Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Государственная и муниципальная собственность». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
В современной экономике помимо основных форм собственности существуют и другие, производные формы собственности. К ним относится иностранная собственность, смешанная собственность, интеллектуальная собственность и др.
Виды государственной собственности
Российская Федерация регламентирует муниципальную и государственную форму владения, как результат масштабной передачи обществу имущественных благ. Это природные богатства, финансовые ресурсы, предметы использования, материальные и вещественные производственные средства. Эти объекты были выведены из частного владения, а права пользования частично или полностью получили управленческие органы государства. Уполномоченный владелец – российский народ. Форма владения может быть муниципальной и государственной. На ее принадлежность влияют политические, социальные обстоятельства. Некоторую роль играют экономические факторы.
Субъекты муниципального и государственного владения:
- Страна, народность страны.
- Население автономного региона.
- Территориальное, административное образование.
- Поселок, город, район.
На официальном уровне собственность муниципалитета и государства разделяют на три класса:
- Федеральные, государственные владения, принадлежащие Федерациям.
- Владения муниципалитета, которые пребывают во власти местного управленческого органа.
- Владения государства, федеративных субъектов, которые причисляются к субфедеральной собственности.
В основе государственной собственности лежат сложные, взаимосвязанные, многообразные взаимоотношения. Они выстраиваются на базе иерархии, с учетом ряда принципов:
- Государственный аппарат и госпредприятие – это реальные предприниматели и производители продукции. Между ними действует соответствующая взаимосвязь.
- Центральные и региональные органы, региональные и местные звенья связаны между собой.
- Государственная власть и принципы управленческой деятельности основываются на владении, использовании, применении имущества, которое принадлежит державе, с целью формирования государственного бюджета.
Порядок и процедура изъятия, а также передача в федеральную собственность устанавливается земельным законодательством. Согласно статьям 279-281 ГК РФ, данный процесс представляет собой соблюдение следующих этапов:
- После принятия решения об изъятии земель для муниципальных или государственных нужд государственные структуры отправляют письменное уведомление владельцу в период не позже одного года до осуществления выкупа.
- При этом обеспечиваются определенные гарантии гражданам, согласно которым участок не может изыматься без соответствующей воли субъекта по любым причинам в установленный период.
- Затем выполняется процедура торгов, при которых государственные органы и собственник надела земли выкупают интересующую территорию.
Если, по мнению владельца, подобное изъятие носит незаконный характер, он вправе обратиться в суд для защиты своих интересов.
Соответствующие основания для изъятия предусмотрены в ст. 49 Земельного кодекса, где предусмотрен исчерпывающий список. В него входит:
- Передача земли для государственных нужд, если государство способно благодаря этому решить проблемы по исполнению своих обязательств.
- Перевод земли в государственную собственность из частной осуществляется, когда нужно разместить государственный объект и иные варианты являются неподходящими для строительства.
- После появления обстоятельств, предусмотренных в федеральном законе, территория может выкупаться.
В то же время существуют случаи, при которых нет права в федеральную собственность переводить земли. К таковым относятся следующие:
- Земли находятся на территории ООЗ, в соответствии со ст. 93 Земельного кодекса.
- Земли лесного фонда, принадлежащие к первой группе, согласно ст. 101 Земельного кодекса.
Данные ограничения обеспечивают соблюдение интересов охраны заповедных, лесных и сельскохозяйственных участков.
Управление государственной собственностью
Наличие государственной собственности непременно порождает проблему эффективного управления. В настоящий период основным инструментом его осуществления является государственная корпорация. Деятельность части таких организаций регулируется законом «О некоммерческих организациях», однако его применение невозможно по отношению к ряду корпораций, к примеру, госкорпорация «Росатом» действует на основании отдельного закона, призванного осуществлять нормативно-правового регулирование использования атомной энергии.
При этом вопрос о том, к какой области права относится создание, и деятельность государственных корпораций остаётся дискуссионным. Кто-то считает их юридическими лицами публичного права, а кто-то заявляет об уникальности правого статуса таких структур.
