Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Единый налоговый платеж: что нас ждет в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
ТК РФ не устанавливает порядок расчета и сумму аванса. Поэтому при определении размера выплаты нужно полагаться на разъяснения от Минтруда и Роструда, а также учитывать внутренние особенности предприятия. Аванс сотрудника можно посчитать по отработанному времени. Также его допустимо определять по процентному соотношению от зарплаты. Письмо Минтруда № 14-4-1702 предполагает, что за первую половину месяца работник должен получить оплату за реально отработанное время, причем по установленному окладу либо тарифной ставке.
III. Новые сроки уплаты налогов и представления отчетности
В целях реализации нового порядка администрирования унифицированы сроки представления налоговой отчетности и уплаты налогов (авансовых платежей). Приведем новые сроки относительно основных налогов:
Налог | Срок представления отчетности | Срок уплаты | Норма НК РФ |
---|---|---|---|
НДС (налогоплательщик, налоговый агент) | не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом | не позднее 28-го числа каждого из трех месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом | п. 1, п. 4, п. 5 ст. 174 |
Налог на прибыль | не позднее 25 календарных дней со дня окончания отчетного периода | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за отчетным периодом; налог – не позднее 28 марта года, следующего за налоговым периодом |
п. 1, п. 2, п. 4 ст. 287, п. 3 ст. 289 |
НДФЛ | 6-НДФЛ за I кв., полугодие, 9 мес. – не позднее 25-го числа месяца, следующего за соответствующим периодом. В 6-НДФЛ за I кв. отражаются суммы, удержанные в период с 1 января по 22 марта включительно, за полугодие – в период с 1 января по 22 июня включительно, за 9 мес. – в период с 1 января по 22 сентября включительно; за год – не позднее 25 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
алог, удержанный за период с 23-го числа предыдущего месяца по 22-е число текущего месяца – не позднее 28-го числа текущего месяца; налог, удержанный за период с 1 по 22 января – не позднее 28 января; налог, удержанный за период с 23 по 31 декабря – не позднее последнего рабочего дня календарного года; в отношении НДФЛ с дивидендов, выплачиваемых АО, – не позднее 28-го числа месяца, следующего за месяцем выплаты |
п. 6 ст. 226, п. 9 ст. 226.1, п. 2 ст. 230 |
Страховые взносы | не позднее 25-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом | не позднее 28-го числа следующего календарного месяца | п. 3, п. 7 ст. 431 |
Налог, уплачиваемый при применении УСН | организации – не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 25 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог: организации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом; ИП – не позднее 28 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 7 ст. 346.21, п. 1 ст. 346.23 |
транспортный налог (для организаций) | авансовые платежи – не позднее 28-го числа месяца, следующего за истекшим отчетным периодом; налог – не позднее 28 февраля года, следующего за истекшим налоговым периодом |
п. 1 ст. 363 | |
налог на имущество организаций | не позднее 25 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом | п. 1 ст. 383, п. 3 ст. 386 |
VII. Чего ждать в новом году
На начало 2023 г. ФНС сформирует сальдо единого налогового счета каждой организации и каждого физического лица на основании имеющихся у налоговых органов по состоянию на 31 декабря 2022 года сведений о суммах неисполненных налоговых обязательств, излишне перечисленных денежных средств, внесенных авансовых платежей.
В суммы неисполненных обязанностей не будут включены:
- недоимки, по которым по состоянию на 31 декабря 2022 года истек срок их взыскания;
- недоимки по налогам, сборам, страховым взносам, задолженности по пеням, штрафам, указанным в оспариваемом в судебном порядке решении о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, исполнение которого приостановлено по состоянию на 31 декабря 2022 года полностью или в части в результате принятия судом обеспечительных мер.
- налога на профессиональный доход, госпошлины, в отношении уплаты которой не выдан исполнительный документ, сборов за пользование объектами животного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов, авансовых платежей по НДФЛ в отношении иностранных граждан, работающих по найму на основе патента (эти платежи не пропадут, но учитываются они ФНС России отдельно – не на едином налоговом счете);
- налогов, авансовых платежей, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, если со дня их уплаты прошло более трех лет.
Излишне перечисленными для отражения на едином налоговом счете не будут признаны суммы:
Выплата зарплаты регулируется ч. 6 ст. 136 ТК РФ и обязывает работодателя рассчитываться с работниками минимум каждые полмесяца. Точные даты компания определяет самостоятельно. Крайним сроком для аванса будет 30 число текущего месяца, для второй части заработной платы – 15 число следующего. Сведения о сроках должны закрепляться во внутренних документах компании, включая ПВТР, положение об оплате трудовой деятельности, а также трудовые либо коллективные договоры.
