Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Как правильно перевозить детей в машине — инструкция от ГИБДД». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Несовершеннолетним разрешено находиться в салоне легковой машины или кабине, если это грузовик. Ни в кузове, ни в прицепе детей размещать нельзя. Перевозка ребенка в машине на руках не допускается. В случае ДТП, если произойдет столкновение, возможность удерживания юного пассажира в стабильном положении сводится к нулю. Поэтому для повышения безопасности перевозки детей в автотранспортных средствах, были разработаны автокресла.
Правила перевозки детей в машине
В ПДД содержится пункт, в котором указана информация о перевозке детей в автокреслах, которые относятся к возрастной группе до 7 лет. Таких пассажиров разрешено брать в легковой автомобиль или кабину грузовой спецтехники, где есть ремни безопасности или была интегрирована удерживающая система ISOFIX. Это система со встроенными в кресла направляющими из металла с замками.
Перевозка детей 7-11 лет должна выполняться с применением удерживающих устройств либо ремней безопасности. Если маленький пассажир находится на переднем сиденье, то он обязательно должен быть закреплен с помощью детского удерживающего устройства.
Рассмотрим подробно специфику перевозки каждой возрастной группы:
Дополнительные правила
Изначально правила перевозки детей в автомобиле были недостаточно проработаны. Например, все дети до 12 лет должны были находиться в специальном удерживающем устройстве вне зависимости от их веса и роста. Это создавало массу неудобств и разночтений в ПДД. На данный момент появилось множество уточнений, которые стоит знать любому водителю:
-
Теперь правила размещения детей зависят от их возраста и роста, а также места, на которое вы планируете посадить несовершеннолетнего. Если по каким-то причинам подобрать подходящее кресло или бустер невозможно, ребенка старше 7 лет можно сажать на заднее сиденье и пристегивать обычным ремнем.
-
Появилось слово «включительно». Если ребенку уже исполнилось 12 лет, вам не требуется детское автокресло на переднем сиденье автомобиля для перевозки.
-
Если ребенка планируется перевозить на грузовом автомобиле, где предусмотрены только передние сиденья, в салоне необязательно размещать бустер или автокресло. Ребенка от 7 до 11 лет здесь можно пристегивать только ремнями. Для пассажиров младше придется покупать специальное удерживающее устройство.
-
В автомобилях, где не предусмотрено ни ремней, ни детских автокресел, ребенка можно перевозить так же, как и взрослых. Однако риск для его здоровья и жизни будет выше.
-
На заднем сиденье мотоцикла детей младше 12 лет перевозить нельзя вообще, даже в шлеме. Маленький ребенок не может держаться достаточно крепко.
-
Мопеды, трактора и другие транспортные средства, кроме легковых и грузовых автомобилей, оснащать детскими автокреслами не нужно.
-
В первой редакции правил, касающихся перевозки детей в автомобилях, использовать в салоне дозволялось только те устройства, которые можно пристегнуть с помощью ремней безопасности. Однако современные кресла, автолюльки и бустеры имеют систему ISOFIX, которая надежно удерживает устройство на месте. Система ISOFIX жестко сцепляет детские удерживающие устройства со стационарным сидением автомобиля. Такую конструкцию не нужно дополнительно пристегивать ремнем.
Правила перевозок детей в салоне автомобилей стали гораздо яснее, а их неукоснительное выполнение теперь не требует массы дополнительных расходов. Ознакомившись с ними внимательно, вы сможете перевозить детей с комфортом и безопасно, не опасаясь штрафов.
Перевозка детей в автомобиле по ПДД
Пункт ПДД 22.9.
Перевозка детей в возрасте младше 7 лет в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX*, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Перевозка детей в возрасте от 7 до 11 лет (включительно) в легковом автомобиле и кабине грузового автомобиля, конструкцией которых предусмотрены ремни безопасности либо ремни безопасности и детская удерживающая система ISOFIX, должна осуществляться с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка, или с использованием ремней безопасности, а на переднем сиденье легкового автомобиля — только с использованием детских удерживающих систем (устройств), соответствующих весу и росту ребенка.
Выбор и правила установки ДУУ
При выборе автокресла необходимо руководствоваться определенными правилами. Ранее отмечалось, что на этот процесс влияют рост, вес и возраст ребенка. Но это еще не все нюансы.
При покупке ДУУ необходимо обратить внимание на присутствие маркировки со значком ЕСЕ 44 или ЕСЕ 129. Такая метка является главным доказательством того, что изделие прошло все этапы испытаний по европейским стандартам и полностью удовлетворяет всем требованиям Европейского стандарта безопасности.
