Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Раздельный учет НДС. Правило 5 % – обязательно для всех или можно забыть о нем». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В соответствии с пунктом 4 статьи 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями настоящей статьи, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.
В НК РФ отсутствуют положения, закрепляющие конкретную методику ведения раздельного учета, следовательно, налогоплательщик вправе вести раздельный учет в любом порядке, позволяющем разграничить операции, облагаемые и не облагаемые НДС.
В частности, налогоплательщик вправе использовать данные аналитического учета, в том числе ведомости, справки и таблицы, информацию из журнала учета выставленных счетов-фактур и книги продаж.
При этом порядок ведения раздельного учета должен быть закреплен в учетной политике для целей налогообложения, в отдельном ее разделе. Для целей раздельного учета по НДС порядок учетной политики ИП должен быть утвержден.
Так, Управление ФНС России по г. Москве в письме от 11.03.2010 г. № 16-15/25433 разъяснило, что порядок ведения раздельного учета должен быть отражен в учетной политике организации для целей налогообложения.
Одной из актуальных проблем, связанных с применением статьи 149 НК РФ, является вопрос о правомерности необложения НДС операций при отсутствии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению и не подлежащих налогообложению.
Законодательство РФ не дает точного определения раздельному учету.
Данная позиция подтверждается Решением Арбитражного суда г. Москвы от 25.08.2008 г. № А40-53517/07-114-304.
Кроме того, согласно данному Решению, поскольку НК РФ не содержит понятия раздельного учета, налогоплательщик должен сам разработать порядок ведения такого раздельного учета и утвердить соответствующим приказом (распоряжением) руководителя организации.
Как следует из постановления ФАС Уральского округа от 12.07.2004 г. № Ф09-2683/04-АК, при отсутствии на предприятии раздельного учета операций, подлежащих налогообложению, и операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения), основания для применения подпункта 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ отсутствуют.
Вместе с тем согласно другой позиции, представленной в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 31.01.2005 г. № Ф04-18/2005(8026-А45-31) и от 30.08.2004 г. № Ф04-6025/2004(А45-4028-23), раздельный учет операций, подлежащих налогообложению и освобождаемых от налогообложения, не влияет на право учебного заведения на налоговую льготу, предусмотренную подпунктом 5 пункта 2 статьи 149 НК РФ.
Объект налогообложения НДС:
-
реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг;
-
выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
-
передача для собственных нужд товаров, работ, услуг, расходы на которые не учитываются при расчёте налога на прибыль;
-
ввоз товаров на территорию РФ.
Объектами налогообложения НДС являются:
- реализация товаров, работ, услуг на территории России, передача имущественных прав (право требования долга, интеллектуальные права, арендные права, право постоянного пользования земельным участком и др.), а также безвозмездная передача права собственности на товары, результаты работ и оказания услуг. Ряд операций, указанных в пункте 2 статьи 146 НК РФ, не признаются объектами налогообложения НДС;
- выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
- передача для собственных нужд товаров, работ, услуги, расходы на которые не учитываются при расчете налога на прибыль;
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ.
Что такое вычет по НДС
На первый взгляд, раз уж НДС надо начислять при реализации товаров, работ, услуг, он ничем не отличается от налога с продаж (с оборота). Но если мы вернемся к его полному названию – «налог на добавленную стоимость», то становится понятным, что облагаться им должна не вся сумма реализации, а только добавленная стоимость. Добавленная стоимость – это разница между стоимостью проданного товара, работ, услуг и расходами на приобретение материалов, сырья, товаров, других ресурсов, затраченных на них.
Отсюда становится понятным необходимость получения налогового вычета по НДС. Вычет уменьшает сумму НДС, начисленного при реализации, на ту сумму НДС, которая была уплачена поставщику при приобретении товаров, работ, услуг. Рассмотрим на примере.
Организация «А» закупила у организации «В» товар для перепродажи стоимостью 7 000 рублей за одну единицу. Сумма НДС составила 1 400 рублей (по ставке 20%), итого цена закупки равна 8 400 рублей. Далее организация «А» продает товар организации «С» уже по 10 000 рублей за единицу. НДС при реализации равен 2 000 рублей, который организация «А» должна перечислить в бюджет. В сумме 2 000 рублей уже «скрыт» тот НДС (1 400 рублей), который был оплачен при закупке у организации «В».
