Расчеты с бюджетом по налогам и сборам

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Учет расчетов по налогам и сборам регламентируют законодательные нормы и действующие НПА. В бухучете все налоги и установленные сборы фиксируются на счете 68 «Расчеты с бюджетом по налогам и сборам», где по каждому из них специально открывают субсчет, объединяющий аналитическую информацию. Счет 68 предназначен для подытоживания в целом сведений по налогам, уплачиваемым фирмой, а также персоналом компании. Заметим, что только в учете НДС кроме 68-го применяется еще счет 19. С его помощью отражают входной НДС по купленным ценностям.

Расчеты по налогам и сборам: счет

Выбранная предприятием система налогообложения диктует расчет того или иного налога, но все они учитываются по одному правилу: начисление к уплате в бюджет фиксируется по кредиту счета 68, а перечисление платежей по ним, т. е. уплата – по дебету. По видам налоговых отчислений обязательно ведется аналитика, обеспечивающая возможность получения оперативной информации по произведенным, просроченным или отсроченным платежам, а также начисленным штрафам и пени.

В зависимости от вида сборов корреспондирующими счетами к 68-му счету могут выступать:

  • счета производственных затрат при начислении налогов, входящих в стоимость выпускаемой продукции/услуг (транспортный, земельный, на воду, плата за выбросы в окружающую среду, на приобретение ТС и др.) – Д/т 08/20/23/25/26/29/44/97 – К/т 68;
  • прибыль до налогообложения (когда рассчитывают имущественные налоги, налог на рекламу и др.) Д/т 91 – К/т 68;
  • счета продаж и пр. расходов (при исчислении НДС, акцизов) Д/т 90,91 – К/т 68;
  • результативные счета (при расчете налога на прибыль) Д/т 99 – К/т 68;
  • счета доходов физлиц (при уплате НДФЛ) Д/т 70 – К/т 68;
  • счета пр. расходов или возмещения ущерба при начислении штрафных санкций при неуплате или частичной уплате налогов: Д/т 91 (73 при персональной ответственности) – К/т 68. Записью Д/т91 – К/т 68 оформляют уплату госпошлины для рассмотрения дела в суде.

Существует следующее «юридическое» определение налога, закрепленное частью первой Налогового кодекса Российской Федерации.

Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В настоящее время в налоговой системе Российской Федерации предусмотрена также такая экономическая категория как «сбор». Основным отличием сбора от налога является то, что налог взимается на основе принципа индивидуальной безвозмездности, в то время как уплата сбора предполагает при определенных условиях некоторую возмездность.

Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий) (ст. 8 части I НК РФ) [1].

В соответствии с первой частью налогового Кодекса РФ все налоги и сборы подразделяются на федеральные, региональные и местные.

Федеральные налоги и сборы устанавливаются федеральным законодательством и обязательны к уплате на всей территории Российской Федерации [2].

К федеральным налогам и сборам относятся:

. налог на добавленную стоимость;

. акцизы;

. налог на доходы физических лиц;

. налог на прибыль организаций;

. государственная пошлина и др.

Стоит отметить, что с 2010 года вместо единого социального налога (ЕСН) входящего в состав федеральных налогов вводятся прямые взносы в ПФР, ФСС, ФОМС и ТФОМС. Письмо Минздравсоцразвития РФ от 09.09.2010 № 2891-19 [3].

Региональными признаются налоги и сборы, которые устанавливаются федеральным законодательством и законами субъектов РФ.

К региональным налогам относятся:

. налог на имущество организации;

. транспортный налог;

. налог на игорный бизнес.

Местные налоги устанавливаются федеральным законодательством и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований.

К местным налогам относятся:

. земельный налог;

. налог на имущество физических лиц.

Целями введения некоторых налогов могут являться не только фискальные цели, заключающиеся в обеспечении формирования доходов бюджетов, но и цели государственного регулирования экономикой.

В условиях рыночной экономики у государства остается меньше возможностей влиять на развитие тех или иных процессов в обществе путем прямых предписаний, запретов и т.п. Такое влияние все больше приобретает характер косвенного и осуществляется посредством налогообложения. При этом преследуются экономические и социальные цели. Все это предопределяет практическую реализацию в рыночной экономике нескольких функций налогов.

Первой и наиболее последовательно реализуемой функцией налогов выступает фискальная функция.

Посредством фискальной функции реализуется главное общественное назначение налогов — формирование финансовых ресурсов государства, аккумулируемых в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций.

Регулирующая функция налоговой системы реализуется через эффекты налогообложения, приводящие к изменению сфер хозяйственной деятельности и их интенсивности. Перераспределение доходов во времени может быть связано с государственными пенсионными фондами, которые формируются за счет текущих доходов в настоящее время, а выплаты производят впоследствии по существу тем же гражданам.

Достижение социальной справедливости реализуется через систему прогрессивного налогообложения, а также перераспределения через налогово-бюджетную систему ресурсов от наиболее обеспеченных слоев населения к наименее.

Стимулирующая функция влечет активизацию технического прогресса, увеличение количества рабочих мест, инвестиций в соответствующие отрасли народного хозяйства (расширение одних производств и сокращение других). С этой целью затраты на внедрение новой техники, благотворительную деятельность (определенных размерах) не облагаются налогом на прибыль и т.д.

