Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Об НДС при аренде (субаренде) государственного (муниципального) имущества». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Передача имущества в аренду на территории РФ является объектом обложения НДС (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). При этом если арендуется недвижимое имущество, находящееся в федеральной собственности, собственности субъектов РФ или муниципальной собственности (далее — государственное имущество), то арендатор признается налоговым агентом по НДС.
Заключение договора аренды
По итогам торгов заключается соглашение об аренде. Договор также составляется в том случае, если торгов не было проведено. Особенности составления соглашения регламентированы статьей 447 ГК РФ. Срок аренды определяется организатором торгов. Продлить соглашение можно посредством проведения нового конкурса (основание – статья 17.1 ФЗ №135). В некоторых случаях можно обойтись без проведения торгов. Возможно это в том случае, если арендатор на протяжении всего срока аренды соблюдал все условия, выставленные в соглашении. Договор заключается на следующих условиях:
- Продолжительность действия нового соглашения составляет минимум 3 года. Этот срок может быть сокращен в том случае, если имеется соответствующее заявление от арендатора.
- Величина арендной платы устанавливается после оценки рыночной стоимости помещения. Оценка должна быть проведена в соответствии с законом. В обратном случае она будет признана недействительной.
В статье 651 ГК РФ указано, что аренда муниципального имущества продолжительностью более года предполагает государственную регистрацию. За ней нужно обратиться в Комитет по управлению имуществом.
Арендодатель госимущества: возможны варианты
Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.
На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.
Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.
Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю. Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество. Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.
Ответственность налогового агента
В заключение хотелось бы напомнить, что легкомысленное отношение к агентским обязанностям законодательно наказуемо (п. 5 ст. 24 НК РФ). Так, если налоговый агент по своей вине не перечислит (недоперечислит) налог, подлежащий удержанию, ему придется заплатить штраф в размере 20 процентов от суммы, которую недополучил бюджет (ст. 123 НК РФ).
Кроме того, при несвоевременном перечислении в бюджет НДС, удержанного из арендной платы, нужно будет заплатить еще и пени (ст. 75 НК РФ).
Наконец, к арендатору госимущества могут быть применены санкции за создание препятствий для осуществления налогового контроля (ст. 126 НК РФ). Причем такие помехи могут выражаться как в том, что агент своевременно не представит в налоговый орган декларацию, так и в том, что он не сообщит в налоговую инспекцию сведения о невозможности удержать налог. Штраф по таким основаниям составляет 50 рублей за каждый непредставленный документ. Если же нарушитель откажется представить имеющиеся документы или представит их с заведомо недостоверными сведениями, то сумма штрафа возрастет до 5000 рублей.
Расчет налога на добавленную стоимость
Теперь определимся с расчетом сумм НДС. Как мы отмечали ранее, налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога (п. 3 ст. 161 НК РФ).
В то же время важен порядок, предусмотренный в договоре. Если там указано, что цена аренды включает в себя НДС, то именно сумма арендной платы будет являться налоговой базой. В таком случае сумма налога определяется по расчетной ставке 18/118 (п. 4 ст. 164 НК РФ; письмо УМНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).
Если в договоре цена аренды определена без учета НДС или об НДС не упоминается, то налог придется начислить сверх цены договора по ставке 18% и уплатить его за счет собственных средств (письма Минфина России от 08.09.2011 № 03-07-08/276, УФНС России по г. Москве от 03.02.2009 № 16-15/008658). Причем сумма уплаченного НДС не может быть принята в расходы в целях исчисления налога на прибыль.
Пример.
В соответствии с договором аренды имущества, находящегося в федеральной собственности, арендатор ежемесячно производит оплату аренды в размере 29 500 руб. с учетом НДС.
Согласно условиям договора ремонт (как текущий, так и капитальный) осуществляется за счет арендодателя. Однако в августе 2008 года арендатор с согласия арендодателя привлек подрядную организацию для проведения ремонта арендованного имущества и оплатил за арендодателя его стоимость в сумме 41 300 руб.
По соглашению с арендодателем стоимость выполненного и оплаченного арендатором ремонта засчитывается в счет оплаты арендной платы за август 2008 года.
Согласно п. 4 ст. 173 НК РФ сумма НДС в полном объеме уплачивается налоговым агентом за счет средств, подлежащих перечислению налогоплательщику или другим лицам, указанным налогоплательщиком.
На основании п. 3 ст. 171 и п. 1 ст. 172 НК РФ налоговые вычеты производятся при условии, что услуга по аренде государственного или муниципального имущества была приобретена налоговым агентом для выполнения операций, признаваемых объектом налогообложения, если налоговый агент удержал и уплатил в бюджет НДС (при наличии документов, подтверждающих уплату налога налоговым агентом).
Следовательно, в рассматриваемом примере арендатор, чтобы иметь право на вычет, обязан уплатить в бюджет НДС с арендной платы, несмотря на то что арендодатель засчитывает в счет оплаты аренды за август 2008 года стоимость выполненного и оплаченного арендатором текущего ремонта.
