Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Характеристика дополнительного пенсионного обеспечения». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В случае с государственной пенсией все просто: работодатель ежемесячно делает отчисления в ПФР в размере 22% от зарплаты сотрудника. С дополнительной пенсией все обстоит иначе: можно выбрать подходящий план отчислений и последующих выплат, который называется пенсионной схемой.
Тема 7: Пенсионный Фонд Российской Федерации. Управление доходами и расходами.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Его сущность и функции.
2. Доходы и расходы бюджета пенсионного Фонда.
3. Финансовая деятельность Отделения ПФР – ЕПС по Чувашской Республике и Управления ПФР по г. Чебоксары.
1. Пенсионный фонд Российской Федерации. Его сущность и функции.
Пенсионный Фонд РСФСР образован Постановлением Верховного Совета РСФСР 22.12.1990 года N 442-1 для государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
Практически с момента образования и до настоящего времени в своей деятельности ПФР руководствуется постановлением ВС РСФСР от 27 декабря 1991г. № 2122-1 «Вопросы Пенсионного фонда Российской Федерации (России)». В соответствии с ним ПФР является самостоятельным финансово-кредитным учреждением, осуществляющим свою деятельность в соответствии с законодательством РФ и Положением о Пенсионном фонде Российской Федерации. Временное Положение о ПФР было утверждено Постановлением ВС РСФСР от 30.01.1991 года N 556-1.
Признание ПФР федеральной государственной собственностью является одной из особенностей российской пенсионной системы. Во многих странах с солидарно-распределительными системами подобные фонды не являются государственной собственностью, а чаще всего рассматриваются как собственность самих застрахованных и работодателей, но со строгим целевым назначением, исключающим какое-либо использование средств Фонда, в том числе и их изъятие государством.
Пенсионный фонд РФ представляет собой централизованную систему аккумуляции и перераспределения денежных средств, используемых главным образом для осуществления выплат различным категориям нетрудоспособного населения в виде трудовых, военных и социальных пенсий; пенсий по инвалидности; пособий по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет; пособий на детей в возрасте от 1,5 до 6 лет; за выслугу лет; пособий по случаю потери кормильца; компенсационных выплат.
В Пенсионном фонде с 1990 г. существует система самофинансирования, что согласовывается с предоставленными функциями, то есть финансово-кредитного учреждения.
Средства ПФР формируются за счет страховых взносов работодателей, граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью, в том числе фермеров и адвокатов, иных категорий работающих граждан; ассигнований из республиканского бюджета Российской Федерации на выплату государственных пенсий и пособий военнослужащим и приравненных к ним по пенсионному обеспечению гражданам, социальных пенсий их семьям, пособий на детей в возрасте старше полутора лет, на индексацию указанных пенсий и пособий, а также на предоставление льгот в части пенсий, пособий и компенсаций гражданам, пострадавшим от чернобыльской катастрофы, на расходы по доставке и пересылке пенсий и пособий; средств, возмещаемых в ПФР Государственным фондом занятости населения Российской Федерации в связи с назначением досрочных пенсий безработным; средств, взыскиваемых с работодателей и граждан в результате предъявления регрессных требований; добровольных взносов физических и юридических лиц, а также доходов от капитализации средств ПФР и других поступлений.
ПФР обеспечивает:
-
целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансирование расходов, связанных с выплатой государственных пенсий, пособий по уходу за ребенком в возрасте старше полутора лет, оказанием органами социальной защиты населения материальной помощи престарелым и нетрудоспособным гражданам, с финансовым и материально-техническим обеспечением текущей деятельности ПФР и его органов, а также другими мероприятиями, связанными с деятельностью ПФР;
-
организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потери кормильца;
-
капитализацию средств ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числе валютных ценностей) физических и юридических лиц;
-
контроль с участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в ПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованием его средств;
-
организацию государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховых взносов в ПФР;
-
межгосударственное и международное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, участие в разработке и реализации в установленном порядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросам пенсий и пособий;
-
изучение и обобщение практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Верховный Совет Российской Федерации предложений по ее совершенствованию;
-
проведение научно-исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
-
разъяснительную работу среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР, может принимать участие в финансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.
С подписанием президентом России Указа от 27 сентября 2000 г. полномочия по назначению и выплате государственных пенсий также перешли к Пенсионному Фонду, ранее выполняемые органами социального обеспечения.
На пенсионный фонд также были возложены задачи по изучению и обобщению практики применения нормативных актов по вопросам уплаты в ПФР страховых взносов и внесение в Правительство РФ предложений по ее совершенствованию; проведению НИР в области государственного пенсионного страхования; разъяснительной работы среди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенции ПФР.
Следующим этапом в становлении Пенсионного фонда стало создание в 2000году Единой пенсионной службы (ЕПС).
Современная система обязательного пенсионного страхования представляет высокоорганизованный финансовый институт, обеспечивающий выполнение долгосрочных государственных пенсионных обязательств. Для этого органы Пенсионного фонда выполняют функции по регистрации и учету страхователей и застрахованных лиц, накоплению и учету пенсионных обязательств от имени государства.
Законом «Об управлении средствами государственного пенсионного обеспечения (страхования) в Российской Федерации» предусматривается преобразование Пенсионного фонда Российской Федерации из финансово-кредитного учреждения в некоммерческую организацию.