Важно устанавливать конкретные даты, а не вписывать размытые формулировки. Например, если зафиксировать выплаты «не позднее 10 и 25 числа каждого месяца», то могут возникнуть недопонимания, касающиеся определения того, в какие дни выдают аванс и вторую часть зарплаты. Правильный подход с конкретикой обезопасит компанию.
Хотя с 2023 года потребуется удерживать НДФЛ с авансовой выплаты, срок ее выдачи менять не придется. Это можно сделать, если хочется сдвинуть время уплаты налога с аванса и выиграть время для формирования уведомления.
Новые правила позволят налоговым агентам выплачивать НДФЛ со всех доходов один раз в месяц. За расчетный период принимается промежуток от 23 до 22 числа, кроме декабря и января. Уведомление же по размеру НДФЛ, удержанному в рамках установленного срока, потребуется подать до 25 числа текущего месяца.
В качестве примера можно рассмотреть условный перенос работодателем дня выплаты аванса, обусловленного новыми правилами. Если авансовая часть зарплаты выдается до 22 числа, то уведомление по НДФЛ потребуется подать до 25 числа того же месяца. Удержанную же сумму нужно перечислить в течение трех суток, до 28. Если выплату аванса сдвинуть на 23 число, то в расчетном периоде этот день будет следующим месяцем, а вместе с этим переместятся даты уведомления и налогового платежа. Туда же попадет вторая часть зарплаты. Поэтому фактически компания будет готовить уведомление по всему НДФЛ за месяц и выплачивать налог по полной заработной плате.
Если работодатель переносит срок выплаты аванса, то придется сдвигать дату выдачи зарплаты, чтобы сохранить между этими днями промежуток в полмесяца, установленный в ч. 6 ст. 136 ТК РФ. Порядок же изменений такого характера зависит от документов, где ранее были прописаны правила.
Когда сроки зафиксированы трудовым договором, потребуется внести корректировки именно в него. За два месяца до вступления в силу изменений нужно уведомить работников, а также подготовить дополнительное соглашение, где будут указаны новые даты выплаты аванса и зарплаты. Также допустимо просто убрать из договора пункт о сроках выдачи заработной платы и оставить отсылку на ПВТР. Если же даты выплат закреплены в последних, то есть внутри правил внутреннего трудового распорядка, то потребуется издать приказ о корректировке документа, с которым должны под подпись ознакомиться все работники. Точных сроков для таких изменений не установлено, но сделать их лучше в ноябре.
Исключения для бюджетников
Российские бюджетные учреждения имеют значительные преимущества в авансировании по налогу на прибыль. Рассмотрим особенности, как рассчитать авансовые платежи по налогу на прибыль за 3 квартал 2022 года таким организациям. Чиновники определили, что все организации бюджетного или автономного типа вправе перечислять аванс один раз в квартал. Причем общая сумма дохода за предшествующие четыре квартала не имеет никакого значения.
Если бюджетное учреждение — это театр, библиотека, музей или концертная организация, то такие субъекты вправе перечислять налоги по прибыли только один раз в год по итогам налогового периода. То есть театры, музеи, библиотеки и концертные организации освобождены от исчисления и уплаты ежеквартальных и ежемесячных авансов.
А вот казенным учреждениям повезло меньше. Если организация казенного типа обязана уплачивать ННПО, то периодичность перечислений по этому налоговому обязательству определяется по общим принципам. То есть в зависимости от общей суммы дохода, полученной в предшествующих четырех кварталах.
Пример расчета аванса по налогу на прибыль
Приведем пример расчета ежемесячных авансовых платежей по налогу на прибыль для юридических лиц.
Казенное учреждение «Механический завод» — на ОСНО. Налогооблагаемая база за 9 месяцев — 100 000 000 рублей. Сумма авансов, уплаченных за 9 месяцев, — 13 500 000 рублей. Сумма прибыли за 6 месяцев составляла 60 000 000 рублей.
Считаем общую сумму: АПотч.пр. = 100 000 000 × 20% = 20 000 000 рублей.
Исчисляем АП к уп. = 20 000 000 — 13 500 000 = 6 500 000 рублей.
Следовательно, КУ «Механический завод» обязано перечислить в ИФНС авансирование за 3-й квартал в сумме 6 500 000 рублей.
Кроме того, необходимо рассчитать ежемесячные авансовые платежи, уплачиваемые предприятием за 4-й квартал.
Считаем сумму налога на прибыль за 3-й квартал: 100 000 000 × 20% — 60 000 000 × 20% = 8 000 000 рублей.
