Твердые бытовые и коммунальные отходы

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Твердые бытовые и коммунальные отходы». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Мусорную реформу начали разрабатывать в начале 2014 года. Но сложные изменения, внесенные в законодательную базу, позволили принять постановление только в 2019 году. Закон отражает новые условия и требования сбора и утилизации непищевых отходов. Впервые аббревиатура ТКО появилась в статье №89-ФЗ.

Что относится к твердым бытовым отходам

Бытовые отходы по текстуре могут быть твердыми, жидкими и пастообразными (например, шламы).С развитием технологии и повышением уровня жизни населения объем синтетических и полимерных материалов, которые медленно разлагаются, токсично воздействуют на почву и местную фауну, становится с каждым годом все выше.

Что относится к твердым бытовым отходам? Если посмотреть на характерный фракционно-морфологический состав мусора, который выбрасывает среднестатистический житель России, можно составить следующий список:

  • бумага;
  • крупногабаритные предметы;
  • металл;
  • пластик;
  • органические, в том числе пищевые, волокна;
  • текстильная продукция: ткани, резина, кожа;
  • дерево;
  • стекло;
  • камень и керамика.

Нормативная и правовая база

На территории РФ используют нормативную технологию сбора и утилизации ненужного материала, вышедшего из строя и отслужившей срок бытовой техники. Расчетная формула применяется для жилого сектора и юридических лиц. Для формулировки нормативов учитываются следующие факторы:

  1. Способ поставки газа в жилые помещения или на предприятие.
  2. Доступ к трубопроводам для сбора мусора.
  3. Система отвода отработанной и подачи чистой воды.
  4. Система отопления жилых и нежилых помещений.
  5. Общий размер жилого или нежилого объекта.
  6. Климатические особенности конкретного региона.

При составлении контракта на вывоз и утилизацию твердых отходов указывается информация о способе складирования коммунального мусора. Исходя из действующих законодательных нормативов документ отражает следующую информацию:

  • доступ к контейнерам;
  • наличие мусороприемных камер;
  • использование специального транспорта;
  • наличие бункеров для хранения отходов;
  • доступ к мусоропроводам.

Среди основных тезисов новой реформы стоит выделить:

  1. Раздельную систему сбора мусора. Направлена на упрощение переработки отходов и повторного использования вторичного сырья.
  2. Конкурсный выбор операторов ответственных за обращение с ТКО для конкретно взятых регионов. Позволяет улучшить качество предоставляемых населению услуг.
  3. Изменение способа расчета тарифов. Средства, получаемые за вывоз отходов, будут направляться на строительство перерабатывающих и утилизирующих мусор заводов.

Требования и правила к вывозу и обращению с ТКО

В ст. 1 ФЗ №89 в понятие «обращение с отходами» объединены: сбор, накопление, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, размещение ТКО.

Новые правила разграничили сферы ответственности:

  1. Органы местного самоуправления населенных пунктов обязаны:
  • обеспечить специальные площадки накопления твердых коммунальных отходов;
  • разработать схемы размещения данных площадок и осуществить ведение реестра мест накопления мусора в соответствии с правилами, утвержденными Правительством РФ (4 ст. 13.4 ФЗ №89).
  1. Управляющая организация (УК, ТСЖ) обязана следить за чистотой площадок накопления ТКО и мусоропроводов.
  2. Региональный оператор должен оборудовать каждый двор несколькими контейнерами для «сухого» и «мокрого» мусора. Если возможность размещения емкостей для сбора ТКО отсутствует (например в частном секторе), граждане вправе договориться с оператором о безконтейнерном вывозе отбросов. В таком случае компания должна предоставить потребителю специальные пакеты для складывания отходов (Правила обращения с ТКО, п. 10).

Правовое регулирование в области обращения с ТБО.

За последние несколько лет российское законодательство, регулирующее деятельность по обращению с отходами претерпело значительные изменения. В частности, много вопросов вызывает обращения с твердыми бытовыми отходами.

Читайте также:  Выплаты на детей в приемных семьях: кому сколько положено

Нормативно-правовые документы, регламентирующие обращение с твердыми бытовыми отходами в Российской Федерации подразделяются на:

  • Федеральные законы, Кодексы и Постановления Правительства;
  • санитарные нормы и правила;
  • строительные нормы и правила;
  • стандарты и технические условия;
  • ведомственные нормы и правила.

