Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Правомерность начисления платы за ОДН (КР СОИ) сверхнорматива». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.
Если общедомовой прибор учета уже установлен, но плата за ОДН начисляется по нормативам, собрание собственников тоже потребуется, подчеркивает Ирина Булгакова. «Надо провести общее собрание, где нужно определить, какой способ из начислений перерасчета за ОДН выбрать. Например, можно весь год расходы на ОДН считать по среднему показателю, а в конце года корректировать. Делать корректировку можно чаще: через определенные периоды, можно и каждый месяц по факту считать», — пояснила она.
Обязательны общие собрания
Если собственники не определились с периодичностью, перерасчет по умолчанию будет ежегодным. Как отмечает Никита Чулочников, это может привести к крупным расходам. «В таком случае сумма может накопиться большая, которую придется единомоментно оплачивать», — говорит эксперт, добавляя, что самый комфортный вариант для жильцов — ежемесячный перерасчет. «Чтобы сумма не была большой, ее лучше регулярно корректировать», — заключает он.
Собранием собственников также можно вообще отказаться от оплаты по нормативам и перейти на оплату по фактическому потреблению, напоминают в Минстрое. — В этом случае перерасчеты не потребуются. Такой вариант расчетов максимально выгоден в домах, где все собственники дисциплинированно оплачивают коммуналку и нет серьезных проблем с состоянием самого дома.
Принцип оплаты за потребление
Оплату за потребление воды на общедомовые нужды рассчитывает представитель управляющей компании совместно с делегатом от жильцов дома.
Чтобы исключить обман со стороны управляющих компаний, жителям многоквартирных домов необходимо уметь самостоятельно рассчитывать количество воды, идущее на общедомовые нужды.
Чтобы рассчитать водоснабжение по общедомовому счетчику, необходимо из показаний общего счетчика вычесть сумму показаний индивидуальных водомеров со всех квартир, сумму кубометров воды, истраченной в квартирах, не имеющих счетчиков и рассчитываемой по нормативам. Для вычисления потребностей на общедомовые нужды полученную разность необходимо умножить на общую площадь своей квартиры и разделить на площадь всех помещений.
Тарифы на воду в Горноуральском городском округе
Муниципальное унитарное предприятие «Пригородная теплоснабжающая компания» (село Башкарка) |
||
Транспортировка воды |
||
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
8,72 |
x |
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
8,98 |
x |
с 01.01.2023 по 30.06.2023 |
8,98 |
x |
с 01.07.2023 по 31.12.2023 |
9,39 |
x |
Общество с ограниченной ответственностью «Горноуральская Компания Теплоресурс» (поселок городского типа Горноуральский) |
||
Питьевая вода |
||
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
43,27 |
43,27 |
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
44,98 |
44,98 |
с 01.01.2023 по 30.06.2023 |
44,98 |
44,98 |
с 01.07.2023 по 31.12.2023 |
46,88 |
46,88 |
Водоотведение | ||
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
18,61 |
18,61 |
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
18,79 |
18,79 |
с 01.01.2023 по 30.06.2023 |
18,79 |
18,79 |
с 01.07.2023 по 31.12.2023 |
19,35 |
19,35 |
Тарифы на транспортировку сточных вод в г. Екатеринбург (микрорайон Калиновский) в зоне деятельности МУП «Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» (г. Березовский)
тарифа |
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
||
без налога на добавленную стоимость |
для категории «население» (с учетом НДС) |
без налога на добавленную стоимость | для категории «население»(с учетом НДС) | |
Транспортировка сточных вод (технологически не связанная централизованная система водоотведения микрорайона Калиновского Кировского района в зоне деятельности МУП Березовское водо-канализационное хозяйство «Водоканал» (Березовский)) | 30,46 | х | 30,46 | х |
Оплата при наличии ОД-счетчика
Порядок проведения оплатных мероприятий общедомовых нужд при наличии счетчика выглядит следующим образом.
- Снимаются показания этого прибора, которые отражают количество потребленного за отчетный период ресурса всем домом – жильцами отдельно и в качестве ОДН.
- Далее происходит суммирование показаний индивидуальных приборов, установленных в квартирах.
- Чтобы определить конкретную сумму потребления на обслуживание общих территорий, из общего расхода производится вычет индивидуальных показателей.
- После обретения информации обо всех показаниях, ОДН распределяются на собственников путем деления на суммарную площадь постройки (получаем расход на 1 кв. м).
- Чтобы рассчитать ОДН на определенную квартиру, нужно значение, полученное в прошлом пункте, умножить на площадь каждой квартиры.
- Далее эти показатели умножаются на соответствующие тарифы, официально утвержденные в областях, регионах.
Данный порядок отражен в рамках федерального закона под номером 258-ФЗ.
