Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Особенности бухгалтерского учета субсидий». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Прежде всего, необходимо выяснить, куда подавать заявку. Довольно часто это может быть один из департаментов администрации города (сельского хозяйства, туризма, строительства и т.д.) или Служба занятости.
Экосистема поддержки бизнеса
На основании Постановления Правительства от 21.12.2021 г. № 2371 утверждены сроки начала действия эксперимента по оказанию субъектам МСП господдержки на основе цифровой платформы. Эксперимент будет запущен с 1 февраля 2022 года и продлится до 1 февраля 2025 года.
Поддержка коснется малого и среднего предпринимательства, самозанятых, а также физлиц, собирающихся начать свое дело.
Данная система позволит максимально упростить открытие, ведение и развитие предпринимательской деятельности. К ней будут подключены министерства и ведомства, институты развития, кредитные и страховые организации. Они будут обмениваться необходимыми сведениями через систему межведомственного электронного взаимодействия.
Цель такого нововведения — объединить в одну систему все сервисы для малого бизнеса и дать предпринимателям возможность удаленно выбирать и получать необходимые меры господдержки. Система будет функционировать на базе цифровой платформы, обеспечивающей адресный подбор, проактивное одобрение мер господдержки, а также предоставление услуг, требуемых на разных этапах ведения предпринимательства. При этом система будет работать удаленно без необходимости присутствия предпринимателей. К 2024 году в систему планируется внедрить более 20 разных сервисов.
Каждый пользователь цифровой платформы будет иметь свой цифровой профиль. Участники системы смогут использовать инструменты поддержки и сервисы с учетом степени развития бизнеса и конкретных потребностей.
Главные задачи, которые планируется решить в рамках данного проекта:
- обеспечить дистанционный доступ к реестру оцифрованных региональных услуг для поддержки малого бизнеса;
- запустить мобильное приложение с сервисами цифровой платформы;
- создать условия для продажи товаров и услуг через цифровой сервис — агрегатор маркетплейсов на платформе;
- помочь привлекать сотрудников, обеспечить предложениями от соискателей на работу, в т.ч. через интеграцию с сервисами и «Электронной трудовой книжкой»;
- оказывать адресный подбор мер господдержки, сервисов и решений, проактивное одобрение инструментов помощи.
Поддержка в виде грантов
Эта мера поддержки обычно оказывается властями на уровне регионов. Гранты предоставляются не только начинающим, но и опытным предпринимателям через софинансирование или на безвозвратной и безвозмездной основе.
В зависимости региона условия получения грантов различаются, а потому нужно на местах узнавать о всех нюансах. Денежные средства выдаются тем, чьи заявки прошли отбор по конкурсу. В числе его критериев — сфера деятельности, величина выручки, число рабочих мест и т.д.
В ближайшем году сельское хозяйство, туризм и фермерство однозначно будут поддерживаться.
Для уточнения деталей получения грантов нужно зайти на сайты госорганов, представляющих сведения о мерах господдержки бизнеса, к примеру, в Республике Татарстан — на сайт Минэкономики, в Подмосковье — на сайт «Центра Развития Предпринимательства Московской области».
Кроме того, можно воспользоваться поиском на сайте «Мой бизнес» в разделе «Центры инфраструктуры МСП в вашем регионе». Здесь достаточно указать на карте регион, после чего система предоставит сведения о местных отделениях и укажет сайт, на котором содержится вся информация по господдержке.
На сайте Минэкономразвития имеется перечень уполномоченных органов по поддержке МСП в субъектах РФ.
Подача документов в центр занятости
Для получения субсидии необходимо подготовить и подать в центр занятости следующие документы:
- Свидетельство о постановке организации на учет в налоговом органе.
- Справка об отсутствии задолженности по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.
- Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя (для ИП).
- Копия паспорта (для ИП).
- Свидетельство о государственной регистрации юридического лица;
- Устав юридического лица.
