Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ОСАГО по-новому: какие жуткие проблемы ждут российских водителей в 2023 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Возможность получения электронного ОСАГО (е-ОСАГО) значительно упростила процедуру оформления страховки. Что это такое? Процедура оформления электронной автогражданки подразумевает заключение договора со страховщиком и получение страховки через интернет. Такое нововведение было реализовано благодаря внедрению единой базы РСА (Российского союза автостраховщиков). В 2017 году все автовладельцы имеют право не только продлевать договорные отношения со своим страховщиком в режиме онлайн, а и оформлять ОСАГО впервые.
Необходимые документы для онлайн покупки ОСАГО для физических лиц
Для того чтобы оформить полис ОСАГО физическому лицу в электронном виде, потребуется следующий пакет документации:
- Паспорт владельца транспортного средства, а также документ удостоверяющий личность человека, кто страхует автомобиль.
- Технический паспорт автомобиля или свидетельство на право собственности.
- Удостоверение права вождения для лиц, которые будут вписаны в электронное свидетельство.
- Карта диагностики, которая подтверждает актуальный техосмотр. Для заполнения электронного заявления необходимо указать номер, а также дату начала и окончания срока действия. Обратите внимание: если срок эксплуатации автомобиля менее 3 лет, карта прохождения технического осмотра не потребуется.
Что нужно знать человеку, который хочет оформить электронный полис ОСАГО? Ему не потребуются оригиналы бумаг. Всё что нужно — это лишь достоверная информация о них. Поэтому, будет достаточно копий документации или сканов изображений.
Вся информация, которая указывается в заявлении, будет автоматически сверяться по электронным реестрам.
Часто у тех водителей, которые оформляют электронный полис ОСАГО, возникает вопрос: зачем было оформлять виртуальное свидетельство, если его всё равно нужно распечатать? Возможность оформления страхового свидетельства с помощью Интернета была создана для комфорта приобретения страховки и для разгрузки страховых компаний.
Поэтому, не стоит воспринимать электронное свидетельство ОСАГО как виртуальную документацию. Виртуальным остается только процесс его получения, сам же документ должен быть реальным. Водителю обязательно следует возить с собой бумажную копию, чтобы не столкнуться с возможными проблемами от сотрудников ГИБДД. Это установлено правилами дорожного движения. Каждый водитель обязан иметь с собой и предоставлять на проверку страховой полис ОСАГО в физическом варианте.
Ввод новых бланков ОСАГО
Когда введут новые бланки ОСАГО? Действовать законопроект начал с января этого года, но если дата действия старого полиса не закончилась, то не стоит сразу же бежать и переоформлять, так как их полномочия равны. Приемлемый вариант — это электронный вид нового полиса ОСАГО.
Рекомендуем убедиться, что старый образец подлинный, поскольку на рынке присутствует высокий уровень фальсификата. Иногда владелец не подозревает, что полис недействителен. Стоит быть осторожным, так как это грозит:
- штрафом в размере 80 000 рублей;
- арестом до полугода;
- исправительными работами до двух лет;
- 480 часами принудительных работ;
- штрафом в размере зарплаты или другого дохода за 6 месяцев.
Как выглядит электронный полис ОСАГО
Поправки в закон, позволяющие оформлять страховку онлайн, вступили в силу в 2015 году. Тогда ее оформляли по старой версии бланков. После изменений, предложенных РСА в 2021 году, внешний вид e-полиса тоже изменился. Расскажем, как должен выглядеть электронный полис ОСАГО.
Внешне он ничем не отличается от обычной страховки. Разве что может быть распечатан на черно-белом принтере, и тогда будет не розовым, а серым.
То есть то, как выглядит онлайн-полис ОСАГО на бумажном носителе, зависит от принтера. На e-полисе тоже указывают индивидуальный номер документа, QR-код, все данные о страхователе, автомобиле, компании и так далее.
