Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «ПЕНСИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ СУБЪЕКТОВ РФ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Пенсия по выслуге лет назначается федеральным государственным служащим (к ним в этом отношении приравнены муниципальные служащие), которые достигли пенсионного возраста и имеют определенный стаж работы в государственных (муниципальных) должностях. Пенсионные права государственным служащим субъектов федерации устанавливаются в региональных законах о государственной службе.
Пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих: структура
Пенсия по выслуге лет платится из бюджета РФ, региона или муниципального образования.
Кроме того, пенсионер может приобрести право и на страховую часть трудовой пенсии по старости или инвалидности (с 01.01.2015 — страховую пенсию по старости или инвалидности) от Пенсионного фонда России (ПФР), если работал в других местах кроме госслужбы и за него платились страховые взносы.
По общему правилу можно выбирать только один из видов пенсионного обеспечения государственных служащих: или пенсию по выслуге, или страховую.
Однако госслужащий, остановившийся на пенсии по выслуге лет, может получать и долю страховой пенсии.
Некоторые субъекты федерации и муниципальные образования предусмотрели возможность доплаты от государства, если бывший госслужащий оформил страховую пенсию в ПФР. Например, таковая установлена Законом г. Москвы от 26.01.2005 № 3 «О государственной гражданской службе города Москвы» для служащих с выслугой от 12,5 (мужчины) или от 10 (женщины) лет. Данная доплата является дополнительной гарантией прав госслужащих.
Можно ли остаться на службе сверх предельного возраста
Максимальный возраст нахождения на гражданской службе равен 65. Гражданскому служащему в таком возрасте, имеющему статус помощника (советника), вправе продлить служебный срок при его согласии (максимум до 70). Решение об этом принимает представитель нанимателя. В результате срок службы такого чиновника удлиняется до завершения полномочий его руководителя. Помощники (советники) есть, например, у руководителей государственных органов.
Лицу в статусе руководителя высшей группы должностей гражданской службы его служебный период допустимо увеличить максимум до 70. Соответствующее решение, при согласии госслужащего, принимает госорган либо должностное лицо, назначившее его на пост.
Есть и другой вариант продолжить работу в госоргане: служащего в предельном возрасте могут перевести на труд, не относящийся к гражданской службе. Такие переводы происходят по решению представителя нанимателя при согласии переводимого лица, которое продолжает работать в госоргане по срочному трудовому договору.
Порядок и условия назначения пенсии за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим регулируются двумя федеральными законами «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» и «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
Государственная гражданская служба в настоящее время подразделяется:
на федеральную государственную гражданскую службу;
на государственную гражданскую службу субъекта РФ;
на военную службу;
на правоохранительную службу.
Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим независимо от основания ее назначения — это трудовая пенсия, которую надо заработать, заслужить длительной трудовой деятельностью.
Ее размер соизмеряется с трудовым вкладом работника и определяется тем, как долго продолжалась соответствующая трудовая деятельность на государственной службе.
Пенсия государственным гражданским служащим назначается:
- федеральным государственным служащим;
- военнослужащим;
- гражданам из числа космонавтов;
- работникам летно-испытательного состава.
В работе были рассмотрены аспекты правового регулирования различных категорий государственных и муниципальных служащих.
Как видно из изложенного, система правового регулирования порядка пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих носит комплексный характер. Так данные отношения регулируются не только нормами права, входящими в нормативные акты, относящиеся к отрасли права социального обеспечения, но и к другим отраслям права, таким как конституционное, муниципальное право и др.
Так порядок пенсионного обеспечения государственных и муниципальных служащих регулируется федеральными законами о пенсионном обеспечении в РФ, а также законами о государственной службе, законами, регламентирующими деятельность различных силовых структур, судебных органов, законодательных органов и т.д.
Нормы права, регулирующие порядок пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных и муниципальных служащих разбросаны по многим законам и подзаконным актам, что зачастую вызывает коллизии и путаницу, в результате возникновения которых зачастую ущемляются права граждан на пенсионное обеспечение.
Представляется необходимым унифицировать законодательство, регламентирующее порядок пенсионного обеспечения отдельных категорий государственных и муниципальных служащих.