Ежемесячный авансовый платеж в 4-м квартале: 1/3 × 8 000 000 = 2 666 667 рублей.
Ежемесячный авансовый платеж в 1-м квартале следующего года равен перечислениям в октябре-декабре, то есть тоже 2 666 667 рублей.
Ответы на частые вопросы:
Постановление обязательно для всех заказчиков?
Нет. Постановление обязательно только для заказчиков- получателей федерального бюджета. Обычно это можно понять из названия заказчика или из контракта, в котором указывается за счет каких денег финансируется закупка.
Заказчики теперь обязаны указывать аванс?
При дословном прочтении текста постановления, а именно фразы «заказчики предусматривают», полагаю, что это должно быть обязанностью заказчиков. Инициатива Правительства и была направлена на финансирование поставщиков.
Но совсем недавно Минфин, Казначейство и ФАС выразили позицию, что это право заказчиков, а не их обязанность. Хотя стоит отметить, что официальных разъяснений еще нет. Надеюсь, в ближайшее время по этому вопросу будут разъяснения ведомств.
Какую сумму аванса заказчик должен указать в моем контракте?
Однозначно ответить на этот вопрос нельзя. Все зависит от лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателей средств федерального бюджета на указанные цели, и условий контракта.
В уже заключенные контракты заказчик сам должен внести изменения об авансе?
К сожалению, нет, такой обязанности не установлено. Естественно, со стороны Заказчика может исходить такая инициатива, но в реальности такие случаи редки.
Внести изменения об авансе в уже действующие контракты – не обязанность, а право Заказчика. Такое изменение вносится по соглашению сторон путем заключения дополнительного соглашения по правилам п. 65.1. ст. 112 Закона о контрактной системе. Поставщику при этом нужно доказать, что возникли независящих от сторон контракта обстоятельства, влекущие невозможность его исполнения, представить необходимое обеспечение контракта.
Плюсы и минусы удержания с аванса
Последствия нововведений могут не понравиться сотрудникам бухгалтерии – объем работы увеличится, так как расчет НДФЛ будет выполняться минимум дважды в месяц с аванса и зарплаты. Владельцам бизнеса такой подход выгоден – если у работника в конкретном периоде предполагается только авансовое перечисление средств, можно с него удержать единый налог за весь месяц.
Отпадает необходимость в применении коэффициента 0,87 при расчете аванса. Коэффициент позволял работодателю снизить риски, связанные с неожиданным увольнением сотрудника, имеющего задолженность по НДФЛ – в распоряжении оставалась сумма, которую можно пустить на выплату налога. Ранее Министерства труда и финансов негативно относились к любым удержаниям из авансовых начислений. Теперь они являются законными.
Новый порядок сопровождения гособоронзаказа в 2022 году
Правительство РФ разработало проект, утвердивший новый порядок взаимоотношений организаций с Казначейством по ГОЗ:
- Контроль всех контрактов по ГОЗ стоимостью более 300 тыс. руб.
- Все финансовые действия происходят на счетах, открытых в ТОФК.
- Счета открываются после проверки информации о головном исполнителе или исполнителе на следующий день после окончания контроля. Заказчики подтверждают открытие лицевого счета исполнителю.
- За каждым соглашением закрепляется код госконтракта, который следует указывать во всех платежных документах.
- Списание производится после санкционирования расходов. Санкционирование — это проверка соответствия источников поступления средств и их расходов.
- Действия с лицевым счетом реализуются в специальном режиме и только при наличии идентификатора госконтракта.
- Заказчик отчитывается перед ФК после полного исполнения обязательств.
Кто такие бюджетники в России
Юридические лица в России могут создаваться не только гражданами или другими организациями, но и Российской Федерацией, субъектами РФ, муниципальными образованиями. От имени этих публичных образований предприятия создаются уполномоченными органами (департаментами, отделами, другими подразделениями). За счет бюджетов могут прямо или косвенно финансироваться:
- казенные предприятия, чье имущество полностью принадлежит государству или муниципалитету, а все доходы перечисляются в бюджет;
- унитарные предприятия в различных отраслях деятельности, которые используют переданное имущество для получения дохода;
- государственные и муниципальные учреждения культуры, образования, здравоохранения, спорта, иных сфер деятельности.
Унитарные предприятия могут сами зарабатывать доходы, которые могут идти и на выплаты бюджетникам. Но даже если доходов не будет, зарплата зарплаты гарантирована бюджетами соответствующих уровней.
Как 44-ФЗ регулирует авансирование
Закон о контрактной системе не предусматривает особенных норм для авансирования, предварительные авансы по контрактам в 2021 году — это право, а не обязанность госзаказчика. Он сам определяет, установить предоплату или нет. Учитываются целесообразность для объекта закупки, бюджетные ограничения.
