Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «33. Публичные и непубличные общества. Дочернее хозяйственное общество.». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Деятельность непубличных обществ в большей мере по сравнению с публичными регулируется диспозитивными нормами законодательства, которые предоставляют участникам корпорации возможность самим определять правила своего взаимоотношения.
Образование коллегиального органа управления и ревизионной комиссии
Гражданский кодекс допускает, что образование коллегиального органа управления может быть предусмотрено не только уставом, но и законом.
В соответствии с действующим Федеральным законом от 08.02.98 № 14ФЗ «Об ОО)» в ООО образование совета директоров (наблюдательного совета) и ревизионной комиссии происходит по усмотрению участников общества. Учитывая, что новая редакция ГК тоже не требует от непубличных обществ обязательно создавать коллегиальный орган управления, в силу пункта 4 статьи 65.3 ГК РФ этот орган для обществ с ограниченной ответственностью факультативен (по закону его создание не обязательно, но может быть предусмотрено уставом). Что касается ревизионной комиссии (ревизора), то, согласно новой редакции Гражданского кодекса, на общества с ограниченной ответственностью распространяется то же правило, что и на непубличные акционерные общества: в устав можно включить положения об отсутствии в обществе ревизионной комиссии или о ее создании исключительно в случаях, предусмотренных уставом.
По решению участников (учредителей) непубличного общества, принятому единогласно, в устав общества могут быть включены следующие положения:
— о закреплении функций коллегиального исполнительного органа общества за коллегиальным органом управления общества (пункт 4 статьи 65.3) полностью или в части либо об отказе от создания коллегиального исполнительного органа, если его функции осуществляются указанным коллегиальным органом управления;
— о передаче единоличному исполнительному органу общества функций коллегиального исполнительного органа общества (п. 3 ст. 66.3 ГК РФ).
Эти опции рассчитаны на случай, когда в обществе были созданы одновременно коллегиальный орган управления (наблюдательный или иной совет) и коллегиальный исполнительный орган (правление, дирекция), а затем коллегиальный исполнительный орган ликвидируется. В этом случае возникает вопрос: должна ли его компетенция в полном объеме отойти к единоличному исполнительному органу или ее можно полностью или частично передать коллегиальному органу управления? Новая редакция ГК допускает и тот, и другой вариант. Участники непубличного общества вправе самостоятельно решать, как распределить полномочия ликвидируемого коллегиального исполнительного органа. Очевидно, если такого органа в обществе не было изначально, то и не возникает проблемы распределения его функций и компетенции (соответственно, подпункты 2 и 3 п.3 ст. 66.3 ГК РФ к этим ситуациям не применяются).
Свобода самоорганизации непубличных обществ – результат компромисса всех его участников
Свободе внутрикорпоративной самоорганизации непубличных обществ противостоит принцип единогласия всех участников непубличного общества при реализации предоставленных законодательством диспозиций.
Применение диспозитивных норм влечет за собой потенциальную угрозу, что доминирующие участники общества навяжут более слабым неконтролирующим участникам такие правила внутрикорпоративных отношений, которые повлекут несоблюдение интересов последних. Для предотвращения таких негативных последствий в законодательстве устанавливаются условия применения диспозитивных норм. Одним из них является принцип консенсуса (единогласия всех участников общества) при реализации предусмотренных законом диспозиций. Его суть в том, что отступление от некоторых диспозитивных норм законодательства и закрепление в уставе непубличного общества иного правила возможно, только если соответствующее решение принято всеми участниками общества единогласно. Тем самым неконтролирующие участники могут блокировать введение в обществе невыгодных им правил по желанию доминирующих участников.
Этот механизм заимствован из правового регулирования деятельности ООО, так как закон № 14-ФЗ всегда содержал такой ограничитель для навязывания некоторых решений доминирующими участниками неконтролирующим участникам. Для акционерных же обществ это было несвойственно. Но новая редакция унифицирует режим диспозитивного правового регулирования всех непубличных обществ (ООО и непубличных АО), поэтому непубличные акционерные общества тоже смогут отступать от диспозитивных норм только на условиях единогласия.
