Детское воровство: почему это происходит в хороших семьях?

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Детское воровство: почему это происходит в хороших семьях?». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Протест как причина воровства

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Почему крадут дети, у которых всё есть?

Нередко кражи совершают дети из состоятельных семей, которые ни в чём не нуждаются. Почему так происходит? Ребёнок хочет занять в жизненной иерархии особое место, хочет выбиться из общего ряда, показать, что он значим, что он может быть лидером. Если кража удалась и вора не нашли, ребёнок ощущает себя могущественным, «крутым» — он всех обманул, он умнее всех.

Надо ещё учитывать, что у нас сейчас преступный мир очень романтизируется в массовой культуре. Хотя, если обратиться к прошлому, то можно и там найти отношение к преступлениям как к чему-то доблестному. Вспомним того же Робина Гуда — он ведь самый обыкновенный разбойник, для которого нормально прийти и отобрать чужое добро. Удобно потом раздать его и прослыть щедрым! Но он не заработал всё это потом и кровью, не приложил никакого труда — так какое право он имел распоряжаться?

Что делать родителям, если ребенок ворует. Как отучить ребенка воровать?

Во-первых, нужно быть на стороне ребенка, потому что вы его опора и поддержка в любом случае. Будьте рядом, чтобы он это чувствовал.

Не стоит кричать, ставить клеймо и обзываться («воровка!»). Лучше разобраться в ситуации: какие мотивы были у ребенка? Можно обратиться к психологу, который поможет посмотреть на ситуацию со стороны, подскажет, что делать дальше.

Не нужно пытаться «замять» ситуацию, скрыть. Ребенку должно быть стыдно, он должен понять последствия своего поступка, чтобы такое больше не повторилось и не привело к еще худшим последствиям. Иногда одних разговоров и увещеваний мало, ребенок должен «прожить» ситуацию, испытать на себе весь этот гнев, осуждение, чувство вины и стыда.

Родители девочки тоже побеседовали с психологом. Когда они узнали о группе подростков в школе, они перевели девочку в другую школу. Мама поняла, что слишком идеализировала дочку, поведение девочки могло быть протестным, потому что ребенку сложно быть все время идеальным. Родители поняли, что их стиль воспитания был слишком опекающим, они многое решали за ребенка. Они не видели за созданным образом личность, с ее желаниями, ее потребностями.

С девочкой мы обсуждали ценности, самооценку, дружбу и любовь. Придумывали разные способы, как можно стать интересной для сверстников более экологичными способами.

Мама и папа, кипящие от возмущения, гнева, недоумения и боли, привели на прием двенадцатилетнюю девочку. «Объясните нам, с ней все в порядке, она нормальная?!» После нескольких долгих и томительных минут они смогли рассказать, что же случилось. «Мы были в гостях у друзей, с которыми дружим уже много лет. После вечеринки друзья пошли нас провожать. В это время Аня (имя изменено) стала хвастать новыми украшениями. На вопросы о том, откуда они у нее, говорила, что подарила одноклассница. Как оказалось потом, эти украшения она украла у дочери друзей. Мы не знаем, как теперь смотреть в глаза этим людям, а ей хоть бы что. Конечно, на следующий день папа пошел с ней возвращать украденное. Мы ожидали, мы очень надеялись, что это станет для нее тяжелым испытанием, уроком на всю жизнь!.. Но понимаете, она не раскаивается, она ведет себя так, как будто ничего не случилось… Уже на обратной дороге, после того, как вернули украшения, Аня пыталась беззаботно заговаривать с папой о каких-то пустяках и, вообще, было видно, что ей не стыдно, что она не понимает, что сделала что-то ужасное. Мы просто потерялись после всего этого. Мы не знаем, как это понять и объяснить. Ведь она была всегда такой хорошей девочкой».

Все это рассказывала мама, возбужденная, возмущенная, переполненная гневом и стыдом. Папа в это время сидел отрешенный, глядя в одну точку. Было видно, что оба они страдают и потрясены тем, что сделала их дочь. Их дочь, которая, как выяснится позже, всегда была предметом гордости родителей и источником, питавшим их самолюбие.

Девочка очень рано стала опережать в развитии своих сверстников, почти круглая отличница, она была очень начитана и имела широкий кругозор. Могла свободно поддерживать беседу практически на любую тему. Очень хорошенькая и живая во всех своих проявлениях, она легко вызывала симпатию у собеседника. Вот только друзей среди сверстников у нее не было. И поделиться своими проблемами ей было не с кем: родители ждали от нее только сногсшибательных успехов.

Очень сильное впечатление на меня производил взгляд ее черных глубоких глаз: проникновенный и недетский, временами просто завораживающий.