Размер обеспечения исполнения контракта (ОИК) зависит от величины аванса. Его необходимо увеличить до суммы предоплаты, когда определенный 44-ФЗ размер обеспечения оказался меньше предоплаты, установленной заказчиком. Это правило прописано в ч. 6 ст. 96 Закона о контрактной системе.
Обратим внимание на связь антидемпинговых мер и размера аванса. Если увеличенный в полтора раза размер обеспечения исполнения госконтракта меньше авансирования, то требуется установить размер обеспечения, равный размеру аванса. Это прописано в ч. 1 ст. 37 44-ФЗ.
В Федеральной контрактной системе не указаны конкретные виды работ по 44-ФЗ, разрешенные к предоплате: если федеральными законами и локальными нормативами не запрещено авансирование по тем или иным работам или услугам, заказчики вправе включить условие о предварительной оплате в госконтракт.
Эксперты КонсультантПлюс разработали путеводитель по всем условиям госконтракта. Используйте эти инструкции бесплатно, чтобы не нарушить закон и не получить штраф.
Для организаций — получателей средств федерального бюджета авансирование не предусмотрено при поставке некоторых товаров и оказании услуг по установленному правительством перечню (Распоряжение Правительства №21-р от 16.01.2018). В перечень входят:
Если предметом контракта является товар, работы или услуги (ТРУ) из Распоряжения №21-р и не включенные в этот перечень ТРУ, то аванс нельзя установить (п. 20 Положения об исполнении бюджета).
Получатели средств федерального бюджета при заключении договоров или госконтрактов, которые указаны в п. «а» и «б» п. 18, предусматривающих отдельные этапы и оплату, не включают в такие контракты условие о выплате авансового платежа на последнем этапе исполнения договора или госконтракта, если иное не установлено в Положении или другом акте Правительства (п. 19 Положения об исполнении бюджета).
Предоплата бюджетным учреждением
У нас такой вопрос. Может ли бюджетное учреждение производить 100% предоплату или частичную предоплату, например 30%, за выполнение строительных работ по контракту подрядчику, а также за поставку стройматериалов? Как вообще правильно прописать в контракте условия оплаты?
Для федеральных бюджетных учреждений ограничения по объему авансовых платежей не установлены. При заключении контракта они могут предусмотреть авансовый платеж в любом размере (в т. ч. 100%-ную предоплату).В случае, если учреждению будут доводиться ЛБО по КФО 1 (как получателю бюджетных средств),то следует придерживаться порядка авансирования, установленного для учреждений ПБС федерального уровня в Постановлении Правительства РФ от 27.12.2022 № 1563 (см.Справочник 2).
Может ли Бюджетное Учреждение Заплатить Предоплату Без Выставления Счета
Если стороны договорились заключить договор в определенной форме, он считается заключенным после придания ему условленной формы, хотя бы законом для договоров данного вида такая форма не требовалась. Пример такого договор-счета. В этом образце обратите внимания на пункт 5. Советую в свои документы такой пункт вставлять. уже знаю, что когда ФНС запрашивает доки, то не только накладные (в вашем случае акты) и счета-фактуры, но и договора очень хотят видеть. Если с писаниной не хотите заморачиваться — скачайте рыбу договора и сделайте ее под себя один раз (сложный не нужно договор) и используйте его на здоровье. Отвечает Ольга Трошина, старший эксперт Бесплатная юридическая консультация предоставляется только практикующими юристами и адвокатами Москвы, имеющими опыт работы в различных отраслях права более 20 лет.
Авансирование по 44-ФЗ в 2022 году: в каких закупках предусмотрен аванс?
Под бюджетными обязательствами в законодательстве РФ понимаются обязательства по совершению государственным учреждением расходов в рамках того или иного финансового года (ст. 6 БК РФ). Принятие соответствующих обязательств является одной из составляющих процесса исполнения бюджета по расходам наряду с такими процедурами, как (п. 2 ст. 219 БК РФ):
- принятие и подтверждение финансовых обязательств;
- санкционирование выполнения финансовых обязательств;
- подтверждение выполнения финансовых обязательств.
Учреждение, являющееся получателем бюджетных средств, принимает различные обязательства в пределах лимитов (п. 3 ст. 219 БК РФ).
В соответствии с нормами ст. 6 БК РФ, наряду с бюджетными обязательствами учреждения могут иметь также денежные обязательства — те, что предполагают перечисление учреждением денежных средств в пользу управомоченной стороны по договору (например, трудовому или гражданско-правовому).