Использование принципа единогласия при реализации диспозитивных норм имеет свои недостатки. Это создает избыточную защиту интересов неконтролирующих участников (акционеров), сужая возможности внутрикорпоративной самоорганизации. Очевидно, что единогласия всех участников общества можно достичь только при их ограниченном числе и фактическом участии каждого из них в принятии решений. Непубличное общество с несколькими десятками участников (акционеров), особенно если среди них есть «мертвые души», вряд ли сможет воспользоваться свободой внутрикорпоративной самоорганизации просто из-за невозможности достичь единогласия всех участников (акционеров).
В связи с этим стоит вспомнить о еще одном механизме обеспечения баланса интересов контролирующих и неконтролирующих участников, а именно о компенсационных выплатах неконтролирующему меньшинству. Согласно действующим законам № 208-ФЗ и № 14-ФЗ, этот механизм используется при принятии особо значимых решений, изменяющих условия участия в обществе (решений об одобрении крупных сделок, реорганизации общества, внесении в устав изменений, уменьшающих объем прав участников, и т. п.). Для таких ме��оприятий достаточно решения преобладающего большинства участников (акционеров), поэтому участникам общества, не поддерживающим данное решение (это объективно меньшинство), законодательство предоставляет право предъявить требование о выкупе их акций (долей), то есть покинуть общество.
С учетом этого на случай невозможности достичь единогласного решения по поводу установления в обществе тех или иных отклонений от диспозитивных правил законодательства эффективным выходом из создавшейся проблемы было бы расширение сферы применения компенсационных выплат. Тогда несогласное меньшинство будет вправе требовать у контролирующих участников выкупа их акций (долей), а оставшиеся участники смогут принять необходимое единогласное решение.
Еще одна сфера, к которой применяются разные правила в зависимости от публичности или непубличности общества, – это порядок удостоверения лиц, участвующих в общем собрании участников (акционеров), и принятых собранием решений.
Таблица: Сравнительная характеристика ПАО и НАО
Показатели для сравнительного анализа |
ПАО |
НАО |
Наименование |
Наличие наименования на русском языке, обязательно упоминание о публичности | Наличие наименования на русском языке, с обязательным указанием формы |
Минимально допустимый размер уставного капитала |
100.000 руб. |
10.000 руб. |
Допустимое число акционеров |
Минимум 1, максимум не ограничен законом |
Минимум 1, максимум не ограничен законом |
Наличие права проведения открытой подписки для размещения акций |
Имеется |
Отсутствует |
Возможность публичного обращения акций и ценных бумаг |
Возможно |
Не обладает подобным правом |
Наличие совета директоров, либо наблюдательного совета | Наличие обязательно |
Разрешено не создавать, если акционеров не более 50 |
Предпосылки возникновения новой классификации хозяйственных обществ
В рамках реформы гражданского законодательства наряду с отношениями собственности (вещными отношениями) и обязательственными отношениями произошло вычленение самостоятельной сферы социальных отношений — корпоративных (ст. 2 ГК РФ), а также предложено новое деление юридических лиц на унитарные организации и корпоративные юридические лица. Корпорация закреплена в качестве основной формы организации бизнеса (ст. 65.1 ГК РФ).
Выделение корпоративных отношений в самостоятельный вид отношений, связанных с участием в особом типе юридических лиц, меняет многие привычные стереотипы понятий типа «собственники бизнеса», «собственники корпораций», «акционерная собственность». Это связано с тем, что отношения между корпорацией и ее участниками основаны не на отношениях собственности, а на особых корпоративных отношениях. Появляется необходимость актуализировать исследование такого явления, как корпорация и корпоративные отношения.
Норма права
Юридические лица, учредители (участники) которых обладают правом участия (членства) в них и формируют их высший орган в соответствии с п. 1 ст. 65.3 настоящего Кодекса, являются корпоративными юридическими лицами (корпорациями)
В связи с участием в корпоративной организации ее участники приобретают корпоративные (членские) права и обязанности в отношении созданного ими юридического лица, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 65.1 ГК РФ).
При этом развернулась дискуссия о пределах императивного вмешательства законодательства во внутрикорпоративные отношения участников хозяйственных обществ. Основной вопрос связан с тем, в каком объеме необходимо императивно регулировать правила внутрикорпоративного поведения, а в каком целесообразно предоставить участникам корпорации возможность самим определять правила поведения и условия взаимодействия по своему усмотрению (свободу внутрикорпоративной самоорганизации).
