О порядке привлечения к административной ответственности

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «О порядке привлечения к административной ответственности». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Под должностным лицом согласно ст. 2.4 КоАП РФ понимается лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т.е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Понятие административной ответственности

Административная ответственность директора регламентирована Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) и охватывает широкий спектр вопросов: взаимоотношения с подчиненными, выплату зарплаты, использование ККТ, пожарную безопасность, продажу товаров и услуг и пр.

Основанием для привлечения к ответственности служит совершенное руководителем правонарушение. Его причина — невыполнение или ненадлежащее выполнение служебных обязанностей. Как правило, они сопряжены с организационно-распорядительными или административно-хозяйственными функциями.

Привлечь могут как должностное, так и юридическое лицо. Наказание по отношению к последнему не освобождает его руководителя от административной ответственности за это нарушение.

Ненадлежащее управление юридическим лицом

Представляется, что введение данной нормы обусловлено несоответствием качества управления требованиям, диктуемым современными высококонкурентными рыночными условиями, отсутствием необходимых стандартов управления. Подобная ситуация влечет возникновение сложностей и противоречий во взаимоотношениях между собственниками (участниками организации, владельцами акций, собственником имущества) и менеджерами организации. В статье 14.21 КоАП РФ под ненадлежащим управлением юридическим лицом понимается использование полномочий по управлению организацией вопреки ее законным интересам и (или) законным интересам ее кредитора, повлекшее уменьшение собственного капитала организации и (или) возникновение убытков. Как отмечают многие юристы, приведенная формулировка не может быть признана удачной, т.к. она обладает существенной долей неопределенности. Очевидно, что предпринимательская деятельность без убытков практически невозможна. В соответствии со ст. 14.21 КоАП РФ управленческую деятельность, повлекшую убытки, можно признать нарушающей законные интересы организации или ее кредиторов, что в большинстве случаев некорректно. Учитывая то, что труд руководителя организации предполагает принятие решений, в той или иной степени допускающих риск возникновения негативных для организации последствий, представляется полезным законодательное закрепление категории ненадлежащего управления юридическим лицом. Было бы логичным в качестве критерия надлежащего управления использовать категорию нормального хозяйственного риска при принятии управленческого решения. Однако законодательство не дает определения нормального хозяйственного риска. Соответственно существует множество мнений, по-разному трактующих это понятие. Одни исследователи считают, что управленческое решение находится в рамках нормального хозяйственного риска, если вред, предотвращенный руководителем, больше вреда причиненного. Однако при этом появляется необходимость оценки не только причиненного вреда, но и предотвращенного, что крайне сложно. Кроме того, это определение формирует впечатление, что руководитель только тем и занимается, что предотвращает возможный вред, что, естественно, не является целью большинства управленческих решений. Более определенное понимание нормального хозяйственного риска, применительно к труду руководителя, дают следующие критерии: 1) цель не может быть достигнута средствами, не связанными с риском; 2) риск соответствует цели, ради которой он предпринимается; 3) лицо, допустившее риск, приняло все возможные меры для предотвращения ущерба; 4) объектом риска являются материальные блага, а не жизнь и здоровье людей. Приведенный перечень можно дополнить еще одним критерием, характеризующим компетентность, знания и опыт руководителя, принимающего управленческое решение: 5) лицо, допустившее риск, в полной мере осознавало возможные последствия реализации риска. При использовании этого определения применение к руководителю мер административной ответственности было бы возможно в том случае, если вред был причинен управленческим решением или комплексом решений, выходящим за рамки нормального хозяйственного риска.

Административная ответственность – ответственность физических и юридических лиц за совершение административного правонарушения; одна из форм юридической ответственности, менее строгая, чем уголовная ответственность. (Большой юридический словарь. — М.: Инфра — М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.).