По сути, обязательство организации «А» перед бюджетом по НДС равно всего 2 000 – 1 400 = 600 рублей, но это при условии, что налоговые органы зачтут этот входящий НДС, то есть предоставят организации налоговый вычет. Получение этого вычета сопровождается множеством условий, ниже мы рассмотрим их подробнее.
Кроме вычета сумм НДС, уплаченных поставщикам при приобретении товаров, работ, услуг, НДС при реализации можно уменьшить на суммы, указанные в статье в статье 171 НК РФ. Это НДС, уплаченный при ввозе товаров на территорию РФ; при возврате товара или отказе от выполнения работ, оказания услуг; при уменьшении стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) и др.
Дополнительные шифры — 2021
Несколько новых кодов, предназначаемых для учетных регистров, возникли в письме ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/480@. В нем приведены такие шифры:
- для журнала учета счетов-фактур:
- 33 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым при поступлении от налогового агента предоплаты в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
- 34 — по документам (в т. ч. корректировочным), выставляемым (получаемым) комиссионером (агентом) в связи с отгрузкой налоговому агенту сырых шкур (лома);
- для книги покупок, заполняемой налоговым агентом:
- 41 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при перечислении предоплаты;
- 42 — по вычету как у покупателя суммы НДС, исчисленной при отгрузке товара, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- 43 — по вычету как у продавца суммы НДС с предоплаты при отгрузке;
- 44 — по вычету как у продавца суммы НДС при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
- для книги покупок обычного налогоплательщика-продавца:
- 34 — при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения;
- для книги продаж обычного налогоплательщика-продавца:
- 33 — по предоплате в счет будущей поставки сырых шкур (лома);
- 34 — по отгрузке сырых шкур (лома), в т. ч. в счет предоплаты, а также при изменении стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- для книги продаж, заполняемой налоговым агентом:
- 41 — по НДС с предоплаты как у продавца;
- 42 — по НДС с отгрузки как у продавца, а также при корректировке стоимости отгрузки в сторону увеличения;
- 43 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при перечислении им предоплаты;
- 44 — по НДС, восстанавливаемому как у покупателя при корректировке стоимости отгрузки в сторону уменьшения.
Письмо содержит оговорки о том, что приведенные в нем коды являются рекомендуемыми и применяются до внесения изменений в соответствующий базовый регистр.
Кроме этого письмом ФНС России от 16.01.2018 № СД-4-3/532@ дополнительно введены коды 37-40 — для операций, предусмотренных п. 7 ст. 164 НК РФ.
Повторюсь, что налог на добавленную стоимость — это косвенный многоступенчатый налог, взимается на каждом этапе продажи, начиная с производственного и распределительного циклов и заканчивая продажей потребителю.
Плательщиками НДС признаются (ст. 143 НК РФ):
- организации (в том числе некоммерческие),
- предприниматели.
Как правило, налог уплачивает продавец товаров (работ, услуг) на общей системе налогообложения. Однако налог может платить и сам покупатель, как налоговый агент.
Плательщики НДС уплачивают налог при реализации товаров (работ, услуг) на территории РФ, либо при ввозе товаров на территорию РФ. Налогоплательщиков «внутреннего» налога существенно меньше, так как налог на территории страны уплачивают не все хозяйствующие субъекты, а при ввозе товаров плательщиками НДС являются практически все.
Следует отдельно остановиться на правилах уплаты НДС при ввозе товаров на территорию Таможенного союза (ТС). Исчисление и уплата налога производится в соответствии с налоговым законодательством, Таможенным кодексом и законом «О таможенном регулировании в РФ» от 27.11.2010 № 311-ФЗ.
В настоящий момент действующими участниками ТС ЕАЭС являются:
- Россия (с 2010 года);
- Казахстан (с 2010 года);
- Белоруссия (с 2010 года);
- Армения (с 2015 года);
- Киргизия (с 2015 года).
