Порядок проведения камеральной таможенной проверки

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок проведения камеральной таможенной проверки». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Содержание

Таможенное законодательство не ограничивает проведение камеральной проверки, обычно решение принимается на усмотрение руководителей таможенных служб исходя из сложившейся ситуации и профессиональной необходимости. Поэтому сам процесс достаточно прост и занимает всего несколько этапов.

Правомерность истребования информации и документов при камеральной таможенной проверке

По факту организации проверки таможенная служба имеет право организовать запрос информации от юридического лица, чья деятельность в данный момент рассматривается инспектором. Обычно это необходимо при выявленных ошибках или пробелов в документах, которые уже находятся в службе. Существуют определённые нюансы, которые необходимо знать организациям, которые получили запрос на информацию от таможенной службы.

  • Требование, направленное по почте, должно быть отправлено с уведомлением о получение, в среднем считается, что почта доходит в течение 6 рабочих дней.
  • В течение 6 дней юридическое лицо обязано направить ответ в таможенную службу. В случае если по каким-то причинам организация не успевает собрать всю необходимую информацию, должен быть направлен запрос о продление срока.
  • Юридическое лицо имеет право направить информацию, как по почте, так и в электронном виде. Носитель для электронного файла может быть выбран на усмотрение самой организации.
  • Предоставлять оригиналы документов нет никакого смысла, таможенной службе достаточно официально заверенных копий.

Распространенные вопросы и ответы

Вопрос 1. Обязана ли таможенная служба уведомлять юридическое лицо о проведение камеральной таможенной проверке?

Организация получает уведомление при получении запроса о предоставлении необходимой информации в таможенную службу. Данный вид проверки обычно является внутренней проверкой для организации? которой нет необходимости иметь существенные основания. Поэтому специально уведомлять таможенная служба не обязана.

Вопрос 2. Имеет ли право юридическое лицо отказаться от предоставления запрашиваемых сведений?

При проведении проверки инспектор в первую очередь запрашивает информацию у сторонних организаций, таких как налоговая служба, банки и т.д. Обращение непосредственно к организации является скорее крайней мере при недостатке информации. Когда организация получает запрос от таможенной службы, она не имеет право проигнорировать его, но для избежания проблем лучше чтобы исполнение сопровождал юрист. Если запрос сформулирован не точно, организация имеет право направить ответ с просьбой уточнить какие сведения необходимы.

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
      коммерческие и транспортные документы;
  2. данные бухгалтерского учета и отчетности;
  3. иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  4. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
      владеющих;
  5. пользующихся;
  6. перевозящих;
  7. реализующих;
  8. перерабатывающих такие товары.
  9. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  10. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  11. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  12. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  13. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Как это работает (на примере налоговой проверки)

  • Проверяющий сначала изучает непосредственно отчётности и другие документы, предоставленные физическим или юридическим лицом. Также он может посмотреть дополнительные материалы — например, архивы предыдущих лет или данные других ведомств.

  • Если возникнут вопросы в правильности заполнения, подлинности документов, достоверности указанных сведений и т. п., проверяющий может затребовать письменные объяснения, дополнительные документы, уточняющую информацию и др. Но всё это должно относиться только к предмету проверки.

  • Пояснения в налоговый орган необходимо представить в течение 5 дней с момента получения такого требования.

Если по итогам первого или второго этапов не будет выявлено нарушений, камеральная проверка автоматически завершается.