В мае 2001 г. принята уточненная Программа пенсионной реформы, первым звеном которой стало объединение функций по назначению пенсий с ПФР. Фонду переданы функции назначения, перерасчета и выплаты государственных пенсий. В целях совершенствования учета получателей пенсий на ПФР возложены организация и ведение единого федерального банка данных, содержащего сведения о пенсионерах.
В связи с введением единого социального налога уточнены источники формирования средств государственного пенсионного обеспечения (страхования), а также более детально определены направления целевых расходов, осуществляемых за счет этих средств.
Бюджет ПФР ежегодно утверждается федеральным законом о бюджете Пенсионного фонда РФ.
Финансовый контроль за деятельностью Фонда, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации в целях установления достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности Фонда и соответствия совершенных ПФР финансовых и хозяйственных операций нормативным правовым актам Российской Федерации, усиливается ежегодным проведением аудиторской его проверки.
Законодательно закрепляется государственная регистрация издаваемых ПФР актов, затрагивающих права и обязанности граждан, устанавливающих правовой статус организаций или носящих межведомственный характер.
Административная система управления ПФР. Взаимодействие с другими организациями и учреждениями.
Пенсионный фонд РФ возглавляет председатель, который назначается и освобождается Президентом РФ. При фонде образовано правление, являющееся коллегиальным совещательным органом. В состав правления ПФР входят по должности председатель, первый заместитель, заместители председателя правления и исполнительный директор ПФР, а также управляющие несколькими отделениями Фонда. В состав правления ПФР могут входить представители общественных, религиозных и государственных организаций, объединений, учреждений и предприятий, деятельность которых связана с защитой интересов пенсионеров, инвалидов и детей.
Для осуществления контроля деятельности исполнительной дирекции ПФР и его региональных органов образована контрольно-ревизионная служба.
Для решения поставленных задач сформирована трехуровневая структура управления ПФР.
На федеральном уровне управление пенсионной системой обеспечивается Правлением ПФР и его исполнительным органом – исполнительной дирекцией.
Управление органами ПФР в республиках, краях, областях, национально-территориальных образованиях осуществляется региональными отделениями, которые являются юридическими лицами. Далее следуют межрайонные центры персонифицированного учета, районные отделения и отделы по назначению и выплате пенсий.
При такой структуре каждый объект получает управляющее воздействие от соответствующего вышестоящего уровня и, в свою очередь, управляет определенным объектом нижестоящего уровня. Информация о состоянии и характере функционирования подчиненных объектов передается в обратном порядке.
Правление ПФР выполняет следующие функции:
-
несет ответственность за выполнение функций, относящихся к компетенции ПФР;
-
определяет перспективные и текущие задачи;
-
утверждает бюджет, сметы расходов (включая фонд оплаты труда) региональных отделений Фонда, отчеты об их исполнении, а также его структуру и штаты;
-
назначает и освобождает от должности исполнительного директора и его заместителей, председателя ревизионной комиссии ПФР и руководителей его отделений;
-
утверждает положения об исполнительной дирекции, ревизионной комиссии и региональных органах Фонда;
-
издает в пределах своей компетенции нормативные акты по вопросам, относящимся к деятельности ПФР;
-
решает другие вопросы, входящие в компетенцию ПФР.
Информационный массив ПФР можно сгруппировать в четыре больших блока:
1) нормативно-директивная информация (циркуляры, методики, распоряжения и т.п.);
2) отчетность о деятельности нижестоящих подразделений;
3) информация, поступающая от внешних организаций (директивные письма, протоколы совещаний, указы, постановления и т.п.);
4) информация, исходящая во внешние организации и правительственные органы.
К многочисленным функциям управления центрального аппарата ПФР относятся: формирование и оперативная корректировка бюджета фонда; прогнозирование и аналитические исследования движения денежных средств ПФР; перераспределение финансовых ресурсов между территориями; бухгалтерский учет и отчетность, экономический анализ; актуарное прогнозирование развития пенсионной системы.
В процессе финансово-хозяйственной деятельности ПФР и органы социальной защиты населения опираются на следующие организации и учреждения:
-
Налоговая служба, отделения которого осуществляют контроль за сбором и перечислением в ПФР средств ЕСН через специальный счет фонда в государственном казначействе.
-
Центробанк России, через расчетно-кассовые центры которого ПФР осуществляет основной объем финансовых операций, и в отделениях у которого имеет свои счета.
-
Региональные отделения Сбербанка России, которые производят выплаты значительной части пенсий и пособий.
-
Федеральная служба почтовой связи, через отделения которой осуществляется выплата большинства видов пенсий.
-
Центральные и региональные органы Федерального казначейства, с которыми ПФР взаимодействует в процессе аккумуляции и перераспределение средств своего бюджета на выплату пенсий.
-
Центральные и региональные органы Налоговой службы, с которыми ПФР взаимодействует в процессе текущей работы с плательщиками, а также по погашению просроченной задолженности.
-
Финансово-кредитные учреждения, с которыми ПФР и его региональные отделения взаимодействуют в работе по погашению просроченной задолженности плательщиков и т.п.
- Получение дополнительной пенсии.
- В накоплении вашей пенсии участвует государство.
- При выборе тарифа от 1 до 3% государство удваивает взнос. При выборе от 4 до 10% – добавляет 3%.
- Участие в программе не влияет на размер трудовой пенсии.
- Увеличение суммы накоплений за счёт доходности на уровне ставки рефинансирования Национального банка Республики Беларусь + страховой бонус (в том числе во время выплаты накопительной пенсии).
- Льгота по подоходному налогу.
- Перечисление взносов осуществляет работодатель.