Выбирая ДУУ для младенца, следует исходить из того, сколько времени ему предстоит провести в нем:
- Для коротких поездок подойдут автолюльки из группы 0+.
- Если же предполагается, что малыш будет принимать участие в долгих путешествиях, в таком случае можно обратить внимание на ДУУ группы 0.
Но здесь есть один нюанс: такие кресла зарекомендовали себя не очень хорошо при проведении краш-тестов. Поэтому не рекомендуется брать в долгую поездку ребенка младше 6 месяцев, используя это изделие.
На заметку. На детском кресле должны быть предусмотрены отдельные положения для сна и бодрствования. Это важно прежде всего для малышей, поскольку во время поездки они часто засыпают.
Зачем нужно детское кресло
Свод правил определяет принципы перевозки детей. Современное автомобильное кресло позволит избежать штрафных санкций, защитит юных пассажиров в ДТП. Это доказано многочисленными специальными тестами, направленными на оценку эффективности определенного автокресла.
Производство и тестирование ДУУ – это задача опытных и квалифицированных инженеров, сотрудников испытательных лабораторий. При экстренном торможении автомобиля и ДТП малыш подвергается серьезной перегрузке, причем его мышцы, кости еще не успели окрепнуть. При правильном выборе кресла снижаются нагрузки на тело маленького пассажира. Для этого тщательно просчитывают профиль кресла и дополнительных вставок для амортизации.
Официальная статистика доказывает, что ужесточение требований способствует снижению детской смертности в автомобильных авариях. В связи с этим, водители обязаны соблюдать действующие правила не только для предотвращения штрафов, но и рисков для пассажира.
Плюсы и минусы установки детских автолюлек и автокресел на переднем сидении
У размещения самых младших пассажиров спереди есть как положительные стороны, так и отрицательные.
Из плюсов можно отметить следующие:
- малышам нравится смотреть в переднее стекло, они отвлекаются, разглядывая мир вокруг, и обычно ведут себя на переднем сиденье спокойнее;
- если в машине нет других взрослых, то водителю проще наблюдать за малышом и реагировать на его действия, когда тот находится рядом;
- когда кресло крепят спереди, ребёнка обычно меньше укачивает;
- не во всех машинах можно расположить на задних сиденьях 3 автокресла, поэтому при перевозке сразу трёх детей одного, скорее всего, придётся посадить спереди.
Минусы у такого решения тоже имеются:
- самый главный минус — переднее сиденье рядом с водителем является самым опасным местом во всём автомобиле, именно оно чаще всего страдает во время аварий;
- непоседливый малыш может дотянуться до органов управления машиной, открыть окно или дверь, что, в свою очередь, может привести к аварии;
- иногда детское автокресло может перекрывать водителю обзор в зеркало заднего вида;
- при активном взаимодействии с ребёнком водитель может отвлечься от ситуации на дороге, а это чревато дорожно-транспортным происшествием;
- в некоторых случаях необходимо выключать и включать работу подушки безопасности — не во всех машинах это можно сделать самостоятельно.
Каждый родитель сам принимает решение, как ему везти ребёнка с учётом всех требований правил дорожного движения. Но перед тем как усадить малыша вперёд, стоит взвесить все плюсы и минусы.
Ответственность и штрафы
Штрафные санкции зависят от того, кто именно нарушил правила перевозки и в чем именно заключается нарушение.
Если ПДД нарушает родитель или иной законный представитель ребенка, ему грозит взыскание в размере 3 т. р., для должностного лица сумма увеличивается до 25 т. р., а если нарушение допустила организация, с нее взыщут до 100 т. р. Оштрафовать могут не только за отсутствующее кресло, но и за несоответствие УУ возрасту, росту, массе ребенка, если одним УУ пристегнуто более 1 человека, если УУ не зафиксировано как положено.
Штрафы полагаются и за иные нарушения в сфере перевозки несовершеннолетних лиц:
- оставление ребенка в авто на стоянке на срок более 5 минут — ч. 1,5 ст. 12.19 КоАП РФ, до 2,5 т. р. в Москве и Санкт-Петербурге, до 500 р. в других регионах страны;
- пьяное управление ТС с ребенком — взыскание до 30 т. р. или лишение прав до 2 лет.
«Треугольник» – лишь дополнительный аксессуар?
Что касается дополнения направляющей лямкой каркасного детского кресла, то ему она не нужна и будет также повышать риски травм органов брюшной полости.