В бухгалтерском учете арендатора за август 2008 года данные операции должны были быть оформлены следующими проводками:
Д-т 60 К-т 51 – 41 300 руб. – оплачены ремонтные работы, выполненные подрядной организацией;
Д-т 76, субсчет «Расчеты по арендной плате за государственное имущество», К-т 60 – 41 300 руб. – предъявлена арендодателю стоимость ремонтных работ на основании акта приемки-сдачи работ;
Д-т 20 К-т 76, субсчет «Расчеты по арендной плате за государственное имущество», – 25 000 руб. – начислена сумма арендной платы за август 2008 года;
Д-т 19 К-т 76, субсчет «Расчеты по арендной плате за государственное имущество», – 4500 руб. – начислен НДС с суммы арендной платы;
Д-т 76, субсчет «Расчеты по арендной плате за государственное имущество», К-т 68 – 4500 руб. – удержан НДС с арендодателя;
Д-т 68 К-т 51 – 4500 руб. – перечислен в бюджет НДС с арендной платы;
Д-т 68 К-т 19 – 4500 руб. – предъявлен к возмещению НДС по арендной плате;
Д-т 51 К-т 76, субсчет «Расчеты по арендной плате за государственное имущество», – 16 300 руб. (41 300 руб. – 25 000 руб.) – арендатору возмещены арендодателем расходы по ремонту арендованного имущества.
Согласно ст. 659 ГК РФ для передачи предприятия в аренду составляется передаточный акт, в котором детально прописывается состав передаваемого имущества, приводится его характеристика, указывается оценочная стоимость. После подписания передаточного акта предприятие признается переданным в аренду.
Чтобы составить передаточный акт, арендодатель должен провести оценку всех составных частей передаваемого в аренду имущественного комплекса. Для этого должна быть проведена полная инвентаризация предприятия и проверены наличие и состояние всех активов и обязательств, подлежащих передаче. Одновременно должна быть осуществлена проверка достоверности данных бухгалтерского учета.
В передаточном акте указывается балансовая стоимость имущества, которое передается арендатору.
Читателям следует обратить внимание на то, что оценивается не все предприятие в целом, а каждая из составных частей имущественного комплекса по отдельности, что необходимо для обоих участников договора аренды. Арендодатель должен снять с балансового учета все переданное имущество, а арендатору надо поставить его на баланс. Причем они будут делать это не «оптом», а «поименно». Без детальной оценки имущества, входящего в состав арендованного предприятия, арендатор не сможет принять его к учету.
В соответствии с п. 1 ст. 656 ГК РФ по договору аренды предприятия в целом как имущественного комплекса арендатору передаются во временное пользование и распоряжение все здания, постройки, сооружения, земельные участки, производственное оборудование и другие основные средства.
Что касается оборотных средств (запасов сырья, топлива, материалов и т.д.), то они также передаются арендатору, но порядок и условия их передачи оговариваются сторонами в договоре. Следовательно, арендодатель сам решает, какие материально-производственные запасы передать арендатору, а какие оставить себе. Оборотные средства могут быть проданы арендатору, переданы ему в полное распоряжение на условиях будущего возврата и т.д. На арендатора могут быть наложены отдельные ограничения по распоряжению полученными от арендодателя оборотными средствами. Таким образом, условия, на которых арендатору предприятия передаются оборотные средства, весьма разнообразны.
Вместе с основными и оборотными средствами арендатору передаются:
– имущественные права (например, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами);
– права неимущественного характера (исключительные права на товарные знаки, индивидуальные обозначения, нематериальные активы).
Условия и порядок передачи и тех и других прав также оговариваются сторонами при заключении договора.
На арендатора переводятся права требования и долги предприятия, то есть дебиторская и кредиторская задолженность предприятия. Передача кредиторской задолженности осуществляется только с письменного согласия кредиторов. На основании п. 1 ст. 657 ГК РФ арендодатель должен до передачи предприятия в аренду письменно сообщить кредиторам о предстоящей аренде. При этом он должен сделать это как минимум за три месяца до передачи предприятия арендатору. Этот срок оговорен как период, в течение которого кредиторы, не согласившиеся с такой передачей задолженности, могут потребовать от должника прекращения или досрочного выполнения обязательств, а также возмещения причиненных убытков.
Если арендодатель передаст предприятие вместе с кредиторской задолженностью арендатору и не предупредит об этом кредиторов, то последние вправе предъявить иск об удовлетворении требований. Для этого в распоряжении кредиторов будет целый год с того момента, как им станет известно о передаче предприятиядолжника в аренду. При этом отвечать перед кредиторами придется не только арендодателю, но и арендатору. Виновными в нарушении требований гражданского законодательства признаются они оба, потому что несут солидарную ответственность по долгам, которые без согласия кредиторов были переведены на третье лицо при передаче предприятия в аренду.
Арендатору может быть передана дебиторская и кредиторская задолженность перед бюджетом и внебюджетными фондами.
Таким образом, арендатор получает вместе с предприятием все его активы и пассивы. Единственное, что арендодатель не вправе передать арендатору, – это права на осуществление определенных видов деятельности, которые получены на основании соответствующей лицензии (п. 2 ст. 656 ГК РФ). Поэтому арендатор предприятия не отвечает по требованиям кредиторов, если не может выполнить обязательства перед ними без соответствующей лицензии. Прежде чем передать предприятие как имущественный комплекс в аренду, арендодатель должен сам рассчитаться с кредиторами по обязательствам, выполнение которых требует наличия лицензии.
Для того чтобы избежать проблем с восставновлением либо с уплатой НДС, арендодателю и арендатору предприятия не следует включать в стоимость арендованного комплекса такие активы и обязательства, как товары, сырье, материалы, дебиторскую и кредиторскую задолженность. Лучше оформить их передачу обычным договором реализации материально-производственных запасов, договором цессии и договором уступки права требования долга. Это осложняет договорные отношения сторон и утяжеляет взаимные расчеты, зато избавляет от налоговых проблем.
Что касается трудовых отношений с работниками предприятия, которое передается в аренду, следует отметить следующее. Работники предприятия заключали трудовые договоры с организацией-арендодателем. При передаче предприятия в аренду оно переходит к другому юридическому лицу. Но работников передать вместе с предприятием нельзя. Их можно только перевести согласно ст. 72 ТК РФ на работу в другую организацию, но только при условии их письменного согласия.