Сторонники максимальной свободы внутрикорпоративной самоорганизации подчеркивают, что хозяйственные общества — это добровольные объединения. Поэтому логично, что их участники самостоятельно определяют условия своего взаимодействия, которые отвечают их интересам. Императивное вмешательство законодательства во внутрикорпоративные отношения следует ограничить только определенными, особо значимыми сферами. По их мнению, целесообразно следующее.
Во-первых, увеличить договорные начала в регулировании внутрикорпоративных отношений. Это означает сокращение законодательного регулирования этих отношений и расширение сфер, которые регулируются исключительно по усмотрению участников корпорации.
Во-вторых, в тех сферах, которые регулируются законодательно, снизить долю императивных норм, предписывающих однозначные правила поведения, и увеличить долю диспозитивных норм, позволяющих устанавливать правила взаимодействия по усмотрению участников корпорации.
Им возражают представители традиционного подхода к регулированию корпоративных отношений. По их мнению, императивные правила призваны минимизировать негативные последствия неравенства участников хозяйственного оборота, защищая экономически слабых от произвола более сильных.
Корпоративные отношения обладают спецификой по сравнению с классическими гражданскими правоотношениями. В них вступают лишь формально равноправные участники, так как объединение неравных капиталов дает фактически неравный объем корпоративных прав. Интересы доминирующих участников корпорации преобладают над интересами остальных участников (эффект корпоративного контроля). Доминирующее участие в уставном капитале позволяет им формировать волю юридического лица, которая становится обязательной для всех его участников.
Однако чрезмерная свобода внутрикорпоративной самоорганизации может привести к тому, что экономически сильные участники навяжут экономически более слабым участникам такие правила взаимодействия, которые приведут к несоблюдению интересов последних. Задача законодателя — обеспечить баланс интересов всех участников корпоративных отношений, в том числе и посредством установления обязательных правил их поведения.
Данная дискуссия разрешилась посредством деления хозяйственных обществ на публичные и непубличные. Цель такой классификации — установление дифференцированных режимов регулирования внутрикорпоративных отношений для обществ, различающихся количеством участников и характером оборота прав участия в них (акций в АО и долей в уставном капитале ООО).
Определение статуса некоторых АО пока вызывает затруднения
Отличить публичное общество от непубличного можно при помощи признаков, которые связаны с особенностями размещения и оборота ценных бумаг акционерного общества.
Как уже было сказано выше, публичное общество — акционерное общество, акции которого и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, публично размещаются (путем открытой подписки) и/или публично обращаются на условиях, установленных законами о ценных бумагах.
Публичное размещение ценных бумаг — размещение (то есть отчуждение) ценных бумаг путем открытой подписки. При этом под открытой подпиской понимается способ увеличения уставного капитала общества, возмездное размещение дополнительных акций в процессе эмиссии неограниченному кругу лиц.
Способ размещения ценных бумаг фиксируется в решении о выпуске ценных бумаг. Этот документ утверждается советом директоров общества и регистрируется у госрегулятора рынка ценных бумаг (ранее — ФКЦБ РФ, ФСФР РФ, в настоящее время — ЦБ РФ), после чего эмитент обязан хранить его. Текст решения позволяет установить, проводило общество открытую подписку дополнительных акций или нет.
Обращение ценных бумаг — заключение гражданско-правовых сделок, влекущих переход прав собственности на ценные бумаги вне процедуры эмиссии (то есть после их первого отчуждения после выпуска эмитентом). Признак публичных АО — публичное обращение. Под этим термином подразумевается обращение ценных бумаг на организованных торгах или обращение ценных бумаг путем предложения их неограниченному кругу лиц, в том числе с использованием рекламы (ст. 2 Федерального закона от 22.04.96 № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг», далее — Закон о рынке ценных бумаг).
Публичное обращение ценных бумаг может быть как разовым мероприятием, ограниченным по времени (продажа ценных бумаг неограниченному кругу лиц на аукционе, торгах), так и процессом, не ограниченным по продолжительности (обращение ценных бумаг на бирже).
На практике при квалификации АО в качестве публичного или непубличного обозначился ряд проблем, связанных с применением критериев этого деления. В частности, возникает вопрос: как правильно определять наличие признака публичного обращения и/или публичного размещения? Какой критерий применять — исторический или актуальный?