Что облагается налогом
Объектом налогообложения являются:
- операции по реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ, в том числе их безвозмездная передача (пп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- ввоз товаров на территорию РФ (импорт) (пп. 4 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- выполнение строительно-монтажных работ (СМР) для собственного потребления (пп. 3 п. 1 ст. 146 НК РФ);
- передача товаров (работ, услуг) для собственных нужд, расходы по которым не принимаются к вычету при исчислении налога на прибыль организаций (пп. 2 п. 1 ст. 146 НК РФ).
Но не все объекты облагаются НДС. Не относятся к объекту обложения НДС те операции, которые не признаются реализацией (пп. 1 п. 2 ст. 146, п. 3 ст. 39 НК РФ). Операции, перечисленные в п. 2 ст. 146 НК РФ, не облагаются НДС, так как не признаются объектом налогообложения. Также в п. 1-3 ст. 149 НК РФ перечислены операции, которые считаются объектом обложения НДС, но вместе с тем не подлежат налогообложению НДС (освобождены от обложения), их перечень закрытый. У налогоплательщика есть право отказаться от применения льгот, указанных в п.3 ст. 149 НК РФ, например, в подп. 22 при реализации жилых домов, жилых помещений и долей в них.
Для правильного определения налоговой базы по НДС нужно учитывать очень много нюансов. В качестве налоговой базы (п. 1 ст. 154 НК РФ) при реализации покупных товаров, продукции собственного производства, выполнении работ, оказании услуг выступает выручка. Однако в статьях 155-162.1 НК РФ приводятся те самые нюансы, которые надо учитывать для определения налоговой базы отдельно для разных случаев:
- передача имущественных прав (ст. 155);
- доход по договорам агентскому, поручения, комиссии (ст. 156);
- оказание услуг перевозок и услуг международной связи (ст. 157);
- реализация предприятия как имущественного комплекса (ст. 158);
- выполнение СМР и передача товаров (выполнению работ, оказанию услуг) для собственных нужд (ст. 159);
- ввоз (импорт) товаров на территорию РФ (ст. 160);
- реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ налогоплательщиками — иностранными лицами (ст. 161);
- учет сумм, связанных с расчетами по оплате товаров, работ, услуг (ст. 162);
- реорганизация организаций (ст. 162.1).
Другой комментарий к Ст. 149 Налогового кодекса Российской Федерации
При применении статьи 149 НК, прежде всего, следует учитывать два момента.
Первый заключается в том, что перечень освобождаемых от налогообложения НДС операций является исчерпывающим.
Второй момент связан с тем, что при отсутствии соответствующей лицензии налогоплательщики не вправе воспользоваться льготой, предусмотренной статьей 149 НК.
Данная точка зрения изложена в письмах Минфина России от 15.03.2006 N 03-04-05/04, от 18.10.2004 N 03-04-11/169, письмах Управления ФНС России по г. Москве от 21.02.2007 N 19-11/16478, от 06.02.2007 N 19-11/10261, от 24.01.2007 N 19-11/00557, от 22.03.2006 N 19-11/22544, от 06.05.2005 N 19-11/32602.
Рассмотрим пример соотносимости права на применение положений статьи 149 НК и наличия у налогоплательщика лицензии.
Минфин России в письме от 27.08.2008 N 03-07-07/81 разъяснил, что операции по реализации не подлежащих лицензированию услуг по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного процесса в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, не освобождаются от налогообложения налогом на добавленную стоимость.
При этом финансовое ведомство основывалось на норме пункта 2 Положения об образовательной деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.10.2000 N 796, согласно которой не подлежит лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Следует отметить, что в настоящее время данное Постановление утратило силу. С 01.07.2009 вступило в силу Положение о лицензировании образовательной деятельности, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 31.03.2009 N 277.
Новое Положение содержит аналогичную приведенной норму (подпункт а пункта 2 Положения), согласно которой не подлежат лицензированию образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Кроме того, в соответствии с пунктом 1 статьи 27 Закона РФ от 10.07.1992 N 3266-1 «Об образовании» образовательное учреждение в соответствии с лицензией выдает лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документы о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией. Форма документов определяется самим образовательным учреждением. Указанные документы заверяются печатью образовательного учреждения.
Следовательно, изложенные выводы Минфина России применимы и в настоящее время.
