Санитарная классификация предприятий. Размеры санитарно-защитных зон

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Санитарная классификация предприятий. Размеры санитарно-защитных зон». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


В соответствии с СанПиН 2.1.8/2.2.4.1383-03 «Гигиенические требования к размещению и эксплуатации передающих радиотехнических объектов» в отношении стационарных передающих радиотехнических объектов (ПРТО), работающих в диапазоне частот 30 кГц – 300 ГГц, в целях защиты населения от воздействия электромагнитных полей (ЭМП), создаваемых антеннами ПРТО, помимо СЗЗ устанавливаются зоны ограничения с учётом перспективного развития ПРТО и населённого пункта.

Контролирующие органы

При открытии данного вида организации в процессе ее функционирования согласовывать свою деятельность владельцу нужно будет:

  1. Управлением по архитектуре и градостроительству.
  2. Комитетом по охране ОС (окружающей среды).
  3. Управлением по энергонадзору.
  4. ГИБДД.
  5. Управлением противопожарной службы (ГПН).
  6. Роспотребнадзором (СЭС).

Имейте в виду, что на региональном уровне местная администрация может издать Постановление или поручить соответствующим структурам разработать иные регламентирующие деятельность АЗС документы способствующие повышению:

  • качества услуг;
  • скрупулезности выполнения экологических и санитарных нормативов;
  • пожарной безопасности (ПБ).

И даже созданию и поддержанию стилевой гармонии городских построек. В свое время такое постановление было принято в Вологодской области. Поэтому при подготовке к открытию АЗС уточните в местных контролирующих структурах нет ли специальных региональных актов, описывающих требования:

  • архитектуре АЗС;
  • выбору территории;
  • зданиям и сооружениям;
  • оборудованию;
  • системе безопасности.

Какие органы проверяют

После подготовки рабочей документации по проекту строящейся заправочной станции владельцу предстоит согласовывать свои действия с такими контролирующими органами:

  • комитетом по охране окружающей среды;
  • управлением противопожарной службы;
  • Роспотребнадзором;
  • управлением, занимающимся вопросами архитектуры и градостроительства;
  • Государственной инспекцией безопасности дорожного движения;
  • представителями местного энергонадзора.

Кроме того, местная администрация может выпустить особое постановление или другие документы, регламентирующие строительство и деятельность заправок. С ними придется считаться. Такие особенности местного самоуправления предназначены для:

  • снижения уровня пожароопасности;
  • улучшения качества услуг, оказываемых потребителям на территории комплекса;
  • соблюдения санитарных и экологических нормативов.

Требования к помещениям

Проектирование АЗС осуществляется в соответствии с СП 56.13330.2011, а также СНиП 31-03-2001. Для того чтобы максимально снизить нагрузку на глаза сотрудников, окраска помещений осуществляется в тонах, улучшающих освещенность рабочего места.

Рабочая зона, в которой находятся посетители, а также комнаты для персонала оборудуются твердым напольными покрытием, стойким к действию моющих и дезинфицирующих средств, которое отвечает действующим санитарным нормам. Оборудование места работы оператора в сидячем положении производится в соответствии с ГН 2.2.5.1314-03.

Помещения для персонала включают в себя:

  • гардеробные с двухсекциоными шкафами для хранения обуви, спецодежды, верхней одежды;
  • туалетные комнаты;
  • душевые.

Организация санитарно-защитной зоны АЗС

АЗС с количеством заправок более 1000 машин в сутки следует отделять от жилой застройки санитарно-защитными зонами (ССЗ). Расстояние от АЗС до границ земельных участков детских дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, школ-интернатов, лечебных учреждений со стационаром или до стен жилых домов и других общественных зданий и сооружений следует принимать не менее 50 м.