Мама продолжала:

«Я понимаю, все дети воруют. И мы в детстве таскали яблоки из соседских садов. Но если бы я оказалась сейчас на ее месте, да я бы от стыда сгорела, я бы… не знаю… а ей хоть бы хны… как так можно?! Я уже не знаю, нормальная она или нет. Скажите, почему она так себя ведет?»

Дальше стал рассказывать папа:

«Вы знаете, ведь у нее есть одна странность…» Он сделал паузу, встал и начал медленно расхаживать по кабинету. «Да, одна странность… Аня разговаривает со своими фантазиями… в любом месте… в любое время… Это пугает…»

На этом я прерву изложение этого случая. Но хочу заметить, что Аню консультировал детский психиатр, профессор из института Бехтерева и констатировал отсутствие каких-либо психических заболеваний. Да, у Ани есть проблемы, и она нуждается в помощи психолога, но она психически здорова.

Мама пришла на прием с сыном десяти лет. Очень крупный для своих лет и упитанный, он сидел, лениво развалившись на диване, и, казалось, не проявлял никакого интереса к тому, что происходило в кабинете. Время от времени, не обращая внимания на то, что мама была занята разговором со мной, он наклонялся к матери и что-то шептал ей на ухо. Прийти на прием ко мне маму вынудила ситуация недельной давности.

«Я узнала, что Миша (имя изменено) подговорил своего приятеля, мальчика младше его, вытащить кошелек у мужчины, который спал пьяный на скамейке в парке. Он взял из кошелька деньги и велел приятелю вернуть его на место. Вы представляете? Я, конечно, пыталась выяснить, зачем он это сделал, но он молчит, он ничего не говорит, молчит и все. Либо у него начинается истерика, и мне становится страшно. И еще — он таскает деньги у меня из сумочки».

Мама выглядела подавленной. Ее голос, низкий, монотонный и усыпляющий, был голосом уставшей от жизни женщины, молодой еще женщины, уставшей от одиночества и бесконечной работы. Она рассказала также о том, как вымотана до последнего вздоха многолетней борьбой с этим трудно ей доставшимся ребенком, который с самого раннего детства был ее болью, счастьем и проклятием.

«Вы знаете, с ним вообще трудно о чем-либо говорить. Он сильнее меня. Я не могу ему отказывать. Он может часами плакать, когда его кто-нибудь обижает: я, или одноклассники, или папа, с которым мы в разводе. На улице он может убежать куда-нибудь, сломя голову, а дома закрывается в ванной и начинает кричать: «Убивают! Помогите, убивают!» Что делать? Я уже не знаю. Я что только ни пробовала, куда только ни обращалась».

Если, не смотря на всю заботу, любовь и ласку, проявленную в общении с малышом, в вашем доме по-прежнему появляются безделушки неизвестного происхождения – это повод для беспокойства. Возможно, ребенок действительно страдает редким заболеванием – клептоманией. Но не спешите навешивать на него ярлык психического расстройства, лучше серьезно задумайтесь о профессиональной помощи психолога или психотерапевта.

Читайте также:  Пособие матери-одиночке в 2022 году

Важно понять: при клептомании воровство — это следствие, вторичные проблемы по отношению к внутренним изъянам психики ребенка. У детей, страдающих клептоманией, просто нет способности контролировать свои импульсы и понимать свое поведение. Следовательно, чтобы ребенок с психическим расстройством перестал воровать, его нужно лечить. Но помните, столь серьезный диагноз, как клептомания, может поставить только профессиональный психотерапевт.

Как нельзя вести себя с ребёнком, который крадёт деньги

«Пусть лучше у меня совсем не будет сына, чем будет сын вор!»

(из рассказа Н. Н. Носова «Огурцы»)

Прежде всего следует помнить: принцип презумпции невиновности действует не только в суде, но и в домашнем воспитании. Не следует обвинять без достаточных на то оснований — пока ребёнок «не пойман за руку». Но даже тогда, когда вина очевидна, и вы вынуждены проводить строгую воспитательную беседу, постарайтесь воздержаться от использования слов «преступление», «кража», «вор». Не угрожайте обратиться в полицию, не сравнивайте ребёнка с отрицательными героями, не проводите беседу при свидетелях. И не вспоминайте прошлых подобных ситуаций, о которых ребёнок уже пожалел сполна.

Совет, что делать родителям, если ребёнок ворует деньги, даёт психолог М. М. Кравцова: «Будьте предельно осторожны, проявляйте чуткость, помните, что перед вами не вор-рецидивист, а ваш сын или дочь. Поспешив, дав волю своему негодованию, вы можете испортить ребенку жизнь, лишить его права на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе». [2]

Детское воровство — причины и профилактика

ДЕТСКОЕ ВОРОВСТВО – ПРИЧИНЫ И ПРОФИЛАКТИКА

Детское воровство – одна из самых мучительных проблем, над причинами которой ломают головы тысячи недоумевающих родителей во всем мире.