В этом случае в максимальной степени будут защищены конституционные права граждан на пенсионное обеспечение.
Размер пенсии госслужащим по выслуге лет
С 2017 года размер пенсии госслужащим рассчитывается в зависимости от стажа государственной гражданской службы и составляет от 45 % до 75 % среднемесячного заработка ФГГС за вычетом страховой пенсии по старости (инвалидности), фиксированной выплаты к страховой пенсии и повышений фиксированной выплаты к страховой пенсии.
За каждый полный год стажа государственной гражданской службы сверх минимального стажа выхода на пенсию, пенсия за выслугу лет увеличивается на 3 % среднемесячного заработка. При этом общая сумма пенсии не может превышать 75 % среднемесячного заработка. Подробно о проценте выплаты пенсии в зависимости от стажа госслужбы смотрите таблицу ниже.
Стаж государственной гражданской (муниципальной) службы для назначения пенсии за выслугу лет
Процентов от среднемесячного заработка (размер пенсии)
2016 год
2017 год
2018 год
2019 год
2020 год
2021 год
2022 год
2023 год
2024 год
2025 год
Что включается в стаж государственной гражданской службы
Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии;
В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 15.09.2003 N 570, Приказ Минздравсоцразвития РФ N 1648н «Об утверждении порядка подсчета и подтверждения стажа государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих», Указом Президента РФ от 20.09.2010 N 1141 «О перечне должностей, периоды службы (работы) в которых включаются в стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет федеральных государственных гражданских служащих» в стаж включаются следующие периоды работы (службы):
- Государственные должности Российской Федерации, субъектов РФ, федеральной государственной гражданской службы РФ, государственной гражданской службы субъектов, государственные должности государственной службы субъектов Российской Федерации, должности муниципальной службы.
- Должности прокурорских работников.
- Должности сотрудников Следственного комитета Российской Федерации.
- Должности (воинские должности), прохождение службы (военной службы) в которых засчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации в выслугу лет для назначения пенсии за выслугу лет лицам, проходившим военную службу, службу в органах внутренних дел Российской Федерации, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы.
- Должности сотрудников федеральных органов налоговой полиции, которые определялись в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
- Должности сотрудников таможенных органов Российской Федерации
- Муниципальные должности (депутаты, члены выборных органов местного самоуправления, выборные должностные лица местного самоуправления, члены избирательных комиссий муниципальных образований, действующих на постоянной основе и являющихся юридическими лицами, с правом решающего голоса), замещаемые на постоянной (штатной) основе.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, включая выборные должности, замещаемые на постоянной основе.
- Должности, занимаемые гражданами Российской Федерации в межгосударственных (межправительственных) органах, созданных государствами — участниками Содружества Независимых Государств с участием Российской Федерации, в аппарате Исполнительного Комитета Союза Беларуси и России и Секретариате Парламентского Собрания Союза Беларуси и России, должности, замещаемые на постоянной профессиональной основе в органах Союзного государства и их аппаратах.
- Должности в профсоюзных органах, занимаемые работниками, освобожденными от должностей в государственных органах вследствие избрания (делегирования) в профсоюзные органы, включая должности, занимаемые освобожденными профсоюзными работниками, избранными (делегированными) в орган первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, в соответствии с федеральным законом.
- Должности руководителей, специалистов и служащих, выборные должности, замещаемые на постоянной основе, в органах государственной власти и управления, организациях и учреждениях, осуществлявших в соответствии с законодательством СССР и союзных республик отдельные функции государственного управления, по 31 декабря 1991 г.
- Отдельные должности руководителей и специалистов на предприятиях, в учреждениях и организациях, опыт и знание работы в которых были необходимы федеральным государственным гражданским служащим для исполнения обязанностей по замещаемой должности федеральной государственной гражданской службы, (в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации). Периоды работы в указанных должностях в совокупности не должны превышать пять лет.
Закон о повышении пенсионного возраста для госслужащих
11 мая 2016 года был принят, предложенный единоросом Валерием Трапезниковым, закон, на основании которого будет произведено постепенное увеличение пенсионного возраста госслужащих для женщин до 63 лет и до 65 для мужчин.