В рамках сбалансированной и отлаженной налоговой системы происходит увязка в единое целое всех перечисленных основных функций налоговой системы. При этом взаимодействие и реализация всех функций осуществляется в условиях четкого и отлаженного механизма реализации контрольной функции налоговой системы. Таким образом, фискальная функция обеспечивает формирование доходов, необходимых для финансирования государственных расходов и при этом не подрывает возможностей самого производства и формирования доходов в дальнейшем [5].

Организационно-правовое единство системы налогов выражается в централизованном порядке установления видов налогов и основных элементов их юридического состава. Оно обусловлено общими для любых налогов конституционными принципами налогообложения. Системность позволяет сгруппировать налоги по признакам, существенным с правовой точки зрения.

Экономическое единство системы налогов в Российской Федерации выражается в том, что налоги и сборы должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Кроме того, недопустимы налоги и сборы, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав.

Принципы налоговой системы РФ:

) Принцип справедливости

) Принцип простоты

) Принцип установления налогов [4].

На протяжении всей истории человечества во всех государствах правительства всех ориентаций не могли существовать без налогов. Как бы велики ни были потребности в финансовых средствах на покрытие мыслимых и немыслимых расходов, налоги не должны подрывать заинтересованность налогоплательщиков в хозяйственной деятельности.

Изучение механизма налогообложения предполагает определение основных участников налоговых отношений, к которым относятся субъекты хозяйственной деятельности и государственные органы. Субъекты хозяйственной деятельности как участники налоговых отношений выступают, прежде всего, в качестве налогоплательщиков, представителей налогоплательщиков (законных или уполномоченных), налоговых агентов. Кроме того, участниками налоговых отношений являются банки как юридические лица, выполняющие ряд возложенных на них функций, связанных с налогообложением. Участниками налоговых отношений являются также лица, предоставляющие необходимые данные (нотариусы, регистрационные палаты, органы лицензирования). Государственные органы как участники налоговых отношений можно подразделить на структуры, реализующие свои основные функции в налоговой сфере, и структуры, наделенные отдельными полномочиями в отношении налогообложения (финансовые органы, сборщики налогов и сборов). Специальные правоохранительными органами, выполняющими функции предупреждения, пресечения и расследования нарушений законодательства о налогах и сборах, являются федеральные органы налоговой полиции. Кроме того, лицами, участвующие в мероприятиях налогового контроля являются судьи, процессуальные лица и др.

Налогоплательщик (субъект налогообложения) это лицо, на котором лежит юридическая обязанность уплатить налог за счет собственных средств. В соответствии со ст. 19 части первой Налогового кодекса РФ [1] налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с Налоговым кодексом [1] возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и сборы. При этом следует иметь в виду, что в порядке, предусмотренном налоговым законодательством, филиалы и иные обособленные подразделения российских организаций исполняют обязанности этих организаций по уплате налогов и сборов по месту нахождения этих филиалов и иных обособленных подразделений. В соответствии со ст. 24 части первой НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с Налоговым Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, если иное не предусмотрено Налоговым Кодексом РФ.

Налоговыми органами в Российской Федерации в соответствии со ст. 30 части первой НК РФ являются Министерство Российской Федерации по налогам и сборам (МНС России) и его подразделения в Российской Федерации [1]. В случаях, предусмотренных Налоговым Кодексом, полномочиями налоговых органов обладают таможенные органы и органы государственных внебюджетных фондов. Налоговые органы, органы государственных внебюджетных фондов и таможенные органы осуществляют свои функции и взаимодействуют посредством реализации полномочий и исполнения обязанностей, установленных Налоговым Кодексом и иными федеральными законами, определяющими порядок организации и деятельности налоговых органов [1]. Министерство по налогам и сборам России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов, сборов и других обязательных платежей налогоплательщиками, участвующим в выработке налоговой политики и осуществляющим ее с целью обеспечения своевременного поступления в бюджеты всех уровней и государственные внебюджетные фонды в полном объеме налогов, сборов и других обязательных платежей, обеспечивающим межотраслевую координацию, государственный контроль и регулирование в области производства и оборота этилового спирта и алкогольной продукции, а также осуществляющим в установленном порядке валютный контроль [2]. Функции налоговых органов — центрального, региональных и местных — несколько различаются. Однако поскольку основные задачи всех звеньев едины, то налоговым органам всех уровней присущи общие функции: учет налогоплательщиков:

Читайте также:  Ежемесячные пособия для малообеспеченных семей с детьми от 0 до 18 лет

контроль за соблюдением налогового законодательства участниками налоговых правоотношений;

определение в установленных случаях суммы налогов, подлежащих уплате в бюджет налогоплательщиками;

ведение оперативно-бухгалтерского учета сумм налогов;

возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов;

контроль за соблюдением законодательства о наличном денежном обращении и другие.

Центральный аппарат МНС России и его управления по субъектам федерации выполняют, наряду с перечисленными, следующие функции:

организация, координация и контроль за деятельностью нижестоящих управлений и инспекций;

аналитическая и статистическая работа;

разработка и издание инструктивных и методических указаний и иных документов по применению налогового законодательства;

участие в выработке налоговой политики, подготовке проектов законодательных актов и международных договоров о налогообложении,

сотрудничество с зарубежными и международными налоговыми организациями.