Норматив одн на гвс в 2021 постановление правительства свердловской области
Как уточнили в Минстрое, изменения касаются многоквартирных домов, в которых плата за коммунальные услуги выставляется ресурсоснабжающими организациями напрямую жителям. Каким будет платеж, исходя из нововведений в законодательство, пояснили специалисты ЕРИЦ ЯНАО в Ноябрьске.
Рекомендуем прочесть: Выплаты Жилищной Субсидии Военнослужащим В 2021 Году
В случае непринятия такого решения собственниками помещений в многоквартирном доме или собственниками жилых домов отопительный период начинается и заканчивается в установленные уполномоченным органом сроки начала и окончания отопительного периода при подаче тепловой энергии для нужд отопления помещений во внутридомовые инженерные системы по централизованным сетям инженерно-технического обеспечения.
Если говорить о предназначении ОДН, то это коммунальные услуги, необходимые для поддержания нормальной жизнедеятельности всего многоквартирного дома. Пересмотр расчета ОДН объясняется тем, что многие управляющие организации стали списывать в этот раздел собственные долги перед поставщиками ресурсов и иные сторонние затраты.
При отсутствии общедомового счетчика порядок практически аналогичен, но в этом случае объемы потребления рассчитываются согласно нормам на человека или объем площади. Также расчет объема потраченных ресурсов в квартирах, не оборудованных индивидуальными счетчиками, осуществляется по нормативам потребления. Для расчета оплаты за тепло определяется общая площадь общедомового имущества.
При отсутствии коллективного (общедомового) прибора учета холодной воды, горячей воды, электрической энергии и тепловой энергии (при наличии технической возможности установки таких приборов учета), плата за коммунальную услугу, предоставленную на общедомовые нужды за расчетный период, рассчитывается с применением повышающих коэффициентов, предусмотренных утвержденными Правительством Российской Федерации Правилами установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг. «Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов», Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 №354
- Установить общедомовой счетчик. Практика показывает, что установка общедомового счетчика окупается в срок от полугода до года.
- Заменить электропроводку в общедомовых сетях, что значительно снизит потери электроэнергии.
- Проконтролировать, что к общедомовым сетям не произведены несанкционированные подключения учреждениями и организациями, расположенными на первых этажах, в цоколях и подвалах жилого здания. Контролировать такую ситуацию должна УК, в которую можно обратиться с просьбой о проверке.
- Вовремя подавать данные электросчетчиков жилых помещений. В случае поздней подачи данных, расходы ОДН рассчитываются по нормативам.
Что входит в общедомовые нужды — список
Чтобы вам было понятнее, представим в виде списка перечень коммунальных услуг, на которые распространяется ОДН:
- Нарушения технического типа в цепи электропитания, отопительном и газообеспечивающем оборудовании;
- Аварийные ситуации: затопления, сбои электропередачи, влияние погодных условий на домовое имущество;
- Санитарная уборка и профилактика общедомового пространства;
- Благоустройство прилегающих зон (освещение у подъезда, дороги, детские площадки, сады, газон, клумбы и деревья);
- Надлежащее освещение всех внеквартирных комнат (подвали, чердаки);
- Отлаженное функционирование лифта, систем видеонаблюдения, антенн и противопожарных механизмов;
- Обеспечение дома теплом и светом.
Общим имуществом признаются следующие объекты:
- Лестничные площадки, лестницы и лифты;
- Коридорные пространства, крыши, чердаки;
- Подвалы с проведенными трубами и батареями;
- Помещения, не находящиеся во владении конкретных жильцов, но организованные для общедоступного активного отдыха, самообразования и досуга;
- Техническое и санитарное оборудование, мусоропроводы;
- Подъездные ограждения, заборы, садовые принадлежности;
- Иные объекты, расположенные на территории жилищного комплекса, предназначенные для обеспечения благоустройства и обслуживания жильцов.
На 2021 год, впрочем, как и ранее, по всей территории Российской Федерации нет, и не может быть единого норматива по потреблению ресурсов в многоквартирных домах. В качестве примера можно рассмотреть некоторые административные субъекты в стране, а именно:
- Новосибирская область – на 01.01.2017 за 1 метр квадратных ОДН в домах на три этажа принята величина 0,907 кВт/ч за месяц, в домах на пять этажей – 2,210 кВт/ч, на двенадцать этажей – 4,411 кВт/ч, на тринадцать – зависит от пункта отопления и колеблется в пределах 6,128 и 7,014 кВт/ч;
- Ростовская область – при оборудовании многоэтажного дома лишь лампами оплата составляет 0,6 кВт/ч за месяц, при наличии лифта – 1,7 кВт/ч, с насосным оборудование добавляется ещё 0,9 кВт/ч;
- Саратов – собственники квартир в двухэтажном доме с осветительными приборами в подъездах платят 0,59 кВт/ч за месяц, в домах на четыре этажа – плюс ещё 0,84 кВт/ч, а с насосным устройством 0,97 кВт/ч, для девятиэтажных домов – 1,82 кВт/ч, с лифтом 2,4, с насосом 2,10, а с силовой установкой – 2,72 кВт/ч.
