Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность и штрафы за нарушения правил СанПиН и СП в 2020 году». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Ответственность за санитарные правонарушения предусмотрена в различных законодательных и подзаконных актах Российской Федерации, ведомственных руководящих документах, например, в таких как: постановления правительства РФ, уголовный кодекс России (УК РФ), кодекс об административных правонарушениях (КоАП), санитарные правила и нормативы (СанПиН), региональные законы субъектов РФ и так далее.
Административная ответственность за санитарное правонарушение
Это наиболее распространенный вид ответственности, применяемый на практике.
Закрепляется главой 6 КоАП РФ — в области здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия населения и включает следующие статьи: 6.3, 6.4-6.7, 6.35 за такие виды нарушений, как:
- 3 – правила в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
- 4 – эксплуатация жилых и иных помещений и транспорта;
- 5 – требования к питьевой воде;
- 6 – организация питания в специальных местах (столовые, кафе и т.д.);
- 7 – условия отдыха и оздоровления детей, их обучение и воспитание;
- 35 – обращение с отходами производства и потребления.
Как снизить штраф за несоблюдение санитарных норм?
Для снижения размера штрафа от лица, привлекаемого к ответственности, необходимо соответствующее заявление, подкрепленное сильными аргументами. Сделать это можно как при рассмотрении дела, так и при обжаловании размера штрафа.
Пределы штрафа за несоблюдение санитарных норм установлены санкцией статьи, предусматривающей наказание. Для снижения размера штрафа рекомендуется обращать внимание суда или должностных лиц на смягчающие обстоятельства дела. К ним относятся: имущественное состояние, нарушение норм СанПиН впервые, личность виновного и иные обстоятельства.
Следует отметить, что при наличии исключительных обстоятельств касаемо совершенного правонарушения и его последствий, привлекаемое к административной ответственности лицо вправе заявить ходатайство о применении наказания ниже низшего размера.
Кроме того, при совершении правонарушения, которое не повлекло неблагоприятные последствия для охраняемых законом интересов, виновное лицо может быть освобождено от административного наказания по причине малозначительности проступка. В этом случае, привлекаемое к ответственности лицо освобождается от наказания, административное дело в отношении его прекращается.
Ответственность за нарушение СанПин
Для того, чтобы назначить меру наказания необходимо доказать факт причинения ущерба. Мотивация совершенного правонарушения не учитывается (по неосторожности, умышленно и т.д.).
Виды ответственности |
Описание |
Дисциплинарная |
к такому виду привлекает руководство компании, где произошло правонарушение. В компании проводится внутреннее расследование на основе норм ТК РФ. |
Административная |
данный вид ответственности наступает за совершение общественно-вредных правонарушений |
Уголовная |
наступает в случаях эпидемии, массового отравления или заражения людей, а также смерти по неосторожности. |
Кем налагается дисциплинарное и другие взыскания за санитарное законодательство
Окончательные решения по поводу применения каких-либо взысканий, их размеров и конкретных последствий в Российской Федерации принимаются судом. Именно суд выносит решения по уголовным или административным делам, однако в некоторых случаях в части административной или гражданско-правовой ответственности достаточно составления постановления или заключения соглашения между сторонами, чтобы её избежать.
Однако дисциплинарные взыскания в качестве одной из возможных мер воздействия на работников предполагают возможность их вынесения исключительно самим работодателем. При этом он не обязан в принудительном порядке подвергать работников наказанию и может отказаться от реализации своего права, либо же снять имеющиеся у трудящегося взыскания.
Подвергать одного работника неоднократному наказанию за единожды совершенный проступок – недопустимо с точки зрения законодательства.Следует также помнить, что административная и уголовные меры воздействия могут предполагать и в том числе ограничение права осужденного лица заниматься какой-либо специфической деятельностью, что особенно актуально в вопросах соблюдения требований санитарного законодательства.