Для выполнения своих функций налоговые органы имеют соответствующие права и наделены определенными обязанностями. Основные права и обязанности налоговых органов, предусмотренные НК РФ [1], Федеральным законом «О налоговых органах в Российской Федерации» и другими законодательными актами.

.2 Нормативное обоснование бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Порядок учета расчетов организаций по налогам и сборам регламентируется рядом законодательных нормативных актов и документов. Главным законодательным документом является Налоговый кодекс РФ [1]. В Налоговом Кодексе устанавливаются виды налогов, их функции и классификация, а также объекты и субъекты налоговых отношений. В данном кодексе предоставляются порядок, расчеты и сроки уплаты налогов и сборов.

А также в письме ФНС России от 24.01.2007 №ЩТ-6-23/35 определяется порядок представления налогоплательщиками, отнесенными к категории крупнейших, всех налоговых деклараций (расчетов), которые они обязаны представлять с 2008 года в налоговый орган по месту учета в качестве крупнейших налогоплательщиков по установленным форматам в электронном виде.

Кроме того, письмо Госналогслужбы России от 19.11.1998 №ВК-6-09/843 . Госналогслужба России сообщает, что согласно пункту 3 статьи 45 Налогового кодекса Российской Федерации [1] (часть первая), утвержденного 31.07.98 №146-ФЗ, с 1 января 1999 года обязанность по уплате налога исполняется в валюте Российской Федерации, тое есть в рублях. Это положение распространяется на все категории налогоплательщиков, в том числе и на нерезидентов Российской Федерации. Иностранные юридические лица должны осуществлять уплату налогов в общеустановленном порядке, то есть в рублях через уполномоченные банки Российской Федерации.

В связи с этим проведена соответствующая работа с налогоплательщиками, уплачивающими налоги и другие обязательные платежи в валюте, с тем чтобы, начиная с 1 января 1999 года, налоговые платежи уплачивались только в рублях.

Также письмо МНС РФ от 19 апреля 2004 г. №01-2-03/555 «О налогообложении транспортных услуг». Услуги по доставке собственным транспортом товаров подлежат обложению НДС по ставке 18% и в том случае, если перевозимые товары облагаются НДС по ставке 10%. При этом налоговая база определяется отдельно по каждому виду товаров (работ, услуг), облагаемым по разным ставкам.

Кроме того, письмо от 9 ноября 1999 г. №ФС-6-09/899 «О Зачислении налогов и сборов в иностранной валюте». В соответствии со статьей 45 части первой Налогового кодекса Российской Федерации [1] иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами, обязанность по уплате налога может исполняться в иностранной валюте.

В целях сокращения до минимума объема невыясненных платежей, устранения неоправданного ручного труда и дополнительных материальных затрат на доопределение типа и назначения платежа, а также обеспечения полной автоматизации процесса ввода данных о поступлениях в лицевые счета налогоплательщиков, МНС России поручает руководителям налоговых органов принять все меры по проведению на регулярной основе разъяснительной работы с налогоплательщиками по вопросу правильности заполнения платежных документов. Перечень нормативных актов, с помощью которых осуществляется регулирование расчетов предприятия по налогам и сборам представлен в таблице 1.

Таблица 1

Перечень нормативных актов, регулирующих бухгалтерский учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам в РФ

№ п/п

Название документа

Примечание

Первый уровень нормативного регулирования

1

Налоговый кодекс Российской Федерации часть первая и вторая

Устанавливает основные элементы налогообложения и льготы по налогам, а также основания для их использования

2

Гражданский кодекс Российской Федерации

Устанавливает порядок перехода права собственности на товары

3

Федеральный закон РФ «О бухгалтерском учете»

Устанавливает все основные требования и допущения бухгалтерского учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

Второй уровень нормативного регулирования

4

Положение по ведению бухгалтерского учета и отчетности в РФ

Устанавливает требования и принципы ведения учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

5

Положение по бухгалтерскому учету «Учет расчетов по налогу на прибыль» ПБУ 18/02

Устанавливает порядок формирования суммы налога на прибыль в бухгалтерском учете

Третий уровень нормативного регулирования

6

План счетов бухгалтерского учета и инструкция по его применению

Предусматривает синтетические счета для учета расчетов с бюджетом по налогам и сборам

7

Приказы Минфина РФ «Об утверждении форм налоговых деклараций»

Устанавливают формы деклараций по налогам и сборам и инструкции по их заполнению

Четвертый уровень нормативного регулирования

8

Учетная политика предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения

Устанавливается момент определения налоговой базы, порядок ведения раздельного учета, сроки представления декларации и уплаты налогов в бюджет

Начислен налог по УСН — делаем проводку

По завершении каждой хозяйственной операции бухгалтер отражает данный факт бухгалтерской проводкой. Используемые счета зависят от принятого фирмой плана счетов.

Для ведения учета по разным налогам в счете 68 выделяют субсчета. Их перечень нужно оговорить в учетной политике, руководствуясь п. 4 ПБУ 1/2008.