Однако суды в некоторых случаях указывают, что правомерность применения предусмотренной подпунктом 14 пункта 2 ст.149 НК РФ льготы не зависит от того, выдаются ли после оказания образовательных услуг документы об образовании или квалификации.
ФАС Уральского округа в Постановлении от 19.07.2007 N Ф09-5525/07-С2 пришел к выводу, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация на территории Российской Федерации услуг в сфере образования при выполнении следующих условий: оказывающая услуги организация должна иметь статус некоммерческой образовательной организации; реализуемые услуги должны относиться к услугам в сфере образования, оказываемым при проведении учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) или воспитательного процесса; на оказание услуг в сфере образования организация должна иметь соответствующую лицензию.
Следовательно, право на освобождение от налогообложения не ставится в зависимость от выдачи образовательным учреждением лицам, прошедшим итоговую аттестацию, документов о соответствующем образовании и (или) квалификации в соответствии с лицензией.
Также следует отметить, что некоторые суды не принимают доводы налоговых органов о том, что льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, может быть применена лишь при наличии лицензии (см., например, Постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 17.06.2009 N А69-164/09-Ф02-2763/09 и ФАС Поволжского округа от 31.08.2006 N А72-14840/05-6/826).
В то же время ФАС Северо-Западного округа в Постановлении от 14.01.2008 N А56-21648/2006, сделав вывод о правомерности вывода налогового органа об отсутствии у налогоплательщика оснований для применения освобождения, установленного подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 НК, руководствовался, в частности, тем, что образовательная деятельность в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, лицензированию не подлежит. Данные выводы сформированы судом в отношении осуществления таких видов деятельности, как услуги по занятиям шейпингом и занятиям в тренажерном зале, осуществление которых не сопровождается итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании или квалификации. В то же время данные выводы суда следует учитывать и применительно к решению вопроса о применении НДС образовательными учреждениями в отношении подготовительных курсов, не сопровождающихся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации.
Таким образом, если подготовительные курсы сопровождаются итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации, то в отношении таких образовательных услуг применяется льгота, предусмотренная подпунктом 14 пункта 2 статьи 149 Налогового кодекса России. Если же подготовительные курсы организованы без выдачи документов о соответствующем образовании и (или) квалификации, то, исходя из позиции Минфина России и отсутствия единообразия в судебной практике, льгота по НДС не применяется. Правомерность применения освобождения от НДС в отношении подготовительных курсов, если документы о соответствующем образовании и (или) квалификации не выдаются, налогоплательщику, очевидно, придется доказывать в суде.
Кроме того, очень важно обращать внимание, в каком пункте — 2 или 3 — упомянуты осуществляемые налогоплательщиком операции, не подлежащие налогообложению. Если они упомянуты в пункте 3 статьи 149 НК, налогоплательщик вправе отказаться от освобождения таких операций от налогообложения.
Перечисленные в настоящей статье операции не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии у налогоплательщиков, осуществляющих эти операции, соответствующих лицензий на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации, если иное не предусмотрено настоящим пунктом. (В редакции Федерального закона от 25.12.2018 № 493-ФЗ)
Операции по реализации услуг, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, иностранными юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, являющимися участниками проекта в соответствии с Федеральным законом от 29 июня 2015 года № 160-ФЗ «О международном медицинском кластере и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения) при наличии разрешительной документации, выданной в установленном порядке уполномоченными органами и организациями иностранного государства — члена Организации экономического сотрудничества и развития и подтверждающей право на оказание таких услуг. (Абзац введен — Федеральный закон от 25.12.2018 № 493-ФЗ)
Начнем с того, что инспекция не имеет права требовать в рамках камеральной проверки любые документы, которые ей заблагорассудится. Те сведения, которые она может запросить, перечислены в ст. 88 НК РФ. В частности, к ним относятся документы, подтверждающие льготы (п. 6 ст. 88 НК РФ).
Если бумаги не входят в перечень “сопровождающих” декларацию (например, в случае с НДС это документы, указанные в ст. 172 НК РФ в качестве подтверждающих вычеты), компания не обязана их представлять. Более того, инспекторы не могут их требовать. Об этом сказано в п. 7 ст. 88 НК РФ. Тот факт, что запрашиваемые документы у налогоплательщика имеются в наличии, никакого значения не имеет.
