Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Новые правила приема в вузы с 2023-2024 года». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Право на отсрочку от мобилизации будет, если получаете образование этого уровня впервые, то есть если у вас нет соответствующего диплома, вы учитесь очно или очно-заочно, а образовательное учреждение имеет государственную лицензию и аккредитацию.
Куда можно поступать для получения отсрочки от мобилизации
Какой диплом есть | Куда поступать | Возможность учиться на бюджете |
---|---|---|
О среднем профессиональном образовании, СПО | Бакалавриат, специалитет | Да |
Бакалавра | СПО, магистратура | Да |
Специалиста | СПО, ординатура, ассистентура-стажировка, аспирантура, адъюнктура | СПО — да |
Магистратура — только если квалификация «дипломированный специалист» | Ординатура — да | Аспирантура — да |
Магистра | СПО, ординатура, ассистентура-стажировка, аспирантура, адъюнктура | Да |
Кандидата наук | СПО | Да |
Календарь абитуриента: сроки подачи и другие важные даты
C 2023 года сроки подачи документов и зачислений будут отличаться от прежних.
До 2022 года прием на очно-заочную и заочную формы обучения завершался 31 августа. Прием на очную форму — 25 июля.
По новым правилам прием на все формы обучения (очную, очно-заочную и заочную) завершается 25 июля.
Это значит, что со следующего года у студентов, которые не прошли на очную форму, не будет времени подать документы на заочную. С формой обучения нужно определяться заранее, изменить ее во время поступления уже не получится.
Дата |
Событие |
До 25 июля |
Прием заявлений и документов у абитуриентов |
27 июля |
Публикация конкурсных списков |
28 июля |
Завершение приема заявлений о согласии на приоритетное зачисление |
30 июля |
Издание приказов о приоритетном зачислении |
3 августа |
Завершение приема заявлений о согласии на основное зачисление |
9 августа |
Издание приказов об основном зачислении |
Приём в вузы в 2023 году
В 2022 году абитуриент при поступлении мог выбрать пять вузов и десять направлений в каждом. В 2023 году, согласно приказу, можно подать документы только в пять вузов и выбрать всего пять направлений в каждом. Их абитуриент должен расставить в порядке приоритета.
Например, Игорь выбрал пять вузов, где хотел бы учиться. На первом месте у него МГУ, поскольку он сдал ЕГЭ и ДВИ на 90+, и шанс поступить на бюджет очень велик. На втором месте у Игоря — НИУ ВШЭ, на третьем — МГИМО и так далее.
💡 Совет: указывайте пятым вариантом региональный вуз, куда вы точно пройдёте по баллам на бюджет.
Образовательные программы (направления) расставляются также по приоритетному принципу. Рассмотрим на примере рейтинга поступления Игоря.
Куда поступать: приоритеты вузов | ||
Вуз | Специальности (в порядке приоритетности) | |
1 | МГУ |
|
2 | НИУ ВШЭ |
|
3 | МГИМО |
|
4 | СПБГУ |
|
5 | КФУ |
|
❗️Отредактировать свой рейтинг вузов и программ можно до завершения подачи документов.
Порядок приема заявлений абитуриентов
По причине распространения коронавирусной инфекции абитуриенты, которые будут поступать в университет в следующем году, вправе подавать документы в дистанционном формате.
В настоящее время можно подавать заявление через Госуслуги. Однако не запрещается проводить прием заявлений лично. Поэтому при желании можно приехать в ВУЗ с необходимыми документами.
Вступительные экзамены по усмотрению учебного заведения также могут быть организованы очно или дистанционно. ВУЗ уполномочен решать, как в таком случае будет осуществляться процедура идентификации личности.
Не допускается проходить вступительные испытания по тем предметам, по которым выпускник сдавал ЕГЭ в прошлом учебном году. Поэтому рекомендуется основательно подготовиться к государственным экзаменам, чтобы успешно поступить на желаемое направление в выбранном ВУЗе.
Последний срок подачи документов в колледж в 2022 году
Старт процедуре предоставления документации для поступления в колледж происходит 20 июня. Эта дата является крайней и установлена на федеральном уровне. Учебное заведение имеет право дать более раннее начало приемной кампании, главное – успеть до указанного дня.
Завершение приема документов происходит или 10, или 15 августа. Первая дата распространяется на специальности, зачисление на которые предусматривает прохождение вступительных испытаний. Вторая – для всех остальных. Разница в 5 суток нужна для того, чтоб ссуз имел время на организацию этих испытаний, даты проведения которых, как и время подведения итогов, устанавливаются учебным заведением самостоятельно.