– Есть правила, которые устанавливаются на уровне всего Таможенного союза. Не нужно ничего добавлять от себя и уверять, что это безопасно, если это не прошло тестов и оценки соответствия требованиям безопасности, – говорит Карен Тадевосян.
И еще: заявления, что это «всего лишь аксессуар, не подлежащий обязательной сертификации», тоже ложные сведения. Как минимум все детские товары должны соответствовать ТР ТС «О безопасности продукции, предназначенной для детей». Контроль за этим регламентом осуществляет Роспотребнадзор.
Росстандарт выпустил официальное письмо, в котором говорится, что как бы производители ни назвали суррогаты ДУУ (декоративным элементом/аксессуаром и др.), их все равно будут рассматривать как нелегальные устройства для автоперевозки детей.
На упаковке одного из «треугольников» указано, что его можно использовать только с автокреслом.
Изменения в 2022 году в перевозке детей в автомобиле
Основные требования уже очень давно прописаны в ПДД. Но в 2017 году нормы были подвержены некоторым изменениям в рамках общих поправок.
Прежде всего, правки коснулись максимального возраста, при котором использование фиксирующего оборудования является обязательным. Причем под подобным оборудованием понимается не только стандартное кресло, но также бустер, автолюлька и другие аналогичные конструкции.
Нормы перемещения пассажиров младше 7 лет не изменились. Все также требуется применение фиксирующих устройств на сидениях переднего и заднего ряда. Пассажиров до 12 лет перевозят на заднем ряду, ограничиваясь стандартным ремнем безопасности. Движение на переднем ряду потребует специализированного оборудования для фиксации.
Люди старше 12 лет могут свободно ездить в авто, пристегиваясь стандартным ремнем. Как и для взрослых, этого хватает для обеспечения безопасности.
Что нужно знать о правилах перевозки детей в других странах
Родители, которые планируют путешествовать с детьми на автомобиле по Белоруссии, Абхазии, странам ЕС, США, должны знать, что в разных странах могут быть существенные отличия в правилах перевозки несовершеннолетних пассажиров. Например, в США они отличаются даже в зависимости от штата, где действуют свои законы. Но даже здесь есть общие требования:
- дети до 8 лет ездят только с применением автокресла, при этом оно должно быть сертифицировано и одобрено на федеральном уровне;
- дети с 8 лет до 18-ти должны быть пристегнуты штатным ремнем;
- детей до 4-х летнего возраста перевозить можно исключительно на заднем кресле.
За нарушение этих правил предусмотрены достаточно высокие штрафы, сумма которых может достигать 500$.
Путешествуя с детьми по Европе, нужно знать такие особенности ПДД, которые действуют на территории большинства стран ЕС:
- дети до 12-ти лет, ниже 135 см, должны быть в автомобиле только в подходящем автокресле или на бустере;
- несовершеннолетние дети старше 12-ти лет обязательно пристегиваются ремнем безопасности, даже если их рост меньше 135 см;
- дети выше 135 см, которым не исполнилось 12 лет, также могут ездить в автомобиле без ДУУ, только пристегнувшись ремнем.
Дети, пока им не исполнилось 3 года должны во время движения автомобиля находиться только на заднем кресле. В некоторых европейских государствах, таких как Литва, Эстония, Хорватия, Дания, Португалия, Швеция разрешается размещать маленьких детей на месте переднего пассажира (спиной вперед), с неактивной подушкой безопасности. Сумма штрафа в большинстве европейских стран (Нидерланды, на Кипре, Италии, Франции, Испании, Португалии, Словении) примерно составляет 100 — 400 евро.
В Беларуси дети до 5 лет могут ездить с использованием подходящих ДУУ, пассажиры до 12 лет с использованием автокресла или бустера. Если рост ребенка превышает 150 см, то перевозить его можно без удерживающих устройств, но с обязательным применением ремней безопасности.
Изменения в ПДД по перевозке детей
Находясь в отпусках летом, многие автомобилисты не знают о новых изменениях законодательства относительно того, как регулируется с 12 июля 2017 года перевозка детей до 12 лет в автомобиле. Однако незнание не освобождает от штрафов за нарушение новых правил дорожного движения, и водители должны знать, какие ограничения на них накладываются. Изменения в новой редакции ПДД относительно транспортировки малышей можно свести к следующим пунктам:
- дозволенные устройства, обеспечивающие требования безопасности;
- новая классификация по возрасту;
- случаи, когда можно обходиться без детского автомобильного кресла;
- ответственность за оставление младенца одного в запертой машине на стоянке.