Исторический критерий фиксирует что в истории корпорации имело место событие, которое определило ее последующий правовой статус. Если признавать, что при классификации применяется этот критерий, то если событие хотя бы когда-то в прошлом имело место, корпорация навсегда признается публичной.
Актуальный критерий фиксирует, что в текущей деятельности корпорации имеет место корпоративная процедура, которая влияет на ее правовой статус. В случае применения этого критерия, пока процедура реализуется, общество признается публичным. Но если она прекращается, то общество вправе изменить свой правовой статус и стать непубличным.
Согласно одной точке зрения публичное размещение и публичное обращение по-разному влияют на правовой статус общества.
Публичное размещение ценных бумаг — исторический критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Это событие, реализуемое в ограниченный период времени, но его завершение определяет последующий правовой статус общества. Если корпорация публично размещала ценные бумаги (было заимствование инвестиций среди неограниченного круга лиц), то это влияет на его дальнейший правовой статус, оно признается публичным.
Публичное обращение ценных бумаг — актуальный критерий, на основании которого определяется правовой статус общества. Пока ценные бумаги находятся в процессе публичного обращения, общество признается публичным. Если публичное обращение ценных бумаг прекратилось, то общество имеет право изменить свой правовой статус на непубличный.
Теперь, после введения поправок в ГК РФ, чтобы осуществить даже разовое мероприятие по публичному обращению ценных бумаг, общество должно сначала принять статус публичного (исключение составляют сделки по продаже акций, принадлежащих государству, в соответствии с законодательством о приватизации). Но если по завершении публичных торгов (аукциона) ценные бумаги не попадают в процесс дальнейшего публичного обращения, общество имеет возможность изменить свой правовой статус.
Прекращение публичного обращения ценных бумаг является основанием для изменения правового статуса общества. Действующее законодательство предусматривает процедуру прекращения публичного обращения акций и ценных бумаг, конвертируемых в акции, — делистинг (п. 1 ст. 75 Закона об АО). В случае делистинга ценных бумаг общество имеет право изменить свой правовой статус с публичного на непубличное.
Такой подход предусмотрен и в законопроекте «О внесении изменений в Федеральный закон „Об акционерных обществах“ и отдельные законодательные акты Российской Федерации (в части приведения в соответствие с новой редакцией главы 4 Гражданского кодекса Российской Федерации)», который предусматривает возможность going public для непубличных компаний и обратного движения going private для публичных компаний.
В нем сказано, что статус публичного акционерного общества, акции которого не обращаются публично на условиях, установленных законодательством о рынке ценных бумаг, может быть прекращен по решению акционеров путем исключения из устава и фирменного наименования указания на публичный статус общества (текст з��конопроекта размещен на сайте Минэкономразвития России).
Однако существует иная позиция, согласно которой публичное обращение ценных бумаг — это не актуальный, а исторический критерий определения правового статуса общества. Если корпорация хотя бы раз провела публичное обращение ценных бумаг (однократные торги или аукцион), это оставляет несмываемое «родимое пятно» на всей ее дальнейшей жизни. Она навсегда признается публичной, несмотря на то что публичного обращения ее ценных бумаг фактически нет. Эта позиция изложена в письме ЦБ РФ от 18.08.2014 № 06-52/6680 «О некоторых вопросах, связанных с применением отдельных положений Федерального закона от 05.05.2014 № 99-ФЗ „О внесении изменений в главу 4 части первой Гражданского Кодекса Российской Федерации и о признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации“». В нем сказано, что признаками публичного акционерного общества, предусмотренными п. 1 с. 66.3 ГК РФ (в редакции Закона № 99-ФЗ), являются публичное (путем открытой подписки) размещение или публичное обращение акций и (или) ценных бумаг, конвертируемых в акции, такого акционерного общества, независимо от того, что указанные признаки представляют собой события, срок течения которых либо ограничен (публичное размещение) либо может прекратиться по различным причинам (публичное обращение).
В этом же письме отмечается, что акционерные общества, созданные до дня вступления в силу Закона № 99-ФЗ и отвечающие указанным выше признакам, признаются публичными акционерными обществами вне зависимости от указания в их фирменном наименовании на то, что общество является публичным (п. 11 ст. 3 Закона № 99-ФЗ). Напомним, что данное письмо не является нормативным актом, а только выражает мнение чиновников по спорному вопросу.
