Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Объекты и субъекты социальной защиты детства». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Социальное обеспечение – это организованная государством форма помощи для утверждённого круга лиц, оказываемая при наступлении определённых юридических фактов, в установленных законом ситуациях, с целью выравнивания социального положения граждан.
Социальная защита населения создана таким образом, чтобы она могла базироваться на таких основных принципах:
-
партнерство. Государство обязуется исполнять свои обязательства перед людьми по социальной защите, однако партнерство при этом – неотъемлемая часть. Поэтому тесное сотрудничество между государством и частными организациями наблюдается повсеместно;
-
экономическая справедливость. Сама структура государства во многом основана на экономических отношениях. Государство должно выровнять возможности людей, определяя на основании принципа экономической справедливости приоритеты распределения средств, причем каждая из категорий граждан должна удовлетворить собственные установленные индивидуальные запросы для поддержания комфортной жизни;
-
адаптивность. Социальная защита должна работать так, чтобы она постепенно самосовершенствовалась, за что отвечают разные звенья всей системы социальных взаимоотношений, функционирующих в государстве;
-
приоритет государственных начал. Основной задачей РФ в социальном направлении является необходимость помогать достигать определенного уровня жизни, который будет приемлемым, людям, которые самостоятельно по объективным причинам этого сделать не могут;
-
превентивность мер по соцзащите. Определение факторов риска, связанных с социальным направлением. Как правило, работает на региональном уровне, имеет собственные звенья управленческого приоритета, основной задачей которого считается наиболее гибкое сочетание предоставления услуг на платной или бесплатной основе для поддержания нормальных условий жизни.
Организация социальной защиты населения является ключевым фактором формирования социальной безопасности на территории муниципального образования. В свою очередь, социальная безопасность и социальная защита населения выступают одними из важнейших условий эффективности государственного управления.
Организация социальной защиты населения на территории муниципальных образований, является одной из функций управления, реализуемой органами муниципального образования на подконтрольной им территории.
В настоящее время, проблемы организации социальной защиты населения на территории муниципальных образований, являются значимыми, в связи с чем, требуется проводить более детальный анализ факторов возникновения этих проблем, тенденций развития и последствий к которым они могут привести. Местные органы власти в лице администрации муниципальных образований, являются основными субъектами, исполняющими функции по решению данных проблем, выявлению «слабых» мест и разработке профилактических мер по оптимизации самого процесса организации социальной защиты населения, однако, в силу различных обстоятельств, органам местного самоуправления, не всегда удается реализовывать анализируемую функцию управления в полной мере.
Организация социальной защиты населения выступает одним из составляющих общего механизма реализации социальной политики.
Под данным термином следует понимать вид управленческой деятельности, направленный на реализацию органами муниципальной власти в рамках своих полномочий, определенных функций по обеспечению законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий граждан, обеспечению соблюдения важнейших социальных прав и достижению приемлемого уровня жизни населения.
В целом, рассматривая организацию социальной защиты населения как функцию органов муниципального управления социальной защиты населения, необходимо отметить, что социальная защита населения является одним из приоритетных направлений внутренней политики государства, а следовательно, и политики, проводимой на определенных муниципальных территориях, органами местного самоуправления.
Существует несколько факторов, которые определяют необходимость возникновения потребности человека в социальной защите, к таким факторам можно отнести:
- биологическую природу человека;
- особенности условий труда (уровень заработной платы, режим труда и отдыха и т.п.);
- производственную сферу;
- трудовые отношения и другие.
Объектами социальной защиты являются дети – лица, не достигшие 18 лет. Разные группы детей нуждаются в различной помощи и в равной степени социальной защиты. К приоритетным группам детей, в первую очередь нуждающихся в социальной защите, следует отнести: детей-сирот; детей, оставшихся без попечения родителей; детей из девиантных и педагогически запущенных семей; детей из приемных семей, многодетных, неполных; детей-инвалидов; детей, имеющих недостатки в психическом и физическом развитии; детей безработных граждан; детей – жертв вооруженных конфликтов, экологических и техногенных катастроф; детей из семей беженцев и вынужденных переселенцев; детей, состоящих на профилактическом учете в органах внутренних дел; детей, проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним районах.