Заметим, что вопрос о перечне документов, подтверждающих вычеты НДС, является спорным. Исходя из позиции Минфина России, у налоговиков есть право запрашивать не только счета-фактуры, договоры и платежки, но и другие документы, вплоть до регистров бухгалтерского учета, различных аналитических справок и т. п. (письмо от 01.11.2011 № 03-07-08/302). Обоснование таково: предусмотренный ст. 172 НК РФ перечень документов, которые налоговый орган вправе истребовать для подтверждения вычетов, не является закрытым. И налогоплательщик обязан выполнять законные требования ИФНС по представлению документов, необходимых для контроля.
Однако суды против такого произвола. В частности, в постановлении ФАС Восточно-Сибирского округа от 11.02.2010 № А69-336/2009 сказано, что бухгалтерские документы (главная книга, оборотно-сальдовые ведомости), а также журнал учета полученных и выставленных счетов-фактур налоговики в обоснование вычетов требовать не вправе.
Раздельный учет экспортных операций
Порядок вычета «входного» НДС по экспортным операциям имеет свои особенности. К вычету налог принимается лишь после того, как налоговый орган подтвердит факт экспорта на основании собранного и представленного организацией необходимого пакета документов, а не после оплаты (до 1 января 2006 г.) или принятия к учету (после 1 января 2006 г.), как при реализации товаров на отечественном рынке. Однако в некоторых судебных решениях признавалась незаконность действий инспекторов, которые отказывали в вычете, ссылаясь на отсутствие раздельного учета операций по реализации товаров на экспорт и на внутреннем рынке (Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 18.10.2004 N А38-1759-17/361-2004).
С 2006 г. обязанность по ведению раздельного учета для экспортеров официально закреплена в НК РФ, но точный порядок организация должна разработать сама, закрепив его в своей учетной политике. При этом можно ориентироваться на методику, изложенную в п. 4 ст. 170 НК РФ, согласно которому «входной» налог по расходам, одновременно участвующим в облагаемых и необлагаемых операциях, распределяется исходя из стоимости (выручки) отгруженных товаров. В рассматриваемом случае в качестве необлагаемых операций выступают экспортные поставки, однако можно утвердить и иные критерии для распределения, например себестоимость произведенных товаров, фактические расходы или иные показатели, выбранные налогоплательщиком с учетом особенностей его деятельности.
Существующие ставки НДС
В российском законодательстве приняты три ставки по данному налогу. Чтобы разобраться какую ставку необходимо применить организации нужно просто посмотреть в кодексе, может ли их направление бизнеса использовать пониженные ставки. Во всех остальных случаях применяются стандартная ставка.
Ставка, % | Комментарий |
18 | Стандартная ставка, применяемая во всех случаях, если иное не оговорено в налоговом законодательстве |
10 | Сниженная ставка, применяема для определенных групп товаров представляющих социальную значимость (медицинские товары, продовольствие и т.д.) |
Применяется для всех операций, связанных с вывозом товаров за пределы страны |
Какие операции облагаются НДС?
Касаемо операций ситуация складывается аналогичная – практически все они требуют выплаты НДС, однако существует перечень исключений, которые дополнительными налогами не облагаются. Исключения, закрепленные законодательством, стоит перечислить. Так, налогом не облагаются операции:
- Лицензированная банковская деятельность кроме инкассации, займы кроме натуральных (путем использования товаров), операции с камнями, драгметаллами.
- Передача объектов инфраструктуры органам самоуправления, власти.
- Приватизация предприятий.
- Страхование, обеспечение пенсионеров негосударственного характера.
- Продажа земли.
Внимание
Все прочие операции предполагают необходимость уплаты налога.
Операции, не облагаемые НДС: полный список
Не облагаемые НДС операции и товары для реализации (или использования для собственных нужд) собраны в список, который является исчерпывающим и не подлежит расширению. Перечень отображен в пп. 1–3 ст. 149 НК РФ:
I. Деятельность по передаче помещений в аренду нерезидентам (физлицам и юрлицам), получившим аккредитацию в России (п. 1 ст. 149 НК РФ). Список иностранных государств, в отношении граждан и/или организаций которых может применяться освобождение от НДС, перечислен в общем приказе МИД и Минфина России от 08.05.2007 № 6498/40н.