Дата 15 августа может быть отодвинута до 25 ноября. Такая возможность предоставляется тем образовательным организациям, у которых оказались незаполненными все выделенные учебные места.
Особенности поступления после СПО в 2022 году
В прошлом году выпускники колледжей могли беспрепятственно поступить в вуз на любое направление подготовки по внутренним вступительным испытаниям. В этом году не все так просто, в ряд специальностей внесены изменения, пример — направление «Психология» в качестве получения первого высшего образования, т. е. для выпускников школ и колледжей, Абитуриенты принимаются только по результатам ЕГЭ.
Для ряда остальных направлений поступление без ЕГЭ после колледжа возможно, но нужно учитывать, что перечень вступительных экзаменов будет отличаться. Ранее такие абитуриенты поступали по общеобразовательным испытаниям. В этом году каждый вуз самостоятельно определяет перечень вступительных испытаний для выпускников колледжей.
Рассмотрим на примере
Есть два абитуриента: первый поступает на базе 11 классов с результатами ЕГЭ на направление подготовки «Экономика», ему потребуются такие предметы, как математика, русский и история. При тех же условиях второму абитуриенту после окончания колледжа нужно сдавать внутренние вступительные испытания по таким предметам, как основы экономики и права, русский язык и культура речи, основы финансовой грамотности.
Отличия очевидны – после школы сдаются общеобразовательные предметы, после колледжа соответственно, профессиональные. В этом и есть ключевое отличие изменений. При этом обладатели дипломов высшего образования, как правило, сдают те же предметы, что выпускники 11 классов,т.е общеобразовательные , здесь изменений пока не было.
Колледж дает отсрочку от армии, если учащийся не получал ее в школьный период (то есть если школу он окончил до 18 лет). Закон РФ №53 ст. 24 дает право учащимся специальных учебных заведений завершить обучение и получить диплом.
На сколько дается отсрочка от армии по учебе?
До 1 января 2022 года учащегося ссуза могли призвать на службу по достижении 20-летнего возраста. Новый закон не ограничивает срок обучения и возраст. Поэтому выпускники 9 и 11 классов, не достигшие призывного возраста на момент окончания школы, могут продолжить учебу в ссузах, не опасаясь повестки из военкомата.
После окончания колледжа, училища, техникума молодой человек обязательно будет призван в армию. Продолжить обучение в вузе не получится без прохождения срочной службы.
Учеба в школе и армия
Если парень учится в старших классах и в это же время отмечает свой 18-й день рождения, то это не может стать поводом для того, чтобы его забрали служить, не дав получить полное общее образование. Военкомат просто не имеет права трогать таких призывников, хотя формально они достигли нужного возраста.
Здесь есть пара очень важных нюансов. Отсрочку получает только тот человек, который участвовал в сдаче обязательных государственных экзаменов ЭГЕ, и в конечном итоге получил школьный аттестат. Если он не смог этого сделать, но уже отпраздновал 18-ти летие, то военкомат имеет полное право забрать в ряды солдат срочной службы.
Если ЭГЕ сдано успешно и аттестат о получении школьного образования получен, то выпускник может быть спокоен, но не долго – ему дается освобождение только до 1 октября того года, в котором его выпустили из учебного заведения. После этого числа будут действовать совершенно другие правила.
Медицинское обследование
Постановка на воинский учет осуществляется каждый год в период с 1 января по 31 марта. Постановке подлежат все граждане России, достигшие 17 лет. Изначально молодой человек получает повестку. В школу их приносят сотрудники комиссариата, после чего вручают ученикам. В основном вызывают по классам после предварительного согласования с руководством школы.
Ученики обязаны пройти медицинскую комиссию от военкомата, в ходе которой предварительно определяется пригодность молодого человека к прохождению службы, выставляется категория. Первая медкомиссия ни к чему не обязывает, но если имеются проблемы со здоровьем, о них надо сообщить, представить доказательства. Обычно военный комиссариат сам запрашивает медицинские карточки учеников, в некоторых случаях нужно иметь при себе. Категория годности может быть пересмотрена, изменена. Перед призывом на службу юноша снова проходит медицинское освидетельствование.