Административная ответственность — вид ответственности, заключающийся в применении административного взыскания к физическому лицу, совершившему административное правонарушение, а также к юридическому лицу, признанному виновным и подлежащему административной ответственности в соответствии с национальным законодательством… (извлечение из Постановления N 47-13 Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ «О Глоссарии терминов и понятий, используемых государствами — участниками СНГ в пограничной сфере» (Принято в г. Санкт-Петербурге 13.04.2018)).

Административная ответственность (в юридической литературе) — комплекс неблагоприятных для лица правовых последствий в виде предусмотренных административно-правовой нормой мер административного наказания, применяемых уполномоченным органом, должностным лицом или судьей в связи с совершением этим лицом административного правонарушения.

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц

Несмотря на неспецифичный порядок привлечения к административной ответственности должностных лиц, особенности имеются. Формально являясь физлицами, рассматриваемые субъекты наделены особым правовым статусом, наличие которого говорит о большей общественной опасности совершенного ими нарушения и необходимости применения более строгой меры ответственности.

К особенностям административной ответственности должностных лиц можно отнести:

  1. Необходимость доказывания их статуса, например факта работы в компании, наличия определенных обязанностей, которые не выполнены надлежащим образом.
  2. Обязательность наличия в санкции указания на то, что к ответственности по ней может привлекаться именно должностное лицо. Например, в санкции ч. 3 ст. 12.23 КоАП РФ прямо указано, что нарушение требований к перевозке детей, установленных Правилами дорожного движения, влечет штраф для рассматриваемой категории лиц в размере 25 000 рублей.
  3. Ограниченный перечень мер наказания (подробнее этот момент осветим далее).
  4. Невозможность привлечения к ответственности, если должностное лицо надлежащим образом выполняло свои обязанности. Соответственно, правоприменителям всегда требуется проверять конкретные полномочия, должностные инструкции и т. д. и соответствие действий должностных лиц их требованиям.

Дисциплинарная ответственность за нарушение требований охраны труда — это вид ответственности, которая наступает за нарушение трудовой дисциплины в области охраны труда и производственной безопасности. Дисциплинарная ответственность за нарушение правил охраны труда является самым распространенным видом нарушения.

К дисциплинарной ответственности могут привлекаться работники организации, а также лица ответственные за соблюдение требований охраны труда.

Какова ответственность работника за нарушение требований охраны труда?

Работники привлекаются к дисциплинарной ответственности за нарушение правил охраны труда в следующих случаях:

— ответственность работника за нарушение внутренних правил и актов по охране труда;
— нарушение инструкций по охране труда по безопасному проведению работ;
— уклонение от медицинского освидетельствования;
— отказ от прохождения в рабочее время специального обучения по охране труда.

В зависимости от тяжести вины работодатель имеет право:

— сделать работнику замечание;
— объявить работнику выговор;
— объявить работнику строгий выговор;
— уволить работника.


Может ли работодатель уволить работника за нарушение требований охраны труда?

Работодатель может расторгнуть трудовой договор с работником за:

1. Неоднократное нарушение требований охраны — за первое нарушение требований охраны труда работник получает замечание, за второе — выговор, а за третье — увольнение.

2. Однократное грубое нарушение требований охраны труда — ситуация, которая привела к аварии или несчастному случаю. Или ситуация, которая может привести к аварии или несчастному случаю.

Гражданско-правовая ответственность

Итак, мы частично рассмотрели гражданско-правовую ответственность в предыдущем разделе — руководитель несет материальную ответственность, возмещая убытки в случае нарушения им принципов добросовестности и разумности. Нарушение этого принципа предполагает, что руководитель не был лояльным по отношению к компании и между ними имел место конфликт интересов или он не проявил в должной мере заботливости и осмотрительности при ведении дел организации. В качестве примера можно назвать злоупотребление руководителем права распоряжаться имуществом компании, в частности совершать крупные сделки, нарушающие ее интересы (порядок одобрения крупных сделок устанавливается уставами организации в соответствии с федеральными законами).

