Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «МЕРОПРИЯТИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ВОССТАНОВЛЕНИЕ ПЛАТЕЖЕСПОСОБНОСТИ ОРГАНИЗАЦИЙ». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Наблюдения вводиться по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя. При возбуждении деле о банкротстве на основании заявления должника наблюдение вводится с даты принятия арбитражным судом заявления должника к производству. Наблюдение должно быть завершено с учетом срока рассмотрения дела о банкротстве, который не должен превышать 7месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд.
Способы предотвращения несостоятельности
Рассмотрим основные методы предупреждения банкротства:
- Контроль над долгами перед кредиторами. Компания не должна допускать накопления задолженностей. Большое количество долгов – высокие риски банкротства. Следует погашать краткосрочные долги. Нужно соблюдать сроки расчетов. Для контроля над сроками имеет смысл автоматизировать контроль над задолженностями. Для этого создаются специальные таблицы.
- Контроль над задолженностями дебиторов. Практически у каждой компании есть дебиторы. Возврат их задолженностей является одним из источников финансирования деятельности фирмы. Имеет смысл заняться организацией работы с дебиторами. Она включает в себя составление перечня долгов, рассылку уведомлений дебиторам, подачу исков в суд о взыскании задолженностей.
- Оптимизация деятельности фирмы. Требуется провести анализ вертикальных и горизонтальных управленческих связей. Проводится реорганизация дочерних организаций, между ними распределяются деньги и рабочие функции.
- Анализ ликвидности собственности фирмы. После анализа осуществляется продажа активов. Полученные средства можно направить на покрытие имеющихся задолженностей.
- Поиск кредиторов. Кредиторы могут быть государственными или частными. Полученные от них деньги позволят покрыть имеющиеся задолженности и вложить деньги в бизнес.
- Взыскание задолженностей с покупателей. Компания может отгружать продукцию в кредит. В этом случае нужно организовать работу с покупателями. Проводится взыскание долгов.
- Увеличение размера уставного капитала. Позволяет фирме получить взносы в денежной форме.
- Эмиссия акций фирмы. Позволяет привлечь дополнительные деньги в форме вступительных взносов от новых участников.
- Поиск частных инвесторов. Имеет смысл искать инвесторов, интересующихся отраслью, в которой работает фирма.
Из перечисленных мер можно сделать вывод о том, что главная цель всех мер по предотвращению банкротства – привлечение новых средств. Привлекаться они могут самыми разными способами: обращение к новым инвесторам, работа с дебиторами, выпуск акций. Имеет смысл также оптимизировать имеющиеся задолженности.
Какие правовые меры применяются при больших и небольших трудностях
Меры, применяемые при небольших трудностях в фирме:
- Восстановление экономической стабильности. Для этого меняется состав пассивов и активов компании. С помощью реализации имущества будет погашена образовавшаяся задолженность. Так, собственник имущества может сдать в аренду недвижимость, реализовать собственность, а полученные средства пустить на выплату задолженности.
- Реструктуризация долга. Должник может получить отсрочку от исполнения требований кредиторов, проведение процедуры перекредитования, переоформление задолженности на иное лицо, полное исключение долгов и пр.
- Проведение санации. Это финансовая помощь, которая направлена на восстановление платежеспособности. В поддержку входит оплата труда рабочим, выплата пособий и т.д.
- Прогнозирование банкротства в период стабильного производства компании. Эта мера позволяет выявить показатель финансовой несостоятельности и устранить угрозу разорения на этапе зарождения.
Рассмотрим, какие правовые меры используются при больших трудностях:
- Преобразование. Под данной мерой подразумевается замена правовой политики организации. Возможно создание общества акционеров.
- Выделение. Создается новая компания за счет собственности текущего предприятия. В зависимости от определения имущества фирмы будут распределены права и обязанности.
- Присоединение. Присоединяемая организация прекратит свою трудовую деятельность. Обязательства и финансы будут возложены на то юридическое лицо, которое было присоединено.
- Слияние. Должник утратит статус юридического лица, а вместо него будет создан иной субъект. Все средства будут объединены, что позволит увеличить платежеспособность.
Важной процедурой при профилактике несостоятельности является выявление ее причин. В соответствии с законодательством России, каждое юр. лицо, являющееся самостоятельным субъектом, должно своевременно принять необходимые меры по исключению несостоятельности. Существует система методов по профилактике возникновения неплатежеспособности предприятия.
Системой предупреждения несостоятельности компании является обобщение органов гос. управления и предприятий, которые совместно вычисляют необходимые способы по предотвращению банкротства и оценивают вероятность компании стать неплатежеспособной. Самым эффективным способом предотвращение несостоятельности является своевременное прогнозирование и вычисление провоцирующих ее факторов. Это предоставляет возможность в срок принять меры по исключению данных факторов.
Для каждой организации выбираются свои методы прогнозирования. Рассмотрим основные из них.