Субъектами социальной защиты детей выступают все три ветви власти: законодательная, исполнительная и судебная. Приоритет принадлежит государству и создаваемым им институтам: они формируют социальную политику и законодательство в отношении детей, обеспечивают ее реализацию, гарантируют социальную безопасность. К субъектам относятся также политические партии, общественные организации, благотворительные союзы, церковь, средства массовой информации, предприятия и учреждения детские и юношеские организации, частные лица, занимающиеся спонсорством или благотворительностью. Особую роль в социальной защите детства играют семья и школа, а также специальные службы социальной работы: муниципальные службы, система стационарных учреждений, приютов, детских домов, интернатов, учреждения дополнительного образования и развития детей, специализированные центры психолого-медико-социального и педагогического сопровождения, консультационные и реабилитационные службы и т.д. Субъектами социальной защиты являются сами социальные работники, социальные педагоги и другие специалисты.
Анализ проблемы социальной защиты предполагает получение ответа на следующие вопросы: Кто защищает? Кого защищает? От чего защищает? То есть выясняется, что является субъектом социальной защиты, кто является объектом защиты, и на конец, что из себя представляют источники социальной незащищенности.
К субъектам социальной защиты следует отнести: государство, профсоюзы, союзы и ассоциации предпринимателей, раз личные общества и объединения потребителей, а также отдельные личности, именуемые правозащитниками.
К объектам социальной защиты относится, во-первых, все население. В данном случае социальная защита предполагает обеспечение безопасности жизни ладей, реализацию интересов потребителей, укрепление здоровья нации, создание условий для духовного развития.
Во-вторых, отдельные группы и слои населения,
Например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих, работников образования, здравоохранения и культуры и т.д.
В-третьих, объектом социальной защиты являются социально-уязвимые группы населения: многодетные семьи, инвалида, неработающие пенсионеры, безработные, а, также женщины.
Остановимся на рассмотрении роли и функций субъектов социальной защиты.
В научной литературе многие исследователи зачастую соотносят понятия «социальная защита» и «социальное государство», так как именно государство реализует социальную политику, в основе которой лежат правила и принципы социальной защищенности и справедливости в отношении каждого члена общества.
Социальное государство и его деятельность обеспечивает социальную ориентацию в разных областях жизни. Например, в рыночной экономике, где формирует жизнеспособную систему социальной защиты населения как в целом, так и в отдельности каждого гражданина.
Определение 1
Под социальной защитой авторы понимают систему мер. Функционально они направлены на соблюдение прав человека, а также на удовлетворение его социальных потребностей с целью поддержки жизнедеятельности.
Ты эксперт в этой предметной области? Предлагаем стать автором Справочника Условия работы
Раскрывая понятие «социальная защита», необходимо исходить из той позиции, что социальная защита представляет собой совокупность всех общественных и экономических отношений в социуме, посредством которых обеспечивается выработка принципов, правил и методов реализации конституционных прав, свобод и гарантий человека на высокий уровень жизни, законодательное закрепление прав и свобод, на их защиту от внешних неблагоприятных влияний.
Система соц. защиты населения: понятие, принципы, функции
Социальная защита (в широком смысле) — дея-ть государства по воплощению в жизнь целей и приоритетных задач соц. политики, по реализации совокупности законодательно закрепленных экономических, правовых и социальных гарантий, обеспечивающих каждому члену общества соблюдение важнейших социальных прав. Социальная защита (в узком смысле) – это комплекс конкретных мероприятий экономического, правового и организационного характера для поддержки наиболее уязвимых слоев населения.
Субъекты, объекты соц. защиты: Основным субъектом соц. защиты является гос-во.. Оно разрабатывает и осуществляет социальную политику в области соц. защиты с учетом региональных факторов. Гос-во. влияет на функционирование системы соц. защиты населения, утверждая гос. бюджет, а также бюджет других, находящихся в государственной собственности, источников финансирования (внебюджетные фонды). Так же к субъектам соц. защиты относятся: профсоюзы, органы, непосредственно занимающиеся проблемами соц. помощи населения (министерства, комитеты, департаменты, управление, отделы соц. защиты) союзы и ассоциации предпринимателей, различные общества и объединения потребителей.