Указанное расстояние следует определять от топливораздаточных колонок, подземных и наземных резервуаров для хранения жидкого топлива. Расстояние от АЗС, предназначенных для заправок только легковых автомобилей в количестве не более 500 машин в сутки, до указанных объектов допускается уменьшать, но принимать не менее чем 25 м [12].

СЗЗ для АЗС устанавливается расчетным путем с учетом фоновых характеристик загрязнений атмосферного воздуха территории размещения и обеспечивать соблюдение предельно допустимых концентраций вредных веществ и уровня шума на селитебной территории.

Санитарно-защитная зона должна быть благоустроена и озеленена. Проект организации и благоустройства СЗЗ разрабатывается одновременно с проектом на строительство АЗС. Санитарно-защитная зона или какая-либо ее часть не может рассматриваться как перспективная территория для расширения объекта.

При проектировании и эксплуатации АЗС должны быть предусмотрены мероприятия по обеспечению выполнения санитарно-гигиенических требований.

Проект АЗС с планом мероприятий по благоустройству СЗЗ подлежит обязательному согласованию с территориальными органами Минприроды Республики Беларусь и государственного санитарного надзора в установленном порядке.

Читайте также:  Стандартные детские вычеты по НДФЛ в 2021 году

Соблюдение всех требований действующих нормативных документов и актов по обеспечению техники безопасности, пожарной безопасности и производственной санитарии при эксплуатации АЗС, а также организация государственного и ведомственного контроля за состоянием сбрасываемых хозяйственно-бытовых, производственных и дождевых стоков, уровнем загрязнения почв и грунтов, атмосферного воздуха, может существенно снизить риск загрязнения окружающей среды нефтепродуктами.

Нормы проектирования АЗС

3. ТРЕБОВАНИЯ К ЗДАНИЯМ И СООРУЖЕНИЯМ

20*. «На АЗС могут размещаться следующие служебные и бытовые здания (помещения) для персонала АЗС: операторная, администрации, котельной, приема пищи, службы охраны, а также санузлы, кладовые для спецодежды, инструмента, запасных деталей, приборов и оборудования. Помимо указанных, на территории АЗС с подземными резервуарами допускается размещать здания (помещения) сервисного обслуживания пассажиров, водителей и их транспортных средств».

Для сервисного обслуживания пассажиров и водителей могут предусматриваться магазин сопутствующих товаров, кафе и санузлы. Для сервисного обслуживания транспортных средств могут предусматриваться посты технического обслуживания и мойки автомобилей.

На территории АЗС с наземными резервуарами, наряду с помещениями для персонала АЗС, допускается предусматривать помещения магазина сопутствующих товаров без торгового зала.

[2]

21*. Категории зданий и помещений по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с НПБ 105-95, категории наружных установок по пожарной опасности — по НПБ 107-97.

«На территории АЗС не допускается размещение помещений категорий «А», «Б» (за исключением помещений для установки транспортных средств в зданиях мойки и постов технического обслуживания) и «Г. При этом в помещениях категорий «А» и «Б» предусматривать технологические процессы, в которых обращаются горючие газы, легковоспламеняющиеся жидкости (за исключением топлива в топливной системе транспортных средств), а также горючие пыли, не допускается».

22*. Здания и сооружения*, расположенные на территории АЗС, должны быть I, II или IIIa степени огнестойкости, как правило, одноэтажные. Допускается проектирование двухэтажных зданий общей площадью не более 150 м2, в которых отсутствуют складские помещения для легковоспламеняющихся и горючих жидкостей.
* Здесь и далее под сооружениями АЗС следует понимать сооружения, размещаемые на территории АЗС, за исключением технологических систем.

«При проектировании котельной АЗС следует предусматривать автоматизированные водогрейные котлы с температурой теплоносителя не выше 80 °С. При этом, как правило, следует применять электрокотлы.

23. На территории АЗС устройство подземных помещений, подпольных пространств, а также подземных сооружений (туннелей, каналов и т.п.) с наличием свободного пространства, не допускается. Прокладка трубопроводов с топливом под зданиями АЗС и со стороны эвакуационных выходов не допускается.