- Дополнительная накопительная пенсия наследуется, а в случае инвалидности 1 и 2 группы выплачивается единовременно досрочно.
- Трудовой стаж не влияет на право получения дополнительной накопительной пенсии.
Реализация права на дополнительное пенсионное страхование
Реализовать право на НЧ трудовой пенсии с учетом дополнительных взносов можно будет с 1 января 2009 года.
Дополнительное пенсионное страхование осуществляется на основании заявления застрахованного лица, которое может подаваться в территориальный орган ПФР лично гражданином по месту жительства или через работодателя.
Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в соответствии с п.4 ст.32 Федерального закона от 24.07.2002 г. № 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации».
В заявлении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, страховой номер индивидуального лицевого счета, место жительства. Форма заявления и инструкция по его заполнению утверждены ПФР.
Работодатель обязан в течение трех рабочих дней передать полученные заявления в территориальный орган ПФР по месту своей регистрации в качестве страхователя. Если среднесписочная численность работников превышает 100 человек, то работодатели представляют полученные заявления в территориальный орган ПФР в электронной форме, который должен рассмотреть их не позднее 10 рабочих дней и известить гражданина о принятом решении.
При отсутствии у гражданина индивидуального лицевого счета одновременно с подачей заявления представляются сведения, необходимые для регистрации в качестве застрахованного лица. Персональные данные застрахованных лиц, связанные с уплатой дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии, взносов работодателя и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений, являются государственным информационным ресурсом, а ПФР выполняет функции его оператора.
Понятие пенсионного обеспечения
Дополнительное пенсионное обеспечение- один из отделов пенсионной системы, который реализуется наравне с гос. системой пенсионного обеспечения в виде доп. профессиональных пенсионных систем самостоятельных предприятий, областей экономики или территорий, либо в виде персонального пенсионного страхования граждан. Что подразумевает откладывание денежных средств в страховых компаниях или НПФ.
Если приняли решение создать дополнительную проф. пенсионную систему, она станет неизменной и ее ликвидация невозможна учредителями, которые ее создали. Она должна обеспечивать своевременные пенсионные выплаты, а не разовую сумму и координировать с гос. пенсионной системой, касаемо типов пенсий и и условий для их назначения. Ее финансируют либо взносы работодателей, либо с содействием рабочих.
В ее пределах реализуется пенсионное обеспечение граждан, которые имели особые заслуги перед российской федерацией, работодателем, муниципалитетом, помимо основного пенсионного обеспечения.
Спонсируют этот отдел пенсионной системы:
- бюджеты разного уровня:
- субъектов РФ;
- федеральный;
- местные;
- предприятия нанимателей;
- негосударственные пенсионные фонды.
Развитие отечественной системы пенсионного обеспечения
Современная российская пенсионная система берет начало в 1990 году, когда был принят закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации», заложивший основы системы обязательного пенсионного страхования. «Закон установил минимальный и максимальный размер страховой пенсии, предусмотрел систему увеличения пенсионных выплат с учетом роста цен и оплаты труда занятого населения».1
Позднее закон «О государственных пенсиях в Российской Федерации» заменил закон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», который, в свою очередь, заменил вступивший в силу с 2015 года закон «О страховых пенсиях».
В 1991 году процесс финансирования и выплаты пенсий в Российской Федерации выведен в самостоятельный бюджетный механизм, который формируется за счет поступления обязательных страховых взносов, распорядителем которых выступает Пенсионный фонд России. Однако принцип назначения пенсий оставался уравнительно-распределительным, как во времена СССР. Размер пенсии не зависел от величины заработной платы.
Пенсионный фонд Российской Федерации как самостоятельный внебюджетный фонд образован 2 декабря 1990 года постановлением Верховного Совета РСФСР № 442–1 «Об организации Пенсионного фонда РСФСР» для государственного управления финансами пенсионного обеспечения России. Его создание позволило внедрить принципиально новый механизм выплаты пенсий на основе страховых выплат.
В 1997 году вступил в силу Федеральный закон «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного пенсионного страхования». По этому закону суммы страховых взносов на индивидуальном лицевом счете каждого застрахованного позволяют рассчитать и начислить пенсию каждому работающему с учетом его индивидуального заработка. Таким образом, размер пенсии стали определять страховой стаж и размеры платежей, которые осуществлял в интересах работника его работодатель, а не длительность общего трудового стажа, как раньше.
В декабре 2001 года был принят ряд законов, ставших основой пенсионной реформы 2002 года. Все страховые взносы работодателей были заменены в 2001 году на Единый социальный налог (ЕСН).
Отчисления в Пенсионный фонд РФ составили 20 % от заработной платы, которые распределялись следующим образом: 6 % – базовая часть, 10 % – страховая часть и 4 % – накопительная часть пенсии. «Правительство мотивировало принятие подобных мер необходимостью снижения налоговой нагрузки на работодателя, повышения собираемости налогов, «вывода экономики из тени» и др.».2
Федеральный закон от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» определил новый статус Пенсионного фонда Российской Федерации, как страховщика и государственного учреждения, урегулировал порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, права и обязанности субъектов правоотношений по обязательному пенсионному страхованию. Федеральный закон от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» расширил функции ПФР и установил новый принцип формирования трудовой пенсии – из трех частей: базовой, страховой и накопительной, фактически устранив дифференциацию выплат в зависимости от трудового вклада гражданина.