В ТК РФ не прописан механизм взаимоотношений работодателя с работниками в случае передачи предприятия в аренду. Поэтому арендодателю и арендатору придется самим вырабатывать политику в отношении работников предприятия. Спорные положения во взаимоотношениях с работниками придется разрешать арендатору и арендодателю предприятия в судебном порядке.
Исходя из общей направленности норм ТК РФ можно посоветовать арендатору и арендодателю следующее. Они должны заранее согласовать между собой вопрос о переводе работников предприятия, передаваемого в аренду, на работу в другую организацию. Затем арендодатель предупреждает работников о предстоящей сдаче предприятия в аренду. Такое предупреждение должно быть оформлено в письменной форме и сделано не позднее чем за два месяца до момента передачи предприятия в аренду.
Работники предприятия могут согласиться на перевод в другую организацию, а могут и отказаться. В любом случае необходимо получить от них письменное заявление.
Работники, согласившиеся на перевод, подлежат увольнению на основании п. 5 ст. 77 ТК РФ в момент передачи предприятия в аренду. Новый работодатель (организация-арендатор) должен заключить с ними трудовой договор. Обращаем внимание читателей на то, что в отношении переведенных работников нельзя устанавливать испытательный срок (ст. 70 ТК РФ).
Работники, не согласившиеся на перевод в другую организацию, подлежат увольнению. Но с этими работниками у предприятия возникнут большие проблемы. В ТК РФ не предусмотрено такого основания для увольнения, как отказ от работы в связи с передачей предприятия в аренду другой организации. Напрямую ни одна из статей ТК РФ в данном случае не применяется. Не исключено, что арендодателю придется увольнять несогласных работников в соответствии с п. 2 ст. 81 ТК РФ (расторжение трудового договора в связи с сокращением штата) с выплатой соответствующего выходного пособия.
В отношении работников предприятия, передаваемого в аренду, возникает еще один вопрос: вправе ли арендодатель передать арендатору свою кредиторскую задолженность по заработной плате? Исходя из вышеизложенных норм гражданского законодательства стороны договора аренды предприятия могут это сделать, но только с письменного согласия кредиторов, в данном случае работников. Если работники предприятия не согласятся на такой перевод долга по заработной плате, то арендодателю придется рассчитаться с ними самому.
Законом о лизинге предусмотрены две формы лизинга: внутренний и международный лизинг. При международном лизинге перемещение имущества осуществляется через таможенную границу Российской Федерации. В ряде случаев этот способ приобретения имущества является единственно возможным. Так, предприятия, специализирующиеся на международных перевозках, вынуждены заключать лизинговые договоры по приобретению транспортных средств зарубежного производства ввиду того, что использование отечественных автомобилей в Европе ограничено из-за жестких экологических требований.
Лизинговая операция является комплексом имущественных и финансовых отношений между ее участниками и затрагивает не только сам договор лизинга, но и ряд связанных с этим договоров, в первую очередь купли-продажи, а также займа, страхования и т.д.
В зависимости от вида и формы конкретной лизинговой сделки организациям необходимо руководствоваться отдельными положениями Таможенного кодекса Российской Федерации и постановлений Правительства РФ. Применительно к международному лизингу это означает, что на таможенную территорию Российской Федерации может быть ввезено имущество, собственником которого является лизинговая компания – нерезидент Российской Федерации. Данное обстоятельство позволяет помещать ввозимое оборудование под таможенный режим временного ввоза с соответствующим полным или частичным условным его освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов и без применения к нему запретов и ограничений экономического характера, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности. При этом наряду с очевидными льготами по уплате таможенных платежей, предоставляемыми при ввозе лизингового оборудования, возникают и соответствующие обязанности по соблюдению условий таможенного режима временного ввоза, в том числе касающиеся завершения данного режима по истечении срока финансовой аренды (лизинга).
Российский лизингополучатель является в данном случае налоговым агентом.
При лизинге импортного оборудования лизингодателем являются зарубежные лизинговые компании. Договор лизинга приобретает характер реализации оборудования с рассрочкой платежа, залогом в котором является само оборудование или транспортные средства. В этом случае имущество учитывается на балансе лизингополучателя. Это выгодно российскому лизингополучателю, так как:
– лизинговые платежи за вычетом суммы начисленной амортизации уменьшают налогооблагаемую прибыль лизингополучателя (подпункт 10 п. 1 ст. 264 НК РФ);
– амортизационные отчисления по таким объектам основных средств принимаются для целей налогообложения;
– по окончании договора лизинга имущество в основном переходит в собственность лизингополучателя полностью самортизированным. За срок действия договора лизинга лизингополучатель уменьшает свою налогооблагаемую прибыль на всю стоимость лизингового имущества, увеличенную на причитающиеся лизингодателю проценты, а далее он продолжает эксплуатировать лизинговое имущество без начисления по нему амортизации, хотя сроки службы объектов значительно превышают сроки лизинговых договоров.
Если имущество числится на балансе у лизингодателя, то таких налоговых преимуществ у лизингополучателя не будет. Но практика показывает, что в большинстве случаев международные лизинговые договоры с иностранными лизингодателями составляются таким образом, что объект лизинга остается на балансе лизингодателя. К тому же невозможность использования данного налогового преимущества сравнительно легко компенсируется сроком лизинга.
Пример.