Права и обязанности таможенников при проверке

В ходе ТП сотрудники ТО вправе совершать следующие действия:

  1. Требовать и получать у проверяемого лица (ПЛ):
      коммерческие и транспортные документы;
  2. данные бухгалтерского учета и отчетности;
  3. иную информацию о проверяемых товарах, включая относящуюся к дальнейшим сделкам ПЛ с такими товарами.
  4. Требовать отчетность об иностранных или помещенных под процедуру свободной таможенной зоны и свободного склада товарах у уполномоченных экономических операторов или лиц:
      владеющих;
  5. пользующихся;
  6. перевозящих;
  7. реализующих;
  8. перерабатывающих такие товары.
  9. Требовать у лиц, связанных с ПЛ по сделкам или операциям с проверяемыми товарами, копии документов и другую информацию об операциях и расчетах, осуществляемых с ПЛ или третьими лицами.
  10. Требовать и получать от банков и других организаций, участвующих в банковских операциях в странах ЕАЭС, необходимые для ТП данные, включая содержащие банковскую тайну, о наличии и номерах счетов, а также движениях денежных средств по счетам организаций и индивидуальных предпринимателей.
  11. Запрашивать у государственных учреждений стран ЕАЭС необходимую информацию, в числе прочего содержащую коммерческую, банковскую, налоговую и другую охраняемую законом тайну.
  12. Направлять запросы государственным и иным организациям стран, не входящих в ЕАЭС.
  13. Назначать таможенную экспертизу и совершать иные действия, предусмотренные законами стран ЕАЭС.

В процессе ТП должностные лица ТО обязаны:

  • соблюдать права и законные интересы ПЛ и не допускать причинения вреда неправомерными решениями, действиями или бездействием;
  • полученную при проведении ТП информацию, составляющую охраняемую законодательством стран ЕАЭС тайну, применять исключительно для реализации возложенных на них задач и функций, не разглашать и не использовать в личных целях, не передавать иным лицам, в том числе государственным органам стран ЕАЭС, за исключением случаев, установленных ТК ЕАЭС или международными договорами государств ЕАЭС с третьими странами;
  • обеспечивать сохранность документов, полученных и составленных при проведении ТП;
  • соблюдать служебную этику;
  • сообщать ПЛ его права и обязанности в ходе ТП и при назначении таможенной экспертизы, а также права и обязанности должностных лиц ТО;
  • представлять по требованию ПЛ информацию о положениях ТК ЕАЭС и законодательства стран ЕАЭС, касающихся проведения ТП;
  • исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством государств ЕАЭС (ст. 335 ТК ЕАЭС).

Статья 136. Представление документов и сведений для целей проведения таможенной проверки

1. Налоговые и иные государственные органы государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенных органов необходимые документы и сведения, касающиеся регистрации юридических лиц, уплаты и исчисления налогов, бухгалтерскую отчетность, а также документы и сведения, в том числе составляющие коммерческую, банковскую и налоговую тайну, с соблюдением требований законодательства государств — членов таможенного союза о защите государственной, коммерческой, банковской, налоговой и иной охраняемой законодательством тайны.

2. Банки и иные кредитные организации государств — членов таможенного союза представляют по запросу таможенного органа документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по счетам организаций, необходимые для проведения таможенной проверки, в том числе содержащие банковскую тайну в соответствии с законодательством государств — членов таможенного союза.

Виды камеральных проверок

Согласно НК РФ, у камеральной проверки нет разновидностей. Однако условно процедуру можно разделить на две группы:

  • Обычная. Проходит в автоматическом режиме: инспекторы «прогоняют» отчетные документы через АИС «Налог 3», программа проверяет расчеты, сравнивает показатели за разные периоды, а также данные от контрагентов, выявляет ошибки и противоречия.

  • Углубленная проверка. Выполняется в «ручном режиме». Такое возможно, если программа нашла ошибки, либо налогоплательщик претендует на получение льгот или налоговых вычетов.

При углубленной проверке инспектор имеет право:

  • запросить уточненную декларацию, подтверждающие документы;

  • вызвать налогоплательщика или свидетелей (чаще всего – директора и контрагентов, реже – бухгалтера и других сотрудников компании) в ФНС для дачи пояснений;

  • запросить информацию о налогоплательщике у различных ведомств, контрагентов, банков (например, о наличии р/с, имуществе и пр.);

  • привлечь дополнительных экспертов – переводчиков (если сделку заключили с иностранными контрагентами и часть первичной документации оформлена на другом языке), инженеров;

  • провести экспертизу, например, проверить соответствие подписей на финансовых документах и в паспорте руководителя предприятия.

