Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила техосмотра 2022: кому нужно проходить». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Техосмотру подвергаются абсолютно все ТС, оснащённые двигателем внутреннего сгорания объёмом более 50 кубов и электродвигателем мощностью выше 4 кВт. С определённой периодичностью диагностику проходят грузовые и легковые автомобили, прицепы к ним, самоходные машины, маршрутные ТС и мототранспорт.
На какие транспортные средства распространяется
Если же возраст ТС не превышает 3-х лет, то проходить технический осмотр не требуется – в этом случае страховой полис можно получить и без него. Это законодательно разрешено для владельцев легковых и грузовых автомобилей с массой не более 3,5 т, прицепов и полуприцепов, а также для мототранпортных средств. Автомобили возрастом от 3-х до 7 лет проходят диагностику раз в 2 года, в дальнейшем прохождение техосмотра необходимо раз в год.
Техосмотр не обязателен, но…
Начнем с того, что с 30 декабря прошлого года процедура прохождения технического осмотра стала добровольной, но только для легковых автомобилей и мотоциклов, используемых в личных целях. Это указано в пунктах 7-9 ст. 15 Федерального закона от 1 июля 2011 г. № 170-ФЗ «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Получать диагностическую карту для приобретения полиса ОСАГО больше не нужно, независимо от возраста машины. Для легковых автомобилей, которые принадлежат юридическим лицам или используются для работы, а также для грузовиков и автобусов техосмотр остался обязательным мероприятием. Его регулярность зависит от категории транспортного средства, вида его использования и возраста.
Автовладельцам-частникам придется проходить техосмотр и получать диагностическую карту только для проведения регистрационных действий с автомобилями старше четырех лет. Также диагностическая карта понадобится при выезде на машине за границу.
Как изменилась процедура прохождения техосмотра?
Многие говорят про новые правила проведения техосмотра, но в реальности сама процедура не изменилась никак. Те автовладельцы, которые должны или хотят по собственной инициативе проходить техосмотр, проходят его точно так же, как раньше.
Напомним, что там тоже есть определенные нюансы: в частности, необходимо сфотографировать автомобиль в пункте осмотра (с привязкой к месту, сразу, как только приехали) и зарегистрировать фотографию в автоматизированной системе ЕАИС ТО, за которую отвечает МВД. На фото фиксируется время и место проведения техосмотра. Первый снимок делают после заезда автомобиля на первый пост, второй – в конце процедуры перед выдачей диагностической карты. В кадре должен быть автомобиль целиком, причем таким образом, чтобы читались номера.
На первом этапе автомобиль осматривают снизу, на втором проверяют салон, системы и зеркала, на третьем – тормоза и фары. Четвертый этап предполагает визуальный общий осмотр. Только после проведения всех этих действий специалист может выдать диагностическую карту. Все недочеты заносятся в систему, и во время последующих визитов в автосервис специалисты могут посмотреть состояние автомобиля, не перепроверяя самостоятельно. Исправить все на месте и сразу получить новую карту нельзя, придется повторить процедуру после того, как все недочеты окажутся устранены. После нового ТО будет выдана новая диагностическая карта.
Повторное прохождение техосмотра
Необходимо отметить в этой статье еще один момент, благодаря которому вы быстро пройдете проверку даже при возникновении каких-либо проблем. Законодательно установлены определенные сроки для устранения неисправностей, выявленных при прохождении технического осмотра. Если в ходе диагностики были выявлены проблемные моменты, из-за которых диагностическая карта не может быть выдана, то их необходимо устранить. На это отводится 20 дней.
При этом, если первый технический осмотр оплачивается в полном объеме по установленным тарифам, то при повторном прохождении у того же специалиста заплатить придется за диагностику, соответствующую объему выполненных работ. Те моменты, которые не вызвали вопросов при первой проверке еще раз диагностироваться не будут.
Кстати, если после завершения проверки автомобиль угодит в дорожно-транспортное происшествие из-за технической неисправности, которая не была выявлена в ходе осмотра, то владелец транспортного средства имеет право взыскать с оператора, который проводит диагностику, полную сумму понесенного ущерба.