- Доверенность, дающая право действовать от имени юридического лица.
- Заявление о предоставлении субсидии на открытие малого бизнеса.
- Заявление о единовременной материальной помощи на подготовку документов для государственной регистрации.
Кто может получить субсидии
В государственной помощи откажут в случае, если предприниматель предоставляет кредитные или страховые услуги, занимается ломбардной деятельностью или работает в сфере игорного бизнеса. Финансовую помощь не оказывают и тем, кто добывает полезные ископаемые, продает подакцизные товары или является нерезидентом РФ.
Требования к получению субсидий зависят от направленности программы поддержки, например, в Москве по субсидиям для начинающих предпринимателей это:
- с момента регистрации юридического лица или ИП должно пройти не более 2-х лет;
- заявитель должен соответствовать критериям субъекта малого и среднего предпринимательства (№ 209-ФЗ от 24.07.2007);
- претендент на субсидию должен быть зарегистрирован и состоять на налоговом учете в Москве и не иметь просроченной задолженности по уплате налогов, сборов и других обязательных платежей;
- субсидия выдается в рамках софинансирования, то есть заявитель должен иметь не менее 50% суммы, требующейся для реализации проекта, в виде собственных средств.
Что такое государственная субсидия на открытие бизнеса
Государственная субсидия на открытие собственного дела — безвозмездная финансовая помощь начинающим предпринимателям. Она выплачивается из государственного или регионального бюджета.
Благодаря программе единовременной помощи государства на открытие собственного дела в выигрыше остаются обе стороны. Начинающий бизнесмен получает дополнительное финансирование, а государство — налоговые отчисления, новые рабочие места и рост ВВП.
Однако открыть бизнес на деньги государства без собственного капитала не получится. Собственные вложения предпринимателя или эквивалентное им имущество должны составлять минимум 120 – 170 тысяч рублей, иначе финансовую помощь не окажут.
Кому не выдадут субсидию
Компенсацию не выдадут, а субсидию не одобрят, если предприниматель планирует открыть бизнес в следующих направлениях:
- Кредитование и страхование;
- Инвестиционная деятельность и торговля на Форекс;
- Азартные игры и тотализаторы;
- Производство и продажа подакцизных товаров;
- Ломбарды.
Также на поддержку государства не могут рассчитывать некоторые категории граждан:
- Несовершеннолетние;
- Пенсионеры;
- Некоторые категории военных;
- Студенты дневных отделений;
- Граждане, нарушившие требования центра занятости населения;
- Граждане, работающие по трудовому договору;
- Осужденные по решению суда.
Выплаты на содействие самозанятости безработных
Такие выплаты нужно включать в доходы постепенно в суммах, равных расходам, на которые вы эти выплаты тратите. Такой постепенный налоговый учёт действует три календарных года, начиная с года получения (п. 1 ст. 346.17, п. 1 ст. 346.19 НК РФ).
Если к концу третьего года у вас останется неизрасходованная часть денежных выплат, то их придётся признать в доходах, не дожидаясь, когда вы её потратите. Например, если вы получили субсидию 300 000 рублей, по истечении трёх лет расходы за счёт неё составляли 250 000 рублей, то неизрасходованный остаток субсидии в 50 000 рублей станет облагаемым доходом.
Налог на добавленную стоимость
Субъекты малого и среднего предпринимательства, применяющие общую систему налогообложения, являются плательщиками НДС (п. 1 ст. 143 НК РФ). В соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 162 НК РФ налоговая база по НДС увеличивается на суммы денежных средств, полученных в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг). Денежные средства в виде субсидий, получаемые на возмещение расходов, в налоговую базу не включаются, поскольку не связаны с оплатой реализуемых товаров (работ, услуг). Финансовое ведомство придерживается аналогичной точки зрения (Письма Минфина России от 06.03.2012 N 03-07-11/64, от 03.02.2012 N 03-03-05/7). При этом следует отметить, что в случае оплаты указанных товаров (работ, услуг) за счет средств субсидий, предоставленных из федерального бюджета на возмещение затрат, связанных с оплатой приобретаемых товаров (работ, услуг), с учетом налога на добавленную стоимость, суммы налога, ранее принятые к вычету, подлежат восстановлению на основании пп. 6 п. 3 ст. 170 НК РФ. Суммы налога, подлежащие восстановлению в соответствии с настоящим подпунктом, не включаются в стоимость указанных товаров (работ, услуг), а учитываются в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ.