Федеральный закон №89-ФЗ от 24 июня 1998 года «Об отходах производства и потребления» определяет цели и основные принципы государственной политики в области обращения с отходами. Согласно ст.13, устанавливающей требования к обращению с отходами на территориях муниципальных образований, организация раздельного сбора отходов возложена на местные органы самоуправления. В этой же статье упоминается Порядок сбора отходов на территориях муниципальных образований, предусматривающий их разделение на виды, который является ключевым документом при организации раздельного сбора отходов. Типовой порядок сбора отходов на территории городских и других поселений был разработан НИЦПУРО в 2002 году по заказу МПР России, но так и не был утвержден.

Законом регламентируются также правовые основы определения отходов как права собственности, нормирование, государственный учет и отчетность в области обращения с отходами, правовые основы экологического контроля. Статья 9 Закона обязывает лицензировать деятельность по обращению с опасными отходами.

Согласно статье 17 Федерального закона №128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года, лицензированию подлежат следующие виды деятельности:

  • деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению опасных отходов;
  • заготовка, переработка и реализация лома черных и цветных металлов.

Обязанностью сбора и вывоза груза категории КГМ наделены представители региональных операторов по отходам.

Предприятиям, работающим под их началом, необходимо иметь лицензию, разрешающую заниматься этой деятельностью. Транспортировать отходы они должны на бункеровозах и контейнеровозах. Договоры с ними заключают сотрудники городских коммунальных служб или предприятий, а так же, любой гражданин, если ему это необходимо.

Вынос из квартиры КГМ осуществляется самим владельцем. Если же им был заключён договор с предприятием о вывозе, то работники предприятия помогут транспортировать груз прямо с места его нахождения.

Предприятия, деятельность которых связана с производством КГО, могут договориться о регулярном их транспортировании в контейнерах, размерами от 20 до 40 куб. м.

Все правила обращения с ТКО подробно прописаны в установленном Правительством РФ документе «Об обращении с ТКО» от 12.11.2016 №1156. Ознакомимся с некоторыми аспектами Правил.

В документе прописано, что все манипуляции с ТКО должны производиться в условиях соблюдения безопасности для людей и природной среды.

Организация, назначенная региональным оператором, составляет договор с потребителями, сообразно с которым данная организация становится ответственной за все этапы обращения с коммунальными отходами. Деятельность оператора определяется программой региона в сфере обращения с ТКО и ведется согласно соответствующей территориальной схеме.

Действия, связанные со сбором, перевозкой, обработкой, утилизацией, обезвреживанием и складированием ТКО, осуществляются непосредственно самим региональным оператором или с помощью других организаций, работающих с отходами.

Как правильно указывать в документах

Если имеется в виду не мусор производственного характера, то организация имеет право применять оба термина: и ТБО, и ТКО. Однако после принятия Закона №458-ФЗ термин ТБО зачастую звучит только вслух, но никак не в письменной речи.

Во время составления документов, в т.ч. написании обращений и жалобных писем от населения, следует употреблять аббревиатуру ТКО. Это связано с тем, что в современных официальных документах любой образуемый мусор принято называть твердыми коммунальными отходами.

В первую очередь, данное правило касается предприятий, ведущих хозяйственную деятельность. Его игнорирование может привести к формальной причине для отказа в иске, проигрышу в судебном споре.

Таким образом, если фирма укажет ТБО в инвентаризационном акте отходов, то инспектор посчитает это нарушением и может не признать наличие данного акта. В результате — штрафные санкции как для директора фирмы, так и для хозяйственного субъекта.

Полигон твердых бытовых отходов

Для удаляемого из населенных пунктов мусора существуют специальные сооружения, которые представляют собой природоохранные комплексы. Там происходит складирование, изоляция и обезвреживание поступающих отходов, что обеспечивает защиту окружающей среды и препятствие распространению болезнетворных микроорганизмов, насекомых и грызунов.

Действующие полигоны большей частью сооружались еще 40-50 лет назад, без применения каких-либо особых технологий. В редких случаях привлекали геологов для выбора участка с соответствующей почвой, которая не пропускала бы фильтрат в грунтовые воды. Полигоны сегодняшнего дня являются солидными инженерными сооружениями, чья площадь полностью покрывается специфичным многослойным материалом. Современные технологии позволяют обеспечить утилизацию твердых бытовых отходов с максимальной защитой атмосферы и грунта от проникновения фильтрата.