Гражданская ответственность также может наступить, когда руководитель не соблюдает определенные нормы гражданского права, предусматривающие негативные для него последствия, например:

  • доведение компании до банкротства (п. 3 ст. 56 ГК РФ, п. 3 ст. 3 Закона об ООО, п. 3 ст. 3 Закона об АО, п. 4 ст. 10 Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон N 127-ФЗ)). Влечет субсидиарную ответственность руководителя по долгам организации;

Примечание. Субсидиарная ответственность — дополнительная к ответственности другого лица, являющегося основным должником (ст. 399 ГК РФ).

  • нарушение обязанности по подаче заявления о банкротстве компании (п. 2 ст. 10 Закона N 127-ФЗ). Также влечет субсидиарную ответственность руководителя;
  • подписание проспекта ценных бумаг, содержащего недостоверную, неполную и (или) вводящую в заблуждение информацию (п. 3 ст. 22.1 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг»). Руководитель несет субсидиарную ответственность за убытки, причиненные как действительному (акционеру или держателю ценных бумаг), так и их потенциальному приобретателю;
  • неуведомление кредиторов о наличии признаков банкротства, а также совершение от имени компании сделок, запрещенных в рамках соответствующей процедуры банкротства (п. 1 ст. 10 Закона N 127-ФЗ). В этом случае руководитель несет ответственность за убытки, причиненные третьим лицам.
Читайте также:  Как забрать исковое заявление и отказаться от его рассмотрения?

В целях страхования имущественных рисков, которые могут возникнуть в результате неосмотрительных действий руководителя, в некоторых организациях заключают договоры страхования ответственности руководителя (иных сотрудников, занимающих должности в органах управления, например совете директоров). Страховые взносы по этим договорам выплачивает организация. Страхование риска ответственности руководителей осуществляется в добровольном порядке на основании правил, разработанных страховыми организациями.

Гражданская материальная ответственность:

Юридическая регистрация ООО или организации иной формы собственности влечет для руководителя достаточно широкий круг обязанностей. Директор несет полную материальную ответственность перед обществом. Это означает, что он обязан возместить обществу не только прямой действительный ущерб, причиненный обществу его виновными действиями (бездействием), но и упущенную выгоду.

Под прямым действительным ущербом понимается реальное уменьшение или ухудшение состояния наличного имущества, а также необходимость для органзиции произвести затраты на приобретение (восстановление) имущества либо на возмещение ущерба, причиненного третьим лицам.

С иском о возмещении убытков, причиненных обществу его руководителем, в суд вправе обратиться участник ООО, новый директор.

Административная ответственность руководителя:

Особенности привлечения к административной ответственности должностных лиц следующие. Административным правонарушением является противоправное, виновное действие (бездействие) юридического лица или его руководителя, за которое Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации (КоАП РФ) или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Руководитель несет административную ответственность независимо от административной ответственности самого юридического лица. Это означает, что к административной ответственности за одно и тоже правонарушение могут быть привлечены и директор и юридическое лицо.

Не только работники подвергаются определенным штрафам, если нарушают трудовую дисциплину. Существует и административная ответственность руководителя организации, директора, управляющего лица, обладающего конкретными полномочиями в небольшой фирме или крупной организации. Такие люди решают серьезные административные, хозяйственные, трудовые и другие вопросы, руководят коллективом.

Административная/уголовная ответственность за нарушение норм ТК РФ

В продолжение вышесказанного отметим, что за нарушение требований трудового законодательства руководитель может быть привлечен как к административной, так и к уголовной ответственности.

Например, в виде административного штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей руководитель привлекается за невыполнение обязательств, предусмотренных коллективным договором, соглашением (ст. 5.31 КоАП РФ).

За нарушение сроков выплаты заработной платы и иных сумм, причитающихся работнику руководитель может быть подвергнут административному штрафу в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей (ст. 5.27 КоАП РФ).

По ст. 145.1 УК РФ руководитель привлекается к уголовной ответственности за невыплату заработной платы и иных выплат. Ответственность наступает в виде штрафа, либо лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, либо принудительными работами, либо лишением свободы. Мера ответственности зависит от квалификации содеянного по ч.ч. 1-3 ст. 145.1 УК РФ.

