Порядок оформления ЭСД в ЕГАИС Лес

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Порядок оформления ЭСД в ЕГАИС Лес». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.


Согласно п. 5 статьи 8.28.1 КоАП РФ, транспортировка древесины без сопроводительного документа, оформленного в установленном законом порядке, влечет наложение на собственника древесины административного штрафа.

Зачем нужен электронный сопроводительный документ на лес и пиломатериалы

Для перевозки древесины нужен сопроводительный документ, который необходимо оформить до начала транспортировки. Если лес и пиломатериалы вывозятся из России, электронный сопроводительный документ на транспортировку древесины должен быть оформлен до подачи декларации на товары и подписан электронной подписью. Допускается использование простой электронной подписи.

Перевод сопроводительного документа в электронный формат был осуществлён в рамках реализации системы прослеживаемости оборота древесины на базе ЕГАИС Лес. В задачи система прослеживаемости входят контроль движения леса и пиломатериалов с момента сруба до приобретения конечным покупателем по всей территории России, а также сокращение нелегальных продаж леса.

В 2022 году ЭСД формируются в ЕГАИС Лес, а с 1 января 2023 года — в Государственном Лесном Реестре ФГИС ЛК.

Электронный сопроводительный документ на перевозку древесины представляет собой набор данных, зашифрованных в виде QR-кода. У каждого ЭСД на лес есть свой идентификационный номер, который присваивается документу автоматически в момент формирования в системе ЕГАИС Лес.

Кто обязан создавать сопроводительный документ

При перевозке пиломатериалов документы оформляются собственником древесины или его уполномоченным лицом. Затем сопроводительный документ в электронном виде передаётся водителю.

Так, если право владения на момент перевозки пиломатериалов перешло к покупателю, значит, оформлять ЭСД должен именно он.

В случае если право на владение древесиной переходит к покупателю только на его складе, ЭСД оформляет поставщик.

Сведения, которые должны быть указаны в сопроводительном документе

Перечень сведений, которые должны быть внесены в ЭСД, содержит:

  • информацию о собственнике, отправителе, перевозчике, а также получателе древесины;
  • данные об объёме, породе и сортиментном составе древесины;
  • данные о пунктах отгрузки и приёма древесины;
  • реквизиты декларации о сделке (в том случае, если древесина отгружается по договору о купле-продаже);
  • номер государственного регистрационного знака транспортного средства, на котором осуществляется транспортировка.

Унифицированная форма сопроводительного документа на транспортировку древесины состоит из 12 пунктов. Ни один из них не должен быть пропущен, все – обязательны для заполнения. Недопустимо редактирование названия этих пунктов и вопросов, в них содержащихся. Последовательно должна быть изложена информация относительно:

  • Номера документа. Интересно, что сам порядок нумерации устанавливается собственником перевозимого груза. И для каждого пункта отправки он может быть свой.
  • Даты составления.
  • Контактных данных собственника древесины.
  • Грузоперевозчика.
  • Грузоотправителя.
  • Грузополучателя.
  • Номера декларации о сделках с древесиной (при наличии).
  • Номера транспортного средства, на котором производится перевозка.
  • Пункта отправления.
  • Пункта назначения.

Начало документа предполагает короткие односложные ответы. Продолжение же потребует больше времени для заполнения.

Кто не обязан составлять сопроводительный документ

Если частное лицо владеет древесиной и планирует ее использование в собственных целях, то при ее транспортировке нет необходимости в заполнении унифицированного бланка сопроводительной документации.

Есть важный нюанс в частных перевозках: для того чтобы доказать, что древесина перевозится собственником и предназначена для собственных нужд, необходимо при проведении транспортировки иметь специфические бумаги, а именно юридически грамотно оформленные документы должны подтверждать право собственности на конкретную партию древесины. Это может быть кассовый чек о совершении покупки, договор купли-продажи либо накладная.

В любом случае необходимо привести доказательства совершения покупки, иначе частное лицо могут привлечь к ответственности за незаконную рубку леса (ст. 260 УК РФ), а также к транспортировке незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).