Как часто нужно проходить техосмотр
Техосмотр, или сокращенно – ТО, является обязательной для всех автомобилистов процедурой. Она проводится под контролем государственных структур и только аккредитованными для этой деятельности компаниями.
Начинающие автолюбители часто путают между собой два схожих понятия «техобслуживание» и «техосмотр». На самом деле между ними большая разница.
Под техобслуживанием понимается плановый осмотр автомобиля, во время которого:
- выявляются и исправляются поломки;
- происходит замена расходных материалов;
- проводится контроль износа механических узлов автомобиля.
Техосмотр для иностранцев и раритетных автомобилей
Незнание закона не освобождает от ответственности при его неисполнении. Поэтому иностранцы, путешествующие по России на собственных автомобилях, тоже должны подумать о прохождении техосмотра. Им, как и российским гражданам, придется оформить ОСАГО. Для этого страховщик запросит у иностранного водителя диагностическую карту.
Исключение составляют автомобилисты, имеющие на руках «зеленую карту». Она означает, что ТС включено в международную базу. Документ действует на территории 46 государств и не требует дополнительного страхования.
Всем остальным категориям автотуристов предписывается обратиться в любой из аккредитованных центров и пройти процедуру техосмотра в соответствии с правилами. Требования к иностранным автомобилям ничем не отличаются от предъявляемых к российским ТС.
Если иностранец не желает стоять в очереди, то может предварительно записаться одним из следующих способов:
- онлайн;
- по телефону.
Сравнение правил прохождения техосмотра авто до и после 1 марта 2021 года
Чтобы получить более внятное представление о характере изменений в порядке и правилах прохождения техосмотра автомобиля, вы можете изучить предлагаемую сравнительную таблицу:
Техосмотр по старым правилам |
Техосмотр по новым правилам |
Из документов достаточно было предъявить паспорт автовладельца и документ на авто (ПТС или СТС). |
Из документов дополнительно нужен второй идентификационный документ на машину. |
При отказе от оплаты техосмотра, данные в базу данных ЕАИС не вносились. |
Данные об авто и его владельце вносятся в базу данных ЕАИС в любом случае. |
Место прохождения техосмотра не уточнялось – можно было пройти его в любой СТО. |
Техосмотр проводится только в аккредитованных СТО, зарегистрированных в реестре операторов ТО. |
Закон не оговаривал место проведения техосмотра в пунктах, где не было СТО. |
Техосмотр там, где нет стационарных СТО, проводится только в передвижных диагностических линиях. |
Повторный техосмотр проводился в течение следующих 20 дней. Проверялись только те пункты ТО, к которым были замечания после первого осмотра. |
На устранение недочетов неудачного техосмотра дается также 20 дней. Проходить техосмотр повторно можно только полностью. |
Диагностическая карта могла быть заверена обычной подписью мастера-диагноста СТО |
Диагностическая карта заверяется только техническим экспертом (усиленная квалифицированная электронная подпись) |
Диагностическая карта считалась документом строгой отчетности, могла быть оформлена в бумажном (2 экз.) или электронном виде, и выдавалась на руки автовладельцу |
Диагностическая карта оформляется только в электронном виде (бумажная – по желанию автовладельца), заносится в ЕАИС и на руки автовладельцу не выдается |
Экземпляр диагностической карты хранился у оператора ТО не менее 3 лет, а электронный в ЕАИС – 5 лет |
Бумажного варианта диагностической карты не существует, а электронная версия хранится в базе ЕАИС не менее 5 лет |
Аннулирование диагностической карты инспекторами ГИБДД не было предусмотрено, а порядок не оговорен законом. |
Инспекторы ГИБДД могут аннулировать диагностическую карту, а порядок ее аннулирования оговорен законом. |
Поправки в законодательство о техосмотре
1 марта 2022 принесет автомобилистам целый ряд поправок в КоАП, связанных с Федеральным законом от 30.12.2021 № 494-ФЗ “О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации” и статью 15 Федерального закона “О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, отменившим обязательный техосмотр легковых автомобилей и мотоциклов россиян, используемых в личных целях.