При этом к деятельности такого типа можно отнести и эксплуатационное (коммунальное) обслуживание сдаваемых в аренду помещений на условиях, указанных выше, если такой вид услуг указан в договоре аренды (постановление ФАС Московского округа от 22.04.2010 № КА-А40/2596-10).
II. Продажа товаров, оказание услуг, в том числе и для собственных нужд, указанных в п. 2 ст. 149 НК РФ, также не облагается НДС. Перечень довольно объемный — он состоит из более чем 30 позиций, но стоит упомянуть их все. Большинство из перечисленных в данном пункте позиций имеет явную социально ориентированную направленность:
- Медицинские товары (отечественные и зарубежные) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 № 1042 (с учетом изменений, внесенных постановлениями Правительства РФ от 31.12.2016 № 1581, от 22.11.2017 № 1404).
К ним относятся:
- медицинские изделия;
Что нужно представить в ИФНС, чтобы получить освобождение по НДС в отношении медицинских изделий, смотрите по ссылке.
Условия применения освобождения от НДС
Для того чтобы полноправно воспользоваться освобождением от НДС при проведении операций, перечисленных в ст. 149 НК РФ, необходимо иметь разрешительную документацию. По мнению фискального ведомства, в первую очередь речь идет о лицензии.
Заметим, что большинство из перечисленных в ст. 149 НК РФ видов операций легально можно осуществлять, лишь получив лицензию. Осуществление такой деятельности без лицензии не только влечет наложение финансовых и административных санкций, но еще и чревато доначислением НДС.
Перечень лицензируемых видов деятельности указан в законе «О лицензировании…» от 04.05.2011 № 99-ФЗ. В соответствии со ст. 9 данного закона лицензии имеют неограниченный срок действия. Переоформлять их требуется лишь в 2 случаях:
- если она была оформлена до ноября 2011 года и срок, на который она была выдана, истек;
- было изменено наименование вида деятельности, на выполнение которого была оформлена лицензия.
В случае если срок действия лицензии закончился, а новая еще не оформлена, то, по мнению налоговой службы, компания теряет право заниматься лицензируемой деятельностью. В то же время существует позитивная для налогоплательщиков судебная практика, когда ими было сделано все необходимое, но лицензия не была оформлена по вине госорганов (постановления ФАС Поволжского округа от 07.07.2011 № А55-20211/2010 и ФАС Дальневосточного округа от 19.04.2010 № Ф03-2182/2010).
Кроме того, во многих случаях при осуществлении видов деятельности, освобожденных от уплаты НДС, требуется предоставление и других разрешительных документов. Например, при продаже жизненно необходимых медизделий при проверке налоговой потребуется предоставить регистрационное удостоверение. При продаже комплектующих или запчастей для медицинских изделий также потребуются такие удостоверения (письмо Минфина России от 17.02.2017 № 03-07-14/9027).
Где фигурирует код вида операции по НДС?
Вид операции, выделяемый по отношению к обложению этой операции НДС, указывается в документах двух типов, составляемых в связи с этим налогом:
Обратите внимание! НДС декларация обновлена приказом ФНС от 26.03.2021 № ЕД-7-3/228@. Бланк применяется с отчетной кампании за 3 квартал 2021 года.
Построчный алгоритм с примерами заполнения всех двенадцати разделов отчета вы найдете в КонсультантПлюс. Пробный доступ к системе можно получить бесплатно.
В обоих случаях для этого применяется цифровой код, но число знаков используется разное:
- для разделов декларации, содержащих данные по расчету налога — 7 цифр;
- для учетных регистров, в т. ч. при отражении их данных в декларации — 2 цифры.
Состоящий из 7 цифр код операции в декларации по НДС приводится в разделах:
- 2 (строка 070);
- 3 (приложение № 1, код строки 020);
- 4 (строки 010, 060 и 090);
- 5 (строка 030);
- 6 (строки 010, 070, 110);
- 7 (графа 1).
Отражает он, соответственно, вид операции, совершенной:
- налоговым агентом (раздел 2);
- с основными средствами (приложение № 1 к разделу 3);
- с применением ставки 0% (разделы 4–6);
- без обложения налогом (раздел 7).