Счет 68 может быть разделен на несколько субсчетов, например:

68.1 — расчеты по налогу УСН;

68.2 — расчеты по НДФЛ и т. д.

Возможна ситуация, когда по итогам года суммарный налог на доход оказался либо больше, чем фактическая сумма налога, либо меньше. В первом случае сумму налога надо добавить, во втором — уменьшить. Проводки при этом следующие:

  • начислен УСН (проводка по авансовому платежу по налогу) — Дт 99–Кт 68.1;
  • перечислен аванс по налогу — Дт 68.1 – Кт 51;
  • за год доначислен налог УСН — проводка Дт 99 – Кт 68.1;
  • уменьшен налог по УСН за год (сторнирован излишне начисленный аванс) — сторно Дт 99 Кт 68.1.

Общая сумма налога, начисленного за год по декларации, должна быть равна сумме, отраженной по нему в начислениях за этот же период по счетам 99 и 68.1. Если авансов перечислено больше, чем начислено налога за год, то сумму переплаты можно вернуть.

О том, как написать заявление о возврате излишне перечисленного налога, читайте в статье «Образец заявления о возврате излишне уплаченного налога».

–>

Начисленные налоги, сборы, пошлины отражаются по кредиту счета 68 «Рас­четы по налогам и сборам» и дебету различных счетов в зависимости от источников возмещения налогов, сборов, пошлин.

Кроме того, проводкой ДТ 99, 73 КТ68 отражают начисленную сумму штрафных санкций за несвоевременную или неполную уплату налогов и сборов.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» предназначен для обобщения информации о расчетах с бюджетами по налогам и сборам, уплачиваемым организацией, и налогам с работниками этой организации. Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» кредитуется на суммы, причитающиеся по налоговым декларациям (расчетам) к взносу в бюджеты (в корреспонденции со счетом 99 «Прибыли и убытки» – на сумму налога на прибыль, со счетом 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» – на сумму подоходного налога и т.д.). По дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» отражаются суммы, фактически перечисленные в бюджет, а также суммы налога на добавленную стоимость, списанные со счета 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям». Аналитический учет по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам» ведется по видам налогов. Организация аналитического учета расчетов с бюджетом долж­на строиться таким образом, чтобы получить необходимую информацию по каждому виду налогов в бюджет. Счет 68 на конец отчетного месяца может иметь развернутое сальдо (дебетовое и кредитовое) по налоговым платежам. Каждый месяц на предприятии составляется оборотная ведомость по аналитическим счетам счета 68 «Расчеты по налогам и сборам». При составлении баланса дебетовый остаток по счету 68 отражается в активе баланса, а кредитовый — в пассиве.

Счет 68 «Расчеты по налогам и сборам» корреспондирует со счетами:

По дебету По кредиту
19 Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям 10 Материалы 50 Касса 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 66 Расчеты по краткосрочным кредитам и займам 67 Расчеты по долгосрочным кредитам и займам 70 Расчеты с персоналом по оплате труда 08 Вложения в необоротные активы 11 Животные на выращивании и откорме 15 Заготовление и приобретение материальных ценностей 20 Основное производство 23 Вспомогательные производства 26 Общехозяйственные расходы 29 Обслуживающие производства и хозяйства 41 Товары 44 Расходы на продажу 51 Расчетные счета 52 Валютные счета 55 Специальные счета в банках 75 Расчеты с учредителями 90 Продажи 91 Прочие доходы и расходы 98 Доходы будущих периодов 99 Прибыли и убытки

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

В практике российского хозяйствования применяются следующие системы налогов:

1) общая система налогообложения;

2) специальные налоговые режимы:

• система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН),

• упрощенная система налогообложения (УСН),

• единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности (ЕНВД).

Организации, работающие по общему режиму налогообложения, уплачивают все налоги, которые применяются на территории страны и в отношении которых организация выступает налогоплательщиком. К таким налогам относятся:

• федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пошлины, лесной, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы – ст. 13 НК РФ);

Читайте также:  Сколько дней составляет отпуск сотрудника полиции?

• региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы – ст. 14 НК РФ);

• местные налоги (земельный налог, местные лицензионные сборы – ст. 15 НК РФ).

Организации, работающие по специальным налоговым режимам, уплачивают один специальный налог вместо четырех. Другими словами, переход на специальный налоговый режим означает отмену следующих налогов:

1) для организаций:

• налога на прибыль,

• налога на имущество,

• налога на добавленную стоимость,

• единого социального налога;

2) для индивидуальных предпринимателей:

• налога на доходы с физических лиц,

• налога на добавленную стоимость,

• налога на имущество физических лиц,

• единого социального налога.

Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции.

Воспользоваться данной системой могут лишь те организации, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70 %.

В соответствии с п. 1 ст. 3462 НК РФ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога отнесены организации и индивидуальные предприниматели (включая крестьянско-фермерские хозяйства), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 261 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 3462 НК РФ не вправе перейти на уплату ЕСХН:

1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;

2) организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 263 НК РФ;

3) организации, имеющие филиалы и представительства.