Однако сокращение доли работающего населения и высокая доля теневого сектора в экономике способствовали снижению пенсионных поступлений. «В результате, несмотря на дотации из бюджета и замену пенсионных отчислений на единый социальный налог (ЕСН), размер пенсий был ниже прожиточного уровня, а сами пенсии выплачивались с задержками. Сложившаяся ситуация с недостатком средств в государственной системе пенсионного обеспечения вызвала необходимость реформирования пенсионного обеспечения на страховых принципах и дополнения государственного пенсионного обеспечения за счет средств работодателей и работников по примеру развитых европейских стран».3
Федеральный закон «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» установил правовые основы формирования и инвестирования средств пенсионных накоплений, предназначенных для финансирования накопительной части трудовой пенсии.
Участникам негосударственных или добровольных пенсионных программ предоставили льготы по налогу на доходы физических лиц.
Важной мерой, направленной на стимулирование активности граждан в области создания собственных пенсионных накоплений, стала программа государственного софинансирования формирования пенсионных накоплений. С 1 октября 2008 года по 31 декабря 2014 года каждый работающий россиянин, добровольно делающий взносы на накопительную часть будущей пенсии не менее тысячи рублей, получал равнозначный взнос из государственных средств на сумму до 12 тыс. рублей в год на протяжении десяти лет. При этом размер дополнительных взносов можно менять по своему усмотрению, а выплаты прекращать и возобновлять в любой момент. По данным ПФР, участниками программы софинансирования стало около 0,5 млн человек, взносы участников превысили 7 млрд рублей, средний размер ежегодного взноса составил 7,6 тыс. рублей.
В 2010 году Единый социальный налог был отменен и вместо него были установлены страховые взносы во внебюджетные фонды. Базовую и страховую части объединили, схема распределения взносов изменилась: 14 % от заработной платы стали направлять на страховую часть и 6 % – на накопительную часть пенсии.
Очередной этап реформирования пенсионной системы Российской Федерации был проведен в 2013–2015 годах. Была ведена новая формула расчета размера трудовой пенсии по старости на основе пенсионных баллов, учитывающая стаж, размер заработка и возраст выхода на пенсию. Гражданам 1967 года рождения и младше предоставили право выбора: формировать им накопительную часть или направлять страховые взносы на пенсионное обеспечение – полностью на страховую часть трудовой пенсии.
С 2014 по 2019 годы законодательно введен мораторий на формирование накопительной части пенсии – страховые взносы на финансирование накопительной части трудовой пенсии по решению государства направляются только на формирование страховой части пенсии. Официальной причиной моратория было заявлено создание системы гарантирования пенсионных накоплений и предстоящее акционирование НПФ, пока НПФ и управляющие компании не смогут подтвердить свое соответствие новым требованиям.
Фактически заморозка средств пенсионных накоплений нарушила положение Федерального закона «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации», по которому средства пенсионных накоплений не подлежат изъятию в бюджеты любых уровней. Фактически же эти средства были израсходованы государством, а распоряжение владельцев пенсионных накоплений передать их УК и НПФ для инвестирования было проигнорировано под формальным предлогом.
Центральный банк и Министерство финансов РФ предлагают вывести накопительные взносы из системы обязательного пенсионного страхования и использовать все 20 % тарифа пенсионных взносов для формирования страховой части пенсии. Накопительную часть трудовой пенсии предлагается полностью формировать из собственных средств работников по их желанию.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Каждый НПФ помимо обязательного страхования предлагает программы НПО. Причем принимать участие в такой программе можно также по различным схемам, утверждаемым внутренними правилами фонда. В каждом из них перечень различен. ГАЗФОНД, например, предлагает 7 возможных схем участия, в НПФ «Транснефть» таковых схем уже 10.
В каждом случае они подлежат индивидуальному изучению в зависимости от конкретной ситуации, целях вкладчиков и участников.
Различия этих схем заключается в следующих критериях:
- длительность осуществления пенсионных выплат;
- время наступления права участника на получение ежемесячного дохода в рамках НПО;
- уровень участия в программе работодателя и сотрудника;
- размеры взносов, длительность и периодичность их внесения.
Полный перечень программ и схем конкретного фонда должен быть приведен в его пенсионных правилах, утверждаемых Советом директоров. Любому гражданину должен быть предоставлен свободный доступ для ознакомления с ними.
В заключение отметим, что добровольное страхование в рамках НПО позволяет гражданам самостоятельно сформировать дополнительный источник дохода в пожилом возрасте. ДС служит не только увеличению будущего дохода пенсионера, но может рассматриваться как инвестиция или дополнительная гарантия работнику со стороны работодателя. При заключении договора необходимо ответственно выбрать схему формирования и выплаты НПО.
Разница между добровольным и обязательным
Основные различия двух этих видов страхования заложены в самом их наименовании. Обязательное подразумевает обязанность гражданина или его работодателя осуществлять взносы в ПФР на будущее государственное пособие пожилого гражданина. Решение о добровольном страховании принимается самим лицом или его работодателем, государство оставляет возможность использования данного инструмента на усмотрение самих этих лиц.
В рамках НПО лицо, вступающее в договорные отношения с фондом, имеет возможность по своему усмотрению определить:
- размер платежей;
- длительность их перечисления;
- периодичность внесения;
- схему формирования (правила наследования, период начала выплат и т.п.).
Правила НПО устанавливаются управляющими компаниями самостоятельно, но должны подчиняться Типовым страховым правилам, утвержденным Центробанком. Указанные правила НПФ регистрируются в Банке России, а при внесении в них изменений регистрации подлежат и они.