Когда подавать документы
Приём заявлений от абитуриентов обычно начинается не позже 20 июня. Однако в 2020 году в связи с эпидемией коронавируса сроки могут сдвинуться на месяц или более. Следите за информацией на сайте выбранного вуза.
Для тех, кто сдаёт только ЕГЭ и поступает на очное отделение, приём документов обычно длится до конца июля. Тем, кто поступает по внутренним экзаменам, нужно успеть до их начала — примерно до середины июля. Сроки поступления в магистратуру чаще не такие строгие. Некоторые университеты принимают желающих даже в ноябре и декабре.
Даты окончания приёма документов ежегодно могут меняться, поэтому в любом случае их нужно уточнять на сайте выбранного университета. Особенно если хотите поступать на заочку: тут каждый вуз определяет сроки приёма самостоятельно и часто они заканчиваются только в августе‑сентябре.
Как я поступал на СПО
Чтобы поступить на факультет СПО, я показал приемной комиссии аттестат за 9 класс, написал диктант по русскому языку и сдал экзамен по математике. Сейчас достаточно аттестата: у кого выше средний балл по математике, русскому языку и информатике, те и проходят на бюджет. Остальные учатся за деньги.
Я готовился к диктанту и экзамену три месяца: занимался 1—2 часа в день. Каждый вечер мама сама устраивала мне диктант, и мы анализировали ошибки. А с математикой помогала школьная учительница: давала дополнительные задачи на уроках, потом разбирала их со мной и спрашивала теорию.
В итоге я написал диктант на 95 баллов из 100: немного подвела пунктуация. А на экзамене по математике я не был уверен, что правильно ответил на устные вопросы. Думал уже, что на бюджет не пройду: конкурс был пять человек на место. Но в итоге все-таки прошел.
Я учился четыре года. Расскажу, что такое непрерывная система образования, почему я ее выбрал, какие изучал предметы и как строилось обучение.
Непрерывная система образования. Студенты на бюджете могли учиться по стандартной программе или по расширенной, она называлась непрерывной системой образования. После нее можно было поступить сразу на второй курс в ИТМО.
Предметы и там и там были одинаковые, но в расширенной — больше пар. Можно было освоить цифровую обработку информации, дискретную математику, работу с пакетами «Майкрософт офис». Еще после расширенной программы на втором курсе вуза ставили «автоматы» за некоторые экзамены и зачеты. Например, по физике или численным методам. Это тоже был плюс.
В общем, я выбрал расширенную программу. Обучение по стандартной для меня было бы бесплатным, а расширенная стоила 45 000 Р в год. Но нам с мамой она так понравилась, что мама согласилась платить.
Я учился по этой программе три года из четырех. Потом надеялся сразу поступить в вуз, но узнал, что мне не дадут отсрочку от армии. Армия бы все равно прервала мое обучение, и на четвертом курсе мы перестали платить за непрерывную систему.
заплатила моя мама за три года моей учебы
Предметы я условно делил на общеобразовательные, профессиональные и прикладные. Общеобразовательные были просто для эрудиции. Это дискретная математика, физика, биология, химия, английский и история. Я особенно любил математику, но она тяжело мне давалась.
На профессиональных предметах мы изучали то, что могло пригодиться в работе. Например, программное обеспечение компьютерных сетей, микропрограммирование, компьютерную графику и много чего еще.
Микропрограммирование я ненавидел — это про написание программ на уровне «железа» компьютера. Экзамен сдавал два семестра ценой бессонных ночей. Зато любил «Компьютерные сети»: мы моделировали сети с нуля или исправляли готовые. По этой дисциплине я не прогулял ни одной пары и сдал все лабораторные работы на пятерки.
Прикладные предметы тоже должны были помогать в работе. На «Документировании и сертификации программного обеспечения» нас учили описывать свои проекты и составлять техзадания. На «Технологиях и разработке» — эффективно писать код без привязки к конкретному языку программирования.
Мне часто казалось, что я не переварю столько информации, но одногруппники всегда помогали.
Как строилось обучение. Занятия шли с 09:00 до 16:50. Но от дома до факультета я добирался полтора часа, поэтому вставал в 07:00, а возвращался в 18:30. Потом два с половиной часа делал домашние задания. Кроме учебы, ни на что не было времени.
Сессий было две: летняя и зимняя. Для допуска на экзамен или зачет мы сдавали определенное количество работ. Например, по «Основам программирования» — 12 лабораторных.