В связи с тем, что объективная необходимость в срочном порядке потребовала формирования единообразной судебной практики и применения законодательства по многочисленным вопросам, связанным с применением мер, направленных на противодействие распространению на территории РФ новой коронавирусной инфекции (COVID-19), Президиум Верховного суда 21 апреля 2021 года утвердил Обзор судебной практики по «коронавирусным» вопросам. Среди многочисленных вопросов, которые подробно разобрали в ВС РФ были, в том числе, разъяснены:
- Вопросы применения процессуального законодательства;
- Вопросы применения гражданского законодательства в части применения сроков исковой давности, а так же признания эпидемиологической обстановки, ограничительных мер или режима самоизоляции обстоятельствами непреодолимой силы ;
- Вопросы применения законодательства о банкротстве;
- Вопросы применения уголовного законодательства;
- Вопросы применения законодательства об административных правонарушениях;
Например, в части применения новых увеличенных штрафов, которые появились в КоАП РФ с 1 апреля 2021 года Верховный суд разъяснил — штрафовать за нарушение санитарно-эпидемиологических мер, которое повлекло угрозу распространения заболевания — по ч. 2 ст. 6.3 КоАП нужно тех, кто не соблюдает обязательный карантин.
Именно по этой статье необходимо квалифицировать действия граждан, которые вернулись в Россию из других стран, но нарушили условия карантина и вышли из дома раньше, чем через две недели, а не тех, кто нарушает введенные органами исполнительной власти режимы самоизоляции.
Также штраф по ст. 6.3 КоАП грозит тем, кто контактировал с зараженными коронавирусом, но проигнорировал обязательные в таких случаях ограничения.
Санитарные правонарушения
Конструкция санитарного правонарушений в отечественной правовой системе предусматривается в нормах профильного законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в соответствии с нормами которого, легальная дефиниция рассматриваемого вида противоправного поведения выглядит следующим образом:
Санитарное правонарушение – совершенное виновно, в форме умысла или неосторожности нарушение норм действующего права, в том числе установленных санитарных правил, невыполнение предусмотренных санитарных, а равно противоэпидемических мероприятий, а также несоблюдение властных распоряжений и предписаний компетентных органов, учреждений и их должностных лиц, объектом посягательства которого выступают права и законные интересы граждан и всего общества.
Лица совершившие санитарное правонарушение, в соответствии с действующим национальным законодательством могут быть привлечены к трем видам юридической ответственности:
- Уголовная ответственность, как реакция на наиболее общественно-опасные противоправные деяния в рассматриваемой сфере;
- Административная ответственность, наступающая ввиду совершения общественно-вредных санитарные правонарушений;
- Дисциплинарная ответственность, налагаемая на уполномоченных должностных лиц, в рамках существующих трудовых или служебных отношений.
Уголовная ответственность за нарушение законодательства санитарной категории
Уголовный Кодекс нашей страны также предусматривает соответствующего ряда ответственность за нарушение правил в области санитарно-эпидемиологического законодательства. Так, если деяния того или иного лица, совершенные по неосторожности, повлекли возникновение массового заболевания граждан, их отравление и аналогичные последствия, провинившийся должен будет:
- выплатить из своего кармана штраф в размере до 80 тысяч российских рублей;
- выплатить штраф в размере заработной платы или прочего совокупного его дохода, накопленного за 6 месяцев;
- лишиться права на принятие определенной должности;
- лишиться права на ведение конкретной деятельности на срок до трех годичных периодов;
- посетить обязательные работы на срок до 360 часов;
- посетить исправительные работы на срок до одного года;
- лишиться свободы на срок до года.
При условии, что все то же деяние повлекло смерть какого-либо человека или нескольких граждан, то перечень наказаний будет следующим:
- обязательные работы на период до 480 часов;
- исправительные работы от полугода до двух лет;
- принудительные работы на период до пяти лет;
- лишение свободы на срок до пяти лет.
Разъяснения и рекомендации Роспотребнадзора
Для профилактики коронавирусной инфекции на рабочих местах и организации работы в условиях распространения COVID-19 Роспотребнадзор разработал ряд рекомендаций общего характера (письма от 20.04.2020 № 02/7376-2020-24, от 07.04.2020 № 02/6338-2020-15, от 27.03.2020 № 02/5210-2020-24, от 10.03.2020 № 02/3853-2020-27 и др.).
Для отдельных сфер есть свои рекомендации, например:
- для образовательных организаций (письмо Роспотребнадзора от 12.05.2020 № 02/9060-2020-24);
- предприятий общепита и торговли (письмо Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7515-2020-24);
- работы вахтовым методом (МР 3.1/2.2.0176/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 30.04.2020 № 02/8480-2020-24);
- салонов красоты и парикмахерских (МР 3.1/2.2.0173/1-20, направленные письмом Роспотребнадзора от 21.04.2020 № 02/7500-2020-24);
- киноиндустрии (МР 3.1/2.1.0178/2-20, утв. Главным государственным санитарным врачом РФ 09.05.2020).