«Если ситуация безвыходная, выходи через вход» — говорит народная мудрость. Зная причины воровства ребенка, можно благополучно с этим явлением бороться.

Каковы же причины детского воровства? Оказывается, причин этого явления множество, и первое, что необходимо знать всем родителям, – в каждом возрасте они свои.

Вряд ли кому-то придет в голову считать 2-4-хлетнего малыша вором. У ребенка в 2 — 4 года еще не сформированы понятия «свое – чужое». Формирование этих понятий – задача родителей. Причиной того, что ребенок взял чужое чаще всего бывает непреодолимое желание владеть понравившейся вещью.

Возраст 4-7 лет — возраст формирования нравственных привычек, но это еще не значит, что они уже закрепились. Как правило, дети уже в состоянии различать «мое» и «не мое», имеют понятие о личном пространстве, личной собственности.

Но, с другой стороны, ребенку часто бывает трудно обуздать импульсивность своих желаний, и это может приводить к воровству.

В этом возрасте ребенку уже небезразлично его место в группе сверстников, и он способен сознательно и целенаправленно достигать желаемого, выбирая для этого все доступные способы, и кража – один из них.

Произвольное поведение, подчиненное внутренним социальным нормам, обычно формируется к 6-7 годам. Но у некоторых детей с этим возникают трудности.

Обычно эти дети более подвижны и возбудимы, им трудно не только сдерживать свои желания, но и просто спокойно сидеть на уроке и внимательно слушать учителя.

Причиной импульсивности могут быть особенности темперамента (повышенная активность), и временные невротические реакции на какие-либо психические травмы (развод родителей, переезд, поступление в школу), и серьезные психические отклонения (например, олигофрения).

Можно условно выделить три основные причины детского воровства:

1. Сильное желание владеть понравившейся вещью, вопреки голосу совести.2. Серьезная психологическая неудовлетворенность ребенка.

3. Недостаток развития нравственных представлений и воли.

Каковы же причины детского воровства?

1. Неблагополучие в семейной сфере, нехватка родительской любви, желание привлечь к себе внимание.

Возможно, родители слишком сосредоточены на своих делах, возможно, есть неблагополучие в супружеских отношениях, возможно, родился младший братик (сестренка) и ему (ей) предназначается теперь большая часть родительской любви.

Ребенок чувствует себя одиноким и заброшенным, ему кажется, что родители уделяют ему меньше внимания, или что его не любят, или что к нему несправедливы. И тогда он может взять у мамы из сумки деньги или какую-то вещь, но всегда таким образом, что пропажа легко обнаруживается. Сами деньги ребенку не очень-то и нужны.

Воровство, в данном случае, средство обратить на себя внимание родителей, крик о помощи. Бывает так, что не найдя поддержки и понимания в семье, ребенок начинает воровать вне семьи. Создается ощущение, что он делает это назло вечно занятым и недовольным родителям или мстит более благополучным сверстникам.

Тех детей, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегии.

Когда тебя наказывают, это все же лучше, чем когда тебя вообще не замечают. В таких случаях рекомендуется игнорировать факт воровства или отнестись к нему как к рядовому событию.

Родителям необходимо побольше общаться с ребенком, обязательно одобрять его действия (если есть пусть даже небольшой повод).

Необходимо у ребенка выработать чувство собственной значимости, признания, принятия в семье и понимания, дать понять, что лучше делать одобряемые родителями и обществом поступки, чем негативные.

2. Воровство может быть способом самоутверждения, что тоже является свидетельством психологического неблагополучия ребенка. Он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать расположение кого-либо (различными угощениями или красивыми вещами).

Если ребенку не хватает родительского внимания, ему не хватает признания, ощущения чувства значимости в своей семье, он может пытаться искать это в группах сверстников. Э.Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, хорошее отношение к ним в классе, наличие друзей и материального достатка.

Например, ребенок, укравший дома деньги и накупивший на них конфет, раздает их другим детям, чтобы таким образом купить их любовь, дружбу, хорошее отношение. Ребенок повышает собственную значимость или пытается обратить на себя внимание окружающих единственно возможным, по его мнению, способом. Так могут поступать старшие дошкольники и младшие школьники.

В подростковом возрасте могут иметь место «кражи престижа», кражи «на спор» из-за желания утвердится в группе.

Искать глобально решение данной проблемы следует в отношениях родителей с ребенком.