В действие закон от 23.05.2016 года №143-ФЗ вступил с 1 января 2017 года. Он предполагает увеличение пенсионного возраста ежегодно на шесть месяцев в период с 2017 по 2020 г., а затем с 2021 года ежегодно на год. Для мужчин окончательные нормативы будут установлены с 2023 года, а женщин — с 2026.
Так же изменился срок выслуги для получения пенсии: если ранее он составлял 15 лет, то теперь госслужащим необходимо будет отработать 20 лет. Минимальный стаж по выслуге лет, как и пенсионный возраст, так же будет повышаться постепенно и достигнет окончательного повышения к 2026 году.
Данный закон увеличивает и срок исполнения обязанностей для депутатов Государственной думы и членов Совета Федерации для начисления надбавки по выслуге лет, теперь он составит 5 лет вместо ранее установленного года.
Документы для оформления пенсии
Для установления пособия за выработку лет вместе с заявкой нужно предоставить следующий пакет документов:
- паспорт (копия и подлинник);
- справку о величине среднего месячного заработка служащего за последний полный год гражданской службы перед уходом;
- справку о должности, этапы работы в которой включаются в стаж гос. службы для установления дотации за выработку лет;
- справку из органа, который выполняет пенсионное обеспечение, об установленной (оформленной раньше срока) трудовой пенсии по инвалидности (старости) и сумме назначенной пенсии;
- копию трудовой книжки;
- копию приказа об увольнении из федерального органа;
- копию военного билета (если есть стаж военной службы);
- другие бумаги, которые подтверждают этапы, включаемые в стаж гос. службы, для назначения дотации за выработку лет.
Чтобы уточнить необходимый перечень документов, которые могут понадобиться при присуждении пенсии, нужно обратиться в территориальный орган ПФР.
Пенсионное обеспечение госслужащих в 2022 году
Законом предусмотрено получение надбавки в 75% для депутатов и сенаторов, в случае пребывания на должности не менее 10 лет, вместо нынешних 3 лет.
Если госслужащий проработал более 15 лет, то ему производится 3% (от среднего заработка в месяц) надбавка за год в течение последующих трудовых лет.
Нововведения предусматривают и то, что для назначения пенсионного обеспечения госслужащим, в случае их увольнения, причины на то должны быть достаточно уважительными.
В новом законе (ФЗ №143) определён их список:
- если государственный орган подлежит ликвидации;
- если происходит сокращение штата;
- если достигнут предельный возраст;
- в случае выхода на пенсию;
- состояние здоровья препятствует продолжению трудовой деятельности.
Если человек увольняется по другим причинам – он теряет право на получение пенсии такого вида, но может получать её по общим основаниям. Действительно это правило тем, кто трудится в течение всего календарного года. Не распространяется оно на тех, кто был уволен тогда когда был сокращён штат или ликвидирован государственный орган.
Пенсия государственных гражданских служащих
Работникам госструктур назначается пенсия при достижении установленного пенсионного возраста и получении необходимого стажа работы в должностях государственной службы. Условия начисления пенсионных выплат для госслужащих регламентируются рядом Федеральных законов.
Таким гражданам положена пенсия по выслуге лет, которая начисляется совместно с пенсией по старости или инвалидности (без учета фиксированной выплаты) при выполнении определенных условий и не выплачивается как самостоятельное пособие.
Правительство РФ решило изменить пенсионное законодательство, которое касается пенсионного обеспечения госслужащих, — с 2020 года таким гражданам вводится постепенное увеличение возраста выхода на пенсию до 65 для мужчин и 63 лет для женщин, а необходимый стаж службы — до 20 лет.
- Сумма пенсионных выплат определяется из расчета среднего заработка, начисляемого перед выходом на пенсию.
- Оформление и выплата пенсионного обеспечения схожи с назначением страховой пенсии, однако в отличии от нее при продолжении трудовой деятельности на должностях государственной службы выплата по выслуге лет будет приостановлена.
