Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правила обучения охране труда с 1 сентября 2022 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Аттестация работников – это проверка их соответствия занимаемой должности с точки зрения деловых качеств и итогов работы. В статье – пошаговая инструкция по проверке, образцы документов и бесплатные справочники.
Проведение аттестации работников в других случаях
Инициатором проведения аттестации работников 2019 года в ситуации, когда она не обязательна по требованиям законодательства, могут быть:
Если желание проверить специалиста на соответствие исходит от работодателя, то необходимо убедиться, что обязанность пройти такую проверку вменена сотруднику по условиям трудового договора.
Возможность аттестационных проверок стоит закрепить в трудовых договорах.
В то же время по желанию работодателя, который практикует оценку соответствия наемного персонала занимаемым должностям, отдельные категории сотрудников могут быть выведены из-под этой обязанности. К примеру, работодатель вправе не оценивать деловые качества и итоги работы беременных женщин, чтобы не подвергать их дополнительному стрессу, вредному в их положении. Также нецелесообразно подвергать проверке на должностное соответствие молодых специалистов, не имеющих хотя бы трехлетнего трудового опыта, а также тех, кто недавно поступил на работу и не проработал на текущей должности хотя бы года.
Если же инициатива оценки трудовых достижений и профессиональных качеств исходит от самого сотрудника, то он должен оформить эту инициативу письменно, подав соответствующее заявление. Единой типовой формы для подобного заявления нет, поэтому формулировки могут быть произвольными – например, такими, как в приведенном ниже образце документа (его можно скачать по ссылке):
В любом случае для того, чтобы итоги проверочного мероприятия имели силу и могли служить основанием для принятия кадровых решений, есть одно необходимое условие. У работодателя должны быть определены обязанности сотрудников по каждой из должностей. Например – в должностных инструкциях. Ведь если обязанности определены, то возможна оценка персонала с точки зрения соответствия или несоответствия этим обязанностям.
Оценка должностного соответствия работников целесообразна, если определены их обязанности.
Если же у работодателя не составлены документы, закрепляющие перечни обязанностей по существующим должностям, то результаты аттестационных мероприятий, даже если они будут проведены по всем правилам, нельзя будет применить на практике, в том числе для кадровых решений и перестановок.
Аттестация работников организаций: пошаговая инструкция
В соответствии с проведенным выше общем описанием порядка аттестации работников организаций, можно рекомендовать действовать в соответствии со следующей подробной пошаговой инструкцией.
Шаг 1. Утверждение регулирующего локального документа.
Для аттестационных целей локальный документ, чаще всего Положение об аттестации, должен охватывать следующие вопросы.
- Квалификационные требования к сотрудникам, например:
- выполнение плана;
- соблюдение дисциплины труда и т.д.
- Проверяемые должности.
- Порядок аттестации работников 2019 года по плану.
- Порядок проведения внеплановой проверки.
- Правила созыва аттестационной комиссии.
- Процедура проверки должностного соответствия.
- Документация, оформляемая по итогам проверки, в том числе:
- ведение протокола созыва комиссии;
- оформление приказа руководителя по итогам проверки должностного соответствия и т.д.
При этом единой типовой формы для локального документа о проверках должностного соответствия сотрудников законодательство не определяет. Поэтому работодатели разрабатывают документ сами, чаще всего скачивая готовый юридически корректный образец и при необходимости подправляя его в соответствии со спецификой своей деятельности.
Положение об аттестации на типовом бланке не оформляется.
Актуальный и юридически корректный образец локального документа о проверках персонала на предмет должностного соответствия приведен ниже и доступен для скачивания по ссылкам:
Шаг 2. Подписание распорядительного документа о проведении проверки.
Решения об аттестационных мероприятиях принимают их руководители. Эти решения оформляют приказами в произвольной форме, так как единого типового бланка приказа о проверке должностного соответствия на сегодняшний день нет. Тем не менее, для того, чтобы решение комиссии и руководителя нельзя было запросто оспорить, рекомендуется включать в приказ руководителя следующие сведения.
- Локализация проверки сотрудников на должностное соответствие, в том числе:
- место, где она будет проходить;
- сроки или график проверочных мероприятий.
- Круг лиц, подпадающих под проверку.