Роль государства в формировании НПО заключается в установлении общих законодательных норм и регулировании деятельности НПФ. Непосредственного участия в формировании негосударственных пенсий власти не принимают, поскольку оно является лишь дополнительным к обязательному страхованию.
Дополнительные пенсионные взносы
В ст. 2 Закона N 56-ФЗ под застрахованным лицом понимается лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» в целях уплаты дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Планируется, что к 2013 г. численность добровольных плательщиков по Закону N 56-ФЗ достигнет 7,28 млн человек.
В соответствии с п. 2 ст. 22 Закона N 167-ФЗ у лиц 1966 года рождения и старше вся сумма страховых платежей идет на финансирование страховой части трудовой пенсии. Только те лица, которые родились в 1967 г. и позднее, формируют накопительную часть будущей пенсии. Поскольку в Законе N 56-ФЗ не установлены специальные ограничения, уплачивать такие взносы, по мнению автора, могут и те, и другие категории граждан.
Уплата дополнительных пенсионных взносов будет осуществляться самим застрахованным лицом через кредитную организацию или через работодателя. Также сам работодатель вправе принять решение об уплате взносов в пользу застрахованных лиц. В соответствии с п. 1 ст. 8 Закона N 56-ФЗ указанное решение оформляется отдельным приказом или путем включения соответствующих положений в коллективный либо трудовой договор.
Здесь следует обратить внимание на то, что термин «работодатель» используется в Законе N 56-ФЗ в более широком значении, чем в трудовом законодательстве, а именно как лицо, являющееся для указанного застрахованного лица страхователем по обязательному пенсионному страхованию в соответствии с п. 1 ст. 6 Закона N 167-ФЗ. Напомним, что согласно ст. 20 ТК РФ работодателем является физическое либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником. В случаях, предусмотренных федеральными законами, в качестве работодателя может выступать иной субъект, наделенный правом заключать трудовые договоры. В частности, к страхователям по обязательному пенсионному страхованию отнесены:
- лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации, индивидуальные предприниматели, физические лица;
- индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Вопросы документального оформления
Для уплаты дополнительных пенсионных взносов застрахованному лицу необходимо подать заявление в территориальный орган ПФР лично по месту его жительства или через своего работодателя (п. 1 ст. 3, п. 1 ст. 4 Закона N 56-ФЗ).
Заявление также может быть подано иным способом, при этом установление личности и проверка подлинности подписи гражданина осуществляются в порядке, определенном пп. 1 — 3 п. 4 ст. 32 Федерального закона от 24.07.2002 N 111-ФЗ «Об инвестировании средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии в Российской Федерации» (с изм. и доп. от 30.04.2008), в частности:
- нотариусом или в порядке, установленном п. 3 ст. 185 ГК РФ;
- должностными лицами консульских учреждений Российской Федерации в случаях, если застрахованное лицо находится за пределами Российской Федерации;
- органом (организацией), с которым у ПФР заключено соглашение о взаимном удостоверении подписей.
Что такое добровольное пенсионное страхование — понятие, функции и цели
Работа по охране труда должна носить системный характер. В разделе X гл. 33 ст. 209 Трудового кодекса Российской Федерации дано следующее определение понятия «охрана труда».
Охрана труда — система сохранения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности, включающая в себя:
· правовые,
· социально-экономические,
· организационно-технические,
· санитарно-гигиенические,
· лечебно-профилактические,
· реабилитационные и иные мероприятия.
Обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда возлагаются на работодателя. РАБОТОДАТЕЛЬ обязан обеспечить (ст. 212 ТК РФ):
- безопасность работников при эксплуатации зданий, сооружений, оборудования, осуществлении технологических процессов, а также применяемых в производстве инструментов, сырья и материалов;
- создание и функционирование системы управления охраной труда;
- применение прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- соответствующие требованиям охраны труда условия труда на каждом рабочем месте;
- режимы труда и отдыха работников, в соответствии с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права;
- приобретение и выдачу за счет собственных средств специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств, прошедших обязательную сертификацию или декларирование соответствия в установленном законодательством Российской Федерации о техническом регулировании порядке, в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением;
- обучение безопасным методам и приемам выполнения работ и оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, проведение инструктажа по охране труда, стажировку и проверки знания требований охраны труда;
- недопущение к работе лиц, не прошедших в установленном порядке обучение и инструктаж: по охране труда, стажировку и проверку знаний требований охраны труда;
- организацию контроля за состоянием условий труда на рабочих местах, а также за правильностью применения работниками средств индивидуальной и коллективной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда в соответствии с законодательством о специальной оценке условий труда;
- в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, организовывать проведение за счет собственных средств обязательных предварительных (при поступлении на работу) и периодических (в течение трудовой деятельности) медицинских осмотров, других обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников, внеочередных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований работников по их просьбам в соответствии с медицинскими рекомендациями с сохранением за ними места работы (должности) и среднего заработка на время прохождения указанных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований;
- недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, обязательных психиатрических освидетельствований, а также в случае медицинских противопоказаний;
- информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья, предоставляемых им гарантиях, полагающихся им компенсациях и средствах индивидуальной защиты;
- предоставление информации и документов (для осуществления ими своих полномочий):
- федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда,
- федеральному органу исполнительной власти, уполномоченному на проведение государственного контроля и надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, другим федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим государственный контроль (надзор) в установленной сфере деятельности,
- органам исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда,
Реформы пенсионного обеспечения в РФ, проводимые с 2002 года, преследуют цель сбалансировать пенсионную систему и улучшить материальное состояние пенсионеров.