Восстановление сумм налога производится в том налоговом периоде, в котором получены суммы предоставляемых субсидий. При уплате НДС по приобретаемым товарам (работам, услугам) за счет средств субсидий, выделенных из областного, городского бюджета (отличного от федерального), оснований для восстановления налога, принятого к вычету по этим товарам (работам, услугам), не имеется.
Проблемы и пути решения
Но что делать руководителю компании, если банки не возвращают комиссию по платежам через систему быстрых платежей? Прежде всего, стоит вернуться к началу и убедиться, что Ваша организация подходит под все условия для возврата средств по субсидии:
- Входит ли компания в реестр малого и среднего бизнеса?
- Подключена ли системы быстрых платежей в указанные сроки в 2022 году?
- Аккредитован ли банк для возврата денег (есть ли он в списке Минэкономразвития)?
- Были ли в течение месяца платежи через систему быстрых платежей, с которых взимается комиссия за прием средств?
- Точно ли уже подошел срок выплаты субсидии? Как мы уже отмечали выше, максимальный срок от начала месяца 32 дня. Именно в этот период деньги должны оказаться на счету организации.
Субсидии, полученные обычными организациями, учитываются во внереализационных доходах. Порядок же такого учета поставлен в зависимость от вида субсидии (п. 4.1 ст. 271 НК РФ, письмо Минфина России от 16.05.2016 № 03-03-05/27752).
Обратите внимание: право вообще не учитывать в составе доходов государственные деньги имеется, только если субсидия предоставлена на финансирование (целевое финансирование) капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Понятно, что воспользоваться этим правом могут только специализированные организации, осуществляющие управление жилым фондом. При этом такие компании не учитывают в составе расходов стоимость имущества (работ, услуг), приобретенных за счет такой субсидии (п. 17 ст. 270 НК РФ).
Важной особенностью использования средств субсидии является обязанность компании расходовать их неукоснительно по целевому назначению, четко соблюдая оговоренные условия предоставления. Никаких альтернативных вариантов законодательством не предусматривается, при невозможности реализовать проекты, на которые поступила бюджетная субсидия, полученные средства придется вернуть. Возврат субсидии осуществляется в зависимости от метода отражения полученных средств и момента возникновения обязательства по возврату средств.
Если дотация возвращается в год ее получения, то компании достаточно сторнировать проводки, которыми сопровождалось ее поступление (кроме Д/т 51 К/т 76) и использование. На момент фактического перечисления возвращенной дотации делают обратную бухгалтерскую запись – Д/т 76 К/т 51.
Возврат субсидии, полученной в прошлые годы, оформляется так:
Операции |
Д/т |
К/т |
По капвложениям |
||
Отражена задолженность по возврату субсидии |
||
Восстановлены дотационные средства в сумме начисленного износа |
||
Восстановлена сумма субсидии |
||
По текущим затратам |
||
Задолженность по возврату ранее предоставленной субсидии |
||
Размер субсидии восстановлен в сумме реально понесенных расходов |
Доходы, не учитываемые при определении налоговой базы по налогу на прибыль, определены в ст.251 НК РФ. Перечень таких доходов является исчерпывающим. Субсидии, полученные коммерческими организациями, в данном перечне не поименованы, и, следовательно, подлежат учету в целях налогообложения прибыли в общеустановленном порядке. Таким образом, субсидии, полученные коммерческими организациями на реализацию проекта по созданию НМА, подлежат учету для целей налогообложения прибыли в составе внереализационных доходов. При этом датой признания внереализационных доходов будет признаваться дата поступления денежных средств на расчетный счет (в кассу) налогоплательщика (пп.2 п. 4 ст. 271 НК РФ).