Дополнительные сведения
Перед осуществлением всех необходимых мероприятий по предотвращению банкротства предприятия необходимо выявить причины, из-за которых проявились симптомы возникновения неплатежеспособности. Именно в зависимости от них определяется порядок принимаемых мер. Необходимо найти фактор, влияющий на снижение финансового положения компании, и только потом осуществлять действия непосредственно в этом направлении.
К примеру, фактор, негативно влияющий на платежеспособность фирмы — многочисленные задолженности клиентов перед предприятием. Реализация продукции либо оказание услуг производится в кредит, а средства за них своевременно не поступают. Вследствие этого у предприятия снижается число собственных средств, и соответственно у нее начинает отсутствовать возможность оплачивать свои обязательства. В данной ситуации целесообразно будет провести следующие мероприятия:
- приостановка сбыта продукции и оказания услуг в кредит;
- использование системы, которая автоматизирует работу с дебиторами;
- формирование взаимодействий с должниками (отправление оповещений, звонки и т.д.).
Нет какой-то единой схемы по предотвращению отсутствия возможности оплаты по финансовым обязательствам предприятия. В каждом конкретном случае, методы предупреждения банкротства выявляются, исходя из индивидуальных особенностей фирмы.
Методы диагностики финансового состояния и оценки перспектив развития неплатежеспособных предприятий. Модель Альтмана
Диагностика банкротства — это система целевого финансового анализа, направленного на выявление параметров кризисного развития предприятия.
В зависимости от целей и методов осуществления диагностики банкротства предприятия различают:
- экспресс-диагностику банкротства;
- фундаментальную диагностику.
Экспресс-диагностика банкротства осуществляется регулярно на основе данных финансового учета. Основная цель экспресс-диагностики банкротства — раннее обнаружение кризисных явлений в развитии предприятия и предварительная оценка их масштабов.
Экспресс-диагностика банкротства включает следующие этапы:
1. Определение объектов «кризисного поля», создающих угрозу банкротства, и их оценка. Ими могут быть:
- чистый денежный поток предприятия (отрицательное значение в течение длительного времени);
- рыночная стоимость активов (чистая отрицательная стоимость);
- структура капитала (высокий финансовый рычаг);
- состав финансовых обязательств по срочности погашения (сумма обязательств по срокам, сумма товарного кредита);
- состав активов (отсутствие ликвидных активов, низкие значения коэффициентов платежеспособности);
- состав текущих затрат (общая сумма, операционный рычаг, высокая доля постоянных расходов);
- уровень концентрации финансовых операций в зоне повышенного риска (коэффициенты вложения капитала в зоне критического и катастрофического рисков).
2. Оценка масштабов кризисного состояния предприятия. Исходя из результатов анализа первого этапа кризисное финансовое состояние организации может быть оценено как:
- мягкий финансовый кризис;
- глубокий финансовый кризис;
- финансовая катастрофа.
Система экспресс-диагностики банкротства позволяет обнаружить ранние признаки кризисного состояния предприятия и принять оперативные меры по их нейтрализации.
Экспресс-диагностика включает:
- анализ имущественного положения компании;
- анализ финансовых коэффициентов;
- интегральный анализ, основанный на модели Дюпона (разд. I, гл. 2).
Экспресс-диагностика подразумевает оценку экономического потенциала и результатов финансово-хозяйственной деятельности компании (табл. 11.1).
Таблица 11.1
Направление анализа | Показатель |
---|---|
1. Оценка экономического потенциала субъекта хозяйствования | |
1.1. Оценка имущественного положения | Общая сумма хозяйственных средств, находящихся в распоряжении предприятия и их структура Коэффициент износа основных средств Возрастная, технологическая, производственная структура основных средств |
1.2. Оценка финансового положения | Величина собственных средств и их доля в общей сумме источников Коэффициент покрытия (общий) Доля собственных оборотных средств в общей их сумме Доля долгосрочных заемных средств в общей сумме источников Коэффициент покрытия запасов |
1.3. Наличие «больных» статей в отчетности | Убытки Ссуды и займы, не погашенные в срок Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность Выданные (полученные) просроченные векселя |
2. Оценка результатов финансово-хозяйственной деятельности | |
2.1. Оценка прибыльности | Прибыль от продаж Прибыль до налогообложения Рентабельность активов Рентабельность продаж |
2.2. Оценка деловой активности | Сравнительные темпы роста выручки, прибыли и авансированного капитала Оборачиваемость активов Продолжительность операционного и финансового цикла Коэффициент оборачиваемости дебиторской задолженности |
2.3. Оценка эффективности использования экономического потенциала | Рентабельность авансированного капитала Рентабельность собственного капитала |
Глава 1. Предупреждение банкротства
Чтобы не допустить банкротства действующего Федерального закона от 8 января 1998 года «О несостоятельности (банкротстве)» посвящает главу II, которая, однако, включает только две статьи. Было установлено, что перед применением соответствующих процедур банкротства в отношении несостоятельного должника должны применяться меры, направленные на финансовое оздоровление должника. Таким образом, очевидно, что такие меры существуют до представления в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом.