Необходимо работать с причиной — а причина здесь в низкой самооценке, в несформированности навыков общения. Так же стоит обсудить тему «дружба», поговорить о том, как правильно знакомиться с ребятами, как их заинтересовать и пр. — всё это нужно объяснять своему ребёнку, а если понадобиться, то проиграть с ним соответствующие ситуации.

Стоит также объяснить, что таким способом завоевать авторитет у группы сверстников вряд ли удастся, для этого есть другие, более достойные способы. Можно, например, устроить детский праздник (вечеринку, совместную поездку на пикник), пригласить друзей ребенка.

При этом важно подчеркивать перед друзьями значимость ребенка, оказывать ему уважение, показывать, как с ребенком считаются.

Важно выявлять у ребенка способности и таланты — это очень поднимает самооценку у самого ребенка и в глазах его сверстников.

3. Ребенок может украсть игрушку, которой перед ним долго хвастались, его обижали. Он украл, чтобы отомстить обидчику. «Заберу машину у Сашки за то, что он меня побил» — рассуждает ребёнок.

В этом случае важно помочь выработать ребенку правильную позицию и поведение в таких ситуациях. То есть ребёнок хорошо понимает, на что он идёт и зачем он это делает.

Борьба с воровством подобного плана осуществляется так же как в предыдущем случае с помощью объяснения, убеждения, с помощью проигрывания конфликтных ситуаций.

С малышами можно разыгрывать сценки, где игрушки решают подобные задачи. Этот вид воровства характерен для старших дошкольников и младших школьников.

4. Ребенок не может понять, какие вещи его, а какие чужие. Такое непонимание характерно для малыша, когда ему 2-4 года.

Нужно объяснять ему это в каждой конкретной ситуации, чтобы малыш знал границы своего и чужого (в том числе членов его семьи).

Об этом родители должны ему рассказать и не раз, рассказ свой лучше сопровождать разбором конкретной ситуации, а чтобы ребёнку было понятнее, обратить его внимание на переживания человека, утратившего какую-то вещь.

Важно, чтобы у ребенка была своя кроватка, свой уголок, свои игрушки. Когда нет понятия — «мое», трудно постичь понятие – «чужое».

Бывает, что эти понятия не сформировано и в более старшем возрасте, что может говорить о внутрисемейных проблемах.

5. Ребенку может настолько нравится какая-либо игрушка, и он настолько хочет владеть ею, что даже не осознает, что украл ее.

Такое может случаться, когда потребности ребенка часто родителями игнорируются. В таком случае родителям стоит обратить внимание на те потребности, которые у ребенка не удовлетворяются.

Важно, чтобы устойчивое постоянное желание ребенка чего-либо хотя бы частично удовлетворялось, а не вызывало сильное напряжение или тревожность.

Читайте также:  Какой налог с продажи автомобиля нужно заплатить в 2023 году?

Исключения составляют сиюминутные желания, в которых потребности у ребенка действительно нет. Это встречается у дошкольников.

У детей постарше (от 8 до 10-11 лет) воровство с такой мотивацией часто бывает связано с недостаточным развитием волевой сферы: ребёнку тяжело на свое «хочу!» самому себе твёрдо сказать «нет!». Таким детям очень трудно справиться с соблазном, хотя они и испытывают стыд за свой поступок.

Ребенок знает, что это воровство, что воровать нехорошо, но не в силах противостоять своему «Хочу» совершает кражу. Основная рекомендация в данном случае следующая: никогда не делать за ребенка то, с чем он уже в состоянии справиться сам. Еще полезно предлагать ребенку самому ставить цели и выполнять их.

Начинать с краткосрочных целей: куда пойдем? что сегодня сделаешь? И не менять его программу, позволить ребёнку её реализовать. Это важное качество: умение самому поставить себе цель и выполнить ее.

6. Желание сделать подарок кому-то из близких (обычно родителям). Эта причина так же связана с отсутствием понимания отрицательной оценки воровства. Ребёнок стремиться тем или иным способом сделать маме приятное — и то, что он поступает неправильно ему просто не приходит в голову. Стоит ему это объяснить.

7. Ребенок может подражать взрослым, копировать их поведение.

Возможно, кто-то в семье приносит что-то домой с работы и рассказывает об этом.

Возможно, родители дома обсуждают других людей, получающих средства к существованию нечестным путем, при этом выказывают свою зависть или говорят, что с таких людей нужно брать пример. Не стоит допускать, чтобы ребенок присутствовал при таких разговорах.

8. Клептомания. Это болезнь, встречающаяся очень редко, особенно среди детей. В этом случае ребенка надо показать психоневрологу или психиатру.

Какие советы можно дать родителям, если имел место факт воровства?

В первую очередь нужно подробно выяснить ситуацию. Многое будет зависеть от возраста ребенка и обстоятельств этого события, от причин воровства и мотивации ребенка.