Переход на уплату ЕСХН не предусматривает ведения сельскохозяйственными товаропроизводителями бухгалтерского учета упрощенным способом (помимо законодательства в области нормативного регулирования, предусматривающего его ведение упрощенным способом с сокращением соответствующих форм отчетности). В этом смысле преимуществ у налогоплательщиков ЕСХН по сравнению с другими системами налогообложения не имеется.

Объектом обложения ЕСХН является налоговая база. Налоговой базой признается денежное выражение доходов, уменьшенных на величину расходов. При этом расходами считаются обоснованные (экономически оправданные) и документально подтвержденные расходы, осуществленные налогоплательщиком. Статья 3468 НК РФ определяет фиксированный размер налоговой ставки в размере 6 % от налоговой базы.

С 1 января 2003 г. введен в действие специальный налоговый режим, предусмотренный гл. 262 НК РФ «Упрощенная система налогообложения».

Организация вправе перейти на УСН, если по итогам девяти месяцев того года, в котором она подала заявление о переходе на эту систему налогообложения, доход от реализации без учета налога на добавленную стоимость не превысил 11 млн руб. При этом лимит выручки для перехода на УСН определяется без объемов продаж по видам деятельности, переведенным на единый налог на вмененный доход.

Также на упрощенную систему налогообложения могут перейти организации, у которых:

• средняя численность работников составляет не более 100 человек;

• остаточная стоимость находящихся в их собственности основных средств и нематериальных активов не превышает 100 млн руб.;

• нет филиалов и представительств.

Упрощенная система налогообложения может быть отменена организации, если за отчетный год выручка от реализации товаров (работ и услуг) превысит 20 млн. руб.

На упрощенную систему налогообложения не могут перейти:

1)��по режиму налогообложения:

• индивидуальные предприниматели, если они переведены на систему налогообложения в виде ЕНВД,

• если не истекли два года после того, как индивидуальный предприниматель утратил право на применение «упрощенки»;

2) по видам деятельности:

• профессиональные участники рынка ценных бумаг,

• банки, страховщики,

• организации и индивидуальный предприниматель, платящие ЕСХН,

• индивидуальные предприниматели, занимающиеся игорным бизнесом,

• индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров,

• нотариусы, занимающиеся частной практикой.

Также не могут перейти на упрощенную систему налогообложения организации, в которых доля участия других организаций в уставном капитале составляет более 25 %.

Объектом налогообложения при применении этой системы налогообложения в соответствии со ст. 34614 НК РФ выступают (по выбору налогоплательщика):

• доходы, т. е. экономическая выгода в денежной или натуральной форме, – в размере 6 %;

• доходы, уменьшенные на величину расходов, – в размере 15 % (но не менее суммы минимального налога, определяемого как 1 % от величины доходов).

Применение упрощенной системы налогообложения на основе патента разрешается индивидуальным предпринимателям, не привлекающим в своей деятельности наемных работников и осуществляющим один из следующих видов деятельности (всего 58 видов):

1) пошив и ремонт одежды и других швейных изделий;

2) изготовление и ремонт трикотажных изделий;

3) изготовление и ремонт вязаных изделий;

4) пошив и ремонт одежды из меха;

5) изготовление и ремонт обуви;

6) изготовление, сборку, ремонт мебели и других столярных изделий;

7) фото-, кино– и видеоуслуги;

8) ремонт и техническое обслуживание автомобилей;

9) перевозку пассажиров и грузов на автомобильном и водном транспорте;

10) ремонт квартир;

11) ветеринарное обслуживание;

12) ритуальные услуги.

Патент выдается (по выбору налогоплательщика) на квартал, полугодие, девять месяцев, год. Годовая стоимость патента определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля установленного по каждому виду предпринимательской деятельности потенциально возможного к получению индивидуальным предпринимателем годового дохода.

Порядок учета расчетов по налогу на прибыль

Рассмотрим более подробно порядок расчета и учет налога на прибыль в организациях.

Налог на прибыль организаций установлен главой 25 Налогового кодекса.

Налогом облагают прибыль, полученную фирмой. Прибыль – это разница между доходами и расходами организации.

Предприятие определяет сумму налога на прибыль самостоятельно нарастающим итогом с начала года. Для этого необходимо умножить налогооблагаемую прибыль на ставку налога.

Ставка налога на прибыль организаций – 20%:

  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 2%, зачисляется в федеральный бюджет;
  • часть налога, исчисленная по ставке в размере 18%, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.

Сумма налогооблагаемой прибыли определяется как разница между полученными доходами и произведенными расходами

Доходы от реализации в организации считаются полученными в том периоде, когда они имели место, независимо от того, когда общество получит деньги или иное имущество в счет оплаты.

Предприятие уплачивает в бюджет авансовые платежи по налогу на прибыль ежемесячно.

Есть два способа уплаты ежемесячных авансовых платежей:

  • исходя из суммы налога за прошлый квартал;
  • исходя из фактической прибыли за месяц.

Использовать выбранный метод расчета авансовых платежей фирма должна в течение всего года.

Если предприятие использует второй способ и рассчитывает сумму авансовых платежей исходя из фактической прибыли, полученной за прошедший месяц. Авансовый платеж за прошедший месяц нужно заплатить до 28-го числа текущего месяца.