Различное толкование природы такого критерия определения правового статуса акционерного общества, как публичное обращение, актуально прежде всего для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации.
Статья 97. Публичное акционерное общество
(по состоянию на 01.07.2018)
Редакция ст. 97 ГК РФ до 01.09.2014 |
Редакция ст. 97 ГК РФ с 01.09.2014 (в редакции Закона № 99-ФЗ) |
---|---|
Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету. К юридическим лицам, в отношении которых их участники имеют обязательственные права, относятся хозяйственные товарищества и общества, производственные и потребительские кооперативы. К юридическим лицам, на имущество которых их учредители имеют право собственности или иное вещное право, относятся государственные и муниципальные унитарные предприятия, а также учреждения. |
Акционерное общество вправе представить для внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведения о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Акционерное общество приобретает право публично размещать (путем открытой подписки) акции и ценные бумаги, конвертируемые в его акции, которые могут публично обращаться на условиях, установленных законами о ценных бумагах, со дня внесения в единый государственный реестр юридических лиц сведений о фирменном наименовании общества, содержащем указание на то, что такое общество является публичным. Уставом публичного акционерного общества не может быть отнесено к исключительной компетенции общего собрания акционеров решение вопросов, не относящихся к ней в соответствии с настоящим Кодексом и законом об акционерных обществах. |
ждение — унитарная некоммерческая организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера (п. 1 ст. 123.21 ГК).
Главным отличием учреждения от всех других организационно-правовых форм некоммерческих организаций является то, что оно единственное не является собственником закрепленного за ним имущества. Собственником имущества созданного учреждения является его учредитель, а на закрепленное собственником за учреждением и приобретенное самим учреждением по иным основаниям имущество оно приобретает право оперативного управления (ст. ст. 296, 298 — 300 ГК).
Учреждение может быть создано как гражданином, так и юридическим лицом либо публично-правовым образованием. При этом в создании учреждения не допускается соучредительство нескольких лиц.
В организационно-правовой форме учреждения в настоящее время действует большинство организаций образования, просвещения и науки, здравоохранения, культуры и спорта (школы и вузы, научные институты, больницы, музеи, библиотеки, театры и т.п.). Учреждениями также являются органы государственной и муниципальной власти и управления. Особенности правового положения отдельных видов учреждений устанавливаются специальным законодательством.
В зависимости от того, кто является учредителем учреждения, закон выделяет следующие виды учреждений: частные учреждения (когда учреждение создано гражданином или юридическим лицом) и государственные или муниципальные. В свою очередь, государственные или муниципальные учреждения в зависимости от порядка финансового обеспечения деятельности и объема правоспособности подразделяются на казенные, бюджетные и автономные учреждения.
Частное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником.
Казенное учреждение не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом без согласия собственника имущества (независимо, как и за счет кого оно приобретено).
Частное и казенное учреждения отвечают по своим обязательствам только находящимися в их распоряжении денежными средствами. При недостаточности денежных средств субсидиарную ответственность по обязательствам таких учреждений несет собственник их имущества.
Автономное и бюджетное учреждения без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ними собственником или приобретенным за счет средств, выделенных им собственником на приобретение такого имущества. Недвижимым имуществом бюджетное учреждение также не вправе распоряжаться без согласия собственника, независимо от того, по каким основаниям оно поступило в оперативное управление бюджетного учреждения и за счет каких средств оно приобретено, а автономное — только если оно было приобретено за счет собственника или им закреплено за учреждением. Остальным имуществом, находящимся у бюджетного и автономного учреждений на праве оперативного управления, они по общему правилу вправе распоряжаться самостоятельно (ст. 298 ГК).
В отличие от частного и казенного, бюджетное и автономное учреждения отвечают по обязательствам всем находящимся у них на праве оперативного управления имуществом, в том числе приобретенным за счет доходов, полученных от приносящей доход деятельности.
По обязательствам бюджетного и автономного учреждений при недостаточности их имущества, которым в соответствии с законом они могут отвечать, субсидиарную ответственность несет собственник, только если обязательство связано с причинением вреда гражданам (п. п. 5, 6 ст. 123.22 ГК).