Были и контрольные работы. Как правило, я готовился основательно: перечитывал конспекты и решал задания. Но иногда ленился, пересдавал по несколько недель и допуска к экзамену добивался измором.
На четвертом курсе занятия шли два раза в неделю и только по узким темам. А по «Информационной безопасности» мы вообще прошли онлайн-курс на английском языке. Курс был бесплатный и проходил на базе Университета Джорджии в США. Можно было учиться самостоятельно или приходить на занятия — там читали переведенные лекции.
Каждую неделю и в конце курса мы сдавали тесты и писали эссе на английском. В итоге я получил сертификат, а за него — зачет по предмету на факультете. Сертификат мне нигде не пригодился, но на всякий случай я всегда пишу о нем в резюме.
Я не жалею, что выбрал среднее профессиональное образование, но у него есть и минусы. Например, в 9 классе трудно выбрать специальность на всю жизнь, а тесты по профориентации никто не проводит. А еще после СПО нет отсрочки от армии в вузе, трудно найти работу за границей и занимать руководящие должности в России.
Нет отсрочки от армии в вузе. Отсрочку от армии можно получить один раз: или в колледже, или в вузе. Исключение — если после вуза вы пошли в магистратуру или аспирантуру. Моя отсрочка «включилась» на втором курсе, когда мне исполнилось 18 лет. Потом перед поступлением в вуз мне пришлось сначала отслужить.
Трудности с переездом за рубеж. Не везде российский диплом об СПО ценится, как европейский или американский. Например, во Франции он приравнивается только к диплому о краткосрочном высшем образовании техника или к вузовскому технологическому диплому. То есть стать там поваром или дизайнером с российским СПО трудно.
Чтобы получить «голубую карту» для переезда в Европу, нужно именно высшее образование.
Трудно стать руководителем. Я слышал, что сотрудникам с СПО не всегда предлагают повышение и редко берут их на руководящие должности. Хотя на первой работе мне все же удалось стать руководителем отдела.
Занятия заочных и вечерних групп в колледжах будут проходить дистанционно
Представители Роспотребнадзора рекомендовали средним профессиональным образовательным учреждениям переводить студентов на дистанционное обучение. Однако это касается лишь тех, кто обучается на вечернем и заочном отделении. В ведомстве подготовили специальный документ, который направили в колледжи и техникумы.
«Занятия заочных и вечерних групп максимально перевести на дистанционный формат», — говорится в рекомендациях по профилактике коронавируса.
Что касается студентов, которые учатся на очном отделении, то они могут заниматься в учреждениях. Однако обучение должно проходить в отдельных помещениях без доступа посторонним лицам. Исключение может быть лишь в случае необходимости помощи в учебном процессе. Также в колледжах и техникумах обязаны отменить все массовые мероприятия.
Напомним, что представители Минпросвещения сообщали, что в текущем году в колледжи поступает намного больше желающих. К примеру, в столичные заведения подобного формата получить среднее профессиональное образование готовы семнадцать тысяч учеников. Более того, в колледжах выросло количество иностранных учеников. Их будут допускать к обучению исключительно после двухнедельного пребывания на карантине.
Одним из ключевых изменений станет введение в школах централизованного экзамена (ЦЭ), по результатам которого выпускники смогут поступить в вуз.
Проведение экзамена, по словам начальника главного управления, будет похоже на сдачу централизованного тестирования. Однако сам ЦЭ следует воспринимать именно как выпускной экзамен по математике и русскому/белорусскому языку (по выбору школьника).
Результаты ЦЭ будут учитываться при формировании среднего балла аттестата по соответствующим предметам. Кроме того, после сдачи экзамена школьники смогут получить сертификаты со своими баллами — они пригодятся для поступления.
После сдачи школьного экзамена выпускник также сможет сдать централизованное тестирование, но только по другим предметам (физика, химия, биология и др.). Таким образом, при подаче документов на выбранную специальность у него будет набор сертификатов ЦТ и ЦЭ.
Действовать сертификаты будут 2 года.
Новшество, уточнил С. Касперович, не коснется выпускников ссузов: они, если захотят продолжить обучение, должны будут сдавать централизованное тестирование, в том числе по русскому/белорусскому языку и при необходимости математике.
Начальник главного управления также добавил, что в 2023 г. выпускники школ не смогут сдать ЦТ по предметам ЦЭ (математика и один из государственных языков), но в 2024-м, если это будет необходимо для подачи документов в вуз, такая возможность у них появится.