24. Помещения для персонала АЗС, включая помещение операторной, допускается предусматривать в зданиях сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств. При этом указанные помещения должны быть выполнены в конструкциях, соответствующих степени огнестойкости основного здания, отделяться от помещений сервисного обслуживания водителей, пассажиров или их транспортных средств противопожарными перегородками 1-го типа и перекрытиями 3-го типа.

В настоящих методических указаниях использованы ссылки на следующие нормативные документы:

СНиП 21-01-97 Пожарная безопасность зданий и сооружений

СНиП 41-01-2003 Отопление, вентиляция и кондиционирование

ГОСТ 12.1.033-81 ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения

ГОСТ Р 50913-96 Автомобильные транспортные средства для транспортирования и заправки нефтепродуктов. Типы, параметры и общие технические требования

СТ СЭВ 383-87 Пожарная безопасность в строительстве. Термины и определения

ППБ 01-03 Правила пожарной безопасности в Российской Федерации

НПБ 03-93 Порядок согласования органами Государственного пожарного надзора Российской Федерации проектно-сметной документации на строительство

НПБ 105-03 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности

НПБ 111-98 Автозаправочные станции. Нормы пожарной безопасности

НПБ 243-97 Устройства защитного отключения. Требования пожарной безопасности. Методы испытаний

СЗЗ очистных сооружений

В разделе 13 СанПиН определены размеры СЗЗ для разных типов очистных сооружений (ОС), в том числе полей и прудов. Величина СЗЗ зависит от производительности сооружений:

Тип сооружения Производительность тыс. куб.м./сут Класс Размер СЗЗ, м
1. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила >280 I 1000
2. Поля орошения или фильтрации >50 I 1000
3. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 50-280 II 500
4. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 50-280 II 500
5. Поля орошения или фильтрации 5-50 II 500
6. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила 5-50 III 300
7. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка 5-50 III 300
8. Поля орошения или фильтрации 0,2-5 III 300
9. Пруды для биологической очистки, сливные станции III 300
10. Площадки для ила, ОС для биологической и механической очистки стоков с площадками для ила IV 100
11. ОС для биологической и механической очистки стоков с наличие закрытых помещений для термомеханической обработки осадка IV 100
12. Поля орошения или фильтрации IV 100
13. Открытого типа ОС поверхностного стока, пункты для сплава снега, снеготаялки IV 100
14. КНС и резервуары, служащие для аварийной регулировки, ЛОС от 1 тыс. куб.м/сут V 50
15. Закрытого типа ОС поверхностного стока V 50
16. Поля подземной фильтрации V 50

Очень важный момент — это документация на КАЗС. Должен быть не только сертификат соответствия или декларация таможенного союза на АЗС, но и паспорт с инструкцией по эксплуатации. Для тех, кто будет устанавливать КАЗС на опасном производственном объекте, необходимо также согласовать установку с Ростехнадзором. Желательны экологический и санитарный сертификаты.

Главное — Вам необходима сертифицированная АЗС. По документам и сертификатам должна быть станция для раздачи, заправки топливом. Это должен быть не резервуар и остальные комплектующие по отдельности, а (как указано в НПБ 111-98) единое заводское изделие, т.е. именно автозаправочная станция.

Проблема здесь в том, что из-под контроля Ростехнадзора вывели только автозаправочные станции. Если Вы покупаете по документам резервуар, соответственно у Вас появляется склад горючего, который будет необходимо поставить на учет в Ростехнадзоре и получить лицензию на опасный производственный объект или изготовить проект, получить разрешение на строительство и ввести в эксплуатацию как традиционную АЗС или топливозаправочный пункт.