Принципиальных отличий между полисами разных компаний нет. Все страховые фирмы руководствуются №40 ФЗ.
Единственное отличие — то, что некоторые компании могут добавлять прямо в название слово «электронный» и использовать какой-то особый шрифт для заполнения документа. В большинстве случаев обходятся без этого.
При всех преимуществах у электронного документа есть ряд недостатков. Изучить их лучше перед покупкой.
Технический осмотр | Нельзя купить ОСАГО для транспорта, который не прошел технический осмотр. В офисе страховщики предлагают свои услуги, для прохождения осмотра. |
Изменения | Не все страховщики предлагают вносить изменения в онлайн-режиме. |
Расторжение | Вернуть деньги можно только после личного обращения в офис и предоставления пакета документов. |
Оплата | Доступна только по банковской карте. Только единицы принимают к оплате Яндекс. Деньги. |
Нюансы использования электронного ОСАГО при ДТП
Если при остановках на дороге подтвердить наличие страховки достаточно просто, то при оформлении ДТП наверняка возникнут сложности:
- водителям предстоит заполнить извещение о ДТП по программе Европротокола или с участием сотрудника ГИБДД, т.е. потребуется печатный бланк;
- водители могут использовать форму извещения от любого полиса, поэтому достаточно будет взять письменный бланк у второго участника ДТП;
- если у обоих водителей электронное ОСАГО, им придется искать возможность и распечатывать бланк извещения в текстовом формате;
- при участии в оформлении инспектора ГИБДД он обязан указать свои реквизиты в письменном или электронном бланке.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.
Как распознать фальшивый полис
Покупка подделки чревата крупными последствиями. Во-первых, ваше транспортное средство остается не застрахованным, соответственно, при попадании в аварию можно попасть на крупную сумму денег. Во-вторых, вы фактически нарушаете закон, по которому нужно ездить со страховкой. Электронный полис подделывается очень редко, для этого используются сайты-клоны. Только таким способом можно подделать электронный полис. В бумажном варианте возможностей больше.
С введением в 2017 году обязательной электронной автогражданки вектор усилий регуляторов сместился в сторону улучшения механизма дистанционной проверки сведений о договоре страхования.
Первым шагом стало обязательное внесение информации о договоре в единую информационную базу. При обращении клиента в офис компании операторы вносят данные о договоре в общую систему, используя специальную программу для заполнения полисов ОСАГО. Во время приобретения страховки на сайте, клиент самостоятельно сообщает необходимые сведения. После оплаты ему предоставляется возможность скачать бланк страхового полиса ОСАГО с печатью страховщика.
Процедура страхования не изменится. Заявление можно подавать как онлайн, так и лично в офисе. Это касается получения любых автомобильных документов и услуг.
Всем стаховщикам придется пересматривать тарифы, убирать дорогостоящие и ненужные услуги, бороться за клиентов. Если же в полис будут включать сомнительные услуги, то клиент это увидит и сможет подать жалобу. За несколько таких жалоб у страховщика могут отозвать лицензию.
Если до 2020 года система сама подбирала страховщика для каждого водителя, то теперь каждый владелец автомобиля может сделать это самостоятельно. Так стало реальным выбирать среди тех страховщиков, которые есть в регионе, и у которых наиболее подходящие условия. Оформлять полис онлайн можно через систему «Единый гарант» для бумажного полиса с кодом или через «Е-гарант», если в планах получить электронный документ.
Факт ДТП в обязательном порядке фиксируется, и такое требование точно сохранится в 2022-ом году. Но в сентябре 2019-го закон об ОСАГО был несколько скорректирован. Согласно поправкам, участники ДТП имеют право оформлять европротокол дорожно-транспортного происшествия. Он составляется без участия работников ДПС, причем дистанционно в онлайн-режиме с помощью приложения через Госуслуги. Результаты рассмотрения также предоставляются в электронном виде дистанционно.