Управление в учреждении: учредитель назначает его руководителя, являющегося единоличным исполнительным органом учреждения. В случаях и в порядке, которые предусмотрены законом, руководитель государственного или муниципального учреждения может избираться его коллегиальным органом и утверждаться его учредителем (как это предусмотрено, например, в государственных высших учебных заведениях).
По решению учредителя в учреждении могут быть созданы коллегиальные органы, подотчетные учредителю.
Частное учреждение может быть преобразовано учредителем в автономную некоммерческую организацию или фонд. Законом могут быть предусмотрены случаи, когда государственное или муниципальное учреждение может быть преобразовано в некоммерческую организацию иных организационно-правовых форм.
Особенности правового положения казенного, бюджетного учреждений и частного учреждения определены соответственно в нормах БК и Закона о некоммерческих организациях, автономного учреждения — Закона об автономных учреждениях. Кроме того, правовое положение учреждений (особенности создания, структуры органов управления, ликвидации и пр.), в зависимости от осу��ествляемых ими функций и видов деятельности, определяется в многочисленных федеральных законах, в том числе не являющихся специальными Законами об учреждениях: «Об образовании в Российской Федерации», «О науке и государственной научно-технической политике» и др.
Религиозная организация — являющееся унитарной некоммерческой организацией добровольное объединение граждан Российской Федерации или постоянно проживающих на ее территории иных лиц, образованное ими в целях совместного исповедания и распространения веры и зарегистрированное в качестве юридического лица (п. 1 ст. 123.26 ГК).
Религиозной организацией признаются три вида создаваемых в целях совместного исповедания и распространения веры объединений: добровольное объединение граждан (местная религиозная организация), объединение этих организаций (централизованная религиозная организация), а также созданная указанным объединением организация и (или) руководящий или координирующий орган.
Гражданско-правовое положение религиозных организаций, помимо ГК, определяется также Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. N 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях».
Местная религиозная организация может быть создана не менее чем 10 гражданами-учредителями, централизованная религиозная организация — не менее чем тремя местными религиозными организациями или другой централизованной религиозной организацией.
Религиозные организации являются собственниками принадлежащего им имущества, в том числе пожертвованного религиозным организациям или приобретенного ими по иным предусмотренным законом основаниям. Учредители религиозной организации не сохраняют имущественные права на имущество, переданное ими этой организации в собственность.
Особенностью правового режима религиозной организации является то, что на принадлежащее религиозным организациям имущество богослужебного назначения не может быть обращено взыскание по требованиям их кредиторов.
В законе установлен запрет на преобразование религиозной организации в юридическое лицо другой организационно-правовой формы.
ООО как непубличные компании
Деятельность хозяйствующих субъектов в форме ООО регулируется ст. 96-104 ГК РФ:
- минимальная сумма уставного капитала – 10000 рублей;
- состав участников – максимум 50;
- список участников ведётся самим обществом, все изменения регистрируются в ЕГРЮЛ;
- правомочия участников по умолчанию устанавливаются согласно их долям в уставном капитале, но могут быть изменены при наличии у непубличного общества корпоративного договора или после внесения соответствующих положений в устав фирмы с фиксацией поправок в ЕГРЮЛ;
- сделка по отчуждению долей оформляется нотариально, факт перехода прав вносится в ЕГРЮЛ.
В отличие от документации публичных компаний, сведения, содержащиеся в корпоративном договоре непубличного общества с ограниченной ответственностью, являются конфиденциальными и не раскрываются третьим лицам.
Со вступлением в действие поправок в ГК РФ оформление решений участников общества должно проводиться в присутствии нотариуса. Однако здесь предусмотрены и другие возможности, не противоречащие законодательству, а именно:
- внесение в устав изменений, определяющих иной способ подтверждения решений собрания участников ООО;
- обязательное удостоверение протоколов общества подписями всех участников;
- применение технических средств, фиксирующих факт принятия документа.
Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм
Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.
Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.
Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.
Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.
Наряду с различиями между НАО и ПАО имеется ряд общих признаков. Так, права субъектов на получение дивидендов, участия в управлении и на имущество после ликвидации фирмы подтверждаются их акциями. Кроме того, у обществ может быть несколько директоров, действующих совместно, либо независимо друг от друга. В последнем случае сведения об этом должны быть внесены в ЕГРЮЛ.