Как проходит камеральная проверка?

При сдаче декларации в ФНС,инспектор просто принимает ее — на декларации ставится штамп, что ее приняли и срок сдачи не нарушен. Инспектор не проверяет полученные декларации, этим занимается отдел камеральных проверок. Когда к ним попадают декларации,они начинает проверять:

Читайте также:  На сколько и когда повысят пенсии и социальные выплаты в 2023 году

● Правильно ли вы заполнили декларацию

● Правильно ли поставили ставки налога

● Правильно ли рассчитали по этим ставкам налога и так далее

Абсолютно по каждой сданной декларации камеральщики проверяют контрольное соотношение цифр. Выискивают противоречия с теми данными, которые у них есть из других источников.

Например, вы подали нулевую декларацию по налогу на имущество и показали, что имущества у вас нет. В то же время у налогового органа лежит ваш баланс, в котором указаны основные средства с остаточной стоимостью. Одно противоречит другому. На такие несоответствия камеральный отдел проверяет каждую декларацию.

Налогоплательщиков не уведомляют о начале проведения камеральной проверки, она начинается сразу окончания отчетного периода.


Оформление результатов проверки

После окончания камеральной проверки составляется акт с указанием установленных нарушений и суммами доначисленных налогов. В течение 5 рабочих дней акт проверки вручается налогоплательщику.

В течение месяца налогоплательщик вправе предоставить разногласия на акт камеральной проверки.

В течение 10 рабочих дней после истечения срока для предоставления разногласий руководителем инспекции выносится решение о привлечении налогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения.

Если налогоплательщик не согласен с данным решением, он вправе направить апелляционную жалобу в вышестоящий налоговый орган. Данная жалоба рассматривается в пределах месяца с момента подачи. Срок рассмотрения может быть продлен, о чем налогоплательщику высылается уведомление.

Если налогоплательщик не согласен с решением вышестоящего налогового органа, он вправе обратиться в суд.

Если при проведении камеральной проверки нарушения не выявляются, она автоматически закрывается, налогоплательщик об этом не извещается, документы по проверке ему не вручаются.


Особенности таможенного контроля и полномочия таможенной службы

  • Изучение и проверка документов, касающихся непосредственно перевозимых товаров. Все документы должны соответствовать установленной форме, бумаги должны давать все необходимую правовую информацию и давать надлежащие представление о товаре и т.д.
  • Проводить осмотр и ревизию ввозимых/вывозимых товаров, которые должны соответствовать заявленной информации в документах.
  • Введение таможенного учета товаров, а также транспортных средств, осуществляющих перевозку данных товаров.
  • Также в качестве контроля со стороны органов исполнительной власти входит осмотр складов и технических помещений, предназначенных для хранения товаров, проверка финансово-хозяйственного состояния организаций, занимающихся экспортно-импортной деятельностью, проведение бесед с должностными лицами для сбора необходимой информации и т.д.

Выездная таможенная проверка

Данную проверку проводят с осуществлением выезда по фактическому адресу юридического лица либо ИП. Она может проводиться в соответствии с планом либо внепланово.

Если проверку проводят на основании плана, для нее необходимо решение, принятое таможенным органом. Плановые проверки обычно профилактического характера, их цель – контролировать соблюдение законодательства.

Внеплановые проверки же проводят, чтобы выявить нарушение.

Основанием для ее назначения могут быть:

  • Официальная информация, поступившая от гос. органов;
  • Информация, которая поступила от вышестоящих таможенных органов;
  • Другая официальная информация;
  • Результаты камеральных проверок.

Прежде чем начнется проверка, сотрудники таможенной службы проводят анализ всей имеющейся информации. Для этого действует специальное подразделение по аналитике. Также исследуется стоимость всех товаров, подлежащих декларированию.