- обязательное – страховщик Пенсионный фонд РФ;
- добровольное – страховщиками выступают негосударственные пенсионные фонды и страховые компании.
Программы добровольного страхования пенсий позволяют обеспечить дополнительный источник благосостояния, размер которого пропорционален возможностям и желанию застрахованных лиц.
Как увеличить будущую пенсию посредством добровольного пенсионного страхования
Это, по сути, накопительный полис страхования жизни на долгий срок. Купив его, не станешь богатым на старости лет, но и резко урезать расходы при выходе на пенсию не потребуется. При заключении договора на счет нужно внести первоначальный взнос, а затем пополнять его с оговоренной периодичностью. СК будет вкладывать накопления в ценные бумаги с пониженным риском, чтобы получить доход, с которого впоследствии будет выплачиваться пенсия.
Как у любого полиса, у пенсионного есть страховая защита — например, выплаты, если страхователь не дожил до окончания накопительного периода, или ему диагностировали критическое заболевание, или с ним произошел несчастный случай — это самое главное преимущество страховок от пенсионных продуктов НПФ. «Если со страхователем что-то произошло и он не может платить дальше, страховая компания начинает производить регулярные взносы за него», — объясняет генеральный директор СК «Росгосстрах Жизнь» Алексей Руденко. Существуют дополнительные программы накопительного пенсионного страхования, при которых человек, получив I или II группу инвалидности, освобождается от взносов и получает свои накопления к определенному в договоре сроку. «Страховщики жизни могут наполнить договор пенсионного страхования защитой по дополнительным рискам — то, чего нет у НПФ, — отмечает генеральный директор «Капитал Лайф Страхование жизни» Евгений Гуревич. — Кроме того, в полисах есть дополнительные медицинские сервисы, дополнительные защиты на период действия договора, например удвоенные или утроенные суммы выплат при смерти в ДТП, а не просто возврат взносов».
Преимущества страховок:
- возможность выбирать срок накоплений, размер и частоту взносов: раз в месяц, раз в квартал или раз в год;
- право выбрать график выплат: одномоментно или равными долями в течение нескольких лет;
- освобождение от уплаты взносов при непредвиденной травме или болезни, притом что договор продолжает действовать;
- право на налоговый вычет в размере 13% от суммы до 120 тыс. рублей, то есть можно снизить сумму налога на 15,6 тыс. рублей в год;
- наследуемая пенсия: если застрахованный ушел из жизни до того, как получил все выплаты, деньги не сгорают, а выплачиваются наследнику;
- возможность получать пенсию вне зависимости от стажа, тогда как государственная пенсия начисляется только официально отработавшим минимум десять лет (а в 2024 году требуемый стаж увеличится уже до 15 лет);
- возможность оформления налогового вычета;
- разветвленная агентская сеть СК, что упрощает оформление полиса.
Продукт НПФ в целом похож на полис добровольного пенсионного страхования, только без страховой составляющей. Клиент заключает договор, вносит первоначальный взнос, который может быть как крупным, так и минимальным — 1 тыс. рублей. А затем пополняет счет регулярными взносами, периодичность которых прописывается в договоре. Деньги накапливаются и инвестируются. Так же, как и в случае со страховкой, с суммы взносов в НПФ можно оформить налоговый вычет — все те же 13% от 120 тыс. рублей.
К плюсам можно отнести возможность начать получать негосударственную пенсию по «старому» пенсионному возрасту — 55 лет для женщины и 60 лет для мужчины. НПФ может назначить ее и досрочно — например, если установлена инвалидность или при потере кормильца.
Период выплат может быть срочным, а может бессрочным, пока на счете не закончатся накопленные деньги. Если человек не дожил до наступления пенсионного возраста, накопления наследует правопреемник.
Преимущества пенсионного плана НПФ:
- возможность самостоятельно определить размер накоплений, периодичность и сумму регулярных взносов;
- возможность оформления налогового вычета;
- право начать получать пенсию раньше государственной;
- индивидуальный пенсионный счет нельзя арестовать, а деньги нельзя взыскать или поделить при разводе;
- накопления передаются по наследству.
Раз уж плюсы у пенсионных продуктов примерно одинаковые, самый главный аргумент при выборе — какой из инструментов получит большую доходность. Чем она выше, тем больше фонд добавит к взносам клиента и тем крупнее будет размер его пенсии.
Алексей Руденко указывает, что доходность у полисов добровольного пенсионного страхования, скорее всего, окажется ниже, чем у продуктов НПФ. «У страховщиков жизни доходность — это всегда депозит плюс 1,5—2 процентных пункта, у НПФ доходность в определенные годы выше, но они гораздо волатильнее, чем СК, поэтому она может быть от минус 20% до плюс 20%», — поясняет он.
В отличие от страховщиков, НПФ имеют право инвестировать не только в высоконадежные государственные ценные бумаги, а также в облигации российских эмитентов, ипотечные ценные бумаги, депозиты в валюте и рублях, но и до 10% суммы вкладывать в более доходные, но рисковые активы, например акции.
Нынешний год оказался не самым прибыльным — средняя доходность по итогам девяти месяцев, по данным ЦБ, составила 4,8%, а инфляция за этот период была 2,9%. Причина в том, что НПФ все чаще вкладывают привлеченные деньги в консервативные инструменты.