Кто привлекается к ответственности?

Начнем с дисциплинарной ответственности. Субъектом дисциплинарного проступка может быть только физическое лицо, работающее в конкретной организации.

Дисциплинарная ответственность наступает за нарушение трудовой дисциплины в рамках действующего законодательства о труде и возлагается на любого сотрудника в организации, в частности на руководителя общества или главного бухгалтера.

Согласно Трудовому кодексу РФ, руководитель организации – это физическое лицо, которое в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами осуществляет руководство этой организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа.

Если рассматривать ответственность обычного служащего и руководителя организации, то будет не лишним добавить, что руководитель организации и главный бухгалтер являются наемными рабочими, с которыми должен заключаться трудовой договор, но как должностные лица, они несут дополнительную ответственность:

  • уголовную ответственность за преступления в сфере экономической деятельности;
  • административную ответственность за правонарушения в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг, в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях РФ;
  • материальную ответственность за прямой действительный ущерб, причиненный организации.

Нужно добавить, что дисциплинарное взыскание могут назначить только строго определенные лица. Если речь идет об обычном сотруднике компании, не являющемся должностным лицом, дисциплинарное взыскание применяет к нему либо руководитель общества, либо руководитель структурного подразделения к которому данный этот работник относится.

Дисциплинарное взыскание к руководителю вправе применять только высший орган управления, который принял его на работу. Как правило, в коммерческих организациях таким органом является общее собрание участников или общее собрание акционеров. До применения дисциплинарного взыскания работодатель или вышестоящий орган должен затребовать от работника письменное объяснение.

Если по истечении двух рабочих дней указанное объяснение работником не предоставлено, то составляется соответствующий акт. Поскольку работодатель является таким же работником организации как и обычный служащий, непредставление работником объяснения не является препятствием для применения дисциплинарного взыскания.

Приказ (распоряжение) работодателя о применении дисциплинарного взыскания объявляется работнику под роспись в течение трех рабочих дней со дня его издания, не считая времени отсутствия работника на работе. Если работник отказывается ознакомиться с указанным приказом (распоряжением) под роспись, то составляется соответствующий акт. Работник обязательно должен быть ознакомлен с дисциплинарным взысканием под роспись.

Итак, к дисциплинарной ответственности привлекаются следующие лица:

  • руководитель организации;
  • главный бухгалтер;
  • начальники структурных подразделений;
  • работники компании, не являющие должностными лицами.

Перейдем к административной ответственности. Кодекс об административных правонарушениях РФ уточняет, что административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое установлена административная ответственность.

Административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей, а также юридическое лицо.

Административная ответственность распространяется на несколько областей правоотношений, в частности в области налогов и сборов, трудовых отношений, незаконного порядка увольнения, экологии, предпринимательской деятельности и т.д.

Так как мы разбираем область корпоративных споров, остановимся лишь на некоторых из этих областей. Административная ответственность в области нарушения законодательства о труде. Статья 5.27. Кодекса об административных правонарушениях РФ указывает на то, что в качестве объекта административного правонарушения являются трудовые права граждан, а также право на безопасные условия труда.

Данные нарушения проявляются в нарушении со стороны работодателя законодательства о труде, относительно невыплаты или задержки в выплате заработной платы, неправомерных переводах работников на другую работу, незаконном увольнении, не предоставлении ежегодных отпусков работникам, нарушении порядка проведения инструктажа работников и т.д.

Субъектом административного правонарушения являются должностные лица организации. Нарушение законодательства о труде и об охране труда влечет наложение административного штрафа на руководителя и должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет. Следует отметить, что дисквалификация практически всегда предусмотрена, когда аналогичное правонарушение совершается лицом, уже привлеченным к административной ответственности.

Лицо, которому назначено административное наказание, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года со дня окончания исполнения постановления о назначении наказания. Административная ответственность в области предпринимательской деятельности.

Под предпринимательской деятельностью подразумевается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на получение прибыли от пользования имуществом, продажи товара, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.