Как правило, наличие бюджетного обязательства предполагает последующее возникновение и денежного, однако отождествлять их не следует.
Бюджетное обязательство — то, что учреждению предстоит выполнить в соответствии с плановыми расходами распорядителя бюджетных средств. Как только учреждение получает от распорядителя денежные средства на выполнение конкретных бюджетных обязательств, то у него возникает обязательство уже денежное.
Пример
Заключив контракт с поставщиком мебели на сумму всего 600 000 руб., учреждение приобретает бюджетные обязательства на эту сумму. После того как поставщик, в соответствии с условиями договора, поставил первую партию мебели на 200 000 руб. и выставил счет за нее, то возникает уже денежное обязательство по оплате поставки 200 000 руб. Бюджет перечисляет на счет учреждения данную сумму в целях исполнения учреждением возникшего финансового обязательства.
Бухгалтерский учет бюджетных и денежных обязательств ведется раздельно. Обязательства учреждения могут появляться вследствие заключения государственных контрактов, различных договоров со сторонними хозяйствующими субъектами.
Принятие обязательств государственными и муниципальными учреждениями предполагает отражение соответствующих операций в регистрах бухучета с применением особых проводок. Рассмотрим их специфику.
Предположим, государственное учреждение заключило договор со сторонней фирмой на оказание консультационных услуг.
Факт принятия учреждением бюджетных обязательств на всю сумму договора с поставщиком отражен проводкой
- Дт 1 501 13 226;
- Кт 1 502 11 226.
Счет 1 501 13 226 используется нами, поскольку включает коды:
- 1 — отражающий факт принятия обязательств за счет бюджетных средств;
- 501 — показывающий принятие бюджетных обязательств по лимиту;
- 13 — отражающий факт санкционирования лимитов в текущем году;
- 226 — показывающий, что учреждение оплачивает услуги (по КОСГУ).
Счет 1 502 11 226 задействуется нами, поскольку включает коды:
- 502 — отражающий, собственно, факт принятия учреждением бюджетных обязательств;
- 11 — показывающий, что обязательства относятся к текущему финансовому году.
Факт принятия хозяйствующим субъектом денежных обязательств (их сумма определяется условиями договора и может быть меньшей, чем сумма бюджетных обязательств — например, если вносится прописанный в договоре аванс) отражается проводкой:
- Дт 1 502 11 226;
- Кт 1 502 12 226.
В свою очередь, код Кт 1 502 12 226 используется нами, поскольку:
- включает код вида 502, который отражает факт принятия учреждением собственно финансовых обязательств;
- включает код 12, который показывает, что финансовое обязательство относится к текущему финансовому году.
Для заказчика предоплата по 44-ФЗ в бюджетном учреждении имеет как положительные, так и отрицательные моменты.
Преимущества | Недостатки |
---|---|
Возможность предварительно заказать нужную продукцию,
закупить расходные материалы, привлечь к исполнению желаемого субподрядчика |
Риск потерять договор. Есть недобросовестные поставщики, которые, получив аванс, не выполняют обязательства |
Как ИФНС посчитает совокупную обязанность.
Налоговики будут определять совокупную обязанность организации (ИП) в рублях на основании (п. 5 ст. 11.3 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023):
- налоговых деклараций и расчетов, в том числе уточненных, представленных самим плательщиком. Напомним, что с 2023 года устанавливаются единые сроки сдачи отчетности — как правило, не позднее 25 числа месяца, следующего за истекшим отчетным / расчетным периодом, и единые сроки уплаты налогов — не позднее 28 числа месяца, следующего за истекшим периодом. То есть сначала — отчетность, потом — уплата налогов, сборов, взносов;
- уведомлений об исчисленных суммах налога, представленных в ИФНС. Их должны будут подавать организации и ИП, если срок уплаты для налога установлен раньше, чем срок представления отчетности по этому налогу, либо если такую отчетность вообще сдавать не нужно (п. 9 ст. 58 НК РФ в ред., действ. с 01.01.2023). Напомним, что по действующему порядку все, кто добровольно перешел на ЕНП в 2022 году, должны представлять такие уведомления за 5 рабочих дней до крайнего срока уплаты соответствующего налога;
- налоговых уведомлений;
- решений налоговых органов (о предоставлении рассрочки, о привлечении к ответственности за совершение налоговых правонарушений, об отмене решений о возмещении суммы налога и др.);
- судебных актов, касающихся сумм, учтенных на ЕНС;
- исполнительных документов о взыскании государственной пошлины;
- иных документов, влияющих на обязанность организации (ИП) уплатить налоги, сборы и иные обязательные платежи.