Российская организация «Лизингополучатель» получает по договору лизинга с зарубежной компанией «Лизингодатель» импортный грузовой автомобиль «Ивеко». Согласно технической документации производителя срок службы данного транспортного средства составляет 10 лет, его стоимость равна 1 млн руб. Для простоты расчетов не будем принимать во внимание прибыль лизинговой компании, считая, что данная стоимость и является суммой лизинговых платежей, поскольку такая прибыль фактически не влияет на налоговый учет лизингополучателя. Согласно составленному договору лизинга автомобиль учитывается на балансе лизингодателя, срок лизинга – два года, после чего автомобиль переходит в собственность лизингополучателя. Поскольку лизинговые платежи полностью относятся в расходы лизингополучателя, то они составят в первый год 500 тыс. руб., во второй год – 500 тыс. руб. В результате лизингополучатель относит на уменьшение налогооблагаемой прибыли сумму расходов в пять раз быстрее, чем если бы оборудование было приобретено им самостоятельно – по 100 тыс. руб. в течение 10 лет. В данном случае, если бы автомобиль был поставлен на учет у лизингополучателя, его расходы даже с учетом ускоренной амортизации составили бы в первый год 300 тыс. руб., во второй год – 300 тыс. руб., и далее за оставшиеся восемь лет в расходы списывалась бы остаточная стоимость по 37,5 тыс. руб. в год.
Ввозимое по договору международного лизинга оборудование, являясь иностранным товаром, помещается при ввозе на таможенную территорию Российской Федерации под режим временного ввоза, так как остается в собственности лизингодателя. Данный режим является льготным, поскольку предусматривает полное или частичное освобождение данного оборудования от уплаты ввозных таможенных платежей и регламентируется ст. 209—214 Таможенного кодекса Российской Федерации. Полное условное освобождение от уплаты таможенных платежей допускается, если временный ввоз товаров не наносит существенного экономического ущерба Российской Федерации. Перечень категорий таких товаров определен постановлением Правительства РФ от 16.08.2000 № 599 «О перечне товаров, временно ввозимых (вывозимых) с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин и налогов» и включает следующие группы товаров:
– временно ввозимые (вывозимые) контейнеры и иная многооборотная тара;
– товары, временно ввозимые (вывозимые) в целях оказания содействия внешнеэкономической деятельности для демонстрации на выставках, ярмарках, международных встречах и других подобных мероприятиях; товарные образцы, предназначенные исключительно для целей получения заказов на товары такого типа и непригодные для использования в иных целях; рекламные материалы, фильмы и компьютерные носители информации, раскрывающие свойства или назначение товаров; товары для проведения испытаний, проверок, экспериментов и показа свойств и характеристик; профессиональное оборудование (за исключением используемого в производстве) и инструменты, остающиеся в собственности иностранного лица, ввозимые для выполнения конкретной работы на территории Российской Федерации;
– временно ввозимые (вывозимые) товары, связанные с оказанием содействия международным связям в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма; оборудование и материалы, используемые для научно-исследовательских, образовательных целей, в областях культуры и кинематографии, театральные – сценическое оборудование, товары, предназначенные для спортивных соревнований, тренировок, культурные ценности, книги, периодические издания, публикации и документы, связанные с образованием, наукой и культурой;
– товары, ввозимые (вывозимые) для оказания международной помощи, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, в том числе транспортные средства, предназначенные для предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
– иные товары: товары, перемещаемые в соответствии с решениями Правительства РФ, принимаемыми по представлению Комиссии Правительства РФ по защитным мерам во внешней торговле и таможенно-тарифной политике; товары для обеспечения социально-бытовых условий жизни экипажей иностранных (при вывозе – российских) морских судов, оборудование прессы.
Арендуем у государства: Особенности НДС-расчетов
Не каждая компания может позволить себе иметь в собственности помещения для работы. Да это и необязательно, ведь недвижимость можно арендовать. А как известно, самым крупным собственником площадей является государство. Поэтому оно может предложить арендаторам большой выбор и приемлемые цены.
Однако налогоплательщикам следует помнить, что процедура найма федерального (муниципального) имущества и ее налоговые последствия имеют свои особенности.По сей день остается актуальным вопрос уплаты НДС при аренде госимущества.
Кто в такой ситуации должен пополнить бюджет налогом, и по какой ставке следует его исчислять? Каким образом на решение данных вопросов влияют условия арендного договора? Об этом и пойдет речь в нашей статье.
Правильный договор аренды
Для начала напомним в общих чертах основные положения арендных отношений. Установлены они в главе 34 Гражданского кодекса и распространяются на любых участников договора аренды, в том числе на представителей государственной власти.
Итак, по договору арендодатель (собственник или уполномоченное лицо) обязуется предоставить имущество за плату арендатору (ст. 606 ГК РФ). В обязанности последнего при этом входит как своевременная оплата, так и использование объекта аренды в соответствии с его назначением или договором. Невыполнение этих условий может привести к расторжению контракта (ст. 614, п. 1, 3 ст. 615 ГК РФ).
Необходимо также помнить, что для договора аренды здания (сооружения) обязательна письменная форма. А при его заключении дольше чем на один год – еще и госрегистрация в соответствии с Законом от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ ст. 651 ГК РФ)
Кроме того, в арендном контракте должно быть точно указано местонахождение сдаваемых в аренду помещений, их параметры, характеристика и площадь, а также размер оплаты и срок аренды. Отсутствие таких данных означает, что объект аренды не согласован, а сам договор не заключен.
Особое внимание арендатор должен уделить упоминанию в договоре о правах арендодателя на помещение. Ведь передача площадей не уполномоченным на это лицом может повлечь не только правовые, но и налоговые последствия для арендатора. Финансисты, к примеру, полагают, что тогда он не сможет подтвердить расходы по арендной плате (письмо Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/288).