- Назначение аттестационной комиссии, в том числе сроки для ее:
- формирования;
- назначения;
- избрания.
- При внеочередной проверке – причины ее проведения.
- Подготовка аттестационной документации.
- Передача комиссии информации о сотруднике, в том числе:
- о его образовании;
- о трудовом стаже;
- об оценке со стороны непосредственного начальника;
- о предыдущем повышении квалификации;
- об итогах прошлой проверки и т.д.
Кроме того, при необходимости можно организовать опрос среди сотрудников в отношении проверяемого специалиста, чтобы более объективно оценить его личностные и профессиональные ценности либо, например, коммуникативные навыки. Это позволит вынести более обоснованное решение по итогам аттестационной работы.
Опрос коллег – одно из аттестационных мероприятий.
Актуальный и юридически корректный образец распорядительного документа об аттестации работников организаций приведен ниже, этот приказ можно скачать по ссылке:
Шаг 3. Формирование аттестационной комиссии.
Каких-либо ограничений по участию в этой комиссии законодательно не установлено. Тем не менее, в составе комиссии рекомендуется участвовать:
- Руководителям отделов.
- Сотруднику отдела кадров.
- Непосредственному руководителю проверяемого человека.
- Представителю профсоюза, если он есть.
При таких условиях комиссия может состоять, например, из пяти человек. Кроме того, в зависимости от должности проверяемого специалиста комиссия может обращаться по сложным вопросам к профильным экспертам, в том числе – нанимать их по гражданско-правовым договорам за вознаграждение для помощи в оценке должностного соответствия «узкого» специалиста.
Все про медосмотр по новым правилам с 2021 года
Первое, что сейчас нужно сделать работодателю – это составить списки работников и поименные списки по новым образцам. Теперь мы руководствуемся Приказом №29н и необходимо эти документы переработать, а также пересмотреть локальные нормативные акты, приказы, положения системы управления охраной труда, чтобы ссылки на приказы были актуальные и “свежие”.
Далее, согласовываем график проведения медосмотров по новым спискам с медицинской организацией, после этого, обязательно, нужно ознакомить под подпись работников с календарным планом. Это требование обязательно, причём разрабатывает его медицинская организация, а вам направляет на согласование.
Выдаете направление работнику под подпись, потому как обязательно учет выданных направлений, обязательно ведение журнала.
Проводить медосмотр по новым правилам – это не только правильно оформить документы, убрать по максимуму направление работников, чтобы уменьшить финансовые затраты работодателя. В погоне за экономией бюджета, не забывайте о том, что медицинские осмотры нацелены на выявление заболеваний на ранней стадии, предупреждение профзаболеваний.
Вовремя невыполненные рекомендации по результатам медосмотра, могут привести еще к более печальным последствиям. Сейчас никого не запугиваю, а просто призываю вспомнить, что охрана труда – это не только правильно подготовленные “бумажки”, но сохранение жизней!
Именно поэтому я за то, чтобы лишний раз провести медосмотр, чем найти сто причин, чтобы от него отказаться.
На этом у меня все. А если у вас остались вопросы или есть, что добавить или возможно вы с чем-то не согласны, напишите, пожалуйста, об этом в комментариях, подискутируем.
Желаю безопасной и эффективной работы!
Сразу после окончания учебного заведения учитель приобретает статус «молодой специалист». Он сохраняется в течение трех лет и предусматривает доплату.
После того, как молодой специалист отрабатывает по специальности два года, у него есть возможность пройти квалификационные испытания на первую категорию. Принимает решение о присвоении областная комиссия оценки качества.
Испытание состоит из очного этапа, где изучается практической опыт педагога и уровень заполнения отчетной документации. Заочный этап проходит в виде анализа предоставленного самоотчета, где по каждой позиции начисляется определенное количество баллов. Затем на заседании комиссии, принимается коллегиальное решение о соответствии учителя заявленной категории. В случае положительного исхода голосования, приказом присваивается категория.
Если учитель не принимает решения об аттестации на первую категорию, присваивается соответствие занимаемой должности внутри учреждения. Специально созданная комиссия коллегиально решает этот вопрос.
Срок действия любой категории продолжается в течение пяти лет. Спустя отведенный срок педагог может подать заявление на присвоение высшей категории. Процедура очень похожа на предыдущую, но отличается повышенными требованиями к квалификации и уровню трансляции опыта.