Таможенное оформление леса, пиломатериалов, лесоматериалов и различных изделий из них

Нами проводится растаможка или затаможка любых пиломатериалов, леса, лесоматериалов и различных изделий из них на любых таможнях России — ежедневно и круглосуточно! Основные позиции:

  • Круглый лес и лесоматериалы: пиловочник, фанерный кряж, балансы хвойные и лиственные, техсырье;
  • Пиломатериалы и изделия из древесины: брус, брусок, доска обрезная, доска необрезная, заготовка под вагонку, черновая мебельная заготовка, горбыль деловой, шпалы, щепа технологическая, щепа топливная, стружка, опилки, фанера, паркет, паркетная доска, индустриальный паркет, вагонка;
  • Деревянная тара: европаллет, деревянные ящики, заготовки для поддонов, контейнеры, паллет, поддон промышленный;
  • Топливные брикеты и пеллеты: из различного сырья;
  • Дрова: колотые, пеньками, в хлыстах, горбыль срезка;
  • Из различных пород дерева: береза, бук, грецкий орех, груша, дуб, ель, кедр, липа, лиственница, можжевельник, ольха, осина, самшит, сосна, яблоня;
  • Основной экспорт древесины и пиломатералов из России: в Китай, Турцию, страны Европы: Германия, Италия, Испания, Австрия, Голландия (Нидерланды), Польша, Литва, Латвия и др.;
  • и любые другие не указанные в данном списке.

Каждый день новый груз — каждый день новый документ?

Определённо — да! Этого требуют нормы Федерального закона 415-ФЗ. Согласно предписанным требованиям, сопроводительный документ совершенно необходим в каждом случае перевозки древесины независимо от вида используемого транспортного средства и периодичности, с которой транспортировка осуществляется. Из этого закономерно следует, что форма заполняется на каждую партию лесогруза.

Читайте также:  Голикова уточнила размер дополнительных выплат медработникам с 2023 года

При условии, что перевозимые штабели древесины перемещаются по одному и тому же маршруту, включают в себя лесогруз одного вида и сортимента, и имеют одинаковый объём, один сопроводительный документ может использоваться для обеспечения транспортировки всех таких партий в рамках суток, не более.

Таким образом, пользоваться одним и тем же сопроводительным документом в течение месяца не выйдет, даже если сортиментный состав груза, его объём и маршрут следования на весь этот период времени остаются неизменными.

Кому не нужно оформлять сопроводительный документ

Возможность не заполнять данный бланк законодательно предоставляется тем частным лицам, которые совершают транспортировку только в личных целях. Важным нюансом в подобной ситуации является тот факт, что при прохождении проверки владелец будет обязан доказать, что цель покупки и транспортировки древесного сырья – это использование его в собственных нуждах. Для этого у собственника должны быть на руках любые бумаги, подтверждающие покупку. Это могут быть кассовые чеки, товарная накладная и договор купли-продажи. В том случае, если вышеперечисленные бумаги будут отсутствовать, инспектор обязан будет арестовать и груз, и автомобиль. Дальнейшее разбирательство будет происходить в судебном порядке. Так что стоит подумать, нужно ли рисковать недобросовестным перевозчикам таким образом.

Кто не обязан составлять сопроводительный документ

Если частное лицо владеет древесиной и планирует ее использование в собственных целях, то при ее транспортировке нет необходимости в заполнении унифицированного бланка сопроводительной документации.

Есть важный нюанс в частных перевозках: для того чтобы доказать, что древесина перевозится собственником и предназначена для собственных нужд, необходимо при проведении транспортировки иметь специфические бумаги, а именно юридически грамотно оформленные документы должны подтверждать право собственности на конкретную партию древесины. Это может быть кассовый чек о совершении покупки, договор купли-продажи либо накладная.

В любом случае необходимо привести доказательства совершения покупки, иначе частное лицо могут привлечь к ответственности за незаконную рубку леса (ст. 260 УК РФ), а также к транспортировке незаконно заготовленной древесины (ст. 191.1 УК РФ).