Закон устанавливает обязанность участников юридического лица, собственников имущества унитарного предприятия, а также органов исполнительной власти Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований принимать своевременные меры по предупреждению банкротства организаций. Такие меры могут быть осуществлены как третьими лицами, так и кредиторами должника, инициатива по реабилитации может исходить от любого лица по соглашению с должником, но в помощи, будь то финансовая или иная, будет иметь место лишь с согласия должника. Следует отметить, что законом не предусмотрен какой-либо перечень конкретных мер, за исключением досудебной санации. На мой взгляд, к таким мерам относятся залог, в некоторых случаях, поручительство, налоговый кредит и другие. В частности, возможность предоставления отсрочки по уплате налогов при наличии задолженности в федеральный бюджет налогов и налоговых платежей, установленных Указом Президента РФ от 8 июля 1994 года «О порядке регулирования финансовой поддержки предприятий за счет средств федерального бюджета»[2] .
Федеральный закон «О несостоятельности (банкротстве) кредитных организаций» различает три меры по предупреждению банкротства[3] : финансовое оздоровление кредитной организации, назначение временной администрации по управлению кредитной организацией, реорганизация кредитной организации.
В данном случае оснований для применения этих мер являются: нарушение «норматива достаточности капитала, установленного Банком России» или «текущей ликвидности кредитной организации в течение последнего месяца более чем на 10 процентов», и случаи, когда организация делает «абсолютное снижение собственных средств по сравнению с их (его) максимальной величиной, достигнутой за последние 12 месяцев, более чем на 20% при одновременном нарушении одного из обязательных нормативов, установленных Центральным банком»; «не удовлетворяет требования отдельных кредиторов по денежным обязательствам и (или) не исполняет обязанность по уплате обязательных платежей в сроки, превышающие три дня с момента их удовлетворения и (или) даты их исполнения, в связи с отсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондент-ских счетах кредитных организаций», а также неоднократно на протяжении последних шести месяцев – в течение трех дней после дня удовлетворения или исполнения. В то время как Центральный банк может потребовать кредитные учреждения в случае возникновения вышеуказанных оснований для осуществления мер по предупреждению банкротства.
В случае банкротства субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса предупреждение банкротства, а также обеспечение условий реализации процедур банкротства осуществляет государственный орган по банкротству и финансовому оздоровлению[4] вместе с управления топливно-энергетического комплекса[5] . Закон О несостоятельности (банкротстве) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса не свидетельствует о каких-либо конкретных мер, направленных на финансовое оздоровление должника. Кажется, что выбор для указанных в законе органов.
В рамках мер по предупреждению банкротства запрещает разглашение сведений о банкротстве должника до момента публикации решения арбитражного суда о признании должника банкротом. Очевидно, что нарушение этого принципа может существенно повлиять на судьбу должника: усугубить его положение в обществе, снизить эффективность мер по восстановлению его платежеспособности, приблизить или сделать неизбежное банкротство, и т. д.
Ст. 27 Закона о несостоятельности выделяет досудебную санацию, как одну из мер предотвращения банкротства. Это отражается в финансовой помощи, предоставляемой должнику собственником имущества или учредителя юридического лица должника, его кредиторами и иными лицами. Обязательным условием реабилитации является ее размер: это необходимо, чтобы она была достаточной для оплаты всех денежных обязательств должника, а также его задолженности по обязательным платежам в бюджет и внебюджетные фонды в целях полного восстановления платежеспособности должника. Предоставление такой финансовой помощи может осуществляться на условиях принятия на себя должником или третьим лицом обязательств в пользу лиц, оказывающих помощь. Досудебное взыскание из бюджетов разных уровней может осуществляться только при включении условий в соответствующем законе О бюджете. Решение о досудебной санации предприятий субъектов РФ и местных предприятий принимается органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в рамках их бюджетов[6] .
Следует отметить, что предыдущий Федеральный закон от 19 ноября 1992 г. «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» также используется термин «реорганизация или санация должника». Однако опознал его как одну из двух реорганизационных процедур, при наличии ходатайства о которых, а также оснований для их проведения арбитражный суд при рассмотрении дела вынес постановление о приостановлении производства по делу о банкротстве должника и, соответственно, реорганизации или внешнего управления имуществом должника. Основой реабилитации является наличие реальной возможности восстановить платежеспособность предприятия-должника путем оказания этому предприятию финансовой помощи собственником и иными лицами. Таким образом, получается, что реорганизация имела место только в процессе судебного разбирательства, тем более что закон О несостоятельности (банкротстве) предприятий, раскрывая последствия внесудебных процедур, упоминал лишь о добровольной ликвидации предприятия-должника и «договоренности между должником и кредиторами (всеми или частью) об отсрочке и (или) рассрочки причитающихся кредиторам платежей или скидки с долгов должника компании продолжать свою деятельность»[7] .
Новый закон вводит понятие досудебной санации, и говорит о ней как не о процедуре, а как мера предупреждения банкротства, принятых до обращения в суд.
Очевидно, что закон сделал огромный скачок, сделав Сана-ных мер до банкротства, и повышающий способность должника пережить кризисное состояние для него. Поэтому очень важно, чтобы меры по предупреждению банкротства была произведена своевременно и исполнительной власти; теперь это то, что выступает в качестве гарантии нормального функционирования юридических лиц: предприятий, организаций и т. д.
Мониторинг-это новая процедура, применяемая к должнику. Он не был известен предыдущим российскому законодательству. С момента подачи заявления о несостоятельности непосредственно перед рассмотрением дела о банкротстве арбитражный суд прошел определенный период времени, в течение которого должник продолжает распоряжаться своим имуществом. Очевидно, что злоупотребление с его стороны можно было тщательно и влиять на финансовое состояние кредиторов. И такие меры, как арест имущества должника, запрет на совершение определенных действий, операции и другие меры применяются только на этапе ликвидации должника. Это вполне объяснимо: в конце концов, применение таких мер после подачи заявки, кредитор делает невозможным для обеспечения интересов заявителя. Даже потенциально жизнеспособное предприятие, продолжает свою хозяйственную деятельность, например, из-за ареста своего имущества, пропустил последний и, пожалуй, единственная возможность восстановить свою платежеспособность, повысить ликвидность своих активов и, соответственно, в полном объеме удовлетворить требования кредиторов. Некоторые пробелы в законодательстве были устранены.
Предупреждение банкротства – это ряд мероприятий, направленных на улучшение характеристик и деятельности компании. Основная цель – предупредить и обнаружить угрозу банкротства. Во время процесса выявляются причины и факторы, которые пагубно влияют на организацию, принимаются меры по уменьшению или устранению угроз.
Для осуществления профилактических мероприятий применяются различные системы и методики, которые помогают вовремя выявить несостоятельность компании. Это дает возможность владельцам своевременно принять меры и избежать банкротства. Успешность зависит от качества и количества доступной информации, которую используют для анализа. При этом учитываются не только внутренние факторы, но и внешние.
Глава II. РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛ О БАНКРОТСТВЕ В СУДЕ 1. Условия и порядок подачи заявления о банкротстве должника
Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают должник, конкурсный кредитор и уполномоченные органы.
Прокурор утратил это право по Закону о банкротстве 2002 года. В то же время такое право Закон предоставляет уполномоченным органам — федеральным органам исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления, уполномоченным представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. Ранее уполномоченные органы имели право обратиться с заявлением о признании должника банкротом только в связи с неуплатой должником обязательных платежей.
Антикризисное управление, предупреждение банкротства, осуществляемое органами исполнительной власти, предприятием-должником, его учредителями, собственником унитарного предприятия, кредиторами в досудебном порядке, преследует одну цель: выявить возможность или невозможность восстановить платежеспособность организации, ее способность или неспособность осуществлять далее нормальную хозяйственную деятельность. Для этого вводится финансовое оздоровление.
В определенной степени финансовое оздоровление представляет собой санацию, которая предусматривалась Законом о банкротстве 1992 года. Однако главная цель санации — — восстановление платежеспособности должника, а не удовлетворение требований кредиторов. Сущность финансового оздоровления в погашении долгов, причем не только самим должником, но и лицами, предоставившими обеспечение, принявшими на себя обязательство по гарантии или поручительству.
Финансовое оздоровление возможно только при установлении новых сроков денежных выплат кредиторам должника и наличии тех или иных способов их обеспечения. Поэтому данная процедура — не что иное, как реструктуризация задолженности организации-должника .
Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. М.: Омега-Л, 2003. С. 152 — 153.
Процедура финансового оздоровления не является обязательной в деле о банкротстве. Все зависит от намерений и воли кредиторов, от того, согласятся они на реструктуризацию задолженности или нет. Право на принятие решения о введении финансового оздоровления Закон о банкротстве предоставляет собранию кредиторов.
В ходе наблюдения должник может обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Основанием для этого служит решение его учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника — унитарного предприятия. С таким ходатайством могут обратиться к первому собранию кредиторов и сами учредители (участники) или собственник должника.
Инициатор обращения с ходатайством о введении финансового оздоровления обязан представить ходатайство и прилагаемые к нему документы временному управляющему и в арбитражный суд не позднее чем за пятнадцать дней до проведения собрания кредиторов.
Как указал Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 15 декабря 2004 года N 29 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», установленный 15-дневный срок для представления ходатайства о введении финансового оздоровления первому собранию кредиторов не является пресекательным и его пропуск не служит препятствием для принятия первым собранием кредиторов решения о введении финансового оздоровления.
Решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника — унитарного предприятия.
Общее собрание учредителей (участников) должника, орган, уполномоченный собственником должника, вместе с принятием решения об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления вправе досрочно прекратить полномочия руководителя должника и избрать (назначить) нового.
Учредители (участники) должника, голосовавшие за введение финансового оздоровления, могут предоставить обеспечение исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности в установленном порядке и размере или организовать такое обеспечение.
Правом предоставления обеспечения наделяются только те учредители (участники) должника, которые на своем общем собрании проголосовали за принятие решения об обращении с ходатайством о введении финансового оздоровления. Установление такого правила объясняется тем, что обеспечение предоставляется, как правило, на возмездной основе. Следует иметь в виду также и то, что кредиторская задолженность должника погашается за счет обеспечения, что представляет собой ротацию долгов (переход права требования), и учредитель (участник) должника, предоставивший обеспечение, становится кредитором должника, поскольку в данном случае учредитель (участник) должника не вкладывает финансовые средства в уставный капитал — собственность должника, а становится участником, стороной гражданско-правовой сделки инвестиционного характера.
Закон о банкротстве не содержит норм, регулирующих порядок заключения и исполнения этой сделки. Представляется, что такая сделка должна оформляться как договор займа в соответствии с § 1 главы 42 Гражданского кодекса РФ.
Кроме того, учредители (участники) должника могут предоставить обеспечение не сами, а «организовать такое обеспечение». То есть обеспечение может быть предоставлено и третьими лицами.
Оформление взаимоотношений третьих лиц (третьего лица) с должником также осуществляется посредством договора займа.
В решении учредителей (участников) должника об обращении к первому собранию кредиторов о введении финансового оздоровления обязательно должны быть указаны сведения о предлагаемом обеспечении исполнения должником обязательств, о графике погашения задолженности, сроке финансового оздоровления и сроке удовлетворения требований кредиторов.
К решению об обращении с ходатайством к собранию кредиторов о введении финансового оздоровления прилагаются: план финансового оздоровления, график погашения задолженности, а также протокол или решение инициатора введения финансового оздоровления, перечень учредителей (участников), голосовавших за введение финансового оздоровления. В аналогичном порядке оформляется ходатайство третьих лиц о введении финансового оздоровления.
С ходатайством о введении финансового оздоровления к первому собранию кредиторов может обратиться третье лицо (третьи лица). Такое ходатайство должно быть согласовано с должником, ибо третьему лицу, третьим лицам необходимо знать объем и структуру кредиторской задолженности должника.
При обращении к собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления нескольких лиц, в том числе учредителей (участников) должника, доля участия в обеспечении исполнения должником обязательств каждого из них определяется соглашением между ними, которое прилагается к ходатайству. Соглашение должно предусматривать солидарную ответственность лиц, заключивших его.
Представляется, что, вводя правила об обеспечении погашения долга должника третьими лицами, законодатель имел в виду обеспечение требований кредиторов. Должник же в этом случае становится должником только третьего лица (третьих лиц), а не кредиторов. По существу, в данной ситуации обеспечивающее лицо может стать собственником должника. Таким образом, рассмотренный способ погашения долгов третьими лицами — не что иное, как замена собственника имущества банкрота, что вряд ли может положительно сказаться на дальнейшей судьбе организации-должника.
Исполнение должником обязательств Закон о банкротстве позволяет обеспечивать залогом (ипотекой), банковской гарантией, государственной или муниципальной гарантией, поручительством, а также иными способами, не противоречащими Закону о банкротстве. В частности, исполнение обязательств должником не может быть обеспечено удержанием, задатком или неустойкой. К предмету обеспечения не относятся имущество и имущественные права, принадлежащие должнику на праве собственности или праве хозяйственного ведения.
Введение новой процедуры банкротства в отношении должника не прекращает обязательства по обеспечению исполнения должником обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности.
Вопрос о применении процедуры финансового оздоровления рассматривается арбитражным судом в коллегиальном составе и вводится определением суда на основании решения собрания кредиторов, если этому не препятствуют условия, предусмотренные пп. 2 и 3 ст. 75 Закона о банкротстве. В определении должен быть указан срок финансового оздоровления, а также установлен график погашения задолженности. При предоставлении обеспечения обязательств в соответствии с графиком в определении приводятся сведения о лицах, предоставивших обеспечение, размере и способах обеспечения. Финансовое оздоровление может вводиться на срок не более двух лет.
Одновременно с вынесением определения о введении финансового оздоровления арбитражный суд утверждает административного управляющего.
Введение финансового оздоровления (вынесение арбитражным судом соответствующего определения) влечет следующие последствия:
- требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного Законом о банкротстве;
- отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;
- аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;
- приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;
- запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделении доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);
- запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным (ценным) бумагам;
- не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного одностороннего требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов, установленная п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве;
- не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления.