Нарушения в области предпринимательской деятельности проявляются в осуществлении предпринимательской деятельности лица без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица, незаконной продаже товаров (иных вещей), свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством, фиктивном или преднамеренном банкротстве, нарушении правил продажи отдельных видов товаров, нарушения законодательства о рекламе, осуществлении дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом, нарушении законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и т.д.

Рассмотрим некоторые их вышеуказанных правонарушений подробнее.

Например, осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации и осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).

Объективной стороной такого административного правонарушения является осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве:

  • индивидуального предпринимателя;
  • юридического лица.

Объективная сторона состоит в том, что виновный осуществляет предпринимательскую деятельность без лицензии, несмотря на то, что необходимость получения определенной лицензии предусмотрена Законом о лицензировании.

Читайте также:  Нужен ли кадастровый паспорт при продаже квартиры в 2022 году

Субъектами анализируемых правонарушений являются:

  • граждане;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица, в том числе некоммерческие организации, осуществляемые предпринимательскую деятельность.

В качестве меры наказания осуществления предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей, а при осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.

Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Совершенно ясно, что предпринимательская деятельность часто связана с убытками и рисками и предполагает извлечение прибыли за счет вложения определенных инвестиций (капитал, рабочая сила, опыт и т.д.).

Штрафы и иные меры наказаний на практике малоэффективны, так как Гражданским кодексом РФ предусмотрено, что лицо, которое в силу закона или учредительных документов юридического лица выступает от его имени, должно действовать в интересах представляемого им юридического лица добросовестно и разумно.

Оно обязано по требованию учредителей (участников) юридического лица, если иное не предусмотрено законом или договором, возместить убытки, причиненные им юридическому лицу.

Наложение штрафов в таком случае будет нерациональным решением проблемы, а административная ответственность руководителя слишком мягким наказанием. Административная ответственность в области финансов, налогов и сборов, рынка ценных бумаг.

Объектом данного административного правонарушения является порядок работы с денежной наличностью. Объективная сторона анализируемого правонарушения состоит в нарушении порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, выразившееся в осуществлении расчетов наличными деньгами с другими организациями сверх установленных размеров, неоприходовании (неполном оприходовании) в кассу денежной наличности, несоблюдении порядка хранения свободных денежных средств, а равно в накоплении в кассе наличных денег сверх установленных лимитов.

Лимиты организации устанавливаются по согласованию с обслуживающим организацию банком. Субъектами данного правонарушения могут быть:

  • должностные лица;
  • индивидуальные предприниматели;
  • юридические лица.

Мерой наказания является наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Штрафы налагают налоговые органы. Привлечение к дисциплинарной ответственности не исключает одновременного применения административного взыскания и наоборот.

Основания привлечения к ответственности

В связи с тем, что дисциплинарная ответственность может быть применима только по отношению к сотрудникам и должностным лицам, состоящих в трудовых отношениях, учредители и акционеры к дисциплинарной ответственности не привлекаются.

Что касается руководителя организации, то он, как должностное лицо, несет дисциплинарную ответственность. Дисциплинарная ответственность возникает вследствие совершения работодателем дисциплинарного проступка, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением по его вине возложенных на него трудовых обязанностей. Руководитель организации несет ответственность на общих основаниях с любым другим работником общества.

Исключением может являться дополнительные основания увольнения работодателя, предусмотренные законодательством о труде.

В частности, на основании принятия им необоснованного решения, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации или однократного грубого нарушения руководителем организации своих трудовых обязанностей.

На практике руководители очень редко привлекаются к дисциплинарной ответственности по ряду причин. Так как назначить дисциплинарное взыскание может только вышестоящий орган, сложности могут возникнуть с организационной структурой общества.

Поскольку федеральными законами и уставом общества может быть предусмотрен в компании коллегиальный орган – совет директоров, такой орган не наделяется полномочиями издавать приказы и распоряжения по обществу.