Если выездная проверка является плановой, проверяемому юрлицу направляется извещение, с уведомлением, подтверждающим факт получения. Если заказное письмо вернется (адресат отсутствует) это не причина для отмены проверки.

Также лицу нужно вручить решение о проведении проверочных мероприятий.

Если документ подписан лицом, которое не имело права этого делать, сотрудников на территорию компании можно не допускать.

Если проверка камеральная, то таможенники только изучают документацию.

А если выездная, то вполне могут:

  • Осмотреть товары;
  • Осмотреть помещения и территорию;
  • Провести ревизию;
  • Арестовать и изъять товары;
  • Отбирать пробы;
  • Истребовать информацию и документы;

Все мероприятия, которые планируется провести, должны быть перечислены в решении о ее проведении.

Камеральная таможенная проверка: основания для ее проведения

Целью такого вида контроля являются заполнение недостающих сведений или разъяснение существующих некорректных данных посредством изучения документов, деклараций и прочей информации о юридическом лице, не выезжая за пределы офиса таможенной службы. Данный вид проверки может проводиться без ведома самой организации (юридического лица) для выявления нарушений, которые могли быть не учтены при первичном контроле. Поэтому основанием для проведения камеральной проверки могут стать:

  • Планы, составленные таможенной службой в рамках минимизации рисков возможных нарушений со стороны декларантов. В некоторых ситуациях список организаций формируется через определенный график, в который они попадают из-за небольших нарушений, задержки таможенных платежей и т.д.;
  • Получение сведений со стороны таможенных контролирующих органов о существующем нарушений или указании в документах заведомо ложной информации со стороны юридической лица, занимающегося экспортно-импортным товарооборотом;
  • Инициатива вышестоящего руководства, которая может быть проявлена по причинам, описанным в предыдущих двух пунктах.

Нормативно-правовые документы, регулирующие процесс проведения камеральной таможенной проверки

Наименование нормативно-правового документа Номер документа Описание
Таможенный кодекс Статья 111 Данное положение регламентирует процесс осуществления таможенного контроля посредством проверки документов и иной доступной информации
Статья 131 Данное положение регламентирует порядок и основание проведения камеральной проверки со стороны таможенной службы
Статья 134 В данном законопроекте регламентируются полномочия таможенного инспектора при проведении проверки
Статья 135 Данный законопроект будет полезен для организаций, так как регламентирует права юридического лица, проверяемого таможенной службой
Статья 136 Данное положение регламентирует список сторонних организаций, у которых таможенная служба имеет право запрашивать информацию о юридическом лице, проверяемом таможенным инспектором

Таможенная проверка: камеральная и выездная таможенная проверка, права и обязанности должностных лиц, осуществляющих проверку

Таможенная проверка

Таможенная проверка проводится таможенными органами с целью контроля соблюдения лицами требований, установленных законами ТС и законодательством стран – участниц Таможенного союза.

Порядок проведения таможенной проверки регламентируется главой 19 Таможенного кодекса ТС .

Таможенная проверка осуществляется в отношении таких проверяемых лиц:

– декларант ;
– таможенный представитель ;
– перевозчик, в том числе таможенный перевозчик ;
– лицо, обладающее полномочиями в отношении товаров после их выпуска, или его представитель;
– уполномоченный экономический оператор;
– владельцы магазинов беспошлинной торговли, таможенных и иных складов;
– лицо, осуществляющее временное хранение товаров;
– лицо, в отношении которого имеется информация, что в его владении и (или) пользовании находятся (находились) товары с нарушением порядка, предусмотренного законодательством ТС, в том числе незаконно перемещенные через таможенную границу;
– иные лица, напрямую или косвенно участвовавшие в сделках с товарами, помещенными под соответствующую таможенную процедуру.