В этом же акте говорится, что для машин, в отношении которых проведен техосмотр и выдана диагностическая карта, ТО также не является обязательной процедурой. Исключение предусмотрено только для случаев визуального обнаружения технической неисправности инспектором ДПС на дороге.
Можно ли купить диагностическую карту техосмотра?
Некоторые водители, не уверенные в техническом состоянии своего автомобиля, ищут возможность получить карту техосмотра без проведения осмотра автомобиля.
Не исключаю, что купить техосмотр действительно возможно, однако скорее всего он будет поддельным. Это связано с тем, что при выдаче диагностической карты без проведения осмотра оператор очень сильно рискует. Штраф для него за каждый документ, выданный незаконно, составляет 100 000 – 300 000 рублей. Кроме того, оператор несет ответственность в случае ДТП, возникшего из-за неисправности автомобиля. Так что официальным пунктам техосмотра заниматься “продажей” диагностических карт невыгодно.
На практике купить техосмотр чаще всего предлагают мошенники. Они печатают поддельную карту техосмотра на листе А4, заверяют ее любой печатью и передают водителю. Поддельная карта не проходит проверку по базе ЕАИСТО, поэтому купить полис ОСАГО по ней невозможно.
Так что рекомендую несколько раз подумать перед тем, как купить техосмотр.
В этой статье были рассмотрены все популярные вопросы, связанные с техническим осмотром автомобиля. Однако если у Вас остались какие-то вопросы, можете задать их на форуме ПДД КЛУБ.
Ранее прохождение технического осмотра подразумевало оплату государственной пошлины. Для того, чтобы осуществить этот обязательный платёж за диагностику авто, его владелец должен был знать верный код бюджетной классификации (КБК). Существует целый перечень КБК для оплаты госпошлины, с помощью которых происходит упорядочивание отдельных статей бюджетных расходов. Каждый территориальный округ имеет свой отдельный код.
Аккредитованные диагностические центры относятся к определённым подразделениям ГИБДД. Именно в отделе Госавтоинспекции, к которому относится выбранный оператор, можно узнать верные данные КБК для проведения платежа. Сейчас водитель оплачивает только услуги сертифицированной организации, а госпошлина уже не взимается. Коды КБК меняются из года в год, поэтому в 2020 крупные организации, занимающиеся техосмотром и ремонтом авто, сами дают своему клиенту верные реквизиты.
Цена техосмотра изменится с марта
Список льготников государством предусмотрен. Он разнится в зависимости от региона. Но чаще всего в него входят:
- инвалиды;
- ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС;
- лица, имеющие ордена и награды.
В отдельную категорию включены пенсионеры. Практически во всех субъектах Федерации они освобождаются от оплаты техосмотра.
Оформление льготы происходит в Центре технической диагностики:
- обращение в организацию;
- предоставление пакета документов;
- получение справки, с которой можно обращаться на станцию техосмотра.
В пакет документации входят:
- паспорт;
- права;
- пенсионное удостоверение.
Пройденный техосмотр – это гарантия безопасности для автомобилиста. Поэтому пренебрегать процедурой и покупать диагностическую карту не стоит. К тому же в 2021 году принята поправка, разрешающая сотрудникам ГИБДД изымать страховки у водителей, купивших для их оформления диагностическую карту.
В таких вопросах, как госпошлина за техосмотр (2021), цена устанавливается в зависимости от категории ТС и региона.
Субъекты РФ самостоятельно определяют величину платы за деятельность аккредитованных операторов. Максимальный размер утверждается исполнительными структурами власти.