К минусам добровольных пенсионных продуктов можно отнести, помимо весьма скромной доходности, и комиссии. Поскольку сами НПФ не управляют привлеченными деньгам, а делают это управляющее компании, то клиенту приходится платить две комиссии: управляющей компании за инвестирование средств в ценные бумаги и фонду за управление индивидуальным пенсионным счетом. Они могут уменьшить и без того невысокую доходность еще на пару процентных пунктов. Такие же комиссии и у СК.
Еще один минус — необходимость соблюдать размер и регулярность взносов. Если клиент пропускает взносы, то и НПФ, и СК может расторгнуть договор досрочно, вернув застрахованному только часть внесенных денег — так называемую выкупную сумму.
Минусом можно считать и отсутствие государственных гарантий. Если госпенсия застрахована в Агентстве по страхованию вкладов (АСВ), то негосударственная — нет. У СК в накопительных продуктах страхования жизни (в них входит и пенсионное страхование) есть встроенные гарантии возврата первоначальной суммы вложения. Определенные гарантии есть и у НПФ. «Если фонд получит убыток за год, то он покроет его на счетах клиентов из специально создаваемого страхового резерва, из которого в том числе платятся пенсии по НПО и покрывается убыток на счетах, — рассказывает глава центра анализа НПФ «Сафмар» Евгений Биезбардис. — А если резервов не хватит, то за счет собственных средств. Таким образом, в минус по добровольным накоплениям клиент не уйдет и первоначальный капитал не потеряет». Но в любом случае эти гарантии действуют только на уровне самих компаний, а не на уровне всей системы.
Государственные гарантии могут появиться в будущем: в ноябре Банк России разработал концепцию законопроекта, которая обязывает НПФ войти в систему гарантирования прав участников по добровольным пенсионным программам до 2027 года. То есть продукты НПФ могут получить такие же гарантии, как банковские депозиты: если фонд лишается лицензии, гарантированные 1,4 млн рублей выплачивает АСВ.
Введение аналогичных гарантий в 1,4 млн рублей обсуждают и для рынка страхования жизни — регулятор разработал предложения по совершенствованию законодательства. Но пока это только инициативы, подробнее о которых мы расскажем на следующей неделе. И конечно, участие в такой системе означает для НПФ и СК дополнительные взносы, что приведет к снижению и без того не поражающей воображение доходности вложений.
Минусы негосударственных пенсий:
- отсутствие госгарантий возврата денег;
- штрафы за просрочку платежа или расторжение договора;
- небольшая доходность;
- комиссии за обслуживание счетов.
В соответствии с законодательством РФ все трудоустроенные граждане включены в систему обязательного пенсионного страхования. Взносы в ПФР за них платит работодатель, исключение – индивидуальные предприниматели и некоторые другие категории (нотариусы и адвокаты), которые уплачивают взносы «за себя» самостоятельно.
Но еще по собственному желанию каждый может подключиться к программе добровольного пенсионного обеспечения. То есть, человек будет перечислять определенную сумму на будущую страховую пенсию.
Стоит отметить, что человек может отчислять взносы или на накопительную часть пенсии или на страховую. И в данном случае мы говорим о страховой пенсии.
Как мы отметили выше, подключиться к такой программе может любой человек, однако есть одно условие. Перечислять добровольные взносы на страховую часть пенсии имеют право только такие категории людей:
- индивидуальные предприниматели, нотариусы, адвокаты и другие, которые самостоятельно уплачивают фиксированные взносы «за себя»;
- россияне, работающие или проживающие за границей, но которые планируют получать пенсию в нашей стране;
- самозанятые;
- адвокаты, получающие военную пенсию за выслугу лет или по инвалидности.
Если человек не относится ни к одной из вышеперечисленных категорий людей, то он имеет право перечислять дополнительные взносы только на накопительную часть пенсии.
Причем добровольные взносы можно платить не только за себя, но и за другого человека, если за него никто не производит отчислений в ПФР. Например, за безработного родственника или просто постороннего человека.
Производя добровольные отчисления в Пенсионный фонд, человек «покупает» себе пенсионные баллы и стаж. Стаж рассчитывается по тому периоду, в котором действовал договор добровольного пенсионного обеспечения. Если человек заключил договор с 1 января и не расторг его до 31 декабря, то засчитывается год. А при условии, например, что 16 апреля было подано заявление о прекращении добровольного пенсионного обеспечения, то в стаж засчитается 3 месяца и 15 дней.
Количество пенсионных баллов рассчитывается по следующей формуле.
Добровольное пенсионное страхование представляет собой систему накоплений финансовых средств для формирования дополнительной пенсии, управляемую негосударственными экономическими организациями.
ДПС базируется на таких же принципах, что и обязательное страхование. Но для осуществления ДПС необходимо волеизъявление сторон. Главным документом здесь является договор, согласно которому начисление страховых взносов регулирует не государство, а сам гражданин, заинтересованный в получении дополнительной пенсии.
Важно! Добровольное страхование является дополнительной базой, примыкающей к обязательному страхованию. Взаимозаменять одно другим нельзя!
Накоплением средств будущих пенсионеров занимаются негосударственные финансовые и страховые компании.
Накопление пенсионных средств осуществляется за счёт взносов, которые застрахованное лицо вносит по заключённому договору. На основании выплаченных за обозначенный в договоре период взносов формируется сумма, выплачиваемая по достижении пенсионного возраста. Её называют дополнительной пенсией.
Страховщики следят за своевременным исполнением обязательств по выплатам взносов второй стороны.
Внимание! За невыполнение условий договора ДПС предусмотрена гражданско-правовая ответственность для обеих сторон. При наступлении страхового события, обозначенного в договоре, страховщик обязан начать выплату дополнительной пенсии.