Читайте также:  Повышение тарифов ЖКХ в 2022-2023 году

К сожалению, основная масса отходов в России собирается на свалках (нередко стихийно организованных), вроде полигонов-накопителей. Вследствие чего значительные территории земель характеризуются повышенной концентрацией углесодержащих материалов (резина, пластик, полиэтилен и прочее). Такие свалки становятся источником загрязнения воздуха, подземных и поверхностных вод. Накопление твердых бытовых отходов признано самым неэффективным способом борьбы с ними.

Какие отходы относятся к ТКО по ФККО 2019 – 2020 гг?

Обратимся к Федеральному классификационному каталогу отходов (ФККО), утвержденному приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 № 242.

В соответствии с ФККО в тип отходов коммунальных, подобным коммунальным на производстве и при предоставлении услуг населению включены следующие группы отходов:

  1. Отходы коммунальные твердые (код ФККО 7 31 000 00 00 0),
  2. Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным (код ФККО 7 33 000 00 00 0),
  3. Отходы при предоставлении транспортных услуг населению (код ФККО 7 34 000 00 00 0),
  4. Отходы при предоставлении услуг оптовой и розничной торговли, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 35 000 00 00 0),
  5. Отходы при предоставлении услуг гостиничного хозяйства и общественного питания, предоставлении социальных услуг населению (код ФККО 7 36 000 00 00 0),
  6. Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (код ФККО 7 37 000 00 00 0),
  7. Отходы при предоставлении прочих видов услуг населению ( код ФККО 7 39 000 00 00 0).

Что относится к твердым коммунальным отходам (ТКО) из группы “Отходы потребления на производстве, подобные коммунальным”

Наименование отхода Код ФККО
мусор от офисных и бытовых помещений организаций
несортированный (исключая крупногабаритный)
7 33 100 01 72 4
мусор от офисных и бытовых помещений организаций
практически неопасный
7 33 100 02 72 5
мусор от бытовых помещений судов и
прочих плавучих средств, не предназначенных для перевозки пассажиров
7 33 151 01 72 4

Отходы при предоставлении услуг в области образования, искусства, развлечений, отдыха и спорта, относящиеся к твердым коммунальным отходам (ТКО)

Наименование отходов Код ФККО
отходы (мусор) от уборки территории
и помещений учебно-воспитательных учреждений
7 37 100 01 72 5
отходы (мусор) от уборки территории
и помещений культурно-спортивных учреждений
и зрелищных мероприятий
7 37 100 02 72 5

Российская нормативно-правовая база обращения с отходами


Действующие национальные стандарты РФ в сфере ресурсосбережения. За 1994-2003 годы были разработаны и приняты МГС стран СНГ и Госстандартом России 13 следующих стандартов:

  1. ГОСТ 30166-95 Ресурсосбережение. Основные положения;
  2. ГОСТ 30167-95 Ресурсосбережение. Порядок установления показателей в документации на продукцию;
  3. ГОСТ 30772-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Термины и определения;
  4. ГОСТ 30773-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Этапы технологического цикла отходов;
  5. ГОСТ 30774-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Паспорт опасности отходов. Основные требования;
  6. ГОСТ 30775-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация, идентификация и кодирование отходов. Основные положения;
  7. ГОСТ Р 51768-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Определение ртути в ртутьсодержащих отходах производства и потребления. Основные положения;
  8. ГОСТ Р 51769-2001 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Документирование и регулирование деятельности по обращению с отходами производства и потребления. Основные положения;
  9. ГОСТ Р 52106-2003 Ресурсосбережение. Основные положения;
  10. ГОСТ Р 52104-2003 Ресурсосбережение. Термины и определения;
  11. ГОСТ Р 52107-2003 Ресурсосбережение. Классификация и определение показателей;
  12. ГОСТ Р 52108-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Основные положения;
  13. ГОСТ Р 52105-2003 Ресурсосбережение. Обращение с отходами. Классификация и методы переработки ртутьсодержащих отходов.

Все указанные стандарты направлены на решение проблем ресурсосбережения путем эффективного вовлечения отходов в промышленный оборот, использования современных методов и средств стандартизации и метрологии, необходимых для регулирования этой деятельности, в том числе с использованием таких инструментов, как паспортизация, регистрация, сертификация, лицензирование, а также идентификация, кодирование, классификация, информационное обеспечение, определение опасных и товарных (инертных) характеристик отходов.