Но также есть законопроект, по условиям которого пострадавшие в ДТП автовладельцы будут должны оповещать страховщиков о дате, времени и месте проведения независимой экспертизы машины, попавшей в аварию и получившей повреждения. Такое нововведение, которое утверждено пока не было, призвано уменьшить случаи злоупотребления собственников ТС при осуществлении фальсифицированных проверок для получения выплат от страховых компаний.
Что предъявляется инспекторам ДПС?
Чем отличается от каско
Помимо узора на бланке имеется еще и водяной символ с эмблемой РСА. Собственником и человеком осуществляющим страхование страхователем может быть как одно и то же лицо, так и различные лица подробнее о том, кто такой страхователь и собственник в полисе, мы рассказывали здесь. ВАЖНО! В базе РСА ведется учет всех выданных бланков и их серийных номеров.
Чем дольше водитель избегает аварий, тем ниже КБМ и дешевле полис.
В 2022 году для расчета стоимости ОСАГО используются новые базовые значения. Они введены в действия для всех категорий автотранспорта. Законодательство установило самую низкую и максимальную величину показателя. Каждый страховщик может выбрать любой устраивающей его тариф ОСАГО с 1 января 2022 из заданного диапазона.
Вид усовершенствованного полиса
Как будет выглядеть новый полис ОСАГО и в чем его отличия от старого? Электронный вариант имеет надпись, уведомляющую, что это электронный бланк. Предоставить сотруднику ГИБДД или иному лицу достаточно распечатанного на черно-белом принтере документа. Делать это необязательно, и потребовать этого никто не в праве, поскольку проверка полиса идет через базу РСА с сентября 2015 года.
С первого дня 2018 года указанием Банка России вошли в действие новые бланки. Со временем произойдет полная замена старых образцов. Страховой полис ОСАГО нового образца выглядит следующим образом:
- цветовая гамма — желтый цвет плавно перетекает из в сиреневый. Появился графический рисунок автомобиля по центру и надписи «РСА» по бокам;
- размер шрифта — увеличились буквы и графы;
- средства защиты — увеличены водяные знаки, есть металлизированная полоса и т. д.;
- QR-код — располагается вверху справа, содержит сведения по автомобилю и владельцу.
Изменения коснулись серии полиса:
- до 2018 года при оформлении полиса в страховой фирме действовали бланки с серией ЕЕЕ. Если полис оформлялся электронно, то он имел серию ХХХ;
- с начала этого года и до 1 июня 2018-го полисы выдавались в страховых с сериями МММ, ККК и ЕЕЕ;
- с июня ОСАГО оформляется только с сериями МММ и ККК; электронные полисы имеют серию ХХХ. Серия ЕЕЕ перестала существовать.
Новые штрафы и поводы лишиться прав
Чтобы уйти от разночтений в сроках привлечения автомобилистов к ответственности за нарушения ПДД в правительстве разработали новый законопроект.
Так, в настоящее время КоАП предусматривает, что постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения водителем. А по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, — по истечении трех месяцев. При этом количество дней в месяцах отличается.
Для обеспечения принципа равенства лиц перед законом, а также уточнения момента окончания течения срока давности привлечения к административной ответственности законопроектом предусматривается, что указанный сейчас в КоАП срок два месяца заменят на 60 календарных дней, а три месяца — на 90 календарных дней.
В настоящее время документ направлен в Госдуму. Он вступит в силу только при успешных рассмотрениях в трех чтениях и последующем подписании президентом России Владимиром Путиным.
Утильсбор для спецтехники с 1 января 2023
Председатель Правительства Михаил Мишустин подписал постановление об индексации утилизационного сбора для спецтехники с 1 января 2023 года (Постановление Правительства РФ от 24.11.2022 № 2132 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации»).
Проект постановления был разработан Минпромторгом России с целью выравнивания рыночной стоимости иностранной и российской продукции.