Страховщиками по ДПС выступают:
- негосударственные пенсионные фонды (НПФ);
- страховые компании.
В роли НПФ выступают некоммерческие организации, которые управляют добровольным страхованием и обеспечением участников фонда (ФЗ — №75 ст. 2).
Застрахованным признаётся любое физлицо, в пользу которого был заключён пенсионный договор.
Участником НПФ вправе стать любое физлицо, независимо от гражданства. Вкладчиком, или страхователем, считается лицо, которое отчисляет страховые платежи в пользу частника. Вкладчиками могут стать:
- гражданин России или иностранного государства;
- иностранное юрлицо, зарегистрированное в РФ;
- органы исполнительной власти.
Обратите внимание! Участником и пенсионером можно стать в нескольких фондовых организациях. Однако это правило на вкладчиков не распространяется.
Существует ряд отличий системы ДПС от обязательного страхования:
- ДПС гарантируется договором, а ОПС – государством.
- Добровольное страхование требует волеизъявления сторон, ОПС – осуществляется в обязательном порядке.
- ДПС позволяет страхователю выбирать тарифы и регламент выплаты взносов; тарифы и налоговая база по обязательному страхованию определяется действующим законодательством.
- Страхователь по договору ДПС самостоятельно выбирает компанию, которая будет накапливать и преумножать вложенные им средства; отчисления по ОПС направляются в ряд определённых внебюджетных фондов.
- Бюджет НПФ формируется за счёт доходов от инвестиционной деятельности и вкладов, бюджет госфондов обязательного страхования формируется за счёт взносов работодателей и предпринимателей.
- В ДПС более важным понятием считается схема страхования, а в ОПС ключевыми показателями выступают установленный государством тариф и процентная ставка для базы налогообложения.
ДПС служит дополнением к ОПС, поэтому выплаты по страховому договору называются дополнительной пенсией.
Программы ДПС разрабатываются негосударственным пенсионным фондом и страховыми компаниями для привлечения инвестиционного капитала вкладчиков. Существуют индивидуальные и корпоративные программы. Корпоративные программы функционируют на базе следующей организационной схемы:
- Вкладчик.
- Страховщик (компания, фонд).
- Участник, пенсионер.
Схемы пенсионных страховых программ бывают двух вариантов:
- с договорными страховыми взносами;
- с фиксированными выплатами.
Существует 4 разновидности базовых схем ДПС:
- пожизненная;
- с договорными взносами;
- срочная;
- с договорными выплатами.
НПФ вправе предложить вкладчику разные варианты расчётов размера пенсии:
- в зависимости от разряда трудящегося;
- по сумме пенсионных накоплений;
- согласно пропорциональному внесению взносов.
Итак, добровольное пенсионное страхование – это:
- дополнительные пенсионные средства;
- обеспеченная старость;
- достойный уровень жизни;
- гарантия получения денежных средств, независимо от политической и экономической стабильности в стране.
Что такое дополнительное пенсионное обеспечение?
Чтобы не испытывать шок при переходе от 80 тыс. зарплаты к 20 тыс. пенсии, нужно к старости найти себе дополнительный источник денег.
Выход очевиден :
Конечно, придется вкладывать свои собственные деньги. Это главное. Как копить? Вариантов очень много:
- В конце концов, самый простой — откладывать деньги (стабильную валюту, доллары, евро, швейцарские франки) в банку (не путать стеклянную банку с банком 😂).
- Депозиты в банке сейчас не очень выгодны, но это все же какой-то вариант.
- Если вы накопили достаточно денег, можете купить себе недвижимость и сдавать ее в аренду.
- Инвестируйте в ценные бумаги, если разбираетесь в этом.
Кто может участвовать в программе дополнительного пенсионного обеспечения?
Получать пенсию по данной программе могут следующие граждане:
- Герои СССР и РФ, Социалистического Труда, Герои труда РФ;
- с наградами за особые заслуги и достижения перед государством;
- с орденами Святого апостола Андрея Первозванного, Ленина, «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР»;
- с орденом «За заслуги перед отечеством» I, II, III, IV степени;
- с орденом Славы I, II, III степени;
- с орденом Трудовой Славы;
- лауреаты Ленинской премии, государственных премий СССР и РСФСР;
- победители Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских игр;
- долго проработавшие в некоторых сферах экономики:
- специалисты ядерного оружейного комплекса;
- члены летных экипажей воздушных судов гражданской авиации;
- работники угольной промышленности;
- с выдающимися заслугами и достижениями:
- перед народом и государством в области общественной, хозяйственной и государственной деятельности;
- в сферах культуры, науки и техники;
- Президент РФ;
- уполномоченные Совета Федерации;
- федеральные министры;
- избранники Государственной Думы и т.д.;
- замещая гос. посты субъектов РФ:
- высшие должностные лица субъектов РФ;
- участники высшего исполнительного органа субЪекта РФ;
- представители законодательного органа регионов РФ и другие;
- замещая муниципальные посты:
- главы МО;
- депутаты представительных органов;
К видам доп. пенсионного обеспечения относятся:
- добавочное мат. обеспечение;
- ежемесячные дополнительные выплаты к пенсиям;
- пенсии регионального уровня;
- муниципальные, корпоративные пенсии, негосударственные;
- неотложные пенсионные выплаты (иной вид выплат, подходивший под области ФЗ «О порядке финансирования выплат за средства пенсионных накоплений).
Похожие записи: