажиров месте – номера с обозначением мест для сидения. Данное требование не относится к автобусам, в которых не предусмотрены конкретные номера для сидения пассажиров,
- стоимость проезда до конечного и промежуточных пунктов назначения и цена провоза багажа,
- таблички с местами, предназначенными для людей с детьми, а также инвалидов или имеющих ограниченные физические возможности,
- указатели, где расположены огнетушители, установлены кнопки для экстренной остановки автобуса, места аварийных выходов,
- в доступном месте должна располагаться отдельная табличка с выпиской или полным текстом Правил пользования транспортным средством.
Автобус перед отправлением в рейс должен быть осмотрен специалистами перевозчика на соответствие его требованиям безопасности, которые предусмотрены ФЗ от 10.12.95 года “О безопасности…”.
Кроме того, транспортное средство, как того требует подпункт “б” пункта 1 части 1 статьи 15 ФЗ № 170 от 01.06.11 года “О техническом…”, должно иметь действующий срок прохождения техосмотра, который проводится каждые полгода.
Внимание! Наши квалифицированные юристы окажут вам помощь бесплатно и круглосуточно по любым вопросам. Узнайте подробности здесь.
При посадке и высадке пассажиров из автобуса используются только служебные двери. Кроме них транспортное средство должно быть оборудовано запасным выходом и аварийными люками. Они предназначены для использования, только если во время движения или стоянки возникла опасность для жизни и здоровья пассажиров, например пожар.
Каждая дверь, которая имеется в транспортном средстве, должна с легкостью открываться изнутри. Местонахождение запасного выхода должна быть обозначено надписью «Запасной выход», а аварийного – «Аварийный выход».
Маломестные автобусы должны иметь минимум двое дверей. В автобусах с большой вместимостью количество выходных дверей должно быть больше. Конкретное их количество зависит от наличия пассажирских мест, которыми оборудовано транспортное средство.
Контроль за оплатой проезда в течение маршрута движения осуществляет кондуктор или водитель. Если это возложено на водителя, то посадка и высадка пассажиров осуществляется через переднюю дверь и только после полной остановки движения автобуса.
Нормативные документы, регулирующие перевозку пассажиров
Действующее законодательство требует, чтобы к такому ответственному делу, как осуществление массовой перевозки пассажиров на автобусах, подходили с соблюдением всех установленных правил и нормативов.
А это означает, что вне зависимости от того, для каких перевозок – городских или междугородних – предназначен автобус, установленные правила относятся в равной степени как к водителям, так и к пассажирам.
Внимание! Действующие правила по осуществлению провоза пассажиров и багажа на автобусах состоят из следующих нормативных документов:
- Федерального закона № №220, принятого 13.07.15 года. Он касается регулирования порядка перевозки людей автобусами, курсирующими по регулярным маршрутам;
- постановления Правительства РФ от 14.02.02 года № 112 с поправками и дополнениями от 28.04.15 года, которым утверждены Правила провоза пассажиров и багажа в автобусном транспорте (далее – Правила);
- ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» от 08.11.2007 N 259-ФЗ (далее – Устав).
Ространснадзор дополнительно может издавать приказы, утверждать инструкции, направлять письма в адрес перевозчиков, которыми регулировать деятельность транспортных компаний.
Перевозки вахтового типа
Перевозки пассажиров могут осуществляться вахтовым методом, который применяется:
- для доставки рабочих и служащих предприятия, организации или учреждения от их места их проживания к месту работы и обратно. При этом в свободное время автобус в течение рабочего для может быть использован для служебных поездок. Ярким примером является школьный автобус, который собирает учащихся по месту их жительства и отвозит к зданию школы, или задействование автобуса в сельской местности, где существует большой интервал в движении транспорта;
- для доставки смен рабочих на строительные объекты, в шахты, на нефтяные разработки.
Вахтовый автобус должен иметь достаточно места для размещения багажа, а также инструментов, необходимых для работы, иметь складные лестницы для посадки и высадки рабочих.
Запомните! По своим конструктивным особенностям автобус вахтового типа должен иметь возможность:
- преодолевать труднодоступные участки движения;
- устанавливать профессиональное оборудование.