Кому полагается пенсия для госслужащих по выслуге лет
Для назначения государственной пенсии по выслуге гражданскому служащему должно совпасть несколько обстоятельств:
- достижение пенсионного возраста 55 (женщинами) и 60 (мужчинами) лет;
- наличие стажа государственной службы от 15 лет;
- работа на гражданской службе не менее 12 месяцев подряд перед увольнением;
- увольнение не по вине гражданина:
— по соглашению сторон;
— по собственному желанию;
— по независящим от воли сторон обстоятельствам (например, после восстановления в должности другого работника по суду);
— в связи с изменением условий контракта;
— по достижению максимального возраста госслужбы;
— по сокращению или ликвидации госоргана.
Как можно уйти на пенсию с госслужбы по инвалидности
Что включается в стаж государственной гражданской службы Стаж государственной гражданской службы – это суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности, учитываемая при определении права на пенсию федеральных государственных гражданских служащих и при исчислении размера этой пенсии; В стаж государственной гражданской службы для назначения пенсии за выслугу лет включаются периоды службы (работы) в должностях федеральной государственной гражданской службы, государственных должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях. По инвалидности Пенсионные пособия в связи с инвалидностью устанавливаются всем лицам независимо от наличия рабочего места, на основании медицинских показателей, соответственно госслужащий может одновременно и пенсию по инвалидности получать и работать в прежней должности, при условии, что состояние здоровья позволяет выполнять вмененные обязанности. При этом госслужащий при достижении возраста, предусмотренного для оформления пенсии по старости и наличия пятнадцатилетнего стажа госслужбы, может оформить досрочную пенсию со всеми льготами, которые положены им по закону.
Условия и порядок назначения пенсий по инвалидности государственным служащим
Порядком назначения заработной платы при начислении пенсии государственным служащим (утвержденным постановлением Кабмина № 865 от 31.05.2000 г.) определено, что в случае смены структуры заработной платы с одновременным повышением должностных окладов работникам аппарата органов исполнительной власти, местного самоуправления и их исполнительных органов, органов прокуратуры, судей и других органов выплаты, получены лицом за период до изменения структуры заработной платы, включаются в заработок для начисления пенсии без корректировки.
— В соответствии со ст. 37 Закона Украины « О государственной службе», пенсия по инвалидности государственному служащему назначается при условии, что у него имеется страховой стаж, установленный для назначения пенсии по инвалидности по Закону Украины « Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», стаж государственной службы — не менее 10 лет, а также инвалидность
Рекомендуем прочесть: На беговой прием крови
Пенсия госслужащих: порядок назначения, размер и расчет
Как известно, в нашей стране всем, кто достиг определённого установленного возраста, полагается выплата трудовой пенсии. В России она выплачивается женщинам, достигшим 55 лет, и мужчинам, которым исполнилось 60 лет. Те люди, которые работали на государственных должностях, также имеют право на получение пенсии. Она рассчитывается в соответствии с законодательством Российской Федерации. В 2017 году вступили в силу некоторые изменения, которые касаются данной темы в том числе. В этой статье мы поговорим о размере и расчёте пенсии госслужащих, расскажем о том, каким критериям необходимо соответствовать человеку для получения такой выплаты. И конечно, нельзя забывать об актуальных нововведениях, которые применяются на практике в настоящее время.
Размеры пенсий государственных гражданских служащих
Пенсия государственных гражданских служащих – это не фиксированная сумма. На её величину влияет несколько факторов:
- средняя заработная плата заявителя за последние 12 календарных месяцев перед выходом на пенсию;
- стаж, который он заработал на госслужбе.
Для расчёта среднего заработка за последний год необходимо учитывать только те доходы, которые будущий пенсионер получал на такой службе. Если он работал ещё где-то, то эти выплаты не учитываются. Для получения конкретной суммы среднего дохода за месяц необходимо сложить все выплаты на госслужбе и разделить полученную сумму на 12.
При расчёте берут во внимание:
- ежемесячный оклад;
- ежемесячные надбавки;
- различные финансовые поощрения;
- премии постоянного и разового характера.
Не учитываются следующие периоды времени за последний год:
- отпуск за свой счёт;
- отпуск, необходимый женщине для подготовки к родам и отдыху после этого;
- периоды, когда будущий пенсионер находился на больничном;
- отпуск, необходимый родителю для осуществления ухода за своим малышом.