Прежде всего, такие документы адресованы работодателям и работникам. В частности, в письмах содержатся рекомендации:
- по контролю температуры у сотрудников;
- обеспечению их масками, перчатками, антисептиками;
- соблюдению социальной дистанции;
- дезинфекции помещений и оборудования;
- своевременной изоляции лиц с симптомами инфекционного заболевания;
- информированию работников о необходимости соблюдения правил личной и общественной гигиены и т. п.
Письма Роспотребнадзора по своей юридической природе нормативными правовыми актами не являются и носят рекомендательный характер. Минэкономразвития России даже в свое время направляло в ведомство письмо (от 21.05.2020 № 16169-АХ/Д26и), в котором предлагало дополнительно проинформировать организации и территориальные органы ведомства о рекомендательном характере документов и невозможности проверки соблюдения их положений. Что и было сделано. В письме от 22.07.2020 № 09-11169-2020-40 Роспотребнадзор указал, что статуса нормативного правового акта его рекомендации не имеют и не включают правовые нормы, в связи с этим в случае их несоблюдения организации не могут быть привлечены к ответственности.
Санитарным правонарушением, в соответствии с нормативными актами, является виновное нарушение санитарных требований и норм, если оно не повлекло последствий, предусмотренных ст. 236 УК РФ.
Таким образом, в соответствии с действующим законодательством установлены следующие виды ответственности за санитарные правонарушения:
- административная (глава 6 КоАП РФ);
- уголовная (ст. 236 УК РФ) в случае, если последовала эпидемия, массовое заражение или отравление людей, либо смерть человека по неосторожности;
- дисциплинарная ответственность, к ней конкретного сотрудника может привлечь руководство организации, в которой гражданин трудится на основании внутреннего расследования по нормам Трудового кодекса РФ.
Сами требования содержатся в вышеуказанном законе (ФЗ-52) в общем виде и конкретные нормы можно найти в многочисленных санитарных нормах и правилах.
Какие штрафы могут налагаться за нарушение СанПиН
Чаще всего в качестве наказания применяется вынесение предупреждения или наложение штрафных санкций. В статье 6.3 КоАП РФ есть ответ о видах административных взысканий за санитарные правонарушения.
Виды административных правонарушений
Это могут быть в первую очередь штрафы:
- от 100 до 500 руб. для физических лиц,
- от 500 до 1 тыс. руб. для должностных лиц и предпринимателей,
- от 10 до 20 тыс. руб. и вплоть до прекращения деятельности на 90 суток для юр. лиц.
После взыскания штрафа с правонарушителя не снимаются обязательства по исправлению выявленных нарушений и выполнению требований законодательства в дальнейшем.
За конкретные виды нарушений СанПиН могут применяться:
- Предупреждение ИП за нарушение любой из санитарных норм (если противоправные действия не привели к масштабным последствиям) или штрафы в размере от 500 до 20 000 руб., которые подлежат взысканию с юридических лиц (ст. 6.3 КоАП).
- Штрафные санкции в 80 тыс. руб., лишение свободы сроком до 5 лет, привлечение к принудительным работам до 240 часов (ст. 236 УК) при наступлении тяжёлых последствий, выражающихся в отравлениях и заболеваниях покупателей, в том числе детей, из-за несоблюдения СанПиН.
- Штраф в размере до 50 тыс. руб. налагается на должностные лица организации (ст.14.7 КоАП) за ведение предпринимательской деятельности, предполагающей совершение противоправных действий в отношении потребителей (их обман).
- Штраф в размере от 300 до 20 000 руб. (ст. 19.5 КоАП) может налагаться на ИП за несвоевременное выполнение предписаний о нарушениях СанПиН, изложенных ранее Роспотребнадзором.
- Штрафные санкции до 30 тыс. руб. (ст. 14.4 КоАП) за продажу ИП товаров плохого качества.
- Наложение штрафа в размере до 40 тыс. руб. (ст. 14.5 КоАП) за продажу товаров, на которые отсутствуют документы, подтверждающие их качество.
- Штраф до 30 тыс. руб. за продажу товаров с нарушением требований их реализации накладывается на юридические лица.
- Штраф в размере до 10 тыс. руб. (ст. 14.8 КоАП) за предъявление фальшивых документов для подтверждения качества продукции.