В соответствии с пп.3 п. 2 ст. 256 НК РФ амортизация по амортизируемому имуществу, созданному с использованием бюджетных средств целевого финансирования, не начисляется. В целях налогообложения прибыли к средствам целевого финансирования и целевым поступлениям относится имущество, поименованное в пп. 14 п. 1 и п. 2 ст. 251 НК РФ. Субсидии, предоставленные коммерческим организациям в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг, целевым финансированием в целях налогообложения прибыли не признаются.
Учитывая изложенное, расходы, произведенные коммерческими организациями за счет предоставленных субсидий, подлежат учету в целях налога на прибыль организаций в общеустановленном порядке.
Расходы на приобретение амортизируемого имущества, произведенные коммерческими организациями за счет средств предоставленных субсидий, учитываются в первоначальной стоимости указанного имущества в порядке, установленном ст. 257 НК РФ (Письмо Минфина РФ от 28.06.13 г. № 03-03-06/1/24671).
Общие понятия налогообложения грантов
Целевое финансирование в виде грантов не является объектом налогообложения и не включается в облагаемую прибылью или единым налогом базу (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ). Расходы, осуществляемые за счет средств полученного гранта, не учитываются в затратах, уменьшающих налогооблагаемую базу. В статье приводится точное понятие гранта, его назначения и организаций, предоставляющих целевые средства. Условия признания целевого поступления грантом указаны в таблице.
Признак | Подробное описание |
Характеристика гранта | Передача средств производится безвозмездно и без возврата |
Ограниченный перечень грантодателей | Физические лица, некоммерческие организации и иностранные компании согласно перечня Правительства |
Виды исследовательских направлений | Образование, искусство, культура и другие, приведенные в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ |
Из положений следует, что средства, предоставляемые коммерческими организациями, фондами или направленные на иные, не поименованные в перечне статьи, не могут признаваться грантами в целях налогообложения. Целевые поступления, не соответствующие условиям или не учитываемые отдельно, включаются в состав доходов предприятий.
Разница в учете грантов в бюджете, НКО и коммерческой структуре
Имеется ряд различий при оформлении поступлений в виде грантов, признания учете и документообороте.
Условие | Коммерческая организация | Бюджетное учреждение | НКО |
Назначение гранта | Согласно установленному перечню направлений проектов | Учитывается в рамках разрешенной уставом и учредителем деятельности | Должно соответствовать целям, указанным в Уставе, учредительном договоре |
Форма сметы | Составляется по статьям | В статьях сметы указывается КБК | Статьи сметы должны соответствовать уставной деятельности |
План счетов | Коммерческий | Бюджетный | Коммерческий |
Период расходования средств | 1 год в соответствии с расходами, по истечении 2 года разница облагается налогом | 1 год, по окончании которого разница поступает в доход бюджета. По распоряжению учредителя остаток может быть предоставлен в следующем голу | Соответствует коммерческому
учету |
Кому не выдадут субсидию
Компенсацию не выдадут, а субсидию не одобрят, если предприниматель планирует открыть бизнес в следующих направлениях:
- Кредитование и страхование;
- Инвестиционная деятельность и торговля на Форекс;
- Азартные игры и тотализаторы;
- Производство и продажа подакцизных товаров;
- Ломбарды.
Также на поддержку государства не могут рассчитывать некоторые категории граждан:
- Несовершеннолетние;
- Пенсионеры;
- Некоторые категории военных;
- Студенты дневных отделений;
- Граждане, нарушившие требования центра занятости населения;
- Граждане, работающие по трудовому договору;
- Осужденные по решению суда.