Процессы регулирования вопросов управления госсобственностью и инвестирования в различные проекты, имеющие федеральное значение, постоянно меняются. Общий дефицит бюджета, образовавшийся в последние годы, приводит к тому, что от ряда начинаний, особенно связанных с долгосрочными вложениями, приходится отказываться. Однако основные правовые нормы, определяющие понятие государственной собственности и казны в последние десять лет не имели каких-то серьёзных изменений.
Место государственной собственности в экономике
Несмотря на то, что Россия осуществила переход от командной экономики к рыночной, государственная собственность все еще играет значительную роль в экономике. Гражданский кодекс Российской Федерации определяет государственную собственность как собственность Российской Федерации. Право собственности также регулируется нормативными правовыми документами. Стоит отметить, что в условиях рыночной экономики пределы государственной собственности являются условными.
Государственная собственность является одним из важнейших звеньев современной смешанной экономической модели. Практика показала, что без нее трудно развивать рыночные отношения. Государственная собственность позволяет административному аппарату вмешиваться в экономические процессы. В качестве примера можно привести отрасли, которые имеют стратегическое значение, но не приносят значительных коммерческих выгод. Развитие этих отраслей может оказывать влияние на экономический рост, но наносить ущерб частному сектору. Кроме того, общественная собственность помогает поддерживать функционирование некоммерческой социальной среды. Однако необходимо поддерживать баланс между частной и государственной собственностью, в противном случае силовые структуры начнут подавлять естественные рыночные процессы.
В России нет четкого определения в законодательстве о государственной собственности в целом и по уровням. Причины этого следующие:
- Сложность регистрации всех оперативных объектов, находящихся в государственной собственности. Отсутствие статистических данных.
- Совместное управление объектами с частным сектором.
- Жесткое резервирование прав собственности, что затрудняет передачу собственности с одного предприятия на другое.
Границы государственной собственности могут меняться в зависимости от экономической ситуации в стране. Поддержание баланса между частной и государственной собственностью имеет первостепенное значение. В идеале, государственная собственность должна дополнять частную, в зависимости от целей, которые преследует экономическая политика страны. Она должна использоваться для решения социальных проблем, повышения общего уровня жизни населения. Это положительно скажется на экономическом росте и развитии страны в целом.
В ст. 212 ГК РФ представлено деление видов собственности по субъекту, т.е. в зависимости от того, кому она принадлежит. Иными словами, форма собственности определяется кругом и характером управомоченных субъектов. Различают следующие формы собственности:
1) частную собственность — собственность граждан и юридических лиц;
2) государственную собственность;
3) муниципальную собственность;
4) иные формы собственности.
Следует отметить, что понятия «формы права собственности» и «виды права собственности» как правило, отождествляются.
В собственности граждан и юридических лиц в силу закона может находиться любое имущество, количество и стоимость которого не ограничиваются. Исключение составляют отдельные виды имущества, которые в соответствии с законом не могут принадлежать частным лицам (п. 1 ст. 213 ГК РФ).
Частная собственность, т.е. собственность граждан и юридических лиц, в равной степени может быть как индивидуальной, так и коллективной (общей).
Частная собственность физических лиц. Частная собственность, субъектами которой выступают граждане, призвана обслуживать исключительно их интересы. Гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, является собственником принадлежащего ему имущества и отвечает им по всем своим обязательствам (ст. ст. 24, 25 ГК РФ). При этом на отдельные виды его имущества, перечень которых приведен в статье 446 ГПК РФ, взыскание обращено быть не может. В случае смерти собственника — физического лица принадлежавшее ему на праве собственности имущество переходит в порядке наследования к наследникам по закону или завещанию.
Частная собственность юридических лиц. Юридические лица (коммерческие и некоммерческие организации) являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям (п. 3 ст. 213 ГК РФ). То есть, сам факт образования организации свидетельствует о том, что она наделяется участниками определенным имуществом. Исключение из данного правила составляют государственные и муниципальные предприятия и учреждения, для которых собственниками передаваемого имущества остается государство, субъект РФ или муниципальное образование. Указанным субъектам в большинстве случаев имущество передается на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.
После прекращения деятельности юридического лица оставшееся имущество подлежит распределению между ее участниками пропорционально их долям.
Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества, которое используется такими субъектами исключительно для достижения целей, указанных в учредительных документах (п. 4 ст. 213 ГК РФ). Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации. В случае ликвидации общественной или религиозной организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в соответствии с целями, для которых она была учреждена.
Государственная собственность подразделяется на два уровня: 1) федеральная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации; 2) региональная собственность включает имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам РФ — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта РФ) (ст. 214 ГК РФ). Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.
Государство осуществляет свои полномочия через систему органов государственной власти, каждый из которых наделяется собственной компетенцией. От имени Российской Федерации и субъектов РФ права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 ГК РФ. Имущество, находящееся в государственной собственности, может быть передано на праве оперативного управления или хозяйственного ведения государственным предприятиям и учреждениям. Имущество, составляющее государственную собственность, может быть передано иным юридическим лицам, например, на праве аренды, причем в большинстве случаев речь идет о долгосрочной аренде, позволяющей одновременно передать и обязанность несения всех расходов.
Государственная собственность имеет специфические основания возникновения и прекращения (национализация, конфискация, приватизация), а некоторые виды имущества могут находиться исключительно в государственной или муниципальной собственности.
М��ниципальная собственность включает в себя объекты, принадлежащие: 1) городским поселениям; 2) сельским поселениям; 3) иным муниципальным образованиям (ст. 215 ГК РФ). Муниципальная собственность включает в себя как движимое, так и недвижимое имущество и принадлежит муниципальному образованию, а правомочия осуществляются соответствующими органами местного самоуправления. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, может быть закреплено во владение, пользование и распоряжение за муниципальными предприятиями и учреждениями.
Таким образом, субъектами права муниципальной собственности могут выступать все органы муниципального образования, которыми являются представительный и исполнительный орган.
Иные формы собственности. Понятие «иные формы собственности», хотя и используется в законе, ни в Конституции, ни в ГК РФ не раскрывается. Исходя из критерия субъекта собственности, к иным ее формам можно отнести собственность в Российской Федерации иностранных государств и международных организаций, которая имеет особенности своего режима в силу заключенных Российской Федерацией международных договоров.
Расселение аварийного жилья
В каждом городе есть список аварийного жилья — государство обязано его расселить. Список обновляется ежегодно, занимается этим администрация.
Если вы владели квартирой социального найма, вам предоставят жилье с учетом нормативов — минимум 42 м² на двоих, если вы в Петербурге; в регионах учетные нормы другие, но вас точно не обделят. А вот владельцам приватизированного жилья выдадут ровно столько же, сколько было в аварийном жилье, даже если там прописано 10 человек.
Однако власти могут переселить не в отдельную квартиру, а в коммуналку. Обычно в коммуналки расселяют одиноких граждан. Можно отказаться от коммуналки и потребовать отдельное жилье, но если договориться с администрацией о другом варианте не получится, то переселят насильно. Зато потом можно встать в очередь на расселение коммуналки.
Виды частной собственности
Частная собственность может выступать в следующих основных формах:
- Единичная собственность — характеризуется тем, что физич. или юридич. Лицо реализует все отношения собственности. Владелец частного предприятия может использовать труд человек своей семьи или наёмных рабочих;
- Партнерская собственность — она предлагает объединение в той или иной форме имущества, капитала, нескольких юридических или физических лиц с целью осуществления общей предпринимательской деятельности;
- По типу парт. собст. у нас работает ООО (общество с ограниченной ответственностью) ОДО (общество с дополнительной ответственностью).
- Корпоративная собственность — базируется на функции капитала, которая формируется путём свободной продажи титулов собственной акции ОАО (открытое акционерное общество).
Можно сделать вывод, что в России сложилась новая социально-экономическая система, которая характеризуется: восстановлением системы частной собственности, установлением власти капитала и денег, резким увеличением дифференциации доходов населения.
В России переход к различным формам собственности начался несколько лет назад, и с тех пор пришлось решать многие проблемы, которые раньше невозможно было предвидеть. В настоящее время многие способы и методы построения рыночной экономики на основе различных форм собственности, которые ранее не вызывали сомнений, оцениваются неоднозначно.
Многие неудачи переходного периода обусловлены непоследовательностью и противоречивостью многих правительственных действий, непродуманностью решений о приватизации, незапланированной передачей государственной собственности в частную и коллективную собственность.