Для полного сведения ОДН к нулю, по мнению специалистов в сфере коммунальных услуг, необходимо устранить все выявленные в квартирах без индивидуальных счётчиков протечки ресурсов. Собственников квартир, в которых проживает большее количество жильцов, чем на самом деле зарегистрировано, необходимо призывать к ответу, поскольку по факту они платят не по счётчику, которого у них нет, а по количеству прописанных человек, а это немалые потери. Кроме того, платить за этих жильцов обязаны остальные собственники квартир, что заведомо несправедливо.
Следующий шаг в расходах и их уменьшении – это монтирование антимагнитных лент на счётчиках, чтобы недобросовестные потребители намеренно не занижали свои показания. Подобные действия являются мошенничеством, и подлежит наказанию в виде штрафа.
Общие домовые приборы учёта действительно позволяют снизить расходы на энергию и прочие ресурсы, показывая, насколько утверждённый норматив по ОДН рационален и каким потребляемым ресурсом злоупотребляют. ОДПУ должны быть установлены на каждом отдельном стояке.
Как снизить ОДН по электроэнергии?
Сростом нормативов потребления, увеличиваются и начисления ОДН, приведем несколько вариантов решений, позволяющих уменьшить эту статью расходов. В большинстве случаев, для реализации приведенных советов потребуется общее собрание жильцов дома. Начнем с главного:
- Произведите установку общедомового прибора учета. Сумма, затраченная на его покупку, окупится довольно быстро.
- Если передача информации (снятой с индивидуальных счетчиков) осуществляется, поставщику ресурса (электроэнергии) после контрольной даты, то вычисление расхода производится по региональной норме. Тоже касается и показаний общедомовых приборов.
- Желательно организовать процесс снятия информации со счетчика МОП таким образом, чтобы при этом присутствовал кто-то из жильцов, назначенный общим собранием или сотрудник управляющей компании. Последняя крайне заинтересована в этом, поскольку если расход будет превышать объем норматив потребления, финансовая ответственность ложится на УК.
- Организация проверок арендуемых помещений на предмет несанкционированного подключения.
- Модернизация электрооборудования и общедомовых электросетей. Даже замена обычных ламп накаливания на энергосберегающие аналоги даст ощутимый результат.
Норматив потребления холодной и горячей воды на человека в месяц без счетчика
С недавних пор граждан заставляют устанавливать в своих квартирах и домах счетчики. Если владелец жилья не пользуется ими, то он должен платить, исходя из нормативов, к которым применяются специальные, повышающие стоимость водных ресурсов, коэффициенты. Таким образом, оплата за холодную или горячую воду без счетчика становится финансово обременительна.
Положения, связанные с оплатой воды по нормативам, то есть без счетчика, приобрели в последнее время правовое и экономическое обоснование.
В частности, правила, регламентирующие подачу коммунальных услуг, которые были введены Постановлением Правительства РФ № 354, четко регламентируют порядок вычисления сумм оплаты за коммунальные услуги, однако этот акт не устанавливает саму норму использования водных ресурсов населением.
Местные отделы управления тарифами в ЖКХ на основании данных о фактическом использовании воды устанавливают нормативы водопотребления. Значения во многом зависят от благоустроенности квартир.