Требования к формату и порядку заполнения ЭСД

Порядок заполнения электронного сопроводительного документа выглядит следующим образом:

  • Первый пункт ЭСД заполняется номером ЭСД. Он генерируется автоматически.
  • Во втором пункте ЭСД ЕГАИС Лес ставится пометка продавцом в том случае, если приобретается древесина в розницу в объеме свыше 10 кубических метров. Тогда не заполняются пункты 8, 9, 11 и 13. Перевозка древесины менее 10 кубометров не требует оформления ЭСД.
  • В третьем пункте ставится пометка тогда, когда древесина или пиломатериалы вывозятся за пределы России. Пометку ставит собственник или доверенное лицо.
  • Четвертый пункт заполняется автоматически при подписании ЭСД и содержит дату и время подписи.
  • В пятом пункте автоматически проставляется дата и время прекращения действия документа. Если происходит убытие леса с территории таможни ЕАЭС из пунктов пропуска через госграницу РФ, то пункт заполняется данными таможенных органов через систему межведомственного электронного взаимодействия (дата и время убытия товара). Если древесина вывозится из страны в ЕАЭС, то пункт также заполняется автоматически при внесении собственником (доверенным лицом) информации в 13-й пункт в момент пересечении границы РФ. В любом случае, данный пункт заполняется уже после транспортировки.
  • В шестом пункте заполняются данные о собственнике: организационная форма и название организации или ФИО ИП, юридический адрес, ИНН, код причины постановки на учет.
  • Седьмой пункт формы ЭСД заполняется данными о грузоотправителе: организационная форма и название организации или ФИО ИП, юридический адрес, ИНН, код причины постановки на учет. В случае вывоза леса с территории таможни ЕАЭС сюда вносятся данные продавца.
  • Восьмой пункт содержит информацию о перевозчике: организационная форма и название организации или ФИО ИП, юридический адрес, ИНН, код причины постановки на учет. (Если перевозчиком является собственник, то указывается информация о собственнике. В случае если перевозчик — иностранная организация или предприниматель, то ИНН и код постановки на учет могут не вноситься).
  • 9-й пункт содержи информацию о получателе: организационная форма и название организации или ФИО ИП, юридический адрес (место нахождения), ИНН, код причины постановки на учет. (Если получатель — иностранное лицо или организация, то ИНН и КПП можно не указывать).
  • В десятый пункт вносится номер декларации о сделке с древесиной (когда транспортировка происходит в результате сделки купли-продажи). Пункт не заполняется, если перемещения груза происходят внутри одной организации-собственника.
  • В 11-й пункт вносятся вид и номер гос. знака транспорта, который осуществляет перевозку (для автомобильного транспорта). Если перевозка груза осуществляется на железнодорожном транспорте, то указываются регистрационные номера ж/д вагонов (опционально). В случае перевозке груза на водном транспорте указываются бортовые номера судна (опционально). В остальных случаях можно оставить пункт незаполненным.
  • В 12 пункт формы ЭСД на древесину и пиломатериалы вносятся данные о месте расположения пункта отправления транспортного средства (место складирования древесины): адрес из ФИАС или, если отправление происходит с лесосеки или лесного склада, указывается субъект РФ, муниципальный район субъекта РФ, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки/лесного склада (если есть); если нет адреса, то указывается кадастровый номер земельного участка. Сюда также автоматически заносятся сведения о координатах фактического места отправления с использованием геопозиции устройства.
  • В 13-й пункт заносят данные о месте назначения (куда отправляем груз) — место складирования древесины или место пересечения государственной границы РФ при прекращении действия ЭСД: адрес из ФИАС или, если отправление происходит с лесосеки или лесного склада, указывается субъект РФ, муниципальный район субъекта РФ, лесничество, участковое лесничество, лесной квартал, номер лесосеки/лесного склада (если есть); если нет адреса, то указывается кадастровый номер земельного участка. Сюда также автоматически заносятся сведения о координатах фактического места отправления с использованием геопозиции устройства.
  • 14-й пункт ЭСД вносятся сведения о виде (породе), сортиментном составе, объеме перевозимой древесины каждого вида, влажности (ставится отметка в случае, если влажность превышает 22%) для грузов товарных позиций 4407 Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности ЕАЭС, название и код товара по ОКПД-2. Для древесины и пиломатериалов вывозимых из страны дополнительно нужно указывать ТН ВЭД ЕАЭС. Объем необходимо указывать по номинальному объему. В объеме не учитывается кора и припуски. Для товаров на вывоз из страны объем указывается с корой и припусками. Если перевозятся ценные породы дерева такие, как дуб, бук или ясень, то необходимо указывать количество единиц по сортиментам. В графу «Виды древесины и продукции ее переработки» нужно внести все виды древесины, которые подлежат транспортировке. Названия и коды указываются по ОКПД-2, а для товаров на вывоз из РФ данные о видах древесины вносятся для каждого кода ТН ВЭД ЕАЭС. В графе «объем» вносится объем в кубических метрах с округлением значения до 2-х символов после запятой. Поле «Всего» заполняется автоматически указанием суммарного объема для всех видов древесины. Объемы по каждому виду как и суммарный объем по ОКПД-2 и по ТН ВЭД могут не совпадать.
  • Электронный сопроводительный документ в ЛесЕГАИС подписывается авт��матически простой ЭП на основе сведений ЕСИА.
Читайте также:  Как правильно заполнить дополняющую и корректирующую форму СЗВ-СТАЖ