Если учитель чувствует в себе силы, возможно досрочное присвоение категории, но не ранее чем через два года работы.
Алгоритм организации предварительных и периодических медосмотров
Представим порядок организации периодических медосмотров в виде пошагового алгоритма.
Шаг 1. Определить ответственного за организацию медосмотра (работодатель определяет самостоятельно).
Шаг 2. Заключить договор с медицинской организацией, имеющей лицензию на проведение медицинских осмотров.
Шаг 3. Составить перечень рабочих мест и профессий, связанных с воздействием на работника вредных и (или) опасных производственных факторов для каждого рабочего места (профессии).
Шаг 4. Составить и утвердить (работодателем) список лиц, поступающих на работу, подлежащих предварительным осмотрам.
Шаг 5. Составить и утвердить (работодателем) список работников, подлежащих периодическим осмотрам (до введения в действие приказа назывался контингент).
Шаг 6. Направить этот список не позднее 10 рабочих дней после утверждения работодателем в территориальный отдел Роспотребнадзора по фактическому месту нахождения работодателя.
Шаг 7. Составить и утвердить (работодателем) поименный список работников, подлежащих периодическим осмотрам (взаимосвязан с шагом 5).
Шаг 8. Направить поименные списки в медицинскую организацию (с которой заключен договор на проведение медицинских осмотров), согласовать календарный план и ознакомить с ним работников (только для периодического осмотра).
Шаг 9. Оформить и выдать работникам направления на медосмотр.
Шаг 10. Получить результаты медосмотра (заключение, заключительный акт).
Различия старой и новой системы
Изменения в аттестации педагогических работников планировалось провести еще в 2020 году, но из-за пандемии сроки дважды переносили. В 2022 году апробация нового порядка проходит в избранных регионах, и стало известно, что ждет учителей в ближайшее время.
В предыдущей системе оценки педагогических работников существовало много минусов:
- чтобы подтвердить или повысить категорию, учителям нужно было собирать горы документов, вроде дипломов, грамот и прочего;
- в разных регионах была своя система оценивания, и не существовало единого порядка для преподавателей всей страны;
- уровень профессионализма никак не влиял на подъем по карьерной лестнице.
На каких факультетах проводится педагогическая практика в школе
Педагогическая практика в школе проводится не для всех факультетов. Обычно ее проходят студенты педагогического вуза. Они должны быть готовы к тому, что около 1-2 месяцев, они должны будут посвятить работе в школе. При этом студенты, которые обучаются на учителей профильных предметов, в будущем обучают учеников 5-10 классов.
Студенты, которые готовятся стать классными руководителей младших классов, распределяются между 1-4 классами. Воспитатели детского сада становятся помощниками воспитателей в детском саду.
Также проходить педагогическую практику придется студентам, которые учатся на профильных направлениях в вузе. Например, студенты филологического факультета проходят практику, только если они не учатся по специализации издательское дело. Ведь им изучать педагогику не за за чем.
Студенты математического факультета общего профиля также изучают педагогику и проводят уроки. Это необходимо, чтобы в будущем можно было пойти преподавать в школу, если выпускник откажется от карьеры ученого.
Точно так же через педагогическую деятельность проходят студенты физики, географы, историки и т.д.
Поэтому если вы хотите узнать, будете ли вы проходить через педагогическую практику или нет, мы рекомендуем зайти на сайт вашего факультета, найти расписание для студентов и посмотреть на 3 или 4 курсе предмет педагогика. Тогда вы точно сможете узнать, будет ли у вас такая педагогическая практика в школе или нет.
В первые же дни практики студент знакомится с правилами внутреннего распорядка образовательного учреждения, с едиными требованиями к учащимся данного учебного заведения, в дальнейшем выполняет эти правила и требования, а также указания руководителей учреждения и преподавателей университета. Студент обязан являться образцом для учащихся и студентов в работе, поведении, манере держать себя, одеваться и т.п.
За нерадивое отношение к своим обязанностям, за невыполнение распоряжений руководителей учебного заведения и руководителей педагогической практики студент может быть отстранен от прохождения практики.