Далее, участники как публичных, так и непубличных обществ вправе заключить корпоративный договор или акционерное соглашение. В соответствии с указанным документом, владельцы общества договариваются осуществлять определенным образом свои права, либо отказываться от их использования. Впрочем, условия подобного соглашения не должны противоречить закону.
Следующий признак, который объединяет ПАО и НАО — это обязанность использовать услуги реестродержателя. Кстати, именно это требование и заставило многих собственников в 2015-2018 годах отказаться от ведения бизнеса в виде АО и перерегистрировать его в ООО.
Кроме того, ПАО и непубличное общество могут обратиться в ЦБ РФ с просьбой вообще освободить их от обязанности публично раскрывать информацию (ст.92.1 закона об АО).
В 2014 году были пересмотрены определения, касающиеся организационно-правовых форм юридических лиц. Федеральный закон № 99 от 5.05.2014 внес поправки в законодательство и упразднил понятие ЗАО. Одновременно вводилось новое разделение для хозяйственных обществ, различая их по критерию открытости для третьих лиц и возможности стороннего участия.
Статья 63.3 Гражданского кодекса (ГК) дает определение новым понятиям. Согласно статье, хозяйственные общества бывают:
- Публичные (ПО). Это такие компании, акции которых свободно обращаются в соответствии с Законом № 39 от 22.04.1996 «О рынке ценных бумаг». Альтернативным требованием, относящим организацию к категории ПО, является указание на публичный характер в названии.
- Непубличные (НО). Все остальные, не являющиеся публичными.
Законодательная формулировка не дает четкого определения непубличного общества, и опирается на исключающий принцип (все, что не ПО, то является НО). Юридически это не очень удобно, потому что создает нагромождение формулировок при попытке определить термины. Аналогичным образом обстоит дело и с установлением значения непубличного акционерного общества (НАО). Определить его можно только по аналогии (НАО – это АО с признаками НО), что тоже некомфортно.
Зато юридическая процедура перехода к новым определениям отличается простотой. Закон № 99-ФЗ признает публичными акционерными обществами все АО, созданные до 1 сентября 2014 года и отвечающие квалификационным признакам. А если такая компания по состоянию на 1 июля 2015 г. имеет в уставе или названии указание на публичность, а по сути, не являющейся ПАО, то ей дается пять лет, чтобы начать открытый оборот ценных бумаг или перерегистрировать название. Значит, 1 июля 2020 года – это окончательный срок, когда по закону должен завершиться переход на новые формулировки.
Заверение решений АО и ведение реестра акционеров
Общее собрание акционеров является высшим органом правления компании, определяющее дальнейшее развитие организации. При этом, большое значение имеет юридически правильное составление протокола и заверение принятых решений, избавляющее участников, членов правления и руководителя от взаимных претензий и споров о подлоге. Согласно Закону № 208-ФЗ протокольная документация должна содержать:
- время и место проведения общего собрания акционеров непубличного АО;
- количество голосов, принадлежащих владельцам голосующих акций;
- общее число голосов акционеров, которые принимают участие;
- указание председателя, президиума, секретаря, повестки дня.
Обращение к услугам нотариуса сделает протокол более защищенным и увеличит уровень достоверности этого документа. Этот специалист должен лично присутствовать на собрании, и зафиксировать:
- факт принятия конкретных решений, указанных в протоколе собрания;
- количество присутствующих акционеров непубличного АО.
Альтернативой обращения к нотариусу будут услуги регистратора, который ведет реестр акционеров. Процедура и порядок подтверждения в данном случае будут аналогичными. Согласно законодательству, с 1 октября 2014 года ведение реестра акционеров стало возможно только на профессиональной основе. Для этого акционерные общества должны обращаться к услугам компаний, имеющих специализированную лицензию. Самостоятельное ведение реестра наказывается штрафом до 50 000 рублей для руководства, и до 1 000 000 рублей – для юрлиц.
Изменение организационной формы
Реформирование акционерных обществ, начатое в 2014-2015 годах Законом № 99-ФЗ должно завершиться в 2020 году. К этому времени все официальные названия компании должны быть перерегистрированы в установленной законом форме. В зависимости от наличия публичности, прежние ЗАО и ОАО трансформируются в ПАО и АО. Указание непубличности по закону не является обязательным, поэтому аббревиатура НАО может не использоваться в официальных реквизитах компании, а наличие акций в свободном обороте позволяет обойтись без сокращения ПАО.