На рынке в настоящий момент есть модификации АЗС эконом комплектации, в которую входят одностенный резервуар и колонка. Сразу скажу – это не КАЗС. Спокойно и законно такую АЗС эксплуатировать не получится. Для работы нужно изделие, полностью соответствующее НПБ 111-98. Должна насторожить и низкая стоимость КАЗС. С бюджетом станции от 200 000 рублей до 400 000 рублей обеспечить соблюдение всех требований НПБ, невозможно.

Что лучше: контейнерная АЗС или автотопливозаправщик

Основное преимущество автотопливозаправщика в том, что не нужно выполнять никаких норм по его размещению с соблюдением расстояний.

Упрощая, скажу: заправляйте, где хотите, и никто с проверкой не придет. Несомненный его минус — это то, что очень сложно наладить контроль над расходом топлива. Невозможно отслеживать остатки топлива через уровнемер. Есть много всяких отстойников и кранов снизу, через которые можно слить топливо водителю АТЗ.

В настоящее время появилась хорошая замена счетчиков ППО-25 и ППО-40, устанавливаемых на АТЗ, выводящая на новый уровень процесс автоматизации топливозаправщиков — автоматическая ТРК Benza BS на 12 или 24 вольта. ТРК устанавливается на место счетчика ППО и от штатного насоса автоцистерны по чип-ключам или смарт-картам выдает топливо, отправляя сведения через GSM канал на удаленный компьютер.

Есть и другие сложности с эксплуатацией бензовоза: надо согласовывать маршруты движения, проходить техосмотры, держать в штате водителя. Более того, новый топливозаправщик будет стоить дороже. Целесообразней использовать АТЗ на прицепе. Он дешевле, чем на автомобильном шасси, и опыт эксплуатации показывает, что оптимально покупать топливо с доставкой до места бензовозом продавца.

Несомненные плюсы КАЗС – это:

  • постоянный учет и контроль топлива благодаря применению различных автоматизированных систем;
  • отсутствие операторов.

В данной статье в сжатом виде отражена общая информация, необходимая для вводного ознакомления с отличительными особенностями контейнерных и мобильных АЗС, их комплектации, установки и эксплуатации. Надеюсь, что она поможет Вам допустить меньше ошибок при выборе и дальнейшей эксплуатации контейнерных автозаправочных станций.

Для каких предприятий не требуется экологическое проектирование

Если уровень загрязнения в результате производственной деятельности не превышает 0,1 ПДК, т. е. объект не является источником воздействия на окружающую среду и человека, проект СЗЗ не разрабатывается. Другие случаи, когда подобной документации не требуется:

  • отношение к пятому классу опасности по классификации СанПиН 2.2.1./2.1.1.-2361-08;

  • отношение к четвертому и пятому классам опасности с определенным нормами ориентировочным размером СЗЗ;

  • принадлежность к группе предприятий малого бизнеса и пятому классу опасности;

  • величина штата – не более 15 сотрудников.

Читайте также:  OOO "КТВ-ЛУЧ" - Официальный сайт

Объекты, разрешенные к размещению в границах СЗЗ

Граница СЗЗ – это черта, за пределами которой санитарные показатели находятся в нормативных рамках. Расстояние измеряется от источников вредного воздействия, выбросов или от черты промышленного предприятия до внешнего ограждения в заданном направлении. Размеры и границы зоны определяются в проекте, указываются с помощью специальных символов на генеральных планах городов, схемах территориального планирования.>

Нормы разрешают размещать некоторые объекты в границах санитарно-защитных зон. К ним относятся:

  • помещения для вахтенных рабочих и аварийные сооружения для обслуживающего персонала;

  • научно-исследовательские лаборатории, конструкторские бюро;

  • административные офисы;

  • подстанции, пожарные депо, линии электропередач;

  • бани и прачечные;

  • мотели и гостиницы;

  • поликлиники;

  • объекты технического водоснабжения, насосные, канализационные станции;

  • АЗС и другие объекты, необходимые для обеспечения производственного процесса и обслуживания сотрудников.