Студенту, отстраненному от практики, или работы которого по проведению уроков, воспитательных мероприятий и выполнение психологических заданий признаны неудовлетворительными, по разрешению деканата факультета назначается повторно прохождение практики без отрыва от учебных занятий в университете.
Студент обязан прибыть в учебное заведение за 20 минут до начала занятий и находиться в нем в течение б часов рабочего дня.
Являясь на базу практики, студент обязан постоянно иметь при себе следующую документацию:
Общее руководство педпрактикой на факультете осуществляет утвержденный Советом факультета методист-предметник. Руководитель практикой социально-психологического факультета подает информацию в учебныйотдел университета для заключения договоров на проведение педпрактики с руководителями передовых школ, гимназий идругих учебных заведений, составляют проект приказа ораспределении методистов-предметников, преподавателей кафедр и студентов по местам практики, организует и проводит (совместно с методистами-предметниками и преподавателями кафедр) установочные, заключительные конференции по педагогической практике, осуществляет контроль за ее ходом, руководит работой групповых методистов. По окончании практики сдает в отдел практики университета финансовую и отчетную документацию и докладывает о результатах практики на Совете факультета.
20 стр., 9861 слов
Новая система взамен прежней
На существовавшую в России систему аттестации часто жаловались учителя – для ее прохождения приходилось собирать массу документов, формировать портфолио и отвлекаться из-за этого от преподавания. Все это умножалось на отсутствие единых стандартов по России и тот факт, что пользы реальной работе педагога все это не приносило.
Поэтому уже достаточно давно начался постепенный переход на новую систему аттестации. Все это происходит в рамках новой Национальной системы учительского роста (НСУР) – она описывает то, как учитель должен шаг за шагом повышать свой уровень.
В прежней системе учитель проходил ступени от начинающего педагога к учителю первой категории и учителю высшей категории. При этом стать учителем первой категории можно, если учащиеся демонстрируют стабильные положительные результаты, а высшей – если у них есть положительная динамика в успеваемости. Проблема в том, что критерии оценивания не всегда прозрачны, и отличаются в разных регионах.
Что такое профстандарт педагога
Работа с детьми в образовательных и дошкольных учреждениях требует от специалистов определенных знаний и навыков. С 2016 года они закрепляются в специальном нормативном акте.
Профстандарт педагога представляет собой документ, в котором перечислены все требования, которым должен отвечать современный учитель, чтобы продолжать заниматься своей деятельностью. Также на него опираются при переаттестации для присвоения следующей квалификационной категории, при расчете заработной платы и при формировании должностных инструкций.
Требования нового профстандарта к педагогу школы
Согласно утвержденным изменениям, учителям будут присваиваться либо пятый, либо шестой квалификационный уровень. Соответственно, А, В и С. Предпоследний — для обучающих начальные классы, последний — средние и старшие.
Как написать характеристику на студента
Примерный образец оформления характеристики студента по пед.практике прописано в специальном документе, который называется Положение о практике студента. Его можно получить в вузе, на кафедре по основной специализации или скачать на официальном сайте института, педколледжа. Хорошим помощником при написании характеристики является должностная инструкция педагога. Опираясь на нее, можно быстро сориентироваться в том, что именно необходимо отразить в документе.
Характеристика состоит из нескольких обязательных частей:
В вводной части указываются личные данные практиканта, сроки и место прохождения практики, классы, в которых работал практикант, какими видами воспитательной работы занимался. Здесь же обращается внимание на грамотность заполнения школьных документов.
Основная часть документа характеризует производственную деятельность практиканта. Перечисляются приемы и методы, которые он использовал в процессе подачи знаний, описывается то, как он строит отношения с детьми и педагогическим коллективом. Обращается внимание на его заинтересованность в работе, умение находить взаимопонимание с окружающими его людьми. Надо указать на его работу вне уроков и участие в воспитании детей, степень участия в классных часах, в общественной, спортивной и культурной жизни школы, оценить его помощь наставнику и классному руководителю.
Что придумали родители
Нежелающих проходить школьную практику было достаточно во все года. Поэтому родители давно научились решать подобные проблемы несколькими способами.
Самый безотказный — медицинская справка. По состоянию здоровья нельзя ребёнку заниматься трудом на благо школы и точка. Никаких претензий. Как взять справку знают все.