Если ребенок принес в дом чужую игрушку, это не всегда воровство. Дети часто меняются игрушками, и денежная стоимость игрушки для них не имеет значения.

Если это чья-то игрушка, то важно выяснить нюансы отношений между ребенком и хозяином игрушки. Что стоит за этим проступком — желание привлечь к себе внимание и подружиться или, наоборот, пренебрежение к другому ребенку, который, возможно, занимает позицию отверженного в группе, или желание отомстить. Важно, как обнаружился факт воровства – случайно или ребенок сам об этом сказал.

Стоит обратить внимание, как он сам относится к своему поступку – ему стыдно, он раскаивается, или считает, что все произошедшее — в порядке вещей. Если чувство вины отсутствует вообще, оценка родителей должна быть резкой и определенной: ребенок должен почувствовать, что такое поведение неприемлемо и осуждаемо. Важно выразить уверенность в том, что, конечно, это больше не повторится.

Если ребенок знает, что поступил неправильно, то разумнее, давая оценку, сосредоточиться не на том, чтобы вызвать у него чувство вины, а обрисовать картину переживаний того, кто лишился своей игрушки, и выработать стратегию возврата вещи без излишних унижений.

Есть некоторые общие правила, подходящие для всех возрастов и всех случаев воровства.

  • Не устраивать истерик и скандалов, не считать, что с ребенком произошло непоправимое. Силовая кара – самая соблазнительная и самая неэффективная, поскольку не решает возникшей проблемы, а чаще усугубляет ее. Она не способствует доверию между родителями и ребенком и может способствовать тому, что в следующий раз ребенок будет лучше прятать украденное. Дав волю своему негодованию, можно испортить ребенку жизнь, лишить его уверенности в праве на хорошее отношение окружающих, а тем самым и уверенности в себе.
  • Важно поговорить доброжелательно и без посторонних с ребенком: выяснить, откуда игрушка или вещь, как он далее хотел украденным распорядиться. Какие отношения у ребенка с владельцем вещи. Так можно понять мотивацию ребенка.
  • Нужно дать ребенку понять, как огорчает родителей то, что происходит, но лучше не называть происшествие «воровством», «кражей», «преступлением». Спокойная беседа, обсуждение чувств, совместный поиск решения лучше выяснения отношений.
  • Нельзя обвинять ребенка, если вина его не доказана.
  • Нельзя называть ребенка вором и пр., т.е. вешать на него «ярлыки», предсказывая ему криминальное будущее.
  • Можно высказать отрицательную оценку действиям ребёнка (но не личности), с конкретным осуждением такого поведения.
  • Рассказать о последствиях такого поступка в ракурсе переживаний и чувств человека, лишившегося любимой вещи, денег.
  • Избегать сравнений с другими детьми и самими собой в детстве, говоря, например, так: «В нашей семье такого отродясь не водилось», или «Как я завидую другим родителям, которым не приходится стыдиться своих детей».
  • Не требовать от ребенка клятвы о том, что это была первая и последняя кража.
  • Нельзя обсуждать поведение ребенка в присутствии посторонних.
  • Нельзя допускать, чтобы ребенка судили публично, не настаивать на демонстративных извинениях.
  • По возможности, организовать возврат украденной вещи, лучше без свидетелей. Если таким образом вернуть невозможно, сделать вид, что ребенок нашел ее и вернуть владельцу. Разделить с ребенком ответственность, помочь ему исправить положение.
  • Если украдены деньги у родителей, нужно выразить свое огорчение по поводу их отсутствия, рассказать, для чего они предназначались. Можно ограничить всю семью в чем-то значимом – например, месяц не едим сладкого, не ходим в кино и пр., пока не наберется украденная сумма.
  • Важно дать понять своему ребенку, что всегда можно рассчитывать на помощь родителей в трудной ситуации.
  • Обсуждая случившиеся, помнить, что сильные негативные чувства могут способствовать тому, что ребёнок будет скрывать все поступки, которые сочтёт стыдными, плохими.
  • Важно понять истинные причины воровства и работать с ними.
  • Не возвращаться к тому, что произошло (после того как ситуация была разобрана), т.к. этим только закрепится данный поступок в сознании ребёнка.

Профилактика детского воровства.

Полное взаимное доверие между родителями и ребенком является лучшей профилактикой детского воровства. В семье, где родители не лгут, дети отвечают им тем же, а воровство встречается редко.

Бывает, что у ребенка нет своей личной территории, своих личных вещей, которыми он может полностью распоряжаться по своему усмотрению. У него не формируется понятие «свое – чужое».

Детское воровство: почему это происходит в хороших семьях?