Перевозка леса-кругляка ценных пород, к которым относится дуб, ясень, бук, в рамках экспортных поставок обязательно маркируется поштучно — того требует Лесной кодекс РФ. Это касается как юридических, так и физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность. Информация заносится в единую государственную автоматизированную информационную систему учета и сделок с древесиной. Электронный документ с электронной подписью оформляют не позже, чем одного дня до вывоза с территории страны.

Маркировка и считывание проводится с использованием технических средств. Порядок маркировки и перечень информации устанавливается Правительством.

Выполняя установленные правила, перевозчик и отправитель увеличивают вероятность того, что груз прибудет до места назначения целым и невредимым.

Основные положения закона

Форма сопроводительного документа для транспортировки древесины установлена законом еще в 2014 году. Постановлением Правительства № 571 от 21.06.2014 года строго определено, как должен оформляться этот документ. Помните, он не заменят накладных (товарных, транспортных) и прочую обязательную документацию.

За недобросовестное оформление бумаг предусмотрено наказание. Так, если документы на перевозку древесины оформлены не корректно, КоАП предусматривает штраф за нарушение. При оформлении штрафа на сотрудника компании, его сумма составляет 30 — 50 тысяч рублей. Если же наказание понесет организация, то и сумма будет намного больше — 500 — 700 тысяч рублей.

Дела о подобных правонарушениях рассматриваются мировыми судьями по месту, где правонарушение было зафиксировано. Оформить нарушение могут как сотрудники полиции, так и лесной охраны.

Периодичность составления документов

Если компания отгружает древесину постоянно, то унифицированная форма сопроводительного документа составляется на каждую отдельно взятую партию леса. Исключением может стать лишь тот случай, когда отправляются одинаковые партии древесины. В этой ситуации один сопроводительный документ может быть оформлен для нескольких партий. Если же партии имеют хоть малейшее отличие, то документы составляются на каждую в отдельности. Этот момент прописан в ФЗ № 415.

Транспортная поможет не только организовать транспортировку древесины, но и окажет содействие в составлении договора перевозки древесины, предоставит бланк и образец сопроводительных документов на транспортировку древесины. При необходимости наши специалисты помогут в оформлении документов.

Особые ситуации в грузоперевозках

В грузоперевозках случаются и различные незапланированные ситуации. Например, когда машина идет по маршруту и должна разгрузиться не в одном месте, а в нескольких. В таком случае нужно заранее предусмотреть все нюансы и просчитать риски:

  1. Если транспорт задерживается или выгружает другой груз в середине маршрута, то оформление дополнительных бумаг не требуется. В документе указывается только пункт прибытия груза.
  2. Если часть древесного груза будет отгружена в середине пути, то лучше составить документ на каждую часть груза отдельно.
Читайте также:  Пенсии шахтеров Украины в 2022 году

Как перевозят пиломатериалы

Пиломатериалы перевозят в основном железнодорожным или автомобильным транспортом. Основные направления автомобильного транспорта в Таджикистан, Узбекистан. Этот вид транспорта выбран за доступность и быстроту доставки до получателя.

Более большие расстояния лучше преодолевать морским путем, или авиасообщением. Аива перевозки для дерева, как правило, не используют. Железнодорожным транспортом часто доставляют пиломатериалы в Азии, в частности в Китай.

Транспортировка лесоматериалов может быть опасной, особенно когда маршрут пролегает по горному массиву. Прицепы, на которых перевозится лес, для таких маршрутов подбираются специальные, с тормозами, либо автомобиль переобувают в шипованную резину и оборудуют гребенками скольжения.