- Штраф в размере до 20 тыс. руб. (ст. 19.5 КоАП) за создание препятствий для проведения проверки инспекторами с целью предупреждения или выявления нарушений.
Размеры штрафов и порядок возмещения ущерба по вышеперечисленным нарушениям определяются нормативными актами.
При привлечении к административной ответственности независимо от того, кто вынес постановление о наложении штрафа при нарушении санитарных норм, для оплаты штрафа можно воспользоваться следующими способами:
- сайтом государственных услуг,
- кошельками «Яндекс деньги» или «Вебмани»,
- терминалами, услугами кассы Сбербанка или мобильным банком.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства
Административное право
Прежде чем изготавливать любой документ, советуем в разуме разделить документ на 3 групп. Последние не точно должны быть расположены в этой же последовательности.
Сначала необходимо понять к чему вы хотите в конце заявления, справивишись, обдумайте причины. Существенными могут стать обычаи, законы, писаные правила. Начало критично важная часть, который формирует отпечаток.
Кроме того стремитесь выяснить какому важному лицу направлен готовящийся просительный документ и кто должен удовлетворить претензию.
Санитарное законодательство РФ являет собой совокупность нормативно-правовых актов, издаваемых органами государственного управления и государственной власти.
Акты и правила санитарного законодательства, в свою очередь, устанавливают требования относительно санитарной охраны труда и быта населения, а также внешней среды.
Ответственность за нарушение санитарного законодательства может быть дисциплинарной (трудовая), административной и уголовной.
санитарного законодательства РФ определяется общественным и государственным строем страны, потребностями населения относительно охраны здоровья, и определяют требования, обязательные к исполнению всеми ведомствами, министерствами, юридическими и физическими лицами, касаемо охраны здоровья населения в области производственной деятельности, вредных факторов окружающей среды, предупреждения различных инфекционных заболеваний. Нормы и требования санитарного законодательства РФ применяемы в таких сферах, как планировка и благоустройство населенных мест, охрана окружающей среды, строительство и эксплуатация производственно-промышленных предприятий и жилых домов, дошкольных и школьных учреждений, коммунальных сооружений, также на основе санитарного законодательства решаются вопросы относительно структуры и деятельности СЭС (Санитарно-эпидемиологической службы).
Также, как ответственность за нарушение природоохранного законодательства, нарушения требований санитарных норм и правил влекут за собой:
— административную ответственность, которая устанавливается вследствие нарушения санитарно-эпидемиологических требований относительно строительства и эксплуатации жилых, общественных и производственно-промышленных помещений, транспорта и оборудования, и влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафных санкций в размере – от 5 до 10 мрот для физических лиц, от 10 до 20 мрот для индивидуальных предпринимателей и должностных лиц, от 100 до 200 мрот для юридических лиц; ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно организации питания населения, качества пищевой и промышленной продукции (в частности химической и биологической) для населения РФ, влечет за собой наказание в виде предупреждения или штрафа (размер штрафных санкций определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарного законодательства относительно водных объектов, а также питьевого водоснабжения и атмосферного воздуха, хранения и захоронения отходов производства, влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ); ответственность, возникающая вследствие нарушения санитарных правил относительно условий труда, воспитания и обучения, а также невыполнение санитарно-профилактических мероприятий влечет за собой наказание в виде предупреждения или наложения штрафа (размер определяется в соответствии с законодательством РФ);
— дисциплинарная и уголовная ответственности за нарушение санитарного законодательства (также, как и ответственность за нарушение градостроительного законодательства) определяется в соответствии с установленными нормами и правилами Российских Законодательных актов.