В то же время на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности, начисляются проценты в размере ставки рефинансирования, установленной Центральным банком РФ на дату введения финансового оздоровления (п. 2 ст. 95 Закона о банкротстве). Названные проценты подлежат начислению на сумму требований кредитора с даты вынесения определения о введении финансового оздоровления и до даты погашения требований кредитора, а если такое погашение не произошло до даты принятия решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства — до даты принятия такого решения.
Неустойки (штрафы, пени), а также суммы причиненных убытков в форме упущенной выгоды, которые должник обязан уплатить кредиторам, в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления, подлежат погашению в ходе финансового оздоровления в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов.
Требования кредиторов, предъявленные в ходе финансового оздоровления и включенные в реестр требований кредиторов на основании соответствующего определения арбитражного суда, удовлетворяются не позднее чем через месяц с даты окончания исполнения обязательств в соответствии с графиком погашения задолженности, если иное не предусмотрено Законом о банкротстве.
Другие требования, не внесенные в график погашения задолженности, не подлежат удовлетворению, и никакие другие выплаты, в том числе дивиденды по ценным эмиссионным бумагам, не могут быть произведены. Не подлежит выделу доля из уставного капитала должника, приостанавливается исполнение по всем другим исполнительным документам.
В ходе финансового оздоровления органы управления должника осуществляют свои полномочия с некоторыми довольно существенными ограничениями.
Во-первых, должник не вправе без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, в совершении которых у него имеется заинтересованность или которые:
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки;
- влекут за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника.
Во-вторых, без согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставляющих обеспечение, должник не вправе принимать решение о своей реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании).
Если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр, сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, могут совершаться исключительно с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов).
В-третьих, должник не вправе без согласия административного управляющего совершать сделки или несколько взаимосвязанных сделок, которые:
- влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр на дату введения финансового оздоровления;
- связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности;
- влекут за собой уступку прав требований, перевод долга;
- влекут за собой получение займов (кредитов).
Перечисленные сделки, совершенные с нарушением установленных правил, могут быть признаны недействительными по заявлению лиц, участвующих в деле о банкротстве. Такие сделки относятся к оспоримым сделкам. В отношении оспоримости сделок действует установленный п. 2 ст. 181 ГК РФ специальный срок исковой давности продолжительностью в один год.
Ограничены полномочия должника и в части распоряжения заложенным имуществом. Должник вправе отчуждать имущество, являющееся предметом залога, передавать его в аренду или в безвозмездное пользование другому лицу либо иным образом распоряжаться им, либо обременять предмет залога правами и притязаниями третьих лиц только с согласия кредитора, чьи требования обеспечены залогом имущества.
Заложенное имущество продается только на торгах в порядке, предусмотренном Законом о банкротстве для продажи предприятия (пп. 3 — 9 ст. 110).
Для осуществления процедуры финансового оздоровления арбитражным судом в порядке ст. 45 Закона о банкротстве утверждается административный управляющий. Он действует с даты утверждения до прекращения финансового оздоровления либо до отстранения или освобождения арбитражным судом.
Функции административного управляющего обусловлены теми задачами, которые должны быть решены в период финансового оздоровления: удовлетворение требований кредиторов, внесенных в график погашения задолженности. Права и обязанности административного управляющего определены Законом о банкротстве.
План финансового оздоровления и график погашения задолженности — основные юридические документы, которыми руководствуются лица, участвующие в деле о банкротстве, в период финансового оздоровления. При наличии противоречий между этими документами, с одной стороны, и какими-либо документами организации-должника — с другой, большей юридической силой обладают план финансового оздоровления и график погашения задолженности. Именно эти документы подлежат применению, а другие документы должника применяются в части, не противоречащей плану финансового оздоровления и графику погашения задолженности .
Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»: Постатейный научно-практический / Под ред. В.Ф. Попондопуло. С. 178.
План финансового оздоровления разрабатывается учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов. В плане должны быть предусмотрены способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком задолженности.
График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника — унитарного предприятия, лицами, предоставившими обеспечение (при наличии таковых), и утверждается арбитражным судом. С этого момента возникает одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредиторами в установленные графиком сроки.
График погашения задолженности должен предусматривать погашение всех требований кредиторов, включенных в реестр, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления.
График погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым согласно законодательству о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями этого законодательства. Он должен предусматривать пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности согласно ст. 134 Закона о банкротстве.
Законом о банкротстве определены случаи внесения изменений в график погашения задолженности. Такое решение принимается собранием кредиторов по ходатайству лиц, наделенных правом инициировать введение финансового оздоровления, в случаях:
- неисполнения должником графика погашения задолженности, если обращение последует не позднее чем через четырнадцать дней с даты, предусмотренной графиком погашения задолженности;
- если размер требований, заявленных в ходе финансового оздоровления и включенных в реестр требований кредиторов, превышает более чем на двадцать процентов размер требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности.
Порядок внесения изменений определен Законом о банкротстве.