Арендодатель госимущества: возможны варианты
Для НДС-последствий аренды муниципальной или государственной недвижимости весьма существенно, кто участвует в договоре со стороны арендодателя. От этого будет зависеть, должен ли арендатор исполнять обязанности налогового агента. Или же ему достаточно будет уплатить налог в составе арендной платы.
На практике существуют разные способы предоставления в аренду государственного (муниципального) имущества и, соответственно, варианты оформления необходимого договора.
Прежде всего в роли арендодателя может выступать непосредственно орган власти и управления (самоуправления). Речь идет о передаче арендатору из первых рук так называемого публичного имущества, составляющего государственную казну.
Кроме того, муниципальное (государственное) имущество нередко бывает передано на праве хозяйственного ведения или оперативного управления балансодержателю.
Наиболее часто в данном качестве выступают различные государственные предприятия и учреждения. Они также вправе сдавать в аренду (разумеется, с согласия собственника) подведомственное имущество.
Передавать активы уполномоченный властями хозяин может и от собственного имени, и в качестве третьей стороны арендного договора.
Когда арендатору быть агентом
Исходя из норм действующего законодательства, выбор НДС-обязанного участника арендных отношений является наименее очевидным как раз в случае трехстороннего договора аренды. То есть контракта, сторонами которого, помимо арендатора, являются орган госвласти (на правах собственника имущества) и балансодержатель (МУП, ГУП и т. п.).
Проблема в том, что налоговое законодательство разъяснений по данному вопросу не содержит.
Буквальное прочтение пункта 3 статьи 161 НК РФ об агентских обязанностях арендаторов муниципального или государственного имущества показывает, что арендатор должен удерживать из доходов арендодателя и платить в бюджет НДС в определенной ситуации.
А именно «при предоставлении на территории Российской Федерации органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления в аренду федерального имущества, имущества субъектов РФ и муниципального имущества».
То есть возможность наличия в арендных отношениях третьей стороны никак не упомянута в кодексе. Поэтому вполне логично предположить, что положения упомянутого пункта не распространяются на случаи найма помещений у оперативного управляющего или прочего распорядителя гос-имуществом. Иначе говоря, арендатору не нужно выступать в роли налогового агента в случае трехстороннего договора.
На возникновение агентских обязанностей арендатора только при двустороннем договоре уже несколько лет назад указывал и Конституционный суд РФ. В определении от 2 октября 2003 г.
№ 384-О судьи отметили, что порядок уплаты НДС, установленный пунктом 3 статьи 161 НК РФ, необходимо применять лишь «в случае предоставления в аренду публичного имущества, не закрепленного на праве хозяйственного ведения либо оперативного управления за государственными унитарными предприятиями или учреждениями, т. е. составляющего государственную казну, при непосредственном участии публичных собственников в гражданских правоотношениях».
НДС при аренде муниципального имущества.
Вопрос: Организация с 01.01.2013 г арендует здание, находящееся в муниципальной собственности. Согласно договору аренды арендная плата должна уплачиваться ежемесячно, но в связи с отсутствием на расчетном счете денежных средств оплата за первые три месяца не производилась. Является ли организация в этом случае налоговым агентом по исчислению и уплате НДС? Нужно ли подавать в налоговые органы декларацию по НДС за первый квартал как налоговому агенту?
Ответ: Организация должна подавать декларацию по НДС за первый квартал, так как является налоговым агентом на основании договора аренды муниципального имущества.
Обоснование: Согласно абз.1 п.3 ст. 161 НК РФ организация, уплачивающая арендные платежи по договору аренды имущества, находящегося в собственности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления является налоговым агентом и обязана исчислить, удержать из доходов арендодателя и уплатить в бюджет сумму налога на добавленную стоимость. При этом налоговая база определяется как сумма арендной платы с учетом налога.
Налоговая ставка определяется расчетным путем как процентное отношение налоговой ставки 18% (10%), предусмотренной п.2, п 3 ст. 164 НК РФ к налоговой базе, принятой за 100 и увеличенной на соответствующий размер налоговой ставки (п.4 ст.164 НК РФ).
Исчисленный таким образом налог подлежит уплате в бюджет налоговым агентом. Кроме того, при исчислении суммы налога налоговый агент составляет счет-фактуру и регистрирует ее в Книге продаж того квартала, в котором произошла оплата или частичная оплата (п. п. 2, 3 и 15 разд. II Приложения N 5, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137 «О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость» (далее Правила). Аналогичные выводы содержатся в письме ФНС РФ от 12 августа 2009 г. N ШС-22-3/634@.
Следовательно, Правила не предусматривают регистрацию счета-фактуры налогового агента в Книге продаж до фактической уплаты налога.
Учитывая то, что декларация по НДС составляется на основании данных Книги продаж (п.8 разд II Приложения №5 Правил), при отсутствии данных в Книге продаж у агента нет возможности указать в декларации сумму налога к уплате в бюджет.
В то же время, налоговые агенты обязаны представить в налоговые соответствующую налоговую декларацию в срок не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 174 НК РФ).
Следовательно, если организация арендует государственное и муниципальное имущество по договору аренды, то она на основании этого договора является налоговым агентом и обязана предоставлять налоговые декларации и в случае отсутствия уплаты арендной платы и НДС в каком либо налоговом периоде.
Учитывая отсутствие оплаты арендных платежей за квартал, организация не имеет возможности составить счет-фактуру и отразить ее в Книге продаж, поэтому единственная возможность исполнить обязанности налогового агента по НДС – это представить в налоговый орган нулевую декларацию, чтобы избежать претензий контролирующих органов.
Таким образом, организация является налоговым агентом по НДС при аренде государственного и муниципального имущества даже в том случае, если оплата НДС в бюджет не производилась. Соответственно, у нее возникает обязанности подавать декларацию по НДС за текущий отчетный период даже при отсутствии данных в декларации.
В случае непредставления налоговым агентом декларации по НДС в установленный срок он может быть привлечен к ответственности по ст.126 НК РФ в размере 50 руб. за каждый непредставленный документ (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29.09.2003 N Ф04/4875-1441/А46-2003 по делу N 25-42/03).
Существует несколько мнений по поводу того, облагается ли налоговыми сборами аренда земли. Чтобы понять суть и найти истину, необходимо внимательно подходить к вопросу.
Земли относятся к природным ресурсам страны и являются собственностью государства. Также некоторые части земель могут быть в
аренде
или находиться в собственности у частных лиц.
Подходя к вопросу о налогообложении, то необходимо учитывать главное – у кого конкретно осуществляется аренда. Если это государство (муниципалитет), то надбавочной стоимостью данный вид сделки не облагается. Присутствует только необходимость в уплате земельного налога и установленной арендной платы.
Если арендатор предполагает взять во временной пользование земли у частного лица (физическое или юридическое), то НДС будет присутствовать, как и дополнительные платы в виде земельного налога и стоимости аренды.
Основанием служит пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, в котором четко прописаны критерии земельных ресурсов и отсутствие уплаты НДС при сотрудничестве с государственными органами.
Несмотря на вполне понятную ситуацию, споры все-таки могут возникать. Это касается аренды и
субаренды государственных земель
. К примеру, человек арендует участок 5 га у муниципальных властей. В таком случае он освобождается от уплаты налога на надбавочную стоимость.
При этом он имеет право сдать часть участка в субаренду (2 га). Новый арендатор 2 га в таком случае обязан оплатить НДС, потому что он арендует землю у частного лица. Даже несмотря на то, что по факту участок находится в собственности государства. Это подтверждается письмом Минфина России от 18.10.2012 N 03-07-11/436.
Многие могут пользоваться таким моментом, что арендуя землю у муниципалитета, сдают ее в пользование за завышенную плату другим арендаторам. Основным условием является отсутствие оформления сделки, что исключает уплату НДС новым пользователем. Арендатор по сути работает на чужой земле, но при этом платит только фиксированную плату.
Скачать бланк акта приема-передачи земельного участка без строения при аренде
С одной стороны, это может выглядеть выгодной сделкой, но при любой проверке ответственность настигнет всех. Настоящего арендатора привлекут за незаконную сдачу в аренду земли, незаконное обогащение, а также лишат права аренды. Второго арендатора также могут привлечь за деятельность на чужой земле без документов, уклонение от налогов.
Если организация арендует на территории Российской Федерации федеральное имущество, имущество субъектов Российской Федерации или муниципальное имущество, то она выступает в роли налогового агента.
Несмотря на то что организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщиками НДС, на основании п. 5 ст. 346.11 НК РФ они не освобождаются от обязанностей налоговых агентов.
Напомним, что налоговыми агентами признаются лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность по расчету, удержанию у налогоплательщика и перечислению в бюджет налогов (п. 1 ст. 24 НК РФ).
Налоговые агенты обязаны:
• правильно и своевременно рассчитывать и удерживать налоги из средств, которые выплачиваются налогоплательщикам;
• правильно и своевременно перечислять удержанные суммы налогов в бюджет или внебюджетные фонды;
• вести учет доходов, выплаченных налогоплательщикам, а также учет удержанных и перечисленных в бюджет сумм налогов;
• представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, которые необходимы для осуществления контроля за правильностью расчета, удержания и перечисления налогов.
Порядок определения налоговой базы по НДС налоговыми агентами установлен ст. 161 НК РФ. В отношении договоров по аренде государственного и муниципального имущества налоговым агентом является арендатор, в том числе применяющий упрощенную систему налогообложения (письмо Минфина России от 13.05.2009 № 03-07-11/135). Он должен самостоятельно рассчитать величину налоговой базы отдельно по каждому арендованному объекту имущества.
Согласно п. 3 этой статьи налоговая база при аренде государственного и муниципального имущества определяется как сумма арендной платы с учетом налога. Следовательно, сумма арендной платы, которая указана в договоре с органом государственной власти и управления или органом местного самоуправления, должна включать сумму НДС (письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618).
Налоговая база определяется организацией – «упрощенцем» отдельно по каждому арендованному объекту имущества. Сумма НДС рассчитывается организацией-арендатором самостоятельно исходя из расчетной ставки 18/118 (п. 4 ст. 161 НК РФ).
После этого сумму НДС необходимо удержать из доходов арендодателя и перечислить в бюджет не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (подп. 1 и 3 ст. 174 НК РФ).
Напомним, что налоговым периодом для налоговых агентов является календарный месяц (п. 1 ст. 163 НК РФ). Следовательно, организация должна перечислить в бюджет НДС, удержанный из доходов арендодателя, не позднее 20-го числа следующего месяца.
Так как организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, не являются плательщикам НДС, то права на налоговый вычет по налогу, удержанному с арендатора и перечисленному в бюджет, они не имеют.
Следовательно, учитывать сумму уплаченного налога необходимо в составе расходов в соответствии с подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ (письмо Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618). Это относится к тем организациям, которые уплачивают единый налог с разницы между доходами и расходами.
Если организация не уплачивает арендную плату в течение налогового периода, то обязанность по уплате НДС в бюджет у нее не возникает. Соответственно не нужно представлять в налоговый орган и декларацию по НДС.
