Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарная классификация предприятий. Размеры санитарно-защитных зон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.
Контролирующие органы
При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:
- Управлением по архитектуре и градостроительству.
- Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
- Управлением по энергонадзору.
- ГИБДД.
- Управлением противопожарной службы (ГПН).
- Роспотребнадзором (СЭС).
Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:
- качества услуг;
- скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
- пожарной безопасности (ПБ).
И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:
- архитектуре АЗС;
- выбору территории;
- зданиям и сооружениям;
- оборудованию;
- системе безопасности.
Какие органы проверяют
После подготовки рабочей документации по проекту строящейся заправочной станции владельцу предстоит согласовывать свои действия с такими контролирующими органами:
- комитетом по охране окружающей среды;
- управлением противопожарной службы;
- Роспотребнадзором;
- управлением, занимающимся вопросами архитектуры и градостроительства;
- Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;
- представителями местного энергонадзора.
Кроме того, местная администрация может выпустить особое постановление или другие документы, регламентирующие строительство и деятельность заправок. С ними придется считаться. Такие особенности местного самоуправления предназначены для:
- снижения уровня пожароопасности;
- улучшения качества услуг, оказываемых потребителям на территории комплекса;
- соблюдения санитарных и экологических нормативов.
Требования к помещениям
Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.
Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.
Помещения для персонала включают в себя:
- гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
- туалетные комнаты;
- душевые.
Организация санитарно-защитной зоны АЗС
АЗС с количеством заправок более 1000 машин в сутки следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (ССЗ). Расстояние от АЗС до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых домов и других общественных зданий и сооружений следует принимать не менее 50 м.
Указанное расстояние следует определять от топливораздаточных колонок, подземных и наземных резервуаров для хранения жидкого топлива. Расстояние от АЗС, предназначенных для заправок только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать, но принимать не менее чем 25 м [12].
СЗЗ для АЗС устанавливается расчетным путем с учетом фоновых характеристик загрязнений атмосферного воздуха территории размещения и обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ и уровня шума на селитебной территории.
Санитарно-защитная зона должна быть благоустроена и озеленена. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается одновременно с проектом на строительство АЗС. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как перспективная территория для расширения объекта.
При проектировании и эксплуатации АЗС должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований.
Проект АЗС с планом мероприятий по благоустройству СЗЗ подлежит обязательному согласованию с территориальными органами Минприроды Республики Беларусь и государственного санитарного надзора в установленном порядке.
Соблюдение всех требований действующих нормативных документов и актов по обеспечению техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при эксплуатации АЗС, а также организация государственного и ведомственного контроля за состоянием сбрасываемых хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых стоков, уровнем загрязнения почв и грунтов, атмосферного воздуха, может существенно снизить риск загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.
Нормы проектирования АЗС
3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ
20*. «На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств».
Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы. Для сервисного обслуживания транспортных средств могут предусматриваться посты технического обслуживания и мойки автомобилей.
На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается предусматривать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.
[2]
21*. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, категории наружных установок по пожарной опасности — по НПБ 107-97.
«На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий «А», «Б» (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и «Г. При этом в помещениях категорий «А» и «Б» предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли, не допускается».
22*. Здания и сооружения*, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или IIIa степени огнестойкости, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
* Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.
«При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.
23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.
24. Помещения для персонала АЗС, включая помещение операторной, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.
В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:
СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений
СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование
ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения
ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования
СТ СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения
ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации
НПБ 03-93 Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство
НПБ 105-03 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности
НПБ 111-98 Автозаправочные станции. Нормы пожарной безопасности
НПБ 243-97 Устройства защитного отключения. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний
СЗЗ очистных сооружений
В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:
№ | Тип сооружения | Производительность тыс. куб.м./сут | Класс | Размер СЗЗ, м |
---|---|---|---|---|
1. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | >280 | I | 1000 |
2. | Поля орошения или фильтрации | >50 | I | 1000 |
3. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 50-280 | II | 500 |
4. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 50-280 | II | 500 |
5. | Поля орошения или фильтрации | 5-50 | II | 500 |
6. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | 5-50 | III | 300 |
7. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | 5-50 | III | 300 |
8. | Поля орошения или фильтрации | 0,2-5 | III | 300 |
9. | Пруды для биологической очистки, сливные станции | — | III | 300 |
10. | Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила | IV | 100 | |
11. | ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка | IV | 100 | |
12. | Поля орошения или фильтрации | IV | 100 | |
13. | Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки | — | IV | 100 |
14. | КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут | — | V | 50 |
15. | Закрытого типа ОС поверхностного стока | — | V | 50 |
16. | Поля подземной фильтрации | V | 50 |
Очень важный момент — это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором. Желательны экологический и санитарный сертификаты.
Главное — Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.
Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции. Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.
На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС. С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.
Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик
Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.
Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.
В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.
Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.
Несомненные плюсы КАЗС – это:
- постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
- отсутствие операторов.
В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.