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и защита прав потребителей на предприятиях общественного питания
Ответственность за нарушение обязательных требований в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения наступает согласно статьи 6.3. Кодекса об Административных правонарушениях «Нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения»
Нарушение законодательства в области обеспечения санитарноэпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий,
-влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от ста до пятисот рублей; на должностных лиц – от пятисот до одной тысячи рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, – от пятисот до одной тысячи рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц – от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Нормативно-правовая база санитарно-эпидемиологических требований при организации общественного питания базируется в частности на Санитарно-эпидемиологические правилах СП 2.3.6.1079-01 “Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья” (утв. Главным государственным санитарным врачом Российской Федерации 6 ноября 2001 г., согласно которых:
Руководитель организации обеспечивает:
– наличие на каждом предприятии настоящих санитарных правил;
– выполнение требований санитарных правил всеми работниками предприятия;
– должное санитарное состояние нецентрализованных источников водоснабжения и качество воды в них;
– организацию производственного и лабораторного контроля;
– необходимые условия для соблюдения санитарных норм и правил на всех этапах приготовления и реализации блюд и изделий, гарантирующих их качество и безопасность для здоровья потребителей;
– прием на работу лиц, имеющих допуск по состоянию здоровья, прошедших профессиональную, гигиеническую подготовку и аттестацию;
– наличие личных медицинских книжек на каждого работника;
– своевременное прохождение предварительных при поступлении и периодических медицинских обследований всеми работниками;
– организацию курсовой гигиенической подготовки и переподготовки персонала по программе гигиенического обучения не реже 1 раза в 2 года;
– выполнение постановлений, предписаний органов и учреждений госсанэпидслужбы;
– наличие санитарного журнала установленной формы;
– ежедневное ведение необходимой документации (бракеражные журналы, журналы осмотров персонала на гнойничковые и острые респираторные заболевания, журнал контроля качества фритюрных жиров и
– условия труда работников в соответствии с действующим законодательством, санитарными правилами, гигиеническими нормативами;
– организацию регулярной централизованной стирки и починки санитарной и специальной одежды;
– исправную работу технологического, холодильного и другого оборудования предприятия;
– наличие достаточного количества производственного инвентаря, посуды, моющих, дезинфицирующих средств и других предметов материально-технического оснащения;
– проведение мероприятий по дезинфекции, дезинсекции и дератизации;
– наличие аптечек для оказания первой медицинской помощи и их своевременное пополнение;
– организацию санитарно-просветительной работы с персоналом путем проведения семинаров, бесед, лекций.
Органы, осуществляющие федеральный государственный санитарноэпидемиологический надзор (Роспотребнадзор), рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.3, 6.4 – 6.7, 6.24, 6.25, частью 2 статьи 7.2 Кодекса об Административных правонарушенияях (в части уничтожения или повреждения знаков санитарных (горно-санитарных) зон и округов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов), статьей 8.2, статьей 8.5 Кодекса об Административных правонарушениях (в части информации о состоянии атмосферного воздуха, источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, а также о радиационной обстановке), частью 2 статьи 8.42, частями 8 и 9 статьи 9.22, частями 1 и 2 статьи 14.43, статьями 14.44 – 14.46, частями 1 – 4 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях
Протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Кодексом об Административных правонарушениях, составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях в соответствии с главой 23 Кодекса об Административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа:
-должностные лица органов, осуществляющих федеральный государственный надзор в области защиты прав потребителей, – об
административных правонарушениях, предусмотренных статьями 6.27, 6.33, частью 8 статьи 13.15, статьями 14.4, 14.10, 14.15.2, 14.15.3, частью 2.2 статьи 14.16, частями 1 и 5 статьи 14.34, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и
спиртосодержащей продукции), статьей 15.12, частью 1 статьи 18.17 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушения допустимой доли иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами, осуществляющими деятельность в сфере розничной торговли на территории Российской Федерации), частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (за исключением нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса;
должностные лица органов, осуществляющих государственный контроль (надзор) в области производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, – об административных правонарушениях, предусмотренных частью 8 статьи 13.15, статьей 14.6, частями 1 и 2 статьи 14.16, статьями 14.17, 14.17.2, 14.18, частью 3 статьи 14.43 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частью 5 статьи 14.46.2 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции), частями 3 и 4 статьи 15.12, статьей 15.13, частью 1 статьи 19.4, частями 1 и 15 статьи 19.5, статьями 19.6, 19.7, статьей 19.33 Кодекса об Административных правонарушениях (в части нарушений при производстве и обороте (кроме розничной продажи алкогольной и спиртосодержащей продукции) этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) настоящего Кодекса.
Взыскание за нарушение санитарного законодательства — виды, правовые нормы
Российское правовое поле предусматривает значительные санкции за нарушение санитарного законодательства. Поэтому следует изначально определить меры ответственности за совершение подобных проступков и преступлений. Так, виды взысканий за нарушение санитарного законодательства могут быть следующими:
- Дисциплинарное взыскание за санитарное правонарушение налагается непосредственно на виновного в его совершении сотрудника предприятия. При этом законодательство строго определяет перечень допустимых дисциплинарных взысканий в нормативах Трудового кодекса.