По мнению налоговых органов, при удержании НДС из доходов арендодателя организация, применяющая упрощенную систему налогообложения, должна составить в одном экземпляре счет-фактуру, который оформляется на дату выплаты дохода арендодателю на полную сумму арендной платы с учетом НДС с пометкой «Аренда государственного имущества». В качестве поставщика указывается название организации-арендодателя. В тот день, когда организация вносит арендную плату и перечисляет НДС в бюджет, счет-фактуру необходимо зарегистрировать в книге продаж (письма МНС России от 14.04.2003 № 03-1-08/1138/26-НЗ09 и Управления МНС России по г. Москве от 15.11.2004 № 24-11/73835).
Однако по этому вопросу есть и другая точка зрения.
Например, по мнению Конституционного Суда Российской Федерации, налоговый агент может производить вычет сумм НДС без счетов-фактур на основании любых других документов, которые подтверждают факт удержания и перечисления налога в бюджет (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 02.10.2003 № 384-0).
Поэтому запись в книге продаж организация – «упрощенец» может сделать на основании платежного поручения на перечисление НДС в бюджет.
«Упрощенцы», исполняющие функции налогового агента по НДС, должны представлять в налоговые инспекции налоговые декларации по НДС не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 5 ст. 174 НК РФ). В состав декларации включаются титульный лист и разделы 1.2 и 2.2.
!!! ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!
В состав расходов, признаваемых при применении УСН (если в качестве объекта налогообложения выбраны доходы минус расходы), следует включать не только сумму арендной платы, перечисленную арендодателю, но и сумму НДС, перечисленную арендатором – налоговым агентом в бюджет (п. 2 ст. 170 НК РФ, письмо Управления ФНС России по г. Москве от 31.12.2004 №21-14/85240).
При этом возникает вопрос: по какой статье можно включить эту сумму в расходы?
Поскольку расходы на аренду имущества включены в перечень «разрешенных» при применении УСН расходов (подп. 4 п. 1 ст. 346.16 НК РФ), сумма НДС, удержанная налоговым агентом – арендатором из доходов арендодателя и перечисленная в бюджет, включается в расходы согласно подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ. Такое же мнение высказано в письме Управления МНС России по г. Москве от 08.08.2003 № 21-09/43618.
Пример.
ООО «Лапландия» применяет упрощенную систему налогообложения с 01.01.2010. В марте организация заключила договор аренды нежилого помещения с городским комитетом по управлению имуществом. Ежемесячная арендная плата по условиям договора составляет 6000 руб. Срок уплаты – до 10-го числа текущего месяца.
Налоговой базой для расчета суммы НДС является арендная плата – 6000 руб. Сумма налога составит:
6000 руб. 18% : 118% = 915,25 руб.
10 марта платежным поручением № 78 ООО «Лапландия» перечислило арендодателю арендную плату за минусом НДС в размере 5084,75 руб. (6000 руб. – 915,25 руб.).
В этот же день сумма удержанного НДС была перечислена в бюджет (платежное поручение № 79).
В книге учета доходов и расходов были сделаны следующие записи:
I. Доходы и расходы.
Об освобождении от обложения
Согласно разъяснениям Минфина, надо признаться достаточно туманным, не облагается НДС арендная плата за пользование земельным участком на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. Но финансисты особо подчеркивают, что не подлежит обложению только плата, взимаемая с хозяйствующих субъектов, заключивших с органами государственной власти и управления (органами местного самоуправления) договоры аренды земельных участков, находящихся в собственности РФ (субъектов РФ, муниципалитетов), которая относится к платежам в бюджет за право пользования указанными земельными участками[13]. Очевидно, это следует понимать так, что в иных случаях (вопрос – в каких?) арендная плата за землю НДС облагается. Попробуем разобраться с применением этой нормы.
В соответствии с пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ, если читать его буквально, освобождаются от обложения НДС пошлины и сборы, взимаемые государственными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, в том числе платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами.
Но позвольте, платежи, пошлины, сборы вообще не являются объектами обложения НДС, если, конечно, принимать во внимание п. 1 ст. 146 НК РФ. Согласно указанной норме к объектам обложения можно отнести операции по реализации услуг, но не плату за них! Если же допустить, что в формулировке пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ законодателем допущена неточность и понимать его следует в том смысле, что освобождаются от обложения все‑таки услуги по предоставлению прав пользования природными ресурсами, оплата которых подлежит перечислению в бюджет, то получается, что он в чем‑то дублирует положения вышеприведенного пп. 4 п. 2 ст. 146 НК РФ: те же услуги, оказываемые уполномоченными органами, пусть и не обязательно входящими в систему органов госвласти и без исключительности полномочий… Ясности все равно от этого не прибавляется.
Сторонники освобождения от обложения НДС любых операций по аренде госземель на основании пп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ приводят в поддержку своей позиции следующие доводы. В российском законодательстве земля определена как природный ресурс (ч. 1 ст. 9 Конституции РФ, п. 3 ст. 129 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Земельные участки могут быть предоставлены их собственниками в аренду в соответствии с гражданским и земельным законодательством (п. 1 ст. 607 ГК РФ, п. 2 ст. 22 ЗК РФ). Договор аренды подразумевает передачу имущества во временное владение и пользование или временное пользование (ст. 606 ГК РФ). Плата за аренду земельного участка – это платеж за пользование им (п. 1 ст. 614 ГК РФ, п. 1, 3 ст. 65 ЗК РФ). Кроме того, доходы в виде арендной платы за передачу в возмездное пользование государственного имущества относятся согласно нормам Бюджетного кодекса к неналоговым доходам бюджетов (ст. 42, 51, 57, 62), что, по мнению некоторых чиновников и экспертов, является дополнительным аргументом в пользу того, что оснований для обложения НДС арендной платы за пользование земельными участками, находящимися в государственной или муниципальной собственности, не имеется[14], следовательно, у арендатора этих участков не возникает обязанностей налогового агента по исчислению, удержанию и уплате в бюджет налога[15].