Таким образом, дисциплинарная ответственность руководителя может быть исключена полностью. Законами РФ в качестве альтернативы устанавливается материальная ответственность руководителей, которая предусматривает возмещение убытков работодателей обществу в виде упущенной выгоды и прямого действительного ущерба.

К административной ответственности руководитель может привлекаться по многим основаниям, перечислим основные:

  • несоблюдение экологических требований при осуществлении градостроительной деятельности и эксплуатации предприятий, сооружений или иных объектов;
  • нарушение требований промышленной безопасности или условий лицензий на осуществление видов деятельности в области промышленной безопасности опасных производственных объектов;
  • осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии);
  • нарушение законодательства о рекламе;
  • продажа товаров, выполнение работ либо оказание услуг при отсутствии установленной информации либо неприменение в установленных федеральными законами случаях контрольно-кассовой техники;
  • фиктивное или преднамеренное банкротство;
  • осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом;
  • нарушение порядка работы с денежной наличностью и порядка ведения кассовых операций, а также нарушение требований об использовании специальных банковских счетов;
  • нарушение срока постановки на учет в налоговом органе;
  • нарушение сроков представления налоговой декларации;
  • грубое нарушение правил ведения бухгалтерского учета и представления бухгалтерской отчетности;
  • незаконное использование товарного знака;
  • нарушение законодательства о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
  • непредставление, или несвоевременное представление, или представление недостоверных сведений о юридическом лице;
  • представление документов, содержащих заведомо ложные сведения;
  • недобросовестная эмиссия ценных бумаг;
  • незаконные операции с эмиссионными ценными бумагами;
  • нарушение правил ведения реестра владельцев ценных бумаг;
  • нарушение требований законодательства о порядке подготовки и проведения общих собраний акционеров, участников обществ с ограниченной (дополнительной) ответственностью и владельцев инвестиционных паев закрытых паевых инвестиционных фондов;
  • незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства и т.д.

Что касается административной ответственности учредителя ООО, то учредитель также может нести административную ответственность, однако если будет являться должностным лицом.

В качестве примера можно привести ситуацию, когда учредитель правомочен подавать документы общества на государственную регистрацию. Как заявитель он будет нести ответственность за достоверность предоставляемых сведений на государственную регистрацию.

В соответствии с ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» за непредставление или несвоевременное представление необходимых для включения в государственный реестр сведений, а также за представление недостоверных сведений заявитель несет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

Рассмотрение дела об административном правонарушении

Государственный орган или суд извещают участника дела о дате и времени его рассмотрения. Если лицо по какой-то причине не может явиться, подайте ходатайство об отложении. Обязательно в письменном виде и до даты заседания.

Лицо, которого привлекают к административной ответственности, по закону не должно доказывать свою невиновность. Это должен был сделать сотрудник на стадии до рассмотрения дела. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в его пользу. Но в любом случае не лишним будет не только давать объяснения, но и представлять свои доказательства. Права участника производства перечисляет ст. 25.1 КоАП РФ.

Гражданин или организация вправе заявить отвод. Основания — ст. 25.12, 25.13 КоАП РФ.

Результатом рассмотрения дела станет вынесение постановления. И назначение административного наказания. Но никто не считается виновным в совершении правонарушения, пока эти документы не вступят в силу. А это 10 дней. Которыми лицо, признанное виновным, может воспользоваться для подачи жалобы.

Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности выглядит следующим образом:

  • возбуждение дела: применение мер обеспечения, вынесение протокола об административном правонарушении, вынесение определения о возбуждении дела и проведении расследования, вынесения постановления на месте.
  • подготовка дела (направление материалов уполномоченным органам власти, проверка материалов)
  • рассмотрение дела после получения извещения о дате и времени заседания.
  • вынесение постановления
  • производство по жалобе на постановление о привлечении к административной ответственности.

Процедура привлечения

Порядок и временной период для привлечения к положенной ответственности в случае с должностными лицами считаются общими. Никаких специальных процедур здесь не предусмотрено. Процедура пошагово выглядит так:

  1. По зафиксированному нарушению возбуждается дело. Оформляется специальный протокол. Данный документ составляется сразу после совершенного проступка. Исключением является ситуация, когда исполнительным властям требуется дополнительное время для выяснения фактов и завершения дела. В подобной ситуации протокол составляется в течение двух суток.
  2. Сотруднику, нарушившему закон и установленные правила, разъясняются права и возможности. Дают ознакомиться со всеми документами.
  3. Протокол передается в суд, где рассматривается.
  4. По итогам изучения выносится официальное решение относительно того, привлекать человека к ответственности или прекратить дело.

Административная ответственность должностных лиц

Согласно ст. 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.

Читайте также:  Ручная кладь и багаж в «Аэрофлоте»: нормы провоза и правила в 2022 году

В примечании к данной статье приводится определение должностного лица — это лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах государственных внебюджетных фондов РФ, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ.

В п. 1 ст. 3.2 КоАП РФ указаны виды административных наказаний. При этом каких-либо оговорок относительно того, что какие-либо из них не могут применяться к должностным лицам, КоАП РФ не содержит. Таким образом, к должностным лицам могут быть применены все административные наказания, предусмотренные п. 1 статьи 3.2 КоАП РФ.

Административная и уголовная ответственность за одно и то же деяние

В ст. 2.1 КоАП РФ отсутствует положение о том, что административная ответственность за правонарушения наступает, если они не влекут за собой уголовной ответственности. Однако об этом говорится в п. 7 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, согласно которой наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о возбуждении уголовного дела является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Кроме того, в отдельных статьях Особенной части КоАП РФ имеется оговорка «если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния» (например, статьи 5.16, 5.19, 5.20 КоАП РФ). Таким образом, для признания деяния административным правонарушением необходимо, чтобы оно не содержало признаков преступления.

Таким образом, квалификация одного и того же деяния в качестве преступления и административного правонарушения недопустима. Из вышеуказанного можно сделать вывод и о том, что при наличии в деянии признаков и преступления, и административного правонарушения приоритет имеет ответственность уголовная, а не административная. Так полагает ряд авторов в связи с тем, что приоритет уголовного законодательства над административным объясняется поглощением уголовной противоправностью всех иных видов противоправности, поглощением составом преступления состава административного правонарушения.

Вместе с тем правоприменительная практика не всегда следует указанным теоретическим положениям и исходит из противоположного принципа. Например, в п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 12 марта 2002 г. N 5 «О судебной практике по делам о хищении, вымогательстве и незаконном обороте оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывных устройств» (в редакции от 3 декабря 2013 г.) судам разъяснено, что «когда допущенное лицом административное правонарушение содержит также признаки уголовно наказуемого деяния, указанное лицо может быть привлечено лишь к административной ответственности».

Тем самым Верховный Суд РФ четко сформулировал правило о приоритете норм административного права перед нормами уголовного. Однако данное правило разрешения коллизий формально имеет юридическое значение только для коллизий норм, регламентирующих разные виды ответственности за нарушение правил хранения или ношения оружия, а также за некоторые другие действия, связанные с незаконным оборотом оружия. На иные нормы уголовного и административного законодательства это правило можно распространить лишь по аналогии, которая, как известно, в уголовном праве недопустима.

Ответственность директора ООО после увольнения

  • есть доказательства того, что именно он виноват в банкротстве (заключались невыгодные сделки, брались неоправданные кредиты и т. д. );
  • имущества и других активов компании недостаточно, чтобы рассчитаться со всеми долгами;
  • кредиторы решили взыскать средства с руководителя и обратились с соответствующим иском в суд.

Только при совпадении всех обстоятельств возможно привлечение бывшего директора к субсидиарной ответственности и взыскание с него части долгов компании. Но обычно очень сложно доказать, что именно действия руководителя привели к банкротству (кроме случаев, когда выявлены явные правонарушения – мошенничество, подлог, подделка документов и т. д. ). А чтобы максимально защититься от возможных претензий, рекомендуется обратиться за помощью к адвокату по корпоративным спорам.