Ещё один, ещё более безотказный, способ — деньги или другое подношение. Нужен школе песок? А я как раз на песчаном карьере работаю — привезу грузовичок. А может быть, вам бумагу купить для факса? Порой просто 100-500 рублей в руки учителю творят чудеса.
Однако родители должны понимать, что эти методы незаконны. И пусть они идут в ответ на незаконное действие школы — всё равно, это — плохой пример для ребёнка, который запоминает: нарушать закон можно, так как это делают самые близкие люди и самые ответственные учителя.
Что спрашивают на ПМПК?
- Рассказать о себе, своих родных и друзьях: как зовут, где живут, где работают, какой возраст. Рассказать о своих занятиях и занятиях своих друзей: что делают с друзьями вместе? Что делают вместе с мамой/папой? Как проводят время. Имена учителей и воспитателей. Сведения о домашних питомцах: клички, питание, уход и т.д. О доме, где живет: сколько комнат, для чего они предназначены, для чего предназначены кухня, ванная.
- Рассказать об окружающем мире: утро-ночь, выходные-будни, обед-ужин, распорядок дня, отличия. Ребенок должен ориентироваться в понятиях: больше – меньше, длиннее – короче, живое – неживое, Должен знать цвета, формы предметов, их расположение (на столе, под столом и т.д.).
- Проверяют умение обобщать и логику. Ребенок должен объединять предметы по признаку (суп, помидоры, конфеты — еда). Выбрать лишний предмет из нескольких и объяснить, почему. Для чего нужны предметы, что с помощью них делают. Знать части тела и их предназначение. Какие бывают профессии.
- Проверяют память: называют на слух слова и просят повторить, раскладывают картинки или предметы, потом перекладывают и просят объяснить, что изменилось.
- Проверяют речь ребенка: правильно ли строит предложения, все ли звуки произносит, правильно ли меняет окончания слов в зависимости от рода существительных, времени глаголов. Просят назвать или объяснить значения, привести примеры:
- синонимы (слова, близкие по значению, например, счастливый – радостный)
- антонимы (противоположные по значению, например, горячий – холодный)
- омонимы (слова, имеющие несколько значений, например, ручка, коса, ключ).
А также просят назвать звуки слова, сколько слов в предложении. Оценивают, понимает ли ребенок разницу между словами, близкими по звучанию (бочка – почка). Просят составить небольшой рассказ по картинкам. Проверяют понимание устной речи, говорят несколько предложений и просят пересказать или ответить на вопросы.
- Просят показать какое-то действие: как ты рисуешь, как ты идешь домой.
- Проверяют умение рассказать о своих желаниях (хочет есть, в туалет и т.д.), чувствах (усталость, радость).
- Проверяют координацию движений и развитие моторики: поймать мяч, пнуть, встать на одну ногу и т.д.
В соответствии со статьей 213 ТК РФ работники, осуществляющие отдельные виды деятельности, в том числе связанной с источниками повышенной опасности (с влиянием вредных веществ и неблагоприятных производственных факторов), а также работающие в условиях повышенной опасности, проходят обязательное психиатрическое освидетельствование не реже одного раза в пять лет.
Согласно Перечню медицинских психиатрических противопоказаний для осуществления отдельных видов профессиональной деятельности и деятельности, связанной с источником повышенной опасности, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 28 апреля 1993 г. № 377 «О реализации Закона Российской Федерации «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», к педагогическим работникам, которые в обязательном порядке подлежат обязательному психиатрическому освидетельствованию, относятся лишь преподаватели учебно-воспитательных учреждений и работники, чья работа связана с перенапряжением голосового аппарата.
Работниками учебно-воспитательных учреждений являются те лица, которые работают с детьми с девиантным поведением, нуждающимися в особых условиях воспитания, обучения и требующих специального педагогического подхода.
К работникам, чья работа связана с перенапряжением голосового аппарата, относятся педагогические работники тех образовательных организаций, которым по результатам специальной оценки условий труда (СОУТ) установлен класс условий труда не ниже 3, так как показатель нагрузки на голосовой аппарат устанавливается именно в ходе СОУТ. Следовательно, если по результатам СОУТ не установлен класс вредности или установлен класс 1 или 2, то педагогические работники, руководители, непосредственно связанные с образовательным процессом, и иные работники учреждения не обязаны проходить данное освидетельствование.