Объектом соц. защиты выступают: Во-первых, все население. В данном случае социальна защита предполагает: обеспечение безопасности жизни людей; созданий условий дли реализации интересов и потребности, самореализации, духовного развития, укрепление физического и нравственного здоровья нации. Во-вторых, отдельные группы и слои населения, например, социальная защита интеллигенции, военнослужащих работников образования и т. д. В-третьих, социально уязвимые группы населения: дети, многодетные и асоц. семьи, инвалиды, пенсионеры, безработные и т. д.
Цель соц. защиты — избавление от абсолютной нищеты (когда средний совокупный доход семьи ниже прожиточного минимума), оказание материальной помощи населению в экстремальных условиях, содействие в адаптации социально уязвимым группам населения к условиям рыночной экономики.
Основные принципы соц. защиты:
Принцип общественной целесообразности. Согласно ему, контингент защищенных в обществе должен быть строго ограничен теми категориями населения, кто полностью или частично лишен способности к труду и самообеспечению. Нарушение этого принципа ведет к ослаблению и полному угасанию трудовой мотивации и росту армии иждивенцев.
Принцип эконом. эффективности. Он выражается в оптимальном соотношении объема социальных расходов и размера отчислений на их финансирование. Размер социальных пособий не должен создавать ситуацию, когда получение пособия предпочтительнее получения заработной платы.
Принцип эконом. справедливости. Он выражается в эконом. защите, как предпринимателей, активных участников экономического процесса, так и тех, кто по объективным причинам находится за пределами производственно-рыночной деятельности. Адресность, то есть предоставление помощи персонифицировано конкретному лицу. Работа по выявлению и созданию банка данных таких лиц ведется местными органами соц. защиты населения по месту жительства инвалидов, престарелых, многодетных семей и одиноких матерей.
Принцип приоритета государственных начал в соц. защите населения. Согласно этому принципу, в нашей стране именно гос-во. выступает главным гарантом экономического обеспечения социально приемлемого уровня жизни тем, кто не может достичь этого самостоятельно в силу объективных причин.
К основным экономическим методам можно отнести следующие:
1. Введение системы минимальных социальных гарантий. Определяющим здесь является законодательное установление минимального размера оплаты труда и прожиточного минимума.
2. Индексация доходов как заранее установленный законодательно или решением исполнительной власти механизм автоматической корректировки доходов в соответствии с ростом стоимости жизни.
3. Компенсация расходов — возмещение расходов представителей различных социальных групп населения органами власти в связи с ожидаемым или наступившим ростом цен.
Социальная помощь на сегодняшний день выступает в качестве одной из организационно-правовых форм социального обеспечения.
Замечание 1
В отличие от социальной защиты, социальная помощь в определенной степени дополняет социальное страхование, а также такой аспект, как государственное социальное обеспечение.
Социальная помощь направлена на обеспечение особых субъектов, и как вид деятельности находится лишь в процессе своего формирования.
Есть специалисты, которые по сей день не могут признать социальную помощь как самостоятельную организационно-правовую форму социального обеспечения. К ним относятся М.Л. Захаров, Э.Г. Тучкова, М.В. Филиппова. Они утверждают, что социальная помощь не может быть самостоятельной формой лишь по признаку наличия источника финансирования. Данные финансовые средства нельзя отделять от оснований и видов обеспечения, а также от конкретного круга лиц, которые входят в сферу охвата социальной помощью.
Социальная помощь представляет собой финансирование потребностей отдельных индивидов или категорий населения, не имеющих других источников существования.
Социальная помощь носит адресный характер и изначально предполагает проверку нуждаемости лица, претендующего на ее получение.
В отличие от социального страхования, которое основано на страховых отчислениях, социальная помощь предоставляется независимо от уплаты взносов, она может иметь и денежную, и натуральную формы (обеспечение горячим питанием, лекарствами и т.д.).