  • если обращаться к Трудовому кодексу, то согласно его нормам, человек (в том числе и генеральный директор), считается уволенным и лишается всех полномочий в момент разрыва трудового договора с ним. В случае с ООО решение в отношении руководителя предварительно должны принять учредители на общем собрании – только в таком случае оно будет иметь юридическую силу;
  • если руководствоваться нормами Гражданского кодекса, то моментом, с которого прекращаются полномочия руководителя компании, считается внесение изменений в ЕГРЮЛ с заменой старого директора на нового.

Отдельно стоит упомянуть про долговые обязательства и про ответственность уволенного руководителя по ним. Обычно этот вопрос поднимается во время процедуры банкротства: если будет выявлено, что финансовое положение компании ухудшилось в том числе из-за неверных действий генерального директора, с него могут потребовать возместить часть задолженности. Речь идет о субсидиарной ответственности, когда долги перед кредиторами погашают в т. ч. лица, которые стали причиной их возникновения.

Что такое привлечение к административной ответственности?

Привлечение к административной ответственности возможно в отношении правонарушений, перечисленных в КоАП по решению:

1) суда (мировых судей);

2) комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) федеральных органов исполнительной власти, их структурных подразделений, территориальных органов и структурных подразделений территориальных органов, а также иных государственных органов в соответствии с задачами и функциями, возложенными на них федеральными законами либо нормативными правовыми актами Президента РФ;

4) Банка России в соответствии с задачами и функциями, возложенными на него федеральными законами;

5) органов и учреждений уголовно-исполнительной системы;

6) органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющими региональный государственный надзор либо переданные им полномочия в области федерального государственного надзора, указанными в главе 23 КоАП;

7) государственных учреждений, подведомственных федеральным органам исполнительной власти, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора, государственного портового контроля, государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий федерального значения, а также государственных учреждений, подведомственных органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий регионального значения.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных законами субъектов РФ, рассматриваются в пределах полномочий, установленных этими законами:

1) мировыми судьями;

2) комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав;

3) уполномоченными органами и учреждениями органов исполнительной власти субъектов РФ;

4) административными комиссиями, иными коллегиальными органами, создаваемыми в соответствии с законами субъектов РФ;

5) государственными учреждениями, подведомственными соответственно органам исполнительной власти субъектов РФ, уполномоченным в соответствии с федеральными законами на осуществление федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), государственного надзора в области использования и охраны особо охраняемых природных территорий на особо охраняемых природных территориях регионального значения.

Подсудность и подведомственность дел об административных правонарушениях установлены главой 23.1 КоАП РФ.

При назначении административного наказания физическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного, его имущественное положение, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.

Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

1) раскаяние лица, совершившего административное правонарушение;

2) добровольное прекращение противоправного поведения лицом, совершившим административное правонарушение;

3) добровольное сообщение лицом, совершившим административное правонарушение, в орган, уполномоченный осуществлять производство по делу об административном правонарушении, о совершенном административном правонарушении;

4) оказание лицом, совершившим административное правонарушение, содействия органу, уполномоченному осуществлять производство по делу об административном правонарушении, в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;

5) предотвращение лицом, совершившим административное правонарушение, вредных последствий административного правонарушения;

6) добровольное возмещение лицом, совершившим административное правонарушение, причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;

7) добровольное исполнение до вынесения постановления по делу об административном правонарушении лицом, совершившим административное правонарушение, предписания об устранении допущенного нарушения, выданного ему органом, осуществляющим государственный контроль (надзор);

8) совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта) либо при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;

9) совершение административного правонарушения несовершеннолетним;

10) совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка.

Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

1) продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;

2) повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП за совершение однородного административного правонарушения;

3) вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;

4) совершение административного правонарушения группой л��ц;

5) совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;

6) совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.


Похожие записи:

Добавить комментарий