Также не учитываются и те пособия, которые выплачивались служащему в эти периоды времени. После подведения итогов полученная сумма не должна превышать величину, равную 2,8 оклада будущего пенсионера. Сумма оклада устанавливается на государственном уровне.
В зависимости от того, сколько лет будущий пенсионер отдал службе на государственной должности, зависит размер его будущей пенсии, то есть:
- если он проработал на государственных должностях в общей сложности 15 лет, то пенсия будет в размере 45%;
- если же стаж будущего пенсионера более 15 лет, то за каждый год ему будут доплачивать ещё 3%.
Но законом установлен лимит! Пенсия государственного служащего не может превышать 75% от его среднемесячного оклада. Для наглядности стоит привести пример:
- средний заработок служащего Г. после всех расчётов составил 24 тысячи рублей;
- на государственных должностях он отработал в общей сложности 19 лет.
Юридическая регламентация отношений по обеспечению пенсиями государственных служащих до 1917года
Система государственной службы императорской России была установлена Указом Петра I от 24 января 1722 г., которым государь утвердил Табель о рангах всех чинов воинских, статских и придворных какие в каком классе чины63. Впервые в истории России, как справедливо отмечает Т.Е.Новицкая, Табель делит государственную службу на военную и гражданскую, а последнюю в свою очередь на статскую и придворную64. Исходя из опыта ряда зарубежных монархических государств (Пруссия,
Дания, Швеция), введенные Табелью о рангах чины были не просто поделены на 14 классов, но также соотнесены между различными видами государственной службы (воинской, статской, придворной).
Значение Табели о рангах заключалось еще и в том, что на смену существовавшей до этого столетия иерархии званий, основанной на знатности происхождения, вводилась иная иерархия — «в зависимости от личной выслуги, служебных заслуг, знаний человека». Вместе с тем, как верно отмечает Г.В.Атаманчук, было бы преувеличением говорить о нормативном закреплении принципов меритократии, но отдельные элементы становления системы заслуг все-таки наметились
Важнейшей новацией стало также то, что государственная служба превращалась одновременно и в привилегию, и в своеобразную повинность российского дворянства. Каждый дворянин не просто мог, но обязан был находиться на государственной службе. Одновременно государственная служба открывала дорогу к дворянскому званию выходцам из податных сословий. Дело в том, что именно при Петре I впервые в России юридически была закреплена возможность приобретения самого дворянства как личного, так и потомственного путем выслуги лет на государственной службе66.
Таким образом, в петровскую эпоху были заложены основы для развития государственной службы в России по европейской модели, возник корпус чиновников, который почти на два столетия стал надежной опорой российского самодержавия. Для того, чтобы выполнять свое высокое и ответственное предназначение быть опорой трона вся эта своеобразная «армия» нуждалась в более или мене достойном материальном обеспечении, в том числе обеспечении после оставления службы. Именно поэтому постепенно стал формироваться механизм государственного обеспечения российского чиновничества, включая обеспечение отставных чиновников, их вдов и детей. Выдающийся дореволюционный государствовед Б.Н.Чичерин отмечал: «так как служащий посвящает всю свою жизнь государству, получая обыкновенно, весьма недостаточное вознаграждение, то справедливость требует, чтобы государство взяло на себя попечение об его старости и семействе. Это делается посредством системы пенсий за выслугу лет или по выходе в отставку67. И надо отдать должное Правительство Российской империи позаботилось о том, чтобы служащий уходя в отставку был обеспечен средствами к существованию. Был даже особый раздел законодательства о гражданской службе, посвященный обеспечению отставных служащих, — Устав о пенсиях и единовременных пособиях68, согласно которому любой чиновник или канцелярский служитель, добросовестно прослуживший определенное число лет, имел право на пенсию. То же право предоставлялось семье служащего в случае утраты кормильца . Однако данная система сложилась далеко не сразу. Бе появлению предшествовал достаточно продолжительный период становления.