Город | Норма ГВС, чел/месяц | Документы |
Волгоград | 4,40 | Постановление Министерства ТЭ и ТР Волгоградской обл. от 25 июля 2012 года N 4/1 |
Воронеж | 3,07 | Приказ Управления ЖКХ и Э по Воронежской обл. от 10 июля 2013 года N 11 |
Екатеринбург | 4,01 | Постановление РЭК Свердловской обл. от 27.08 2012 года N 131-ПК |
Казань | 3,44 | Приказ Министерства СА и ЖКХ Республики Татарстан от 21 августа 2012 года N 131/о |
Красноярск | 3,3 | Постановление Правительства Красноярского края от 30.07.13 № 370-п |
Москва | 4,745 | Постановление Правительства Москвы от 28.07.1998 №566-ПП |
Нижний Новгород | 3,411 | Постановление Правительства Нижегородской обл. от 19.06.13 № 376 |
Новосибирск | 4,36 (закрытая система) | Постановление Мэрии г. Новосибирска от 28.11.08 № 740 |
Омск | 5,1 | Приложение N 1 к приказу РЭК Омской области от 11 сентября 2014 г. N 118/46 |
Пермь | 2,802 | Постановления правительства Пермского края от 17.09.15 № 647-п |
Ростов-на-Дону | 3,15 | Постановление РС по тарифам от 29.08.19 № 39/3 |
Самара | 5,92 | Приказ МЭ и ЖКХ Самарской обл. № 447 от 26.11.2015 |
Санкт-Петербург | 2,43 | Распоряжение комитета С-Пб по тарифам от 09.09.15 № 97-р |
Уфа | 3,259 | Постановление ГКР Башкортостан по тарифам от 31.08.12 № 221 |
Челябинск | 1,57 | Постановление Министерства ТР и Э от 28.12.16 № 66/1 |
Норматив потребления воды на одного человека в месяц без счетчиков
Муниципальное унитарное предприятие «Ресурс» (город Карпинск) | |||
Питьевая вода |
с 01.01.2021 по 30.06.2021 |
23,76 |
28,04 |
с 01.07.2021 по 31.12.2021 |
23,81 |
28,10 |
|
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
23,81 |
28,10 |
|
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
25,32 |
29,88 |
|
Открытое акционерное общество «Богословское рудоуправление» (город Краснотурьинск) |
|||
Питьевая вода |
с 01.01.2021 по 30.06.2021 |
9,11 |
10,75 |
с 01.07.2021 по 31.12.2021 |
9,13 |
10,77 |
|
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
9,13 |
10,77 |
|
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
9,74 |
11,49 |
|
Открытое акционерное общество «Объединенная теплоснабжающая компания» (город Екатеринбург) |
|||
Питьевая вода |
с 01.01.2021 по 30.06.2021 |
39,74 |
46,89 |
с 01.07.2021 по 31.12.2021 |
42,63 |
50,30 |
|
с 01.01.2022 по 30.06.2022 |
42,63 |
50,30 |
|
с 01.07.2022 по 31.12.2022 |
42,89 |
50,61 |
|
с 01.01.2023 по 30.06.2023 |
42,89 |
50,61 |
|
с 01.07.2023 по 31.12.2023 |
45,90 |
54,16 |
|
с 01.01.2024 по 30.06.2024 |
45,90 |
54,16 |
|
с 01.07.2024 по 31.12.2024 |
46,29 |
54,62 |
|
с 01.01.2025 по 30.06.2025 |
46,29 |
54,62 |
|
с 01.07.2025 по 31.12.2025 |
49,43 |
58,33 |
Что такое ОДН по электроэнергии?
Лампы, освещающие перечисленные ранее общие площади в доме и возле дома, потребляют некоторый объем электроэнергии. Так же лифт и другие коммуникации, находящиеся в общедомовом пользовании. Конечно, это расходы, и за год далеко не малые. Эти ОДН распределяются на всех владельцев жилых площадей дома.
Ранее коммунальная организация, в управлении которой находился дом, могла выставлять ОДН на электроэнергию путем вычитания потребленной энергии по индивидуальным счетчикам квартир и общедомовым показаниям. Проконтролировать, насколько правильно каждому собственнику выставлен счет по ОДН, не представлялось возможным. И здесь допустимо было некоторое лукавство, а проще говоря, жульничество, управляющей организации.
С 1 января 2017 года ОДН по электроэнергии переведены в жилищную услугу и введены строгие нормативы, по которым можно начислять плату за общепотребленные домом ресурсы. Они выведены расчетным путем и приближены к реальным нуждам. Такая мера помогла не просто вывести из тени доходы коммунальных организаций, нечестно предъявляющих жильцам завышенные ОДН, а побудила их к более строгому учету, контролю и экономии ресурсов.
Чего ждать жителям, не сделавшим свой выбор?
Теперь жители многоквартирных домов с выбранной и реализованной формой управления, оборудованных общедомовыми приборами учета, могут выбрать один из возможных вариантов расчета за электрическую энергию, потребляемую на общедомовые нужны:
- Вариант № 1. Рассчитываться за фактические объемы ОДН ежемесячно.
- Вариант № 2. Рассчитываться за ОДН, определяемый исходя из статистики среднемесячного потребления, с последующим перерасчетом по итогам года.
- Вариант № 3. Рассчитываться за ОДН исходя из утвержденных нормативов потребления с последующим перерасчетом по итогам года.
Как снизить платежи по ОДН?
Мы собрали мнения ресурсоснабжащих компаний, и вот что они рекомендуют.
Провести собрание и выбрать вариант расчета № 1, а именно — договориться с УК о ежемесячном начислении фактического объема ОДН. В этом случае жители смогут ежемесячно контролировать объем начисляемого ОДН.
- Принять меры по единовременному съему показаний приборов учета и передаче сведений о фактическом количестве проживающих граждан в помещениях, где нет индивидуальных приборов учета электроэнергии.
- Экономить электроэнергию в местах общего пользования — установить энергосберегающие приборы.
- Обратиться в управляющую компанию и ресурсоснабжающие компании для проведения совместной проверки корректности передаваемых показаний и работы индивидуальных приборов учета электрической энергии.