Вопрос о месте и доле государственной собственности в развитии экономики сегодня рассматривается по-разному. Однако реформа имущественных отношений в России еще не завершена, и ее дальнейшие перспективы волнуют не только специалистов, но и все общество.
Одной из особенностей сложившейся в России структуры собственности является то, что она остается привязанной к государству. До сих пор земля в России не продается свободно. Приватизация крупных предприятий также является проблемой.
Положительным моментом является то, что Россия движется в направлении, подтвержденном экономическим и историческим опытом большинства стран. И отрицательный момент, возможно, в том, что это движение не слишком сильное.
Часть А
A1. Отношения между людьми, возникающие по поводу имущества:
1) экономическая категория
2) социальные отношения
3) имущественные отношения
4) моральные нормы
А2. Извлечение из имущества полезных свойств:
1) владение
2) распоряжение
3) пользование
4) дарение
АЗ. Верны ли суждения о собственности: а) в Российской Федерации все формы собственности равноправны; б) муниципальная собственность в России является государственной?
1) верно только а
2) верно только б
3) верны оба суждения
4) оба суждения неверны
А4. Верны ли суждения о правах собственника: а) все произведенное человеком является его собственностью; б) право собственности защищается государством?
Государственная собственность — урок. Обществознание, 8 класс
Помимо частной собственности в нашем государстве существует ещё и государственная собственность.
Государственная собственность — это имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации — республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономным областям, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).
Пример:
к государственной собственности можно отнести военные части, национальные природные парки, государственные университеты и т. д.
В самом общем плане можно сказать, что всё, что не относится к частной и муниципальной собственности, относится к государственной.
Часто объекты государственной собственности существуют там, где возможности рынка ограничены, но без этих объектов нормальное функционирование общества невозможно.
При этом государственная собственность может функционировать с меньшей эффективностью, чем, скажем, объекты частной собственности. Это связано с тем, что главной целью государственной собственности не является получение прибыли.
Пример:
таким примером может служить Федеральный университет, где главной целью объекта собственности служит эффективный образовательный процесс, а не прибыль.
Согласно постановлению Верховного Суда РФ от (27).(12).(1991) года государственная собственность в Российской Федерации делится на федеральную собственность, государственную собственность субъектов в составе РФ и муниципальную собственность.Объекты, которые относятся исключительно к федеральной собственности:
- объекты, которые составляют основу национального богатства страны.
- Объекты, необходимые для обеспечения функционирования федеральных органов власти и управления и решения общероссийских задач.
- Объекты оборонного производства.
- Объекты отраслей, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства России в целом и развитие других отраслей народного хозяйства.
- Прочие объекты.
Что входит в государственную форму собственности
Одной из основных форм госсобственности является публично-правовая собственность, она классифицируется по субъекту, который осуществляет управление имуществом.
Публичная собственность – это когда объект недвижимости принадлежит государству, конкретному субъекту или муниципалитету.
В Гражданском Кодексе выделено два вида такой собственности: государственная и муниципальная. Объекты должны использоваться по прямому назначению.
Право публичной собственности – это правовые акты, нормы законодательства, где закреплены полномочия собственника имущества, т.е. государства.
Важной частью в структур его собственности России считается публичная земельная собственность, это участки земли, которые находятся в ведении государства или муниципалитета. Регулирование отношений в этой сфере осуществляется Земельным Кодексом РФ. Первоочередной задачей является природоохранная деятельность.
Таким образом, формы права собственности имеют очень важное практическое значение для жизни людей, а также деятельности любой организации. Потому что от них зависит то, какими возможностями будет обладать собственник и какие права он имеет.
Другой комментарий к статье 214 ГК РФ
1. В п. 1 комментируемой статьи рассматриваются два вида государственной собственности, существующей в Российской Федерации: федеральная собственность и собственность субъектов РФ. Соответственно субъектом права федеральной собственности является Российская Федерация как государство, субъектами права собственности второго вида — республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа. При этом под государством (государственным образованием) следует понимать государственно-политическую организацию, осуществляющую публичную власть в стране (на территории субъекта РФ), связанную, но не совпадающую с гражданским обществом. Право собственности каждого вида государственной собственности, а в пределах второго вида и каждого отдельно взятого субъекта РФ, считается самостоятельным правом. Вместе с тем в условиях федеративного государства указанные права следует рассматривать как части федеративной системы государственной собственности страны.