В таблице представлена средняя цена, сколько стоит госпошлина на техосмотр (2021 год):
Категория | Стоимость (в рублях) |
М1 – легковые автомобили для пассажирских перевозок, имеющие 8 и меньше мест, кроме водительского | 720 |
М2 – пассажирские автобусы, имеющие больше 8 мест, кроме водительского. Технически допустимая предельная масса – до 5 т | 1290 |
М3 – пассажирские автобусы, имеющие больше 8 мест, кроме водительского, с максимальной массой больше 5 т | 1560 |
N1 – грузовые машины, допустимая предельная масса которых до 3,5 т | 770 |
N2 – грузовые ТС, максимальная разрешенная масса которых 3,5-12 т | 1510 |
N3 – грузовой транспорт, максимально разрешенная масса которого больше 12 т | 1630 |
О1 – прицепы и полуприцепы с разрешенной предельной массой до 0,75 т | 600 |
О2 – прицепы и полуприцепы, разрешенная предельная масса которых 0,75-3,5 т | 600 |
О3 – прицепы и полуприцепы, максимальная разрешенная масса которых 3,5-12 т | 1050 |
О4 – прицепы и полуприцепы с максимальной разрешенной массой больше 10 т | 1050 |
L – мототранспорт | 240 |
Владельцы транспортных средств, которые не оплатили госпошлину на допуск к участию в дорожном движении, с 1 января должны будут платить транспортный налог. «Объектом налогообложения транспортным налогом не являются транспортные средства, выпущенные до 1 января 1992 года, а также те авто, на которые нет сведений о дате выпуска, которые находятся в угоне, спецавтомобили и электромобили», — уточнила председатель Постоянной комиссии, депутат Людмила Нижевич.
По словам депутата, ставки транспортного налога установлены исходя из разрешенной максимальной массы, вместимости или на одну единицу транспортного средства. Введенный транспортный налог для физических лиц по сравнению с действующей величиной госпошлины снижен на 25 процентов. Кроме того, для легковых автомобилей, имеющих разрешенную массу от 1,5 тонны до 2,5 тонны, произведена дополнительная дифференциация ставок с шагом 250 кг, а не 500 кг, как это было ранее. «При отсутствии сведений о разрешенной максимальной массе транспортного средства ставки транспортного налога устанавливаются в размере минимальной ставки такого налога для соответствующего типа транспортного средства», — уточняет депутат Сергей Стельмашок. По его словам, оплачивать транспортный налог нужно будет ежегодно за фактический период владения автотранспортом в календарном году.
Людмила Нижевич приводит пример. Машина снята с учета и продана в июле. Соответственно, предыдущий ее собственник перестает уплачивать налог с первого числа месяца, следующего за месяцем (в данном случае с 1 августа), в котором транспортное средство снято с учета. Следовательно, новому владельцу налог начисляется с первого числа месяца, следующего за месяцем регистрации.
Техосмотр по новым правилам: что ждет водителей в 2021 году
Документы, необходимые для прохождения технического осмотра транспортного средства:
- водительское удостоверение (необходимо менять раз в 10 лет или при смене данных в паспорте, например, фамилия при замужестве) + талон;
- медицинская справка (в медицинской справке указан срок ее действия. Будьте внимательны, при окончании действия необходимо заново проходить медкомиссию, что может занять не один день);
- свидетельство о регистрации транспортного средства (технический паспорт);
- сертификат о прохождении прошлого гостехосмотра (сюда будут вносить новые сведения);
- страховое свидетельство (следите за сроком годности страховки: во-первых, в Беларуси страхование ТС обязательно, а во-вторых, без этого документа техосмотра не пройдете);
- квитанция об оплате услуги техосмотра;
- квитанция об оплате госпошлины («дорожный налог»). С появлением проекта указа «О платежах за участие в дорожном движении» появилась вероятность, что оплату «налога» отвяжут от прохождения техосмотра. Однако как минимум до июля 2019 года все остается по-прежнему.
В некоторых случаях могут потребоваться и дополнительные бумаги. Например, если автомобиль оборудован спутниковой связью, потребуется разрешение на ее использование. А для автомобилей, оснащенных газовым оборудованием, потребуется акт о проверке газового баллона.
Когда все документы готовы, можно приступить к подготовке виновника торжества – автомобиля. Некоторые готовят машину сами, другие – отвозят на СТО, и только после этого на техосмотр.