Одним из основных направлений социальной помощи являются программы по поддержке малообеспеченных граждан, финансируемые за счет правительственных средств.
Организационной основой системы социальной помощи являются социальные программы.
В структуру социальной помощи входит обязательная и дополнительная социальная помощь.
Обязательную помощь представляют государственные программы оказания материальной помощи и социального обслуживания населения по устранению последствий воздействия социальных рисков или их минимизации.
Дополнительная социальная помощь включает программы оказания помощи, базирующиеся на деятельности общественных организаций и благотворительных фондов, благотворительных взносов юридических и физических лиц, а также гуманитарная помощь.
Социальная помощь может оказываться в виде социальных льгот, которые выполняют две функции — компенсирующую и стимулирующую.
Компенсационный характер льгот состоит в создании равных условий для субъектов с неравными возможностями (инвалиды, сироты).
Стимулирующая функция льгот заключается в побуждении к отдельным видам общественно полезной деятельности.
Социальная помощь предоставляется также в виде безналичных жилищных субсидий для малоимущих категорий населения.
Согласно ст. 39 Конституции РФ каждому гражданину России гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
Социальная защита и социальное обеспечение в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социальной политики государства и социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. Целевое предназначение социального обеспечения состоит, прежде всего, в том, что оно является особой формой удовлетворения потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных.
Социальная защита как особый социальный институт современного государства является показателем социальной уверенности, социальной гарантией достойного развития каждого члена общества и сохранения источника средств к существованию при наступлении социальных рисков. В этот и заключается актуальность данной темы дипломного исследования.
Целью данной работы является изучение социальной защиты как одной из важнейших задач муниципального образования, его состояния и путей совершенствования.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
— рассмотреть понятие, сущность, цели социальной защиты населения;
— раскрыть принципы и систему социальной защиты населении;
— изучить нормативно-правовую базу социальной защиты в РФ;
— проанализировать результаты социальной защиты населения в МО г. Оренбург;
— выявить проблемы и перспективы развития социального обеспечения в МО г. Оренбург.
Объектом исследования является Управление по социальной политике администрации города Оренбурга.
Предметом исследования работы является социальная политика и работа Управления по социальной политике администрации города Оренбурга.
Исследования в работе основаны на обработке качественной и количественной информации с использованием методов сравнения и анализа полученных данных.
В работе использовались нормативно-правовые документы в области социальной политики, учебная литература. Для анализа использовались данные, отражающие деятельность Управления по социальной политике.
В апреле 2017 года министр труда и социальной защиты РФ Максим Топилин принял участие в дискуссии «Развилки и перспективы развития социальной политики» в рамках Апрельской международной научной конференции по проблемам развития экономики и общества, проходящей в Высшей школе экономики 11-14 апреля.
В обсуждении участвовали эксперты, занимающиеся вопросами пенсионного обеспечения, доходов населения, занятости и трудовых отношений, социального обслуживания населения и др.
Глава Минтруда России Максим Топилин отметил необходимость сохранения страховых принципов в системе социального обеспечения в России, в том числе в пенсионной системе.
В 2012 году Правительством утверждена Стратегия долгосрочного развития пенсионной системы. Она исходит из того, что нам нужно двигаться по пути развития страховых инструментов, страховых институтов, что мы и делаем. Усиление страховых принципов – ключевое направление.
В последние годы была серьезно снижена зависимость Пенсионного фонда от трансфертов из федерального бюджета. Если в 2012-2013 годах не были бы приняты меры по сбалансированности Пенсионного фонда, по уходу от зависимости от трансфертов, то сегодня такого результаты не было бы. В 2012 году трансферт на обязательное пенсионное страхование составил 3,1% ВВП, в 2016 году – 2,5% ВВП. Прогноз на 2017 год – 2,5% ВВП, на 2018 год – 2,3%, на 2019 год –2,2% ВВП.