2. Остаточный принцип в отношении права собственности на землю и другие природные ресурсы, закрепленный в п. 2 комментируемой статьи, не соответствует основным направлениям в развитии современного законодательства в данной сфере. Так, он вообще не распространяется на недра, которые (ст. 1.2 Закона о недрах) объявлены государственной собственностью, и многие другие природные ресурсы, а также отдельные категории земель. В свете развивающегося законодательства о природных ресурсах следует толковать и положения п. 2.
3. В п. 3 комментируемой статьи содержится отсылочная норма к ст. 125 ГК (см. коммент. к данной статье).
4. В п. 4 комментируемой статьи определены два вида имущества, находящегося в государственной собственности: 1) имущество, закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями соответственно на праве хозяйственного ведения и праве оперативного управления, и 2) имущество, составляющее государственную казну Российской Федерации и казну субъектов РФ.
Применительно к названным видам имущества было бы правильным говорить о праве государственной собственности так, как это обозначено в названии комментируемой статьи, а не государственной собственности вообще. Понятие государственной собственности как экономической категории включает в себя наряду с указанными видами имущества также имущество государственных хозяйственных товариществ и обществ. Имущество первого вида предназначается для использования в производственных, научных, образовательных, социально-культурных целях.
Что касается имущества казны, то под таковым понимаются все виды имущества, в том числе и финансовые ресурсы, не закрепленные Российской Федерацией или соответствующим субъектом РФ за государственными предприятиями и учреждениями. Это — финансовые ресурсы, находящиеся в ведении Федерального казначейства (Казначейства России), которое является федеральным органом исполнительной власти (федеральной службой) (см. Постановление Правительства РФ от 01.12.2004 N 703 «О Федеральном казначействе» (в ред. от 14.03.2005) ), его территориальных органов; материальные ресурсы, находящиеся в ведении Федерального агентства по управлению федеральным имуществом и его территориальных органов, а также других указанных в законе органов государства, управомоченных выступать от имени Российской Федерации и соответствующих субъектов РФ.
———————————
СЗ РФ. 2004. N 49. Ст. 4908; 2005. N 12. Ст. 1042.
5. Согласно п. 5 комментируемой статьи, разграничение государственной собственности производится на основании федеральных законов и принимаемых в соответствии с ними законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ.
Впредь до издания указанных законов на федеральном уровне разграничение государственной собственности между Российской Федерацией и субъектами РФ осуществляется на основании Постановления Верховного Совета РФ от 27.12.1991 N 3020-1 «О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность, государственную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность» (в ред. от 21.07.1993) , распоряжения Президента РФ от 18.03.1992 N 114-рп «Об утверждении Положения об определении пообъектного состава федеральной государственной и муниципальной собственности и порядке оформления прав собственности» .
———————————
Ведомости РФ. 1992. N 3. Ст. 89; N 22. Ст. 1185; 1993. N 6. Ст. 191; N 32. Ст. 1261; ВКС РФ. 1994. N 4 — 5.
Ведомости РФ. 1992. N 13. Ст. 697.
Процесс разгосударствления
Под разгосударствлением принято понимать процесс передачи имущества от государства в руки частных лиц. Процедура включает в себя несколько направлений, главное из которых — сокращение доли участия госсектора в экономике страны.
Разгосударствление — система мер, направленных на преобразование государственной собственности для устранения чрезмерного участия государства в экономике.
Помимо прочего, процедура означает практически полное снятие с государства большинства функций хозяйственного управления, но это не означает, что руководство страны перестает играть существенную роль в рыночной экономике.
Основные способы разгосударствления:
- либерализация рынков — открытие новых возможностей для основания рынка новыми хозсубъектами,
- коммерциализация — перевод государственных организаций на коммерческий расчет,
- стимулирование создания смешанных предприятий,
- денационализация.
Все четыре инструмента применяются в совокупности, выражаясь в изменении форм управления организации и совершенствовании механизма рыночной экономики.