Например, эта девочка, которая мечтала о платье и телефоне, но боялась даже сказать об этом маме, предпочитая лазить по карманам в раздевалке. После того, как обсудили все варианты с мамой, девочка стабильно стала получать карманные деньги, а также появилась возможность свободно обсуждать, что хочет, о чем мечтает, дело наладилось.

Одна девочка тащила из школы всякие сувенирчики, мама встревожилась, пришли ко мне на прием.

Мы поиграли с ней в игру – она выбрала себе 5 предметов, я тоже выбрала, мы начали обмениваться друг с другом, а потом я просто стащила самый ценный. Обсудили с девочкой, что она чувствует при этом.

Поговорили о вреде воровства, что есть стыд, страх разоблачения. А уже потом о том, какие есть способы получить желаемое, если разговариваешь и договариваешься.

С мальчиком, который воровал, чтобы угостить друзей, чтобы привлечь внимание, прорабатывали, как иначе можно подружиться, как проявить себя в компании. Как только начинает получаться, воровать уже необходимости нет.

Еще один пример. В семье был предпочитаемый ребенок – мальчик, более успешный, мама его поощряла, замечала, а дочку – скорее нет. Она стала то и дело что-то воровать, пытаясь так привлечь к себе внимание, как по-другому осуществить это желание она не понимала.

Когда с мамой обсуждали, ей стало очевидно, что ребенком ситуация в семье воспринимается как несправедливость. Также бывает при рассмотрении происходящего, что родители понимают, что ребенок игнорируется, приоритетна работа или супружеские отношения. Это создает почву для воровства.

И тогда, конечно, больше работаем с самими родителями.

Отдельно стоит сказать о ситуациях, когда оказывается, что ребенок ворует деньги у родителей или бабушек-дедушек. Из-за сильных чувств злости, недоверия и стыда за ребенка родители возмущаются, и тогда прояснить становится еще сложнее, а ведь важно поговорить, выяснить, может подросток и вовсе в беду попал, бывает, что вымогают деньги во дворе или в школе».

Оксана Макарова, инспектор ПДН: «Я бы посоветовала родителям воспитывать детей, больше уделять им внимания. У нас родители настолько заняты сейчас, работают от зари до зари.

Важно занимать детей, секции, кружки какие-то, чтобы были интересы у ребенка, чтобы дети занимались тем, что надо, а не придумывали себе что-то… Вот младшие школьники почти всегда под присмотром, их даже из школы так просто не отпускают.

А дети постарше начинают ходить-бродить одни, компании появляются, так это все и начинается.

Родителям, конечно, важно ребенку пояснять, что взять чужое у одноклассника или в магазине – это не просто шалость, это преступление, по которому предусмотрена ответственность. Кстати, если ребенок начинает таскать деньги из кошелька у мамы или бабушки, про это тоже нужно говорить, ведь это точно так же чужая собственность».

Ольга Сергеева, психолог: «Родители, когда воспитывают ребенка, прививают ему понятие «свое-чужое». Почти все дети, пока у них не появилось это понимание, притаскивают что-то домой. А где-то к 6-7 годам ребенок, даже если очень хочет чего-то, начинает себя удерживать и способен сделать это, опасаясь нарушения запрета.

Обязательно нужно защищать и право ребенка на обладание своей собственностью (игрушками, вещами) перед другими детьми, даже братьями и сестрами. Иначе получается двойная мораль, уважение к чужой собственности так не воспитаешь.

Разумный родитель внимателен, замечает чужое и выясняет, откуда взялось. Предлагает вернуть вещь или возместить ущерб, напоминает правило «чужое брать нельзя». При этом стоит помнить, что излишнее пристыживание дает противоположный эффект – ребенок становится нечувствительным к стыду.

Если эпизод с кражей произошел, ни в коем случае не стоит его замалчивать, спускать на тормозах, но одним «так нельзя» тут не обойтись, нужно понять, что руководило ребенком, какая потребность, и перестроить, прежде всего, собственное родительское отношение.

Если понять сложно, приходите к психологу, обычно 1-2 консультаций достаточно, чтобы разобраться с причинами поведения ребенка, и придумать, как помочь ему».

Читайте также:  Последствия неисполнения мирового соглашения

Что делать родителям, если они уличили своего ребенка в воровстве

В первую очередь необходимо докопаться до первопричины такого поступка. Если ребенок ворует, желая кому-то отмстить, то родители должны мягко, но уверенно убедить его в деструктивности подобного поведения. Психологи советуют проиграть конфликт до мелочей. Не нужно обзывать маленького человека воришкой и реагировать слишком бурно на подобные поступки, чтобы не усугублять проблему. Ее позитивное решение во многом зависит от терпения и сдержанности родителей.