При проведении таможенной проверки, таможенными органами проверяются такие сведения:

1) факт помещения товаров под таможенную процедуру;
2) достоверность сведений, заявленных в таможенной декларации и иных документах, представленных при таможенном декларировании товаров, повлиявших на принятие решения о выпуске товаров;
3) соблюдение ограничений по пользованию и распоряжению условно выпущенными товарами;
4) соблюдение требований, установленных законом, к лицам, осуществляющим деятельность в сфере таможенного дела;
5) соответствие лиц условиям, необходимым для присвоения статуса уполномоченного экономического оператора;
6) соблюдение таможенных процедур, при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ТС;
7) соблюдение иных требований, установленных таможенным законодательством ТС.

При таможенной проверке осуществляется сопоставление данных, содержащихся в представленных документах, и других сведений, имеющихся у таможенного органа, с данными бухгалтерского учета и отчетности, со счетами и другой информацией, полученной в установленном законом порядке. Могут использоваться и другие формы таможенного контроля.

Для участия в таможенной проверке могут привлекаться должностные лица других контролирующих государственных органов.

Порядок оформления результатов таможенной проверки, а также порядок принятия решений по данным результатам определяется законодательством государств – членов Таможенного союза. При установлении в ходе таможенной проверки признаков административного правонарушения или преступления, таможенными органами принимаются соответствующие меры.

Таможенная проверка осуществляется в форме камеральной таможенной проверки или выездной таможенной проверки.

Камеральная таможенная проверка

Камеральная таможенная проверка – это процедура изучения и анализа сведений, содержащихся в декларациях и документах, представленных проверяемым лицом, сведений контролирующих государственных органов, а также других документов и сведений, имеющихся у таможенных органов, о деятельности указанных лиц.

Камеральная таможенная проверка проводится таможенными органами по месту нахождения таможенного органа без выезда к проверяемому лицу, а также без оформления предписания (акта о назначении проверки).

Камеральные таможенные проверки не ограничены в периодичности проведения.

Выездная таможенная проверка

При выездной таможенной проверке таможенный орган выезжает в место нахождения юрлица, место осуществления деятельности индивидуального предпринимателя и (или) в место фактического осуществления их деятельности. Выездная проверка может быть плановой или внеплановой и проводится на основании решения (предписания, акта о назначении проверки).

О некоторых вопросах проведения камеральной таможенной проверки

Приказ Первого заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра финансов Республики Казахстан от 24 июня 2019 года № 621. Зарегистрирован в Министерстве юстиции Республики Казахстан 25 июня 2019 года № 18891.

  • Текст
  • Официальная публикация
  • Информация
  • История изменений
  • Ссылки

В соответствии с пунктами 2 и 5 статьи 417 Кодекса Республики Казахстан от 26 декабря 2017 года «О таможенном регулировании в Республике Казахстан» ПРИКАЗЫВАЮ:

1) Правила уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 1 к настоящему приказу;

2) форму уведомления проверяемого лица о начале проведения камеральной таможенной проверки согласно приложению 2 к настоящему приказу;

3) форму требования по представлению документов и (или) сведений согласно приложению 3 к настоящему приказу.

2. Комитету государственных доходов Министерства финансов Республики Казахстан (Султангазиев М.Е.) в установленном законодательством порядке обеспечить:

1) государственную регистрацию настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан;

2) в течение десяти календарных дней со дня государственной регистрации настоящего приказа направление его на казахском и русском языках в Республиканское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения «Институт законодательства и правовой информации Республики Казахстан» Министерства юстиции Республики Казахстан для официального опубликования и включения в Эталонный контрольный банк нормативных правовых актов Республики Казахстан;

3) размещение настоящего приказа на интернет-ресурсе Министерства финансов Республики Казахстан;

4) в течение десяти рабочих дней после государственной регистрации настоящего приказа в Министерстве юстиции Республики Казахстан представление в Департамент юридической службы Министерства финансов Республики Казахстан сведений об исполнении мероприятий, предусмотренных подпунктами 1), 2) и 3) настоящего пункта.

3. Настоящий приказ вводится в действие по истечении десяти календарных дней после дня его первого официального опубликования.

Министр финансов
Республики Казахстан


Похожие записи:

Добавить комментарий