Досрочное окончание финансового оздоровления возможно в случае погашения должником всех требований кредиторов, предусмотренных графиком погашения задолженности. О досрочном погашении задолженности должник представляет отчет с ходатайством перед арбитражным судом о досрочном окончании рассматриваемой процедуры и прекращении производства по делу.
По итогам рассмотрения результатов финансового оздоровления и жалоб кредиторов арбитражный суд выносит определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными. Арбитражный суд выносит определение об отказе в прекращении производства по делу о банкротстве, если выявлено наличие непогашенной задолженности и жалобы кредиторов признаны обоснованными.
Досрочное прекращение финансового оздоровления происходит в случаях непредставления в арбитражный суд в установленные сроки соглашения об обеспечении исполнения обязательств должника, неоднократного или существенного (на срок более чем пятнадцать дней) нарушения в ходе финансового оздоровления сроков удовлетворения требований кредиторов, установленных графиком погашения задолженности.
Административный управляющий обязан в течение пятнадцати дней с даты возникновения оснований для досрочного прекращения финансового оздоровления созвать собрание кредиторов для рассмотрения вопроса об обращении в арбитражный суд с ходатайством о досрочном прекращении финансового оздоровления.
Для должника досрочное прекращение финансового оздоровления — негативный факт, за которым последует введение иной процедуры банкротства. Должник обязан представить собранию кредиторов отчет об итогах выполнения графика погашения задолженности и плана финансового оздоровления.
Собрание кредиторов по итогам рассмотрения отчета должника и заключения административного управляющего вправе принять решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления либо о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
На основании ходатайства собрания кредиторов арбитражный суд принимает один из следующих судебных актов:
определение об отказе в удовлетворении соответствующего ходатайства, если в судебном заседании будет выявлено исполнение должником всех требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности;
определение о введении внешнего управления в случае возможности восстановить платежеспособность должника;
решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Закон о банкротстве предусматривает введение финансового оздоровления при отсутствии об этом ходатайства первого собрания кредиторов, но при условии наличия соответствующего ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника — унитарного предприятия и (или) третьих лиц. Если в такой ситуации возникает необходимость досрочного прекращения финансового оздоровления, арбитражный суд выносит определение о введении той процедуры банкротства, ходатайство о введении которой было принято первым собранием кредиторов.
За месяц до истечения срока, установленного для финансового оздоровления, должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах финансового оздоровления с приложением баланса на последнюю отчетную дату, отчета о прибылях и убытках и документов, подтверждающих погашение требований кредиторов.
Административный управляющий рассматривает отчет должника о результатах финансового оздоровления и составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Это заключение административный управляющий в десятидневный срок со дня получения отчета должника направляет включенным в реестр кредиторам и в арбитражный суд.
Если требования конкурсных кредиторов не удовлетворены на дату рассмотрения отчета должника или если отчет не представлен административным управляющим в указанный срок кредиторам и арбитражному суду, административный управляющий созывает собрание кредиторов. Цель его проведения — определить позицию кредиторов в условиях, когда результаты финансового оздоровления нельзя признать положительными (не все требования кредиторов удовлетворены) или когда ситуация является неопределенной (должником не представлен отчет об итогах финансового оздоровления). Такое собрание кредиторов полномочно принять одно из решений: об обращении с ходатайством в арбитражный суд о введении внешнего управления, об обращении с ходатайством в арбитражный суд о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства.
Таким образом, при финансовом оздоровлении главная роль отводится не арбитражному управляющему, как в других процедурах, а должнику, его руководству.
Арбитражный суд, признав необходимым досрочно прекратить процедуру финансового оздоровления, выносит один из следующих судебных актов независимо от решения собрания кредиторов:
- определение о прекращении производства по делу о банкротстве, если непогашенная задолженность не установлена и жалобы кредиторов признаны необоснованными;
- определение о введении внешнего управления в случае возможности восстановить платежеспособность должника;
- решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае отсутствия оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства.
Задолженность должника перед обеспечителями погашается после завершения процедуры финансового оздоровления.
Лица, предоставившие обеспечение исполнения задолженности должника в соответствии с графиком погашения и исполнившие обязательства, вытекающие из такого обеспечения, вправе предъявить свои требования к должнику в общем порядке.
Если же должник признан банкротом и относительно него открыто конкурсное производство, требования лиц-обеспечителей подлежат удовлетворению в составе требований кредиторов третьей очереди (п. 4 ст. 134 Закона о банкротстве).
Другие обязательные действия
Меры по восстановлению платежеспособности должника могут быть принудительными или добровольными. Обязательными действиями являются:
- руководитель компании отстраняется от должности, причем он может увольняться или переводиться на другую работу в фирме, а при этом должны соблюдаться основные положения трудового законодательства;
- доверительный управляющий принимает обязательства по управлению активами предприятия;
- управленческие органы фирмы лишаются своих полномочий;
- данные полномочия делятся между управляющим и собранием кредиторов, поэтому все действия, имеющие отношение к интересам кредиторов, используются только при их предварительном одобрении;
- бухгалтерские бумаги, ценности фирмы, штампы и печати передаются в полное распоряжение временному управляющему;
- учредителям вменяется о необходимости увеличение уставного капитала, для чего они должны вносить свои средства;
- принимаются меры по восстановлению платежеспособности должника, связанные со снятием ареста с имущества, чтобы можно было продать его на торгах.