Активное формирование системы социального призрения началось в петровскую эпоху. В течение 1701 -1724 годов Петром I и Правительствующим Сенатом был принят ряд уставов, регламентов и указов, которые обеспечивали правовое регулирование социального призрения формирующегося класса чиновников, профессионально служащих Российскому Императору людей.
Таким образом, эпоху петровских преобразований можно рассматривать как начальный этап формирования самостоятельной целостной системы социального обеспечения лиц, находившихся на государственной службе. При этом прослеживались определенные различия в социальном обеспечении государственных служащих исходя из того, что по меткому замечанию крупного русского историка XI столетия СМСоловьева «служба мечом считалась честнее службы пером»70. Военные пользовались большими преимуществами в области пенсионного обеспечения по сравнению с чиновникам службы гражданской.
Основные предложения по совершенствованию правового регулирования пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих
Закрепленная в рамках реформы государственной службы идея единства ее системы не могла не привести к пересмотру концепции пенсионного обеспечения государственных служащих, а применительно к теме настоящего исследования, прежде всего служащих гражданских.
Очевидно, что пенсионное обеспечение государственных гражданских служащих в результате реформы должно быть выведено на принципиально иной качественный уровень. Для этого необходимо решить ряд основополагающих правовых и организационных проблем, т.к. существующая нормативная база пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации, замещавших должности государственной службы, и их семей, требует дальнейшего совершенствования и согласования с новым законодательством о государственной службе.
Анализ Концепции реформирования системы государственной службы РФ от 15 августа 2001 г. и практических мероприятий по ее реализации, как уже исполненных, так и тех, что намечены, но пока не воплощены в жизнь, а также действующего законодательства позволяет сформулировать общие концептуальные положения, на которых будет базироваться обновленный порядок пенсионного обеспечения государственных служащих, выявить те основополагающие проблемы, от решения которых зависит совершенствование пенсионного обеспечения государственных гражданских служащих, отвечающих устремлениям реформы государственной службы. По сути дела речь идет о концепции проекта будущего федерального закона «О государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу и их семей». Если говорить о государственных гражданских служащих, то важность принятия нормативного правового акта об упорядочении их пенсионного обеспечения под сомнение не ставится. Вместе с тем, Председатель Комитета Государственной Думы по делам Федерации и региональной политике В.И.Гришин не исключает, что здесь «могут существовать различные точки зрения»176. Думается, что такая позиция депутата объясняется, тем, что в обществе, да и среди самих законодателей периодически возникает дискуссия, во многом вызванная соображениями политической конъюнктуры, о том насколько вообще необходимо иметь какие-либо особенности пенсионного обеспечения для государственных служащих (речь, конечно, идет главным образом о служащих гражданских, и тех, кто занимает государственные должности РФ)177 , а если иметь, то для более широкого круга лиц. Так, в апреле 2003 г. Государственная Дума (выборы нового состава палаты, напомним, должны были состояться в декабре 2003 г. — авт.) рассмотрела проект федерального закона «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты РФ, регулирующие пенсионное обеспечение государственных служащих, членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» (внесен депутатом Государственной Думы В.В.Похмелкиным — авт.), предусматривающий изменение порядка пенсионного обеспечения федеральных госслужащих в целях установления им пенсий на общих основаниях178. Необходимость принятия такого законопроекта обосновывалась как только мотивами социальной справедливости, так и тем, что имеющиеся доплаты к трудовым пенсиям ложатся бременем на бюджет (т.е. налогоплательщиков), поскольку общий размер пенсионных выплат этой категории граждан существенно превышает уровень пенсионного обеспечения учителей, врачей и других работников бюджетной сферы179. Видимо, в данном случае можно говорить о своеобразных отголосках компании по борьбе с привилегиями, которая широко развернулась в СССР и России на волне демократических преобразований конца 80-х — начала 90-х годов XX в. Тогда людям, измученным постоянным товарным дефицитом и потрясениями перестройки, хотелось верить во всеобщее равенство, быстрый демонтаж командно-административной системы, ликвидацию засилья бюрократии, а потому в обществе с удовлетворением были восприняты мероприятия руководства демократической России по ликвидации системы персональных пенсий, которые в тот период как раз и были особым порядком пенсионного обеспечения работников государственного аппарата, как правило руководящих.