Как пояснили в ведомстве, в результате нарушения сложившихся логистических цепочек, а также роста курса рубля отмечается значительный рост импорта некоторых категорий автомобильной, специализированной самоходной и прицепной техники. В обозначенных условиях стоимость импортной техники стала ниже стоимости продукции российских производителей.
Индексация предполагается в отношении:
- автосамосвалов;
- прицепной и полуприцепной техники;
- отдельных категорий грузовых автомобилей;
- грейдеров;
- бульдозеров;
- катков;
- погрузчиков;
- карьерных самосвалов.
Речь идёт о категориях транспорта, производство которых освоено на территории Российской Федерации, а производственные мощности позволяют удовлетворить внутренний спрос.
Техника, производство которой в России не освоено (дорожные фрезы, ресайклеры, бетоноукладчики, самоходные скоростные комплексы по укладке асфальтобетонных дорог), утилизационным сбором не облагается.
Также постановлением не предусмотрена индексация в отношении тех категорий техники, где возможности российских производителей пока не позволяют полностью удовлетворить спрос на внутреннем рынке (экскаваторы, некоторые категории погрузчиков, бульдозеров и карьерных самосвалов).
Новый полис имеет ряд характерных особенностей:
- Цветовая гамма бланка. Цвет бланка, который выдается сейчас стал розовым, а раньше он был зеленым.
- Графическое оформление нового ОСАГО также претерпело изменения и полис благодаря этому получил доп. защиту от фальшивок.
- Шрифт текста, в новом бланке буквы и графы, в которые вносится информация стали более большими и комфортными для чтения.
- Новый полис имеет наибольшую степень защиты от фальшивок. Теперь металлизированная полоска имеет надпись «полис». Водяные знаки также поменялись и стали более крупными.
- В новом полисе сейчас имеется qr-код.
О том, нужно ли водителю иметь при себе оригинал полиса или можно ездить с его копией, мы писали здесь.
Что влияет на стоимость ОСАГО?
- Мощность автомобиля. Стоимость полиса ОСАГО увеличивается пропорционально количеству лошадиных сил в двигателе. Мощность учитывает коэффициент КМ. Например, для авто с двигателем до 50 л. с. он составляет 0,6, от 51 до 70 — 1,0. Самый высокий КМ установлен для машин мощностью свыше 150 л. с. — 1,6.
- Территория использования автомобиля. Коэффициент территории КТ учитывает вероятность попадания автомобиля в ДТП в конкретной местности. В густонаселенных мегаполисах аварии случаются ежедневно, а в небольших поселках риск стать виновником дорожно-транспортного происшествия значительно ниже. Для расчета стоимости обязательного страхования компании используют специальные таблицы территориальных коэффициентов. Например, для водителей из Мурманска КТ = 1,99. Самая дешевая страховка ОСАГО при прочих равных условиях будет для жителей Чукотки, Магаданской области и ряда других регионов с территориальным коэффициентом 0,64.
- Возраст и стаж водителя. Чем опытнее автовладелец, тем дешевле страховка. Коэффициент КВС учитывает возраст и стаж водителя и рассчитывается по специальной таблице. Самое высокое значение поправки к базовому тарифу — 1,93. Покупка ОСАГО для водителей старше 50 лет со стажем вождения свыше 14 лет будет рассчитана с коэффициентом 0,93.
- Аварии в прошлом. Аккуратность каждого водителя, допущенного к управлению, имеет большое значение для расчета стоимости ОСАГО. Коэффициент бонус-малус (КБМ) может увеличить цену вдвое или существенно ее снизить. Минимальное значение поправки — 0,5, максимальное — 2,45. Коэффициент КБМ водителя ежегодно устанавливается в автоматизированной информационной системе РСА.
- Число водителей, допущенных к управлению. Коэффициент КО равен 1, если в договоре перечислены конкретные имена и фамилии. Если вы решили застраховать автомобиль без ограничений по числу водителей, то в расчете будут использовать поправку 1,94. Для юридических лиц КО составляет 1,97.