Виды детских автомобильных кресел по ГОСТу
Согласно ГОСТ Р 41.44-2005 (п. 2.1.1), утвержденного Приказом Ростехрегулирования № 318-ст от 20 декабря 2005 г., установлены пять весовых групп для детских автомобильных кресел:
- Для детей весом до 10 кг – группа 0;
- Для детей весом до 13 кг – группа 0+;
- Для детей весом от 9 до 18 кг – группа I;
- Для детей весом от 15 до 25 кг – группа II;
- Для детей весом от 22 до 36 кг – группа III.
Кроме весовых групп, детские автомобильные кресла делятся на четыре категории согласно ГОСТ п. 2.1.2:
- Универсальная категория, которая подходит для большинства сидений автомобилей;
- Ограниченная категория. Она используется на сиденьях конкретных типов автомобилей;
- Полууниверсальная категория;
- Особая категория. Используется только на сиденьях автомобилей конкретных типов. Также используется в качестве детских удерживающих устройств.
Первые три категории детских автокресел используются на передних и задних сиденьях автомобилей, если они устанавливаются в строгом соответствии с инструкцией изготовителя (см. п. 6.1.1 ГОСТ).
Советы профессионалов
- В магазин лучше взять ребенка вместе с собой. Рекомендуется усадить его в кресло на 10-15 минут и посмотреть на его реакцию. Важно понимать, каким бы «красивым» и «навороченным» не было удерживающее устройство, малыш может просто наотрез отказаться в нем сидеть. Поэтому услугами интернет-магазинов пользоваться не стоит.
- Перед покупкой важно уточнить все настройки и нюансы регулировки выбранного сиденья у консультанта. Также в комплекте с креслами идут схемы по их правильной установке в машину.
- Вместе с люлькой можно приобрести специальный защитный коврик. Он убережет салон автомобиля от царапин и повреждений при эксплуатации удерживающей системы.
- Эксперты советуют использовать дополнительные крепления для детского кресла, то есть — комбинировать способы установки. Такой подход обеспечит повышенный уровень безопасности малыша даже в самых экстремальных ситуациях. К тому же водитель полностью сконцентрируется на дороге и не будет отвлекаться на проверку надежности фиксации маленького пассажира в автолюльке.
- Необходимо каждый раз проверять жесткость и надежность креплений перед поездкой. Неправильная установка автокресла может стоить ребенку жизни.
Крепить в автомобиле необходимо только качественное сиденье. Оно должно быть полностью исправным. Перед покупкой важно узнать о том, каким образом крепятся ремни в детском автокресле и подходит ли такой тип удерживающего устройства для вашей машины. Чтобы не потратить деньги впустую, лучше дать малышу выбрать понравившуюся модель. На форумах родителей встречается огромное количество жалоб на то, что малыш капризничает и не хочет сидеть в купленной автолюльке.
На что обратить внимание при покупке?
Есть несколько показателей, которые отличают хорошую и эффективную модель детского адаптера от некачественного аналога.
При покупке удерживающего устройства стоит обратить внимание на такие факторы, как:
- Производитель. Одним из главных показателей качества выступает надежный и проверенный производитель. Приобретая адаптер известных фирм и марок, можно не сомневаться в его функциональных характеристиках.
- Представитель, который выступает продавцом продукции. Обязательно покупайте выбранный товар на сайте производителя или его официальных представителей.
- Крепления. Обращайте внимание на количество креплений в устройстве, они увеличивает его прочность. Самое минимальное количество креплений – два. Желательно, чтобы дети до 5 лет имели на адаптере не менее трех крепежных элементов.
- Длина и ширина адаптера. Не стоит выбирать слишком маленькие или, наоборот, большие модели адаптеров. Вы должны видеть своего ребенка во время поездки в зеркало заднего вида, ремень не должен «спадать» или крепиться слишком свободно. Треугольник подбирается индивидуально, с учетом роста, веса и возраста пассажира.
- Прочность и наполнитель. Обычно адаптеры изготавливаются из непромокаемой, непродуваемой и воздухопроницаемой ткани. Эти качества обеспечивают им длительный срок эксплуатации. Очень важен наполнитель, который используется внутри приспособления. Только качественный, слоеный наполнитель обеспечит высокий уровень амортизации устройства. Ватное или кусковое наполнение недолговечно и теряет свои прочностные характеристики после первой стирки.
- Сертифицированная модель. Сертификат качества – непременное условие для приобретения детского адаптера, он гарантирует соблюдение норм и стандартов качества. Также это значит, что изобретение прошло необходимые испытания и тесты.