Диагностическая карта транспортного средства, выданная диагностической станцией, является подтверждением факта выполнения этой станцией контрольно-диагностических работ, необходимых для проведения гостехосмотра, и при наличии в указанной карте соответствующей отметки – основанием для выдачи разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении.
Транспортное средство и документы, для получения разрешения представляется не позднее двадцати дней после даты проведения техосмотра.
- Беда со статистикой
- Какие неисправности выявляли у тех, кто приезжал на техосмотр
- Законодательство
- Еще раз: что за налог
- Как было раньше?
- У кого есть льготы?
- Так что с очередями?
- Опрос: собираетесь проходить техосмотр?
По данным «Белтехосмотра», с 2014 года, когда ввели уплату дорожного сбора, количество выданных разрешений стало ежегодно падать на 10 процентов. Такая тенденция сохранялась до 2020 года. Сравните: в 2013 году проходить техосмотр приехало 1,9 млн машин (по нашим данным), в 2015-м — 1,7 млн, за 11 месяцев 2020 года — только 0,67 млн.
Официальные лица открыто говорили о половине всего транспорта страны, катающегося без ТО. Изменения напрашивались давно, но решение откладывалось раз за разом. До конца 2020 года, когда было объявлено об отмене госпошлины за выдачу разрешения на допуск транспортного средства к участию в дорожном движении и введении вместо нее транспортного налога.
Напомним, что обязанность проведения государственного технического осмотра транспортных средств, самоходных машин, подлежащих государственной регистрации и государственному учету, закреплена статьей 33 Закона Республики Беларусь «О дорожном движении».
А в соответствии с п. 10.3 Правил дорожного движения, водителю запрещается участвовать в дорожном движении на транспортном средстве, конструкция и техническое состояние которого не отвечают требованиям технических нормативных правовых актов, не прошедшем государственный технический осмотр и процедуру выдачи разрешения на его допуск к участию в дорожном движении.
Ответственность за управление транспортным средством, в отношении которого не выдано разрешение на допуск к участию в дорожном движении либо которое не зарегистрировано в установленном порядке, предусмотрена ч. 5 ст. 18.12 КоАП — предупреждение или штраф в размере от 1 до 3 базовых величин (после увеличения размера базовой величины, сумма штрафа составляет от 29 до 87 рублей).
С 1 января 2021 года в Беларуси введен транспортный налог. Он привязан не к прохождению техосмотра, как раньше, а к факту наличия авто. Это означает, что налог платят все владельцы автомобилей, даже те, у которых авто весь год стоит в гараже. Исключений немного: электромобили, угнанные автомобили, а также авто, выпущенные до 1991 года включительно. Последний пункт вызвал споры, но сейчас не об этом.
Остальным автовладельцам, в том числе и юрлицам, раз в календарный год придется платить по ставкам, установленным в зависимости от разрешенной максимальной массы, вместимости или за одну единицу транспортного средства. Впрочем, сумма транспортного налога ниже суммы дорожного сбора.
Так выглядят ставки транспортного налога для физических лиц. В правой графе указаны суммы в рублях, которые владельцам авто придется ежегодно вносить в бюджет.
Для сравнения напомним размер госпошлины из уже ушедшего 2020-го, а также пересчитаем, сколько бы он составил при базовой величине, равной 29 рублям.
Тип и масса транспортного средства | Размер пошлины | Б. в. — 27 рублей | Б. в. — 29 рублей |
Легковой автомобиль, до 1,5 т | 3 б. в. | 81 рубль | 87 рублей |
Легковой автомобиль, от 1,5 до 2 т | 6 б. в. | 162 рубля | 174 рубля |
Легковой автомобиль, от 2 до 3 т | 8 б. в. | 216 рублей | 232 рубля |
Легковой автомобиль, боле�� 3 т | 11 б. в. | 297 рублей | 319 рублей |
Мотоцикл | 2 б. в. | 54 рубля | 58 рублей |
Грузовой автомобиль, до 2,5 т | 8 б. в. | 216 рублей | 232 рубля |
Грузовой автомобиль, от 2,5 до 3,5 т | 17 б. в. | 459 рублей | 493 рубля |
Грузовой автомобиль, от 3,5 до 12 т | 22 б. в. | 594 рубля | 638 рублей |
Грузовой автомобиль, более 12 т | 25 б. в. | 675 рублей | 725 рублей |
Для ветеранов, пенсионеров и инвалидов предусмотрены налоговые льготы. Что уже повлекло за собой разговоры о «переоформлении авто на пожилых родственников».