По окончании года предприятие рассчитывает сумму налога на прибыль, которая подлежит уплате, исходя из фактически полученной прибыли. При этом разница между суммой налога, рассчитанной по итогам года, и суммой уплаченных в течение года авансовых платежей перечисляется в бюджет до 28 марта.

Расчет производится следующим образом:

  • размер прибыли, подлежащей налогообложению: 420 тыс. руб.
  • налоговая ставка: 20%
  • налог на прибыль составит: 420 * 20% / 100% = 84 тыс. руб.

Если же сумма уплаченных авансовых платежей окажется больше суммы налога, который надо уплатить по итогам года, то можно подать заявление в налоговую инспекцию с просьбой зачесть сумму переплаты в счет предстоящих платежей или вернуть ее.

Порядок начисления и уплаты страховых взносов в ФСС

Предприятие обязано уплачивать в ФСС взносы на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Они начисляются из расчета суммы заработной платы и иных выплат в пользу работников и установленного коэффициента по группе риска. Сумма указанных взносов относится на расходы производства или издержки обращения.

Заработную плату и другие доходы, начисленные сотрудникам организации, облагают взносом на страхование от несчастных случаев на производстве и профзаболеваний. Форма выдачи выплат, вознаграждений и других доходов, как денежная, так и натуральная, при исчислении взноса значения не имеет. В большинстве предприятий форма выплат только денежная.

Взнос на страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний перечисляют в Фонд социального страхования РФ.

Сумму взноса, которую нужно заплатить в Фонд социального страхования РФ, определяют исходя из тарифа, который в настоящее время равен 2,9%.

Объект обложения для работодателей определяется как сумма доходов, начисленных за отчетный период в пользу работников отдельно по каждому работнику с начала отчетного периода по истечении каждого месяца нарастающим итогом.

Взносы в ФСС России предприятие уплачивает ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на выплату зарплаты за истекший месяц.

Уплата страховых взносов (авансовых платежей) осуществляется отдельными платежными поручениями.

Сумму страховых взносов предприятие перечисляет в ФСС РФ не позднее 15-го числа следующего месяца за месяцем, за который производится выплата.

Учет ведется на субсчете 69-1 «Расчеты по социальному страхованию».

Начисление взносов оформляется записью:

Д 08, 10, 20, 23, 25, 26, 44, 91 К 69-1.

Перечисление взносов в бюджет оформляется записью:

Д 69-1 К 51 перечислены взносы по социальному страхованию.

Cостояние расчетов по налогам и сборам

Как учесть налоги в бухгалтерском учете? Для этого используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это пассивный счет, предназначенный для обобщения информации о расчетах компании с государственными бюджетами всех уровней. По закону все организации обязаны начислять, декларировать и перечислять налоги самостоятельно.

Синтетический учет налогов ведется по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет ведется по видам налогов.

Начисление налога отражается по кредиту счета 68 и корреспондируется со счетами согласно следующей классификации, учитывающей способ покрытия начисленных налогов:

1. Сумма налога включается в себестоимость продукции, работ, товаров, услуг;

2. Сумма налога включается в общий объем выручки;

3. Сумма налога включается в финансовые результаты деятельности компании за отчетный период;

4. Сумма налога исчисляется за счет чистой прибыли организации.

Уплата налога отражается по дебету счета 68 и корреспондируется с денежными счетами компании.

Типовые проводки по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»(уплата налогов, гашение задолженности по налогам).

Особенности активно пассивных счетов бухгалтерского учета

Одна из характеристик бухгалтерского счета, приводящего в замешательство начинающего бухгалтера, представлена кодом «А-П». «А-П» — означает, что счет является «активно-пассивным». Причина замешательства, я думаю, кроется в следующем.

Основной способ изучения бухучета, особенно бух счетов и проводок происходит методом запоминания. А если подсчитать, сколько единиц информации начинающие бухгалтера пробуют запомнить, то неудивительно, что ничего не получается. В итоге, потом и простые моменты из теории оказываются неимоверно трудными.

Посудите сами, в плане счетов бухгалтерского учета от 60-ых счетов, в среднем по 3 субсчета и 5 характеристик. Получается, мы предлагаем своему мозгу запоминать в среднем (60*3*5) от 900 единиц информации. К тому же запоминая без понимания, мы напрасно теряем силы и время.

Читайте также:  Размеры пенсий, пособий и минимальной зарплаты вырастут с 2023 года в Казахстане

Вот так и с характеристикой «активно-пассивный» у счетов. На таких счетах «ломается» строгое правило, принятое для чисто активных и пассивных счетов бухгалтерского учета. Теряется уверенность, правильно ли поставлен счет в проводке: в Дебет или Кредит. А по мне, так все кажется гораздо проще:

Во-первых. На «активно-пассивном» (АП) счете теперь не стоит заботиться об указанной сумме в проводке. Больше она или меньше будет в «Дебете» или в «Кредите», чем разрешено правилами. Все просто — ошибок не будет.

Во-вторых. Для бухгалтерского баланса сумма с «активно-пассивных» счетов пойдет в таблицу «Актива», если остаток на счете будет в Дебете. А в таблицу «Пассивы» — если остаток будет в Кредите.