Одним из вызовов для России Министр назвал демографическую ситуацию. «В последний год мы видим не радующие нас тенденции по рождаемости. Это прогнозировалось. По оценкам демографов, мы должны были прийти в зону сокращения рождений два-три года назад. Но вопреки всем демографическим прогнозам этого не происходило. Считаем, что сработали меры, которые мы принимали по поддержке семей, прежде всего, меры, направленные на стимулирование рождаемости»,[31] – сказал Министр.
Сейчас необходимо разработать дополнительные меры по поддержанию уровня рождений, чтобы не скатиться в 2006-2007 годы, когда рождалось чуть более 1,3-1,4 млн детей в год. Число женщин в репродуктивном возрасте уже не первый год снижается, и нужно этим тенденциям попытаться противостоять. Предотвратить серьезное сокращение рождений можно дополнительными мерами. Это показывает практика. На протяжении 2006-2015 годов постоянно дополнялись меры поддержки семейной политики новыми и новыми инструментами – материнский капитал, пособия, в том числе на третьего ребенка, детские сады.
Эффективным инструментом поддержки семьи, в том числе доходов, является организация яслей для детей от полутора до трех лет. Было бы целесообразно подумать над тем, чтобы программу по детским садам расширить до полутора лет, потому что мама должна работать. Многие регионы этим занимаются.
Министр также отметил, что семьи необходимо поддерживать прежде всего с точки зрения занятости.
Деятельность всех социальных служб на территории Российской Федерации, которые оказывают социальную поддержку уязвимым слоям населения, оказывают социально-бытовые, медицинские, педагогические и правовые услуги, а также материальную помощь на разных уровнях (пенсии, льготы, стипендии, выплаты) являются элементами социального обслуживания.
Также социальное обслуживание включает в себя проведение мероприятий по социальной адаптации и реабилитация граждан из уязвимых слоев населения, которые находятся в трудной жизненной ситуации, а также вынужденные переселенцы, сироты, инвалиды, пенсионеры. Таким образом, разнообразие деятельности и пути ее реализации делают социальное обслуживание отдельное отраслью социальной сферы.
Замечание 1
Социальное обслуживание может быть успешно обеспечено только в том случае, когда все органы, выполняющие эту функцию, взаимодействуют друг с другом. К тому же, большую роль играет самый главный, высший орган, который регулирует работу более мелких учреждений (региональных, областных, городских, и даже тех, что существуют на территории сельской местности, хотя это происходит крайне редко).
Описывая виды социальной помощи, следует отметить и компенсацию. Это возмещение гражданам расходов, произведенных ими. В отличие от субсидий и пособий компенсация предоставляется гражданам за расходы, уже осуществленные ими, то есть она имеет обратный характер. Законодательством прямо устанавливаются случаи предоставления различных компенсаций.
Преимущества, доступные для отдельного человека, зависят от штата. Право на участие определяется на основе факторов, связанных с финансовым статусом человека, и того, как оно относится к минимально приемлемым уровням в конкретном государстве. К числу факторов могут относиться размеры семейной единицы, текущие уровни дохода или оценочная инвалидность.
В каждом государстве системы социального обеспечения могут иметь разные названия, но они часто выполняют аналогичные функции. Это может вызвать путаницу при попытке сравнить программу одного состояния с другим. Кроме того, требования к квалификации также различаются в зависимости от черты бедности в определенном состоянии. Это позволяет корректировать на основе таких предметов, как стоимость жизни, которые не являются Стандартизированный по всей стране.
Объектами управления в сфере социальной защиты являются организации и учреждения, учебные и трудовые коллективы данной системы, а также отношения между гражданами. Субъектами управления являются органы, которые занимаются непосредственно проблемами социальной помощи гражданам (комитеты, министерства, управления, департаменты, отделы социальной защиты, трудовые коллективы и прочее).
Замечание 1
Основная функция учреждений социальной защиты – это совершенствование и развитие деятельности социальных структур, которые регулируются определенными нормами и контролируются социальными институтами для реализации поставленных целей.
Учреждения социальной защиты имеют несколько уровней: федеральный, региональный уровень, благотворительные организации и трудовой коллектив. Основополагающая роль в системе социальной защиты принадлежит профессиональным союзам, администрациям, а также различным формам самоуправления в трудовых коллективах.