Нынешний год станет переходным между системами налогообложения, поэтому от транспортного налога будут освобождены автовладельцы, которые до 1 июля 2021 года снимут автомобиль с учета.
По словам первого замминистра, для более справедливого взимания транспортного налога предлагается ряд новшеств. Так, ставки налога по сравнению с действующими ставками госпошлины могут снизиться в среднем на 25% для физических лиц и на 15% для организаций. Налог будет взиматься за год исходя из физических параметров авто и фактического времени владения транспортным средством.
После того, как госпошлину за техосмотр отменили, проходить эту процедуру стало немногим проще, чем раньше. Раньше требовалось совершить этот платеж в бюджет. Считалось, что госпошлина за техосмотр компенсирует затраты, которые несет сервисный центр, имеющий соответствующую аккредитацию, или физическое лицо на проведение ежегодной диагностики и осмотра автомобиля.
В рамках проверки в обязательном порядке фиксировались следующие основные параметры: оценивалось состояние тормозной системы, двигателя и рулевого управления, отсутствие или наличие незаводских деталей, а также аптечки. На ПТО проверяли исправную работу осветительных приборов и другие важные для автомобиля параметры только после получения квитанции, подтверждающей уплату владельцем госпошлины за техосмотр.
Ранее, помимо платы за проведение самой процедуры, требовалось еще заплатить напрямую в бюджет. Фактически бралась госпошлина за то, чтобы выпустить диагностическую карту, которая подтверждала успешное прохождение данной процедуры транспортным средством. Теперь самым актуальным вопросом для всех автолюбителей остается один: «Как пройти проверку?» А проблемы, как оплатить госпошлину за техосмотр, больше не существует.
Оплачивать госпошлину для прохождения техосмотра в 2021 году не требуется. На сегодняшний день всё, что нужно водителю – это оплатить услуги аккредитованного оператора. Для того, чтобы провести платёж, нужно знать реквизиты получателя. Их можно узнать непосредственно в сервисном центре, который предоставляет эти услуги. Обычно, квитанцию на уплату за техосмотр в 2021 году выдают сразу после подписания договора.
Когда во время диагностики выясняется, что ТС не соответствует действующим нормам безопасности и требует ремонта, водителю отводится 20 дней для устранения неполадок, после чего авто подвергается повторному техосмотру. Если владелец уложился в этот срок, он берёт новую квитанцию и оплачивает дополнительные пункты, по которым проходил второй техосмотр. Если же 20 дней прошли, а машина не была предоставлена для диагностики, то оплачивать услуги оператора придётся заново.
Образец платежки на оплату госпошлины за техосмотр
В бланке платежки все поля и строки касательно получателя платежа уже заполнены. Плательщику останется только написать свои данные, чтобы получатель мог понимать. От кого поступила оплата госпошлины.
В пустых строках со стороны плательщика заполняется следующее:
- его Ф.И.О., если это физическое лицо;
- название предприятия, организации, фирмы, компании, если это юридическое лицо;
- Ф.И.О. представителя юридического лица, если он действует по доверенности в интересах своего предприятия;
- адрес автовладельца – место проживания, прописка физ. лица, либо юридический адрес юр. лица;
- номер телефона для связи;
- ИНН водителя, либо предприятия.
Телефон прописывается в уголке бланка, где есть свободное место. Делается это по требованию, если платеж производится через кассу банка. Иногда в банках кассиры просят указать телефон для связи.
Такая мера предосторожности нужна на тот случай, если вдруг платеж не прошел.
Как только платежка будет проведена транзакцией, сумма поступит на счет получателя, на квитанции кассир (либо автоматизированная система, онлайн сервис) ставит отметку о платеже.