И, даже эти очевидные шаги для начинающих бухгалтеров не важны, поскольку бухгалтерский баланс они не делают. А вот главным бухгалтерам требуется знать, куда пойдет сумма в Баланс с активно-пассивного счета.

К тому же «чистых» «активно-пассивных» счетов не много. Как оказывается, с большинством из таких счетов работает главный бухгалтер. Вот основной список «активно-пассивных счетов», используемых на всех предприятиях: 68, 69, 71, 75, 84, 99. А 40 счет на производственных предприятиях.

Суть «активно-пассивных счетов» (АП) в том, что информация на них может «перетекать» из «Актива в Пассив» и наоборот. Давайте посмотрим, как это происходит на таких распространенных счетах, как 71, 68 и 69.

Учет расчетов по налогам и сборам, анализ, аудит и характеристика учета расчетов по налогам и сборам

Организации, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации и являясь ее субъектами, подпадают под действие всех законодательных актов России. Не составляет исключение и налоговое законодательство.

Система налогообложения современной России представляет собой совокупность федеральных, региональных и местных налогов, принципов, форм и методов их установления, изменения и отмены, уплаты и применения мер по обеспечению их уплаты, осуществления налогового контроля, а также привлечения к ответственности и мер ответственности за нарушение налогового законодательства.

Организации, работающие по общему режиму налогообложения, уплачивают все налоги, которые применяются на территории страны и в отношении которых организация выступает налогоплательщиком. К таким налогам относятся:

федеральные налоги (налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на прибыль, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог, пошлины, лесной, водный, экологический, федеральные лицензионные сборы — ст. 13 НК РФ);

региональные налоги (налог на имущество организаций, налог на игорный бизнес, региональные лицензионные сборы — ст. 14 НК РФ);

местные налоги (земельный налог, местные лицензионные сборы — ст. 15 НК РФ).

Система налогообложения на основе ЕСХН представляет собой специальный налоговый режим и позволяет соблюдать принцип равенства при налогообложении, обеспечивать единые критерии для всех хозяйствующих субъектов в сфере сельскохозяйственного производства независимо от вида производимой сельскохозяйственной продукции.

Воспользоваться данной системой могут лишь те организации, хозяйственная специализация которых позволяет иметь в общем объеме выручки товаров (работ, услуг) долю выручки от реализации произведенной и переработанной собственной сельскохозяйственной продукции не менее 70%.

В соответствии с п. 1 ст. 3462 НК РФ к плательщикам единого сельскохозяйственного налога отнесены организации и индивидуальные предприниматели (включая крестьянско-фермерские хозяйства), перешедшие на уплату ЕСХН в порядке, установленном гл. 261 НК РФ.

Согласно п. 3 ст. 3462 НК РФ не вправе перейти на уплату

ЕСХН:

  • организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством подакцизных товаров;
  • организации и индивидуальные предприниматели, переведенные на систему налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности в соответствии с гл. 263 НК РФ;
  • организации, имеющие филиалы и представительства.

Специальные налоговые режимы

Система налогообложения включает в себя специальные налоговые режимы. Особенность их заключается в том, что определен и закреплен на законодательном уровне ряд ситуаций, когда предусмотрен особый порядок уплаты налогов, либо обозначены ситуации об освобождении от уплаты определенных видов налогов и сборов, предусмотренных Налоговым Комитетом государства. При бухгалтерском учете налогов и сборов важно внимательно изучить ряд пунктов специальных налоговых режимов, чтобы избежать лишних выплат. Рассмотрим специальные налоговые режимы:

  • Единый сельскохозяйственный налог, затрагивает работу сельскохозяйственных товаропроизводителей
  • Упрощенная система налогообложения
  • Единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности
  • Существуют соглашения о разделе продукции. При их своевременном выполнении система налогообложения предусматривает специальный налоговый режим
  • Работа по патенту

Учет налогов и сборов по всем этим ситуациям обозначается счетом 68 «Учет расчетов с бюджетом по налогам и сборам». Важно знать, что для работы по каждому налогу на счете 68 открывается отдельный субсчет. Уплаченные в бюджет налоги отображаются в зависимости от источника, который уплачивает налог.

План счетов бухучета устанавливает, что счет 68 предназначен для обобщения информации об осуществлении расчетов с бюджетом по различным налоговым платежам. Этот же нормативный акт определяет куда, в актив или пассив, включается данный счет. Он считается активно-пассивным.

Счет может иметь одновременно два сальдо как по дебету счета, так и по кредиту:

  • Дебетовый остаток по счету 68 отражает наличие переплаты по налогам на начало отчетного периода. Кредитовый остаток по данному счету определяет задолженность компании по налогам перед бюджетом. Исходя из того, какой остаток, дебетовый или кредитовый, действует следующий алгоритм определения остатка на конец периода.
  • Если начальное сальдо дебетовое, к нему следует прибавить дебетовый оборот по дебету и вычесть из него кредитовые суммы по счету. Если результат получится положительным, он отражается как дебетовое сальдо по счету 68 на конец месяца.
  • Если первоначально сальдо на начало периода располагалось по кредиту счету, то к нему следует прибавить оборот по кредиту счета 68 и вычесть дебетовый оборот. Если результат будет больше нуля, то сальдо является кредитовым и располагается в кредите счета. В противном случае остаток будет отражаться по дебету счета.