Дети от 7 до 10 лет воруют в основном из-за плохо развитой силы воли. Они очень плохо справляются с соблазном завладеть чужой вещью или деньгами, хотя понимают, что поступают неправильно. В этом случае родители не должны давить на ребенка, а дать ему больше свободы действий. Рекомендуется, например, составить график досуга на выходные и позволить реализовать все написанные пункты самостоятельно.

Что делать, если поймал ребёнка на воровстве

Ирина Беляева

педагог, психолог

У вас – самый замечательный ребенок в мире, любимый и единственный (даже если их у вас пять). Он веселый и ласковый, озорной и любопытный, мечтательный и фантазирующий. Не мучает кошку, не забывает поздравить бабушку с днем рождения, помогает по дому. И тут вы узнаете, что он взял чужое без спросу. Украл. И тут ваше дыхание учащается, руки потеют, в голове загорается красная кнопка SOS. Ах, да, еще не забываем про чувство вины, ведь наверняка это вы воспитали его неправильно! Нужно срочно что-то делать!

Это правда: дети любого возраста иногда врут, жульничают и воруют. Это плохо, и родители должны вмешиваться в такие ситуации. Но важно не навредить своим вмешательством. Перед тем, как сообщить ребёнку, что вы лишаете его наследства и сладкого на ближайший месяц, что он покрыл семью позором на века, что в древности за воровство отрубали руки, а сейчас он уже одной ногой в колонии для несовершеннолетних, остановитесь и подумайте: подобный проступок может быть сигналом о том, что ребенку нужна помощь. Ваша. Педагога. Психолога. Любого надежного и понимающего взрослого. Как же мы можем помочь? Для начала важно попытаться понять, а почему вообще дети берут чужое.

Почему дети воруют

Во многом причины детского воровства зависят от возраста ребенка.

Протест как причина воровства

Причиной воровства в виде протеса является заброшенность ребенка в семье. Родители мало общаются со своим чадом, увлечены работой, хобби, отдыхом, а ребенок не вписывается в эти планы. Возможно, ребенка любят, но он не чувствует любви. Одиночество становится невыносимым. Ненужность его присутствия в жизни родителей оказывает тяжелое последствие на развитие его психики. Из-за желания обратить внимание мамы или папы на свое существование, ребенок начинает воровать. Чем ярче проявление родителей на его поступок (крики, скандал, слезы, физическое наказание), тем чаще будет возникать потребность украсть, чтобы родители про это узнали. Ведь впоследствии он на какое-то время становится центром внимания своих родителей. Они вспоминают о его существовании. Протестные причины воровства могут быть также от большого количество запретов в семье. Если желание ребенка иметь карманные деньги на свои нужды зарубается на корню, он обязательно начнет воровать. Такие поступки в этом случае являются борьбой за независимость, пусть даже в таком искаженном виде.

Ребенок из бедной семьи не может похвастаться перед сверстниками современным телефоном. Потому может стать предметом насмешек со стороны более обеспеченных детей. Чтобы избежать этого, ребенок может пойти на воровство денег своих родителей, тем самым неосознанно мстить им за отсутствие финансового благополучия в своей жизни. Виновниками этого он считает своих родителей-неудачников.

Как реагировать родителям?

Если вы узнали, что ваш ребенок что-то украл, не давайте волю эмоциям.

1. Разберитесь с причиной кражи.

Нужно поговорить с ребенком и выяснить, зачем он это сделал. Объясните, что тот, у кого украли вещь, наверняка сильно расстроился. Предложите ребенку представить себя на месте этого человека.

2. Не навешивайте ярлыки.

Ни в коем случае нельзя говорить ребенку, что он мошенник или вор. Такие слова могут сильно ранить его или, что еще хуже, он может начать считать себя «мошенником» и «вором» и вести себя соответственно.

3. Обсуждайте поступок ребенка, а не его личность.

В диалоге необходимо говорить, например: «Твой поступок может сделать плохо другому человеку», — а не использовать фразы «Ты поступил плохо» или «Ты виноват». Важно объяснить ребенку, что он совершил неправильный поступок, но от этого он не стал хуже.

4. Ищите выход из ситуации совместно с ребенком.

Важно продемонстрировать ребенку, что он несет ответственность за свои действия. Поэтому родители не должны пытаться решить проблему самостоятельно, а спросить у школьника, как он считает правильным выйти из ситуации: вернуть вещь, попросить прощения и так далее.

5. Не бросайте ребенка в беде.

Если он попал в сложную ситуацию и ему стыдно вернуть вещь товарищу или попросить прощения, необходимо помочь ему в этом: пойти с ним, поддержать.

7. Объясните, какие последствия могут быть при краже чужой вещи.

Нужно рассказать ребенку о существовании Уголовного кодекса и о том, что за воровство можно попасть в тюрьму. Ребенок должен осознать, что кража — это серьезное преступление.