Все это здорово, особенно если не принимать во внимание тот факт, что и Земельный и Гражданский кодексы определяют землю не только в качестве природного ресурса, но и одновременно в качестве недвижимого имущества и объекта права собственности и иных прав на него (п. 1 ст. 130 ГК РФ, пп. 1 п. 1 ст. 1 ЗК РФ). Более того, в п. 1 ст. 6 ЗК РФ сказано о разделении объектов земельных отношений на землю (природный объект и природный ресурс) и земельные участки и их части. Правда, ст. 607 ГК РФ земельные участки приравниваются к отдельным природным объектам, но все‑таки в соответствии с п. 1 ст. 614 ГК РФ арендная плата является платежом за пользование имуществом…
Что касается ссылок на положения БК РФ, то ведь к неналоговым доходам бюджетов относятся и поступления от сдачи в аренду иных объектов имущества, кроме земли, и от реализации этих объектов, в том числе земли… Почему же тогда в одних случаях арендатор (покупатель) может признаваться налоговым агентом по НДС, а в других – нет?
Попробуем подойти к решению вопроса об отнесении арендной платы к платежам за пользование природными ресурсами с другой стороны.
Платежи за пользование федеральным и муниципальным имуществом направляются арендатором напрямую в соответствующий бюджет. На основании ст. 18 БК РФ для составления и исполнения бюджетов, а также для группировки доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов и (или) операций сектора государственного управления используется бюджетная классификация и ее составным частям присваиваются коды (КБК). Одной из составных частей классификации доходов бюджета является код вида доходов, включающий в себя, в частности, группу и подгруппу дохода[16]. Так вот, группа 100 «Налоговые и неналоговые доходы» содержит, в частности, подгруппы 111 «Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности» и 112 «Платежи при пользовании природными ресурсами». И хотя доходы, получаемые в виде арендной платы за земельные участки, группируются отдельно от доходов, получаемых от аренды иного госимущества, относятся они все же к подгруппе 111. К платежам же за использование природных ресурсов (из арендных платежей) относятся лишь плата за использование лесов, плата за пользование водными объектами да доходы в виде платы за предоставление рыбопромыслового участка[17]. То есть, если пользоваться бюджетной классификацией, арендную плату за пользование земельными участками к платежам за право пользования природными ресурсами отнести нельзя, формулировки же «платеж за право пользования земельным участком» бюджетная классификация вообще не содержит.
24 Марта 2020
ФНС разработала методичку о переходе с ЕНВД на другие режимы с 2021 года
Возмещение работникам стоимости медосмотров страховыми взносами не облагается
ФНС и Роскомнадзор приостановили проверки до 1 мая
Налоговая служба рассказала об условиях предоставления инвестиционного вычета по НДФЛ
Налоговая служба подготовила проект новой декларации 3-НДФЛ
18 Марта 2020
Переход на онлайн-ККТ не избавил бизнес от контрольных закупок
На вычет НДС при возврате товара дается только год, а не три!
Имущество в пользовании: два варианта
Итак, предприниматели имеют несколько возможностей получить в распоряжение недорогой ресурс в виде муниципального имущества. Прежде всего, можно отметить тот факт, что договоры между предприятиями и органами власти могут быть представлены в широком разнообразии: в виде соглашений аренды, безвозмездного пользования, доверительного управления и т. д. Пользование каждым из предусмотренных законодательством РФ вариантов возможно в рамках двух основных схем:
— по факту проведения торгов (конкурсов или аукционов), предмет которых — право компании заключить с муниципалитетом или государственным органом власти договор того или иного типа;
— заключение договора без проведения конкурсов или аукционов в соответствии с положениями законодательства.
В одних случаях торги, о которых идет речь, именуются конкурсами, в других — аукционами. Какой термин более корректен?
НДС при аренде земли платить не нужно
Налоговый агент удерживает из перечисляемого контрагенту дохода НДС и платит его в бюджет. Однако платежи в бюджеты за право пользования природными ресурсами не облагаются НДСподп. 17 п. 2 ст. 149 НК РФ. А плата за аренду муниципального земельного участка — это платеж за пользование природным ресурсом, который поступает в местный бюджетп. 3 ст. 129, п. 1 ст. 614 ГК РФ; ч. 1 ст. 9 Конституции РФ; подп. 1 п. 1 ст. 1, подп. 1 п. 1 ст. 6 ЗК РФ; п. 3 ст. 41, статьи 42, 62 БК РФ.
Таким образом, арендная плата за пользование земельным участком, находящимся в муниципальной собственности, НДС не облагается. С такой позицией согласны как Минфин, так и судыПисьма Минфина от 18.10.2012 № 03-07-11/436, от 01.02.2011 № 03-07-11/21; Постановление 15 ААС от 05.02.2013 № А53-7083/2010.
НДС-агент при аренде государственного и муниципального имущества
При этом права всех собственников защищаются законом и судом равным образом. Понятие «собственность на имущество» включает в себя право владения — физическое обладание этим имуществом, право пользования — возможность использования имущества и получения дохода от этого использования и право распоряжения — возможность продать, обменять, подарить или иным образом распорядиться имуществом.
Согласно пункту 1 статьи 214 ГК РФ государственной собственностью в Российской Федерации является: 1) имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность); 2) имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъектов Российской Федерации). От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации на основании пункта