- Административное взыскание может налагаться как на отдельного сотрудника, так и на предприятие в целом, и чаще всего оно выражается в виде непосредственно денежного административного штрафа.
- Уголовное взыскание предполагает исключительно применение его к определенным виновным в нарушении санитарного законодательства физическим лицам и не применяется к предприятиям.
- Гражданско-правовая ответственность затрагивает вопросы возмещения ущерба, нанесенного пострадавшим лицам из-за санитарного нарушения.
С точки зрения законодательства, вышеозначенные аспекты взысканий регламентируются следующими нормативными документами:
- Ст.192 ТК РФ дает определение конкретных существующих видов дисциплинарных взысканий.
- Ст.193 ТК РФ рассматривает порядок, соответственно которому в Российской Федерации должны выноситься дисциплинарные взыскания работодателями.
- Ст.6.3 КоАП РФ предполагает ответственность за нарушение в целом санитарно-эпидемиологической безопасности населения.
- Ст.6.4 КоАП РФ регламентирует непосредственно нарушения санитарных требований касательно порядка пользования и эксплуатации помещений либо транспорта.
- Ст.6.5 КоАП РФ посвящена ответственности за игнорирование требований законодательства в отношении питьевой воды.
- Ст.6.6 КоАП регулирует вопросы наказания за ненадлежащие обеспечение питания населения и эпидемиологических требований к соответствующим заведениям.
- Ст.6.7 КоАП РФ рассматривает вопросы, связанные с обеспечением санитарной безопасности в детских оздоровительных, рекреационных или учебных заведениях.
- Ст.8.2 КоАП РФ посвящена вопросам ответственности за ненадлежащее обращение с отходами.
- Ст.236 УК РФ рассматривает уголовное наказание за нарушения санитарного законодательства, если они повлекли за собой последствия в виде болезни или смерти человека.
Каким законом предусмотрена ответственность за нарушение санитарного
В соответствии с законодательством РФ за нарушение санитарного законодательства устанавливается дисциплинарная, административная и уголовная ответственность.
Административные взыскания за нарушение санитарного законодательства налагаются постановлениями должностных лиц, осуществляющих государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в соответствии с полномочиями, предусмотренными ст. 51 Федерального закона от 30 марта 1999 г. №52-ФЗ «О санитарноэпидемиологическом благополучии населения».
Постановление о наложении штрафа на юридическое лицо подлежит исполнению юридическим лицом, совершившим нарушение санитарного законодательства, не позднее чем через 15 дней со дня вручения ему постановления о наложении штрафа, в случае обжалования или опротестования такого постановления — не позднее чем через 15 дней со дня уведомления в письменной форме об оставлении жалобы или протеста без удовлетворения. По истечении указанных сроков и при отказе от добровольного исполнения постановления о наложении штрафа принудительное исполнение указанного постановления осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Виды ответственности за санитарные правонарушения. Обжалование действий должностных лиц
Ответственность за нарушение санитарного законодательства предусматривается ст. 27—31 закона “О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения”. Санитарным правонарушением признается посягающее на права граждан и интересы общества противоправное, виновное (умышленное или неосторожное) деяние (действие или бездействие), связанное с несоблюдением санитарного законодательства, в том числе действующих санитарных правил, невыполнением гигиенических, противоэпидемических мероприятий, заключений, постановлений, распоряжений и предписаний должностных лиц органов и учреждений госсанэпидслужбы. Должностные лица и граждане, допустившие санитарное правонарушение, могут быть привлечены к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности.
Дисциплинарная ответственность подразумевает наложение на должностных лиц и работников предприятий дисциплинарных взысканий, предусмотренных законодательством России, вплоть до отстранения от работы, освобождения от занимаемой должности и увольнения. Руководители предприятий и организаций обязаны налагать дисциплинарные взыскания на должностных лиц и работников, совершивших санитарное правонарушение, по представлению главного государственного санитарного врача или его заместителя.
В порядке административной ответственности за совершение санитарного правонарушения к должностным лицам и гражданам могут быть применены административные взыскания в виде предупреждения и штрафа. Штраф налагается постановлением главного государственного санитарного врача или его заместителя в размере: на должностных лиц — не более суммы трехмесячного дохода; на работающих граждан — не более суммы месячного дохода.