Услуги в рамках разработки СЗЗ

В перечень услуг по экспертизе обоснования границ санитарно-защитных зон предприятий различного профиля входят следующие виды работ:

  • создание проектной документации;

  • экспертиза существующей СЗЗ на соответствие нормам;

  • проведение всех видов лабораторных, инструментальных исследований, требующихся для определения окончательных границ;

  • помощь в устранении несоответствий;

  • разработка мероприятий по достижению предельно допустимых значений уровня шума, чистоты атмосферного воздуха;

  • составление технического отчета;

  • получение санитарно-эпидемиологического заключения по установлению размера и границ СЗЗ.

В 7-й редакции (р. 2 гл. 2.5) указаны следующие нормы:

  • Если ВЛ 0,4 кВ – 1 кВ располагается параллельно газопроводу, то расстояние между ними должно превышать высоту электроопоры. В тех случаях, когда магистрали пересекаются, над газопроводом устанавливается незаземленный защитный навес (экран), предохраняющий трубопровод в случае обрыва ЛЭП. Ширина экрана должна выступать за проекцию внешней магистрали ЛЭП на дистанцию, зависящую от класса напряженности:
  • Для ВЛ 20,0 кВ – 3,0 метра.
  • ВЛ 35,0 кВ – 110,0 кВ – 4,0 м.
  • 150,0 кВ – 4,50 м.
  • 220,0 кВ – 5,0 м.
  • 330,0 кВ – 6,0 м.
  • 500 кВ – 6,50 м.
  • Поскольку допускается прохождение ЛЭП над некоторыми видами нежилых зданий (цеха, склады и т.д.), расстояние между ними и внешними воздушными линиями считаются безопасными в следующих случаях:
  • 20,0 кВ – не менее 2-х метров.
  • 35,0-110,0 кВ – от 4-х м.
  • 150,0 кВ > 5,0 м.
  • 220,0 кВ и более – 6,0 м.

При этом существуют ограничения, согласно которым в зонах отчуждения запрещается строительство школ, детских садов, спортивных площадок, а также других объектов с массовым пребыванием людей.

  • ЛЭП запрещается проводить над жилыми объектами, единственное исключение – линии ввода.
  • Между ЛЭП и расположенной параллельно дорогой допустимо расстояние не менее Х+5 м, где Х – высота электроопоры. В тех случаях, когда линии пересекают автодорогу, относящуюся к 1-й категории, требуется установка анкерных опор.
  • Если электромагистрали проходят рядом с технологическими объектами, где хранятся или используются взрывоопасные или пожароопасные вещества (например, АЗС), то допустимое расстояние определено полуторной высотой электроопоры.
  • Высота ЛЭП от земли определяется классом напряженности последней и типом местности, допустимые расстояния приведены ниже.

Получение разрешения на проведения работ

Приведем перечень работ, для которых необходимо получить письменное разрешение на допустимость их выполнения в коридоре безопасности:

  • Проведение любых строительных работ.
  • Изменение ландшафта , затопление, мелиорация участка или другие террапреобразования.
  • Валка леса, вырубка кустарников или отдельных деревьев, в том числе и фруктовых, а также их посадка.
  • Проведение земляных работ на глубину, превышающую 30 см или 45 см на вспахиваемой почве (возле подземных КЛЭ).
  • Углубление дна водоемов и ловля рыбы, в том числе и промышленная (в охранной зоне подводной КЛЭ).
  • Прохождение водного транспорта, если между проводами электролиний и судном (в самой высокой точке) расстояние менее допустимой нормы. При этом в расчет необходимо принимать загруженность судна, также текущий уровень воды.
  • Проезд автотранспорта и спецтранспорта или провоз габаритного груза под ВЛ, если расстояние от дорожного полотна до высшей точки транспортного средства выходит за установленные пределы (как правило, это 4,50 м).


Похожие записи:

Добавить комментарий