8. Обратитесь к специалисту, если ситуация повторяется.

Когда диалог не помогает решить проблему, необходима помощь психолога.

«Главное — транслировать ребенку, что он хороший человек», — говорит Галина Швец.

Действия в первый момент

Для начала давайте разберемся с эмоциональными переживаниями самих родителей. Стыд, страх, возмущение и прочие эмоции, которые наваливаются в первые минуты после услышанного… Примите эти эмоции. Вы имеете право испугаться, разозлиться, рассердиться и прочее. Потому что это говорят о вашем любимом ребенке. Любой расстроится или испугается в такой ситуации.

Как быть в тот момент, когда вам сообщили?

Самое главное — встать на сторону своего ребенка, потому что лучше вас этого сделать никто не сможет. Но встать на сторону ребенка не крича и оскорбляя, а конструктивно — без лишних эмоций, приняв информацию и пообещав во всем разобраться. Особенно если разговор происходит в присутствии вашего ребенка.

Начните с того, что проговорите свое удивление или первую эмоцию, которую почувствовали: «Я очень удивлен(а)…», «Мне странно слышать о таком…» и прочее, что может подтвердить не только то, что раньше такого никогда не случалось, но и то, что в вашей семье вы и ваши близкие придерживаетесь морального принципа «чужое брать нельзя». Как минимум вы такой реакцией снизите негатив «пострадавшей стороны» к вашему ребенку, а как максимум дадите своему ребенку ощущение поддержки и защиты.

После этого не стоит устраивать разбор и выяснение публично. Спросите, о чем идет речь и почему человек подумал именно на вашего ребенка. Когда ситуация для вас прояснилась — возьмите паузу. Скажите, что вы должны поговорить со своим ребенком наедине.

Нельзя оставлять кражу без внимания

8 мая пресс-служба областного УМВД сообщила об отвратительном случае вовлечения ребенка в преступление.

Взрослый смолянин уговорил восьмиклассника украсть чужой мотоцикл, пообещав вознаградить мальчишку.

Мотоцикл был похищен еще в марте этого года в Заднепровье. Подозреваемых поймали на следующий день, нашли и похищенный мотоцикл. Задержанными оказались нигде не работающий, ранее судимый за кражу 27-летний житель областного центра и учащийся восьмого класса средней школы 2000 года рождения.

Было возбуждено уголовное дело, и в ходе его расследования выяснилось, что старший товарищ планировал сбыть мотоцикл, а ребенку, укравшему его, дать немного денег.

— В отношении подозреваемого возбуждено уголовное дело по признакам состава преступления, предусмотренного ч.1 ст.150 УК РФ — вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом, совершенное лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста.

Почему ребенок обманывает и берет чужое

Причины могут быть самые разнообразные, и многие связаны с неправильным поведением родителей.

  • Вы легкомысленно пообещали обязательно купить какую-то вещь, но так и не сделали этого. Присваивая себе чужую вещь, ребенок убедит себя, что он не виноват, к краже его подтолкнули родители, которые не сдержали слова. Что же еще оставалось делать?!
  • Если ребенок растет в неблагополучной семье, то воровство и обман могут быть защитной реакцией на негативную атмосферу в доме и равнодушие родителей. Обычно такие дети выбирают себе более удачливую жертву среди сверстников. В данной ситуации нужна профессиональная помощь психолога.
  • Непоследовательность и несогласованность взрослых родственников. Например, мама запрещает кушать мороженое, а дедушка готов покупать его килограммами, но просит маме не говорить. Папа рассказывает, что лгать и воровать нехорошо, а сам при ребенке врет начальнику, что болен, и едет на рыбалку, и приносит с работы калькулятор. Получается, правила все-таки можно нарушать?! При совершении кражи или обмане у ребенка уже готово оправдание: дедушка и папа тоже так делают, значит, все можно. А ведь родительский авторитет сопровождает нас всю жизнь!
  • Нередко на ложь и кражу ребенка толкает тотальный контроль со стороны взрослых, тогда это является своеобразной обороной, искаженным проявлением самостоятельности. Обратная сторона медали – равнодушие родителей, и таким образом дети пытаются привлечь к себе их внимание.
  • Другая распространенная причина – это зависть. Вроде бы у ребенка все есть, но ему хочется обладать вещами, которые принадлежат другому ребенку. Помните, трава у соседа всегда зеленее? Да и достаток у всех семей разный.

Каждая ситуация уникальна, и перечислять возможные причины можно бесконечно, тем важнее выяснить, что именно спровоцировало вашего ребенка. Изменить нежелательное поведение можно только, искоренив его причину.


Похожие записи:

Добавить комментарий