Совершенствование российского экологического законодательства в сфере обращения с отходами Российская нормативно-правовая база в области обращения с отходами21 на сегодняшний день во многом устарела, отстает от норм международного права и требует модернизации. Государство слабо стимулирует переработку отходов. Современные экологические принципы, подходы и требования не учитываются должным образом при размещении госзаказа на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд. Изготовление продукции из вторичного сырья не является приоритетным критерием государственных закупок. Развитые страны пришли к пониманию необходимости усиления государственного регулирования в области управления отходами. Их утилизация рассматривается как самостоятельная отрасль экономики, тесно связанная с теми отраслями промышленности, где образуются соответствующие виды отходов. Пересмотр подходов к проблеме обращения с отходами в европейских странах проводится регулярно и влечет изменения в законодательстве. В России основополагающий Федеральный закон «Об отходах производства и потребления» был принят почти 15 лет назад – в 1998 году, и уже в силу этого требует корректировки. Именно на этот закон ориентируется большинство субъектов, занятых в процессе обращения с отходами. Эксперты отмечают, что в нем не закреплены:

  • приоритет утилизации над захоронением;
  • ответственность производителя за утилизацию в конце жизненного цикла;
  • запрещение ввоза неутилизируемой в качестве вторсырья упаковки;
  • необходимость применения наилучших доступных технологий. Основополагающим правовым актом ЕС в области обращения с отходами стала Рамочная директива об отходах.
Читайте также:  Проверка авто по вин коду или госномеру бесплатно

Важнейшими принципами выбранной в ЕС стратегии в области ресурсосбережения, отходопереработки и управления отходами являются:

  • предпочтение предотвращения образования отходов, а не их размещения на свалках и полигонах;
  • принцип достаточности производственных мощностей и оборудования для утилизации и размещения отходов;
  • внедрение наилучших доступных технологий без чрезмерных финансовых затрат для предприятий;
  • рациональное размещение мощностей по утилизации ближе к производственным мощностям, являющимся источником их образования (что значительно снижает транспортные издержки перемещения отходов);
  • расширение ответственности производителя за весь цикл производимой продукции;
  • соблюдение принципа «загрязнитель платит», согласно которому загрязнитель покрывает затраты на удаление отходов или минимизацию неблагоприятных последствий от них;
  • внимание к превентивным мероприятиям по недопущению ущерба окружающей среде и здоровью населению.

Список отходов включенных в ТКО

Ранее под ТКО подразумевался обычной мусор, ежедневно накапливаемый в домах, предназначенных для постоянного проживания. Условно он делился на две категории:

  • небиологическую;
  • биологическую.

После внесения изменений в законодательство в перечень ТКО добавили мусор, внешне схожий с бытовыми отходами, получаемый юридическими лицами и частными предпринимателями. Исчерпывающая информация о видах отходов включенных в список ТКО, размещена в свободном доступе на официальном портале Росприроднадзора. На сайте также можно бесплатно проконсультироваться в вопросе происхождения бытовых отходов.

По утверждению экспертов ТКО является частью общей классификации ФККО, в перечень которой входит:

  • мусор после уборки территорий населенных пунктов;
  • сор растительного происхождения после стрижки зеленых насаждений;
  • офисные и бытовые отходы разных компаний;
  • мусор после предоставления торговых, социальных, развлекательных услуг;
  • крупные и мелкие коммунальные отходы;
  • мусор с гостиниц, аэропортов, вокзалов.

По статистике половина мусора может перерабатываться. Остаток утилизируют или вывозят на свалки. Локация полигона подбирается региональной администрацией после согласования с жителями города, села или другого пункта.

Утилизация ТКО — распространенные способы

Проблема с коммунальным мусором актуальна для всех российских регионов. На территории РФ используют 4 способа утилизации отходов. Обычно мусор перерабатывается путем:

  1. Сжигания. Способ финансово экономичен. Однако при сгорании токсичные вещества выделяются в атмосферу. Это пагубно отражается на экологической ситуации в стране.
  2. Захоронения. Способ популярен, так как недорогой. Но для удовлетворения потребностей населения в вывозе мусора, особенно в больших городах, требуются огромные свободные площади.
  3. Компостирования. Такой вариант используют для отходов растительного и пищевого происхождения. Проблема заключается в предварительной сортировке мусора на органический и неорганический.
  4. Повторного использования. Такой способ распространяется на искусственные материалы. Повторное применение подходит для металлолома, пластика и стекла, которые являются вторичным сырьем.

Состоянием на 2022 год в России нет рационально организованной системы обращения с ТКО по сравнению со странами Европы. Однако в перспективе намечаются положительные результаты благодаря внедрению новой экологической программы. Она направлена на повышение качества сортировки и переработки мусора объемом до 60% к 2024 г.


Похожие записи:

Добавить комментарий