Счет бухгалтерского учета 68 — это активно-пассивный инструмент в бухучете. Он представляет собой обобщенные сведения по расчетам, включающим в себя налоги, которые выплачивает организация в бюджет и за работников.

Все индивидуальные предприниматели и организации по факту ведения экономической деятельности обязаны делать перечисления в бюджет. Для юридических лиц в бухгалтерии для этого должен использоваться счет 68. Все операции по уплате обязательств в бюджет будут учитываться и формироваться на нем. В сведениях содержится полная информация о всех начисленных и уплаченных обязательствах по налогам, отражаются суммы, удержанные с работников, а также те, которые были заявлены к вычету.

Нередко возникает вопрос, 68 счет активный или пассивный? Его относят к группе активно-пассивных. Это связано с тем, что у него имеется дебетовое и кредитное сальдо. Оно зависит от характера задолженности. Если произошла переплата по налогам, сальдо считается дебетовым. В случае с задолженностью все рассчитывается наоборот. Сумма, которая должна быть перечислена в бюджет, будет размещена на кредитных остатках.

Аналитический учет расчета по налогам и сборам 68 проводится по видам налогов. Полученная сумма плюсуется.

Важно! В одном случае сальдо может быть дебетовым, во втором — кредитовым.

Ведомость оборотно-сальдовая по счету 68 применяется для расчета по итогам периодов. Для формирования сумм налогов на прибыль в бюджет используют субсчет 68.04.01. При этом важно учитывать, что налог на прибыль рассчитывается с нарастающим итогом. При его формировании учитываются все авансовые платежи за отчетные периоды. Сюда входит:

  • квартал;
  • полугодие;
  • 9 месяцев;
  • календарный год.

В соответствии с выбранным налоговым режимом организация может самостоятельно открыть нужные субсчета по видам необходимых сборов.

Проводки счета 68 классифицируются на две группы:

  • по дебету;
  • по кредиту.

По дебету выделяются следующие виды:

  • Д68 К50 — суммы сборов, которые были взяты наличными средствами в кассе организации;
  • Д68 К51 — размер средств, перечисленных в бюджет с расчетных счетов компании;
  • Д68 К19 — налог на добавленную стоимость, который выделяется по приобретенным товарам, ценностям, материалам, направленный к возмещению из бюджетных средств.

Основные бухгалтерские проводки по налогам

  • Переплата налогов — отражаем в бухучете и возвращаем из бюджета.
  • Пени по налогам — оплата штрафа за просрочку налогов.
  • Налог на имущество — региональный налог, которым облагаются некоторые виды ОС.
  • Транспортный налог — налог, которым облагается транспортное имущество компании.
  • Земельный налог — оплачивается всеми собственниками земли, в том числе юридическими лицами.
  • Проводки по ЕНВД — как учитывать данный вид налога в бухучете
  • Страховые взносы — как платить налоги в ПФР, ФСС и ФОМС.
  • НДФЛ — как организации должны платить подоходный налог за сотрудников. Отражение НДФЛ в проводках.
  • Единый социальный налог — 34% за работников организации.

Перечислены налоги в бюджет проводка

Январь 7th, 2013 admin
Как учесть налоги в бухгалтерском учете? Для этого используется счет 68 «Расчеты по налогам и сборам». Это пассивный счет, предназначенный для обобщения информации о расчетах компании с государственными бюджетами всех уровней. По закону все организации обязаны начислять, декларировать и перечислять налоги самостоятельно.

Синтетический учет налогов ведется по счету 68 «Расчеты по налогам и сборам». Аналитический учет ведется по видам налогов.

Начисление налога отражается по кредиту счета 68 и корреспондируется со счетами согласно следующей классификации, учитывающей способ покрытия начисленных налогов:

1. Сумма налога включается в себестоимость продукции, работ, товаров, услуг;

2. Сумма налога включается в общий объем выручки;

3. Сумма налога включается в финансовые результаты деятельности компании за отчетный период;

4. Сумма налога исчисляется за счет чистой прибыли организации.

Уплата налога отражается по дебету счета 68 и корреспондируется с денежными счетами компании.

Типовые проводки по дебету счета 68 «Расчеты по налогам и сборам»(уплата налогов, гашение задолженности по налогам).

Д-т 68 К-т 19 Зачтен входящий НДС по приобретенным товарам Д-т 68 К-т 50 Уплата налогов и сборов в бюджет из кассы компании Д-т 68 К-т 51 Перечислены суммы налогов и сборов с расчетного счета организации

Д-т 68 К-т 66 Гашение задолженности перед бюджетом путем начисления займа

Типовые проводки по кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам» (начисление налогов).

Д-т 20 К-т 68 Начисление налога за счет себестоимости продукции Д-т 41 К-т 68 Начислен невозмещаемый налог, связанный с приобретением товаров, и включенный в их стоимость Д-т 51 К-т 68 Возврат излишне уплаченного налога в бюджет Д-т 70 К-т 68 Удержан НДФЛ из заработной платы работников компании

Д-т 75 К-т 68 Удержан налог на доходы учредителей компании


Похожие записи:

Добавить комментарий