Реабилитационная направленность
Важнейшей задачей института банкротства России на современном этапе его развития является изменение вектора движения с ликвидационной на реабилитационную направленность, успешность решения которой в значительной степени зависит от качества нормативно-законодательной базы, уровня профессионализма арбитражных управляющих, четкости выполнения ими предписанных действующим законодательством функций и других параметров. В рамках решения указанной задачи особое значение имеет обоснование наиболее целесообразной процедуры банкротства.
Усиление реабилитационной направленности института банкротства обозначено Минэкономразвития России как одна из целей в области совершенствования законодательства. Вместе с тем правоприменительная практика показывает, что реабилитационный потенциал действующего в настоящее время Федерального закона от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» (далее — Закон о банкротстве) значительно недооценен и не используется в полной мере.
В частности, значительным препятствием на пути к достижению поставленной цели является отсутствие четкого алгоритма обоснования механизма возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника. В нормативных документах отсутствует экономически обоснованная методика принятия такого решения. Это приводит к тому, что принимается наиболее простое решение — ликвидация в конкурсном производстве. Причем ликвидация осуществляется также наиболее простым способом — путем раздельной распродажи имущества должника, даже в том случае, если его производственный комплекс остается работоспособным и позволяет решать важные социальные и производственные задачи. Таким образом, ликвидация организации-должника в процедуре банкротства сопровождается разрушением ее бизнеса. Этому способствует недостаточная квалификация арбитражных управляющих и лиц, которых они привлекают для помощи в выполнении своих функций.
Указанный пробел мы попытались ликвидировать в ходе выполнения НИР в Финансовом университете при Правительстве РФ. В рамках проведенного исследования на основе предложенного ранее алгоритма выбора процедуры банкротства рассмотрены возможные сценарии развития событий при реализации процедур, применяемых в деле о банкротстве.
Кован С.Е. Алгоритм выбора процедуры банкротства // Арбитражный управляющий. N 3 (28). 2007.
Выбор и обоснования наиболее целесообразной процедуры банкротства должны осуществляться на основании анализа финансово-экономического состояния, положения организации-должника на рынке, данных о возможных дополнительных внутренних и внешних источниках поступления денежных средств организации .
Мораторий на удовлетворение требований кредиторов
Приостановление выполнения финансовых обязательств является главным преимуществом внешнего управления. Процедура позволяет на протяжении 1,5 лет распоряжаться денежными средствами, предназначенными для уплаты задолженности, используя их на проведение мероприятий, направленных на восстановление финансовой состоятельности.
Уникальными возможностями моратория пользуются недобросовестные руководители, инициирующие фиктивное банкротство предприятий.
Схема управления компании с ограничением на проведение финансовых обязательств распространяется на те виды задолженности, которые были сформированы до внедрения программы восстановления.
Во время моратория актуальны ограничения:
- действий исполнительной документации, касающейся взыскания имущества;
- в полном объёме на начисления штрафных санкций за невыплату или за проведение несвоевременных платежей, относящихся к категории обязательных.
К ним относят процедуры, направленные на предупреждение банкротства и восстановление работы организации, реализующиеся после подачи в суд документов для признания её банкротом — введение финансового оздоровления либо внешнего управления. При их осуществлении, в отличие от внесудебных мер, возвращение платёжеспособности организации происходит при участии (под контролем) кредиторов и арбитражных судей.
Данная процедура регулируется главой V Федерального закона о несостоятельности. Решение о начале оздоровления принимается собранием кредиторов и утверждается судом. При этом представители организации-должника имеют право ходатайствовать о его введении.
Обязательным условием начала финансового оздоровления по закону является наличие плана его осуществления и графика выплаты задолженности. Эти документы обсуждаются и одобряются собранием кредиторов.
Максимальная продолжительность финансового оздоровления — два года.
Основные стратегии по предотвращению банкротства
Рассмотрим основные стратегии по предупреждению несостоятельности:
- Экстраполяция. Позволяет установить прогноз на сжатые сроки. При этом учитываются как внешние, так и внутренние факторы влияния на состояние компании. К примеру, нужно учесть финансовое состояние в государстве.
- Методы экспертные оценки. Рассматриваемый вариант используется, когда требуется сформировать долгосрочный прогноз. Набирается комиссия из экспертов. Каждый из специалистов должен оценить значимые в банкротстве показатели и установить их динамику.
- Моделирование. Часто применяется метод моделирования, предполагающий использование автоматизированного анализа. Он обеспечивает быструю и точную оценку экономической ситуации.
Используемые меры определяются в индивидуальном порядке, в зависимости от состояния компании.