Для каких предприятий не требуется экологическое проектирование
Если уровень загрязнения в результате производственной деятельности не превышает 0,1 ПДК, т. е. объект не является источником воздействия на окружающую среду и человека, проект СЗЗ не разрабатывается. Другие случаи, когда подобной документации не требуется:
-
отношение к пятому классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08;
-
отношение к четвертому и пятому классам опасности с определенным нормами ориентировочным размером СЗЗ;
-
принадлежность к группе предприятий малого бизнеса и пятому классу опасности;
-
величина штата – не более 15 сотрудников.
Объекты, разрешенные к размещению в границах СЗЗ
Граница СЗЗ – это черта, за пределами которой санитарные показатели находятся в нормативных рамках. Расстояние измеряется от источников вредного воздействия, выбросов или от черты промышленного предприятия до внешнего ограждения в заданном направлении. Размеры и границы зоны определяются в проекте, указываются с помощью специальных символов на генеральных планах городов, схемах территориального планирования.>
Нормы разрешают размещать некоторые объекты в границах санитарно-защитных зон. К ним относятся:
-
помещения для вахтенных рабочих и аварийные сооружения для обслуживающего персонала;
-
научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро;
-
административные офисы;
-
подстанции, пожарные депо, линии электропередач;
-
бани и прачечные;
-
мотели и гостиницы;
-
поликлиники;
-
объекты технического водоснабжения, насосные, канализационные станции;
-
АЗС и другие объекты, необходимые для обеспечения производственного процесса и обслуживания сотрудников.
Услуги в рамках разработки СЗЗ
В перечень услуг по экспертизе обоснования границ санитарно-защитных зон предприятий различного профиля входят следующие виды работ:
-
создание проектной документации;
-
экспертиза существующей СЗЗ на соответствие нормам;
-
проведение всех видов лабораторных, инструментальных исследований, требующихся для определения окончательных границ;
-
помощь в устранении несоответствий;
-
разработка мероприятий по достижению предельно допустимых значений уровня шума, чистоты атмосферного воздуха;
-
составление технического отчета;
-
получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению размера и границ СЗЗ.
В 7-й редакции (р. 2 гл. 2.5) указаны следующие нормы:
- Если ВЛ 0,4 кВ – 1 кВ располагается параллельно газопроводу, то расстояние между ними должно превышать высоту электроопоры. В тех случаях, когда магистрали пересекаются, над газопроводом устанавливается незаземленный защитный навес (экран), предохраняющий трубопровод в случае обрыва ЛЭП. Ширина экрана должна выступать за проекцию внешней магистрали ЛЭП на дистанцию, зависящую от класса напряженности:
- Для ВЛ 20,0 кВ – 3,0 метра.
- ВЛ 35,0 кВ – 110,0 кВ – 4,0 м.
- 150,0 кВ – 4,50 м.
- 220,0 кВ – 5,0 м.
- 330,0 кВ – 6,0 м.
- 500 кВ – 6,50 м.
- Поскольку допускается прохождение ЛЭП над некоторыми видами нежилых зданий (цеха, склады и т.д.), расстояние между ними и внешними воздушными линиями считаются безопасными в следующих случаях:
- 20,0 кВ – не менее 2-х метров.
- 35,0-110,0 кВ – от 4-х м.
- 150,0 кВ > 5,0 м.
- 220,0 кВ и более – 6,0 м.
При этом существуют ограничения, согласно которым в зонах отчуждения запрещается строительство школ, детских садов, спортивных площадок, а также других объектов с массовым пребыванием людей.
- ЛЭП запрещается проводить над жилыми объектами, единственное исключение – линии ввода.
- Между ЛЭП и расположенной параллельно дорогой допустимо расстояние не менее Х+5 м, где Х – высота электроопоры. В тех случаях, когда линии пересекают автодорогу, относящуюся к 1-й категории, требуется установка анкерных опор.
- Если электромагистрали проходят рядом с технологическими объектами, где хранятся или используются взрывоопасные или пожароопасные вещества (например, АЗС), то допустимое расстояние определено полуторной высотой электроопоры.
- Высота ЛЭП от земли определяется классом напряженности последней и типом местности, допустимые расстояния приведены ниже.
Получение разрешения на проведения работ
Приведем перечень работ, для которых необходимо получить письменное разрешение на допустимость их выполнения в коридоре безопасности:
- Проведение любых строительных работ.
- Изменение ландшафта , затопление, мелиорация участка или другие террапреобразования.
- Валка леса, вырубка кустарников или отдельных деревьев, в том числе и фруктовых, а также их посадка.
- Проведение земляных работ на глубину, превышающую 30 см или 45 см на вспахиваемой почве (возле подземных КЛЭ).
- Углубление дна водоемов и ловля рыбы, в том числе и промышленная (в охранной зоне подводной КЛЭ).
- Прохождение водного транспорта, если между проводами электролиний и судном (в самой высокой точке) расстояние менее допустимой нормы. При этом в расчет необходимо принимать загруженность судна, также текущий уровень воды.
- Проезд автотранспорта и спецтранспорта или провоз габаритного груза под ВЛ, если расстояние от дорожного полотна до высшей точки транспортного средства выходит за установленные пределы (как правило, это 4,50 м).