Обратите внимание! Система фиксации и укладки груза не должна препятствовать свободному маневрированию транспортного средства. Если лесоматериалы были обработаны составами против гниения, груз перевозят под тентом, защищая его таким образом от атмосферных осадков. Погрузку и разгрузку материалов осуществляет механизированным способом либо изначально перевозят лес специальными лесовозами, которые оборудованы индивидуальными погрузочными механизмами.

Популярным способом доставки древесины являются и мультимодальные поставки. Это маршрут, в котором включены несколько видов транспорта.

Определение степени угрозы веществ, подлежащих документированию

В Введении к ГОСТ 30774-2001 указано, что отходы могут быть признаны опасными после определения степени и вида вредности, то есть после их паспортизации. Класс угрозы для здоровья и жизни устанавливается по уровню вероятного негативного воздействия. В Критериях отнесения веществ к той или иной категории установлено 5 групп опасности. Санитарными правилами предусмотрены гигиенические требования и принципы определения класса вреда отходов. В данном нормативном акте установлено 4 класса. Таким образом, установление степени вреда веществ осуществляется по разным критериям. Наиболее целесообразной можно считать позицию МПР. В соответствии с ней все отходы разделяются на пять классов, при этом паспорт оформляется на вещества 1-4 кл., которые указаны в ФККО и обладают вредными (угрожающими для жизни и здоровья) свойствами.

Унифицированная форма сопроводительного документа на транспортировку древесины состоит из 12 пунктов. Ни один из них не должен быть пропущен, все – обязательны для заполнения. Недопустимо редактирование названия этих пунктов и вопросов, в них содержащихся. Последовательно должна быть изложена информация относительно:

  • Номера документа. Интересно, что сам порядок нумерации устанавливается собственником перевозимого груза. И для каждого пункта отправки он может быть свой.
  • Даты составления.
  • Контактных данных собственника древесины.
  • Грузоперевозчика.
  • Грузоотправителя.
  • Грузополучателя.
  • Номера декларации о сделках с древесиной (при наличии).
  • Номера транспортного средства, на котором производится перевозка.
  • Пункта отправления.
  • Пункта назначения.

Начало документа предполагает короткие односложные ответы. Продолжение же потребует больше времени для заполнения.

Какие важные документы нужны для особых случаев грузоперевозок по России

Иногда приходится доставлять необычную продукцию. Тогда необходимо иметь при себе официальные бумаги:

  • удостоверение, по которому компании разрешена транспортировка огромных, опасных и других необычных партий;
  • свидетельство, из него понятно, что водитель прошел специальную подготовку и может заниматься перевозкой, а также отработал и получил водительский стаж более 3 лет без перерыва деятельности;
  • сертификат, который указывает на безопасность продукции и подтверждает свойства тары;
  • знак отличия для необычных товаров;
  • свидетельство о том, что ТС было подготовлено к выполнению задач;
  • маршрут с прописанным сроком разрешения на доставку;
  • Ф. И. О., адреса, телефонные номера всех лиц, которые имеют отношение к процессу отправки конкретной партии;
  • путевой лист, где прописан номер опасности по всем требованиям ООН.

Если партия обладает слишком большие или необычные габариты, сильно отличается от привычных, то придется и на это получить разрешение. Иначе двигаться по дорогам не выйдет. За получение такой справки предстоит заплатить госпошлину.

КоАП РФ предусматривает для тех, кто не оформил должным образом сопроводительный документ, соответствующее наказание. С 1 января 2015 года вступила в силу ч. 5 ст. 8.28.1 КоАП. Наказание выражается в виде штрафа.

Если ответственность за неправильно составленный документ ляжет на должностное лицо, то сумма штрафа будет варьироваться в диапазоне от 30 000 до 50 000 рублей.

Если же будет доказано, что в правонарушении виновата организация (юридическое лицо), то штрафы будут в разы выше: от 500 до 700 тысяч рублей.

Рассматривает дела подобного рода мировой судья в судебном участке, который располагается по месту совершения правонарушения. То есть если транспортное средство было задержано сотрудником полиции, то рассматриваться дело о совершенном правонарушении будет там, где произошло задержание. Помимо полицейских служб, протоколы подобного рода правонарушений уполномочены составлять сотрудники лесной охраны (также по месту совершения правонарушения).


Похожие записи:

Добавить комментарий