Это является важным для работников нефтяной и энергетической промышленности. Как показывает практика, вахтовые автобусы – это дешевый и незаменимый транспорт.
Правила перевозки пассажиров и багажа на междугородных маршрутах
К междугородным относятся маршруты, соединяющие между собой города и населённые пункты, расположенные в одном или различных регионах Российской Федерации, и выходящие за пределы черты города более 50 км.
Каждый пассажир обязан иметь билеты на проезд в автобусах междугороднего и межрегионального маршрутов и провоз багажа при его наличии.
Билеты на проезд пассажиров и провоз багажа продаются в кассах, а там где кассовая продажа не организована непосредственно через водителей при посадке пассажиров в автобус до отправления его от остановочного пункта.
Пассажиры приобретают билеты для проезда в кассах в порядке живой очереди.
Работа билетных касс должна быть организована таким образом, чтобы обеспечивалось быстрое обслуживание пассажиров, и исключалась возможность отправления автобусов со свободными местами при наличии пассажиров.
Продажа билетов производится:
- в кассах начальных пунктов междугородных и межрегиональных маршрутов в день отправления автобуса, а в кассах промежуточных пунктов с момента получения сведений о наличии свободных мест в автобусе. В кассах начальных и промежуточных пунктов продажа билетов прекращается за пять минут до отправления автобуса;
- в кассах предварительной продажи билетов в пределах 15 (пятнадцати) суток до отправления автобуса.
Предварительная продажа билетов заканчивается за одни сутки до отправления автобуса.
За предварительную продажу билетов с пассажира, в том числе имеющего право на льготный проезд, взимается комиссионный сбор в размере, установленном тарифами.
В автобусах междугородных маршрутов пассажирам предоставляются места для сидения. Продажа билетов и перевозка пассажиров сверх количества мест для сидения запрещается.
При проезде в автобусах междугородных маршрутов пассажир обязан хранить билет в течении всего времени поездки и предъявлять его по первому требованию лиц, производящих контроль. Пассажиры не получившие билеты в кассе или непосредственно у водителя до отправления автобуса, не имеют право проезда в автобусе.
Утерянные пассажирами билеты не возобновляются, а уплаченные за них деньги не возвращаются.
Посадка пассажиров в автобус на остановочных пунктах с кассовой продажей билетов производится только при предъявлении билетов, приобретённых в кассах. Билеты действительны только на обозначенный в них день и рейс автобуса.
- Посадочный контролёр совместно с водителем автобуса проверяют в момент посадки наличие у пассажиров билетов на проезд. В пунктах, где нет дежурного по посадке, проверка билетов производится водителем.
- Посадочный контролёр в путевом листе отмечает фактическое время прибытия и отправления автобуса, а также выдаёт водителю после посадки пассажиров ведомость продажи билетов с указанием в ней данных о количестве перевозимых пассажиров, в том числе льготных категорий.
- Высадка пассажиров из автобуса производится на остановочных пунктах, предусмотренных расписанием движения автобуса.
- Пассажир обязан занять в автобусе указанное в билете место.
- Не разрешается проезд в автобусе пассажиров в нетрезвом состоянии, провоз запрещённых веществ и предметов.
- В случае снятия автобуса с линии в связи с неисправностью, аварией и т. п., выданные пассажирам билеты действительны для проезда на другом автобусе этого же маршрута.
Действующее законодательство устанавливает следующие ограничения при перевозке детей: согласно п.22.9. Правил дорожного движения, утв. Постановлением Правительства РФ № 1090 от 23.10.1993., перевозка детей в возрасте до 12-летнего возраста в транспортных средствах, оборудованных ремнями безопасности, должна осуществляться с использованием детских удерживающих устройств, соответствующих весу и росту ребенка, или иных средств, позволяющих пристегнуть ребенка с помощью ремней безопасности, предусмотренных конструкцией транспортного средства (к таким средствам относятся поясные ремни).
Таким образом, перевозка детей без предоставления отдельного места в транспортных средствах, оборудованных удерживающими устройствами, или иными средствами, позволяющими пристегнуть ребенка, в настоящее время запрещена.