Законодательство разрешает изменение формы собственности из ПАО в НАО и наоборот. Например, для того чтобы преобразовать Непубличное АО, необходимо:
- Увеличить уставной капитал, если он меньше 1000 МРОТ.
- Провести инвентаризацию и аудиторскую проверку.
- Разработать и утвердить измененный вариант устава и сопутствующих документов. При необходимости производится переименование организационно-правовой формы на ПАО (по закону это не является обязательным, при наличии акций в свободном обращении).
- Провести перерегистрацию.
- Передать имущество новому юрлицу.
Передача контроля по договору третьим лицам (п. 9 ст. 67.2 ГК РФ)
Стало возможным заключение договора между участниками хозяйственного общества и кредиторами общества (а также иными третьими лицами). По такому договору участники обязуются осуществлять свои корпоративные права определенным образом (в интересах третьих лиц), в том числе голосовать определенным образом на общем собрании, согласованно осуществлять иные действия по управлению обществом, приобретать или отчуждать доли в его уставном капитале (акции) по определенной цене или при наступлении определенных обстоятельств. К этому договору, соответственно, применяются правила о корпоративном договоре.
Таким образом, участники могут полностью или частично отказываться от своих прав в пользу третьих лиц, в которых общество может быть заинтересовано для привлечения инвестиций. До сих пор правоприменительная практика не поддерживала отказ от прав как противоречащий п. 2 ст. 9 ГК РФ.
Дополнительные различия, вытекающие из организационно- правовых форм
Давая характеристику публичным и непубличным компаниям, многие юристы-исследователи сталкиваются с определенными трудностями. Последние вызваны тем, что законодатель (можно сказать щедро и не всегда систематично!) «разбросал» их по ГК РФ и закону об АО. При этом он зачастую отдавал предпочтение отсылочным или обязывающим нормам. Например, определив понятие публичной организации, он тут же указал, что если ООО или АО не обладает характеристиками такого юрлица, то оно считается непубличным. Поэтому и приходится в тексте законов выискивать каждую статью, содержащую обязательное требование к одной организационно-правовой форме и на ее основе выводить противоположную возможность для другой.
Например, ГК РФ (ст.97) четко указывает, что ПАО не может дать Общему собранию полномочия по решению вопросов, которые (по закону) должны решать другие органы общества. А отсюда следует вывод, что непубличная компания, в свою очередь, вправе сделать это.
Или другой пример, ГК РФ запрещает публичной компании размещать привилегированные бумаги ниже номинальной цены обычных акций. При этом он ничего не говорит о НАО. Следовательно, она имеет полное право на подобную операцию.
Если внимательно проанализировать и другие подобные нормы, то можно прийти к выводу, что в целом они предоставляют дополнительные возможности для непубличных компаний. К главным из них можно отнести право акционера требовать исключения другого совладельца из Общества при нарушении им устава, возможность существования нескольких типов привилегированных акций, предназначенных для голосования по определенным вопросам, и даже возможность принятия решения Общим собранием по проблемам, не обозначенным в повестке дня, если на нем присутствовали все акционеры. Такая «свобода» в ПАО немыслима.
ООО — непубличная компания
Если внимательно прочитать статьи различных экспертов по поводу публичных и непубличных обществ, то можно прийти к выводу, что почти все они говорят только об НАО и ПАО. То есть об акционерных обществах. При этом авторы старательно обходят вопрос об ООО, хотя законодатель и отнес эту организационно- правовую форму к непубличным обществам. Ответ кроется на поверхности. Акция — это все-таки ценная бумага, а доля — это своеобразный симбиоз имущественных и неимущественных прав, а также обязанностей участника ООО, выраженный в денежном и процентном эквиваленте. Соответственно их правовые характеристики и оборот существенно различаются. И в этом случае исследователь останавливается в растерянности, потому что многие признаки, свойственные НАО, вообще не применимы к ООО. Например, у него нет обязанности заключать договор с регистратором и передавать ему реестр собственников для ведения, и уже тем более к нему не относятся все нормы, регулирующие правовой статус акций .
Далее, ООО может указать в Уставе, что его решения подтверждаются простыми подписями участников. А вот НАО в любом случае должно приглашать на собрание регистратора или нотариуса. Так что изучение правового статуса ООО, как непубличного общества, заслуживает отдельной статьи.